Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебной дисциплины наименование дисциплины география рекомендуется для направления подготовки

Скачать 383.79 Kb.


страница1/3
Дата23.03.2017
Размер383.79 Kb.
ТипПримерная программа

Скачать 383.79 Kb.

  1   2   3



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование дисциплины

ГЕОГРАФИЯ

Рекомендуется для направления подготовки

022000 Экология и природопользование
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр


  1. Цель освоения дисциплины:

    • Ввести студентов в Мир географии, относящейся к системам естественных и общественных наук.

    • Дисциплина, которая закладывает основы географического мировоззрения, мышления и знания.

    • Своеобразный «мост» между школьной и университетской географией.

    • Познакомить студентов с местом, ролью и значением географии в современном мире.

    • Сформировать научные представления о формах и структурах пространственной организации жизни общества и законах ее функционирования на разных уровнях – локальном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном.

    • Показать важность регионального подхода в решении важнейших проблем современности.

    • Предложить для анализа существующий методологический и методический аппарат исследования.

    • Освоить в оптимальном объеме географическую номенклатуру.



2. Место дисциплины в структуре ООП: Б.2.

Дисциплина должна изучаться на первом году обучения в течение одного

семестра вместе с освоением студентами блока естественнонаучных

фундаментальных и базовых профессиональных дисциплин


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Объект, предмет и структура географии. Функции географии в современном мире. Система географических наук. Основные этапы развития географии. Географические школы. Методология географии. Специфика научного знания. Основные понятия и концепции. Сквозные методы (направления) в географии. Земля в Солнечной системе. Закон географической зональности. Высотная поясность. Геосистемы. Основные направления географических исследований. Территориальная организация общества, знания о территориальной дифференциации природно-ресурсных, хозяйственных, социальных, экономических и политических явлений и процессов. Основные понятия и концепции районной школы. Глобализация, региональный аспект глобальных проблем современности. Устойчивое развитие.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Сущность объекта и предмета географии, систему географических наук. Функции географии. Основные понятия и теоретические концепции географии, ведущие научные школы. Методологию и основные методы (направления) исследования. Географическую номенклатуру.

Уметь: Реферировать географическую литературу. Использовать теоретический и методический потенциал географии в анализе актуальных проблем развития современного общества.
Владеть: Знаниями в объеме предложенной программы - системой подходов и методов пространственного анализа географических и общественно-географических явлений, соответствующими навыками и приемами и необходимым инструментарием комплексного географического исследования.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля):

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.




п/п


Раздел


Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточ-ной аттестации (по семестрам)



Ауди-тор-ные

Лек-ции

Семин. и практ. занятия

Самост. работа

1

Введение. Конструктивное и мировоззренчес-кое значение географии

1

1-2

6

4

2

4




2

Основные этапы формирования и развития географии в России и за рубежом. Основные школы и персоналии

1

2-5

12

6

6

6




3

Методологические основы географи-

ческой науки



1

6-7

8

4

4

4




4

Формирование советской районной школы экономической географии

1

8

4

2

2

2




5

Региональный аспект глобальных проблем современности и задачи географии

1

9

4

2

2

2




6.

Методология географии и понятийно-терми-нологическая система географии

1

10

4

2

2

2




7

Используемые подходы и методы географических исследований

1

11

4

2

2

2




8

Основные общеге-ографические закономерности и проблемы географии

1

12-15

16

8

10

8




9

География, эколо-гия и природо-пользование. География и географ в совре-менном мире

1

16-17

8

4

4

4




10

Основные источники географической информации

1

18

4

2

2

2







ВСЕГО:

1

18

72

36

36

36

108


Часть 1. Общая география.

Введение. Определение географии, ее объект и предмет. Понятие географических сфер, ландшафтной оболочки Земли, геосистемы, природного территориального комплекса, природных ресурсов, экономико-географического положения, территориально-производственного комплекса, территориальной организации общества. Система географических наук. Подсистемы физической (природной) географии и социально-экономической. Сущность, функции, взаимосвязь с другими географическими и неогеографическими науками. Дифференциация и интеграция географических наук.

Интегральные географические науки: картография, страноведение, регионоведение, география океана, историческая география. Прикладные науки: медицинская география, мелиоративная, политическая география и геополитика, рекреационная, географическая экспертиза и мониторинг. География в системе наук о Земле и общественных наук. География и геоэкология. Экономическая география и экономика, социальная география и социальная наука, политическая география и геополитика: их соотношение и взаимосвязь. Назначение (функции) географии в современном обществе. Интегративные функции географии.



Основные этапы развития географии. История путешествий и территориальных открытий; история развития географических идей, географического мышления (по Н.Н. Баранскому) и становления теории географии. Географический кругозор и географическая картина мира.

Географические познания первобытных народов. Географические сведения древних культурных народов. География в античное время. Геродот, А. Македонский, Аристотель, Эратосфен, Птолемей, Страбон. Средневековье. Роль арабских ученых в развитии естествознания и географической науки. Эпоха Великих географических открытий. Карта Меркатора. «Большой чертеж» Российского государства. География в России в ХУП – ХУШ вв. Землепроходцы. Роль Петра I в развитии географии и экспедиционных исследований В.Н. Татищев. Создание Географического департамента в Российской академии наук. М.В. Ломоносов и география. Генеральное межевание России – уникальное научно-практическое мероприятие. География в Западной Европе в ХVП – ХIX вв. «Генеральная география» Б. Варениуса. Д. Кук, И. Кант. А. Гумбольдт – основатель современной физической географии. К. Риттер, Э. Реклю.



Формирование новой экономической географии в первой половине XIX в. Зарождение экономико-географических идей. Немецкая школа камеральной статистики и французская школа коммерческой географии. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX - начале XX вв. Французская школа географии человека. Антропогеография и ее основные представители. Хорологическое направление. Пространственное моделирование территориальных социально-экономических систем (И. Тюнен, А. Вебер, В. Кристаллер и др.). Идеографическое и номографическое направления в географии.

Российская география ХIX – начала ХХ вв. Первое Русское кругосветное путешествие

И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Открытие Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Учреждение в Петербурге Русского географического общества. Д.Н. Анучин и Московский университет. П.П. Семенов-Тян-Шанский, В.В. Докучаев и А.И. Воейков. Достижение Р. Пири Северного полюса, а Р. Амундсеном Южного полюса планеты. В.П. Семёнов-Тян-Шанский и его вклад в экономическую и социальную географию. Отраслево-статистическая школа В.Э. Дена. Теоретические исследования и обобщающие работы Л.С. Берга, А.А. Григорьева, И.П. Герасимова, К.К. Маркова, С.В. Калесника, Д.Л. Арманда, М.А. Глазовской, К.А. Салищева, Н.А. Солнцева, В.Б. Сочавы и других крупнейших ученых-географов.



Развитие советской районной школы экономической географии и страноведения во второй половине ХХ века (Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, И.А. Витвер, Ю.Г. Саушкин, И.М. Маергойз). Пространственный анализ в экономической и социальной географии. Современная оценка концепции территориальных хозяйственных систем, территориально-производственных комплексов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н. Н. Колосовского. Значение концепции территориальной структуры хозяйства И.М. Маергойза. Страноведение. Значение страноведения для науки, культуры и практики. Проблемная ориентация страноведения.

Экспедиционные исследования и открытия. Освоение Северного морского пути, изучение Антарктиды, Мирового океана. Картографическое обеспечение науки и практики. Создание Большого Советского атласа мира, Физико-географического атласа мира, серии региональных атласов, карт для высшей школы. Образование географических факультетов в университетах и географических институтов в системе АН СССР, Гидрометеослужбы, Главного Управления геодезии и картографии. Развитие системы географических наук, ее дифференциация на отраслевые географические науки. Формирования различных академических и университетских географических научных школ. Разработка новых и новейших методов исследования: аэрокосмических, математических, геохимических, геофизических, палеогеографических и др.



Характерные черты Российской географии в постсоветский период: ее экологизация, глобализация, гуманитаризация и гуманизация, социологизация.

Зарубежная география ХХ - начала ХХI в. Создание в 1922 г. Международного географического союза. Международные географические конгрессы. Традиции национальных школ: «География человека» (Франция); германская школа с традициями углубленного теоретического анализа, регионального планирования и геополитики: англо-американская и шведская школы теоретической географии и широкого использования количественных методов. Транснационализация как проявление международного разделения труда. Миросистемная концепция И. Валлерстайна.

Региональный анализ: теории и модели регионального развития. Теория полюсов роста Ф. Перру, центро-периферическая парадигма и ее значение для географических исследований. Региональная политика. Основные методы региональной политики. Понятие проблемных регионов. Поведенческая география. География восприятия. Факторы, влияющие на формирование образов и представление о территории. Роль поведенческой (бихевиористской) географии и географии восприятия в оптимизации пространства, размещении производства и формировании жизненной среды человека.

Объединяющее влияние хорологической концепции А. Геттнера - Р. Хартшорна. Изучение пространственной морфологии явлений – З. Пассарге и др. Французская школа региональной географии – П. Видаль де ля Блаш, Ж. Боже-Гарнье и др. Географический детерминизм. Становление эволюционных идей в геоморфологии (В.М. Дэвис) и в биогеографии (Ф. Клементс).



Разработка геополитических теорий (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, Х. Маккиндер). Во второй половине ХХ в. создание методологии и методов пространственного анализа (П. Хаггетт, В. Бунге, У. Изард и др.). Теория центральных мест В. Кристаллера и А. Лёша. Развитие Р. Хортоным, А. Стралером количественной морфологии речных бассейнов. Создание теории островной биогеографии. Внедрение системного подхода. Экологизация географии. Формирование центров ландшафтно-экологических исследований в Западной и Центральной Европе, США.

Региональный аспект глобальных проблем современности и задачи социально-экономической географии. «Русский космизм» и концепция ноосферы. Типы и виды глобальных проблем. Дискуссия о пределах потенциала Земли для поддержки экономического роста человека. Понятие экологического императива и коэволюции. «Римский клуб» и его вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганды идеи гармонизации отношений человека и природы.

Проблемы мира и безопасности народов. Объективная необходимость гуманизации международных отношений. Новое политическое мышление. Глобальная демографическая проблема. Сценарии роста численности населения мира. Пороговые ситуации. Глобальная продовольственная проблема. Понятие о природных условиях и ресурсах территории. Использование земель. Региональные различия по континентам и странам. Особенности интенсификации сельскохозяйственного производства и экологические проблемы. Необходимость интегрального подхода к социо-эколого-экономическому развитию сельских территорий и эколого-экономическому развитию сельского хозяйства. Мировая урбанизационная проблема. Понятие единой системы расселения. Процессы и тенденции урбанизации в странах разных типов. Регулирование роста крупнейших городов и научное обоснование управления процессами урбанизации с учетом региональных условий. Пространственный аспект урбанизации. Процессы агломерирования. Экология города. Понятие о районной планировке.

Проблема обеспечения человечества сырьем и энергией. Структура современного мирового топливно-энергетического баланса. Источники загрязнения среды. Глобальная энергетическая стратегия. Современные перспективы использования пресных вод. Опреснение морской воды. Понятие о пределах сбалансированного потребления.

Методология географии и понятийно-терминологическая система географии.

Принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности в географии. Географический детерминизм и индетерминизм. Геопространственная парадигма как междисциплинарная методология. Комплексность подходов. Хорологическая концепции, территориальный подход. Исторический подход. Пространство и время в географии. Закон квантитативной компенсации в функциях биосферы А.Л. Чижевского. Системный подход. Основные типы социально-экономико-географических процессов. Диалектическое единство системы «природа-хозяйство-население», взаимосвязь ее компонентов. Особенности взаимодействия населения и хозяйства, природы и хозяйства. Процесс природопользования. Понятие о ноосфере.



Смена географических парадигм и их отражение в экономической и социальной географии. Географический детерминизм, районная парадигма, неопозитивистская (научная), бихевиористская, радикальная и гуманистическая парадигмы в географии.

Теории центральных мест, энергопроизводственных циклов, поляризованного развития и мультипликаторов, нуклеарных геосистем. Концепция географического ландшафта. Типологический подход. Основы классификации географических объектов. Районирование. Принцип актуализма и его ограничения.

Специфика научного объяснения в географии. Географические образы, аксиомы, представления, понятия, закономерности и законы. Теоретические и прикладные задачи географии.

Категория «территории» в социально-экономической географии. Естественные и общественные свойства и отношения территории. Топологические свойства и отношения территории. Территориальная структура. Концепция множественности территориальных структур. Территориальная концентрация и территориальная дифференциация, территориальная композиция и др., эффективность территориальной структуры. Функция места. Понятие территориальной емкости.

Основы теории экономико-географического положения (ЭГП). Идея пространственного отношения. Потенциальный (вероятный) характер ЭГП. Дистанционность положения. Методы оценки ЭГП. Оценка интегрального положения.

Территориальное (географическое) разделение труда (ТРТ) – важнейшая категория социально-экономической географии. Роль природных и общественных факторов. Категории ТРТ.

Географический прогноз как научное предвидение наиболее вероятного поведения системы в будущем, описание предполагаемых направлений и параметров ее развития на основе анализа ее движущих сил, закономерностей, структуры и других факторов вероятного поведения в течение определенного периода, а также возможных последствий такого развития. Принципы ГП.

Используемые подходы и методы географических исследований. Основные источники географической информации.

Система методов в географии. Сквозные методы (направления) в географии (по К.К. Маркову). Язык географии.



Территориальный подход ( учет сложных взаимосвязей между различными объектами и явлениями на различных пространственных уровнях), комплексный подход как основа географического мышления и неотъемлемая часть географических исследований. Историко-эволюционный подход как выявляющий закономерности развития различных географических объектов, процессов и явлений, особенности их возникновения и функционирования на разных временных этапах. Типологический подход как неотъемлемая часть составления классификаций и типологий и их сопоставлений. Системный подход – при изучении объектов с разнообразными внутренними и внешними связями. Структурный, функциональный и генетический подходы. Специфический формальный аппарат. Общесистемные идеи и соотношение свойств целого и его элементов, взаимосвязи различных уровней развития, функционирования и регулирования сложного объекта, проблема методов описания состояния системы в определенных социально-экономических условиях ее существования. Проблемный подход, реализуемый на различных пространственных уровнях. Экологический подход – выявление и исследование связей между объектом и окружающей его средой. Конструктивный подход – изучение географических объектов, явлений и процессов с позиции возможного и целесообразного их использования в жизни и хозяйственной деятельности. Географическая экспертиза.

Oбщенаучные и общегеографические методы экономико-географического анализа. Сравнительно-описательный, статистический, балансовый, картографический, метод экспедиционных исследований, дистанционный (аэрокосмический). Пространственное моделирование территориальных социально-экономических систем. Методы экономического исследования: балансовые, методы определения экономической эффективности, вариантный метод. Социологические методы: интервьюирование, анкетирование, шкалирование и др. Геоинформационные системы и их использование. Роль квалиметрии в оценочных исследованиях социально- экономической географии.

Территориальный системно-структурный анализ как ведущий метод СЭГ, специфика экономико-географических систематизаций: классификации и типологии, концентрация, таксонирование, анализ горизонтальных и вертикальных связей, районирование, зонирование, идентификация, делимитация, хиатус, параметризация, масштабирование, применение индикаторов, индексов, коэффициентов.

Методы экономико-географического прогнозирования. Логические методы. Метод индукции. Метод дедукции. Метод межсистемного анализа. Методы экспертных оценок. Метод программного прогнозирования. Метод коллективной генерации идей, или метод «мозговой атаки». Метод дерева целей. Метод аналогий. Статистические методы прогнозирования. Метод экстраполяции тенденций развития. Моделирование как метод прогнозирования. Виды географических прогнозов: прогнозы хозяйственного освоения территории, рекреационные прогнозы, природоохранные прогнозы, научно-технические прогнозы.


Каталог: doci -> umu -> prpd
prpd -> Программа учебной дисциплины (модуля) Дисциплина учение о биосфере
prpd -> Учебной дисциплины модуль землеведения «климатология с основами метеорологии» Рекомендуется для направления подготовки
umu -> Г. Регистрационный №
prpd -> Программа учебной дисциплины экологический мониторинг рекомендуется для направления
prpd -> Программа учебной дисциплины наименование дисциплины биология рекомендуется для направления подготовки
umu -> Ученым советом спбгут
prpd -> Программа учебной дисциплины наименование дисциплины Экология человека
prpd -> Программа учебной дисциплины наименование дисциплины Оценка воздействия на окружающую среду
  1   2   3

  • Цель освоения дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • 3. Требования к результатам освоения дисциплины
  • Уметь
  • 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
  • Часть 1. Общая география. Введение
  • Основные этапы развития географии
  • Методология географии и понятийно-терминологическая система географии.
  • Используемые подходы и методы географических исследований. Основные источники географической информации.