Урок для старшеклассников Предисловие

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Урок для старшеклассников Предисловие

Скачать 207.58 Kb.


Дата08.01.2017
Размер207.58 Kb.
ТипУрок

Скачать 207.58 Kb.

Школьный реферат. Как его писать (библиотечный урок для старшеклассников)
Предисловие

В последнее время вы, ребята, получили возможность выбирать себе не только предмет для сдачи экзаменов, но и форму экзаменаци­онных испытаний. Наряду с традиционным устным ответом у школь­ников появилась возможность написания текстовых контрольных и реферата с последующей его защитой.

К сожалению, анализ наблюдений за учащимися, работающими над рефератом в нашей библиотеке, показал, что не все из вас умеют правильно это делать. Вся многочасовая работа в читальном зале сво­дится, зачастую, к простому переписыванию текстов, что соответст­венно сказывается на качестве работы.

В разных школах учителя предъявляют свои требования к ре­фератам. В целом можно выделить основные правила и общую струк­туру их написания.

Но, прежде всего, необходимо научиться определенной культу­ре научного труда, что облегчит ваше дальнейшее обучение в высших и средних специальных учебных заведениях.

Цель данных рекомендаций - научить вас, ребята, ориентиро­ваться в прочитанном, правильно подобрать литературу по теме рефе­рата, грамотно его составить и оформить.



I. Что такое реферат

Слово «реферат» имеет латинские корни и в дословном перево­де значит «докладываю, сообщаю». Практически все словари одина­ково определяют значение этого слова:

«Реферат - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий на основе обзора литературы и других источников»'.

Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.-С. 1014. Чтобы понять, чем отличается реферат от конспекта, доклада или сочинения, приведем их определения:

«Доклад - публичное сообщение на определенную тему»'.

«Конспект (лат. обзор) - краткое изложение, запись содержания какого-либо произведения»2.

«Сочинение - письменная работа, упражнение в правильном, литературном изложении своих мыслей, рассуждения на заданную

тему»3.

Таким образом, реферат как краткое изложение в письменном виде результатов изучения научной проблемы существенно отличает­ся от других работ, имеет определенную структуру и состоит из плана, введения, основной части, заключения, списка использованной

литературы.

П.Основные этапы работы над рефератом

1. Выбор темы и знакомство с ней

Выбор темы - один из важнейших этапов работы над рефера­том. Желательно уже при выборе темы реферата проявить максимум самостоятельности. Труд будет намного эффективней, если вы стане­те работать над темой, отвечающей вашим собственным интересам и наклонностям. Но и тема, предложенная учителем, может принести удовлетворение и даже увлечь, если выполнять задание добросовест­но, а не формально.



Основные требования к выбору темы:

- тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения);

- в названии реферата следует поставить четкие рамки рассмот­рения темы, которые не должны быть слишком широкими или

' Словарь русского языка: В 4-х т.: Т. 1. - М.: Рус. язык, 1985. - С. 419.



2 Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:

Большая Российская энциклопедия, 1998. - С. 564.



3 Словарь русского языка: В 4-х т.: Т. 4. - М.: Рус. язык, 1985. - С. 214-215.

узкими (например, по истории не следует допускать название типа «Петр I», по литературе - «Творчество А.С. Пушкина», по географии - «Западная Сибирь», по биологии - «Природа Ав­стралии» и т.п.);

- желательно избегать слишком длинных названий;

- следует воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также чрезмерного упрощения формулировок.

Выбрав тему, следует начать предварительное знакомство с ней: ознакомиться с кругом вопросов, относящихся к теме; повторить учебный материал; обратиться к словарям, энциклопедиям и другой справочной литературе (для уточнения терминов, дат, уяснения темы и названия работы, определения хронологических рамок и понятий­ных границ), к книгам обобщающего характера.

Например:

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории: В 2 ч. - М.:

ВЛАДОС, 1994. - (Сер. «Рос. лицей»),

Иловайский Д.И. Древняя история. Средние века. Новая

история. - М.: Современник, 1997. - 526 с.: ил.

В результате более четким станет представление о сущности выбранной темы, выяснятся аспекты, которые надо хорошо осветить.

Итогом данного этапа должен стать предварительный план ре­ферата. Этот план лучше составлять сразу в развернутом виде, не бо­ясь, что в дальнейшем его придется неоднократно дорабатывать, а, быть может, и перерабатывать. Составление плана уже на первона­чальной стадии работы над темой крайне необходимо, ибо без него невозможно выделить круг вопросов, подлежащих исследованию, по­следовательность их изучения, наконец, трудно будет определить дальнейшее направление работы в библиотеке.

Особенно важно определить цель реферата и четко ее сформу­лировать.

2. Выявление источников информации по теме реферата

Для успешного написания реферата надо, прежде всего, оты­скать нужную литературу. Для этого необходимо ознакомиться с ос­новными источниками получения информации: справочными и биб­лиографическими изданиями, библиотечными каталогам и картотека­ми, компьютерными носителями информации.

В каждой библиотеке имеются библиотечные каталоги. В них отражены все имеющиеся в библиотеке книжные фонды.

Каталог - перечень предметов (книг, рукописей, картин и т.п.) в определенном порядке, облегчающем их нахождение. Основными каталогами каждой библиотеки являются систематический и алфавит­ный.

Алфавитный каталог. К нему обращаются для того, чтобы уз­нать, имеется ли в библиотеке книга, автор и заглавие которой вам из­вестны. Карточки в нем расставлены в алфавите фамилий авторов и названий заглавий книг (если автор не указан, например, сборники), независимо от их содержания.

Систематический каталог отражает фонды библиотеки по их содержанию. К нему следует обращаться:

- для подбора литературы по определенной отрасли знания или теме;

- для разыскания книги, точное заглавие которой неизвестно.

Карточки здесь, как и книги на полках, сгруппированы по от­раслям знаний, каждая из которых имеет свое условное обозначение -индекс, чаще это цифра, иногда буква, например: 2 - Естествознание, 3 - Техника, 4 - Сельское и лесное хозяйство, 5 - Медицина и т.д.

В пределах каждой отрасли материал расположен в логической последовательности тем и вопросов - от более широких к более уз­ким. Например:






39.3



Автодорожный транспорт



39.2



Железнодорожный^ транспорт —L



39. Транспорт


Если вы незнакомы с классификацией литературы в каталоге и не знаете, как к нему подступиться, - пусть вас это не смущает. В по­мощь читателям в библиотеке ведется алфавитно-предметный указа­тель (АПУ); его также называют «ключом» к систематическому ката­логу. В нем дается алфавитный перечень тем, вопросов, по которым в каталоге имеется литература. На каждой карточке дается отсылка к индексу раздела каталога (или фонда).

Например:

ДЕТСКИЙ ТЕАТР-85.33

ЗАНТИЯ - история -63.3 /0/4



АЙСБЕРГИ -26.221
Кроме того, в библиотеке могут быть:

•Систематическая картотека статей. Содержит сведения о га­зетных и журнальных публикациях. Строится по подобию систематического каталога, поэтому АПУ одновременно служит «ключом» к картотеке.

•Картотека персоналий. Поможет подобрать книги и статьи о жизни и деятельности знаменитых людей. Материал распо­ложен по алфавиту фамилий известных лиц.

Краеведческая тематическая картотека (или систематический краеведческий каталог). Отражает материал по темам (или по отраслям знаний). Здесь можно подобрать книги и ста­тьи о нашем городе, области, крае.

•А также другие тематические картотеки на актуальные темы.

Поэтому, придя в библиотеку, внимательно изучите систему каталогов и картотек.

Кроме всевозможных каталогов и картотек в справочном аппа­рате библиотек имеются библиографические пособия - аннотирован­ные списки литературы, указатели, обзоры на определенную тему в виде книг и брошюр. Главное их достоинство состоит в том, что они способны собирать вместе, концентрировать сведения о множестве произведений печати под интересующим читателя углом зрения. Но в библиографических изданиях, в отличие от каталогов и картотек, от­ражена литература по теме независимо от наличия ее в фонде какой-либо отдельной библиотеки. Поэтому, если в пособии нет пометок о наличии материала в конкретной библиотеке, необходимо самостоя­тельно найти его в алфавитном каталоге.

ВНИМАНИЕ! При поиске документов на интересующую вас тему целесообразно начинать не с каталога, а с рекомендатель­ных (тематических, персональных) библиографических посо­бий и картотек, помогающих сориентироваться в лучшей лите­ратуре и сократить время на поиск информации.

Не менее важным и полноценным источником информации яв­ляются прикнижные и пристатейные списки литературы в энциклопе­диях, сборниках, на страницах журналов и газет. Полученные таким способом сведения также необходимо сверить с алфавитным катало­гом библиотеки.

В некоторых библиотеках имеются электронные каталоги. Они, по сравнению с карточными, позволяют гораздо быстрее осуществить поиск документов. Его можно вести по многим параметрам: по авто­ру, индексу, издательству, серии, рубрике, по названию и его отдель­ным словам, а также по любому сочетанию этих параметров. Но в на­стоящее время они, к сожалению, не полностью отражают все инфор­мационные богатства библиотек, в основном - материалы последних лет. Поэтому еще продолжительное время будет необходимо умение пользоваться традиционными каталогами и картотеками.

Предлагаем вашему вниманию несколько конкретных приме­ров из практики нашей библиотеки, поясняющих схему поиска мате­риалов к реферату.



Пример


- Тема реферата

Уточнение темы

Библиографические пособия (l»i О

Алфавите1 .и кат»':^г(АК)





Легендарный герой А.И. Покры'йкин

Большая советская энциклопедия: Т. 20. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. - 60?^.

Звезды доблести рчжой: О Героях Советского Союз". - новоси^крцах. - Новосибирск: Новосибир­ское кн. тл-^о. - 1986. - 432с.: ил.

Козлова Т.Н. Александр Иванович Покрышкин:

Рек. список лит. - Новосибирск, 1995. - 12с.: ил.

Сверить полученный список литературы с АК.





Материала недостаточно

Тематические и

специальные

картотеки




За время, прошедшее после издания БП, могли поя­виться новые публикации о жизни героя

Так как А.И. Покрышкин - наш земляк, то следует воспользоваться краеведческим каталогом.


Примечание:


Конец поиска

Если в библиотеке, услугами которой вы решили восполь­зоваться, краеведческие картотеки отсутствуют, то матери­ал следует подбирать по систематическому каталогу (СК) и систематической картотеке статей (СКС).


Пример 2 Тема реферата


Законы физики в живой природе



Уточнение темы

Прикнижныс и пристатейные списки литературы

Библиографические пособия

Алфавитный каталог

Недостати :чо материала

Систематический каталог и систематическая картотека статей





Энциклопедический словарь юного физика. - М Педагогика, 1991.-306с.



Обратите внимание: в конце словаря есть список допол

нительной литературы «Что читать».






Физика раскрывает тайны природы: беседы о кни­гах. - М.: Книга, 1982. - 32с.

Сверить список, составленный на основе БП и сло­варя, с АК.

Возможные причины: отсутствие книг в фонде биб­лиотеки; нет сведений о последних научных дости­жениях; недостаточный объем материала.

Раз 1?ч 22.3 «Физика»




Конец поиска

Пример 3

Тема реферата К. Бальмонт. Жизнь и поэзия



Уточнить тему

Библиографические пособия





М.:



Краткая литературная энциклопедия: Т. 1. Сов. энциклопедия, 1962. - 1088 стлб.: ил.



В конце энциклопедической статьи о поэте есть библиографические сведения.

Русские писатели: Биобиблиографический сло­варь.: В 2-х ч. - М.: Просвещение, 1990. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов сереб­ряного века: Библиографические очерки. - М.:

Кн. палата, 1993. - 480с.: ил.


Внимание' Иногда БП содержит сведения не только о книгах по теме,

но и сами являются полноценными источниками информации для написания реферата, как в данном случае.




Алфавитный каталог

Материала недостаточно

Тематические и

специальные

картотеки



Удостовериться в наличии книг в фонде библио­теки.

Возможная причина^ - отсутствие книг в фонде библиотеки•

Картотека «Персоналии».


Конец поиска


Примечание:




При отсутствии специальной картотеки следует воспользо­ваться СК и СКС (раздел 83.ЗР «Русская литература»),

Пример 4

Тема реферата Современное экономическое положение Китая




Уточнить тему



Систематическая кар­тотека статей (СКС)



Хронологические рамки (3, 5, 10 лет...)

При написании реферата на эту или подобную тему в первую очередь следует обратиться к СКС, в которой отражаются материалы из периодичес­ких изданий за последние 3 года.



Конец поиска 114



Примечание:


К другим средствам поиска информации (СК, БП) следует обращаться только в том случае, если необходимо осветить более глубокий период времени или дать сравнительную характеристику прошлого и настоящего страны.

Советы РДЧ: 1. При проведении библиотечных уроков предлагаемые примеры можно использовать как часть практических за­даний для ребят.

2. По желанию и согласованию с учителем рекомендуем «Схему поиска информации по теме реферата» сделать частью защиты реферата.

Если вы по каким-то причинам не можете сами найти нужную книгу, то обратитесь за помощью к библиографу.

Если вы хотите самостоятельно овладеть навыками поиска ин­формации в библиотеке, то в этом вам помогут:

библиотечные уроки, разработанные специалистами на­шей библиотеки, по теме «Выбор книг в библиотеке», которые научат вас грамотно пользоваться всеми пере­численными средствами поиска информации.

книги, например:



Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники: Кн. для внеклас. чтения V-VII кл. - М.: Просвещение, 1984. - 143с.

Моргенштерн И.Г.. Уткин Б.Т. Занимательная библиография. 2-е изд. исправл. и доп. - М.; Кн. палата, 1987. -256с.: ил.

3. Изучение литературы

Начинать читать книгу надо с оглавления, расположенного ли­бо в конце, либо в начале издания. По оглавлению можно определить, насколько название книги соответствует вашим ожиданиям. Оглавле­ние также помогает составить план основной части (главы) реферата.

При чтении литературы выделите основные идеи и положения, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.

Для удобства делайте выписки на карточках одного формата (чтобы их легче было группировать, когда будете работать над окон­чательным планом доклада). Выписки могут носить различный харак­тер, включать разнообразные данные, но желательно, чтобы каждая

запись на карточке была тематически ограничена. Не нужно перепи­сывать или конспектировать на карточках изученные работы - надо сосредоточить внимание на приводимых фактах и на важнейших вы­водах. На карточках обязательно оставляйте свободное место для обо­значения соответствующих тематических рубрик при систематизации собранного материала и поля, которые могут понадобиться для собст­венных замечаний, пометок и т.д. Не забудьте указать на карточке ав­тора и название книги, место издания, издательство, год издания и ко­личество страниц.

4. Систематизация собранного материала

После завершения изучения источников и литературы начина­ется работа по анализу и систематизации собранного материала. Ото­бранные в ходе просмотра карточек и конспектов необходимые све­дения распределяются в соответствии с целью и задачами реферата. К этому моменту определяется окончательный план работы, появляются новые сюжеты, которые подсказываются самим материалом. Необхо­димо составлять предельно подробный план. Одновременно выявля­ется общая структура основной части реферата - главы и параграфы.

Группировка материала - это не техническая работа. Сам отбор фактов предполагает выработку рабочих гипотез (общей и касающих­ся частных вопросов темы). При этом может оказаться, что не все па­раграфы в полной мере обеспечены материалом. Это наглядно выяс­нится при распределении карточек по главам и параграфам. Тогда гфидется либо вновь обратиться к источникам, либо пересмотреть структуру реферата в целом и отдельных его частей, а может и пере­смотреть наметившиеся гипотезы.

Окончательным итогом систематизации материала должна быть выработка однозначной, строго проверенной концепции.



5. Написание реферата

Это - завершающий этап. Если имеется хорошо продуманный план, каждый пункт которого обеспечен материалом, то написание реферата не должно вызывать больших затруднений.

Начинать нужно с основной части, но ни в коем случае не с введения. Только в процессе работы над основной частью можно бу­дет до конца осмыслить источники и литературу. Процесс творчества тонок и индивидуален, но общими для всех авторов являются сле­дующие правила:

• регулярность работы;

• основательность;

• отсутствие спешки.

Вначале пишется черновой вариант. Практика показывает, что лучше писать реферат на отдельных листах: их легче заменить при перера­ботке или доработке реферата.

III. Структура реферата

Реферат, как краткое изложение в письменном виде результа­тов изучения научной проблемы, имеет определенную структуру.

Ф План реферата

План должен быть развернутым: в нем должны быть указаны основные разделы (главы) и подразделы (параграфы). См. предыду­щую главу, пункты 1,4.

(§) Введение

Это обязательный и очень важный раздел реферата. Уже по .не­му можно судить в целом об уровне работы и о том, насколько ос­мыслена докладчиком цель сочинения и насколько самостоятелен он в своей работе.

Объем введения обычно составляет две страницы текста.

Во введении последовательно излагаются;

• Актуальность темы (обоснование). Показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и есть ли связь представляемого материала с современностью.

• Анализ источников и литературы по теме (краткий обзор изу­ченной информации). Это, пожалуй, самый сложный мо­мент в написании реферата. Здесь требуется не только ука­зать, что и кем было ранее написано, но и охарактеризовать материал, использованный при написании работы (сильные и слабые стороны, полнота - всесторонность, правильно ли освещены в этих документах отдельные вопросы и темы в целом, чем каждый из них важен для избранной вами те­мы).

• Цель написания реферата. Очень важно выделить цель, а так­же задачи, которые требуется решить для выполнения цели. Например: целью может быть показ различных точек зрения на ту или иную личность, а в качестве задач может выступать описание отдельных личностных качеств с по­зиций ряда авторов, освещение ее деятельности и т.д. • Структура реферата. Введение заканчивается характеристи­кой структуры реферата - следующими словами: «Реферат состоит из введения,... глав и заключения. Во введении дан анализ литературы и сформулированы основные идеи ра­боты. Глава 1 посвящена .., во 2-й главе речь идет о ... В за­ключении сформулированы основные выводы ... ».

Совет

Если у вас возникли проблемы при написании введения к реферату, посмотрите, как это делается другими авторами в книгах и статьях научного характера.

® Основная часть

Основная часть посвящена непосредственно исследованию за­данной темы. Наименованием этого раздела обычно служит название темы реферата. Эта часть должна быть самой большой, занимающей примерно 2/3 работы (10-12 страниц). Она разбивается на главы, па­раграфы, пункты, посвященные разным аспектам выбранной темы Все они должны иметь короткое, четкое название. При изложении ма­териала необходимо соблюдение логики.

Основная часть реферата, помимо почерпнутых ю разных ис­точников сведений, должна включать в себя ваше собственное мнение и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты, то есть построение любого отдельного пункта и работы в целом должно происходить в соответствии со следующей формулой: задача-разработка-вывод.

® Заключение

Здесь формируются выводы по параграфам, обращается внима­ние на выполнение выдвинутых во введении задач и цели. Заключе­ние должно быть четким, кратким (не более 1-2 страниц), вытекаю­щим из содержания основной части.

® Список использованной литературы и источников*

Это перечень именно тех источников информации, которые были использованы для написания реферата, а не всех имеющихся по данной теме.

ГУ. Требования к оформлению реферата

Наиболее существенными и общепринятыми являются сле­дующие требования:

1. Реферат пишется на отдельных больших листах, которые за­полняются с одной стороны, а потом брошюруются. На каждом листе оставляются широкие поля:

слева - 3,5 см, справа - 1,5 см, сверху и снизу - по 2 см.

В середине верхнего поля каждого листа проставляется но­мер страницы.

2. Начало реферата - титульный лист. на котором необходимо указать:

название и номер учебного заведения - в правом



верхнем углу;

- название темы реферата - посередине листа пропис­ными буквами без кавычек;

наименование работы (то есть слово «реферат») строчными буквами;

фамилию, имя, отчество учащегося, класс - справа, через 5 см после текста, расположенного посередине;

фамилию и инициалы учителя - также справа;

- место и год написания реферата - посередине внизу, прописными буквами.

* Под источниками подразумеваются материалы (письменный памят­ник, исторический документ, законодательные акты и т.д.), на основе которых строится научное исследование, а под литературой - книги, монографии, публикации в периодической печати.

3. Следующим после титульного листа идет оглавление. Оно не должно повторять все пункты плана, а только основные его разделы с указанием соответствующих страниц. Очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, но именно с подобных «мелочей» начинается культура умственного труда.

4. Во время работы над рефератом необходимо делать ссылки на источники информации, а также правильно оформлять сноски.

Ссылки обязательно делаются:

- при цитировании;

при указании цифр, фактов, названий;

- при формулировании определений.



Сноски оформляются двумя способами:

1 -и способ - постраничный: все приводимые цифры или цитаты на каждой странице обозначаются цифрами, начиная с «I» и далее, или возрастающим количеством «звездочек»; постра­ничная сноска внизу текста отделяется от основной части чер­той (3-4 см), под чертой указываются номер сноски и полные библиографические данные.

2-й способ: - в конце реферата. Список использованной лите­ратуры дается в конце реферата, а сноски имеют сплошную нумерацию с указанием страниц и приводятся в тексте в скоб­ках после цитаты: (12, С. 5).

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Так, первый вариант требует особой внимательности пишущего реферат - нужно заканчивать страницу с расчетом уместить в конце необходимые сноски. В то же время читающему и прове­ряющему работу достаточно удобно, так как не нужно посто­янно заглядывать в приложение, как это приходится делать, ко­гда используется второй способ. Второй вариант, несомненно, удобнее для автора реферата.

Особое внимание обратите на правильность оформления биб­лиографических записей цитируемых документов.

Схема полного библиографического описания на книгу одного автора

Фамилия, инициалы автора Точка Название книги без кавычек Двоеточие Имеющиеся сведения, относящиеся к названию Точка Тире Место издания (Сокращенно указываются только Москва . -М. и Санкт-Петербург . - СПб.) Двоеточие Наименование изда­тельства без кавычек Запятая Год издания без буквы «г» Точка Тире Номер страницы или количество страниц в издании (С. 39-48. или 495 с.) Точка

Например:

1. Белинский В.Г. Статьи о русской литературе. - Л.: Лениздат, 1987.-С. 103-104.

(при постраничных сносках)

2. Высоцкий B.C. Нерв: Стихи. - М.: Современник, 1081.-239 с. (при составлении списка литературы в конце реферата)

Все нюансы составления библиографического описания доку­ментов осветить невозможно, поэтому обращайтесь за помощью к библиотекарям (библиографам), к каталогам и картотекам. Посмотри­те, как оформляются ссылки и списки литературы внутри книг.

Схема сноски на статью из сборника

Фамилия, инициалы автора Точка Название статьи из сборника Две косые черты (If) Название сборника Точка Тире Место изда­ния Двоеточие Наименование издательства Запятая Год издания Точка Тире Номер страницы Точка

Например:

Венецкий С.И. Погубивший Рим: свинец // Рассказы о металлах. -М.: Металлургия, 1985,-С. 189-192.



Схема сноски на статьи из периодических изданий (газеты, журналы)

Фамилия, инициалы автора Точка Название статьи без кавычек

^

Две косые черты (//) Точка , Название периодического издания Точка Тире Год Точка Тире Номер журнала или дата выхода га­зеты Точка Тире Номера страниц («С» заглавная) Точка



Например:

1. Ланда Р. Первые контакты русских с мусульманами. // Азия и Африка. - 1996.-№!.-С. 40-41.

2. Носова О. В Болгарии заговорили о том, что Тодору Живкову помогли умереть (1911-1998). // Коме. правда. - 1998. - 13 авг. - С. 5.

Когда делается несколько сносок на одну и ту же работу, сле­дует первый раз описать источник полностью, а в дальнейшем сокра­щать описание.



Полное описание:

Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XVIII веков. - М.: Просве­щение, 1998.-С. 140.



Сокращенное описание:

Ястребицкая А.Л. Западная Европа... - С. 132.

Если же такие сноски следуют подряд, то просто указывается -«Там же», добавляя лишь номера страниц в случае их изменения:

1. Федоров Е.К. Полярные дневники. - Л.: Гидрометеоиздат, 1979.-С. 122. 2. Там же.-С. 310.

Если излагается лишь мысль автора без цитирования, то сноска начинается со слова «Смотри» (сокращенно - «см.»):

См.: Фирсов И.Н. Петра творенье: К 300-летию русского флота. -М.: Мол. гвардия, 1992. - С. 255.

5. В конце реферата оформляется список изученной литера­туры и источников. В него включается вся литература, которая используется для написания реферата, в том числе и литерату­ра, отмеченная в сносках.

Список формируется в следующем порядке:

. источники (Конституция, законы, постановления, летопи­си, мифы и др. документы);

• специальная литература (книги, статьи из сборников, газет и журналов) в алфавитном порядке.

Библиографическое описание каждого издания оформляется так же, как при оформлении сносок. Только когда описываются полностью книги, а не статьи, в конце библиографической за­писи указывается общее количество страниц.

Например:

Чалмаев В.А. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. -М.: Просвещение, 1994. -285 с.: ил.

6. Реферат должен иметь чистый опрятный вид. Не допускают­ся помарки и исправления, не принятые сокращения слов.

Работа должна быть написана грамотно. Большое количество ошибок делает работу неудовлетворительной.

Таким образом, основными требованиями к написанию рефера­та являются следующие:

1. Необходимо соблюдать определенную форму: титульный лист, оглавление, сноски, список использованной литературы.

2. Выбранная тема должна содержать определенную проблему и быть адекватной (по объему и степени научности) школьному уровню.

3. Не следует писать очень объемные по количеству страниц рефераты.

4. Введение и заключение должны быть осмыслением основной части работы.

V. Защита реферата

Представить реферат к рассмотрению вы должны не в день эк­замена, а за несколько дней или недель до него.

Во время защиты не нужно пересказывать его основную часть. В то же время защита реферата не должна превращаться в вечер во­просов и ответов - это не дает возможности ученику высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ.

Очень важно, чтобы в течение 5-15 минут вы могли рассказать об актуальности своего реферата, о поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Затем преподаватель может задать несколько вопро­сов по представленной теме.

В итоге оценка складывается из нескольких моментов:

• соблюдение формальных требований к реферату;

• грамотное раскрытие темы;

• умение четко рассказать о представленном реферате;



• способность понять суть задаваемых вопросов и найти точные ответы на них.