Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантка кафедры таможенного дела Демидюк Елена Викторовна

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрантка кафедры таможенного дела Демидюк Елена Викторовна



страница1/4
Дата01.11.2017
Размер0.52 Mb.
ТипВыпускная работа


  1   2   3   4
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по


«Основам информационных технологий»
Магистрантка

кафедры таможенного дела

Демидюк Елена Викторовна

Руководители:

доцент Цеханович Татьяна Феликсовна,

ст. преподаватель Громко Николай Иванович

Минск – 2008 г.

Оглавление





Оглавление 2

Реферат на тему «Направления совершенствования информационных таможенных технологий (ИТТ) в Республике Беларусь» 3

Введение 3

Глава 1. Обзор литературы 4

Глава 2. Внедрение системы электронного декларирования 5

Глава 3. Другие направления совершенствования ИТТ 10

Глава 4. Проблематика совершенствования ИТТ 13

Заключение 14

Список литературы к реферату 16

Предметный указатель к реферату 17

Действующий личный сайт в WWW 19

Граф научных интересов 20

Презентация магистерской диссертации 21

Список литературы к выпускной работе 22

Приложения 23

Презентация магистерской диссертации 24



Список обозначений к выпускной работе
АИС – автоматизированная информационная система

АРМ – автоматизированное рабочее место

ВЭД – внешнеэкономическая деятельность

ВТО – Всемирная таможенная организация

ГТД – грузовая таможенная декларация

ГТК – Государственный таможенный комитет

ЕАИС – Единая автоматизированная информационная система

ЕС – Европейский Союз

ИВЦ – Информационно-вычислительный центр

ИТ – информационные технологии

ИТТ – информационные таможенные технологии

МЦТ – Минская центральная таможня

ОИС – объекты интеллектуальной собственности

ООН – Организация Объединенных Наций

ПТО – пункт таможенного оформления

ППТО – пограничный пункт таможенного оформления

ЭК ГТД – электронная копия грузовой таможенной декларации

ЭЦП – электронная цифровая подпись


Реферат на тему «Направления совершенствования информационных таможенных технологий (ИТТ) в Республике Беларусь»

Введение


Информационное обеспечение должно гармонично вписываться в общую мировую тенденцию по унификации и стандартизации таможенных и информационных технологий, средств сетевого обмена и средств защиты информации, оно должно исключить дублирование и перераспределение функций и данных, а также перейти на безбумажную технологию.

При создании и развитии сложных многоуровневых информационных систем требуется гибкое формирование и применение согласованных совокупностей базовых стандартов и нормативных документов. Причем информационным системам надлежит основываться как на международных, так и на внутренних стандартах, которые должны пронизывать все уровни информационной системы.

Глобальная задача Всемирной таможенной организации (ВТО) – содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб на базе ИТ во всех странах мира, особенно в тех, где происходят существенные экономические преобразования. [1, с. 15].

Совершенствование таможенной системы на базе информатики и ИТТ способствует формированию таких относительно новых для таможни направлений, как информационно-электронная таможня, международный информационный обмен, виртуальная таможенная логистика, телематика и др. Активно начинают использоваться в международных грузоперевозках и глобальные сети Internet, Intranet, Marinfo Nord, причем не только в активном, но и в интерактивном режиме. Переход экономики Беларуси на рыночные отношения и появление информационной экономики и ИТТ, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной деятельности, потребовали коренных изменений в характере деятельности таможенной службы страны. Прежде всего, это касается усовершенствования таможенно-расчетных операций, таможенной логистики, таможенного аудита, которое способствует превращению их в реально действующий современный инструмент государственного регулирования и контроля внешней торговли. [1, с. 17]


Глава 1. Обзор литературы

В связи с исторически сложившимися особенностями правового регулирования таможенной службы, а также присущей данному государственному органу специфики, вопросы научного анализа таможенной службы связаны с имеющимся дефицитом обстоятельных работ, посвященных комплексному правовому исследованию этого вида государственной деятельности. Проблемы совершенствования информационных таможенных технологий уже не новы для нашего государства, но все же приходится констатировать низкий уровень теоретической разработки данного вопроса и неустойчивость правовой базы. Поэтому при написании реферата приходилось обращаться не только к белорусским нормативным правовым документам и статьям белорусских авторов-практиков, но так же изучить взгляд российских авторов на проблему, и более того ознакомиться с источниками западных таможенных организаций и материалами сети Internet.


Глава 2. Внедрение системы электронного декларирования

По данным статистических исследований, в международной торговле в одной сделке участвует в среднем 27 партнеров. Кроме продавца и покупателя, в нее включены перевозчики, отправители, банки, страховые учреждения, инспекционные и сертификационные органы и мн. др. Число различных документов, которыми они обмениваются между собой, может достигать 40, а после их тиражирования – до 360 и более. Эти документы содержат приблизительно 200 элементов данных, многие из которых повторяются. Расходы по оформлению документов, их пересылке и обработке достигают от 7% до 15% общей цены торговой сделки. По некоторым оценкам, суммы, расходуемые на документооборот, составляют сотни миллиардов долларов в год.

Снижению этих расходов способствует внедрение в практику международной торговли электронного документооборота, в том числе и электронного декларирования. С точки зрения организации таможенного дела электронное декларирование обеспечивает повышение эффективности таможенного оформления и таможенного контроля за счет заблаговременного получения в электронном виде таможенных документов. Это позволяет провести полномасштабный контроль информации в системе анализа рисков, исключить субъективизм таможенного инспектора при принятии решения, обеспечивает единообразное применение норм таможенного законодательства для всех без исключения участников ВЭД. Кроме того, обеспечивается прозрачность процесса принятия решения в отношении декларируемого товара, ускоряется сам процесс его таможенной очистки.

Таможенный кодекс предусматривает возможность подачи деклараций в письменной и устной форме или электронным способом. В настоящее время при оформлении товаров мы используем комбинированный вариант – декларация подается на бумажном носителе и предоставляется ее электронная копия. Практически 100% декларирования в торговом обороте осуществляется таким способом. [2, с.13]

Сейчас автоматизированная технология таможенного оформления и таможенного контроля выглядит следующим образом. Уплатив таможенные платежи, подготовив необходимый комплект документов и составив декларацию, декларант появляется в таможенном органе и представляет весь комплект документов, а также ЭК ГТД таможенному инспектору. Электронная копия декларации и документы проходят следующие этапы контроля: форматно-логический, тарифный, контроль принятия таможенной стоимости, контроль уплаты таможенных платежей, нетарифный контроль (ограничения, запреты, квоты, лицензии, разрешения), валютный контроль. Причем зачастую декларант вынужден по тем или иным причинам проходить эти этапы несколько раз.

Сложившаяся система таможенного оформления и контроля уже не устраивает ни таможню, ни участников ВЭД. Исправить данную ситуацию может внедрение электронного декларирования. Реализация подобной задачи – дело общегосударственное. Для этого необходимо:

1. Внедрить в практику международной торговли электронный документооборот, основанный на применении коммерческих и товаросопроводительных документов, рекомендуемых международными организациями – ООН, ВТО и рядом других.

2. Создать систему электронного документооборота между органами государственного управления, уполномоченными в области нетарифного регулирования. Дело в том, что относительно товаров, таможенная очистка которых связана с нетарифным регулированием платежей разрешительные документы на это дают 13 ведомств. Поэтому, чтобы перевести весь комплекс таможенных документов на электронные носители информации, необходимо вовлечь в процесс внедрения технических новшеств и другие органы. [3, с.12]

3. Создать электронную систему учета движения таможенных платежей путем интеграции банковских и таможенных информационных систем. [2, с.14]

4. Разработать соответствующую нормативно-правовую базу.

В процессе реализации данного проекта необходимо решить следующие задачи:

1) Разработать нормативно-правовую базу, дающую юридическую основу для подачи декларации в виде электронного документа.

2) Разработать новые технологии таможенного оформления и таможенного контроля.

3) Завершить работы по модернизации телекоммуникационной инфраструктуры.

Для того чтобы внедрить электронный документооборот в деятельность таможенных органов, необходимо разработать нормативно-правовую базу и технологию сертификации программных средств декларантов, завершить работы по модернизации ЕАИС таможенных органов Республики Беларусь, провести реорганизацию таможенных органов.

В первую очередь реорганизация коснется ИВЦ МЦТ. Из удовлетворяющего информационные потребности таможенных органов и других органов государственного управления подразделения он должен превратиться в информационную технологическую таможню. Это связано с тем, что при переходе на электронное декларирование ИВЦ будет напрямую участвовать в технологии таможенного оформления и таможенного контроля. [2, с.15]

Схема таможенного оформления и таможенного контроля в условиях электронного декларирования будет выглядеть следующим образом. Декларант готовит электронную декларацию и через Интернет направляет ее на сервер электронно-вычислительного центра. Точность сведений удостоверяется ЭЦП, которая позволяет таможенникам идентифицировать отправителя, а также исключить возможность внесения изменений в текст посторонним лицом. [3, с.11]

Декларация проходит форматно-логический контроль. Результаты контроля в виде протокола возвращаются декларанту. При отсутствии ошибок система электронного декларирования регистрирует декларацию и передает ее в базу данных предварительных деклараций. Далее декларант вносит через свой банк таможенные платежи, готовит, при необходимости, документы, указанные в протоколе контроля декларации. Эти дополнительные документы могут быть переданы в систему электронного декларирования в виде электронного документа, либо представлены в ПТО при фактическом оформлении товара. В любом случае система электронного декларирования должна предоставлять возможность декларанту дополнять данные в декларации по мере появления у него необходимой информации.

Также будет модернизирована и система уплаты таможенных платежей. Банк декларанта переводит платежи в банк таможни. Из банка таможни платежи зачисляются на лицевой счет декларанта в системе учета таможенных платежей. Системой электронного декларирования проводится сверка рассчитанных и указанных в декларации сумм таможенных платежей с фактически уплаченными. Результаты сверки направляются декларанту. После этого он может подавать декларацию в ПТО для получения разрешения на использование товара в заявленном режиме.

Таможенник, введя в систему регистрационный номер декларации, поднимает ее из центральной базы. Затем он повторно вводит ключевую информацию в эту декларацию. Декларация проходит через систему анализа рисков, которая выдает рекомендации таможеннику о необходимых мерах таможенного контроля. По результатам контроля принимается решение либо о выдаче разрешения, либо об отказе. [2, с.15]

В централизованной системе оформление конкретной партии товаров получается прозрачным и для центрального офиса таможни, и для других подразделений ГТК.

Таким образом в упрощенном варианте будет выглядеть новая система декларирования.

Все электронные документы должны заверяться электронными подписями и обретать юридическую силу. Относительно юридической силы электронного документооборота хотелось бы отметить, что еще 10 января 2000 г. был принят закон Республики Беларусь «Об электронном документе», в котором определены понятия электронного документа и электронной цифровой подписи, устанавливается, что электронный документ может использоваться во всех сферах деятельности, и с его помощью могут совершаться сделки (заключаться договоры), производиться расчеты, осуществляться переписка и передача документов и иной информации. [4]

Определена также структура электронного документа, а главное – по своей юридической силе он приравнен к бумажному документу. Разработаны в законе также и основные положения по ЭЦП. Следовательно, в Республике Беларусь уже существует юридическая основа электронного документооборота.

Что касается внедрения электронного документооборота, то если рассматривать информационную систему таможенных органов как замкнутую, узковедомственную систему, то эта проблема в такой системе может быть решена достаточно просто и быстро. Однако информационная система таможенных органов имеет множество источников информации, сама является источником информации, и поэтому переход на электронный документооборот в такой системе возможен только при применении общепринятого стандарта. [5, с. 345]

Применение интегрированных информационных систем с участием стран ЕС предполагает изучение международного опыта по использованию EDI-технологии. Именно использование рекомендаций UN/EDIFACT позволяет наиболее быстро решать обозначенные выше проблемы.



Для обмена сообщениями в автоматизированной информационной системе с участием зарубежных таможенных служб важны протокол взаимодействия и соглашение об обмене. Протокол взаимодействия отправителя и получателя обеспе­чивает корректность передачи, исключает неавторизованный доступ и обеспечивает безопасность системы. Соглашение об обмене регла­ментирует перечисленные факторы и связанные с ними проблемы: обзор применения; стандарты обмена данными; безопасность дан­ных; проверка подлинности сообщений; проверка торговых систем; подтверждение, обязательства и страхование.

В Приложении представлены основные характеристики требований к унифицированным документам для EDI-технологии.

Особая проблема в документообороте – это наличие ошибок в данных сопроводительных документов, в процедурах доставки или в признаках товаров. К примеру, только список критических ошибок (в результате которых нельзя идентифицировать товар, регистрировать ГТД, определить таможенный режим и т.д.), выявляемых при проверке ГТД, превышает сотню. Эти ошибки приводят к дополнительным издержкам, задержке товаров на таможенной границе или при их таможенном оформлении, а также могут являться причиной срыва международных контрактов, потери скоропортящейся продукции и утраты доверия клиентов. В значительной мере эти проблемы решаются применением систем электронного документооборота EDI (Electronic Data Interchange). [1, с. 71]

Кроме вышеизложенного, для приема-передачи электронных документов необходимо стандартизировать интерфейс взаимодействия участников ВЭД с АИС таможенных органов. Вполне очевидно, что для работы с EDIFACT- или XML-документами может быть использована только система, способная обеспечить электронный обмен структурированными сообщениями. В то же время при использовании XML-технологии позволительно непосредственно применять транспортные протоколы TCP/IP, внедренные в Internet/Intranet.

Таким образом, можно выделить несколько основных требований, предъявляемых к создаваемым информационным системам:



  1. открытость информационных систем для внутреннего пользования и для взаимодействия с организациями околотаможенной инфраструктуры (другие государственные органы, декларанты и т. д.);

  2. соответствие основным мировым и национальным тенденциям в области стандартизации и унификации таможенных документов;

  3. обеспечение единого информационного пространства в конкретном регионе таможенной деятельности;

  4. обеспечение непрерывной связи процессов оформления товаров с взиманием таможенных платежей, а также оперативность поступления денежных средств в бюджет;

  5. полный административный контроль над деятельностью сотрудников таможенных органов (в том числе предотвращение злоупотреблений путем протоколирования действий пользователей, разграничения прав доступа и применения программных и технических средств защиты информации);

  6. полный контроль над перемещением грузов через таможенную границу Беларуси, включая получение предварительной информации о прибытии грузов на ППТО;

  7. управление процессом рассылки таможенных нормативных актов и осуществление контроля их исполнения в режиме реального времени. [1, с. 90]

Глава 3. Другие направления совершенствования ИТТ

На сегодняшний день ВТО разработала три стратегических направления своей деятельности:



  1. «Trade Rules» - разработка таможенно-правовой базы торговли;

  2. «Proced Best Fracficed» - создание совершенных таможенных технологий;

  3. «Institution Best Practices» - укрепление института таможенной службы. [6, с. 19-20]

Учитывая современное состояние таможенной службы и тенденции ее развития, можно выделить основные направления совершенствования информационного обеспечения таможенной системы:

  • изучение современных проблем и тенденций развития таможенной системы;

  • исследование места, роли и эволюции информационного обеспечения в таможенной системе;

  • системный переход в анализе законодательно-правовых основ информационного обеспечения, задач и функций управления, информационных потоков и иерархий в таможенной системе;

  • разработка макро- и микромоделей информационного обеспечения в таможенной системе;

  • разработка методологии построения АИС;

  • разработка информационно-таможенной технологии управления;

  • создание эффективных АРМ для сотрудников таможенных органов;

  • разработка основ информационного обеспечения интегрированных таможенных систем.

Реализация вышеперечисленных направлений неразрывно связана с основными практическими задачами, при приоритетности в разработках современных методик и моделей.

К ним, прежде всего, относятся:



  • унификация и стандартизация ИТТ в таможенной системе;

  • использование новых автоматизированных ИТ в таможенной деятельности;

  • совершенствование действующих программных средств и подсистем;

  • внедрение таможенно-расчетного центра на базе ИТ;

  • информационное обеспечение при использовании метода анализа риска.

Также в настоящее время назрела необходимость кардинальной модернизации существующих технологий организации пропуска и учета товаров, транспортных средств и физических лиц, пересекающих Государственную границу Республики Беларусь, приведения этих технологий в соответствие с растущим объемом и многообразием ВЭД, адаптации к постоянно изменяющимся условиям и задачам внешней и внутренней политики Республики Беларусь, к правилам, стандартам и процедурам, принятым в международной практике, к переходу от экстенсивного к интенсивному развитию таможенной службы. Изменились условия работы всех контрольных служб, приоритетные ориентиры развития, возникли новые задачи, требующие перестройки всей системы управления работой таможенных органов Беларуси. [7, с.22-23]

Одним из основных путей модернизации этих технологий является широкомасштабная автоматизация процедур таможенного оформления и контроля, пограничного контроля, совершенствование управления деятельностью таможенных органов на базе эффективного использования новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Хотелось бы также наметить такое направление совершенствования деятельности таможенных органов, как внедрение в их работу систем управления рисками. Автоматизация процедур таможенного оформления и контроля в соединении с электронным обменом данных между торговыми партнерами и таможней позволяет последней осуществлять проверку информации еще до прибытия товара на таможенную территорию. Эти элементы электронной торговли позволяют таможне уже на предварительных этапах оценить степень риска в отношении сделки и принять предварительное решение в отношении товаров по этой сделке. Эффективность такого подхода уже доказана мировой практикой. В Великобритании, например, участник внешнеэкономической сделки предоставляет необходимые данные таможне по электронной почте задолго до фактического пересечения товаром границы, и на основе уже имеющихся наработок оцениваются риски и делается заключение о том, какие меры целесообразно применить. В США таким же образом работает система ATS (Automated Targeting System), где накоплены значительное количество данных и автоматизировано большинство этапов анализа степени риска. В Канаде аналогичной системой является ACROSS – Accelerated Commercial Release Operations Support System. [8]

В Беларуси также в процессе функционирования ИТ накапливается информация в виде баз и банков данных. Эта информация пригодна для анализа, оценки, что поднимает на качественно новый уровень процесс принятия решения при таможенном контроле. В перспективе может быть создана на уровне мировых стандартов автоматизированная система поддержки принятия решения таможенником в отношении товаров и транспортных средств. С помощью предварительного анализа информации могут быть заранее отобраны товары, транспортные средства для производства их физического досмотра, оценена степень риска совершения противоправных действий. А оценка степени риска в свою очередь позволяет таможенным органам более эффективно использовать свой человеческий и материальный ресурс, повышать уровень выявления таможенных правонарушений. Иными словами, таможенный контроль организовывается на основе системы выбора (селективности), оценки и управления рисками. Идентификация рисков и типовые элементы данных, включаемых в профили – фильтры, через которые пропускается информация, – подробно описаны в рекомендациях ВТО по таможенному контролю. [9]

  1   2   3   4

  • Оглавление
  • Реферат на тему «Направления совершенствования информационных таможенных технологий (ИТТ) в Республике Беларусь»
  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. Внедрение системы электронного декларирования
  • Глава 3. Другие направления совершенствования ИТТ