Учебно-методическое пособие дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебно-методическое пособие дисциплины



страница1/5
Дата15.09.2018
Размер0.85 Mb.
ТипПротокол


  1   2   3   4   5

Э

Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»
Кафедра «Финансы и кредит»



СОГЛАСОВАНО

Протокол УМС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по УМР

____________С.П. Ермишин


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УРиКО

__________О.Н.Наумова

«___»___________2012 г.


СОГЛАСОВАНО


Протокол НТС №____

«___»_____________2012 г.

Проректор по ИиНИД

____________В.Н. Якунин



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


«Финансы»
для студентов направления

080100.62 «Экономика»

шифр наименование


профиль подготовки «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение

Составитель: Кемайкин П.В.

ТОЛЬЯТТИ, 2012

Содержание


1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений 6

2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве 13

3. Финансовая политика 16

4. Управление финансами 19

5. Финансовое планирование и прогнозирование 22

6. Финансовый контроль 24

7. Финансовая система страны, ее сферы и звенья 26

8. Основы функционирования финансов коммерческих предприятий 29

9. Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность 31

10. Страхование как финансовая категория, ее специфика 34

11. Государственные и муниципальные финансы, влияние на их организацию функциональных особенностей и уровней управления 37

12. Бюджетная система страны, модели ее построения в федеративных и унитарных государствах 38

13. Бюджетное устройство и бюджетный процесс 40

14. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу 43

15. Усиление влияния финансовых рычагов и стимулов по мере развития рыночных отношений, пути повышения их эффективности 46

16. Роль финансов в развитии международного сотрудничества 48

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) 55

2. Структура и объем дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, __216___часов.

Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий



№ сем.

Число недель в семестре

Количество часов по плану


Количество часов в неделю

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практ. зан.

Всего


Лекции

Практ. зан.

Часов всего

Часов в неделю

5

17

216

32

56

2

2

4

101

6

Итого:

216

32

56

2

2

4

101

6

2. Введение. Цели и задачи изучения дисциплины

Постоянное социально-экономическое развитие экономики России, углубление экономических реформ, особенно в сфере государственных финансов, вызвали необходимость более глубокого анализа всех процессов, связанных с современным состоянием финансовой системы страны, развитием государственных финансов, применением новых инструментов в управлении общественным сектором экономики. Функционирование финансов позволяет формировать фонды денежных средств на всех уровнях управления экономикой: как на уровне государства (бюджетный фонд, денежные фонды Центрального банка, государственные внебюджетные фонды), так и на микроуровне экономики (денежные фонды предприятий, банков, страховых компаний, домохозяйств). Финансы, являясь частью финансовой системы страны отражают закономерности и проблемы финансового развития государства, отдельных субъектов хозяйствования. От эффективности их формирования, распределения и использования во многом зависит результативность воспроизводства.



Целью освоения дисциплины является:

Цель дисциплины - раскрытие теоретических вопросов происхождения, сущности и функционирования финансов, дисциплина позволяет получить конкретные знания о строении финансовой системы, деятельности и операциях финансовых структур, а также об основах планирования и проведения финансовой политики.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- изучение закономерностей развития финансов и финансовой науки;

- анализ процессов создания, тенденций построения и организации современ­ной финансовой системы и ее элементов;

- изучение роли финансов в регулировании макроэко­номиче­ских и микроэкономических процессов;

- формирование современного представления о месте и роли управленческих структур в финансовом регулировании современной рыночной экономики;

- изучение специфики России и стран с развитой рыночной экономи­кой в этих вопросах;

- формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явле­ний и закономерностей в финансовой сфере экономики;

- овладение приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере финансовых отношений.

Место дисциплины «Финансы» в структуре ООП направления 080100.62 «Экономика». Дисциплина «Финансы» является дисциплиной профилей «Финансы и кредит» и «Налоги и налогообложение» и находится в базовой части дисциплин профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100.62 «Экономика».

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: статистика, макроэкономика, микроэкономика. Дисциплина «Финансы» является предшествующей для освоения следующих дисциплин: финансовые рынки, налоги и налогообложение, деньги, кредит, банки.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины «Финансы»:

Знать:

- социально-экономические показатели, характеризующие деятельность (предприятий и организаций) хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- методы сбора и обработки информации, факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятий и организаций (ПК-4);

- виды и методы построения финансовых моделей объектов, явлений и процессов (ПК-6);

- основные показатели статистики о социально-экономических процессах и явлениях; теоретические основы современных информационных моделей раскрытия информации, в т.ч. отчетности о стоимости (ПК-8);

- критерии выбора эффективных управленческих решений (ПК-13).



Уметь:

- создавать системы ключевых показателей, определение критериев управления эффективностью и результативностью (ПК-2);

- осуществлять поиск, оценивать и обменивать информацию для решения проблем и принятия решений; понимать потребности в информации всех заинтересованных сторон (ПК-4);

- разрабатывать финансовые модели для решения конкретных задач (ПК-6);

- применять современные информационные модели раскрытия информации (ПК-8);

- осуществлять выбор управленческих решений на основе критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).



Владеть:

- навыками создания системы ключевых показателей определение критериев управления эффективностью и результативностью (ПК-2);

- навыками сбора, обработки и анализа информации, для решения проблем и принятия управленческих решений (ПК-4);

- навыками применения финансовых моделей для решения конкретных задач (ПК-6);

- навыками управление информацией, в т.ч. владение современными информационными технологиями (ПК-8);

- навыками критической оценки вариантов управленческих решений; расчета критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).



4. Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений

1.1. Финансы как раздел экономики. Отличия финансов и денег.

Экономические категории представляют собой совокупность однородных экономических отношений, выражающих в обобщенном виде одну из сторон общественной жизни. Любую экономическую категорию отличают реальное содержание, объективный характер и специфическое общественное назначение.

На поверхности экономических явлений и процессов, происходящих в обществе, финансовые операции отражают движение денежных средств, происходящее как в налично-денежной, так и в безналичной форме. Эти денежные отношения опосредуют деятельность всех предприятий, организаций и учреждений, вступающих в экономические связи друг с другом и с государством. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывное движение денег, их переход от одного владельца к другому – в виде платежей от одних предприятий к другим, от предприятий в госбюджет, из госбюджета – предприятиям организациям и учреждениям.

Фундаментальным методологическим базисом финансовой науки является экономическая теория. В основе современной экономичес­кой теории лежит теория предельной полезности, главные постула­ты которой – ограниченность ресурсов и рациональное распределе­ние – находят адекватное отражение в данных учены­ми определениях финансов как науки, предметом которой является поступление и распределение ограниченных денежных ресурсов во времени и условиях неопределенности. Таким образом, финансы как научная дисциплина рассматривает денежные ресурсы как ограни­ченные (дефицитные). Ограниченность денежных ресурсов порож­дает проблему выбора, т.е. их эффективной аккумуляции и распре­деления в условиях множества альтернативных вариантов для удов­летворения потребностей в денежных средствах бизнеса, населения и государства. В соответствии с этим финансовая наука – это наука о выборе направлений вложений, аккумуляции и использования де­нежных средств во времени и условиях неопределенности. Термин «финансы» непосредственно связан с процессами, проявляющимися в экономике, но обязательно сопровождающимися движением денежных средств. Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов.

Функции являются выражением сущности финансов. Сущность финансов проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Через эту функцию реализуется назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. С помощью этой функции происходит первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе прибыли, различного рода отчислений.

Распределительный процесс протекает и в материальном производстве, сферах обращения и потребления. Финансовое распределение многоступенчато. Распределение может быть внутрихозяйственным, внутриотраслевым, межотраслевым, межтерриториальным. Благодаря распределительной функции, финансы обслуживают процесс воспроизводства в целом, активно влияя на все его стадии; возмещается стоимость потребленных средств производства; формируются фонды целевого назначения на предприятиях и организациях. Создаваемые с помощью этой функции резервы бюджета, внебюджетные и страховые фонды используются для предупреждения диспропорций в экономическом развитии страны.

Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Так как финансы существуют во всем общественном производстве, то все сферы производства и уровни хозяйствования выступают орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта. Благодаря контрольной функции общество знает, как складываются пропорции в распределении денег, как своевременно финансы поступают в распоряжение предприятий, граждан и государства, эффективно ли они используются.

Действие обеих функций и определяет экономическую сущность финансов, а инструментом реализации контрольной функции является финансовая информация, которая позволяет увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты финансово–хозяйственной деятельности.

Слово финансы произошло от латинского слова financia, что переводится как наличность. Финансы возникли во время распада первобытно–общинного строя и образования рабовладельческого государства, то есть их возникновение совпадает с образованием первых государств как субъектов распределения общественного продукта. Государство в своей деятельности должно учитывать объективность финансовых отношений и уже на этой основе устанавливать конкретные формы использования финансовых ресурсов.

Финансы представляют собой определенную совокупность отно­шений распределения, функционирующих в денежной форме. Появление финансов обусловлено достаточно высокой степенью развития товар­но-денежных отношений. Первоначальные формы финансов носили ярко выраженный распределительный характер и образование новых форм не могло изменить их сущности как категории распределения.

Вместе с тем, в распределении стоимости общественного продукта используются и другие стоимостные категории – заработная плата, цена, кредит и другие. Специфические признаки финансов как категории распределения связаны с образованием, распределением и использова­нием денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств на различных уровнях управления экономикой и социальными процесса­ми в обществе. Эти процессы сопровождаются движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, накоплений и используются на расширенное воспроизводство, материальное стимули­рование работающих, удовлетворение социальных и других потребно­стей общества. Они также служат материальным носителем финансо­вых отношений.

Движение финансовых ресурсов опосредуется образованием и ис­пользованием денежных фондов специального целевого назначения. Понятие «денежные фонды», или «фонды денежных средств», - одно из центральных в финансовой науке и системе финансов, поскольку распределение стоимости общественного продукта и его составных ча­стей осуществляется путем образования и использования соответству­ющих денежных фондов.

Фонды денежных средств характеризуются тем, что:



  1. всегда выражают определенные отношения собственности, т. е. принадлежат государству, предприятиям, частным лицам;

  2. их средства обладают большой динамичностью и находятся в постоянном движении, т. е. непрерывно расходуются и пополняются;

  3. их средства всегда имеют определенное целевое назначение – широкое или узкое;

  4. денежные фонды могут формироваться на различных уровнях управления экономикой и социальными процессами в обществе, в ре­гиональном и отраслевом разрезах (государство в целом, республики, области, края, предприятия, концерны, министерства);

  5. их формирование и использование в той или иной мере регла­ментируется государством (законодательные акты, инструкции, другие нормативные документы).

Следовательно, денежные фонды нельзя рассматривать как простую концентрацию денег, сосредоточение их у какого-либо владельца. Аккумулированные в них деньги расходуются строго по назначению, поэтому, например, использование фонда оборотных средств на капитальные вложения и наоборот может негативно отразиться на финансовом состоянии предприятия.

Таким образом, денежные фонды представляют собой четко обо­собленные денежные средства, которые формируются в определенном порядке и используются на заранее установленные цели. Значит, финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с распределением стоимости валового общественного продукта и части национального богатства общества путем образования, распределения и использования денежных доходов, накоплений и фондов денежные средств государства и субъектов хозяйствования.

Как известно, функционирование финансов невозможно без наличия денежных отношений. Присутствующие в отдельных общественно-экономических формациях натуральные формы изъятия продукта пользу государства нельзя считать финансовыми отношениями. Финансы являются категорией, производной от денег. Но наличие денег – это только условие функционирования финансов, а непосредственной причиной, вызывающей необходимость в них, служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

1.2. Причины появления финансов.

Появление финансовых отношений определяется появлением и движения денег. Отсутствие этого движения на стадиях производства и потребления говорят о том, что они не являются местом возникновения финансов. Областью возникновения и функционирования финансов является стадия распределения стоимости общественного продукта по субъектам хозяйствования и целевому назначению, т.е. важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Перераспределение стоимости также происходит на основе финансов.



Понятие финансов также олицетворяется с зарож­дением государства. Государство уже в рабовладельческом обществе выполняло неко­торые общественные функции: содержание войска для охраны гра­ниц и ведения войн, обеспечение общественного порядка, сохране­ние власти, осуществление построек общественных зданий и дорог. Таким образом, даже на этом этапе развития государство пре­доставляло определенные «общественные блага» для своих граждан. Естественно, они присваивались главным образом самим государем и его приближенными, и говорить об «общественных благах» для всех подданных здесь, конечно, еще рано. Но в любом случае для их со­здания государству требовались определенные ресурсы. Основными источниками доходов рабовладельческих государств служили кон­трибуции, военная добыча, натуральные налоги и личные повиннос­ти. С развитием государства его потребности возрастали, и для их удовлетворения были необходимы соответствующие ресурсы. Так возникли налоги, первоначально в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

Любое государство создает имманентную ему систему формиро­вания и использования денежных и неденежных фондов, необходи­мых для реализации своих функций. Методы и формы образования и использования этих фондов могут существенно отличаться друг от друга. Однако их источники всегда ограничены, и никто не может изобрести принципиально новых источников доходов для покрытия своих нужд. Речь идет не о форме изъятия, а об объекте обложения, какими объектами всегда выступают имущество и доход. Уже в ан­тичных греческих государствах взимались прямые налоги с владель­цев земли и скота, во время войн вводился поимущественный налог, возникли и косвенные налоги в форме таможенных пошлин и нало­гов на торговлю.

В Римской империи были введены денежные выплаты в армии (для наемников, офицеров). Эти, а также другие потребности (организация зрелищ, помощь безработным гражданам) требовали денежных зат­рат. В связи с этим в дополнение к военной добыче и контрибуциям возникли денежные налоги. Первым из них стал налог на покупку и продажу раба. В размере 1 % взимался налог за продажу непродоволь­ственных изделий. Во время войны каждый гражданин платил чрез­вычайный налог на имущество. Был введен налог с наследства в раз­мере 5%.

В раннем Средневековье каждый правитель устанавливал свои налоги и подати. Центральная власть могла облагать налогами насе­ление только в согласованных с феодалами размерах. Кроме уплаты обычных податей, шедших на содержание землевладельцев, кресть­яне выполняли многочисленные повинности, связанные со строитель­ством дорог, крепостей, дворцов, службой в армии. Ремесленники платили налоги феодалу и городским властям не только своими из­делиями, но и деньгами. Торговцы помимо платежей с доходов и да­рений феодалу облагались транзитными и прочими пошлинами.

Укрепление абсолютизма и развитие производительных сил ста­ли причиной перехода к взиманию налогов в основном в денежной форме. Финансы как экономическая категория приобретают всеоб­щий характер лишь с переходом общества на товарно-денежные от­ношения. Особенно велика в развитии финансов роль городов, являв­шихся «локомотивом» товарно-денежных отношений. Соединение двух источников – государства и налогов в денежной форме – порождает феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло в результате отделения госу­дарственной казны от собственности монарха (в Европе в XVIXVII вв.) и перехода в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов с порождением соответствующего фискального аппарата. В этот период возник и стал применяться термин «финансы». Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других ев­ропейских государствах под словом «финансы» стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В XVIII в. этот термин пришел и в Россию. До начала XX в. он применялся в сравнительно узком смысле, обо­значая именно государственные финансы.

В конце XIX – начале XX в. вмешательство государства в эконо­мику носило весьма ограниченный характер. Однако уже в этот период начинают резко возрастать расходы госу­дарства на военные нужды, развитие инфраструктуры, содержание возрастающего государственного аппарата. Социальные расходы го­сударства на образование, здравоохранение, культуру были еще край­не незначительны. В этот период еще не произошло формирование структуры «неделимых общественных благ» (бюджетных услуг), предоставляемых государством своим гражданам. Только со второй половины XX в. развивается экономика общественного сектора (го­сударства). Она стала оказывать существенное воздействие на опти­мизацию размещения и использования ограниченных возможностей рынка. В этот период государственные финансы принимают разви­тую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, не­обходимых всему обществу для достижения поставленных стратеги­ческих целей: обеспечения благосостояния населения страны, социаль­ного мира и экономического роста.

1. 3. Необходимость финансов

В условиях товарного хозяйства и рыночной экономики без финансов не может быть удовлетворена потребность в ресурсах в сфере хозяйствования и государственного управления. Финансы, являясь инструментом стоимостного распределения общественного продукта, обеспечивают удовлетворение постоянно меняющихся потребностей воспроизводственного процесса, приспосабливая пропорции производства к нуждам потребления. В условиях рыночной экономики роль финансов существенно повышается. Финансы становятся важнейшим рычагом государственного регулирования экономики и социального развития общества. Положительные финансовые результаты – главный критерий эффективности деятельности любого предприятия.

Поскольку основная масса денежных доходов и накоплений фор­мируется на предприятиях сферы материального производства, то ис­ходным объектом распределения выступает их первичный доход – выручка от реализации продукции (работ, услуг). На данном этапе образуются денежные формы фонда возмещения (амортизационные отчисления и оборотные средства) и различные виды доходов и на­коплений, распределяемых между участниками производства, а также между предприятием и государством. Вторичный этап распределения включает в себя перераспределение первично распределенных финан­совых ресурсов. Орудиями распределения выступают госбюджет, фи­нансы предприятий и другое.

С помощью финансов осуществляется внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное распределение финансовых ресурсов. Внутрихозяйственное связано с распределением доходов и накоплений, остающихся в распоряжении предприятий после расчетов с бюджетом и другими звеньями финансово-кредитной системы. На предприятиях осуществляется воспроизводство их производственных фондов – основных и оборотных. Воспроизводство основных фондов производится путем финансирования капитальных вложений. Для этого на предприятиях, как правило, создается фонд развития производства. Источниками его образования служат амортизационные от­числения, часть прибыли и др.

Основной источник прироста оборотных средств – прибыль. На предприятиях создаются также фонды социального развития и резервные фонды. Внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов обслуживается финансами предприятий, комплексов, ассоциаций путем образования централизованных фондов. Межотраслевое и межтерриториальное распределение финансовых ресурсов осуществляется через бюджет и внебюджетные фонды с помощью которых производится финансирование различных программ экономического и социального характера.

Практическое занятие:

Цель и задачи практического занятия: раскрыть сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений

План занятия:

Вопросы, обсуждаемые на семинаре: Условия появления финансов. Развитие финансовых отношений.

Подготовка рефератов (докладов):

1. Отличительные особенности финансовых отношений в планово–директивной экономике;

2. Отличительные особенности финансовых отношений в рыночной экономике;

3. Дискуссионные вопросы о сущности и функциях финансов;

4. Концепции финансов.

Самостоятельная работа по теме «Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений»:

Самостоятельная работа студента включает:



  • самостоятельное изучение разделов дисциплины;

  • подготовка к практическим и семинарским занятиям;

  • подготовка рефератов.

Литература: [6, 8, 10, 20, 22, 23].

Каталог: site -> upload
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Налоговое администрирование» для студентов направления подготовки 080100. 62
upload -> Ставрополь тольятти
upload -> Отчет о научно-исследовательской работе структура и правила оформления Издание официальное
upload -> Программа дисциплины " Менеджмент и Маркетинг " для студентов направления подготовки
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» для студентов направления подготовки 080100. 62
upload -> Архитектура
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» для студентов направлений 071800. 62 «с оциально-культурная деятельность»
upload -> Рабочая Учебная программа дисциплины «Практикум «Администратор гостиницы» для студентов направления
upload -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «оценка стоимости бизнеса» для бакалавров направления
upload -> Криворученко, В. К
  1   2   3   4   5

  • СОГЛАСОВАНО
  • Количество часов по плану
  • Лекции