Руководитель ооп по специальности 271101 профессор Протосеня А. Г

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Руководитель ооп по специальности 271101 профессор Протосеня А. Г

Скачать 374.58 Kb.


Дата18.08.2017
Размер374.58 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 374.58 Kb.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано
_____________________________

Руководитель ООП

по специальности 271101

профессор Протосеня А.Г.

Утверждаю
___________________________

Зав. кафедрой

Общей и физической химии

профессор Чиркст Д.Э.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»

Специальность: 271101Строительство уникальных зданий и сооружений
Специализация: Строительство подземных сооружений
Квалификация (степень) выпускника Специалист
Составитель: ассистент Н.В. Джевага

Санкт-Петербург

2012

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины «Химия» является приобретение студентами знаний в области общей и неорганической химии в качестве естественнонаучной дисциплины, необходимых для последующего логического перехода к изучению цикла профессиональных дисциплин по направлению 271101 «Строительство уникальных зданий и сооружений».

В соответствии со стандартными требованиями к образованности специалиста в результате изучения теоретического курса и прохождения лабораторного практикума по химии задачей дисциплины является получение студентом необходимого объема знаний в области общей и неорганической химии, научиться применять эти знания для решения практических задач.


2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Химия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин и входит в его базовую часть. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями по предмету «Химия», устанавливаемыми ФГОС для среднего (полного) образования. Дисциплина является предшествующей для изучения последующих дисциплин: органическая химия, основы электрохимии, неметаллические материалы, металлы и сплавы для художественных изделий.

цикла С.2 (математические и естественнонаучные дисциплины) в базовой части – Механика жидкости и газа (5-й семестр), в вариативной части – Основания и фундаменты (5-й семестр).
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

= способен на научной основе организовать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОК-6);

= способен к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий (ОК-7);

= способен к целенаправленному применению базовых знаний в области химических наук в профессиональной деятельности (ОК-9);

= умеет выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов при изготовлении изделий машиностроения (ОК-11).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать: принципы использования природных ресурсов, энергии и материалов, основные химические положения, законы и другие сведения, необходимые для применения в конкретной предметной области при изготовлении машиностроительной продукции.

Уметь: применять физико-химические методы для проектирования изделий и технологических процессов в машиностроении; применять математические методы, физические и химические законы и вычислительную технику для решения типовых профессиональных задач; использовать основные понятия, законы и модели химических систем, химической идентификации; методы теоретического и экспериментального исследования в химии; расчеты по формулам соединений и уравнениям реакций; расчеты концентрации растворов; водородного показателя, расчеты ионного состава растворов электролитов; пользоваться таблицами и справочниками.

Владеть: методами построения математических, физических и химических моделей при решении производственных задач; опытом планирования, постановки и обработки данных химического эксперимента; расчетов растворимости солей и гидроксидов при заданных условиях, прогнозирования свойств элементов и их соединений
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2







Аудиторные занятия (всего)

68

68

-







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

34

34

-







Практические занятия (ПЗ)

-

-

-







Семинары (С)

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

34

34

-







Самостоятельная работа (всего)

76

76

-







В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат







-







Другие виды самостоятельной работы







-







Выполнение домашних заданий

26

26

-







Подготовка к лабораторным работам

20

20

-







Составление отчетов к лабораторным работам

20

20

-







Подготовка к контрольной работе

10

10

-







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

-







Общая трудоемкость час

зач. ед.


144

144

-







4

4

-








5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Введение. Основные понятия и законы химии

Краткий исторический очерк развития химии. Атомная и моле­кулярная массы. Количество вещества. Молярные масса и объем. Уравнение и схема реак­ции. Стехиометрические законы, расчеты по уравнению реакции. Номенклатура.



Строение атома. Строение многоэлектронного атома

Строение атомных ядер. Заряд ядра. Атомная орбиталь. Основное и возбуж­денные состояния атомной частицы. Квантовые числа. Энергетический уровень, энергети­ческий подуровень. Принцип Паули, пра­вило Клечковского, правило Хунда. Электронно-графические фор­мулы.



Периодический закон Д.И. Менделеева

Периодический закон и периоди­ческая система элементов Д. И. Менделеева. Структура Периодической системы элементов. Металлы и неметаллы. Изменения свойств элементов в рядах и периодах. Электроотрицательность, сродство к электрону, потенциал ионизации. Распределение элементов в природе.



Химическая связь. Строение молекул

Основные типы химической связи. Ковалентная связь. Метод валентных связей. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образова­ния ковалентных связей. Кратность связи. Полярность ковалент­ной связи. Геометрическая форма молекуляр­ных частиц. Гибридизация валентных орбиталей, ее типы. Ионная связь, типичные ионные соединения. Металлическая связь. Межмолекулярное взаимодействие. Водородная связь.



Комплексные соединения

Комплекс, комплексное соединение. Внутренняя и внешняя сфе­ры. Заряд комплекса. Комплексообразователь, его степень окисления. Лиган­ды, их дентатность. Координационное число комплексообразователя. Классификация комплексов и комплексных соединений. Номенклатура комплексов и комп­лексных соединений. Строение и геометрическая форма комплексов с точки зрения метода валентных связей. Основы реакций комплексообразования.



Окислительно-восстановительные процессы

Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Класси­фикация ОВР.



Кинетика химических реакций. Химическое равновесие

Скорость химической реакции, константа скорости реакции, закон действующих масс. Химическое равновесие, константа равновесия, принцип Ле-Шателье, факторы, влияющие на химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции, порядок реакции. Зависимость скорости реакции от температуры. Правило Вант-Гоффа. Уравнение Аррениуса. Энергия активации. Катализаторы и каталитические системы.



Растворы. Классификация и способы выражения концентрации растворов

Растворы, их классификация, природные воды как растворы.




Свойства растворов. Коллигативные свойства разбавленных растворов

За­коны Рауля и Вант-Гоффа. Изотонический коэффициент. Степень и константа диссоциа­ции. Влияние одноименного иона на диссоциацию слабого электролита. Закон разбавления Оствальда.



Электролиты. Теория электролитической диссоциации

Растворы электролитов, электролитическая диссоциация, факторы, влияющие на процесс диссоциации, степень и константа диссоциации, сильные и слабые электролиты, ступенчатая диссоциация, обменные реакции в растворах электролитов, смещение равновесия в реакциях между растворами электролитов.



Водородный показатель. Гидролиз солей. Расчет рН в растворах

Водородный показатель. Расчет рН в растворах сильных кислот и щелочей. Расчет рН при разведении и смешивании растворов. Равновесия в растворах слабых электролитов. Гидролиз солей. Расчет рН в растворах гидролизующихся солей. Равновесие в насыщенных растворах. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков. Расчет растворимости. Растворимость гидроксидов, рН гидратообразования.



Буферные растворы

Буферные растворы. Типы буферных растворов, их практическое значение. Механизм буферного действия. Расчет рН в буферных растворах.



Равновесия в насыщенных растворах

Произведение растворимости: факторы, влияющие на растворимость осадков, солевой эффект, присутствие одноимённых ионов.



Основы химической термодинамики

Первое начало термодинамики. Законы Гесса и Кирхгофа. Вычисление теплового эффекта химической реакции при любых температурах. Второе начало термодинамики. Понятие об энтропии и других термодинамических функциях состояния системы. Способы их вычисления для различных процессов. Определение направления протекания самопроизвольных процессов при различных условиях. Основные законы химического равновесия и их практическое применение. Управление химическими процессами.



Качественный анализ

Качественный анализ. Химические и физико-химические методы качественного анализа. Условия выполнения качественных реакций. Групповые реагенты, дробный и систематический ход анализа.



Количественный анализ

Количественный анализ. Методы количественного анализа: химические, физические, физико-химические. Гравиметрический анализ. Объёмный (титриметрический) анализ.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1.

Механика жидкости и газа




+

+

+

+

+

+

2.

Основания и фундаменты

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


Семин

СРС

Все-го

час.


1.

Строение вещества

4




4




10

18

2.

Химия элементов

6




6




10

22

3.

Общие закономерности химических процессов.

6




6




14

26

4.

Химическая термодинамика.

6




6




10

22

5.

Химическая кинетика.

6




6




10

22

6.

Растворы

4




4




14

22

7.

Качественный и количественный анализ

2




2




8

12




Итого:

34




34




76

144


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Лабораторные работы

Трудо-емкость

(час.)







Техника безопасности

2






Определение химического эквивалента металла

2






Приготовление раствора и определение его концентрации

2






Исследование окислительно-восстановительных реакций

2






Исследование скорости химической реакции и химического равновесия

2






Исследование свойств комплексных соединений

2






Исследование реакций в растворах электролитов

2






Исследование гидролиза солей

2






Допуск

2


7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)

Не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой.


8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
Не предусмотрено учебным планом и основной образовательной программой.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
а) основная литература

1. Дибров И.А. Неорганическая химия. - СПб.: Изд-во «Лань», 2001.

2. Общая химия. Сборник задач. - СПб.: Изд-во СПГГИ, 2006.

3. Общая химия. Лабораторный практикум. - СПб: Изд-во СПГГИ, 2009.



б) дополнительная литература

1. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Высшая школа, 1997.

3. Краткий справочник физико-химических величин. Ред. Равдель А.А., Пономарева А.М. Издание 7. - СПб: Иван Федоров, 2003.

4. Карапетьянц М.Х., Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. - М.: Химия, 1993.

5. Дибров И.А. Общая и физическая химия. Часть 1. Строение вещества и периодический закон. Часть 2. Периодичность изменения основных химических свойств элементов. - СПб: Изд-во СПГГИ, 1994.

6. Суворов А.В., Никольский А.Б. Общая химия. - СПб: Химия, 1997.

7. Девяткин П.Н., Дубровская Н.Я., Иванов И.И., Липин А.Б. Неорганическая химия: методические указания. СПб.: СПГГИ. 2004.

в) программное обеспечение

программа химических расчетов HSC производства компании Outotec



г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. База термодинамических данных: http://www.chem.msu.su/cgi-bin/tkv.pl

2. Интернет-библиотека: http://www.twirpx.com

3. Интернет-библиотека: http://www.sciteclibrary.ru


10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Лаборатории общей и неорганической химии: ауд. 3415, 3417, площадь каждого помещения – 67 кв м., количество рабочих мест – 15; лаборатории оснащены типовым лабораторным оборудованием: установки для титрования, установки для определения химического эквивалента металла, установки для термохимических измерений, рН-метры,

2. Специализированная аудитория 3532: площадь помещения 68 кв. м; количество рабочих мест – 30; оснащена наглядным стендовым материалом, справочными таблицами по химии.


11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Преподавание дисциплины основано на организации внутри дисциплины и междисциплинарных образовательных модулей, представляющих совокупность теоретических представлений и практических навыков по дидактическим единицам, изложенными в тексте программы во взаимосвязи с последующими и смежными дисциплинами.

Теоретические представления студент получает в результате изучения курса лекций и самостоятельного изучения литературных источников (учебников и учебных пособий). Теоретические представления закрепляются в процессе выполнения домашних заданий, контрольных и самостоятельных работ, составления реферата.

Практические навыки студентом приобретаются в ходе выполнения рекомендованного программой учебного лабораторного практикума, подготовке к лабораторным работам и оформления отчетов по результатам выполнения лабораторного эксперимента.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является совокупностью данных по успешности выполнения студентом требований ФГОС ВПО, учебного плана, примерной учебной программы и включает

= посещение лекционных и лабораторных занятий;

= своевременная сдача домашних заданий в соответствии с предоставленным преподавателем графиком выполнения домашних работ;

= своевременное предоставление реферата в соответствии с графиком работы над рефератом, которых составляется лектором потока;

= выполнение учебного лабораторного практикума и предоставления отчетов по лабораторным работам в соответствии с графиком выполнения лабораторных работ и сроками сдачи отчетов, разрабатываемым лектором потока;

= успешное написание контрольной работы.


Разработчик:

кафедра ОФХ, ассистент Джевага Н.В.





Каталог: system -> files -> lib -> abiturient -> Program -> 271101
Program -> Программа учебной дисциплины «Проектирование систем автоматизации и управления» Направление подготовки
Program -> Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая география горнодобывающей промышленности»
Program -> Программа учебной дисциплины «Интеллектуальные технологии управления»
Program -> Программа учебной дисциплины
Program -> Рабочая программа учебной дисциплины «архитектурные стили»
Program -> Рабочая программа дисциплины Приборы и методы диагностики агрегатов автомобиля шифр по гос впо
Program -> Рабочая программа по дисциплине «Сервисное обслуживание автомобилей» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 151001. 65 «Технология машиностроения»
271101 -> Рабочая программа учебной дисциплины «инженерная геодезия»
271101 -> Программа учебной дисциплинЫ «социология»

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • Согласовано _____________________________ Руководитель ООП по специальности 271101 профессор Протосеня А.Г.
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия»
  • Квалификация (степень) выпускника
  • 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
  • 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины
  • 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
  • 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
  • 6. Лабораторный практикум
  • 7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)
  • 9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: а) основная литература
  • 10. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 11. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ