Школа-интернат №2 г о. Жигулевск

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Школа-интернат №2 г о. Жигулевск

Скачать 303.12 Kb.


Дата19.06.2018
Размер303.12 Kb.

Скачать 303.12 Kb.




Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
школа-интернат №2 г.о. Жигулевск



(в рамках методической темы самообразования)

работу подготовила воспитатель

группы круглосуточного пребывания №8

Филонова О.И.

2014 г.

Под воспитанием следует понимать активное целенаправленное систематическое воздействие на личность в процессе ее формирования с целью выработки определенного мировоззрения. С давних времен особенности полового воспитания относились к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за закрытости темы. Половое воспитание является особым из разделов воспитания, имеющий свой предмет, отличный от предмета других разделов воспитания. Целью полового воспитания является овладение подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, воспитание у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами морали.



Половое воспитание способствует гармоничному развитию подрастающего поколения, повышению сексологических знаний, полноценному формированию детородной функции у будущей жены (мужа), созданию чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей жены (мужа), детей, то есть укреплению брака и семьи. Половое воспитание связано со сложными медико-педагогическими и социальными проблемами. В нём тесно переплетаются физиолого-гигиенические, педагогические, морально-этические и эстетические аспекты.

Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой.

Половое воспитание – важная составная часть процесса воспита­ния ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразум­но и преступно по отношению к ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому вос­питание ребенка должно сформировать в нем полноценного пред­ставителя своего пола.

В настоящее время в России ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13 - 15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2-3 года раньше, а вот эмоциональное созревание – замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.

Многие считают, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие.

Точно также обстоят дела и с половым воспитанием умственно отсталых школьников. Многие считают, что поскольку сознание умственно отсталого ребенка в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Эта точка зрения является ошибочной, так как пол является фундаментальной характеристикой любого человека, независимо от уровня его развития. По мере взросления человека, в том числе и умственно отсталого, его гормоны заявляют о себе, вызывая разнообразные физиологические изменения. Ребенку с ограниченными возможностями необходимо объяснить, что эти изменения естественны, помочь понять суть появляющихся у него сексуальных чувств. Ряд авторов считают, что половое воспитание обязательно для детей с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Умственно отсталому ребенку следует сказать все, что и нормально развивающемуся, хотя и позднее и проще. Половое воспитание умственно отсталых подростков проводится во многих странах.



Понятие полового воспитания в психолого-педагогической литературе

Основополагающей в системе полового воспитания мы считаем категорию пола. «Пол» – понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других.

С биологической точки зрения «пол» – это совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению.

С медицинской точки зрения «пол» – принадлежность организмов или специальных клеток к одной из двух групп, отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы.

«Психологический пол» – совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности и связанные с нею психосексуальные и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии мужественности и женственности, оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.

«Пол» с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство человека (Ушинский К.Д., 1950). Биологическое свойство, потому что обусловлено генами, а социальное – так как его проявления в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть. Однако понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку.

А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола».

Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля». В медицинском аспекте «половое воспитание» – целенаправленное и систематическое воздействие на развивающийся организм человека, начиная с внутриутробного периода и кончая формированием физически и психически здоровой, гармонично развитой личности. Под половым воспитанием в педагогическом смысле следует подразумевать пропаганду обучения определенного нравственно-полового мировоззрения, правил человеческого общения, привычек, вкусов, черт характера во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола.

По мнению И. С. Кона задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. И.С. Кон считает, что задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания. Для постановки и решения проблем полового воспитания принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и "секс". В некоторых языках данные понятия обозначают одно и тоже. В русском языке содержание их разное. Пол – половая принадлежность и связанные с нею особенности организма и психики. Секс – межполовые, интимные отношения, половая жизнь. По мнению И.А.Сикорского трудность разграничения воспитания и просвещения заключаются в том, что и первое, и второе базируется на информации, получаемой учащимися в ходе общения с учителем, родителями, с друзьями и знакомыми своего возраста или более старшими; из знакомства со специальной научно-популярной литературой; из средств массовой информации. Если информация остается на уровне знаемого, можно говорить только о просвещении. Если же она способствует формированию взглядов, убеждений, ценностных ориентаций и устойчиво сказывается на поведении, это уже воспитание. Эффективное социальное воспитание возможно лишь тогда, когда создана воспитательная система. Как система, половое воспитание представляет собой совокупность медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Целью полового воспитания в современной школе является формирование у подростков на основе знаний об анатомии и физиологии генеративной системы человека и ее функциях правильного понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов.

Таким образом, понятие «Пол» – многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической, социальной и других. Несмотря на разные формулировки этого понятия, большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание. Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола.


Особенности полового воспитания у детей старшего возраста в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
Проблемой пола и сексуального развития интересовались такие ученые, как З. Фрейд, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Э. Эриксон, И.С. Кон, В.Е. Каган, Ю.М. Орлов, Д.В. Колесов. В настоящее время многие авторы (С.В. Ковалев, Д.В. Колесов, И.С. Кон) оценивают значение полового воспитания наравне с интеллектуальным, нравственным, физическим, эстетическим воспитанием.

Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола. Половое воспитание, по мнению Н. А. Сикорского предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении. Поэтому в сферу полового воспитания входят не только лишь такие специфические отношения между представителями мужского и женского, как супружеские, но так же любые другие – в общественной жизни, в труде, в отдыхе и т.д. Поскольку цели и задачи полового воспитания определяются интересами всего общества, эти интересы должны учитываться во всех аспектах полового воспитания. Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является.

Целью полового воспитания является сформировать у учащихся правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Это означает, во-первых, понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом; во-вторых, умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений; в-третьих, устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальную распущенность и потребительское отношение к другому полу, пренебрежение моральными ценностями. Как подчеркивал психолог М. М. Рубинштейн у каждого ребенка должно быть заложено с детства твердое понимание значения семьи, ее ценности и необходимости для человека.

Знание и понимание специфических половых особенностей представителей мужского и женского пола, прежде всего, необходимы родителям и педагогам. Непонимание природы и значения этих особенностей приводит к неверным педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых. Напротив, умение педагога быстро и правильно разобраться в любом конфликте – основа их предупреждения. Все это является основой для формирования задач полового воспитания.

Основная задача полового воспитания подростков состоит в профилактике негативизма мальчиков и девочек или его преодоление, привитие умения их совместной деятельности. В этот период нужно организовывать походы, экскурсии, работы мальчиков и девочек, которые давали бы возможность почувствовать необходимость ровных и дружеских отношений между ними. Школьникам необходимо дать сведения о природе и особенностях течения полового созревания, о половых различиях, о роли семьи в личной и общественной жизни.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами. Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая подростка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности. Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений воспитателя, позволяющих ему решать поставленные задачи.



К этим знаниям можно отнести:

а) Знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания.

б) Знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации;

в) Знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны подростку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;



г) Знание принципов полового воспитания:

  • принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

  • принцип дифференцированного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;

  • принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей);

  • принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;

  • принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

Как утверждает психолог В.К. Вилюнас, содержание педагогической системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей. Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на направления:

  • работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;

  • работа по формированию полоролевого поведения;

  • работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;

  • работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление подростков с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности. Ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения подростков к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания подростками определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек. Для воспитания большое значение имеет живой пример, ситуация из жизни. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности – единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Условно процесс полового воспитания можно разделить на несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Большое значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общим физическим здоровьем.

При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью.

В дошкольном возрасте у детей постепенно формируется сознание принадлежности к определенному полу и как следствие естественного процесса познания окружающего мира появляются зачатки интереса к вопросам пола. Это выражается в многочисленных вопросах, которые дети неизбежно задают родителям, подчас повергая их в смущение. На вопросы детей, интересующихся «тайной» их появления на свет, следует отвечать просто и доступно, не детализируя, не прибегая к вымыслу и сказкам об аистах, капусте и т. п. Дети младшего возраста довольствуются такими ответами матери, «как я тебя родила в роддоме» или «ты вырос у меня в животике». В то же время отказ отвечать на эти вопросы обычно лишь подогревает интерес ребенка к теме, заставляет искать ответ у более «осведомленных» старших товарищей. Что касается вымыслов и сказок, то рано или поздно наступает разоблачение этих уловок и как следствие возникает недоверие детей к родителям. В процессе полового воспитания детей младшего школьного возраста должны учитываться физиологические и психологические особенности.

Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиком и девочкой важно развивать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь. Родители первыми начинают половое воспитание своих детей, даже если сами об этом не знают или не хотят этого. Родители часто не осознают, что происходит процесс воспитания, поскольку большая часть информации передается не в словесной форме, а на примере поведения самих родителей и через их установки. Раньше, когда обманывали детей аистом или капустой, ребёнок, узнавая от сверстников «правду» о взаимоотношениях полов, чувствовал обман со стороны родителей и подозрение, что его родители занимаются «грязными» делами и скрывают это от него. Тогда пропасть между ним и родителями углублялась ещё больше. Но это – не самое худшее, и со временем «уляжется», а вот замкнутость и брезгливость, воспитанные в нём, могут серьёзно помешать в его будущей супружеской жизни. Родителям не надо забывать, что половое воспитание не должно резко выделяться из общего воспитания и носить наставительно-навязчивый характер. Нельзя выделять эту тему и особой интонацией или необычными эмоциями. Эта тема не должна чересчур отличаться от других.

Стержневой вопрос полового воспитания, по мнению сексопатолога Г.С. Васильченко состоит в том, как родители воспринимают прирожденную сексуальность подростка и в какой степени дают ей развернуться. Отношение родителей к этой проблеме гораздо важнее для формирования полового поведения подростка, чем вся информация или дезинформация, которую они могут предоставить по данному вопросу.

К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовать половое воспитание детей. Даже в тех случаях, когда школа уделяет достаточно внимания половому воспитанию, от родителей требуется активное проведение аналогичной работы в домашних условиях. Согласно данным социологов только совместные усилия школы и семьи позволяют ребенку, вырасти в сексуально образованного и отвечающего за свои поступки подростка, а потом и взрослого человека.

Большая ответственность при изложении вопросов полового воспитания лежит на врачах и педагогах. Неточная передача научной истины может привести к произвольным толкованиям и ложным выводам. Врачебные беседы и консультации полезны, когда они проводятся индивидуально с отдельными подростками и, особенно с девушками и юношами старших классов.

Наиболее трудные и ответственные задачи лежат перед педагогами. Самое простое, но и самое вредное направление – это умолчание и затушевывание возникающих конфликтов во взаимоотношениях мальчиков и девочек в школе. При медицинских осмотрах врач обращает внимание на развитие половых признаков, так как дети с преждевременным половым созреванием требуют особого наблюдения. При обнаружении в детском коллективе детей с повышенным проявлением половых влечений необходимо обследование этих детей у врача – специалиста по нервным болезням, так как это может быть признаком болезненных изменений после скрыто протекавшего воспаления мозга.

Половое воспитание в школе включает в свою задачу охрану детства и подростков от преждевременного вовлечения их в русло половой жизни. (Русская и мировая литература содержит много ценных примеров, которые используются для создания правильных преставлений о любви, браке и семье).

Как отмечают психологи, в половом воспитании подростка большую роль играет школа. При выборе темы беседы с подростками надо различать два периода развития ребенка. Первый период – до начала полового созревания и второй – совпадающий с периодом полового созревания. В первом периоде у детей имеется большая любознательность, но она лишена внутренних половых побуждений. При беседе с подростками на эти трудные для воспитателей темы следует помнить следующее: отвечать на интересующие подростков вопросы, но не развивать их. Второй период развития ребенка надо считать от появления первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек. В этом периоде все разъяснения должны соответствовать действительности. При ответе необходимо учитывать интересы подростков, которые могут быть различны.

При воспитании подростков будут полезны некоторые практические рекомендации. Необходимо с раннего возраста приучать ребенка, что к его половым органам нельзя дотрагиваться посторонним людям, включая товарищей и подруг, а сам ребенок должен прикасаться к ним лишь при отправлении естественных потребностей. При мытье ребенку половых органов надо быть очень осторожным, избегать пользования горячей водой, так как это может способствовать преждевременному раздражению нервных окончаний.

Прав А.С. Макаренко, указывая, что случайные, беспорядочные встречи мальчиков и девочек, безделье, скука, бесконтрольное времяпровождение способствует преждевременному началу беспорядочной половой жизни. Половое воспитание тесно связано с воспитанием чувства любви. Родители, воспитатели и учителя должны помнить положение А.С. Макаренко о том, что подросток, не научившийся любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою родину и превратившийся в грубого эгоиста, скорее будет склонен к половой распущенности и не способен к хорошей семейной жизни.

Таким образом, половое воспитание подростков должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.

Своеобразие полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта

Изучение психосексуального развития подростков с нарушением интеллекта проводилось такими учеными как Д.Н. Исаев и В.С. Каган, О. Шпек (1980, 1986).

Многие считают, что поскольку сознание подростка с нарушением интеллекта в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта проводится во многих странах. Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания внутрипсихологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии.

Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в данной области.

В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие подростковые компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта. Подростки с нарушением интеллекта при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Поэтому педагоги и воспитатели считают, что вопросы сексуального образования должны быть обязательно включены в программы по половому воспитанию. Для умственно отсталых подростков семейное воспитание имеет еще большее значение, чем для их сверстников из общеобразовательных школ, т.к. именно от родителей и других близких подростку людей зависит то, насколько успешно будет проходить его коррекция и адаптация. Огромное значение для подростков с нарушением интеллекта имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей.

Половое воспитание никак не стимулирует раннее начало половой жизни, как утверждают в последнее время многие авторы (В.В. Абраменкова, Р. Гальцева, И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова и др). Наоборот, половое воспитание полезно и эффективно т.к. дети становятся более осведомленные, получают более достоверные знания, которые облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению.

Умственно отсталому подростку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. С этой целью члены семьи могут каждый раз вознаграждать его хорошее поведение и не уделять особого внимания плохому. Такой метод должен использоваться в семье задолго до полового созревания.

Ошибочное мнение, будто у подростков с нарушением интеллекта нет потребности в интимных отношениях. Такая потребность есть, и, если она не удовлетворяется, это может привести к осложнениям, как для самих подростков, так и для взрослых. Поэтому половое воспитание должно стать важной частью учебного процесса. В школе нужно и важно создать такую культуру отношений, такую атмосферу, когда уважаются интимные чувства детей.

Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.

Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые подростки имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их большими «пуританами», нежели они есть на самом деле (Дейвид, Линднер, 1978; Н.В. Александрова, 1986).

Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола. Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что большинство подростков с нарушением интеллекта не проявляют интереса к противоположному полу (исследование, проведенное в США, показало, что только 4% таких лиц имели половое сношение), большая часть детей (85%) с легкой умственной отсталостью стремится вступить в брак, так же как и здоровые лица (Дейвид, Линднер).

Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями.

Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению (К.С. Лебединская, 1968). Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не способными найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса.

Д.Н. Исаев и В.Е. Каган (1980) отмечают, что мнение о частоте сексуальных преступлений подростков с нарушением интеллекта очень преувеличено. По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность подростков с нарушением интеллекта возрастает – они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.

Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.

Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.



Коррекционная работа с подростками с нарушением интеллекта по половому воспитанию.

Интерес к людям с нарушением интеллекта волновал общество с давних времен. Многие ученые такие как (В.Ф. Шалимов, Г.Е. Сухарева, Н.И. Озерецкий, С.С. Корсаков, М.С. Певзнер, М.О. Гуревич, В.И. Лубовский и т.д.) посвятили свои труды изучению психического и умственного развития людей с нарушением интеллекта. Немаловажным являются вопросы полового воспитания детей с нарушением интеллекта.

Половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с осо­бенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечеб­но-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Одна­ко было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, ро­дители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специ­альную подготовку, очень трудно оценить возможности ребен­ка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребен­ку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, про­явить творчество и изобретательность в деле воспитания свое­го ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помо­щи ребенку. Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах дефектологах, вра­чах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах.

Доверие — обязательное условие любого воспита­тельного воздействия. Только доверяя ребенку и поль­зуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Учитель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и пережи­вавшим сходные трудности. Неправильным отношением учителя следует считать постоянные попытки про­никнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т. д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем преду­предит те формы поведения, которых хотят избежать. Вол­нующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и под­трунивать над ними — это заставляет ребенка впредь искать для обсуждения своих проблем другого, да­леко не всегда желательного, собеседника.

В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушением нителлекта, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.), коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

Как считают К.Н. Эджерлин, В.А. Крингер, В.М. Мозговой, В.В. Воронкова, половое воспитание обязательно для подростков с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Подростку с нарушением интеллекта следует сказать все тоже самое, что и нормально развиваю­щемуся, хотя и на несколько лет позднее и проще — с повторениями и без отвлечен­ных рассуждений. Существуют различные формы коррекционной работы по половому воспитанию: различные классные часы, беседы, тренинги. Задача занятий — помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия.

Всю педагогическую работу и формы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления:



  1. работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;

  2. работа по формированию полоролевого поведения;

  3. работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;

  4. работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев.
А следующее направление работы может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, их социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, Например гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.

Примерные формы работы по половому воспитанию подростков:



  1. Беседы. Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями (воспитателями), медицинскими работниками.

  2. Лектории (гигиена). Проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.

  3. Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции). Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями (воспитателями).

4. Диспуты. Работа проводится классным руководителем (воспитателем).

5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).



6. Стенгазеты. Творческая деятельность подростков.

Примерный план воспитательной работы.

(7 класс)



Мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Примечание

1

Семья – маленькое государство.

беседа

сентябрь

ответственный воспитатель

2

Рисунок человека своего и противоположного пола

стенгазета

октябрь

привлечение учителя по ИЗО

3

Правила гигиены (мальчики).

беседа

ноябрь

привлечение медицинских работников

4

Правила гигиены (девочки).

беседа

декабрь

привлечение медицинских работников

5

Секрет Ромео и Джульетты – посвящено 14 февраля

беседа

февраль

ответственный воспитатель

6

Поведение мальчиков и девочек

беседа

март

привлечение школьного психолога

7

«О мальчиках и девочках».

беседа, ролевая игра

апрель

ответственный воспитатель

8

«Между нами девочками говоря»

беседа

май

привлечение медицинских работников


Примерные направления коррекционной работы:

  • Идентификация подростка в соответствии со своим полом. Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле.

  • Формирование представлений об основных правилах гигиены.

  • Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка.

  • Расширение представлений подростка о природе любви; фор­мирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нрав­ственная чистота; воспитание негативного отношения к распущенности, вседозволенности, вульгарности.

  • Формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности.

  • Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия.


Список литературы

  1. Александрова В.А. Полная энциклопедия детского здоровья [Текст] / В.А. Александрова, Ф.Н. Рябчук, М.А. Красновская. – СПб.: Сова; М.: Эксмо, 2002. – 543с.

  2. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания [Текст] – М.: Корито – Центр, 1998. – (Библиотека практического психолога). – 23с.

  3. Борман Р., Шилле Г. Родителям о половом воспитании: О подгот. Подростков к браку и формированию семьи [Текст]: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1986. – 77с.

  4. Васильева К. Разговор с глазу на глаз [Текст] – М.: Мол. гвардия, 1977. – (компас). – 192с.

  5. Деранкова Е. Б. Вопросы пола: взрослым о детях [Текст] / Е.Б. Деранкова. А.А. Габелов. Н. Г. Опрышко. – М.: Медицина. 1966. – (Научно-популярная медицинская литература). – 47с.

  6. Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учеб. Пособие для вузов [Текст] / С. А. Завражин, Л.К. Фортова. – М.: Трикста: Академ. Проект. 2005. - (Gaudeamus). – 395с.

  7. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Пед. основы обеспечения здоровья уч-ся и учителей [Текст] – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – пресс, 1998. – 159с.

  8. Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей [Текст] – Л.: Медицина, 1980. – 184с., ил.

  9. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии [Текст] – М.: Педагогика, 1991. – 254с.

  10. Касьянова Н.С. Формирование представлений о полоролевом поведении у детей старшего школьного возраста [Текст] – Шадинск. гос. пед. ин-т. – Шадринск, 2009. – 174с.

Каталог: images -> material-images -> file
images -> Сын просто уверен, что он главный человек в моей жизни. И здесь он прав. Сама это ему всегда внушала
images -> Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Бишевская средняя общеобразовательная»
file -> "Ассирийская держава в VIII-VII вв до н э."
file -> Конспект урока истории в 5 классе По теме «Единовластие Цезаря» Педагога Шадруновой Елены Васильевны
file -> Сообщение «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»
material-images -> Проект "Природа родного края " Воспитателя подготовительной группы Саниной О. М

  • Понятие полового воспитания в психолого-педагогической литературе
  • Особенности полового воспитания у детей старшего возраста в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида.
  • Своеобразие полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта
  • Коррекционная работа с подростками с нарушением интеллекта по половому воспитанию.
  • Примерный план воспитательной работы.
  • Мероприятие Форма проведения Сроки проведения Примечание
  • Список литературы