Социально-экономический потенциал

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Социально-экономический потенциал



страница1/8
Дата11.01.2017
Размер1.36 Mb.
ТипДоклад


  1   2   3   4   5   6   7   8
ДОКЛАД
Главы города Оренбурга о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления городского округа
«город Оренбург» за 2008 год и их планируемых значениях на 3-летний период
Социально-экономический потенциал
Территорию города Оренбурга составляют городские земли, прилегающие к ним земли общего пользования, земли, необходимые для развития города, и другие земли в его границах, независимо от форм собственности и целевого назначения.

В состав территории включены территории сельских населенных пунктов:

- поселков: Бердянка, Каргала, Нижнесакмарский, Самородово, Холодные Ключи, Красный партизан, Троицкий;

- сел: Городище, Краснохолм, Пруды.

Территория города делится на две территориальные единицы – округа:

- Южный округ (Ленинский, Центральный районы);

- Северный округ (Дзержинский, Промышленный районы).

Оренбург – административный центр Оренбургской области в Южно-Уральском регионе России вблизи границы с Казахстаном. Он является связующим звеном между Европой и Азией. Территория Оренбурга составляет 916,91 км2.

Город расположен 51° 47´ северной широты, 55° 07´ восточной долготы. Оренбург расположен в Южно-Уральском регионе на Сакмаро-Уральском и Киндельско-Сакмарском водоразделах.

Климат в городе резко континентальный. Средняя продолжительность безморозного периода 147 дней. По количеству выпадающих осадков район г. Оренбурга относится к зоне неустойчивого увлажнения.

В недрах Оренбургской области разведано 2500 месторождений. Добывается более 70 видов полезных ископаемых, в том числе газ, нефть, бурый уголь, медно-колчеданные, железные руды, каменная соль, цветные и редкие металлы, мрамор, яшма, песок, глина, известняк, и другие. Имеются источники минеральной воды. В Оренбургской земле представлена почти вся таблицы Менделеева.

Особое значение имеет Оренбургское газоконденсатное месторождение. Оно является крупнейшим в Европе.


Месторождение характеризуется газонасыщенностью и многокомпонентностью. В состав газа, кроме метана, газового конденсата, входит этан, бутан, пропан, гелий, гексан, пентан, метил, азот, сера, меркаптаны.

Открытие газового месторождения явилось вторым рождением Оренбурга, которое пришлось на 70-е годы XX века.


Благодаря развитию газового комплекса Оренбург быстро превратился в современный многоэтажный благоустроенный город. Менее чем за 10 лет Оренбургская область выдвинулась на одно из первых мест среди газоносных районов страны. Причина этого не столько в запасе сырья, сколько в его уникальности. Это самое крупное в России из сероводородногелийсодержащих месторождений. Добыча природного газа ведется на крупнейшем в Европе Оренбургском газоконденсатном месторождении. Природный газ Оренбуржья поступает во многие регионы страны и страны Европы.

Город расположен в узловой точке автомобильных, авиационных и железнодорожных магистралей, связывающих практически все регионы со столицей России, Уралом и Дальним Востоком, Черноморским побережьем, Средней Азией, странами ближнего и дальнего зарубежья.


Автомобильные дороги связывают Оренбург с крупнейшими городами России.

Федеральные дороги:

- подъезд к г.Оренбургу от М-5 «Урал» (Самара-Оренбург) общей протяженностью 275 км;

- Оренбург-Илек-Уральск – 126,8 км.

Основные территориальные (областные) дороги:

- Уфа-Оренбург – 77 км;

- Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской обл. – 406 км;

- Оренбург-Соль-Илецк-Акбулак-граница Актюбинской обл. – 150,1 км;

- Казань-Чистополь-Бугульма-Оренбург – 276,2 км;

- Бугульма-Уральск – 337,3 км;

- Объездная дорога г.Оренбурга (в черте города) – 22,5 км.

Прямое автобусное сообщение действует с городами Казань, Уфа, Нижний Новгород, Стерлитамак, Салават, Мелеуз и др. Жители города могут осуществить поездки в Москву на комфортабельном автобусе. Также организованы рейсы в Германию и Польшу.

Через Оренбург проходит республиканская трасса на Москву и Казань, автодороги связывают город с Казахстаном (г.Актобе, г.Уральск) и Средним Уралом.

Кроме того, из областного центра ежедневное автобусное сообщение функционирует со всеми районными центрами Оренбургской области и многими ближайшими селами и поселками.

Город Оренбург - крупный железнодорожный узел, связывающий Центральную Европу с Азией. Отсюда ведут пути в Узбекистан и Казахстан, в Сибирь и на Дальний Восток, на Юг России и на Украину. Через областной центр проходят поезда из Москвы, Бишкека, Ташкента, Акмолы, Киева, Минска, Уфы, Новокузнецка, Иркутска, Адлера, Минеральных Вод, Екатеринбурга, Челябинска, Саратова, Самары. На сегодня действуют составы оренбургского формирования «Оренбург-Москва», «Оренбург- Екатеринбург», «Оренбург-Самара» и др. Кроме того, курсируют беспересадочные купейные вагоны до Адлера, Минска, Минеральных Вод, Симферополя и Ташкента.

Пригородное сообщение осуществляется пригородными поездами (в направлении Илецка, Акбулака и Мурапталово) и электропоездами (на Восток до Орска, Медногорска, Кувандыка и Саракташа).


В 25 километрах от города находится международный аэропорт «Центральный», входящий в состав Государственного унитарного авиапредприятия «Оренбургские Авиалинии».

География полетов охватывает всю Европу и Азию от Атлантического до Тихого океана. Основные направления: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Краснодар, Нижний Новгород, Сочи, Хабаровск, страны СНГ, а также Германия, Турция, Греция, Китай.

В последнее время активно расширяется программа чартерных рейсов из Москвы, проводится работа по возобновлению полетов из Оренбурга по традиционным направлениям, включая страны СНГ.

В аэропорту организованы пограничный, таможенный и санитарно-карантинный контроль лиц и воздушных судов, выполняющих международные полеты. Осуществляются международные рейсы: «Оренбург-Ганновер», «Оренбург-Франкфурт на Майне», «Оренбург-Анталия», «Оренбург-Симферополь» и др.

Среднегодовая численность постоянного населения Оренбурга с учетом сельских населенных пунктов, включенных в состав города Оренбурга, составляет 540,2 тысяч человек. Плотность населения города – 20,9 человек на квадратный километр. Доля экономически активного населения составляет более 67%.

На 01.01.2009 года состав населения по возрасту распределялся следующим образом:

- трудоспособного возраста – 66,1%;

- моложе трудоспособного возраста – 15,1%;

- старше трудоспособного возраста – 18,8%.

Город многонационален по составу жителей. Здесь активно работают культурные общества татар, казахов, башкир, немцев, украинцев. Стали традиционными праздники национальных культур.

Состав населения представлен следующими основными национальностями: русские - 82,9%, татары - 7,6%, украинцы - 2,9%, казахи - 1,4%, башкиры - 1,0%. Кроме того, на территории города присутствуют мордва, немцы, белорусы, чуваши, евреи и др.

На стыке западной и восточной культур мирно уживаются разные религии. В городе действуют православные соборы и церкви, костелы, мечети и синагоги.

Оренбург обладает значительным потенциалом для устойчивого социально-экономического развития. Близость к крупнейшим экономическим центрам России, многоотраслевая структура экономики, богатые природные ресурсы, развитая инфраструктура, стабильная социальная атмосфера - эти и другие преимущества создают позитивные предпосылки для устойчивого развития города.

Оренбург сегодня – это один из крупных индустриальных центров Южного Урала и Поволжья. Основу экономического потенциала города Оренбурга составляют хозяйствующие субъекты реального сектора экономики - более 70 крупных и средних предприятий всех отраслей промышленности и субъекты малого бизнеса.

Из 15341 организации, расположенных в городе Оренбурге и учтенных в регистре хозяйствующих субъектов Территориального органа государственной статистики по Оренбургской области, 14645 являются юридическими лицами различных организационно-правовых форм и форм собственности, 696 – организациями без прав юридического лица. По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области, на 1 января 2009 года по городу Оренбургу прошли процедуру государственной регистрации (перерегистрации) 14540 юридических лиц. Среди хозяйствующих субъектов преобладает частная форма собственности (84,6%). Государственную форму собственности имеют 3,5% организаций, муниципальную – 2,6%.

Динамика развития промышленного производства в течение 2008 года в целом оставалась положительной по всем видам экономической деятельности. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по фактическим видам деятельности предприятий всех форм собственности (по полному кругу – крупными, средними и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями), составил:

- по добыче полезных ископаемых - 14,0 млрд.рублей или 128,1% к уровню 2007 года;

- в обрабатывающих производствах - 28,3 млрд.рублей (125,6%);

- по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 36,5 млрд.рублей (107,1%).

В структуре промышленного производства ведущая роль принадлежит производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Сохраняется стабильность в работе добывающих отраслей. Опережающими темпами развиваются обрабатывающие отрасли промышленности. Около 25% продукции ведущих предприятий города Оренбурга поставляется на экспорт.


Несмотря на проявления мирового финансового кризиса, на большинстве предприятий города реализованы комплексные инвестиционные программы, в основном направленные на техническое перевооружение и модернизацию, ввод основных фондов капитального строительства. Общий объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования за 2008 год составил 23,6 млрд. рублей с ростом в стоимостном выражении на 3,4% к уровню 2007 года. Изменение объема привлеченных средств произошло за счет снижения инвестирования собственных средств предприятий и за счет ограничения в получении кредитов коммерческих банков. Иностранных инвестиций поступило 66,9 млн. долларов или 123,6% к объему инвестиций прошлого года.

В 2008 году состояние оренбургской экономики определялось сочетанием двух групп факторов. С одной стороны, сохранялась в целом благоприятная внешняя конъюнктура, что поддерживало высокие темпы доходов и, соответственно, потребительского спроса, способствуя сохранению экономического роста. Однако в 4 квартале положительное влияние этих факторов начало ослабевать в связи с проявлением мирового финансового кризиса, который из финансово-банковской системы перекинулся в сектор промышленного производства. Экономический рост сдерживался изменением спроса на продукцию оренбургских предприятий, изменением ценовой политики, ужесточением кредитной политики банков.


Ввиду того, что промышленность города Оренбурга интегрирована в экономику не только Оренбургского края и России, но и в мировую структуру (США, Великобритания, страны Западной Европы и т.п.), последствия экономического кризиса отразились на финансово-экономических и производственных показателях промышленных предприятий города.

На динамичное развитие оренбургской экономики оказали реальное влияние следующими основными факторами: снижению мировых цен на нефть и металлы; сокращение иностранного капитала в виде инвестиций; сокращение инвестиционных программ модернизации основных фондов; ужесточение конкуренции, как на внутренних, так и на внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за энергетических и технологических издержек и др.

По данным Федеральной налоговой службы по Оренбургской области за 2008 год в городе Оренбурге работают 8464 малых и средних предприятия и 15391 предпринимателей без образования юридического лица. Рост числа субъектов предпринимательства составил более 2%.

В течение года не отмечалось значительного увеличения количества малых и средних предприятий: происходит процесс укрупнения предприятий, в основном за счет модернизации производства, приобретения новых линий по выпуску и переработке продукции; увеличивается штат сотрудников, расширяются производственные площади, увеличивается заработная плата.

По-прежнему, основная часть предприятий сконцентрирована в сфере торговли и общественного питания – 44%, в промышленности – 14%, в строительстве – 16%. В этих же отраслях экономики сосредоточена и основная численность постоянно работающих на малых предприятиях. Всего в малом и среднем бизнесе занято более 160 тыс. человек, или около 60% от числа занятых в экономике города, обеспечивающих 38% налоговых поступлений собственных доходов бюджета города Оренбурга (в 2006 году - 24%, 2007 году - 37%).

В 2008 году наблюдалось увеличение розничной продажи и потребления товаров местных производителей. Продолжалось укрупнение предприятий и совершенствование форм обслуживания. Сеть предприятий потребительского рынка представлена около 1,8 тыс. объектами торговли, 660 предприятиями общественного питания и более 2 тыс. хозяйствующими субъектами, оказывающих платные услуги.

В Оренбурге развитая многоотраслевая экономика со специализацией на отраслях машиностроении и стройиндустрии, электротехнической и нефтехимической, газодобывающей и газоперерабатывающей, пищевой и легкой отраслях промышленности.

В городе работают банковские организации, из которых пять городских и областных банков («Агросоюз», «Нико-банк», «Оренбург», «Русь», «Форштадт»), остальные филиалы ведущих российских банков (Сбербанк России, «Авангард», «Автовазбанк», «Банк Москвы», «Альфа-банк», «Газпромбанк», «Связь-банк» и др.) Широко развита система безналичных расчетов по пластиковым микропроцессорным и магнитным картам, входящим в российскую и Международную пластиковую системы для рублевых и валютных счетов. Во всех банках существуют пункты обмена валюты.

Рынок страхования обеспечивается достаточным количеством страховых компаний, из которых наиболее значимыми являются: «Росгосстрах-Поволжье», «УралСиб», «Наш город», «РОСНО», «Военно-страховая компания», «Согаз» и др., которые осуществляют полный спектр видов страхования.

Оренбург – центр науки и высшего образования. В Оренбурге действуют 9 самостоятельных высших, 21 средних специальных учебных заведений, готовящих более восьмидесяти тысяч специалистов самых различных профилей и профессий. Активно развиваются Оренбургский государственный университет, Оренбургский государственный аграрный университет с десятками факультетов по различным специальностям. Развита сеть научно-исследовательских институтов, специализированных конструкторско-технологических центров.

Важнейшим аспектом сферы образования с точки зрения экономики города являются квалификация персонала, доступные на рынке труда. Город Оренбург является крупным образовательным центром и обладает большим потенциалом в том, что касается подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием. В городе на 1000 жителей приходится 204 человека с высшим и 298 человек со средне-специальным образованием. Такая структура населения по уровню образования соответствует промышленно-производственной специализации экономики города. Она создает предпосылки для дальнейшего закрепления экономической стабилизации в масштабе макрорегиона и страны в целом.


Итоги развития муниципального образования за отчетный период.
Меры, принятые органами местного самоуправления в отчетном периоде на улучшение значения показателей.

В администрации города Оренбурга сформированы благоприятные условия для решения социально-экономических задач на основе достижений научно-технического прогресса. Действует постановление Главы города Оренбурга «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития города Оренбурга на 2007-2010 годы», которое являются логическим продолжением ранее действовавшей «Концепции инвестиционной политики города Оренбурга на 2003-2006 гг.» и «Концепции социально-экономического развития города Оренбурга на 2003-2006 гг.» и своеобразным стратегическим планом развития сфер экономики города на перспективу.

Основные направления социально-экономического развития города Оренбурга на 2007-2010 годы содержат 8 приоритетных программ:

1. Повышение качества и эффективности предоставления общественных услуг с помощью управления и бюджетирования по результатам.

В рамках внедрения осуществляется реформа бюджетного процесса и управления расходами, повышение эффективности среднесрочного бюджетного планирования, внедрение программно-целевого метода планирования бюджета, обязательная независимая публичная экспертиза решений по вопросам бюджетной и налоговой политики, оптимизация структуры муниципального сектора экономики, сокращение убыточных муниципальных предприятий и привлечение негосударственных структур к оказанию бюджетных услуг, создание условий для развития доходной базы.

2. Повышение инвестиционной привлекательности города Оренбурга.

3. Новая жизнь ведущих предприятий города Оренбурга: приоритеты с учетом выпуска потребительских товаров. Данный раздел предполагает разработку промышленной политики города, формирование качественной информационной среды для малого производственного бизнеса, облегчение доступа субъектов малого производственного бизнеса к финансовым ресурсам и создание благоприятных условий для начинающих предпринимателей в сфере малого производственного бизнеса.

4. Развитие продовольственного пояса города Оренбурга направлено на развитие коммуникаций, информатизация сельских населенных пунктов продовольственного пояса, интеграцию социокультурного пространства, оказание сельским предпринимателям консультационных и обучающих услуг, информационное содействие сельхозпроизводителям в отношении выхода на новые рынки, расширение доступа местных сельхозпроизводителей на городской рынок, содействие интеграции сельхозпроизводств с промышленными предприятиями и, как результат, повышение благосостояния сельского населения.

5. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Оренбурга осуществляется через содействие переходу к пообъектному управлению многоквартирными домами, оказание консультационной помощи собственникам помещений в многоквартирных домах в организации контроля за объемом и качеством предоставляемых услуг, проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, демонополизацию и приватизацию бизнеса по управлению многоквартирными домами, создание механизмов финансирования капитальных ремонтов и ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах с использованием бюджетных средств, развитие системы найма муниципального жилищного фонда и совершенствование механизмов частно-государственного партнерства в коммунальном секторе.

6. Рекомендации по совершенствованию системы градорегулирования и разработке правил землепользования и застройки города.

7. Развитие человеческого капитала города Оренбурга.

Основными мероприятиями в данной сфере деятельности являются повышение доступности и качества дошкольного, предшкольного и дополнительного образования, повышение качества и доступности питания школьников, охрана репродуктивного здоровья детей и подростков, поддержка населения в трудных жизненных ситуациях, развитие возможностей для удовлетворения потребностей населения в услугах в сфере культуры, повышение мотивации и развитие возможностей для занятия населения физкультурой и ведения здорового образа жизни.

8. Развитие гражданского общества и местного самоуправления в городе Оренбурге С целью создания благоприятных условий для решения социально-экономических задач на основе достижений научно-технического процесса в администрации города Оренбурга принято постановление Главы города Оренбурга от 5.06.2007 №3634-п «Об утверждении Концепции промышленной, инвестиционной и инновационной политики г. Оренбурга на 2007-2010 годы».

Данный документ подготовлен в соответствии с требованиями постановления Главы города Оренбурга от 12.12.2006 №4698-п «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития города Оренбурга на 2007-2010 годы» и является логическим продолжением ранее действующих «Концепции инвестиционной политики города Оренбурга на 2003-2006 гг.», «Концепции социально-экономического развития города Оренбурга на 2003-2006 гг.» Основными целями экономической политики определено:

- создание экономики инновационного типа, базирующейся на достижениях науки и техники, эффективном управлении экономическими процессами;

- обеспечение занятости и роста благосостояния населения;

- обеспечение роста производительности труда при соблюдении безопасных условий труда и экологической безопасности производства;

- концентрация ресурсов на развитии приоритетных отраслей экономики, которые обеспечивают конкурентоспособность и экономический суверенитет;

- развитие научно-технического и промышленного потенциала с высокой долей добавленной стоимости;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- освоение и промышленное использование инноваций;

- внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий, не уступающих мировым стандартам качества;

- защита интересов товаропроизводителей Оренбурга;

- увеличение доходов бюджетов всех уровней. Основными принципами экономической политики являются:

- признание интересов, равенства и самостоятельности хозяйствующих субъектов;

- экономическое развитие за счет привлечения инвестиций в производственную инфраструктуру, стимулирование и поддержку инновационных производств;

- оптимальное использование природных, трудовых, производственных, научных, финансовых ресурсов города;

- приоритетное развитие ресурсосберегающих, наукоемких и экологически чистых промышленных производств;

- целевой характер мер поддержки субъектов промышленности;

- приоритет социально-экономической значимости и бюджетной эффективности при оказании поддержки субъектам промышленности.

То есть, внедрение наукоемких, инновационных и ресурсосберегающих технологий, нано- и биотехнологий, создание необходимой научной и инженерной инфраструктуры, системы безопасности производства, улучшение условий труда, социальной защищенности работников.

Деятельность администрации направлена на объединение усилий участников процесса - хозяйствующих субъектов: промышленных предприятий, научных коллективов, финансовых институтов, органов исполнительной власти и других структур на создание эффективно действующей инфраструктуры и консолидацию ресурсов.

В июне 2008 года отпечатан в виде подарочной книги «Инвестиционный паспорт города Оренбурга» на русском и английском языках, в котором нашли свое отражение общеэкономическая информация, инвестиционные преимущества города и инвестиционные проекты предприятий. Кроме того, в паспорте представлены в справочной форме сведения о большинстве промышленных, строительных, финансово-кредитных хозяйствующих субъектах и другие сведения. Данная информация и перечень приоритетных инвестиционных проектов размещены на официальном Интернет-сайте администрации города Оренбурга www.orenburg.ru.

Администрация г.Оренбурга строит свою экономическую политику на поддержке хозяйствующих субъектов, обеспечивающих структурную перестройку производства, его техническое перевооружение и модернизацию, расширение номенклатуры выпускаемой продукции и повышение ее качества и конкурентоспособности с использованием достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта.
В 2008 году администрация Оренбурга и Общественный Совет предпринимателей разработали новую Целевую программу «О развитии малого и среднего предпринимательства в г.Оренбурге на 2009-2011 годы» в соответствии с Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Оренбургской области, утвердившим целевую Программу «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009 - 2011 годы».
Итогами реализации программных документов администрации города Оренбурга в вопросах экономики и социальной сферы являются позитивные результаты.


Каталог: power -> administration -> efficiency
power -> Доклад за 2014 год г. Петрозаводск Содержание Наименование раздела
power -> Письмо Министерства здравоохранения РФ от 23 сентября 2013 г. N 15-4/10/2-7138
power -> Доклад (отчет) Департамента образования, культуры и спорта
efficiency -> Доклад главы администрации города Оренбурга Арапова Евгения Сергеевича
power -> О перспективах развития ветроэнергетики в Республике Казахстан
power -> Счетная палата города Оренбурга Заключение Счетной палаты города Оренбурга на проект решения Оренбургского городского Совета «О бюджете города Оренбурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Социально-экономический потенциал
  • Итоги развития муниципального образования за отчетный период. Меры, принятые органами местного самоуправления в отчетном периоде на улучшение значения показателей.