Рабочая учебная программа по дисциплине: Эпидемиология По направлению подготовки: 060105 «Медико-профилактическое дело»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая учебная программа по дисциплине: Эпидемиология По направлению подготовки: 060105 «Медико-профилактическое дело»



страница1/3
Дата19.08.2017
Размер0.59 Mb.
ТипРабочая учебная программа


  1   2   3



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО»

Зав. кафедрой ______________

«___»_______________2013 г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета _____________

«___»_______________2013 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: Эпидемиология

По направлению подготовки: 060105 – «Медико-профилактическое дело»

Курс: 4,5,6

Вид промежуточной аттестации: экзамен

Кафедра: гигиены и медицинской экологии

Трудоемкость дисциплины: 540 часов / 15 (зач. ед.)

Архангельск, 2013
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цели дисциплины: обеспечить базисную теоретическую и практическую подготовку врача по эпидемиологии, позволяющей применить вопросы общей эпидемиологии, закономерности развития эпидемического процесса, частной эпидемиологии, расшифровку групповых заболеваний, вспышек и прогноза эпидемической ситуации при инфекционных болезнях.

.

Задачи дисциплины:



  • освоение студентами научных основ эпидемиологии;

  • овладение методами эпидемиологических исследований как инфекционной, так и неинфекционной патологии;

  • организация противоэпидемических и профилактических мероприятий.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело».

Эпидемиология относится к базовой части профессионального цикла ООП подготовки специалистов.
Дисциплины, для которых освоение эпидемиологии необходимо как предшествующее
- биология: проявления биологических свойств возбудителей (паразитов) на основах эволюционно- обусловленных уров­нях; состав клетки; роль отдельных элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельно­сти клетки; строение и функции наиболее важ­ных органических соеди­нений: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот;

- основы экологии и гигиены: экологические и гигиенические факто­ры, их влияние на окружающую среду; экозащитная безопас­ность, экозащитная тех­ника в фармацевтическом и химическом производ­стве; техногенные загрязне­ния природной среды; загрязнения, вязанные с производст­вом лекарственных и хи­мических веществ; мето­ды их анализа; понятия о ПДК за­грязняющих веществ ат­мосферы, гидросферы, почвы. Эпидемическое благополучие населения на основе качественной воды, воздуха, почвы, пищи. Гигиеническое содержание МДОУ, ЛПО и др.

- биофизика: физические характеристики и биофизические механизмы действия на пациентов, Воздействие шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения на организм человека.

- общая и неорганическая химия: физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде;

- физиология: основные механизмы регуляции функции фи­зиологических систем ор­ганизма (молекулярный, клеточный, тканевой, ор­ганный, системно-органный, организменный); основные механиз­мы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды;

- микробиология: патогенные свойства микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды; теоретические основы иммунитета; бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса.



- инфекционные болезни: знание клиники, патогенеза, профилактики при нозологических формах с различными путями и механизмами передачи возбудителя инфекции.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций


Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-1

способностью к научному анализу социально-значимых проблем и процессов, политических событий и тенденций, пониманию движущих сил и закономерностей исторического процесса, способностью к восприятию и адекватной интерпретации общественно значимой социологической информации, использованию социологических знаний в профессиональной и общественной деятельности

ОК-2

владением письменной и устной речью на государственном языке Российской Федерации, умением вести дискуссии и полемики, способностью и готовностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-6

способностью и готовностью к изучению и оценке факторов среды обитания человека и реакции организма на их воздействия, к интерпретации результатов гигиенических исследований, пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику, к оценке реакции организма на воздействие факторов среды обитания человека

ПК-7

способностью и готовностью к использованию современных методов оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, к осуществлению санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических) мероприятий по предуп-реждению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также к осуществлению противоэпиде-мической защиты населения

ПК-9

способностью и готовностью к прогнозированию опасности для здоровья, причиной которых могут стать используемые трудовые и производственные процессы, технологическое оборудование, и определению рекомендаций по их планированию и проектированию, распознаванию и интерпретации появления в производственной среде химических, физических и биологических и иных факторов среды обитания человека, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников

ПК-10


способностью и готовностью к разработке, организации и выполнению комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья и снижения заболеваемости различных контингентов населения и отдельных пациентов

ПК-13

способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проектной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека, причин возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, соответствия (несоответствия) установленным требованиям

ПК-14

способностью и готовностью к проведению санитарно-эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания человека, объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), производства и реализации продуктов питания, детских учреждений.

ПК-30

способностью и готовностью к анализу результатов собственной деятельности и деятельности органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, учреждений, осуществляющих свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, иных учреждений здравоохранения с учетом требований официальных законодательных, нормативных и правовых документов

ПК-33

способностью и готовностью к интерпретации результатов гигиенических и эпидемиологических исследований, к пониманию стратегии новых методов и технологий, внедряемых в гигиеническую науку и санитарную практику

ПК-34


способностью и готовностью к оценке (описанию и измерению) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней по территории, группам населения и во времени

ПК-35

способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения инфекционных заболеваний и их распространения

ПК-36

способностью и готовностью к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения

ПК-№

Организационно-управленческая деятельность

ПК-44

способностью и готовностью понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение санитарно-эпидемиологической службы в системе здравоохранения РФ, роль санитарного врача в охране здоровья граждан, нормативную правовую базу деятельности санитарного врача.

ПК-48

Способностью и готовностью оформлять текущую документацию, составить этапность диспансерного наблюдения, алгоритм действий санитарного врача при контроле (надзоре) за объектами, оценивать качество и эффективность проведенных мероприятий, использовать формы и методы профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, отравлений.

ПК-49

способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

- основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права, права и обязанности врача и пациента;

- основные показатели здоровья населения; критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента;

- основы организации медицинской помощи населению; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей;

- теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения; основные официальные документы, регламентирующие санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение населения; правовые основы в области иммунопрофилактики, профилактики госпитальных инфекций;

- основы взаимодействия человека и окружающей среды; принципы организации профилактических мероприятий по предупреждению неблагоприятного влияния факторов окружающей среды на организм;

- показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе социально-гигиенического мониторинга;

- методы установления причинно- следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;

- место общей эпидемиологии в структуре медицинских наук;

- понятие общей эпидемиологии применимо к популяционному уровню;

- эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней;

- права и обязанности врача эпидемиолога, определяемые Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

- документы, регламентирующие организацию надзора за наиболее распространенными инфекционными и паразитарными болезнями;

- профилактические и противоэпидемические мероприятия при каждой группе инфекций;

- формирование противоэпидемической работы;

- эпидемиологический надзор при каждой группе инфекций;

- эпидемиологию и профилактику наиболее распространенных инфекций и паразитарных болезней;

- организацию иммунопрофилактики инфекционных болезней;

- современные проблемы дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

- концепцию эпиднадзора за внутрибольничными инфекциями.


Уметь:

- применять нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности;



- самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей;

- прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;

- выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них; анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине;

- проводить анализ инфекционной заболеваемости по территории, во времени, структуре населения;

- формулировать гипотезы о возможных факторах риска;

- проводить оперативную оценку эпидемиологической обстановки на территории Архангельской области;

- пользоваться официальными и справочными материалами в области здравоохранения и охраны окружающей среды (по области, по Российской Федерации).

- оценивать качество противоэпидемических мероприятий, качество и эффективность профилактических мероприятий;

- составлять индивидуальный план работы врача – эпидемиолога;

- заполнять карты эпидемиологического обследования;

- составлять акты эпидемиологического расследования и акты по проведению мероприятий по контролю (надзору);

- разрабатывать рекомендации по организации комплекса противоэпидемических мероприятий по локализации и ликвидации очагов с единичными и групповыми заболеваниями;

- анализировать учетные и отчетные формы по эпидемиологии;

- организовать и провести санитарно-противоэпидемические расследования причин единичных и групповых случаев инфекционных заболеваний;

- организовать и провести санитарно-противоэпидемические расследования с применением лабораторных и инструментальных методов, составлять документы в соответствии с требованиями нормативно-методической документации (акты, предписания, протоколы, справки и др.);

- проводить анализ инфекционной и паразитарной заболеваемости населения Архангельской области;

- проводить экспертную оценку прививочной работы.

- применять законодательные, нормативные, методические документы по эпидемиологии;

- проводить исследования в области эпидемиологии, составлять обзор литературных данных по разделу эпидемиологии;

- осуществлять преемственность дисциплин: коммунальной гигиены, гигиены питания, гигиены детей и подростков, профессиональной патологии, социальной гигиены, гигиены труда;

- вести санитарно-просветительную работу.
Владеть:

- навыками работы с нормативной, нормативно-технической, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;

- методикой сбора социально- гигиенической информации; информации о состоянии здоровья населения;

- статистической информации о деятельности врачей, подразделений лечебно-профилактических учреждений, медицинских учреждений в целом; методикой анализа деятельности ЛПУ различных типов;

- методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний;

- алгоритмом эпидемиологического надзора за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных болезней;

- лабораторным обследованием и медицинским наблюдением за контактными, общавшимися с инфекционными больными;

- проведением дезинфекционных, стерилизационных мероприятий в лечебно- профилактических учреждениях;

- экспертной оценкой прививочной работы;

- своевременной и правильной диагностикой инфекционных заболеваний;

- организацией противоэпидемических мероприятий и мер профилактики;

- программами по профилактике инфекционных заболеваний;



- вопросами информированности населения по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 15 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр

7

8

9

10

11

Аудиторные занятия (всего)

336















В том числе:



















Лекции (Л)

106

22

22

22

28

12

Практические занятия (ПЗ)

215

47

46

47

47

28

Семинары (С)

15

3

4

3

3

2

Лабораторные практикумы (ЛП)

-













-

Клинические практические занятия (КПЗ)

-













-

Самостоятельная работа (всего)

168

36

40

41

51

-

Экзамен

36
















Общая трудоемкость (час.)


540




Каталог: student -> faculty -> department -> hygiene -> Work%20prog
department -> Рабочая учебная программа по дисциплине оториноларингология по направлению подготовки 32. 05. 01. Медико-профилактическое дело
department -> Рабочая учебная программа по дисциплине «тропические болезни» для специальности
department -> Рабочая учебная программа по дисциплине детские инфекционные болезни Для специальности 00200
department -> Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине (приложение 4) III. Методические указания для студентов по дисциплине
Work%20prog -> Рабочая учебная программа по дисциплине: Гигиена По направлению подготовки
Work%20prog -> Рабочая учебная программа по дисциплине: Общая и медицинская радиобиология По направлению подготовки: 060601 «Медицинская биохимия»
Work%20prog -> Рабочая учебная программа по дисциплине гигиена По направлению подготовки
Work%20prog -> Рабочая учебная программа по дисциплине: Гигиена и экология человека По направлению подготовки 060500 «Сестринское дело»
  1   2   3

  • «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Эпидемиология
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • Дисциплины, для которых освоение эпидемиологии необходимо как предшествующее
  • 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Коды формируемых компетенций Компетенции
  • Профессиональные компетенции
  • Организационно-управленческая деятельность
  • В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать
  • 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • Вид учебной работы Всего часов Семестр
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • Общая трудоемкость (час.)