Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 19, Сд. Ф. 19, Опд. Р. 7 Биологические основы сельского хозяйства

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 19, Сд. Ф. 19, Опд. Р. 7 Биологические основы сельского хозяйства



страница1/11
Дата19.08.2017
Размер2.93 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Навигация по данной странице:
  • Индекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД. 19, СД.Ф.19, ОПД.Р.7 БИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

050102.00 – Биология с дополнительной специальностью География

050102 - Биология

020201 - Биология

Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 10 от 07 февраля 2008 г.)


Зав. кафедрой

к.б.н., доцент ___________Харламова М.Н.



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

Структура программы учебной дисциплины

1.1 Авторы программы: ассистент кафедры биологии и химии Александрова Е.Ю., к.с.-х.н. Ласкин П.В.
1.2 Рецензенты: к.б.н., доцент Лештаев А.А., зав. лабораторией ММБИ КНЦ РАН, к.б.н. Ерохина И.А.
1.3 Пояснительная записка:
Сельскохозяйственная подготовка будущего педагога–биолога является неотъемлемой частью его общего естественнонаучного образования. Изучение программного материала тесно связано с профилирующими специальными дисциплинами: систематика низших и высших растений, морфологией растений, физиологией растений, зоологией беспозвоночных и позвоночных, генетикой, биохимией.

При изучении основных тем планируется использование современных данных биологических и сельскохозяйственных наук, а так же достижений передовых сельскохозяйственных предприятий. Тематика учебной программы составлена с учетом специфики сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера.

Рост и развитие растений находится в тесной зависимости от физико-биохимических свойств почв. Поэтому в программе значительное место уделено изучению формирования и развития главного свойства почвы – плодородия и путей наиболее рационального его использования. В тоже время почва будет рассматриваться как особое природное образование, как средство производства и как продукт труда.

Темы по изучению хозяйственного использования растений и животных будут рассматриваться с точки зрения поддерживания экологического равновесия в природе и снижению отрицательного действия антропогенных факторов, что позволит будущим учителям–биологам более эффективно организовать натуралистическую и природоохранную работу со школьниками.

Изучение методик закладки опытов и проведения научных исследований, а так же схемы камеральной обработки полученных результатов даст знания, необходимые как для самостоятельных научных изысканий студентов, так и для организации исследовательской работы школьников. Поэтому эти вопросы вынесены и на лабораторные и на семинарские занятия.

Основная цель курса – изучение особенностей сельскохозяйственного производства как отрасли народного хозяйства, функционирующей на основе использования биологических ресурсов природы человеком в своих целях.

В задачи курса входит изучение:


  • теоретических основ сельскохозяйственного производства;

  • взаимосвязи растениеводства и животноводства;

  • особенностей сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера;

  • основных экологических проблем сельскохозяйственного производства;

  • методики научных исследований в растениеводстве и животноводстве.

Базовые требования к уровню подготовки студентов по курсу:

  • иметь представление об основных отраслях сельскохозяйственного производства;

  • знать теорию почвообразовательного процесса В.В. Докучаева;

  • иметь представление о круговороте веществ в искусственных сообществах;

  • знать основные законы земледелия, обосновать их экологическое значение;

  • знать особенности ведения сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера;

  • выявлять экологические проблемы сельскохозяйственного производства и обосновать возможные пути их решения.

В результате освоения курса студенты должны уметь:

  • оценить состояние и перспективу развития агроэкосистем;

  • организовать опытническую работу школьников по растениеводству и животноводству.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности, содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.

            1. Индекс
            1. Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ДПП.

Ф.15

Биологические основы сельского хозяйства

Почва как природно-историческое тело и основное средство сельскохозяйственного производства. Плодородие почвы. Факторы почвообразования. Состав и свойства почв. Классификация почв. Характеристика основных типов почв по зонам страны. Эрозия почв. Охрана почв и рациональное использование земельных ресурсов. Земледелие как наука о рациональном использовании почв и повышении их плодородия. Основные законы земледелия. Биологические особенности способов, норм и сроков посева. Системы земледелия. Научные основы химизации земледелия и животноводства. Органические и минеральные удобрения. Понятие о гербицидах, инсектицидах, репеллентах, аттрактантах, фунгицидах, зооцидах и других защитных веществах. Условия их применения без нарушения биологического равновесия в природе.



Культурные растения, их классификация и происхождение. Важнейшие зерновые, зернобобовые, масличные, прядильные, кормовые, овощные и плодово-ягодные культуры. Корнеплоды и клубнеплоды. Их морфологические, биологические и хозяйственные особенности. Технология выращивания на пришкольном и приусадебном участке. Сельскохозяйственные животные, их происхождение и разведение. Биологические особенности и хозяйственное значение крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов и птицы. Особенности разведения, кормления и содержания. Опытническая работа школьников с растениями и животными.

120


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-кость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050102.00 «БИОЛОГИЯ с дополнительной специальностью ГЕОГРАФИЯ»

3

5


120

46


30

-

16

30

АТТЕСТАЦИЯ

6


44


30

-

14

ЭКЗАМЕН (6 семестр)

5, 6

90

60

-

52




2

020201.00 «БИОЛОГИЯ»

2

3, 4

80

60

40

10

10

20

ЗАЧЕТ,

ЭКЗАМЕН


3

050102 «БИОЛОГИЯ»

3

5, 6

150

120

54

26

40

30

ЭКЗАМЕН

4

050102 «БИОЛОГИЯ» ЗФО

3

-

150

18

12

-

6

132

ЭКЗАМЕН


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК


ПР/СМ

ЛБ


Сам.

раб.


Всего ауд

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Сельское хозяйство как отрасль производства продуктов питания

2


2

-

-

2

2

2

-

-

2

2.

Место почвы в природе и ее значение для человека

8

4

-

4

4

6

4

2

-

2

3.

Органическая часть почвы

6

4

-

2

2

4

2

-

2

2

4.

Почвенные коллоиды и поглотительная способность почвы

4

2

-

2

2

4

2

-

2

2

5.

Учение о генезисе почв

6

4

-

2

2

2

2

-

-

-

6.

Водный, воздушный и тепловой режим почв

6

4

-

2

2

2

2

-

-

2

7.

Почвы Мурманской области

6

4

-

2

2

6

4

2

-

2

8.

Основные законы земледелия

6

4

-

2

2

2

2

-

-

2

9.

Основы агрохимии

4

2

-

2

2

4

2

-

2

-

10.

Применение удобрений

8

6

-

2

-

6

4

2

-

-

11.

Растения как объект хозяйственной деятельности человека

6

4

-

2

-

2

2

-

-

-

12.

Сорт в сельскохозяйственном производстве

6

4

-

2

2

4

2

-

2

-

13.

Полевые и вегетационные методы исследований в растениеводстве

6

4

-

2

4

2

2

-

-

2

14.

Основы животноводства

10

8

-

2

2

10

6

2

2

2

15.

Организация эколого-природоохранной работы по сельскому хозяйству

6

4

-

2

2

4

2

2

-

2

ВСЕГО

90

60

-

30

30

60

40

10

10

20

Вариант 1 для специальности 050102.00 «Биология с дополнительной специальностью География».

Вариант 2 для специальности 020201.00 «Биология».




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК


ПР/СМ

ЛБ


Сам.

раб.


Всего ауд

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Сельское хозяйство как отрасль производства продуктов питания

4


2

2

-

2













4


2.

Место почвы в природе и ее значение для человека

10

4

2

4

4

1

1







12

3.

Органическая часть почвы

6

4

-

2

2

1

1







6

4.

Почвенные коллоиды и поглотительная способность почвы

6

2

2

2

2

1

1







6

5.

Учение о генезисе почв

8

4

2

2

2

1

1







8

6.

Водный, воздушный и тепловой режим почв

8

4

2

2

2

3

1




2

8

7.

Почвы Мурманской области

6

4

-

2

2

1

1







6

8.

Основные законы земледелия

6

4

-

2

2

1

1







6

9.

Основы агрохимии

8

2

4

2

2

1

1







8

10.

Применение удобрений

8

6

-

2

-

1

1







8

11.

Растения как объект хозяйственной деятельности человека

12

6

4

2

-

1

1




2

18

12.

Сорт в сельскохозяйственном производстве

8

4

2

2

2













8

13.

Полевые и вегетационные методы исследований в растениеводстве

8

2

2

4

4

1

1







8

14.

Основы животноводства

16

4

2

10

2

1

1




2

20

15.

Организация эколого-природоохранной работы по сельскому хозяйству

6

2

2

2

2













6

ВСЕГО

120

54

26

40

30

18

12

-

6

132

Вариант 3 для специальности 050102 «Биология»

Вариант 4 для специальности 050102 «Биология» ЗФО


1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


п/п



Наименование раздела дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы.

Кол-во

часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Сельское хозяйство как отрасль производства продуктов питания

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие о сельском хозяйстве и его значении в решении продовольственной проблемы

2. Определение фактической обеспеченности продуктами питания по регионам мира (по статистическим сборникам, справочной литературе).

Рефераты:

1. Сельское хозяйство как отрасль производства продуктов питания

2. продовольственная проблема как одна из глобальных экологических проблем мира

Контрольные работы: не предусмотрены

Литература по теме:

1. Статистический сборник Мурманской области за 2001 (2002) год. Потребление продуктов питания.

2. Нормы питания по категориям населения и по регионам / Большая советская энциклопедия, медицинский энциклопедический словарь.

3. Сборник ФАО / Всемирная организация здравоохранения ООН.



2

Выполнение самостоятельных заданий по индивидуальным карточкам (на определение фактической обеспеченности продуктами питания)

2

Место почвы в природе и ее значение для человека

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие о почве. Докучаев В.В. - основоположник учения о почве.

2. Плодородие – основное свойство почвы – как результат жизнедеятельности организмов различной степени организованности.

3. Материнские породы.

4. Виды выветривания.

5. Механический состав почв по Н.А. Качинскому.



Рефераты:

1. Докучаев В.В. - основоположник учения о почве.

2. Плодородие как результат жизнедеятельности организмов.

3. Выветривание. Виды выветривания.

4. Механический состав почв.

5. Основные факторы почвообразования. Климат.

6. Основные факторы почвообразования. Рельеф.

7. Основные факторы почвообразования. Почвообразующие породы.

8. Основные факторы почвообразования. Биологический фактор.

9. Основные факторы почвообразования. Производственная деятельность человека.

10. Основные факторы почвообразования. Возраст страны (возраст почв).

Контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Методические указания к проведению полевой практики / П.В. Ласкин, Н.Н. Ласкина.– Мурманск, 2000.

2. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: К., 1980.

3. Почвы СССР / Т.В. Афанасьева и др. – М.: Мысль, 1979.

4. Щепащенко Л.Г. и др. Почвоведение с основами земледелия. – М., 1993.


4

Реферат

3


Органическая часть почвы

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Превращение органического вещества в почве.

2. Роль микроорганизмов в превращениях органического вещества.

3. Гуминовые и фульвокислоты почв.



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Переверзев В.Н. Биохимия гумуса и азота почв Кольского полуострова. – Л.: Наука, 1987.

2. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: К., 1980.

3. Щепащенко Л.Г. и др. Почвоведение с основами земледелия. – М., 1993.



2

Коллективное обсуждение

4

Почвенные коллоиды и поглотительная способность почв

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Состав и свойства почвы.

2. Роль органического вещества в формировании ППК.

3. Сумма поглощенных оснований.

4. Поглощение анионов.

Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: К., 1980.

2. Щепащенко Л.Г. и др. Почвоведение с основами земледелия. – М., 1993.


2

Рисунок: образование заряда


5

Учение о генезисе почв

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Почвообразовательный процесс.

2. Основные факторы почвообразования.

3. Качественная оценка земель.

4. Значение на современном этапе развития производственных отношений в России.

Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения.-М.: Изд. МГУ, 1995.

2. Докучаев В.В. Соч. Т. 4. М.: Изд. АН СССР, 1950.

3. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: К., 1980.



2

Опрос на занятии

6

Водный, воздушный, тепловой режимы почв

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие о режимах почв.

2. Виды почвенной влаги. Водный режим почв.

3. Конвекционное и горизонтальное движение воздуха.

4. Газообмен между почвой и атмосферой. Воздушный режим почв.

5. Тепловой режим. Теплоемкость и теплопроводность.



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: К., 1980.

2. Щепащенко Л.Г. и др. Почвоведение с основами земледелия. – М., 1993.


2

Опрос на занятии

7

Почвы России и Мурманской области

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Главные закономерности географического распределения почв.

2. Почвы Мурманской области.

3. Сельскохозяйственное использование почв Мурманской области.

4. Болотный процесс почвообразования.

5. Глеевый процесс.

6. Подзолистый и дерновый процессы почвообразования.

7. Дерново-подзолистые почвы.



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Белов Н.П., Барановская А.В. Почвы Мурманской области. - Л.: Наука, 1969.

2. Почвоведение / Под ред. И.С. Кауричева.- М.: Мысль, 1975.

3. Почвоведение / под ред. А.С. Фатьянова и С.П. Тайчинова. - М.: К., 1972.

4. Почвы СССР / Т.В. Афанасьева и др. – М.: Мысль, 1979.

5. Практикум по агрохимии / Под ред. П.М. Смирнова. – М.: К., 1986.

6. Практикум по почвоведению / Под ред. И.С. Кауричева. – М.: К., 1980.

7. Система ведения сельского хозяйства в Мурманской области / Отв. за выпуск С.Ф. Жданов. – Мурманск, 1983.

8. Щепащенко Л.Г. и др. Почвоведение с основами земледелия. – М., 1993.


2

Опрос на занятии

8

Основные законы земледелия

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Примитивные и современные системы земледелия. Сравнительная характеристика.

2. Значение севооборотов.

3. Проблема экологизации земледелия.



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Земледелие / Под ред. С.А. Воробьева. – М.: Агропромиздат, 1991.

2. Кирюшин В.И. Экологические основы земледелия. – М.: К., 1996.

3. Минеев В.Г., Дебрецени Б., Мазур Т. Биологическое земледелие и минеральные удоб рения. - М.: К., 1993.

4. Щепащенко Л.Г. и др. Почвоведение с основами земледелия. – М., 1993.


2

Опрос на занятии

9

Основы агрохимии. Применение удобрений


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Баланс питательных веществ, определение и экологическое значение.

2. Динамика поступления питательных веществ в растения по фазам вегетации.

3. Классификация удобрений.

4. Системы удобрений по природно-климатическим зонам для разных культур.

5. Система удобрений в условиях Мурманской области



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Агрохимия / Под ред. П.М. Смирнова и А.В. Петербургского.-М.: К., 1975.

2. Афендулов К.П., Лантухова А.И. Удобрения под планируемый урожай. -М.: К., 1973.

3. Каюмов М.К. Справочник по программированию продуктивности полевых культур. - М.: - Россельхозиздат, 1982.

4. Методические указания к проведению полевой практики по почвоведению и практической биологии / П.В. Ласкин, Н.Н. Ласкина. - Мурманск, 2001.

5. Минеев В.Г. Агрохимия. – М.: Изд. МГУ, 1990.

6. Практикум по агрохимии / Под ред. П.М. Смирнова. – М.: К., 1986.

7. Система ведения сельского хозяйства в Мурманской области / Отв. за выпуск С.Ф. Жданов. – Мурманск, 1983.



2

Схема расчета доз удобрений

10

Сорт в сельскохозяйственном производстве


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Происхождение видов растений.

2. Труды Н.И. Вавилова.

3. Селекция и семеноводство культурных растений.

4. Особенности селекции растений для условий Крайнего Севера.

Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Вавилов Н.И. Ботанико-географические основы селекции. Избр. труды. Т. 2. М., 1960.

2. Керефов К.Н. Биологические основы растениеводства. – М.: Высшая школа, 1982.


2

Таблица районированных сортов

11


Полевые и вегетационные методы исследований в растениеводстве

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Виды опытов с растениями.

2. Полевые методы.

3. Вегетационные методы.

4. Лизиметрические методы.

5. Оценка достоверности полученных результатов.



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Вавилов Н.И. Ботанико-географические основы селекции. Избр. труды. Т. 2. М., 1960.

2. Керефов К.Н. Биологические основы растениеводства. – М.: Высшая школа, 1982.


4

Пример программы исследований (по группам) на лабораторном занятии


12

Основы животноводства

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Зоотехния – теоретическая основа ведения животноводства.

2. Хозяйственное значение и биологические особенности сельскохозяйственных животных.

3. Экологические проблемы животноводства, возможные пути их решения.



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Ващенко И.М. и др. Основы сельского хозяйства. – М.: Просвещение, 1987.

2. Бакий А.В. и др. Животноводство. – М., 1991. – 399 с.

3. Калашников А.П., Клейменов Н.И. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных. Справочное пособие.-М.: Агропромиздат, 1985.

4. Основы животноводства / Под ред. А.П. Солдатова. – М.: Агропромиздат, 1988.

5. Томмэ М.Ф. Методики определения переваримости кормов и рационов. – М.: 1969.



2

Таблица пород сельскохозяйственных животных по Мурманской области.

13

Организация эколого-природоохранной работы по сельскому хозяйству

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Домашние животные, особенности их содержания.

2. Требования к условиям содержания.

3. Проблема поддержания экологического равновесия в природе.



Рефераты и контрольные работы: не предусмотрены

Литература:

1. Ващенко И.М. и др. Основы сельского хозяйства. – М.: Просвещение, 1987.

2. Ващенко И.М. и др. Практикум по основам сельского хозяйства – М.: Просвещение, 1991.

3. Лакин Г.Ф. Биометрия. – М.: К., 1968



2

Опрос на занятии


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)




Каталог: umu-umk -> ЕФКиБЖД -> 050102.65%20%20Биология
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 24, Сд. Р. 1, Сд. 25, Фтд. 1 Живой уголок
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 3 (для офо), дс. Ф. 4 (для зфо) экология человека
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Органическая химия >ЕН. Ф химия: органическая химия
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Гсэ. Ф. 6 Химия: аналитическая
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 3 Флора и фауна мурманской области опд. Р. 3 Фауна и флора мурманской области
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 04 Паразитология
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 анатомия и морфология клетки
050102.65%20%20Биология -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 01 Ботаника: систематика низших растений
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  • Индекс