«Школа—стартовая площадка для научно-исследовательской работы учащихся»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


«Школа—стартовая площадка для научно-исследовательской работы учащихся»

Скачать 124,41 Kb.


Дата 28.09.2018
Размер 124,41 Kb.

Скачать 124,41 Kb.



«Школа—стартовая площадка для научно-исследовательской работы учащихся»

Выступление на районной научно-практической конференции


Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ№16»

п. Солнечнодольска

Изобильненского района Ставропольского края

О.В.Атоян


Актуальность работы
Сегодня мы можем наблюдать происходящие в мире стремительные изменения во всем обществе, требующие от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о его способности к творческому мышлению, проявлениях инициативности и самостоятельности в принятии решений, умении быстро и правильно решать возникающие проблемы.

Вполне естественно, что эти задачи возлагаются в первую очередь на всю систему образования, в том числе и на общеобразовательную школу. Именно здесь должны закладываться основы думающей и самостоятельной личности.

Без культурных и духовных традиций, без постоянного внимания к творчеству учащихся, поддержки талантов, трудно созидать, невозможно расти и мечтать о новых высотах развития.

Вот почему одной из главных задач работы нашей школы является становление духовных, гармоничных, творческих личностей. Русская земля всегда была богата одаренными людьми. Однако истинный талант – это плод неустанного труда, это воспитание своего дарования. Учительский коллектив школы старается сделать все возможное, чтобы раскрыть и поддержать творческие порывы учащихся, приобщить к исследовательской деятельности, помочь найти себя в этой трудной жизни.


Содержание работы ШНОУ «Созвездие»
В средней школе № 16 п. Солнечнодольска с 1999 года несколько инициативных учителей стали привлекать школьников к научно-исследовательской деятельности.

Но работа первоначально проводилась не систематически, хотя и были получены первые неплохие результаты. Школьники успешно защищали свои научно-исследовательские работы на краевых и всероссийских научно-практических конференциях и конкурсах; делали публикации по материалам своих работ в прессе. К сожалению, в то время подобных работ школьников было еще мало. Неохотно становились научными руководителями детей и некоторые учителя школы.

А требования к тематике и содержанию работ все время росли. Возникла потребность привлечения большего количества и учителей, и учащихся к написанию научно-исследовательских работ и проведению своих исследований. Для этого необходимо было организовать в школе подготовку юных исследователей; наладить систему методической помощи учителям – будущим научным руководителям работ учащихся.

На слайде Диаграмма «Вовлеченность учащихся в научно-исследовательскую деятельность по годам» вы видите рост занятости учащихся научно-исследовательской деятельностью

Помочь учащимся организовать свою научно-исследовательскую деятельность

с 2001 года смогла систематическая работа школьного научного объединения «Созвездие».

Возникла необходимость


  1. разработки системы организации научно-исследовательскойдеятельности учащихся и их учителей - научных руководителей;
  2. определения комплекса методической помощи, способствующей реализации творческих возможностей учащихся и учителей-предметников;
  3. создания практической системы «педагогики сотрудничества» в ходе совместной деятельности учителя и ученика в школе.

Основной целью работы стало создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.


Были определены задачи:

 

  1. анализ работы педагогического и ученического коллективов школы по организации совместной исследовательской деятельности;
  2. создание оптимальных условий для выявления развития и реализации способностей одаренных детей;

3. мониторинг запросов учащихся, планирующих заниматься научно-исследовательской деятельностью, с целью повышения качества их работ;

4.выстраивание целостной системы работы с одаренными детьми;

5. подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой работе;

6.объединение усилий педагогов по формированию устойчивых навыков у учащихся, склонных к научно-исследовательской работе и творчеству;

7. создание экспериментального центра для работы с одаренными учащимися в п.Солнечнодольске.

Методы работы
В соответствии с представленными задачами использовались следующие методы:

  1. теоретический анализ литературы по развитию исследовательской деятельности учащихся и организации юношеских конференций ;

  2. деятельность районной экспериментальной площадки «Творческая деятельность учащихся в массовой школе как важной условиесохранение здоровья», осуществляемая в рамках программы , разработанной Игропуло В.С., профессором физико-математических наук, руководителем школьного научного объединения Малой академии наук при Ставропольском дворце детского творчества;
  3. исследовательское наблюдение;
  4. анализ результатов творческой деятельности учащихся;
  5. обработка эмпирических данных.

В целях организации занятий по развитию творческого потенциала учащихся, оказания практической помощи, в сентябре 2001 годы был заключен договор о сотрудничестве между Малой академией наук при Ставропольском дворце детского творчества и школой. Позднее были заключены договоры с СГУ, Московской государственной академией тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова институтом Дружбы народов Кавказа г. Ставрополя; Ставропольским колледжем экономики и управления «Бизнестранс».



Цель сотрудничества – развитие познавательной активности творческих исследовательских способностей учащихся в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки, техники и искусства.

На фотографиях вы видите Джефа Гордона , орнитолога из Великобритании,профессора Кипрского университета. В ходе пребывания он познакомился с экспонатами школьного музея, побывал на берегу Новотроицкого водохранилища.


В октябре 2007 года постановлением Центрального Совета Общероссийского общественного Движения «Одаренные дети – будущее России» за №38 от 25.10.2007 было открыто территориальное представительство в поселке Солнечнодольск. Согласно Сертификата, полномочным представителем Движения является учитель нашей школы Каширина Т.М. ) Решением Главы поселка Солнечнодольска Калачева А.Е. региональный центр «Одаренные дети» будет открыт в ближайшее время на базе нашей школы.

Формировать школьников творческими людьми – задача трудная. Течение внутренней жизни школьника – вот объект наблюдений учителя и предмет его забот. Необходимо бережно формировать внутренний мир каждого ученика, давать толчок мысли, чувству, а не набивать его жизнь проводимыми для «галочки» мероприятиями.

Работа с одаренными детьми является очень важной и многогранной. На педагогов возлагается большая ответственность за раскрытие творческого потенциала учащихся. Участие в значимых для ребенка проектах помогает выявить и развить интеллектуальные способности.

Ученики нашей школы представляют научно-исследовательские работы на различного рода конкурсах, форумах, конференциях, олимпиадах, при сдаче выпускных экзаменов в (форме реферата).



Слайд «Структура организации защиты исследовательских работ»


Достижения членов ШНОУ «Созвездие» за последние три года

Всероссийская открытая конференция обучающихся

«Юность, наука, культура»

2005 год
  1. Кириллова Дарья (11 б класс) - Диплом лауреата очного тура за лучшую научно-исследовательскую работу в секции «Экология» ;
  2. Атоян Размик (9 б класс) - Диплом участника заочного тура и Диплом лауреата очного тура за лучшую научно-исследовательскую работу (секция «Социология») ;
  3. Курилова Юлия( 8 а класс), получила Диплом лауреата очного тура за лучшую научно-исследовательскую работу(секция «Культурология»)


2007 год

Дипломы лауреатов заочного тура в номинации «Русский язык» Осечкина Ирина , 11 класс и Цуканов Сергей, 11 класс

Дипломы лауреатов заочного тура в конкурсе научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и молодежи «Юность. Наука Культура» Олейникова Мария и Якубова Алина , 11 класс

Ставропольская краевая открытая научная конференции школьников «Шаг в будущее»

2005 год

  1. Калинчик Анна(11 б класс)(секция «Экология» - Диплом лауреата III степени;
  2. Дроздова Вера (5 а класс) («секция Биологии») - Диплом лауреата II степени.;


2006 год

Диплом III степени в секции «Обществознание» Краснояруженский Алексей (10Б)

Диплом II степени секция «Биология (Зоология)» Чаговец Анастасия (10А)

Диплом III степени секция «Русский язык» Осечкина Ирина(10А)



2007 год

Нагаева Елена 11 класс "История" – Диплом I степени


Международный Московский Форум «Одаренные дети» в рамках президентской программы

«Дети России»:

2006 год

В номинации «Союз юных экологов»

Гран-При Дроздова Вера (6А)

Гран-При Чаговец Анастасия (10А)

Диплом лауреата IIстепени Краснояруженский Алексей (10 Б)

Диплом IIIстепени Атоян Арсен (9 Б).

В номинации
Деловая игра «Успех моей будущей профессии»

Диплом лауреата I степени Олейникова Мария(10Б)

Приз жюри Мигунов Максим (10Б)

Приз жюри Дегтярев Юрий (10Б)

Богатиков Дмитрий (10 Б) и Атоян Размик (10 Б) Почетные грамоты «За упорство и стремление к победе в конкурсе».

В номинации
«Глаголом жечь сердца людей»

Приз жюри Расулова Эльвира (10 Б)

В номинации «Клуб юных губернаторов»

Приз жюри Буслер Яна (11А)

2007 год

Краснояруженский Алексей, 11 класс – Диплом лауреата II степени (2 место) в номинации «Клуб будущих президентов"

Ташмуратова Юлдуз , 11 класс - Диплом лауреата III степени (3 место) в секции «Лингвистика. Клуб юных журналистов"

Ташмуратова Насиба , 9 класс и Мигунов Максим ,11 класс- Диплом лауреата «Приз Жюри» секции «Успех моей будущей профессии»

Всероссийский конкурс экологических проектов имени А.М. Моисеева «Хранители Земли»

2005 год

Кириллова Дарья, Диплом III ступени за проект «Мониторинг состояния участка реки ЕГОРЛЫК»
2006 год

Дроздова Вера(6 А) Диплом III ступени за проект «Наблюдение за ушастой совой»


2007 год

Медведева Елена,11 класса - Диплом V ступени за проект "Влияние пирофитовых водорослей на здоровье Солнечнодольцев



Всероссийская научно-практическая конференция «ХРАНИТЕЛИ ЗЕМЛИ»

2007 год

  1. Чаговец Анастасия , 11 класс МОУ «СОШ №16» - Диплом лауреата VI ступени (2 место)
  2. Атоян Арсен , 10 класс МОУ «СОШ№16» - Диплом лауреата V ступени (3 место)


Краевой форум «Надежда России»

2005 год

Кириллова Дарья (11 б класс) - Диплом Лауреата в номинации «Целеустремленность» и Медаль «Надежда России»



Краевая научно-практическая конференция школьников «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья»

2007 год

Чаговец Анастасия,11 класс - II место

Медведева Елена, 11 класс и Дроздова Вера,7 класс - Грамота и Диплом участника.

Краевой тур Всероссийского краевого конкурса юных исследователей окружающей среды

2007 год

Атоян Арсен, 10 класс - Грамота ГОУ ДОД «Краевого центра экологии, туризма и краеведения» за активное участие в конкурсе старшеклассников.



Краевой слете участников туристко-краеведческого движения «Отечество»

2007 год

(Школьные музеи)- Скороход Андрей, 6 класс - Почетная грамота

(Экология) - Атоян Арсен, 10 класс и Медведева Дарья, 9 класс - Почетные грамоты

КОНКУРС «Туркменистан. Что я о нем знаю?»

2005 год
Каширин Виктор (9 а класс)- Диплом лауреата конкурса.

2006 год Чаговец Анастасия, ученица 11 кл. МОУ «СОШ №16» получила Диплом Президента Российской Федерации о присуждении премии для поддержки талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование».

Федерально-окружного Соревнования «Шаг в будущее, Юг России»

2007-2008 уч-год

В конкурсе «Лучшая презентация на английском языке:

Ташмуратова Насиба — II место и приглашение принять участие в Лондонском международном молодежном научном форуме в составе национальной делегации Российской Федерации.
В номинации «Социальные и поведенческие науки»:

Скороход Андрей — III место и ценный приз.


По результатам демонстрации и защиты научно-исследовательской работы:

Афанасов Дмитрий — специальный приз приглашение на обучение в научной школе—семинаре «Академия юных» в г. Москве.


Необходима пропаганда научно-исследовательской деятельности учащихся через средства массовой информации. В этом вы можете убедиться, ознакомившись с материалами нашей выставки.

расположенные в учебных кабинетах 1 и 4 этажей.


Слайд

1. Кособокова Елена, выпускница 2000 года, продолжила исследовательскую деятельность по теме "Живая вода" в СГТУ на факультете "Химии, нефти и газа"

2. Шеховцова Елена, выпускница 2002 года, - лауреат губернаторской стипендии.Защитила кандидатский минимум по орнитофауне.Учится в аспирантуре при СГУ

3. Огарь Арсентий, выпускник 2003 года, по рузультатам успешного выступления на Московском Международном Форуме «Одаренные дети» принят в ИГУМО (Институт гуманитарного образования в г.Москва)

Афанасов Кирилл, выпускник 2004 года, студент СГУ, продолжает исследования в области орнитологии.

Кириллова Дарья, выпускница 2005 года, студентка Ставропольского филиала Пятигорскогогосударственного технического университета, продолжает исследовательскую деятельность по регионоведению.

Атоян Размик, выпускник 2007 года, студент СтГМА, продолжает исследовательскую деятельность. Занял 2 место на конференции "Швецарские чтения" в номинции "Социология" "Подростковое табакокурение в п.Солнечнодольске"

Медведева Елена, выпускница 2007 года, студентка СтГМА, продолжает работу о влиянии пирофитовых водорослей на здоровье человека совместо с преподавателями академии.

Это только самые яркие примеры.

ВЫВОД

И если все удалось, и работа детей получила признание, то и ученики и их учителя - научные руководители, обычно надолго «заболевают» страстью к исследовательской деятельности и снова, и снова готовы браться за новые исследования.



И как не согласиться со словами Амонашвили Ш.А. «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавать такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».