Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Скачать 363.44 Kb.


Дата18.08.2017
Размер363.44 Kb.
ТипУрок

Скачать 363.44 Kb.

Тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским)

языком обучения. 11 класс: В 2 ч. / Авт.-сост. С. К. Бирюкова, К. М. Нартов, Л. В. Тодоров, Р. З. Хайруллин,

СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006

Количество часов – 102 часа


урока.


Дата

Вид урока.

Основные

виды

деятельности



учащихся

Тема урока. Основное содержание.

Домашнее задание

Цель урока

Выход на результат

1

Лекция с элементами беседы

Введение. Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко–культурная ситуация

- доработать конспект лекции, пользуясь материалом вступительной статьи учебника.

- перечитать рассказы «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш» М.Горького



Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца 19-нач. 20 веков истор. процессами в стране и в мире

Знание многообразия художественных направлений

2

Лекция. Беседа.

Максим Горький(1868-1936)

(Алексей Максимович Пешков). Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

- проанализировать ранние рассказы Горького (по выбору учащихся).

Познакомить с вехами биографии и творчества писателя, показать особенности его романтизма

Знать творческий путь писателя

3

Практикум.

Композиция романтических рассказов Горького. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

- читать пьесу «На дне».

Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя

Уметь анализировать прозаическое произведение

4

Лекция. Беседа.

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне».

- выписать высказывания Луки о людях, о жизни, о правде, о вере.

- подумать о роли Луки в пьесе.



Показать новаторство Горького, определить составляющие жанра и конфликта в пьесе

Знать, что такое жанр и конфликт в драматическом произведении

5

Дискуссия. Аналитическая беседа.

«Во что веришь – то и есть».

Роль Луки в драме «На дне».

- выписать высказывания разных героев пьесы о правде.

- подумать, как решается вопрос о правде в пьесе.



Создавать проблемную ситуацию и побудить к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненной позиции

Умение определять роль художественного образа

6

Практикум. Беседа.

Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы.

- подготовиться к проверочной работе по творчеству Горького.

Выявить позиции героев пьесы и авторскую позицию по отношению к вопросу о правде

Умение определять роль художественного образа

7

Урок контроля.


Письменная работа по творчеству Горького. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Горького.

- написать сочинение по пьесе «На дне».

-подготовить доклад по биографии И.Бунина. (Индивид. задание);

- принести на урок тексты стихотворений И.Бунина.


Развивать творческие способности учащихся

Умение доказывать свою точку зрения

8

Лекция с элементами беседы

Краткие сведения о жизненном и творческом пути Л. Н. Андреева. Рассказ «Предстояла кража»

проанализировать ране изученные произведения писателя


Познакомить учащихся с удивительной, полной душевных бурь и событий жизнью Андреева

Знать творческий путь писателя

9

Практикум. Беседа

Гуманистический пафос рассказа Л. Н. .Андреева «Предстояла кража»




Раскрыть своеобразие писательской манеры, вовлечь учащихся в размышления о смысле человеческого бытия

Умение определять роль композиции, сюжета, изобразительновыразительных средств языка в их единстве

10

Рассказ учителя. Беседа.

Александр Иванович Куприн

(1870-1938).

Жизнь и творчество.

Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».


- прочитать повесть «Поединок».

- ответить на вопросы:

- В чём смысл названии повести?

- Какие темы затрагивает

писатель?


Познакомить учащихся с наиболее яркими периодами в творчестве Куприна; остановиться на проблеме, поставленной автором в повести

Знать творческий путь писателя

Умение определять роль художественного образа



11

Беседа.

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприна.

- подготовить рабочие материалы к сочинению по творчеству Бунина и Куприна.

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, роль детали в рассказе

Умение доказывать свою точку зрения

12

Беседа. Практикум.

Иван Алексеевич Бунин(1870-1953). Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм и изысканность. Стихотворения «Собака», «Одиночество».

- прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско», найти образы-символы, определить их значение.

Познакомить учащихся с творческой судьбой Бунина, дать общую характеристику бунинской лирики

умение анализировать поэтический текст

13

14


Аналитическое чтение.

Беседа. Практикум.



И.А.Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

Анализ композиции и конфликта рассказа. Поэтика рассказа.



- прочитать по учебнику о рассказе, выделить особенности композиции рассказа.



Выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания, в процессе анализа помочь ученикам понять главную мысль рассказа

Умение определять роль композиции, сюжета, изобразительновыразительных средств языка в их единстве

15

Урок развития речи.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина.

- написать сочинение.


Развивать творческие способности учащихся.

Умение доказывать свою точку зрения

16

Лекция.

Поэзия «серебряного века».

Русский символизм и его истоки.

«Старшие символисты»: Н.Минский

(Николай Максимилианович Виленкин) (1855-1937), Д.Мережковский (1866-1941),

З. Гиппиус (1869-1945), В.Брюсов,

К.Бальмонт, Ф.Сологуб (Фёдор Кузьмич Тетерников) (1863-1927), «младосимволисты»: А.Белый, А.Блок,

Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949).


- прочитать статью учебника о символизме.

- выучить стихотворение Брюсова (на выбор), подготовить его анализ.

- сообщение о В.Брюсове (индивидуальное задание).


Объяснить значение термина «серебряный век», познакомит с творческой судьбой наиболее ярких поэтов «серебряного века»

Знание многообразия художественных направлений

17

Лекция. Беседа.

В.Я.Брюсов(1873-1924). Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Поэзия Брюсова.

«Грядущие гунны», «Родной язык», «Кинжал»

,

- подготовиться к внеклассному чтению: стихотворения Бальмонта, Гумилева, Северянина, Хлебникова; выразительно читать, проанализировать подготовленные стихотворения.

- сообщения о поэтах.



Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии, разобраться в особенностях его поэтики

умение анализировать поэтический текст, знать тексты стихотворений

18

19


Уроки внеклассного чтения.

Лирика поэтов-символистов.

К.Д.Бальмонт(1867-1942):

Стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…», «О женщина, дитя, привыкшее играть…»).



Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его творческой лаборатории

Умение самостоятельно анализировать художественный текст

20

Лекция. Беседа.

Н.С.Гумилёв (1886-1921). Слово о поэте. Проблематика и поэтика творчества поэта.

Мир образов Николая Гумилёва.



«Жираф», «Озеро Чад», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

- прочитать статью учебника об акмеизме,

- выучить стихотворение Гумилёва (на выбор),

- подготовить сообщение по биографии Гумилёва


Познакомить учащихся с трагической судьбой Гумилева, показать значение Гумилева в разработке нового течения, раскрыть духовный мир поэта

умение анализировать поэтический текст, знать тексты стихотворений

21

Лекция с элементами беседы.

«Эгофутуризм» Игоря Северянина (И.В.Лотарёва) (1887-1941).

Стихотворения «В парке плакала девочка», «Это было у моря» (поэма-миньонет), «Кензель», «Увертюра», «Классические розы»



- выучить стихотворение И.Северянина (на выбор), проанализировать его.

- индивидуальное задание (по желанию): доклад или реферат «Авангардная живопись начала 20 века» или «Кубизм и кубофутуризм».



Углубить представление учащихся о футуризме, раскрыть духовный мир поэта

Умение выразительно читать, анализировать поэтический текст

22

Лекция с элементами беседы

Кубофутуризм Велимира Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Кузнечик», «Свобода приходит босая…»

- написать сочинение по одной из предложенных тем: Поиски и находки поэтов Серебряного века.

Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века.

Познакомить мотивами, темами, настроением лирики Хлебникова

Умение анализировать поэтический текст, определить роль художественного образа

23

24


Лекция с элементами беседы.

Практикум.




Марина Ивановна Цветаева

(1892-1941). Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике Цветаевой.

«Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», « В огромном городе моем – ночь…»

Тема Родины.

«Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

- прочитать стихотворения Цветаевой,

- прочитать статью учебника о Цветаевой.

- выучить стихотворение наизусть (по выбору),

- письменно выполнить анализ выученного стихотворения



Заинтересовать учеников личностью Марины Цветаевой, отметить особенности поэтической манеры
Показать своеобразие ее поэзии, показать трагичность мироощущения поэта, привить ученикам глубокое уважение к истории и культуре своей страны

Знать творческий путь поэтессы, знать текст стихотворения, умение анализировать поэтический текст

25

Лекция с элементами беседы.

Александр Александрович Блок (1880-1921).

Жизнь и творчество. Блок и символизм.

Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»


- выучить одно из стихотворений цикла наизусть (на выбор) и разобрать его.

Познакомить с атмосферой, в которой вырос поэт; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока

Знать творческий путь поэта, идейно-художественную значимость стихотворений

26

Практикум.

Тема страшного мира в лирике А.А.Блока.

«Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека… », «В ресторане», «Фабрика», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Когда вы стоите на моём пути».

- выучить стихотворение «Незнакомка» наизусть.

- выбрать и прочитать стихотворение Блока о России.



Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики, дать анализ стихотворения

«Незнакомка»



Умение самостоятельного анализа произведения

27

Практикум.

Тема Родины в лирике Блока А.А.

«Россия», «Река раскинулась…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».

- прочитать поэму «Двенадцать».

Показать значение образа России в творчестве Блока

Умение определять роль художественного образа в произведении

28


Беседа.

Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.

- прочитать статью учебника, посвящённую творчеству Булгакова.

- индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии Булгакова



Показать полемичный характер поэмы, ее художественные особенности

Умение доказывать свою точку зрения

29

Лекция с элементами беседы.

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940).

Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

Сатира Булгакова.


- подготовить сообщение об истории создания и публикации романа «Белая гвардия»

Знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений.

Прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя



Знать творческий путь писателя

30

Практикум.

Беседа.


Роман Булгакова «Белая гвардия». Судьбы людей в революции. Судьба революции

- подготовить сообщение о семье Турбиных

Показать, в чем особенность изображения Булгаковым исторических современных ему событий, показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты

Знать идейно-художественную значимость произведения

31

Беседа.

Работа с текстом



Роман Булгакова «Белая гвардия». Семья Турбиных

- подготовиться к сочинению по творчеству Булгакова.

понять, как раскрывается человек в ситуации выбора




32

Урок развития речи.

Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова.

- написать сочинение.


Развивать творческие способности учащихся.

умение анализировать повествовательное произведение

33

Лекция с элементами беседы

Революция глазами писателей разных направлений и взглядов. Роман А. Фадеева «Разгром» и роман Э. Бабеля «Конармия»

- прочитать отрывки романов по хрестоматии

Расширить представление учащихся о литературе 20-ых годов, помочь осмыслить разные идейно-художественные позиции писателей в освещении революции и гражданской войны

умение анализировать эпизоды, образы-персонажи и высказывать свое отношение

34

Лекция с элементами беседы.

Сергей Александрович Есенин

(1895-1925).

Жизнь и творчество. Ранняя лирика. Тема России в лирике Есенина. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «



- почитать любовную лирику Есенина, выучить наизусть стихотворение (по выбору).

Познакомить учеников с особенностями творческого метода, показать народность творчества С. Есенина

Знать творческий путь поэта. Умение анализировать поэтический текст

35

Практикум.

Любовная тема в лирике С.А. Есенина.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» «Письмо к женщине» и др.

Цикл «Персидские мотивы».



- выучить стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу….» наизусть.


Показать динамику развития любовной лирики Есенина

Умение определять роль изобразительно- художественных средств языка

36

Практикум.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина.

«Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…»,

- прочитать поэмы Есенина «Анна Снегина».

Пробудить интерес к лирическим стихотворениям и раскрыть красоту и искренность

Умение анализировать поэтический текст

37

Урок внеклассного чтения.

Поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина».

- прочитать статью из учебника о В. Маяковском

Показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы

Умение определять роль хуложественного образа



39

Лекция с элементами беседы.

В.В.Маяковский (1893-1930).

Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики Маяковского. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».



- выучить стихотворение наизусть (на выбор), подготовить вопросы, которые оно вызывает , для обсуждения в классе.

Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере

Знать творческий путь поэта

40

Беседа. Практикум.

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».


- прочитать стихотворения о поэте и поэзии, подготовить выразительное чтение понравившегося стихотворения.

Углубить преставление учащихся об интимной лирике; путем анализа лучших произведений показать, что тема любви неотделима от темы революции и Родины

Умение выразительно читать тексты произведений Маяковского

41

Беседа. Урок развития речи.

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», поэма «Во весь голос»

Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.



- написать сочинение:

Тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского.

Образ сада в поэзии Блока, Есенина, Маяковского.

Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского.

Показать, что Маяковский выступает продолжателем традиций великой русской поэзии; уделить внимание проблеме новаторства; раскрыть взгляды на поэтическое искусство. На роль поэта и поэзии в жизни общества

Умение самостоятельно анализировать и дать оценку поризведению

42

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Андрей Платонович Платонов (Климентов). Жизнь и творчество. Проблема поиска смысла жизни в романе «Чевенгур»: обзор.

- прочитать рассказ А. А. Платонова «Песчаная учительница»

Показать актуальность и вневременную ценность произведений Платонова

Знать творческий путь писателя

43

Практикум.

Тема сострадания к людям в рассказе А. А. Платонова «Песчаная учительница»

- прочитать статью учебника о Шолохове, рассказ «Родинка»

Показать образ учительницы, ее душевные качества, самобытность характера, доброе отношение к людям различных национальностей, уважение их традиций и обычаев

Умение определять роль художественно-го образа

45

Лекция с элементами беседы.

Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество.

«Донские рассказы». Рассказ «Родинка»



- перечитать роман «Тихий Дон», определить жанр, описание семей, природы, казачьего хутора.

Познакомить учащихся с личностью и творчеством писателя, ввести в мир шолоховских героев, подчеркнуть особенности ранних рассказов

Знать творческий путь писателя

46

47


Лекция с элементами беседы.

Беседа.


Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».


Картины гражданской войны в романе.

Проблемы и герои романа.



- роль эпиграфа к III части романа,

- батальные сцены III части романа. Анализ,

- опережающее задание: составить план «Судьба Григория Мелехова».

- подобрать эпизоды: «Гражданская война как трагедия народа».



Познакомить с творческой историей романа, с содержанием, композицией, системой образов; показать соотнесенность судеб главных героев с большими событиями истории; выяснить. В чем видит Шолохов сильные и слабые стороны красного и белого движения

Умение анализировать прозаический текст, определять роль художественно-го образа

48

Беседа. Практикум.

«В мире, расколотом надвое». Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

- закончить сюжетный план «Судьба Григория Мелехова».

Показать трагическую судьбу Григория Мелехова и отношение автора к своему герою; высказать свое отношение к шолоховскому герою

Умение определять роль художественно-го образа

49

Беседа.

Практикум.



Женские судьбы в романе. Григорий и Аксинья.

- прочитать статью учебника о Зощенко

Показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь

Умение определять роль художественно-го образа в сопоставлении с другими образами

50

Беседа.

Практикум



Жизнь и творчество М. М. Зощенко. Рассказы «Монтер», «Кочерга»

- прочитать статью учебника об Ахматовой, читать стихи Ахматовой

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, показать особенности юмора Зощенко

Знать творческий путь писателя, анализ рассказа

51

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко)(1889-1966). Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики. «Синий вечер. Ветры кротко стихли…»

«Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Нам свежесть слов и чувств простоту…», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник »

- выучить наизусть стихотворение (по выбору),

- сделать письменный анализ стихотворения.



Охарактеризовать особенности творчества Ахматовой, дать обзор ее ранней лирики

Знать творческий путь поэтессы

52

Практикум.

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой.

«Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Не с теми я, кто бросил землю.

- перечитать поэму «Реквием». Выделить мотивы произведения. В чём гражданское мужество поэта?

Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой

Знать тексты стихотворений

55.

56.


Беседа.

Практикум.



Поэма Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
Особенности жанра и композиции поэмы.

- подготовиться к беседе по вопросам по содержанию поэмы,

- подготовить свои вопросы по поэме.


- прочитать статью учебника о Мандельштаме,

- индивидуально: Сообщение о биографии поэта.



Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве

Умение определять роль композиции и особенности жанра

57

58


Лекция с элементами беседы.
Практикум.

Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938). Жизнь и творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

«Notre Dame», «Морожено! Солнце! Воздушный бисквит…», «Мы с тобой на кухне посидим»

Трагический конфликт поэта и эпохи.



«За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» и другие

- выучить стихотворение наизусть (по выбору),

- письменно проанализировать выученное стихотворение.


- прочитать стихотворения Цветаевой,

- прочитать статью учебника о Цветаевой.


Познакомить с жизнью и творчеством Мандельштама – человека гуманистических убеждений, тонкого поэта-лирика, неутомимого новатора слова, теоретика искусства и литературного критика


Знать творческий путь поэта
Умение самостоятельно анализировать текст

59

60


Лекция с элементами беседы.

Беседа. Практикум.



Б. Л.Пастернак (1890-1960). Жизнь и творчество. Философский характер лирики Пастернака.

«Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Зимняя ночь», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».
Основные темы и мотивы поэзии Пастернака. Стихотворения Юрия Живаго.

«Гамлет», «Зимняя ночь», «Когда разгуляется…», «Снег идет…» «Быть знаменитым некрасиво…».

- выучить стихотворение наизусть (на выбор),

- разобрать стихотворения: «Мне хочется домой, в огромность» из книги «Второе рождение»; «Во всём мне хочется дойти…» из сборника «Когда разгуляется»; «Зимняя ночь».

- какова роль стихотворений Ю.Живаго в композиции романа?

- подготовиться к внеклассному чтению: роман «Доктор Живаго».



Познакомить учеников с биографией поэта, разнообразием его дарований, дать представление о раннем творчестве.
Показать непосредственность и чистоту поэтического восприятия мира, взаимоотношения человека и природы, своеобразие художественной формы стихотворений

Формировать навыки анализа поэтического текста

Умение определять роль художественного образа в произведении



61

Урок внеклассного чтения.

Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Проблематика романа и его художественное своеобразие.

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».



- прочитать статью из учебника о Н. Заболоцком

Рассказать о судьбе романа, дать представление о взглядах Пастернака на соотношение человека и истории; показать гуманизм и ценность этих взглядов

Умение доказать свою точку зрения

62

Лекция с элементами беседы.


Жизнь и творчество Николая Алексеевича Заболоцкого. Человек и природа в стихотворениях «Все, что было в душе» и «Метаморфозы»

- выучить стихотворение наизусть;

- прочитать статью из учебника о Набокове



Познакомить учеников с основными вехами биографии Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества

Знать творческий путь поэта, уметь определять особенности его творчества

63

Лекция с элементами беседы
Практикум

В. В. Набоков – крупнейший писатель, представитель второго поколения русской эмиграции. Роман «Другие берега».
Тема чистой, детской любви в романе «Другие берега».


- прочитать отрывки романа;
- прочитать статью учебника о литературе периода Великой Отеч.войны

Дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества Набокова; попытаться раскрыть особенности его творческого метода

Знать творческий путь писателя,

Уметь видеть особенности творчества писателя



64

Лекция с элементами беседы.


Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор).


- читать произведения В.Некрасова,

Э. Казакевича




Дать представление об особенностях развития литературы периода Великой Отечественной войны; пробудить у учащихся интерес к этой теме

Знать многообразие жанров художественных произведений

65

Урок внеклассного чтения

Тема воинского долга в повестях

Э. Казакевича «Звезда», «В окопах Сталинграда»



- прочитать рассказ Шолохова «Судьба человека»

Показать роль и значение повестей Казакевича и Некрасова в этот период

Знать идейно-художественную значимость произведений

66

Урок внеклассного чтения

Нравственные истоки подвига народа в Великой Отечественной войне. Михаил Шолохов «Судьба человека»

- прочитать статью в хрестоматии о лирике военных лет

Познакомить учащихся с творческой историей рассказа; проследить по тексту, как раскрывается русский характер в рассказе; показать своеобразие жанра и композиции, лаконизм и стремительность развития сюжета

Умение определять роль художественного образа в произведении

67

Практикум

Лирика военных лет. Стихотворения В.И.Лебедева-Кумача, А.А.Суркова, К.М.Симонова, Муссы Джалиля, Якуба Коласа

- прочитать статью учебника о Твардовском.

- индивидуальное задание: подготовить сообщения о творчестве Твардовского - - прочитать поэму «По праву памяти».



Познакомить учащихся с творчеством поэтов этого периода; показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

Знать тексты стихотворений

68

Лекция с элементами беседы.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика. Осмысление темы войны в лирике Твардовского.

«Я знаю, никакой моей вины…», «Я убит подо Ржевом…»



- выучить наизусть стихотворение (на выбор), проанализировать выученное стихотворение.

Обзор жизненного и творческого пути, показать эволюцию лирики Твардовского, особенности лирического героя, гражданского мужества поэта

Знать творческий путь писателя, уметь определять роль композиции в стихотворении

69

Практикум

Трагические страницы прошлого в поэме «По праву памяти».

- читать произведения Ю.Бондарева, К.Воробьёва, В.Быкова (по выбору)

Определить жанровые особенности идейное содержание поэмы «По праву памяти»

Умение определять роль художественного образа в произведении

70

71


Лекция с элементами беседы.

Урок развития речи



Новое осмысление военной темы в литературе 50-90х годов. К. Симонов «Живые и мертвые», В. Быков «Сотников», К. Воробьев «Убиты под Москвой».

Подготовка к домашнему сочинению по произведениям о Великой Отечественной войне.



- написать сочинение.

- читать произведения писателей и поэтов 50-90-х годов.



Показать исследование природы подвига и предательства в произведениях К. Симонова, В. Быкова, К. Воробьева

Умение доказывать свою точку зрения

72

Лекция с элементами беседы.


Жизнь деревни в изображении В.Белова, Ф.Абрамов, В.Шукшина, А. Солженицына.

Федор Абрамов. Роман «Две зимы и три лета» (обзор)




- прочитать отрывки произведений из учебника

Дать представление о «деревенской» прозе; познакомиться с творчеством Ф. Абрамова

Умение самостоятельного анализа и оценки художественного произведения

73

Лекция с элементами беседы

Василий Белов. Повесть «Привычное дело». Загадка характера Ивана Африкановича

- прочитать рассказ Солженицына «Матренин двор»

Познакомить с творчеством В. Белова; показать в повести «Привычное дело» гармонию человека и природы

Умение доказывать свою точку зрения

74

Лекция с элементами беседы

Александр Солженицын «Матренин двор». Образ праведника в рассказе

- прочитать рассказ Шукшина «Чудик»

Показать значение фигуры Солженицына в литературе и развитие общественной мысли страны; попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа

Умение самостоятельного анализа и оценки художественного произведения

75

Практикум

В. М. Шукшин. Рассказ «Чудик». Жизненная достоверность персонажей (сельских жителей), героев-«чудиков»

- прочитать отрывки из «Колымских рассказов»

Познакомиться с творчеством В. М. Шукшина, показать своеобразие писательского видения мира

Умение самостоятельного анализа и оценки художественного произведения

76

Урок внеклассного чтения.

Варлаам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

- Ю.Трифонов, повесть «Обмен», читать.

Познакомить с трудной судьбой писателя в годы сталинских репрессий; показать раскрытие темы репрессий в книге «Колымские рассказы»

Умение анализировать прозаический текст

78

Урок внеклассного чтения

«Городская» проза в современной литературе.

Юрий Валентинович Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».




Дать понятие о «городской» прозе; показать проблему столкновения материальных и духовных ценностей

Умение определять роль художественного образа

79

Лекция с элементами беседы.


«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев (1924-2002) «Царь-рыба». Нравственные проблемы романа

- подготовить вопросы по прочитанному произведению.

- разобрать вопросы учебника по данной теме.

- перечитать повесть Распутина «Пожар»,

- индивидуальное задание: сообщение о биографии Распутина.



Углубить представление о «деревенской» прозе; показать нравственные идеалы писателя; раскрыть философский смысл цикла «Царь-рыба»

Умение доказывать свою точку зрения

80

81


Лекция с элементами беседы.

Лекция с элементами беседы



Валентин Григорьевич Распутин (1937). Нравственные проблемы повести «Пожар».


Сергей Довлатов. Рассказ «Приличный двубортный костюм». Юмористическое изображение жизни 60-70 годов 20 века


- прочитать статью учебника о Распутине и о его творчестве, поработать с вопросами учебника.


Дать краткий обзор творчества Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель.

Познакомить с творчеством одного из талантливых прозаиков литературы русского зарубежья, представителя поколения шестидесятников



Умение анализировать прозаический текст
Умение анализировать прозаический текст

82

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики, её художественное своеобразие. «Звезда полей», «В горнице», «Добрый Филя», «тихая моя родина», «Далекое»

- выучить одно стихотворение по выбору

Показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Рубцова

Знать творческий путь писателя и текст стихотворения

83

Лекция с элементами беседы. Практикум

Лирика Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко

- выучить одно стихотворение по выбору

дать представление о поэтическом мире Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко

Умение анализировать поэтический текст


84

Лекция с элементами беседы. Практикум

Поэзия Беллы Ахмадулиной и Александра Кушнера

- выучить одно стихотворение по выбору

дать представление о поэтическом мире Беллы Ахмадулиной и Александра Кушнера

Умение анализировать поэтический текст


85

Лекция с элементами беседы.
Практикум

Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.
Булат Шалвович Окуджава

(1924-1997). Слово о поэте. Стихотворения «Взяться за руки я призываю вас, господа!..», «Мое поколение», «У поэта соперников нету…»

Александр Галич. Стихотворения «Спрашивайте, мальчики!», «Плясовая»



- подготовить комментарии к песням Окуджавы (по выбору).



Показать роль авторской песни развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

дать представление о поэтическом мире Булата Окуджав и Александра Галича




Умение обращаться к смежным искусствам как способу познания мира.
Знать тексты песен

86

Лекция с элементами беседы. Практикум

Авторская песня. Владимир Высоцкий «Я не люблю», «Он не вернулся из боя», «Лирическая», «Баллада о любви»




дать представление о поэтическом мире Владимира Высоцкого

Умение обращаться к смежным искусствам как способу познания мира. Знать тексты песен

87

Лекция с элементами беседы. Практикум

Творчество Бориса Чичибабина и Арсения Тарковского




дать представление о творчестве Бориса Чичибабина и Арсения Тарковского

Знать тексты

88

Лекция с элементами беседы. Практикум.

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Прощай, позабудь…», «Стансы городу», «Я снова слышу голос твой тоскливый…», «Стансы»

- прочитать по учебнику об авторской песне,

- индивидуальное задание: сообщения о «бардах» и их творчестве.



дать представление о поэтическом мире Иосифа Бродского

Знать тексты

89

Лекция с элементами беседы. Практикум

Поэзия Геннадия Айги

- написать сочинение по литературе 70-90 годов

дать представление о поэтическом мире Геннадия Айги

Знать тексты

90

Лекция с элементами беседы. Практикум

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. «Восьмистишия», «Проклятие», «Журавли»


-прочитать трагедию «Не бросай огонь, Прометей»

Дать представление о литературе народов России;

познакомить с поэзией Расула Гамзатова



Знать тексты




Урок внеклассного чтения.

Из литературы народов России.

Мустай Карим. Жизнь и творчество. Трагедия «Не бросай огонь, Прометей»

- прочитать отрывки из трагедии «Не бросай огонь, Прометей»

Познакомить с творчеством

Мустая Карима, показать проблему отношения людей к народному идеалу



Умение определять роль сюжета произведения

91


Лекция с элементами беседы. Практикум

Из литературы народов России. Давид Кугультинов. Мир природы в его поэзии



- прочитать отрывки из повести «Когда киты уходят»

Познакомить с творчеством

Давида Кугультинова, показать мир природы в его поэзии





Умение определять проблему произведения

92

Лекция с элементами беседы.

Юрий Рытхэу. Повесть «Когда киты уходят»

- ответить на вопросы в учебнике

Познакомить с творчеством Юрия Рытхэу и отрывками из повести «Когда киты уходят», показать осуждение писателем людских пороков

Умение определять роль композиции в произведении

93

Лекция с элементами беседы.

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалились беда», «Пусть истина стара», «Любовь остается»

- прочитать пьесы Б Шоу «Пигмалион

Дать представление о творчестве Кайсына Кулиева

Знать тексты произведений

94

95


Уроки внеклассного чтения.

Практикум



Джордж Бернард Шоу.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей.

Характеры главных героев пьесы. Открытый финал.


- подготовить характеристики главных героев пьесы.
.

Познакомить с творчеством

Бернарда Шоу, показать особенности его сатиры



Умение определять особенность творчества писателя

96

97


Лекция с элементами беседы.

Практикум



Бертольд Брехт в борьбе против фашизма и войны. Драма «Мамаша Кураж и ее дети»

- подготовить характеристики главных героев пьесы

Познакомить с краткой биографией немецкого писателя; показать, что драма «Мамаша Кураж и ее дети» - драма, отрицающая возможность компромисса с силами войны

Умение определять жанр драматического произведения

98
99

Лекция с элементами беседы.

Практикум



Человек в мире природы, его органическая слитность с мирозданием в повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»

- прочитать отрывки повести и ответить на вопросы

Дать краткие биографические сведения о писателе; показать человека в мире природы, его органическую слитность с мирозданием в повести «Старик и море»

Умение определять тему художественного произведения

100

Лекция с элементами беседы

Русская литература на рубеже 20 – 21 веков. Татьяна Толстая

- знать материал лекции

Дать краткий обзор русской литературе на рубеже 20 – 21 веков; показать разнообразие течений и направлений, появление нового течения – постмодернизм, познакомить с творчеством Татьяны Толстой

Знание многообразия художественных направлений

101

Лекция с элементами беседы

Русская литература на рубеже 20 – 21 веков. Людмила Петрушевская

- знать материал лекции

Познакомить с представителем постмодернизма с Людмилой Петрушевской

Знание многообразия художественных направлений

102

Лекция с элементами беседы

Русская литература на рубеже 20 – 21 веков. Саша Соколов

- знать материал лекции

Познакомить с представителем постмодернизма с Сашей Соколовым

Знание многообразия художественных направлений




















25. 08. 2011 Зам. по уч.-воспит. работе: /Николаева Т. В./
Каталог: storage -> files
files -> Реферат По курсу: Устройства регистрации и отображения информации На тему: 3D печать
files -> Викторина «Все о животных» ■ Что животным страшнее холод или голод? (Голод)
files -> Активное избирательное право
files -> Урок по теме "Food" (3-й класс) с презентацией (PowerPoint) Цель урока: Повторить и закрепить пройденный лексический и грамматический материал по теме "Еда"
files -> Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова
files -> Образовательная программа начального общего образования Содержание
files -> Программа «Углубленное изучение географии в 8 9 классах»
files -> Доклад заместителя директора по воспитательной работе мкоу сош №1 г. Кизилюрт рд гаджиевой А. Н