С. Д. Асфендияров атындағы

Главная страница
Контакты

    Главная страница



С. Д. Асфендияров атындағы

Скачать 398.25 Kb.


страница1/2
Дата01.10.2018
Размер398.25 Kb.

Скачать 398.25 Kb.

  1   2

С.Д. Асфендияров атындағы

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ





КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА


МОДУЛЬ ВАЛЕОЛОГИИ

СИЛЛАБУС




  1. Общие сведения:

    1. Наименование вуза: Казахский Национальный медицинский

университет им. С.Д.Асфендиярова

    1. Модуль: Валеология

    2. Дисциплина, код дисциплины: Валеология

    3. Специальность: 051101 «Сестринское дело»

    4. Объем учебных часов: 90 часов (2 кредита)

    5. Курс и семестр изучения: 2 курс; 1,2 семестр

    6. Сведения о преподавателях






Ф.И.О.

Ученая степень

Должность

Приоритетные научные интересы

1

Сатпаева Х.К.

Д.м.н.

Профессор

Физиология крово-лифообращения.

Физиология почек. Валеология



2

Абишева З.С.

К.м.н.

Профессор

Физиология крово-лифообращения. Валеология

3

Исмагулова Т.М.

-

Преподаватель

Валеология.


4

Искакова У.Б

-

Преподаватель

Валеология.


5

Туганбаева М.С.

-

Преподаватель

Валеология.





    1. Контактная информация

Место нахождения кафедры: г.Алматы, ул. Богенбай батыра, 153

2 учебный корпус, первый и четвертый этажи, учебные комнаты

№121,122,142,143, 403, 417


    1. Политика дисциплины:

Обязательное посещение всех практических занятий, сдача протоколов практических работ, тестов. Наличие чистого белого халата, учебного пособия, силлабуса. Уважительное отношение к профессорско-преподавательскому составу и студентам. Выполнение в полном объеме всех видов самостоятельной работы (СРС), сдача зачетов с учетом 5 компетенций При невыполнении объема учебных часов или СРС курс обучения не зачитывается.


  1. Программа

    1. Введение. Объектом изучения валеологии является человек, его индивидуальное здоровье, как категория качества жизни. В отличие от других наук, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть определена количественно и качественно, а также прогнозируема на разных уровнях – физиологическом, психическом, социально-экономическом. Валеология изучает резервы отдельных систем организма. Резервы их адаптационно-компенсаторного взаимодействия, обеспечивающие устойчивую реализацию психофизиологических и регенеративных функций.

    2. Цель дисциплины:

Формирование у студента теоретических знаний по основам здорового образа жизни, для применения их в врачебной деятельности.

Освоение приемов и практических навыков по определению степени индивидуального здоровья.

Развивать коммуникативные навыки, методы взаимоотношений с преподавателями, сокурсниками.

Знание нормативно-правовых законов доклинических дисциплин (Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан, Закон о труде, Закон об образовании РК от 27.07.2007г., Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от 24.04.2006г.,Государственная Программа развития образования в РК, Закон о корубции РК)

Написание рефератов, составление презентации, с использованием дополнительных источников информации.



    1. Задачи обучения: формировать знания и навыки по:

1.Основам здорового образа жизни;

2.Определению методов и средств развития и сохранения здоровья;

3.Прогнозированию здоровья.

4.Планированию семьи и применению контрацептивных средств.



5.Психопрофилактике и преодолению стресса.

    1. Конечные результаты:

Студент должен:

Владеть знаниями (Когнитивная компетенция):

  • О предмете, целях, задачах дисциплины и ее значение для своей будущей профессии;

  • Об основных факторах риска здоровья;

  • О методах оценки физического здоровья;

  • О принципах рационального питания;

  • Основах нравственно-полового воспитания;

  • Профилактики инфекций, передающихся половым путем, вредных привычек;

  • О распространенных методах оздоровления организма.

Владеть навыками:

  • Определения должной массы тела и вычисления индекса Брока;

  • Оценки состояния здоровья нагрузочными пробами (проба Мартине, Гарвардский степ-тест, 12-минутный тест Купера, оценка состояния сердечно-сосудистой и легочной систем);

  • Самооценки своего физического состояния (Ортостатическая проба, тренированность организма).

Коммуникативными навыками (Аксиологическая компетенция):

  • Формирование освоения навыков и методов взаимоотношения «студент – преполаватель»,

«студент- студент».

  • Формирование навыков создания благоприятного психологического климата в учебной группе

Правовая компетенция (Знание законов РК):

  • Основные положения Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе

здравоохранения». Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Республики Казахстан.

  • Закон о труде

  • Закон об образовании РК от 27.07.2007г.,

  • Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК от

24.04.2006г.

  • Государственная Программа развития образования в РК.

  • Закон о коррупции РК.

Самообразование (Самосовершенствование и развитие):

  • Совершенствование стремления к непрерывному повышению знаний в течение жизни.

  • Работа с электронными носителями информации и базами ЕВМ;

  • Самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов, презентаций, буклетов, кроссвордов;




    1. Пререквизиты: поскольку объектом валеологии является человек, преподавание предмета базируется на знаниях строения организма, психологии человека и педагогики здоровья, которые студенты получают на кафедрах нормальной анатомии, коммуникативных навыков, основ психотерапии и психологии.

Постреквизиты: полученные знания необходимы для дальнейшего обучения на кафедре нормальной физиологии, патофизиологии, общественного здоровья и здравоохранения.


    1. Краткое содержание дисциплины: При изучении валеологии студенты ознакомятся с наукой о здоровье здоровых людей, психосоматической характеристикой состояния организма человека, факторами риска здоровья, с механизмами действия различных оздоравливающих методик. Особое внимание уделяется формированию мотивации на здоровье, привитию навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).

    2. Тематический план.

Тематический план практических занятий



Тема занятий

Объем учебных часов

1

Валеология, предмет, методы. Формирование ЗОЖ.

2

2

Роль гигиены в охране и укреплении здоровья. Педагогика здоровья.

2

3

Методы диагностики здоровья

(антрометрические подходы, нагрузочные пробы).



2

4

Прогнозирование индивидуального здоровья. Основные принципы прогнозирования.

2

5

Пути продления жизни человека. Геронтология и гериатрия.

2

6

Методы самооценки физического здоровья.

2

7

Гиподинамия Влияние физических нагрузок на организм. Основные формы физических оздоровительных занятий.

2

8

Значение питания для здоровья. Основы рационального питания. Принципы питания.

2

9

Репродуктивное здоровье. Методы планирования семьи.

2

10

Основы нравственно-полового воспитания.

2

11

Вредные привычки. Тесты по выявлению вредных привычек.

2

12

Психическое здоровье. Оценка психофизиологического состояния по тестам.

2

13

Наиболее распространенные методы оздоровления физического здоровья.

2

14

Основы закаливания организма. Закаливание силами природы (солнечными лучами, воздухом, водой, система П.К.Иванова «Детка» и др.), рефлексотерапия, Рефлексопрофилактика.

2

15

Итоговое занятие.

2


Тематический план для самостоятельной работы студентов

под руководством преподавателя (СРСП)




Темы

Форма проведения

Объем учебных часов




1 кредит

1

Понятие здоровья, виды здоровья. Структура ЗОЖ. Тест «Вычисление степени здоровья» .

Разбор темы, выполнение работ.

1

2

Гигиена. Методы гигиенических исследований.

Экология и здоровье. Тест «Определение степени экологической чистоты организма и качества работы выделительных систем».



Разбор темы, выполнение работ.

1

3

Методы определения физического развития плода и детей.

Консультация по теме

1

4

Биологический и календарный возраст. Определение биологического возраста.

Разбор темы, выполнение работ.

1

5

Определение продолжительности жизни. Тест «Сова или Жаворонок».

Разбор темы, выполнение работ.

1

6

Возрастные и половые особенности здоровья. Физиологическая характеристика возрастных периодов.

Консультация по теме

1

7

Виды тренировочных режимов. Рекомендации начинающим заниматься физическими упражнениями.

Консультация по теме

1




2 кредит







8

Грудное вскармливание. Расчет пищевого рациона.

Разбор темы, выполнение работ.

1

9

ИППП и методы их профилактики.

Консультация по теме

1

10

Профилактика наиболее распространенных инфекционных заболеваний (гепатит, грипп, туберкулез, СПИД).

Консультация по теме

1

11

Влияние наркотиков, никотина, алкоголя на организм. Методы профилактики

Консультация по теме

1

12

Показатели характеризующие психическое развитие детей.

Консультация по теме

1

13

Эмоции и здоровье. Эмоциональный стресс. Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

Разбор темы, выполнение работ.

1

14

Рекомендации по поддержанию физического и психического здоровья. Массаж, виды.

Консультация по теме

1



    1. Тематический план СРС



Темы

Продолжи-тельность

в часах




1-кредит




1

От здоровья земли - к здоровью человека.

2

2

Образ жизни и здоровье.

2

3

К здоровью без лекарств.

2

4

Научные основы закаливания организма.

2

5

Нравственно-половое воспитание.

3

6

Физкультура против недугов и стрессов.

2

7

Жить не старея. Труд – основа долголетия.

2

8

Не стареть – это исскуство.

2

9

Профилактика преждевременного старения.

2

10

Красив тот, кто здоров.

2

11

Скажи сигаретам нет.

3




2-кредит




12

Последствия различных видов наркотиков.

3

13

Механизм действия никотина на организм человека.

2

14

Пищевые продукты, калорийность питательных веществ.

3

15

Сон. Значение сна, как метод релаксации.

2

16

Биоритмы и здоровье.

2

17

Диеты для здоровых лиц.

2

18

Витамины – кирпичики здоровья.

2

19

Роль искусства в духовном и физическом оздоровлении организма.

2

20

Гомеопатия. Фитопрофилактика и фитотерапия.

2

21

Оздоровительная дыхательная гимнастика.

2




Всего

46


2.9 Рекомендуемая литература

Основная:

  1. Валеология - наука о здоровье. Учебно-методическое пособие.

Под ред. проф. Сатпаевой Х.К., Соколова А.Д., Абишевой З.С. Алматы, 2007, 177 с.

  1. Букаева Г.К., Алимова Н.Е. Детская валеология.Алматы ,2003. 239с.

  2. Колбанов В.В. Валеология. С.-Пб ., 2001. 232 с.

  3. Колесинская Р.Д. Возрастные особенности физиологических систем растущего организма. Алматы, 2007. 74 с.

  4. Петленко В.П. Валеология человека. С.-Пб., 1998. 1-4 т.


Дополнительная:

  1. Аканов А.А. Состояние здоровья населения. Алматы, 1998. 32 с.

  2. Амосов Н.М.. Раздумья о здоровье. М., 1987. 144 с.

  3. Амосов Н.М., Бандет Я.А. Физическая активность и сердце. Киев,1984.72 с.

  4. Амосов Н.М. Преодоление старости. М., 1996. 86 с.

  5. Апанасенко И.А., Попова Л.А. Медицинская валеология. Р.-на-Дону, 2000. 248 с.

  6. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Самара,2003. 272 с.

  7. Замановский Ю.Ф. К здоровью – без лекарств. М.,1990. 55 с.

  8. Здоровье человека и система П.К.Иванова «Детка».Алматы. 1999.174 с.

  9. Муминов Т.А., Маскеев К.М. \основные пути профилактики в Казахстане. Алматы. 2000. 80 с.

  10. Назарбаева С.А. Учение П.К.Иванова – как метод воспитания здоровой личности. Алматы, 1999. 94 с.

  11. Назарбаева С.А. Путь к себе. Алматы, 1999г. 95 с.

  12. Приходько Н.Г., Лукьяненко М.В. Валеология: курс лекций. Алматы, 2002. 496 с.

  13. Субханбердина А.С. Наркомания – социальное зло. Алматы, 2002. 64с.

  14. Чумаков Б.Н. Валеология.- М.: 2002, 407 с.

  15. Алмаз Шарман, Формаула здоровья, г. Алматы, 2010г.

  16. Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Флинта: Наука. 2001. 416 с.

  17. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология. М.,2003.431 с.

  18. Жетписбаев Г.А. Валеология. Алматы, 2004. 124 с.

  19. Тель Л.З. Валеология человека – философия жизни. Астана, 1999. 1-3 т.

  20. Брехман И.И. Введение в валеологию - наука о здоровье. Л., 1987. 212 с.

  21. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. 2-ое изд. М.,1990. 208 с.




    1. Методы обучения и преподавания:

*Проведение практичесих занятий:

дискуссия, работа в парах, работа в малых группах, презентация, ролевые игры, выполнение и обсуждение практических заданий по теме, оформление протоколов, подведение итогов, текущий контроль.

*Формы организации СРС:

* работа с литературой по вопросам, предусмотренным для самостоятельного изучения,

*выполнение тестов, подготовка рефератов, докладов, рецензирование научных статей, анализ статистических данных, подготовка презентаций, подготовка таблиц-схем, демонстрационного материала.



    1. Критерии оценок знаний студентов

Текущий контроль:

Практических занятий

- устный опрос (студент обязан быть подготовленным к занятиям по вопросам методических рекомендаций);

- тестирование проводиться в письменной форме по вариантам;

- проверка решений ситуационных задач проводится в письменной форме и сдается преподавателю на проверку.



СРСП

Выполнение практических работ, контроль домашних заданий, консультации, демонстрация презентаций.



СРС

защита рефератов, докладов; демонстрация презентаций.



Итоговый контроль: тестовый контроль, устный опрос, проверка коммуникативных компетенций по оценочному листу, правовых компетенций устно.

Система оценки знаний студентов
Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций

t= (Z+N+K+P+S)/n

где

n – количество заданий по всем компетенциям

Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания

N: n1+n2+…+nn - Оценки за навыки

K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные компетенций

P: p1+p2+…+pn - Оценки за правовые компетенций

S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС



    1. Практическое занятие, СРСП – максимально 100 баллов, что соответствует 100%




Вид контроля

Уровни

4

3

2

1

  1. Устный опрос

Максимум 100 б

(100-90б)

Студент показал глубокое понимание темы занятия, умение мыслить логически. Изложение материала полностью соответствует поставленным вопросам, содержит все необходимые теоретические факты, иллюстрируемые правильно подобранными конкретными примерами. Студент смог сделать обоснованные выводы.




(89-75б)

Студент показал знание материала темы, но допустил мелкие неточности в ответе, которые исправил после замечания преподавателя, показал умение мыслить логически и для подтверждения знаний привел правильно подобранные примеры, смог сделать обоснованные выводы



(74-50 б)

Студент имеет неглубокие знания по теме занятия, неполно и непоследовательно отвечает на вопросы, но показал общее пони-мание вопроса и продемонстри-ровал умения, достаточные для усвоения дальнейшего программ-ного материала. Имелись затруд-нения или допущены ошибки в определении понятий, использо-вании терминологии, исправлен-ные после нескольких дополни-тельных вопросов педагога.

(0-49б)

Студент присутствовал на занятии. Обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, допустил серьезные ошибки в определении понятий и при использовании терминологии, которые не сумел исправить после нескольких наводящих вопросов преподавателя.




  1. Практическая часть занятия

Максимум 100 б

(100-90б)

Студент творчески и правильно выполнил все задания практической части занятия, грамотно и аккуратно оформил протокол исследования или альбом, при разборе ситуационных задач сделал правильные выводы, дал глубокий анализ предлагаемой ситуации, дал обоснованные и полные ответы на все вопросы.




(89-75б)

Студент правильно выпол-нил все задания практичес-кой части занятия с исполь-зованием теоретических знаний, допустив при этом незначительные погреш-ности в оформлении прото-кола или альбома и форму-лировке выводов, которые исправил после замечания преподавателя. При разборе ситуационных задач дал правильный анализ ситуации, но допустил непринципиальные ошибки



(74-50б)

Студент не сумел применить теоретические знания при выполнении практической части занятия, но выполнил задания обязательного уровня сложности, в оформлении протокола допустил серьезные ошибки, сделал неполные выводы, дал неглубокий анализ ситуационных задач.




(0-49б)

Участвовал в выполнении практической части занятия, не оформил протокол, не сумел сделать выводы, не смог проанализировать ситуационную задачу



  1. Тестирование

Максимум 100 б


(100-90 б)

90-100% правильных ответов



(89-75б)

75-89% правильных ответов



(74-50 б)

50-74% правильных ответов



(0-49б)

менее 50% правильных ответов






  1   2

  • КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА МОДУЛЬ ВАЛЕОЛОГИИ
  • Модуль
  • Ф.И.О. Ученая степень Должность Приоритетные научные интересы
  • Программа Введение.
  • Конечные результаты: Студент должен: Владеть знаниями (Когнитивная компетенция)
  • Коммуникативными навыками (Аксиологическая компетенция)
  • Правовая компетенция (Знание законов РК)
  • Самообразование ( Самосовершенствование и развитие )
  • Краткое содержание дисциплины
  • Тематический план. Тематический план практических занятий
  • Тема занятий Объем учебных часов
  • Тематический план для самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)
  • 2.9 Рекомендуемая литература Основная
  • Методы обучения и преподавания
  • Критерии оценок знаний студентов Текущий контроль
  • Итоговый контроль
  • Текущий контроль t – оценка уровня сформированности компетенций t= (Z+N+K+P+S)/n где n – количество заданий по всем компетенциям
  • Z: z 1 +z 2 +…+z n - Оценки за знания N: n 1 +n 2 +…+n n - Оценки за навыки
  • P: p 1 +p 2 +…+p n - Оценки за правовые компетенций