Внеклассное мероприятие по литературе «по праву памяти»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Внеклассное мероприятие по литературе «по праву памяти»

Скачать 345.25 Kb.


Дата10.05.2017
Размер345.25 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие

Скачать 345.25 Kb.

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Удмуртской Республики

«Воткинский машиностроительный техникум имени В.Г. Садовникова»



КОНКУРСНАЯ РАБОТА
На тему: Внеклассное мероприятие по литературе «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»
Разработал: преподаватель русского языка

и литературы Кошкарова Елена Ивановна

2016

Пояснительная записка

Всё дальше и дальше от нас годы Великой Отечественной войны. Сегодня сидят за школьными партами правнуки тех, кто воевал. Новое поколение, мы с вами, знаем о войне только из кинофильмов, из рассказов старших, из книг.

Книги - это живая память о беспримерном подвиге русских солдат. Произведения о войне делают нас душевнее, человечнее, учат нас внимательнее относиться к людям, их страданиям. Мы благодарны за это авторам этих книг.

«По праву памяти» – внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству поэтов и писателей, участников Великой Отечественное войны, чьи произведения о тех страшных событиях оставили в нашей памяти неизгладимый след: Муссы Джалиля, Ильи Эренбурга, Бориса Полевого, Юлии Друниной, Маргариты Алигер, Робера Рождественского, Эдуарда Асадова, Бориса Васильева.

В открытой защите рефератов приняли активное участие студенты первого курса.

Внеклассное мероприятие «По праву памяти» - это своеобразный проект, работа над которым продолжалась в течение четырех месяцев.

Январь. На уроке литературы обозначается задача: по предложенной теме самостоятельно изучить литературу (художественную, учебно-познавательную и учебную), составить развернутый план, начать работу над черновым вариантом.

Февраль. Из числа увлеченных литературой и заинтересованных студентов выбран состав участников. Начинается самостоятельная и кропотливая работа, требующая от студентов усидчивости, внимания, силы воли, желания найти и исследовать до конца выбранную тему. Проводятся индивидуальные консультации с каждым студентом. Задача преподавателя на этом этапе – направить, подсказать, посоветовать, помочь (в случае затруднения) с учебной литературой, поддержать.

Март. Студенты погружены в тему своей исследовательской работы, завершают черновой вариант. К этому времени должен быть готов и развернутый план (содержание работы).

Апрель. Учащиеся работают над чистовым оформлением реферата. В это время необходимо обратить внимание на приложения: иллюстрации, фотографии, цитаты.

Последний этап подготовительной работы – оформление книжной выставки и читального зала, где будет проходить открытая защита рефератов.

Наконец, сама защитная речь, краткая, лаконичная, эмоциональная, выразительная и грамотная. Она должна привлечь внимание каждого слушателя, участника мероприятия (кстати, как и внешний вид студента).

Во время открытой защиты рефератов все гости/слушатели получают оценочные листы, на которых им предложено в пятибалльной системе оценить выступление каждого.

Открытое мероприятие «По праву памяти» ставит перед собой следующие цели:


  • Показать истоки изображения войны в литературе военных лет и последовательных десятилетий.

  • Дать обзор произведений разных жанров (роман, повесть, очерк, поэма, стихотворение).

  • Познакомить студентов с жизнью и творчеством поэтов и писателей, участников Великой Отечественной войны, соединивших в своих произведениях высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

  • Показать студентам, что художественное слово, выразительное и эмоциональное, способно затронуть сердца любого слушателя.

  • Убедить студентов, что самостоятельный поиск материала, работа со справочной литературой расширяет кругозор, вырабатывает чувство ответственности, учит в большом материале выбирать главное, составлять развернутый план, вопросы, работать с аудиторией.

  • Научить студентов работать самостоятельно с текстами разных жанров, уметь высказывать свою точку зрения, быть тактичным к мнению других, давать полные ответы на поставленные вопросы, уметь сравнивать и анализировать, слушать и давать оценку услышанного, быть внимательным и тактичным по отношению к другим.

  • Расширить и углубить знания студентов о военной прозе, поэзии и публицистике. Развить чувство патриотизма и любви к Родине, уважение как к памяти тех, кто участвовал в войне, так и к великой дате – 70 лет Великой победе.

Планируемые результаты:

Предметные:



  • Обобщение знаний о жизни и поэтическом творчестве А.Т.Твардовского

  • Знакомство с творчеством поэтов и писателей военного и послевоенного периода

  • Углубление знаний о военной прозе, поэзии и публицистике

  • Отработка умений самостоятельно искать материал, работать со справочной литературой, составлять развёрнутый план, «тонкие» и «толстые» вопросы, работать с аудиторией

Метапредметные:

  • Использование на занятии фрагментов из музыкальных произведений (песни в исполнении М.Бернеса «Журавли» и А.Розенбаума «А может, не было войны»)

  • Исторический экскурс в годы жизни и творчества А.Т.Твардовского, а также других поэтов и писателей военного и послевоенного периода

  • Развитие художественных и творческих способностей обучающихся (выразительное чтение поэтического и прозаического текста, заочная экскурсия, информационно-справочные буклеты, синквейн).

Личностные:

  • Отработка умений высказывать свою точку зрения, давать полные ответы на поставленные вопросы, сравнивать и анализировать, слушать и давать оценку услышанного, быть тактичным к мнению других

  • Работа индивидуально и в группе

  • Отработка умений находить в поэтическом отрывке ключевые слова

  • Отработка умений переключаться с одной формы работы на другую

Методы и приёмы:

  • Проектная методика.

  • Работа с текстами разных жанров.

  • Составление «тонких» и «толстых» вопросов.

  • Поисковая, исследовательская работа.

  • Презентация / открытая защита рефератов

  • Защита информационно-справочных буклетов «Присягая Победе»

  • Работа с материалами воткинского поэта, преподавателя техникума Ясакова Г.К.

  • Работа по созданию собственных поэтических текстов и синквейнов на военную тематику.

Оборудование:

  • Магнитофон (звучат песни в исполнение Марка Бернеса «Журавли» и Александра Розенбаума «А может, не было войны…»).

  • Стенды (иллюстрации, фотоматериалы, стихи о войне).

  • Книжная выставка (книги тех авторов, чьи имена звучат в защитной речи студентов).

  • Оценочные листы.

Материалы открытого мероприятия могут быть использованы студентами и преподавателями как во внеклассной работе, так и при подготовке и проведении уроков на военную тематику.

Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой,

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой,

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.

(А.Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти»)



Текст – сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По праву памяти»

Звучит музыка

(«Журавли» в исполнении Марка Бернеса)

  1. Всё дальше и дальше от нас годы Великой Отечественной войны. Сегодня сидят за школьными партами правнуки тех, кто воевал. Новое поколение, мы с вами, знаем о войне только из кинофильмов, из рассказов старших, из книг.

  2. Книги - это живая память о беспримерном подвиге русских солдат. Произведения о войне делают нас душевнее, человечнее, учат нас внимательнее относиться к людям, их страданиям. Мы благодарны за это авторам этих книг.

  3. «По праву памяти – внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству поэтов и писателей, участников Великой Отечественное войны, чьи произведения о тех страшных событиях оставили в нашей памяти неизгладимый след.

  4. В открытой защите рефератов приняли активное участие студенты первого курса. Уважаемые гости, у каждого из вас есть оценочный лист, на котором написаны имена всех участников. Мы предлагаем вам в пятибалльной системе оценить выступление каждого. Обратите внимание на выставку, где представлены книги, фотографии, иллюстрации и работы наших студентов.

1

25 августа 1944 года был казнён на гильотине в Берлинской тюрьме Маобит известный татарский поэт Мусса Джалиль. Он был схвачен гестаповцами по доносу провокатора и заключён в одиночную камеру. Ни жестокие пытки, ни предложение свободы, жизни и благополучия за выданные имена друзей, ни камера смертников не сломили его воли и преданности к Родине.

До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку, тетради со стихами Джалиля. «Маобитская тетрадь» написана на обрывках бумаги с огрызком карандаша. Стихи выполнены жаждой свободы и страстным призывом к борьбе с фашизмом.

Студент группы Х-11 Грахова Анна назвала свою работу «Муса Джалиль – «Жить так, чтобы и после смерти не умирать».



2

Мы вместе вновь переживем

Любовь, единую на свете,

Как лава, охладеет кровь,

Душа застынет тонкой коркой,

Но вот останется любовь

Во мне миндалиною горькой…

Илья Григорьевич Эренбург, поэт, писатель, прозаик, публицист. При всей сложности и неоднозначности его фигуры – одна из наиболее выразительных и знаковых личностей на культурном небосклоне своего века.

«Как узнал он народ и дружбу, как ходил на войну и службу». Так назвала свою работу, посвященную творчеству Эренбурга, Светлана Попова, группа Х-11.

3

Книга «Повесть о настоящем человеке» была написана на одном дыхании – всего за 19 дней, весной 1946 года, во время Нюрнбергского процесса над главарями гитлеровского рейха. Подполковник Борис Николаевич Полевой находился там в качестве специального корреспондента. «Они были под стать друг другу, герой и автор невыдуманной книги о народном героизме». В 1948 году на экраны страны вышел фильм с одноименным названием, а в 1960 на сцене Большого театра была поставлена опера, написанная по этому произведению гениальным русским композитором Сергеем Прокофьевым.

Пониткин Никита, студент группы Эл-11, работал над рефератом «Борис Николаевич Полевой. Повесть о Настоящем человеке».

4

Нет, это не заслуга, а удача –

Стать девушке солдатом на войне,

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

Юлия Владимировна Друнина сказала о себе: «Я родом не из детства, из войны…». Война заслоняла всё. Большая часть её стихов – на военную тему. Война пробудила когда – то её душу и бередила память до последнего дня, когда поэтесса в 1991 году сама решила, что ора уходить.

Жизненному и творческому пути Юлии Друниной посвящена работа студента группы Х-11 Джеранова Тиграна.

5

5 августа 1992 года «Литературная газета» опубликовала некролог «Памяти Маргариты Алигер». Его подписали 25 известных поэтов и писателей. В нём, в частности, говорится: «Всё, что написала Алигер в годы Великой Отечественной войны, вызвано к жизни трагической болью невосполнимых утрат и, несмотря ни на что, верой в неизбежность Победы…оставалась только дивиться силе её поэтического таланта. Она была истинно высоким матером лирической поэзии. Именно так воспринимали её современники».

Научно – исследовательская работа студента группы Эл-11 Ладик Михаила носит название «Маргарита Иосифовна Алигер. Человек удивительной судьбы».

6

Никто нам, товарищ, не скажет, что нас обделила судьба…

Но если над миррой однажды тревожно зальётся труба…

Сквозь ураганный ветер, по ноздреватому льду

Я за тобой пойду, голос начищенной меди!

Военное детство, учёба, путешествия – всё имеет место не только в жизни, но и в творчестве Роберта Ивановича Рождественского, лауреата премии Московского и Ленинского комсомола, Государственной премии, автора более 50 книг. Он оставил после себя не только след в архивах, но и всеми любимые стихи и песни.

Студент группы Х-11 Горохова Ольга работала над темой «Роберт Рождественский. Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест».

7

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась.

Эдуард Аркадьевич Асадов – самобытный поэт, почётный гражданин города Севастополь, участник Великой Отечественной войны. Это о нём Корней Иванович Чуковский сказал: «Вы – истинный поэт, ибо у вас есть то подлинное поэтическое дыхание, которое присуще только поэту! Желаю успехов!»

Студент группы Х-11 Мясникова Дарья назвала свою научно-исследовательскую работу «Эдуард Асадов. Сражаюсь, верую, люблю».



8

Мальчишкам, родившимся в год Ленина, в 1924 году, суждено было почти всем сложить головы в Великой Отечественно войне. В живых их осталось только три процента, и писатель Борис Васильев чудом оказался среди них. «Мне и вправду выпал счастливый билет, - вспоминает он, - я не умер от тифа в 34-ом, не погиб в окружении в 41-ом, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем боевом, под Вязьмой, в марте 43-го, я нарвался на миную растяжку, но на теле не оказалось ни одной царапины». «В списках не значился», «Завтра была война», «Не стреляйте в белых лебедей», «Утоли моя печали», «А зори здесь тихие» - автор этих и многих других книг Борис Львович Васильев.

Фронтовые огни и воды. Над этой темой работал студент группы Эл-11 Трефилов Алексей.

9

Студент группы Х-12 Дектерева Анастасия представила на суд зрителей стихотворение, которое она сама сочинила и посвятила своей бабушке, участнице Великой Отечественной войны. Анастасия отметила, что большую помощь ей оказала мама.

Помните, что было в 41-ом!?
Жуткая кровавая война.
После неё Россия стала пеплом,
И в каждый мирный дом пришла беда.

Как становились матери седыми,


И жены не держались на ногах.
Как парни погибали молодыми,
У стариков стояли слёзы на глазах.

Брест, Ригу, Крым и всю Европу


Бойцы Советов отбивали у врагов.
Теряли силы, истекая кровью,
Стояли насмерть за своих отцов.

Был голод, ужас, страх, упадок.


В кромешной тьме потери, слезы, кровь.
Четыре года жизнь казалась адом,
Но люди воевали вновь и вновь.

Патриотизм и дух надежды


Спасли Россию от огня,
И в 45-ом флаг победы
Был пронесен у стен Кремля!

Со дня победы над фашизмом


Прошло уж семь десятков лет.
Мы благодарны нашим предкам
За жизнь счастливую без бед,

Почет, вниманье, уваженье


Всем тем, кем пройден этот путь,
И наша память не забудет
Всех тех, кого уж не вернуть.

Помните, что было в 41-ом!


Жуткая кровавая война…
10

Группа студентов 1 курса в течение нескольких месяцев работала над составлением информационно-справочных буклетов «Присягая Победе», презентацию которых и предложила всем участникам мероприятия.



11

Гость праздника, поэт, преподаватель техникума, ветеран педагогического труда Ясаков Григорий Кириллович, рассказал о своём отце, участнике ВОв, почётном жителе города Воткинска, скульпторе Ясакове Кирилле Григорьевиче. Поэт прочитал свои стихи из поэтического сборника «Эх, война, война…».

Стоят в погостах обелиски,

Что видно даже за версту.

Чтоб не забыли мы о близких,

Погибших на своём посту.

Их, побывавших в мясорубке,

В боях прошедшей той войны,

Мы, дети наши, наши внуки,

Всех помнить, уважать должны.



Звучит музыка

(А может, не было войны…» в исполнении Александра Розенбаума)



Смыкая возраста уроки,

Сама собой приходит мысль –

Ко всем, с кем было по дороге,

Живым и павшим отнестись.

Она приходит не впервые,

Чтоб слову был двойной контроль.

Где, может быть, смолчат живые,

Так те прервут меня:

–Позволь!




Перед лицом ушедших былей

Не вправе ты кривить душой,

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

И мне да будет та застава,

Тот строгий знак сторожевой,

Залогом речи нелукавой

По праву памяти живой.





Чтоб мерить всё надёжной меркой,

Чтоб с правдой сущей быть не врозь,

Многостороннюю проверку

Прошли мы – где кому пришлось.

И опыт – наш почтенный лекарь,

Подчас причудливо крутой,

Нам подносил по воле века

Его целительный настой.





Зато и впредь как были – будем,

Какая вдруг ни грянь гроза,

Людьми из тех людей, что людям

Не пряча глаз, глядят в глаза.

Спасибо всем за внимание, за поддержку и за работу. Оценочные листы мы просим сдать. Всего доброго!

Защитная речь

Борис Николаевич Полевой. Повесть о Настоящем Человеке

В своём реферате я хочу отразить вклад, который внесли в победу Великой Отечественной войне наши писатели и военные корреспонденты.

Одним из таких писателей, с творчеством, которого хочу вас познакомить, является Борис Николаевич Полевой. В своих работах он показал героизм нашего народа, наших солдат, участвующих в этой великой битве.

Особенно ярко это отражено в «Повести о настоящем человеке». Всё, о чем рассказывает писатель, основано на документальных материалах, воспоминаниях современников, которые он тщательно собирал на протяжении всей своей жизни.

Чем меня покорила повесть Б.Полевого? Прежде всего, правдой. «На мой взгляд, она из стержневых основ «Повести о настоящем человеке» - понятие о долге» - сказал герой Советского Союза Владимир Карпов.

Я считаю, что мы должны знать о подвигах простых людей, совершенных в годы Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, чьи подвиги были не менее важны для Победы, о людях, восстанавливающих страну из разрухи.

Всё это мы можем узнать из заметок и произведений писателя Бориса Полевого.

В 1941 – 1945 годах Борис Полевой постоянно находился в действующей армии, с октября 1941 года в качестве военного корреспондента газеты «Правда». Очерки, написанные в 1941 году непосредственно на калининском фронте, писатель объединили в цикл «В ту тяжёлую зиму».

Борис Полевой был не только смелым репортёром, но и солдатом, не боявшимся передовой, побывал на многих фронтах.

Тема войны и героизма советских людей занимала важное место и в последующем творчестве Бориса Николаевича Полевого. Все его произведения насыщены творческими событиями, географическими и образными реалиями.

Наибольшую писательскую известность и славу Полевому принесла «Повесть о настоящем человеке», опубликованная в 1941 году в журнале «Октябрь». В этой повести говорится о подвиге русского лётчика – истребителя Алексея Петровича Маресьева, который в одном из боев был сбит и с перебитыми ногами три недели добирался до линии фронта, после госпиталя с ампутированными ногами и длительных тренировок вернулся в строй, снова начал летать и бить фашистов.

В своей повести Полевой отразил героизм, мужество и верность к родине советских людей.

Борис Полевой совершил писательский подвиг. Наверное, он готовился к нему всю жизнь, всю войну, потому что с первых репортерских строк в нём зрело убеждение, что если уж стоило брать в руки перо, то только ради того, чтобы написать о героическом в жизни, ибо лишь подвиг во имя Родины прекрасен.

И этому принципу – воспевать героику борьбы и труда Борис Полевой остался верен на всю жизнь. Не случайно Борис Полевой так любил обращаться к знаменитым горьковским словам: «В жизни всегда есть место подвигу», - когда говорил о назначении советской литературы, чья история навеки связана с героической историей народа.



Защитная речь

Илья Эренбург. «Как узнал он народ и дружбу,

Как ходил на войну и службу»

Илья Григорьевич Эренбург – это один из тех самых поэтов, которых не упоминают в школьной программе, чье имя не прозвучало ни на одном уроке литературы. Даже из взрослых людей о нем мало кто слышал. Поэтому я выбрала этого писателя, чтобы узнать о нем, о его жизни и творчестве.

Прочитав несколько произведений этого поэта, я поставила перед собой цель рассказать вам о том, что когда – то был такой писатель, Илья Эренбург, простым человеком, участником событий тех самых страшных времен. Он один из немногих поэтов, кто поддерживал своих соотечественников в своих красивых произведениях, а также Илья Эренбург всегда относил себя к числу людей, борющихся за справедливость.

С 1941 по 1945 годы работал во многих газетах. Был хорошим журналистом. В творчестве И.Г. Эренбурга еврейская тема занимает значительное место, ей посвящено очень много произведений.

Эренбург относится к поэтическому поколению Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама и Маяковского.

Практически с первых шагов в литературе Эренбург не ограничивал себя

каким – то одним литературным жанром. Стихи, переводы, критические статьи, журналистика и проза.

Некоторое время Эренбург жил в гражданском браке с Екатериной Шмидт. У них родилась дочь Ирина. Её деятельностью являлось перевод и поэзия.

После начала первой мировой войны Эренбург попытался вступить иностранным добровольцем во французскую армию, но был признан негодным по состоянию здоровья.

В конце 1942 года Эренбургу первому из советских людей была присуждена Сталинская премия «За укрепление мира между народами». И.Г. Эренбург неизменно поддерживал талантливых писателей и художников. Он открыто спорил с Хрущевым, защищая их. После этого он был подвергнут жестокой критике в печати и со стороны Хрущева. В очередной раз его перестали печатать.

Самую большую группу в военной литературно – критической публицистике составляют проблемно – аналитические статьи.

Довольно распространенным в советской периодике военных лет был жанр литературного портрета. К жанру литературного портрета тесно примыкают критическая статья.

В период войны И.Г. Эренбург много писал рецензий. Также много публиковалось творческих отчетов. Таким образом, публицистика Эренбурга военных лет отличается разнообразием жанров.

У Эренбурга был единственный по – настоящему ценный друг – Елизавета Полонская. С ней он познакомился во время эмиграции в Париж в 1908 году. Именно она подтолкнула И.Г. Эренбурга к поэтической деятельности.

Таким образом, в своей работе я попыталась рассмотреть биографию, творчество и публицистические статьи Ильи Григорьевича Эренбурга.

Я пришла к выводу, что Илья Эренбург был великим журналистом своего времени. Очень много публиковался в известных газетах и журналах. Всегда был в центре всех событий, что дало возможность оповещать людей о происходящем. Узнала, что его статьи и в наше время актуальны и изучаются многими людьми

Илья Эренбург внес великий вклад в годы Великой Отечественной Войны, так как являлся одной из центральных фигур литературного процесса. Полторы тысячи публицистических произведений, напечатанных в советской и зарубежной периодике в 1941 – 1945 годы стали заметным явлением литературной и общественной жизни, закрепив за И.Г. Эренбургом звание писателя – антифашиста.

Поставленные цели к данной работе я считаю выполненными. Теперь многие из вас знакомы не только с творчеством Ильм Эренбурга. И, несмотря на то, что его давно нет в живых, он всегда останется в нашей памяти.

Отрывок из знаменитого стихотворения Эренбурга, написанного в 1913 году «В Брюгге»:

В сердце места нет ни злу, не укоризне,

И легко белые годы вспоминать,

Если к горечи, к тревоге, даже к жизни

Начинаешь понемногу привыкать.

Защитная речь

Эдуард Асадов. «Сражаюсь, верую, люблю…»

Эдуард Асадов – один из моих самых любимых поэтом – лириков. В завораживающих строках о любви, войне, дружбе, природе, чувствах каждый может найти что – нибудь своё.

«Сражаюсь, верую, люблю» - эти слова стали девизом для поэта, его жизненного кредо. Но любое сражение и любая вера потеряли бы, наверное, всякий смысл без самого главного, ради чего стоит жить на земле, то есть без любви. И вот ради этого самого прекрасного чувства в мире жил, мечтал и трудился поэт Эдуард Асадов. К сожалению, с течением времени мы всё реже и реже вспоминаем о нем.

Моя цель рассказать вам об этом замечательном человеке, и я надеюсь, что моя работа затронет ваши души кого – нибудь из слушателей, тогда я буду знать, что я сделала эту работу не зря.

Для разработки я поставила перед собой несколько задач:


  • Узнать подробнее о жизни писателя;

  • Познакомиться с его творчеством.

«Я так хочу стихи свои писать,

Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперёд.

Такая песня будет побеждать,

Такую песню примет мо народ».

Глубина и неординарность мышления Ивана Калустовича оказали огромное влияние на формирование характера и мировоззрения внука, горячую любовь к людям. Когда начиналась война, он, не дожидаясь призыва, пришёл в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на фронт. В военные годы он совершил много достойных поступков, спас жизни многих людей, рискуя своей жизнью. В итоге не смог уберечь себя, потеряв зрение. На этом его творческий путь не закончился, он поступил в институт, закончив его с отличием, стал писать много стихов, и к началу 60-х годов его поэзия приобрела широчайшее звучание.

Умер Эдуард Асадов девять лет назад. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. А вот сердце своё он завещал захоронить на Сапун – горе в Севастополе, где он был ранен и потерял зрение. За всю свою жизнь он был награжден многими орденами и медалями.

Иногда говорят: «Сделаться поэтом нельзя. Поэтом нужно родиться. Мысль эта справедлива, но требует уточнения: поэтом нужно не только родиться, но и состояться. Много на свете случаев, когда подававший надежды талант далеко не всегда приносил «урожай». Но Асадов и родился как поэт, и как поэт состоялся. Он сумел стать нужным не десяткам, сотням или тысячам людям, а миллионам по России, странам бывшего СССР. Его стихи о любви и остальные переведены на украинский, татарский, армянский, эстонский и другие языки остались в памяти у многих. Я прочитала довольно много его стихотворений, и с каждой строчкой ощущала всю его любовь к Родине, народу, Земле. Действительно трудно себе представить поэта ловящего вдохновение между боем и похоронами павших товарищей. Однако поэзия Асадова рождалась между боями, потом, а позже, в госпитале – между операциями:

«Порой напарник приподнимет бровь

И скажет вдруг: - Не посчитай а службу,

А ну, давай прочти – кА нам про дружбу! –

И улыбнется: - Ну и про любовь…»

Таким образом, по моему мнению, я выполнила все задачи, котореы ставила перед собой.

Наша жизнь – как фонарика узкий свет,

А от лучика влево и вправо –

Темнота: миллионы безмолвных лет…

Всё, что было до нас и придёт вослед,

Увидать нам не дано нам право.

Хорошо б на тысячу лет растянуть

Время каждого поколенья,

Вот тогда получился бы путь как путь,

А не наше одно мгновенье!

Но судьба усмехнулась бы: - Для чего

Вы мечтами себя тревожите,

Если даже мгновенье – то одного

Часто толком прожить не можете!

Защитная речь

« Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест…»

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников. Молодая поэзия 50-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей, конечно, помогла эстрада, казалось, сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но прежде всего, подкупал гражданский и нравственный пафос этой, внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждает личность творящего человека в центре вселенной.

Выполняя эту работу, я постаивал перед собой цель: найти как можно больше информации об этом замечательном человеке и донести её до других людей.

Мои главные задачи:

- узнать какой вклад он внёс в литературу

- выяснить как можно больше биографических фактов

-изучить его творчество, которое так любит «золотая молодёжь»

Роберт Рождественский был образованным, добрым человеком хоть детство его было военным и суровым. Он очень любил старинные сказки и былины, что и привело его в 1951 году в Пудожский край, который стал ему вторым домом. Так же он любил путешествовать по России. Его творческая деятельность началась сразу после окончания Московского Литинститута. Большинство его стихов были переложены на музыку, так появились такие знаменитые песни как: «Мгновения», «Позвони мне, позвони», «Песня неуловимых мстителей» из кинофильма «Неуловимые мстители», песни к оперетте «Голый король» и т.д. За свою жизнь получил немало орденов и литературных премий. Жизнь Роберта Рождественского была насыщена.

Были падения и взлёты. Я думаю, что поэтом нужно быть с рождения, таким и был Рождественский.

И в заключении я бы хотела прочесть стихотворение Рождественского, которое посвящено «Булату Окуджаве»:

Я шагала по земле, было зябко в душе и окрест.

Я тащил на усталой спине своей единственный крест.

Было холодно так, что во рту замерзали слова.

И тогда я решил этот крест расколоть на дрова.

И разжёг я костер на снегу.

И стоял.


И смотрел,

Как мой крест одинокий удивленно и тихо горел…

А потом зашагал я опять среди черных полей.

Нет креста за спиной…

Без него мне

Ещё тяжелей.


Защитная речь

Маргарита Алигер – человек удивительной судьбы

Цель исследования: познакомиться с творчеством Маргариты Алигер, её удивительной судьбой.

Исходя из поставленных целей, были определены следующие задачи:

- изучить критическую литературу по данной теме;

- прочитать стихи и поэмы М. Алигер;

- проанализировать поэму «Зоя» и выучить наизусть отрывок из поэмы.

Для решения этих задач мне пришлось работать с дополнительной литературой в библиотеке, в Интернете.

Считаю, что данная тема интересна и актуальна в наши дни.

Маргарита Иосифовна Алигер родилась в Одессе в октябре 1915 года в небогатой еврейской семье.

С раннего детства девочка полюбила книги и считала их «удивительными творениями природы». Первым любимым поэтом был Некрасов.

К школьным годам относятся, и первые попытки Риты писать стихи. Она писала их к каждому празднику, в честь каждого школьного события.

Как только началась великая Отечественная война, муж Константин ушел добровольцем на фронт и вскоре погиб в бою под Ярцевом. Его памяти она посвятила стихотворение «Музыка».

В годы войны Алигер работала корреспондентом центральной газеты выезжала на различные участки фронта, около года провела в блокадном Ленинграде. Её стихи систематически печатались в газетах, звучали по радио.

В те годы создана её самая знаменитая поэма «Зоя». «Зоя» - невыдуманная поэма, - рассказывает автор, - я писала её в 1942-м году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу её короткой жизни и героической смерти…»Зоя», в сущности, стала поэтом и о моей юности, о нашей юности. Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с фашизмом, обо всём, что было для нас в те годы важно.

Жги меня страдание чужое,

Стань родною мукою моей.

Мне хотелось написать о Зое

Так, чтоб задохнуться вместе с ней.

Мне хотелось написать про Зою,

Чтобы Зоя начала дышать,

Чтобы стала каменной и злою

Русская прославленная мать.

Чтоб она не просто погрустила,

Уронив слезинку на ладонь.

Ненависть – не слово,

Это – сила,

Бьющий безошибочно огонь.

Чтобы эта девочка чужая

Стала дочкой тысячи матерей.

Помните о Зое, провожая

В путь к победе собственных детей.

За поэму «Зоя» Алигер была присуждена Сталинская премия второй степени. Премию за поэму Маргарита передала на вооружение Красной армии.

В послевоенные годы Алигер продолжала литературную деятельность. В 1950-1960-е годы почти ежедневно выходят сборники её стихов.

«Сказать, что жизнь она прожила трудную, - ничего не сказать».

В 1956 году застрелился отец её младшей дочери – А.А. Фадеев. В 1947 году от рака крови скончалась её старшая дочь Татьяна. Младшая дочь Маша в октябре 1991 года покончила с собою.

Маргарита Иосифовна пережила своих детей и в августе 1992-го погибла в результате нелепейшего несчастного случая – она свалилась в глубокую канаву неподалеку от своей дачи.

И теперь они все трое – мать и обе дочери – лежат на одном кладбище, в «Переделкине».

Почти 60 лет (с выхода её первых стихов) своей неугомонной жизни отдала Алигер служению литературе. Незадолго до своей трагической гибели она писала: «Может быть, и нынешние свои годы я опишу интереснее, подробнее и объективнее когда – нибудь поздней, если сумею не просто дожить, а прожить и проработать эти опущенные мне годы так, чтобы обстоятельства моей жизни могли ещё интересовать людей».

Этим надеждам, к сожалению, не суждено было сбыться.

В результате проведенного мною исследования можно сделать следующие выводы:

Жизнь и творчество М. Алигер действительно поражает и вызывает чувство гордости. Сегодня мало кто знает и помнит имя поэтессы, её поэзию.

Стихи М. Алигер удивительно красивы, поэтичны, своевременны.

Нельзя без уважения говорить о многолетней переводческой деятельности М. Алигер. Она переводила стихи так, что они становились фактом отечественно поэзии.

Вершиной творчества М. Алигер становится поэма «Зоя», посвященная героизму и стойкости русского народа в Великой Отечественно войне.

В годы войны стихи Алигер регулярно печатались в газетах и звучали по радио.

С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто воевал с фашистскими захватчиками, тех, кто может рассказать о кошмарах войны в своих произведениях. Но мы должны помнить их имена, хранить память об их подвигах, мужестве, для того, чтобы такого ужаса не повторилось никогда.



Защитная речь

Муса Джалиль – «Жить так, чтобы и после смерти не умирать»

В этом реферате я хочу вам рассказать про великого татарского поэта Мусу Джалиля. О его нелегкой жизни, творчестве, и о гибели. Он прошел очень трудный жизненный путь и никогда не склонял своей головы, даже когда был в плену у фашистов, и тогда он верил в победу, и писал свои великие произведения. Когда я прочитала пару стихов из «Моабитской тетради» я сразу решила, что я обязана про него написать. Там написана, буквальна вся его жизнь, начиная с детства и заканчивая казнью в Моабите. Наверное, плен в Моабите это самый яркий момент в его жизни, именно в те моменты были созданы великие его произведения и труды. В плену он жил и писал не ради себя, а ради других, поэтому, когда читаешь «Моабитскую тетрадь», то на глазах невольно наворачиваются слезы.

Цель этого реферата состоит в том, чтобы больше узнать о жизни военных времен, о писателях этого ужасного и страшного времени. Показать, что в такие тяжелые годы, люди оставались интеллигентами, не забывали свой быт, культуру, семью, а самое главное своё Отечество. И оказываясь на грани жизни и смерти верили в победу и не унывали. Потому что именно эти качества отделяли нас от других наций во время войны, быть может, благодаря этому мы и одержали победу над фашистами. Наши солдаты не сдавались до последнего, как и Джалиль, для них была лучше казнь, чем предательство родины.

В первые недели Отечественной войны Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага», куда вошли боевые песни, марши, страстные патриотические стихи, построенные как взволнованный поэтический монолог.

1942 год. Начались суровые фронтовые будни. Джалиль все время находился на передовой, там, где было трудно. Боевые друзья, воевавшие с ним, вспоминают, как отважно сражался старший политрук на Волховском фронте, будучи военным корреспондентом газеты «Отвага».

Февраль 1942 года на фронте он написал более тридцати стихотворений. Бои и, наконец, горький плен. Раненный в грудь, без сознания Муса Джалиль попадает в руки врага. Горечь и позор плена тяжело переживал Джалиль. Он понимал, что лучше бы в бою погибнуть, чем влачить жалкую жизнь в стане врага. Нет, он не будет жалким предателем, прислужником. Фашисты бросили Мусу Джалиля в Моабитскую тюрьму. Там (1942-1944) были созданы всемирно известный цикл стихов – «Моабитские тетради». До нас дошли две маленькие, размером с детскую ладошку тетрадки с моабитскими стихами Джалиля. На последней страничке поэт оставил своё завещание: «К другу, который умеет читать по-татарски и прочтет эту тетрадь. Муса Джалиль вместе с десятью соратниками был казнен в Моабитской тюрьме 26 августа 1944 года.

Годы плена стали для Мусы Джалиля великими. Именно в эту лихую годину в нем проявились самые высокие, самые сильные стороны человеческого характера вообще: непоколебимая вера в победу, сила духа, неиссякаемая энергия сопротивления. Всё это и позволило Мусе Джалилю подняться до вершин бессмертия.

Муса Джалиль – «Жить так, чтобы и после смерти не умирать». Я могу точно сказать, что Муса Джалиль прожил жизнь так, что и после смерти, он до сих пор остался в наших сердцах. Меня он очень заинтересовал, не только как поэт, но и как человек военного времени, который, к сожалению так и не дожил до конца победы и мог радоваться вместе со всеми.

Известный азербайджанский поэт Самед Вургун сказал замечательные слова о Мусе. «мир и мировая литература знает много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт – герой Муса Джалиль, увековечившись своё имя и бессмертными творениями и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много. Вот они: великий Байрон, славный поэт Венгрии Петефи, герой Юлиус Фучик и, наконец, Муса Джалиль.

Я полностью согласна с Самедом Вургуном он ясно подчеркнул призвание Мусы Джалиля. И в честь Мусы Залилова поставлен памятник в Казани. К 60-летию со дня рождения татарского советского поэта Мусы Джалиля, ставшего Героем Советского Союза и лауреатом Ленинской премии посмертно. Авторы монументального сооружения – скульптор – Цигаль, архитектор – Голубовский.

А вот и его литературный памятник, который он оставил после себя.

Боль минувших невзгод

И мучений былых –

Все в забвенье уйдёт,

Словно не было их…

Ночь промчится, а там –

С днем встречаемся мы,

Любо, весело нам,

Словно не было тьмы…

Жизнь, однако, есть жизнь

Оттого – то сильней

Память радостных дней

Сохраняется в ней.

Там сердца и живут –

Не смолкает в них зов

Драгоценных минут

И счастливых часов.

Таких литературных памятников много, но этот я выбрала, потому что в этом стихотворении говорится, как бы тебе не было плохо, самое главное не обращаться на это внимание и жить дальше.

Не зря любимая фраза Муса Джалиля была такой «Жить так, чтобы и после смерти не умирать». И он выполнил свой долг и своё обещание.

Защитная речь

Юлия Владимировна Друнина. «я родом не из детства – из войны»

«В быту Юля была неорганизованной. В жизни Юля была красивой и очень обаятельной. Привлекательная внешность часто мешала в силу её бескомпромиссности. Она никак не хотела расстаться с юностью, уйти из жизни хотела не старой и беспомощной, но ещё здоровой и по-молодому красивой», - воспоминания о Юлии Друниной её первого мужа Николая Старшинова. «Целую тебя по количеству километров, нас разделяющих. Подсчитай. Твой муж товарищ Каплер», - так писал телеграмму из Москвы в Ялту её второй муж Алексей Каплер.

Свой реферат я решила посвятить поэтессе Юлии Друниной. В нем я раскрыл все периоды жизни Советской, а затем уже Российской поэтессы. Эта женщина поразила меня своей нелегкой судьбой. При подготовке материала я преследовал цели:


  1. Рассказать о детстве Друниной

  2. Исследовать её первые стихи и действия во время ВО войны

  3. Раскрыть её вклад в поэзию военного времени

  4. Изучить её личную жизнь

  5. Узнать о завершение её творчества

  6. Констатировать её самостоятельный уход из жизни

Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания, которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Батальонный санинструктор; Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, В Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад.

В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но её постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание – старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ «…негоден к несению военной службе».

После смерти Каплера в сентябре 1979 года, лишившись его опеки, она оказалась в растерянности; у неё было немалое хозяйство: большая квартира, дача, машина, гараж – за всем этим надо было следить, постоянно прилагать усилия, чтобы поддерживать порядок и состояние имущества. А этого делать она не умела, не привыкла. А потом грянула Перестройка, и жизнь её покатилась под откос. Друнина была ещё и очень одинока. Дочь вышла замуж и жила своей семьёй.

Юлия Друнина подписала себе приговор. Но прежде, чем привести его в исполнение, она должна была закончить свои дела. И главное своё дело – закончить сборник, который готовился к выходу: он назвался «Судный час» и был посвящен Каплеру. Когда сборник был закончен, Юлия Владимировна уехала на дачу, где 20 ноября 1991 года, ушла из жизни.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!

Её главное желание – быть похороненной в одной могиле с Алексеем Каплером – исполнилось.

Крымские астрономы Юлия и Николая Черных назвали одну из далеких планет Галактики именем Юлии Друниной. И это стало лучшим памятником Юлии Друниной: свет далекой звезды, свет, пронзающий время и расстояния, негасимый свет…

Вечная ей память.

Я родом не из детства – из войны.

И потому, наверное, дороже,

Чем ты, ценю я радость тишины

И каждый новый день, что мною прожит.

Я родом не из детства – из войны.

Раз, пробираясь партизанской тропкой,

Я поняла навек, что мы должны

Быть добрыми к любой травинке робкой.

Я родом не из детства – из войны,

И, может, потому незащищенней:

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя – шершавые ладони.

Я родом не из детства – из войны.

Прости меня – в том нет моей вины.



Защитная речь

Борис Васильев «фронтовые огни и воды»

Борису Васильеву принадлежит множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни. Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: «Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. «…Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?»

Цель моей работы поведать читателю о Борисе Васильеве, его жизненном и творческом пути.

Прежде чем писать о войне он сам был участником ВОВ.

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительского комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 80м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно – десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

После войны начинает заниматься литературной деятельностью. А в 1969 году была написана повесть «А зори здесь тихие…», рассказывающая о далеких событиях 1942 года. В расположении зенитно – пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки – зенитчицы. Старшина выделяет пять девушек и, командуя своей боевой единицей, думая, что немцев гораздо меньше, решает уничтожить немецких захватчиков.

Б. Васильев лауреат многих государственных премий и наград. По сценариям и книгам Б.Л, Васильева снято 15 кинофильмов.

Живет и работает в Москве.

Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.

Великая Отечественная война потребовала от нашего народа, от каждого советского человека напряжение всех его душевных и физически сил.



Вновь и вновь исследуют писатели истоки нашей победы над фашизмом, сущность российского характера, человека – патриота, интернационалиста, гуманиста.

Они исполнили свой долг и победили фашизм. И мы помни, что они победили для того, чтобы мы могли жить под чистым небом и ясным солнцем. И нам надо жить так, «чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Я думаю, мы будем достойными преемниками этих людей.
Каталог: files -> main -> documents -> 2016
2016 -> «Вольфган Амадей Моцарт»
2016 -> Рабочая программа по учебной дисциплине оп. 04 «Строительные материалы и изделия»
2016 -> Рабочая программа по учебной дисциплине «Иностранный язык» Количество часов по учебному плану
2016 -> ««Мировые» города и их роль в современном развитии мира» Загребайлова Виктория Михайловна
2016 -> Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Русский язык» для специальностей
2016 -> Методическое пособие по планированию, организации и проведению практических занятий по междисциплинарному курсу (мдк) 04. 01. «Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы»
2016 -> «Физические средства реабилитации при заболевании сердечно сосудистой системы» для специальности
2016 -> Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 "Иностранный язык" по профессии 23. 01. 03 Автомеханик
2016 -> Программа профессионального модуля пм. 04 Оформление причёсок Разработчики
2016 -> Подготовка доклада, реферата, презентации на тему «Система управления охраной труда на горном предприятии»

  • КОНКУРСНАЯ РАБОТА На тему: Внеклассное мероприятие по литературе «ПО ПРАВУ ПАМЯТИ»
  • «По праву памяти» – внеклассное мероприятие по литературе
  • Март.
  • Текст – сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По праву памяти» Звучит музыка («Журавли» в исполнении Марка Бернеса)
  • Звучит музыка (А может, не было войны…» в исполнении Александра Розенбаума)
  • Защитная речь Борис Николаевич Полевой. Повесть о Настоящем Человеке
  • Защитная речь Илья Эренбург. «Как узнал он народ и дружбу, Как ходил на войну и службу»
  • Защитная речь Эдуард Асадов. «Сражаюсь, верую, люблю…»
  • Защитная речь « Я шагал по земле, было зябко в душе и окрест…»
  • Защитная речь Маргарита Алигер – человек удивительной судьбы
  • Защитная речь Муса Джалиль – «Жить так, чтобы и после смерти не умирать»
  • Защитная речь Юлия Владимировна Друнина. «я родом не из детства – из войны»
  • Защитная речь Борис Васильев «фронтовые огни и воды»