Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности



Дата29.05.2017
Размер0.84 Mb.
ТипУчебная программа





Белорусский государственный университет

« 1 » ноября 2016 г.

Регистрационный № УД -3281/уч.
Экология микроорганизмов
Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности:

1-31 01 03 Микробиология

специализаций

1-31 01 03 01 Прикладная микробиология

1-31 01 03 02 Молекулярная микробиология

2016 г.


Учебная программа составлена на основе ОСВО 1-31 01 03-2013 и учебного плана УВО № G31-129/уч. 2013 г.


СоставителИ:
Мария Ивановна Чернявская, ассистент кафедры микробиологии Белорусского государственного университета;
Владимир Васильевич Лысак, доцент кафедры микробиологии Белорусского государственного университета, кандидат биологических наук

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой микробиологии Белорусского государственного университета (протокол № 5 от 27 октября 2016 г.);
Учебно-методической комиссией биологического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 3 от 30 ноября 2016 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа УВО по учебной дисциплине «Экология микроорганизмов» составлена в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования первой ступени по специальности 1-31 01 03 «Микробиология». Учебная дисциплина относится к циклу дисциплин специализации учебного плана и предназначена для студентов специализаций
1-31 01 03 01 Прикладная микробиология и 1-31 01 03 02 Молекулярная микробиология.

Экология микроорганизмов – это наука, которая изучает многообразие микроорганизмов в земных биомах, а также развивает подходы для исследования и последующего использования различных видов активности микроорганизмов. Как самостоятельная дисциплина экология микроорганизмов была выделена только в 1960-1970-х гг. Одной из причин ее выделения является значительное различие в методологических подходах по сравнению с классической экологией, изучающей макроорганизмы. В частности, в экологии микроорганизмов лабораторные исследования являются основным инструментом, тогда как для макроэкологов основу составляют полевые наблюдения.

Одним из важнейших направлений экологии микроорганизмов является изучение природных сообществ, т.к. в них протекают процессы, которые не способен осуществить ни один отдельно взятый член сообщества. Значительная часть исследований в области экологии микроорганизмов связана с восстановлением местообитаний, нарушенных деятельностью человека. В настоящее время в арсенале дисциплины присутствуют как методы классической микробиологии (культивирование микроорганизмов, различные способы окрашивания клеток и др.); так современные молекулярно-биологические (гибридизация с использованием флюоресцирующих зондов, использование микрочипов ДНК, метагеномное секвенирование и др.) и микроэлектродные методы, позволяющие изучать сообщества без выделения их отдельных членов. Таким образом, в современной экологии микроорганизмов происходит постепенный переход от изучения чистых культур микроорганизмов к изучению сообществ, связей внутри них и взаимодействия с окружающей средой.

Целью учебной дисциплины «Экология микроорганизмов» является формирование у студентов базовых теоретических знаний в области экологии микроорганизмов, исходя из современных достижений этой науки.

В задачи учебной дисциплины входит:

- формирование представления о предмете экологической микробиологии; изучение истории ее становления и вклада в этот процесс ученых разных стран; о современном состоянии и перспективах развития экологической микробиологии;

- освоение знаний о разнообразии микроорганизмов, их экофизиологических особенностях, а также о методах их изучения;

- изучение особенностей структуры и функционирования микробных сообществ;

- рассмотрение участия микроорганизмов в круговороте вещества и энергии;

- формирование представления о глобальных экологических проблемах и путях использования микроорганизмов для выхода из кризисных состояний;

- воспитание нравственных ориентаций на цивилизованное, экологически грамотное отношение к природе, микробному разнообразию, предотвращению загрязнения окружающей среды.

Преподавание учебной дисциплины «Экология микроорганизмов» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении учебных дисциплин «Структурная организация клеток микроорганизмов», «Физиология микроорганизмов», «Систематика микроорганизмов», «Генетика микроорганизмов», «Культивирование микроорганизмов». В свою очередь, изучение данной дисциплины будет способствовать усвоению других курсов по специальности «Микробиология». В целом программа учебной дисциплины составлена с учетом межпредметных связей и программ по смежным учебным дисциплинам («Экология и рациональное природопользование», «Ксенобиология», «Микробиологическая очистка промышленных отходов», «Медицинская и санитарная микробиология», «Микробиологическая биотрансформация веществ», «Микробная экология человека»).

В результате изучения учебной дисциплины обучаемый должен:



знать:

- предмет и задачи экологической микробиологии;

- характеристики экологических факторов и их действие на микроорганизмы;

- механизмы устойчивости микроорганизмов к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

- основные закономерности взаимодействия микроорганизмов с микро- и макроорганизмами;

- участие микроорганизмов в биогеохимических циклах элементов и химически устойчивых соединений;

- пути использования микроорганизмов в управлении качеством окружающей среды.

уметь:

- моделировать влияние микроорганизмов на состояние экосистемы;

- оценивать и прогнозировать возможное негативное или позитивное воздействие микроорганизмов на окружающую среду: природные и производственные системы;

- делать практические выводы в исследованиях деятельности микроорга-низмов с учетом экологических последствий.



владеть:

- объемом знаний, полученных в рамках изучаемого курса;

- навыками использования стандартных методов экологической микробиологии для наблюдения и изучения микроорганизмов в полевых и лабораторных условиях.
Изучение учебной дисциплины «Экологическая микробиология» должно обеспечить формирование у студента следующих компетенций:

АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

ПК-1. Квалифицированно проводить научные исследования в области биохимии и молекулярной биологии, проводить анализ результатов экспериментальных исследований, формулировать из полученных результатов корректные выводы.

ПК-2. Осваивать новые модели, теории, методы исследования, участвовать в разработке новых методических подходов.

ПК-3. Осуществлять поиск и анализ данных по изучаемой проблеме в научной литературе, составлять аналитические обзоры.

ПК-4. Готовить научные статьи, сообщения, рефераты, доклады и материалы к презентациям.

В соответствии с учебным планом изучение учебной дисциплины осуществляется в 6 семестре. Программа рассчитана на 70 часов, из них аудиторных 42 часа. Распределение по видам занятий: лекции – 24 часа, лабораторные занятия – 16 часов, аудиторный контроль управляемой самостоятельной работы – 2 часа.

Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – зачет.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
I. ВВЕДЕНИЕ

Понятие «экологии микроорганизмов». История формирования экологической микробиологии как самостоятельной дисциплины и ее связь с другими науками. Предмет и задачи экологической микробиологии. Разделы экологии микроорганизмов: аутэкология (воздействие абиотических факторов), демэкология (свойства популяции), синэкология (взаимодействие с организмами других видов), системная экология (взаимодействие с экосистемой в целом), экобиотехнология (использование микроорганизмов для охраны окружающей среды).

Развитие экологии микроорганизмов в Беларуси.
II. АУТЭКОЛОГИЯ. ВЛИЯНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ

Влияние температуры, кардинальные точки и пределы толерантности бактерий. Понятие о психрофилах, мезофилах и термофилах. Механизмы адаптации бактерий к низкой/высокой температуре.

Влияние электромагнитных излучений. Фототаксис, фотохромность и фотосинтез у микроорганизмов. Механизмы повреждающего действия УФ-лучей и ионизирующего излучения. Механизмы репарации повреждений. Радиорезистентность микроорганизмов и ее молекулярные механизмы.

Механизм повреждающего действия ультразвука на микроорганизмы.

Влияние магнитных полей на микроорганизмы. Магнитотаксис. Формирование магнитосом в клетках бактерий.

Понятие о водной активности и водном потенциале. Влияние осмотического давления на микроорганизмы. Негалофильные и галофильные микроорганизмы. Молекулярные механизмы осмотолерантности.

Отношение микроорганизмов к рН. Ацидофилы, нейтрофилы и алкалофилы. Влияние рН среды на формирование трансмембранного электрохимического потенциала в бактериальной клетке.

Отношение микроорганизмов к кислороду. Облигатные аэробы, факультативные анаэробы, микроаэрофилы, аэротолерантные и облигатные анаэробы. Формирование активных форм кислорода, их воздействие на клетку и этапы восстановления в микробной клетке.

Экстремофильные микроорганизмы. Механизмы адаптации микроорганизмов к экстремальным условиям среды.
III. СИНЭКОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ

Экологическая стратегия. Представления о r-, К-, L-стратегиях микроорганизмов. Типы взаимодействий между биологическими объектами. Комменсализм, мутуализм, паразитизм, конкуренция и аллелопатия (антибиоз). Факультативные и облигатные симбиозы.

Микробное сообщество. Трофическая структура сообщества. Физическая организация сообщества. Цианобактериальные маты как морфологически оформленное автономное сообщество.

Взаимодействие бактерий с простейшими. Тройственные симбиозы. Внутриядерный паразитизм бактерий в простейших. Взаимодействие бактерий с насекомыми и его контроль со стороны хозяина. Микробные симбионты глубоководных погонофор. Светящиеся бактерии – симбионты энтомопатогенных нематод.

Микробиота филлосферы и ризосферы растений. Симбиоз бобовых с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями. Этапы формирования симбиоза (аттракция, адгезия, интернализация). Понятие о лектинах. Фитопатогены. Особенности паразитизма агробактерий. Понятие о генетической колонизации.

Понятие об автохтонной и аллохтонной микробиоте тела позвоночных. Микробиоценозы рубца жвачных животных. Органы свечения глубоководных рыб. Микробная экология тела человека. Нормальная микробиота кожи, репродуктивного тракта, органов системы пищеварения. Микробиота ротовой полости. Микробиота толстого кишечника. Понятие о дисбактериозе. Патогенные микроорганизмы и факторы их вирулентности.


IV. СИСТЕМНАЯ ЭКОЛОГИЯ. АЭРОМИКРОБИОТА. МИКРОБИОЦЕНОЗЫ ВОДОЕМОВ. МИКРОБИОЦЕНОЗЫ ПОЧВЫ

Понятие «экологической ниши».

Атмосфера как среда обитания микроорганизмов. Роль микроорганизмов в формировании атмосферы. Аэромикробиота и источники ее формирования. Микроорганизмы как аэрозольное загрязнение атмосферы.

Особенности водоемов как среды обитания микроорганизмов. Олиготрофные и эвтрофные водоемы. Распределение микроорганизмов в водной толще. Движение веществ и энергии в микробиоценозе пресного водоема.

Почва как среда обитания микроорганизмов. Микробиота почв. Структура почвенных микробных сообществ. Роль микроорганизмов в формировании плодородия почв. Роль микроорганизмов в глобальных циклах элементов.
V. МЕТОДЫ ЭКОЛОГИИ МИКРООРГАНИЗМОВ

Выделение микроорганизмов из окружающей среды. Понятие о некультивируемых формах бактерий. Факторы, определяющие переход бактерий в некультивируемую форму. Факторы, определяющие переход некультивируемых форм бактерий в физиологически активное состояние.

Принципы отбора образцов из различных (почвенной, водной, воздушной) сред. Отбор и исследование проб с помощью стекол обрастания.

Методы учета численности микроорганизмов в водной среде, почве, воздушной среде. Прямой подсчет клеток микроорганизмов с использованием микроскопических методов. Использование камер Тома‑Горяева, Петрова‑Хаузера. Флюоресцентно-микроскопические методы учета микроорганизмов. Использование флюоресцентных красителей для подсчета общего количества микроорганизмов в среде, а также для выявления и учета живых активных клеток. Непрямой учет живых клеток путем высева и подращивания. Использование селективных сред для количественного учета различных групп микроорганизмов.

Методы изучения микроорганизмов в естественных условиях обитания. Микроэлектродный метод. Применение радиоизотопов и стабильных изотопов для измерения активности микроорганизмов. Определение активности специфических ферментов.

Молекулярные методы в экологической микробиологии. Особенности выделения суммарных препаратов нуклеиновых кислот из природных проб. Использование ПЦР, молекулярного клонирования, градиентного (температурного и денатурирующего) гель-электрофореза, секвенирования и гибридизационного анализа для исследования микробного разнообразия и обнаружения отдельных генов или членов сообщества. Метагеномное секвенирование (принцип метода, значение для экологической микробиологии).



VI. ЭКОБИОТЕХНОЛОГИЯ

Использование микроорганизмов для повышения плодородия почв.

Биоремедиация. Микроорганизмы как биодеструкторы. Искусственные микробиоценозы очистных сооружений. Использование микроорганизмов при очистке окружающей среды от техногенных загрязнений. Микробиологическая очистка сточных вод. Микробиоценоз активного ила. Перспективы генной инженерии в решении экологических проблем.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Номер раздела, темы

Название раздела, темы

Количество аудиторных часов

Количество часов УСР

Форма контроля

знаний


Лекции

Практические

занятия


Семинарские
занятия

Лабораторные

занятия



Иное

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I

Введение























1.

Экология микроорганизмов: история, предмет и задачи, основные разделы.

2







2







Устный опрос,

Предоставление отчетов по лабораторной работе.



II

Аутэкология. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность микроорганизмов






















2.

Влияние физических факторов внешней среды на жизнедеятельность микроорганизмов.

2







6







Устный опрос,

Предоставление отчетов по лабораторной работе.



3.

Влияние химических факторов внешней среды на жизнедеятельность микроорганизмов.

2







2







Устный опрос,

Предоставление отчетов по лабораторной работе.



4.

Механизмы адаптации микроорганизмов к экстремальным условиям среды. Экстремофильные микроорганизмы.

2



















III

Синэкология. Взаимодействие микроорганизмов с биологическими объектами






















5.

Синэкология: общие понятия (экологическая стратегия, типы взаимоотношений микроорганизмов с другими организмами, микробное сообщество)

2



















6.

Взаимоотношения микроорганизмов между собой

2



















7.

Взаимоотношения микроорганизмов с растениями

2



















1

2

3

4

5

6

7

8

9

8.

Взаимоотношения микроорганизмов с животными и человеком

2













2

Промежуточный зачет по разделам «Аутэкология. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность микроорганизмов», «Синэкология. Взаимодействие микроорганизмов с биологическими объектами»

IV

Системная экология. Аэромикробиота. Микробиоценозы водоемов. Микробиоценозы почвы






















9.

Общие понятия системной экологии. Микробиота воздуха. Микробиоценозы водоемов

2







1







Устный опрос,

Предоставление отчетов по лабораторной работе.



10

Структура микробных сообществ почвы

2







1







Устный опрос,

Предоставление отчетов по лабораторной работе.



V

Методы экологии микроорганизмов






















11.

Методы, основанные на выделении и изучении чистых культур. Молекулярно-биологические методы

2



















VI

Экобиотехнология






















12.

Использование микроорганизмов для повышение качества окружающей среды: повышение плодородия почв, биоремедиация загрязненных местообитаний

2







4







Устный опрос, защита рефератов.

Предоставление отчетов по лабораторной работе.



информационно-методическая часть

Литература

Основная:



  1. Заварзин Г.А. Лекции по природоведческой микробиологии / Г.А. Заварзин; Отв. ред. Н.Н. Колотилова; Ин-т микробиологии. – М.: Наука, 2004. – 256 с.

  2. Кузнецов А.Е. Научные основы экобиотехнологии: Учебное пособие для студентов / А.Е. Кузнецов, Н.Б. Градова – М.: Мир, 2006. – 504 с.

  3. Лысак В.В. Микробиология: учеб. пособие / В.В. Лысак. – Минск: БГУ, 2008. – 343 с.

  4. Нетрусов А.И. Экология микроорганизмов / А.И. Нетрусов, Е.А. Бонг-Осмоловская, В.М. Горленко и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 348 с.

  5. Современная микробиология / под ред. Й. Ленгелера, Г. Древса, Г. Шлегеля. – М.: Мир, 2005. Т. 1 – 2.

Дополнительная:



  1. Громов Б.В. Экология бактерий / Б.В. Громов, Г.В. Павленко – Л.: ЛГУ, 1989. – 248 с.

  2. Жизнь микроорганизмов в экстремальных условиях / под ред. Д. Кашнера. – М.: Мир, 1981. – 519 с.

  3. Колмакова О.В. Современные методы определения видоспецифичных биогеохимических функций бактериопланктона // Journal of Siberian Federal University. – Biology 1. – 2013. – V 6. – P. 73‑95.

  4. Нетрусов А.И. Практикум по микробиологии / А.И. Нетрусов, М.А. Егорова, Л.М. Захарчук и др. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  5. Шлегель Г. Общая микробиология / Г. Шлегель. – М.: Мир, 1987. – 567 с.

  6. Экологическая микробиология: учеб.-метод. пособие / М.И. Чернявская [и др.]. – Минск: БГУ, 2016. – 63 с.

  7. Bacterial adaptation to cold / C. Barria, M. Malecki, C.M. Arraiano // Microbiology. – 2013. – V 159. – P. 2437‑2443. [DOI 10.1099/mic.0.052209-0]

  8. Hickey D.A. Genomic and proteomic adaptations to growth at high temperature / D.A. Hickey, G.A.C. Singer // Genome Biology. – 2004. – V 5, I 10. – Article 117. [http://genomebiology.com/2004/5/10/117]

  9. Koga Y. Thermal adaptation of the archaeal and bacterial lipid membranes / Y. Koga // Archaea. – 2012. – V 2012. – Article ID 789652. [DOI 10.1155/2012/78952]

  10. Leboffe M.J. Microbiology. Laboratory Theory & Application. 3rd Ed. / M.J. Leboffe, B.E. Pierce. – Engewood: Morton Publishing, 2010.

  11. Madson E.L. Environmental microbiology / E.L. Madson.USA, 2008.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ УПРАВЛЯЕМОЙ самостоятельнОЙ работЫ СТУДЕНТОВ
Промежуточный зачет по разделам «Аутэкология. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность микроорганизмов», «Синэкология. Взаимодействие микроорганизмов с биологическими объектами» (2 часа).
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Учебным планом специальности 1-31 01 03 Микробиология в качестве формы текущей аттестации по учебной дисциплине рекомендован зачет. Для оценки профессиональных компетенций студентов используется следующий диагностический инструментарий:

– устные и письменные опросы на лабораторных занятиях;

– выполнение заданий в тестовой форме;

– коллоквиум;

– проверка ведения лабораторных журналов;

– защита подготовленного студентом реферата/эссе.


перечень ЛАБОРАТОРНЫХ занятий
1. Получение накопительной культуры фотоавтотрофных и хемолитотрофных микроорганизмов (2 часа).

2. Влияние температуры на рост и метаболизм микроорганизмов (2 часа).

3. Действие теплового стресса на микроорганизмы (2 часа).

4. Действие ультрафиолетового излучения на микроорганизмы (2 часа).

5. Влияние осмотического давления и кислотности среды на рост микроорганизмов (2 часа).

6. Исследование микробиоты воздуха, почвы и воды (2 часа).

7. Микробиологическая деструкция нефти (4 часа).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Для организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине следует использовать современные информационные технологии: разместить в сетевом доступе комплекс учебных и учебно-методических материалов (программа, курс лекций, мультимедийные презентации, методические указания к лабораторным занятиям, список рекомендуемой литературы и информационных ресурсов, задания в тестовой форме для самоконтроля и др.). Эффективность самостоятельной работы студентов целесообразно проверять в ходе текущего и итогового контроля знаний.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УВО


Название учебной

дисциплины,

с которой

требуется согласование



Название

кафедры


Предложения

об изменениях в содержании учебной программы

учреждения высшего

образования по учебной дисциплине



Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и

номера протокола)1



1. Экология и рациональное природопользование

Общей экологии и методики преподавания биологии

Отсутствуют

Зав. кафедрой


В.В. Гричик

Утвердить согласование
протокол № 5 от
27 октября 2016 г.

2. Медицинская и санитарная микробиология

Микробиологии

Отсутствуют

Зав. кафедрой


В.А. Прокулевич

Утвердить согласование
протокол № 5 от
27 октября 2016 г.

3. Микробиологическая биотрансформация веществ

Микробиологии

Отсутствуют

Зав. кафедрой


В.А. Прокулевич

Утвердить согласование
протокол № 5 от
27 октября 2016 г.

4. Микробиологическая очистка промышленных отходов

Микробиологии

Отсутствуют

Зав. кафедрой


В.А. Прокулевич

Утвердить согласование
протокол № 5 от
27 октября 2016 г.

5. Микробная экология человека

Микробиологии

Отсутствуют

Зав. кафедрой


В.А. Прокулевич

Утвердить согласование
протокол № 5 от
27 октября 2016 г.

6. Ксенобиология

Клеточной биологии и биоинженерии растений

Отсутствуют

Зав. кафедрой


В.В. Демидчик

Утвердить согласование
протокол № 5 от
27 октября 2016 г.


1


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Покажчик літератури співробітників кафедри акушерства та гінекології №2 Харківського державного медичного університету за 50 років (1955 – 2005)
123456789 -> Белорусского государственного университета
123456789 -> Антропогенное загрязнение биосферы
123456789 -> Глава I. Организация электросвязи Гражданской авиации России §
123456789 -> Программа дисциплины " История воздухоплавания и авиации в России"
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей
123456789 -> Учебный план дисциплины Дисциплина «Авиационное и радиоэлектронное оборудование»

  • Экология микроорганизмов Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности
  • РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА I . ВВЕДЕНИЕ
  • II . АУТЭКОЛОГИЯ. ВЛИЯНИЕ АБИОТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ
  • III . СИНЭКОЛОГИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИКРООРГАНИЗМОВ С БИОЛОГИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ
  • IV . СИСТЕМНАЯ ЭКОЛОГИЯ. АЭРОМИКРОБИОТА. МИКРОБИОЦЕНОЗЫ ВОДОЕМОВ. МИКРОБИОЦЕНОЗЫ ПОЧВЫ
  • V . МЕТОДЫ ЭКОЛОГИИ МИКРООРГАНИЗМОВ
  • VI . ЭКОБИОТЕХНОЛОГИЯ
  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • Аутэкология. Влияние абиотических факторов на жизнедеятельность микроорганизмов
  • ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ