Результаты изучения предмета предметные результаты

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Результаты изучения предмета предметные результаты



Дата01.07.2018
Размер0.93 Mb.
ТипПрограмма





Введение

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного)общего образования, примерной программы среднего (полного) образования по музыке и авторской программы (базовый уровень) Искусство 10-11 класс, авторы: Г.И Данилова, М.:Дрофа, 2014 г.

Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс от конкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5—7 классы) к пониманию и осмыслению основных законов развития искусства (8—9 классы). Рабочая программа основного общего образования по Искусству составлена в соответствии с количеством часов, указан­ных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Для обязательного изучения учебного предмета «Искусство» на этапе среднего общего обра­зования в 8-9 классах Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит: 35 часов в год ( 1 час в неделю) в 8 классе, 34 часа (1 час в неделю) в 9 классе.

Главные приоритеты изучения предмета в 8- 9 классах сосредоточены на решении задач наблюдения (восприятия) обучающимися произведений искусства, раскрытия закономерностей исторического развития, понимания особенностей образного языка различных видов искусства, формирования и развития художественно-образного мышления.



РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

10 класс

Содержание предмета
ОТ ИСТОКОВ ДО XVII ВЕКА

I. Искусство первобытного обществаи древнейших цивилизаций

Искусство первобытного человека

Причины возникновения художественного творчества.Периодизация основных этапов развития первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека.



Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописив эпоху палеолита, мезолита, неолита и энеолита. Роль мифа вкультуре. Древние образы и символы. Первобытная магия.Наиболее популярные сюжеты и особенности их изображения. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства.Древнейшие сооружения человечества. Зарождение архитектуры и ее связь с религиозными верованиями и мифологическими представлениями человека. Мегалиты: дольмены, менгиры и кромлехи.Музыка, танец и пантомима. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновениятанца. Пантомима, охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски.

Искусство Древней Передней Азии

Возникновение письменности*. От пиктографическогописьма к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала. «Эпос о Гильгамеше».Архитектура Месопотамии. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Сводчато-арочные конструкции. Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудессвета. Архитектурные сооружения Вавилона.Изобразительное искусство*. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Искусство мелкой пластики.Искусство ассирийских рельефов, их характерные особенности. Музыкальноеискусство*. Назначение музыки и популярные музыкальные инструменты. Развитие музыкально теории.

Архитектура Древнего Египта

Пирамиды— «жилища вечности» фараонов. Возведениепирамид— главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Назначение пирамид. Отражение в пирамидепредставлений человека об устройстве Вселенной, веры в загробную жизнь и божественную силу фараона.Храмы и гробницы. Архитектурные комплексы эпохиСреднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре. Скальныйхрам царицы Хатшепсут в Долине царей. Архитектурныесооружения Позднего царства.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

Скульптурные памятники. Ритуальное назначениескульптуры, ее строгая подчиненность канону. Обряд мумификации. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Деревянная скульптура. Кубическая и круглая скульптура.Рельефы и фрески*. Назначение рельефных и фресковыхкомпозиций. Характерные особенности композиций и наиболее популярные сюжеты. Росписи регистров.Сокровища гробницы Тутанхамона*. Художественные достижения амарнского периода. Раскопки в Тель-эль-Амарне. Открытие археолога Г. Картера.Музыка, театр и поэзия*. Мистерии в честь наиболеепочитаемых богов. Роль музыки в жизни общества. Музыкальная жизнь Древнего Египта в произведениях изобразительного искусства и литературы. Популярные музыкальные инструменты.

Искусство Мезоамерики

Искусство классического периода*. Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатыепирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно прикладного искусства). Архитектура Теотиуакана.Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Ме-

хико): дворцы ацтекских правителей и храм верховного богавойны. Монументальная скульптура и ее условный характер, искусство создания погребальных масок. Мелкаяпластика. Ювелирное искусство.Искусство майя. Достижения архитектуры (многообразие форм, их символический смысл). Характерные чертыизобразительного искусства.Искусство инков*. Архитектурные сооружения инков(техника возведения храмов, декоративное убранство).Скульптура и керамика инков.



II. Искусство Античности (7 ч)

Эгейское искусство*

Шедевры архитектуры. Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах— центральный вход в крепость.ФрескиКносского дворца. Излюбленные сюжеты, красочность палитры, динамика композиций, тонкий художественный вкус.Вазопись стиля Камарес. Техническое совершенство,необычность и разнообразие форм, оригинальность орнамента и живописного рисунка в произведениях керамики.

Архитектурный облик Древней Эллады

Архитектура архаики: греческая ордерная система*.«Прочность, польза, красота» — формула римского зодчегоВитрувия. Создание греческой ордерной системы и еевоплощение в культовых сооружениях. Дорический, ионический и коринфский ордеры.Архитектура классики: Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и культурный центр Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм,декоративного убранства. Театр Диониса на южном склонеАкрополя.Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Слиянивосточных и античных традиций. Назначение и особенностькомпозиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.

Изобразительное искусство Древней Греции*

Скульптура и вазопись архаики. Куросы и коры — наиболее ранние из дошедших до нашего времени скульптур.Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Основные стилевые отличия произведений мелкой пластикии живописи. Чернофигурная вазопись. Изобразительное искусство классического периода.Краснофигурная вазопись. Расцвет искусства скульптуры.Мастерство в передаче портретных черт и эмоциональногосостояния человека. Идеал физической силы и духовнойкрасоты в творчестве великих мастеров скульптуры. «Канон» Поликлета.Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.

Архитектурные достижения Древнего Рима

Архитектура периода Римской республики. Складывание основных типов архитектурных сооружений. Римский Форум. Стремление римской архитектуры к удовлетворению практических нужд человека. Инженерные сооружения. Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. Тосканский ордер. Выдающиеся сооружения периода расцвета империи. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Отличительные черты — монументальность, распространение сводчатых конструкций, облицовка стен кирпичом и мрамором, использование бетона. Триумфальные арки. Термы.

Изобразительное искусство Древнего Рима*

Римский скульптурный портрет. История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Интерес к личности государственной и общественной. Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов и разнообразие художественных приемов. Особенности живописных произведений.

Театр и музыка Античности

Трагики и комедиографы греческого театра*. Характерные особенности творчества Эсхила. Нововведения в трагедиях Софокла. Введение в употребление цветных декораций. Творческое наследие Еврипида. Комедийные произведения Аристофана. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Грандиозность театральных и цирковых представлений. Искусство актеров пантомимы. Музыкальное искусство Античности*. Особое значение музыки в жизни древнегреческого общества. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Популярные музыкальные инструменты. Музыкальная культура Древнего Рима и ее связь с греческой и восточной музыкой. Римская музыка и поэзия.

III. Искусство Средних веков (8 ч)

Мир византийского искусства

Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе — «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной. Мерцающий свет мозаик*. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Золотой фон византийских мозаик. Мозаики Равенны. Искусство иконописи*. Происхождение икон. Характерные особенности икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи. Музыкальное искусство*. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо. Светская музыка, ее назначение.

Архитектура западноевропейского Средневековья

Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных сооружений романского стиля. Типы архитектурных построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Шедевры романскойархитектуры.Архитектура готики. Основные периоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города. Особенности архитектурных решений. Характерные черты немецкой готики («зондерготик»). Шедевры готики.

Изобразительное искусство Средних веков*

Скульптура романского стиля. Условный характер изобразительного искусства и его зависимость от церковных канонов. Рельефы романских церквей. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных, полуфантастических существ. Шедевры скульптуры романского стиля. Скульптура готики. Теснейшая связь скульптуры с архитектурой. Преобладание религиозной тематики. Характерные особенности скульптуры готики. Развитие искусства скульптурного портрета. Шедевры готической пластики. Искусство витража. Техника витражной живописи, ее основное назначение. Излюбленные орнаменты витражных окон. Шедевры искусства витража.

Театр и музыка Средних веков*

Литургическая драма. Возникновение жанра и его особая популярность в обществе. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Общие черты и особенности театрального действа. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Средневековый фарс в произведениях живописи и литературы. Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Понятие о григорианском хорале. Определение основных частей католической мессы. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов и миннезингеров. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверови миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика. Шедевры музыкально-песенного творчества.

Искусство Киевской Руси

Теснейшая связь художественной культуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций многовековой языческой культуры, Византии и Западной Европы. Архитектура Киевской Руси. Характерные черты архитектуры. Основные акценты градостроительной композиции. Шедевры зодчества. Зодчество Великого Новгорода: особенности и шедевры. Изобразительное искусство*. Мозаики и фрески Софии Киевской. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля. Главные темы мозаик и фресковых росписей. Искусство иконописи XI—XII вв.: общий характер изображений. Характерные черты новгородской иконописи.



Развитие русского регионального искусства

Искусство Великого Новгорода. Создание самобытного искусства, обусловленного усилением демократических тенденций. Выдающиеся памятники новгородского зодчества, характерные особенности их архитектурного облика. Шедевры фресковой живописи. Формирование и расцвет новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Успенский собор во Владимире. Творения владимирских резчиков по камню (на примере Дмитриевского собора). Своеобразие изобразительного искусства Владимиро-Суздальского княжества. Искусство Московского княжества. Рост и усиление Москвы в годы правления Ивана Калиты. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Расцвет московской школы живописи. Жизненные этапы и творческие вехи иконописца Андрея Рублева (на примере произведений). Творческая манера и художественное своеобразие егошедевров.

Искусство единого Российского государства

Искусство периода образования государства. Создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Становление общерусского стиля в изобразительном искусстве. Шедевры творчества Дионисия. Искусство периода утверждения государственности.«Москва — третий Рим» как центр христианского мира и общерусской культуры. Упорядочение городской застройки, поиски новых архитектурных решений. Покровский собор (храм Василия Блаженного)— архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском). Основные направления в развитии изобразительного искусства (Годуновскаяи Строгановская школы живописи). Искусство России на пороге Нового времени. Эпоха перелома в отечественной истории и развитии художественной культуры. Канонизация культового зодчества — соблюдение закона «освященного пятиглавия». Характерные особенности архитектуры XVII в. (на примере шедевров русского зодчества). Мастерство деревянного зодчества. Качественные изменения в изобразительном искусстве (на примере творчества Симона Ушакова).

Театр и музыка Древней Руси

Возникновение профессионального театра. Народное творчество, праздники и обрядовые действа— истоки русского театра. Возникновение профессионального русского театра. Характер первых придворных постановок. Школьный театр и творчество Симеона Полоцкого. Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскомуканону. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев — основа древне-русского певческого искусства. Многораспевность — характерная черта певческого искусства. Светская музыка и наиболее популярные музыкальные инструменты.

IV. Искусство средневекового Востока

Искусство Индии

Шедевры архитектуры. Ступа— один из древнейших типов культовых сооружений буддизма (на примере ступы в Санчи). Пещерные храмы для моления (чайтьи) как культовые сооружения (на примере чайтьи в Карли). Храмовое строительство: южный и северный тип индийского храма (на примере шедевров мирового зодчества). Уникальность композиционного решения, богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение в архитектуру мусульманских традиций. Изобразительное искусство*. Особенности индийской средневековой скульптуры. Росписи в пещерных храмах Аджанты как синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Миниатюрная живопись Индии и ее художественное своеобразие. Специализация художников-миниатюристов. Музыка и театр*. Роль и значение музыки в жизни индийского общества. Истоки индийской музыки. Рага-основа индийской музыки, результат обработки народных мелодий. Популярные музыкальные инструменты. «Натьяшастра»— трактат о происхождении театрального и танцевального искусства. Спектакль как единство музыки, пения и танца. Театр катхакали.

Искусство Китая

Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Великая Китайская стена, ее назначение. Типичные архитектурные сооружения (на примере шедевров китайского зодчества). Изобразительное искусство*. Характерные особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией (на примере погребального комплекса в провинции Шэньси). Характерные черты китайской живописи и графики. Многообразие жанров и техник китайской живописи (на примерепроизведений известных художников).

Искусство Страны восходящего солнца

Шедевры архитектуры. Следование китайским традициям в зодчестве, выработка собственного архитектурного стиля (на примере шедевров японского искусства). Иероглифическая каллиграфия. Садово-парковое искусство. Истоки и разнообразие типов японского сада, каноны создания. Сад камней в монастыре Рёандзи в Киото — символическое воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель Вселенной. Символическое звучание элементов садово-паркового искусства. Изобразительное искусство*. Цветная гравюра на дереве. Укиё-э («искусство быстротекущего мира»)— одно из самых значительных явлений в изобразительном искусстве. Разнообразие тем и сюжетов, мастерство художественного воплощения образов (на примере произведений К. Утамаро, К. Хокусая, А. Хиросигэ). Скульптура нэцке, ее традиционное назначение.

Искусство исламских стран

Шедевры архитектуры. Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций (Месопотамии, Египта, Византии). Типичные архитектурные сооружения исламских стран и их художественное своеобразие(на примере шедевров мирового зодчества).Особенности изобразительного искусства*. Основныевиды изобразительного искусства, их назначение, символический смысл и художественное своеобразие. Арабеска. Каллиграфия. «Трактат о каллиграфии». Куфическое письмо.Литература и музыка*. Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение (на примере творчества отдельных мастеров художественного слова). Своеобразие традиционной музыкальной культуры исламских стран. Рубаи Омара Хайяма.

V. Искусство Возрождения

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения

Джотто«лучший в мире живописец». Характерны особенности и значение творчества Джотто (на примере лучших произведений). Джотто— архитектор, скульптор, философ и поэт.Живопись Раннего Возрождения. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве и определение основныхзадач художника. Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Практическоеиспользование приемов линейной перспективы в творчествеП. Уччелло. Окончательный отход от художественных традиций Средневековья. Искусство портрета и его основныеразновидности в творчестве Пьеро деллаФранчески.В мире образов Боттичелли. Судьба художника, значение его творчества. Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Мастерствов создании портретов — изображение духовной жизни человека, его психологическая характеристика.Скульптурные шедевры Донателло. Творчество Донателло — переход от готической к ренессансной скульптуре.Общий обзор и анализ лучших творений скульптора.

Архитектура итальянского Возрождения

Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Санта-МариядельФьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна конструктивного решения при сооружении купола. Соединение лучших традиций античногозодчества и новых архитектурных замыслов (на примеретворений великого зодчего).Великие архитекторы эпохи Возрождения*. ТворенияЛ. Б. Альберти: новая трактовка и яркая пластическая выразительность античного наследия (на примере памятниковархитектуры). Д. Браманте как основоположник архитектуры Высокого Возрождения, выработка собственного стилязодчего. Возведение собора Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции: парадность и красочность столицы Позднего Возрождения, уникальность природных условий. Основные типы общественных сооружений (на примере шедевров Я. Сансовинои А. Палладио).

Титаны Высокого Возрождения

Художественные принципы Высокого Возрождения.Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности (на примере шедевров изобразительного искусства). Многогранность таланта Леонардо.Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художникаи основные этапы его творческой биографии (на примере выдающихся произведений скульптуры и живописи). Микеланджело — архитектор.Рафаэль«первый среди великих». Судьба художникаи эволюция его творчества. Рафаэль Санти— певец женскойкрасоты. Фресковая живопись во дворце Ватикана. Портретв творчестве Рафаэля (на примере выдающихся произведений).



Мастера венецианской живописи

Творчество Беллини и Джорджоне*. Дж. Беллини какосновоположник венецианской школы живописи (на примере лучших произведений автора). Художественное мастерство Джорджоне, особенности его творческой манеры в трактовке сюжетов и образов (на примере известных творенийживописца). Поэтические пейзажи настроения в творчествеДжорджоне.Художественный мир Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии. Особенности передачи общей атмосферы эпохи. Богатство тематики и жанровое

разнообразие в творчестве. Мастерство колорита и композиционного решения (на примере шедевров живописи). Архитектурный пейзаж.



Творчество Веронезе и Тинторетто*. Веронезе— певецпраздничной Венеции (на примере монументально-декоративных композиций). Особенности трактовки художникоммифологической и библейской тематики. Творческая манераТинторетто. Мастерство в создании монументально-декоративных композиций. Обращение к мифологическим и библейским сюжетам и образам, их художественное своеобразие. Вечное и общечеловеческое в произведениях Тинторетто. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.

Искусство Северного Возрождения.

Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Дворцыи замки в долине реки Луары (на примере известных памятников архитектуры). Своеобразие архитектуры Нидерландов, Бельгии и Германии — возведение общественных сооружений.Живопись нидерландских и немецких мастеров. БратьяХуберт и Ян ванЭйк — основоположники нидерландскойшколы живописи. Усовершенствование технологии масляной живописи (на примере известных шедевров). Искусствопортрета в творчестве нидерландских и немецких живописцев.В мире фантасмагорий Босха*. Босх — «почетный профессор кошмаров», «мрачный фантаст». Многогранностьтворческого дарования, оригинальность образного решения современной художнику и исторической проблематики(на примере лучших творений).Творческие искания Брейгеля*. Интерес художникак жизни простых людей. Сатирическое звучание, аллегоричность и поучительный смысл отдельных шедевров автора.Обращение к сюжетам евангельской истории и использование их символики.Творчество Дюрера. Судьба художника, основные вехиего творческой биографии (на примере «Автопортретов»).Искусство портрета в творчестве художника. Античная мифология и Библия — основа сюжетов для произведений гравюры на дереве и металле и мастерство ее создания. Интереск изображению мира живой природы (этюды).

Музыка и театр эпохи Возрождения

Музыкальная культура. Гармонический склад музыкиРенессанса. Музыкальные картины жизни в произведенияхискусства эпохи Возрождения. Основные жанры духовнойи светской музыки. Нидерландская и фламандская композиторская школа: разработка новых правил полифоническогоисполнения, классический «строгий стиль». Начало профессионального композиторского творчества. Популярные музыкальные инструменты эпохи Возрождения. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные представления.Итальянская комедия дель арте*. История возникновения и дальнейшее развитие сценических традиций. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Демократический характер итальянского театра масок. Излюбленные персонажи. Актерская импровизация — основа сценического действа. К. Гольдони и К. Гоцци — реформаторы итальянской комедии дель арте. Театр Шекспира. Расцвет английского театра в эпоху Возрождения. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Выдающийся драматический и актерский талант У.Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Театр «Глобус»: условный характер декораций, роль музыки, пения и танцев в организации сценического действа. Требования к исполнительской игре актеров. Значение шекспировского театра.
Календарно-тематическое планирование

10А класс

№ урока

Дата

Название темы урока (раздела)

Содержание учебной темы (раздела)

Вид деятельности

часы

контроль

Д/задание




план

факт







1

8.09




Искусство первобытного человека

Причины возникновения художественного творчества.

Периодизация основных этапов

развития первобытной культуры.

Синкретический характер искусства первобытного человека.



Первые художники Земли.Эволюция пещерной живописи вэпоху палеолита, мезолита, неолита

и энеолита. Наиболее популярные

сюжеты и особенности их изображения.

Древнейшие сооружения человечества. Зарождение архитектуры и еесвязь с религиозными верованиями и мифологическими представлениями человека.

Музыка, танец и пантомима. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца


-Исследовать истоки возникновения искусства;

-определять зависимость междуособенностями различных видов искусства и мифологическими представлениями человека;

- объяснять роль знака, символа,мифа в искусстве первобытного человека;

- находить с помощью различных средств, выделять,структурировать

и представлять в виде сообщения и презентации необходимую информацию


1




Гл.1, вопросы 1.2, 4 стр. 19

2

15.09




Искусство Древней Передней Азии

Возникновение письменности*. Отпиктографического (рисуночного) письма к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала. «Эпос о Гильгамеше».

Архитектура Месопотамии. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Сводчато-арочные конструкции. Архитектурные сооружения Вавилона.

Изобразительное искусство*.Рельефы и мозаики, их основнаятематика и назначение. Искусство мелкой пластики. Особенности ассирийских рельефов.

Музыкальное искусство*. Назначение музыки. Популярные музыкальные инструменты

-Выявлять в художественных произведениях образы, темы и проблемы, показывать свое отношение

к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыкального, поэтического, изобразительного искусства по изучаемой теме


1




Гл.2, творческая мастерская зад.1 стр.31

3

22.09




Архитектура древнего Египта

Пирамиды— «жилища вечности»

фараонов. Возведение пирамид—

главное архитектурное достижение

эпохи Древнего царства. Отражение

в них представлений человекаоб устройстве Вселенной, верыв загробную жизнь и божественную

силу фараона.

Храмы и гробницы. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Скальный храм царицы Хатшепсут. Архитектурные сооружения Позднего царства


-Отвечать на сформулированные

вопросы и аргументировать

собственную точку зрения;

- определять стилевые особенности

древнеегипетской архитектуры;

-определять зависимость между архитектурными сооружениями и мифологическими представлениями древних египтян;

- разрабатывать маршруты для виртуального путешествия в Долину царей,

-


1




Гл.3, творческая мастерская зад. 2 стр.38

4

29.09




Изобразительное

искусство и музыка Древнего Египта



Скульптурные памятники. Ритуальное назначение скульптуры, еестрогая подчиненность канону.

Особенности изображения богов,фараонов и людей. Кубическаяи круглая скульптура.



Рельефы и фрески*. Характерные особенности композиций и наиболее популярные сюжеты.

Сокровища гробницы Тутанхамона*. Художественные достижения амарнского периода. Открытие археолога Г. Картера.

Музыка, театр и поэзия*. Роль

музыки в жизни общества. Музыкальная жизнь Древнего Египтав произведениях изобразительного искусства и литературы. Популярные музыкальные инструменты



Проводить сравнительный анализ произведений изобразительного искусства;

-находить в Интернете необходимую информацию о развитии театрального искусства, музыки и поэзии в Древнем Египте;

-описывать и сравнивать выдающиеся памятники изобразительного искусства;

-анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным критериям;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации об известных коллекциях египетского искусствав крупнейших музеях мира


1




Гл.4, вопросы и задания 1-3 стр.51

5

1.10




Искусство Мезоамерики

Искусство классического периода*. Важнейшие культурные достижения ольмеков (ступенчатыепирамиды, скульптура, предметыдекоративно-прикладного искусства). Архитектура Теотиуакана.

Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико): дворцы ацтекских правителей и храм верховного бога войны. Монументальнаяскульптура и ее условный характер,искусство создания погребальныхмасок. Ювелирное искусство.

Искусство майя. Достижения архитектуры (многообразие форм, их символический смысл). Характерные черты изобразительного искус-Искусство инков*. Архитектурные сооружения инков (техникавозведения храмов, декоративное убранство)

Анализировать причины художественного взлета эпохи, ее влияниена дальнейшее развитие мировойкультуры;

-Проводить сравнительный анализ произведений архитектуры Мезоамерики и Древнего Египта;

-выполнять эскизы одежды и предметов декоративно-прикладного искусства в традициях древнеамериканской культуры;

- выявлять метафорическийсмысл языка разных видов искусства

- создавать модель древнеамериканской пирамиды с учетом ее особенностей в одной из художественныхтехник


1




Гл.5, творческая мастерская зад.1 стр.63

6

6.10







Контрольный срез по теме «Древние цивилизации»




1







7

13.10




Эгейское искусство

Шедевры архитектуры. Кносскийдворец— выдающийся памятникмирового зодчества. Львиные ворота в Микенах.

Фрески Кносского дворца. Излюбленные сюжеты, красочность палитры, динамика композиций, тон-

кий художественный вкус.



Вазопись стиля Камарес. Техническое совершенство, необычность иразнообразие форм, оригинальностьорнамента и живописного рисунка

- Высказывать собственное мнениео художественных достоинствахпроизведений эгейского искусства;

-знакомиться со смежными с искусствознанием научными сферами(археология, этнография,фольклористика)

- осуществлять поиск информациив различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.);


1




Гл.6,подг. сообщения по темам стр.72

8

20.10




Архитектурный

облик Древней

Эллады


Архитектура архаики: греческаяордерная система*. «Прочность,польза, красота»— формула Витрувия. Создание греческой ордернойсистемы и ее воплощение в культовых сооружениях.

Архитектура классики: Афинский Акрополь. Акрополь —общественный и культурный центр

Афинского государства: особенности композиции, архитектурных форм, декоративногоубранства.



Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь. Особенности развитияархитектуры в эпоху эллинизма.

Слияние восточных и античных традиций. Назначение и особенность композиции Большогоалтаря Зевса в Пергаме



-Применять специальную терминологию при анализе и описании памятников древнегреческой архитектуры;

-составлять словарь основных понятий ордерной системы;

-объяснять роль символики в решении художественного образа архитектурного сооружения;

- разрабатывать маршрут заочной

экскурсии по Афинскому Акрополю;

-разрабатывать проект архитектурного сооружения в традициях античного зодчества



1




Гл.7, вопросы и задания, 1 стр.83

9

27.10




Изобразительное

искусство Древней Греции



Скульптура и вазопись архаики.

Куросы и коры. Шедевры и мастера

вазописи. Основные стилевые отличия произведений мелкой пластики и живописи. Чернофигурная вазопись.

Изобразительное искусство классического периода. Краснофигурная вазопись. Расцвет искусстваскульптуры. Мастерство в передачепортретных черт и эмоциональногосостояния человека. Идеал физической силы и духовной красотыв творчестве великих мастеровскульптуры.

Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем, трагическая и экспрессивная трактовка классических сюжетов и образов


- Описывать шедевры скульптурыи вазописи;

-соотносить произведение скульптуры с определенной культурно-исторической эпохой;

- выполнять эскизы росписей вази других предметов обихода в художественных традициях древнегреческих мастеров;

- проводить сравнительный анализ античной пластики со скульптурными произведениями Древнего

Египта;

- высказывать собственное мнениео художественных достоинствах отдельных произведений изобразительного искусства ДревнейГреции



1




Гл.8, творческая мастерская зад. 4 стр.91

10

10.11




Архитектрные

достижения Древнего Рима



Архитектура периода Римскойреспублики. Римский Форум. Величественные шедевры ДревнегоРима.

Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. Выдающиеся сооружения периода расцвета империи.Архитектурный облик Колизеяи Пантеона. Триумфальные арки

-Соотносить произведение

архитектуры с определенной

культурно-исторической эпохой;

- проводить сравнительный анализ архитектурных сооружений Древей Греции и Древнего Рима, выявлять общее и различия;

- описывать шедевры древнеримской архитектуры с учетом их художественной ценности и влиянияна дальнейшее развитие мирового зодчества;

-готовить презентацию или сообщение об античном Риме с использованием произведений литературы и живописи;



1




Гл.9, подг. рефераты по темам стр.102

11

17.11




Изобразительное

искусство Древнего Рима*



Римский скульптурный портрет.История создания, эволюция изначение римского скульптурногопортрета. Мастерство в передачепортретного сходства, внутреннегомира человека. Интерес к личностигосударственной и общественной.

Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов и разнообразие художественных приемов.

Особенности живописных произведений



- Сопоставлять художественно-образное содержание произведений

изобразительного искусства;

-выявлять в художественных произведениях образы и темы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных

устных и письменных высказываниях;

- проводить сравнительный анализпроизведений изобразительного искусства древнегреческих и древнеримских мастеров;

- выдвигать гипотезы, вступатьв диалог, аргументироватьсобственную точку зрения по сформулированным проблемам



1




Гл.10, вопросы и задания стр.109

12

24.11




Театр и музыка

Античности



Трагики и комедиографы греческого театра*. Характерные особенности творчества Эсхила. Трагедии

Софокла. Творческое наследие Еврипида. Комедийные произведенияАристофана.



Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Грандиозностьтеатральных и цирковых представлений. Искусство актеров пантомимы.

Музыкальное искусство Античности*. Особое значение музыки в жизни древнегреческого общества. Популярные музыкальныеинструменты. Музыкальнаякультура Древнего Рима и ее связьс греческой и восточной музыкой.Музыка и поэзия

- Исследовать истоки театральногоискусства Древней Греции;

-определять зависимость между реалиями театрального и музыкального искусства и мифологическимипредставлениями;

-создавать эскизы костюмов, декораций, масок для различных актерских амплуа;

- составлять словарь музыкальныхпонятий и терминов, восходящихк эпохе Античности;

- осуществлять поиск, отбор и обработку информации по заданной тематике


1




Гл.11, творческая мастерская зад.4 стр. 117. Подг. к ПОУ«Культура Античности»

13

1.12







Защита рефератов, проектов по теме «Художественная культура Античности»




1







14

8.12




Мир византийского искусства

Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерныечерты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе.

Мерцающий свет мозаик*. Основные темы и сюжеты, их символический смысл. Мозаики Равенны.

Искусство иконописи*. Происхождение икон. Понятие канона. Шедевры византийской иконописи.

Музыкальное искусство*. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Музыкально-поэтические импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо

-Анализировать причины художественного подъема эпохи византийского искусства;

- устанавливать связи между культурой Византии и античным искусством;

-выявлять характерные особенности византийской архитектуры;

-описывать памятники византийской иконописи, узнавать об ихдальнейшей судьбе;

- проводить сравнительный анализвизантийской мозаики с фрескойФеофана Грека на один и тот жебиблейский сюжет;

-находить в Интернете необходимую информацию об истоках и развитии искусства иконописи;

- слушать церковные песнопения, самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки


1




Гл.12, вопросы и задания стр.128

15

15.12




Архитектура

западноевропей-скогоСредневе-

ковья


Романский стиль архитектуры.

Характерные особенности архитектурных сооружений романского стиля. Типы архитектурных построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления и жилые

дома. Шедевры романской архитектуры.

Архитектура готики. Основныепериоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы —центры общественной и духовнойжизни средневекового города. Особенности архитектурных решений.Шедевры готики


Развивать навыки исторической реконструкции культурно-исторической эпохи с привлечением раз-личных источников;

 соотносить произведение архитектуры с определенной культурно-исторической эпохой;

 пользоваться искусствоведческими терминами в процессе анализапроизведения архитектуры;

 структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 проводить сравнительный анализ готического и романского соборов;

 составлять словарь понятий итерминов, восходящих к романской и готической архитектуре




1




Гл.13, творческая мастерская зад. 1,3 стр.139

16

22.12




Изобразительное

искусство Сред-

них веков*


Скульптура романского стиля. Условный характер изобразительногоискусства и его зависимость от церковных канонов. Основные сюжеты и образы. Шедевры скульптуры романского стиля.

Скульптура готики. Теснейшая

связь скульптуры с архитектурой. Преобладание религиозной тематики. Характерные особенности скульптуры готики. Шедевры готической пластики.



Искусство витража. Техника витражной живописи, ее основное назначение. Излюбленные орнаменты витражных окон. Шедевры искусства витража

 Находить ассоциативные связимежду художественными образами

скульптуры и архитектуры;

 исследовать причины выдвижения на первый план скульптурыкак основного вида изобразительного искусства готики;

 оценивать художественное своеобразие шедевров немецкой готической скульптуры;

 исследовать причины преимущественного использованияв храмах витражей, пришедших

на смену византийским мозаикам;

 создавать эскизы витражей в традициях средневекового готическогоискусства;


1




Гл.14, вопросы и задания стр.148

17

29.12




Театр и музыка Средних веков

Литургическая драма. Возникновение жанра и его особая популярность в обществе. Основные сюжеты

и их иносказательный смысл.

Общие черты и особенности театрального действа.

Средневековый фарс. Остроумноекомедийное начало и поучительныйсмысл театрального жанра. Средневековый фарс в произведенияхживописи и литературы.

Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековоймузыки. Понятие о григорианском

хорале. Появление и развитие многоголосия.



Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тема-тика. Шедевры музыкально-песенного творчества

 Исследовать причины особой популярности комического фарса в народной среде;

 исследовать причины складывания мнения о григорианском хорале

как о музыкальном символе средневековой эпохи;

 составлять словарь музыкальных и театральных понятий и терминов, восходящих к эпохе Средневековья;

 слушать григорианские хоралы, определяя их существенные признаки и приемы создания художественных образов;








Гл.15, вопросы и задания стр.158.

18

12.01




Искусство Киевской Руси

Теснейшая связь художественнойкультуры средневековой Руси с язычеством и важнейшими историческими событиями..

Архитектура Киевской Руси.

Характерные черты архитектуры.Шедевры зодчества. ЗодчествоВеликого Новгорода: особенностии шедевры



Изобразительное искусство*. Мозаики и фрески Софии Киевской.Следование византийскому канону,выработка собственного стиля.Главные темы мозаик ифресковыхросписей. Искусство иконописи XI—XII вв.: общий характер изображений. Характерные чертыновгородской иконописи

 Исследовать истоки русской художественной культуры;

 находить характерные чертыдревнерусского искусства в современной художественной культуре;

 осуществлять поиск информацииоб архитектуре Киевской Руси вразличных источниках (словари,справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.);

 Определять основные сюжеты и техники исполнения монументальной живописи Софийского собора в Киеве;

 описывать наиболее значительные памятники изобразительного искусства эпохи Киевской Руси;


1




Гл.16, творческая мастерская зад. 1,3 стр. 167

19

19.01




Развитие русского

регионального

искусства


Искусство Великого Новгорода.

Выдающиеся памятники новгородского зодчества, характерные особенности ихархитектурного облика. Шедевры фресковой живописи. Формирование новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека.



Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Характерные особенности храмового строительства.Успенский собор во Владимире.

Искусство Московского княжества. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Расцвет московской школы живописи. Жизненные этапы и творческие вехиАндрея Рублева (на примере произведений).

 Выявлять характерные особенности и оценивать значение новгородской архитектуры;

 оценивать произведения искусства Великого Новгорода в единствесодержания и формы;

 находить в Интернете дополнительную информацию

 оценивать вклад Феофана Грека в мировое и отечественное искусство;

 Указывать причины консолидирующей роли Москвы в развитииотечественной культуры; отстаивать и обосновывать собственную точку зрения; определять эстетическую, духовную и художественную ценностьтворений Андрея Рублева








Гл.17, подг. Доклады по темам стр.184

20

26.01




Искусство единого Российского

Государства

Театр и музыка


Искусство периода образования государства. Создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведенииУспенского собора. Храмы и

светские постройки Соборной площади Московского Кремля.Искусство периода утверждениягосударственности. «Москва—

третий Рим» как центр христианского мира и общерусскойкультуры.Искусство периода утверждениягосударственности. «Москва—

третий Рим» как центр христианского мира и общерусскойкультуры.Характерныеособенности архитектуры XVII в. (на примере шедевров русского зодчества). Мастерство деревянногозодчества. Качественные измененияв изобразительном искусстве (на

примере творчества Симона Ушакова)

Возникновение профессиональноготеатра. Народное творчество,праздники и обрядовые действа истоки русского театра. Характерпервых придворных постановок.Школьный театр и творчество СимеонаПолоцкого.Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следованиевизантийскому канону. Колокольные звоны. Музыка как составнаячасть церковного богослужения.


 выявлять стилевые особенностиживописи Дионисия;

высказывать собственное мнениео художественных достоинствахпроизведений Дионисия;

совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе выступления перед одноклассниками, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения; ориентироваться в основных тенденциях развития архитектурыи изобразительного искусствапериода утверждения государственности;осуществлять поиск, отбор и обработку информации о крупнейших центрах русского деревянного зодчества; самостоятельно применять отдельные компьютерные программыдля подготовки презентаций по изучаемой теме;Указывать причины возникновения профессионального театра; осуществлять поиск информацииоб истории возникновения и становлении русского профессиональноготеатра в различных источниках (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, Интернет и др.); слушать древнерусские церковные песнопения и светскую музыку, определять ее существенные признаки и художественные приемы;


2




Гл.18,19 творческая мастерская зад.3 стр.201;

вопросы и задания стр.209Подг. к к/р. «Художественная культура Средних веков»



21

2.02







Контрольная работа по теме «Художественная культура Средних веков»







Контрольная работа




22

4.02




Искусство Индии

Шедевры архитектуры. Ступа—один из древнейших типов культовых сооружений буддизма (напримере ступы в Санчи). Пещерныехрамы для моления (чайтьи) каккультовые сооружения (на примеречайтьи в Карли). Храмовое строительство: южный и северный тип индийского храма (на примере шедевров мирового зодчества).

Изобразительное искусство*. Росписи в пещерных храмах Аджантыкак синтез архитектуры,скульптуры и живописи. Миниатюрная живопись Индии и ее худо-жественное своеобразие.

Музыка и театр*. Роль и значение музыки в жизни индийского общества. Популярныемузыкальные инструменты. «Натьяшастра» — трактат о происхождении театрального и танцевального искусства. Спектакль как

единство музыки, пения и танца



 Оценивать произведения искусства в единстве содержания и формы;

 объяснять роль знака, символа,мифа в произведениях индийской

архитектуры;

 высказывать собственное мнениео художественных достоинствахпроизведений искусства Индии;

 находить в Интернете или выбирать из собственной коллекции произведения искусства по теме «Образ Индии в творчестве русскихдеятелей культуры»; самостоятельно применять отдельные компьютерные программыдля подготовки и оформления презентаций


1




Гл.20, подг. сообщения по темам стр.225

23

16.02




Искусство Китая

Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Типичные архитектурные сооружения (на примере шедевров китайского зодчества).

Изобразительное искусство*. Характерные особенности китайскойскульптуры и ее связь с буддийскойрелигией (на примере погребального комплекса в провинции Шэньси).

 Проводить сравнительный анализпроизведений китайского зодчества и выявлять его стилевые особенности;

 самостоятельно выполнять рисунки в традиционных жанрах китайской живописи;

осуществлять поиск в Интернете,отбор и обработку информации для

подготовки презентаций по заданной тематике



1




Гл.21, вопросы и задания стр.236

24

2.03




Искусство Страны восходящего солнца

Шедевры архитектуры. Следование китайским традициям в зодчестве, выработка собственного архитектурного стиля (на примере шедевров японского искусства).

Садово-парковое искусство. Истокии разнообразие типов японского сада.Сад камней в монастыре РёандзивКиото— символическое воплощение

философской идеи строения мира,своеобразная модель Вселенной.



Изобразительное искусство*.

Цветная гравюра на дереве. Разнообразие тем и сюжетов, мастерство художественного воплощения образов (на примерепроизведений К. Утамаро,К. Хокусая, А. Хиросигэ).Скульптура нэцке, ее традиционное назначение




 Соотносить произведения искусства с определенной культурно-исторической эпохой, национальнойшколой и автором;

 определять существенные признаки и описывать национальное своеобразие японского искусства;

 различать основные типы архитектурных сооружений Японии;

 высказывать собственное мнениео художественных достоинствах произведений японского изобразительного искусства; писать сочинение-эссе на тему «Мои размышления в японском саду камней»;









Гл.22, творческая мастерская (по выбору) стр. 248

25

9.03




Искусство исламских стран

Шедевры архитектуры. Типичные архитектурные сооружения исламских стран и их художественноесвоеобразие (на примере шедевровмирового зодчества).

Особенности изобразительного искусства*. Основные виды изобразительного искусства, их назначение,символический смысл и художественное своеобразие. Арабеска.Каллиграфия.

Литература и музыка*. Любовнаялирика народов Востока и ее мировое значение (на примере творчества отдельных мастеров художественного слова). Своеобразиемузыкальной культуры ислама.Рубаи Омара Хайяма

 Воспринимать и оценивать шедевры архитектуры ислама в единствеформы и содержания;

 объяснять роль основной символики в решении художественного образа архитектурного сооружения;

 проводить сравнительный анализ произведений исламской архитектуры;

 описывать выдающиеся памятники архитектуры и изобразительногоискусства ислама;

 создавать антологию восточнойлирики (эскиз обложки и иллюстраций восточной книжной миниатюры);

 сочинять рубаи в стиле ОмараХайяма









Гл.23, творческая мастерская зад.1,4 стр.261. Подг. к ПОУ «Художественная культура средневекового Востока»

26

16.03







Обобщающий урок по теме «Художественная культура средневекового Востока»




1







27

23.03




Изобразительное

искусство Про-

торенессанса и

Раннего Возрож-

дения*


Джотто — «лучший в мире живописец». Характерные особенностии значение творчества Джотто.

Живопись Раннего Возрождения.Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве и определение основных задач художника. Практическое использование приемов линейнойперспективы в творчествеП. Уччелло. Искусство портрета иего основные разновидности в творчестве Пьеро деллаФранчески.

В мире образов Боттичелли. Судьба художника, значение его творчества. Художественные достоинства

произведений на библейские и мифологические сюжеты. Мастерствов создании портретов.



Скульптурные шедевры Донателло. Общий обзор и анализ лучшихтворений скульптора.

 Соотносить произведения изобразительного искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем и автором;

 сопоставлять художественно-образное содержание произведений

выдающихся мастеров эпохи Раннего Возрождения и определять эстетическую, духовную и художественную ценность их творений;

 проводить сравнительный анализскульптурных шедевров Донателло

с творениями античных и средневековых мастеров;

 использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска и обработки информации о произведенияхизобразительного искусства по изучаемой теме;

 совершенствовать коммуникативную компетентность в процессе выступления перед одноклассниками


1




Гл.24, вопросы и задания стр.278

28

6.04




Архитектура

итальянского

Возрождения


Флорентийское чудо Брунеллески.Собор Санта-Мария дельФьоре—архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизнаконструктивного решения присооружении купола. Соединениелучших традиций античногозодчества и новых архитектурныхзамыслов (на примере творенийвеликого зодчего).

Великие архитекторы эпохи Возрождения*. Творения Л. Б. Альберти: новая трактовка античного наследия (на примере памятников архитектуры). Д. Браманте как основоположник архитектуры ВысокогоВозрождения, выработка собственного стиля зодчего. Архитектурныйоблик Венеции: парадность и красочность столицы Позднего Возрождения;


 Высказывать собственное мнениео художественных достоинствах отдельных произведений архитектуры и аргументировать его в рамках свободной дискуссии;

 обобщать и систематизировать полученные знания о развитии и художественных принципах итальянской архитектуры эпохи Возрождения;

 проводить сравнительный анализархитектурных сооружений эпохи итальянского Возрождения с произведениями Античности и Средних веков;

 готовить рассказ, выставку, презентацию о жизни и творчестве одного из архитекторов;




1




Гл.25, творческая мастерская зад. 6 стр. 293

29

13.04




Титаны Высокого Возрождения

Художественные принципы Высокого Возрождения.

Художественный мир Леонардода Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности (на примере шедевровизобразительного искусства).

Бунтующий гений Микеланджело.Судьба художника и основные этапы его творческой биографии (на

примере выдающихся произведений скульптуры и живописи).Микеланджело— архитектор



Рафаэль— «первый среди великих». Судьба художника и эволюция его творчества. Рафаэль— певец женской красоты. Фресковаяживопись во дворце Ватикана.Портрет в творчестве Рафаэля(на примере выдающихсяпроизведений)

 Сопоставлять художественно-образное содержание произведений

мастеров эпохи Высокого Возрождения и определять эстетическую, духовную и художественную ценностьих творений;

 выявлять своеобразие творческойманеры отдельных художников по

сравнению с деятелями предшествующих эпох;

 указывать причины всемирногозначения творчества мастеровВысокого Возрождения;

 различать характерные особенности индивидуального авторского стиля, оценивать творческую манерусозданных произведений



1




Гл.26, вопросы и задания стр.309

30

20.04




Мастера Венецианской

живописи


Творчество Беллини и Джорджоне*. Дж. Беллини как основоположник венецианской школы живописи (на примере лучших произведений автора). Художественноемастерство Джорджоне, особенности его творческой манеры в трактовке сюжетов и образов (на примере

известных творений живописца).



Художественный мир Тициана.

Судьба художника и основные вехиего творческой биографии.Особенности передачи общей атмосферы эпохи. (на примере

шедевров живописи).

Творчество Веронезе и Тинторетто*. Веронезе— певец праздничнойВенеции (на примере монументально-декоративных композиций).

Особенности трактовки художником мифологической и библейской тематики. Творческая манера Тинторетто.

Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера


 Указывать причины выдвижения Венеции в качестве культурного центра итальянского Возрождения;

 сопоставлять художественно-образное содержание произведений

выдающихся мастеров венецианской живописи и определять эстетическую, духовную и художественную ценность их творений;

 выявлять образы, темы и проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

 проводить сравнительный анализ произведений живописи в рамках одной эпохи и творчества разных авторов;








Гл.27, вопросы и задания стр.325

31

27.04




Искусство Северного Возрождения

Ренессанс в архитектуре СевернойЕвропы. Своеобразие национальныхтрадиций французского зодчества.

Дворцы и замки в долине реки Луары (на примере известных памятников архитектуры). Своеобразиеархитектуры Нидерландов, Бельгии и Германии.



Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья ванЭйк-основоположники нидерландскойшколы живописи. Усовершенствование технологии масляной живописи (на примере известных шедевров). Искусство портрета нидерландских и немецких живописцев

 Выявлять характерные особенности развития архитектуры в странахСеверной Европы;

 соотносить произведение искусства с определенной историческойэпохой, стилем, национальнойшколой;

 оценивать значение и вклад отдельных авторов в историю развития мирового искусства;

 прослеживать эволюцию художественных образов в творчестве мастеров Северного Возрождения



1




Гл.28, подг. сообщения по темам стр. 345

32

4.05




Искусство Северного Возрождения

В мире фантасмагорий Босха*.

Многогранность творческого дарования, оригинальность образногоьрешения современной художникуи исторической проблематики (на

примере лучших творений).

Творческие искания Брейгеля*. Интерес художника к жизни простыхлюдей. Сатирическое звучание,аллегоричность и поучительныйсмысл отдельных шедевров автора.Обращение к сюжетам евангельской истории и использование ихсимволики.

Творчество Дюрера. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии (на примере «Автопортретов»). Портреты в творчествехудожника. Античная мифология и Библия — основа сюжетов для произведений гравюры и мастерство еесоздания. Интерес к изображениюмира живой природы (этюды)


 Соотносить произведение искусства с определенной историческойэпохой, стилем, национальнойшколой;

 оценивать значение и вклад отдельных авторов в историю дальнейшего развития мирового искусства;

 проводить сравнительный анализживописи в рамках одной эпохии творчества разных авторов;

 ориентироваться в произведенияхизобразительного искусства Северного Возрождения, связанных с тематикой урока;

 осуществлять поиск, отбор и обработку информации, найденной вИнтернете, для подготовки презентаций по заданной тематике;

 работать с документальной литературой (составлять конспект)



1




Гл.28, вопросы 4,5 на стр.344

33

11.05




Музыка и театр

эпохи Возрожде-

ния


Музыкальная культура. Гармонический склад музыки Ренессанса. Музыкальные картины жизнив произведениях искусства эпохи

Возрождения. Основные жанры духовной и светской музыки. Нидерландская и фламандская композиторская школа. Популярные музыкальные инструментыэпохи Возрождения.



Итальянская комедия дель арте*.

История возникновения и дальнейшее развитие ее сценических традиций. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Актерская импровизация — основасценического действа. К. Гольдонии К. Гоцци— реформаторыкомедиидель арте.



Театр Шекспира. Расцвет английского театра в эпоху Возрождения.Выдающийся драматический иактерский талант У. Шекспира.

Мир человеческих чувств и страстей в пьесах Шекспира. Театр «Глобус». Требования к исполнительской игре актеров. Значение шекспировского театра



 Слушать духовную и светскую музыку эпохи Возрождения, определять характерные признаки и приемы создания художественных образов;

 узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам)

музыку эпохи и отдельных ее композиторов; проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информациио творчестве одного из композиторов того времени;

 указывать причины особой популярности итальянской комедиидель арте;

 выявлять элементы средневекового фарса в театральных постановках

итальянской комедии дель арте;

 проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информациио театральных постановках илиэкранизациях (опер, балетов) по произведениям У. Шекспира;


1




Гл.29, вопросы и задания стр.359Подг. к ПОУ «Возрождение»

34

35


18.05

25.05





Обобщающий урок по теме «Возрождение»




Защита рефератов, презентаций, проектов

2
















итого







35 ч







Каталог: DswMedia
DswMedia -> Программа элективного курса по истории для учащихся 9-х классов
DswMedia -> А. Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций
DswMedia -> Программа для подтверждения квалификации медсестер
DswMedia -> Алкоголизм и преступление это два явления общественной жизни
DswMedia -> Российская федерация московская область
DswMedia -> Как писать реферат
DswMedia -> Как я провела осенние каникулы

  • РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Предметные результаты
  • 10 класс Содержание предмета ОТ ИСТОКОВ ДО XVII ВЕКА I. Искусство первобытного обществаи древнейших цивилизаций
  • Искусство Древней Передней Азии
  • Архитектура Древнего Египта
  • Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта
  • II. Искусство Античности (7 ч) Эгейское искусство*
  • Архитектурный облик Древней Эллады
  • Изобразительное искусство Древней Греции*
  • Архитектурные достижения Древнего Рима
  • Изобразительное искусство Древнего Рима*
  • Театр и музыка Античности
  • III. Искусство Средних веков (8 ч) Мир византийского искусства
  • Архитектура западноевропейского Средневековья
  • Изобразительное искусство Средних веков*
  • Театр и музыка Средних веков*
  • Развитие русского регионального искусства
  • Искусство единого Российского государства
  • Театр и музыка Древней Руси
  • IV. Искусство средневекового Востока Искусство Индии
  • Искусство Страны восходящего солнца
  • Искусство исламских стран
  • V. Искусство Возрождения Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения
  • Архитектура итальянского Возрождения
  • Титаны Высокого Возрождения
  • Мастера венецианской живописи
  • Искусство Северного Возрождения.
  • Музыка и театр эпохи Возрождения
  • Календарно-тематическое планирование 10А класс