Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 02 Формообразование

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 02 Формообразование

Скачать 300.4 Kb.


Дата30.09.2018
Размер300.4 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 300.4 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

__________________

«____» __________ 2012 г.


  1. рабочая Программа учебной дисциплины
        1. Б.2.В.02 ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

Трудоемкость (в зачетных единицах) 4


Направление подготовки 050100 Профессиональное обучение
Отрасль Декоративно-прикладное искусство и дизайн
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
1. Цели изучения дисциплины.

Цель дисциплины «Формообразование» заключается в приобретении студентами знаний о средствах изобразительного языка, свойствах зрительного восприятия объектов в пространстве, принципах композиционно-художественного формообразования объектов дизайна, основах цветоведения и колористики и формировании соответствующих компетенций.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

        1. Дисциплина «Формообразование» является дисциплиной, устанавливаемой вузом (факультетом) в вариативной части математического и естественнонаучного цикла учебного плана по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. Отрасль: декоративно-прикладное искусство и дизайн. Примерным учебным планом на изучение дисциплины отводится один семестр. Виды учебной работы: лабораторные занятия (36 часов), лабораторные работы (36 часов) и самостоятельная работа студентов.


Принципы построения курса:

Учебная дисциплина построена на основе:



  • компетентностного и деятельностного подходов;

  • принципов инновационности; модульности; единства природы, общества и культуры; связи с профессиональной педагогической деятельностью; единства познавательной, исследовательской, проектировочной и практической деятельности студента; ориентации на развитие творческих способностей и формирование образно-ассоциативного, проектного стиля мышления студентов; упреждения по времени; неопределенности развития среды, общества и образовательных систем;

  • ориентации на подготовку субъекта устойчивого культурно-технологического, информационного развития как студента, так и среды жизнедеятельности;

  • ориентации на интеграцию российского образования в европейское и международное образовательное пространство.

Курс входит в математический и естественнонаучный цикл, в его вариативную часть.

Успешное усвоение курса способствует более продуктивному освоению студентами параллельно изучаемых учебных дисциплин, а именно, дисциплин:



  • проектирование;

  • рисунок;

  • живопись

  • компьютерная графика;

  • пластическая анатомия.



3. Требования к уровню освоения программы.
В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:



  • основные положения теории цвета, колористики;

  • принципы композиционно-художественного формообразования объектов дизайна;

  • механизм возникновения зрительного восприятия человека;

  • свойства зрительного восприятия изображения и формы объектов в пространстве;

  • средства композиционной гармонизации художественной формы;

  • возможности, средства и инструментарий редактора компьютерной графики Inkscape для создания визуализации объектов дизайна.

б) уметь:



  • использовать графические средства изобразительного языка в формообразовании объектов дизайна;

  • использовать пластические средства изобразительного языка в формообразовании объектов дизайна;

  • использовать объемно-графические средства компьютерного моделирования объектов дизайна в работе с редакторами компьютерной графики.

в) владеть:

  • навыками выполнения цветовых композиционных построений;

  • навыками композиционно-художественной гармонизации элементов дизайн-формы;

  • навыками эффективной работы (манипуляций с графическими примитивами, средствами, эффектами и другими возможностями) графического редактора Inkscape с целью создания художественного образа.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:



  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  • готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  • способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

  • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

  • способность активизировать память, внимание, восприятие, воображение для принятия дизайнерского решения, осуществления проектного действия;

  • формирование разумных убеждений, желаний, намерений в результате обработки и интерпретации информационных потоков в процессе дизайнерского проектирования средств визуальных коммуникаций;

  • готовность к использованию объемно-графических средств компьютерного моделирования объектов материального труда и дизайна в работе с системами машинной графики;

  • способность осознать и освоить информационную картину мира как систему символов, знаков, кодов и информационных связей, использовать в процессе осуществления проектно-дизайнерской деятельности.


4. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единиц и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в часах)

Семестры

2
    1. Общая трудоемкость дисциплины


144

144

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия (семинары)







Лабораторные работы

36

36

Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

72

72

Курсовая работа (реферат)







Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом




экзамен



5. Содержание программы учебной дисциплины.

5.1. Содержание учебной дисциплины.




п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы


Самостоятельная работа (час)

Всего час/зач.ед.

лекции

практические занятия (семинары)

лабораторные

в т.ч.интерактивные формы обучения час/%

1

Введение в содержание дисциплины

2/0,05

2
















Раздел 1. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов



















2

Свойства зрительного восприятия

2/0,05

2













3

Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов

10/0,27

2

4




2/2,8

4

4

Ассоциативность, образность и выразительность графических средств

10/0,27

2

4




2/2,8

4




Раздел 2. Средства изобразительного языка



















5

Графические средства изобразительного языка

5/0,13

1










4

6

Пластические средства изобразительного языка

9/0,25

1

4







4

7

Текстура и фактура материалов в формообразовании объектов дизайна

7/0,19

1










6

8

Использование света в раскрытии пластических свойств дизайн-формы

11/0,305

1

4







6




Раздел 3. Цветоведение и колористика



















9

Основные понятия теории цвета

6/0,16

2










4

10

Особенности восприятия цвета человеком

2/0,05

2













11

Цветовые модели в компьютерной графике

12/0,33

2

2







8

12

Психофизиологическое воздействие цвета

6/0,16

2







2/2,8

4

13

Цветовая композиция в дизайне

18/0,5

4

4




2/2,8

10




Раздел 4. Композиция в формообразовании



















14

Виды композиции

2/0,05

2













15

Средства композиционной гармонизации художественной формы: нюанс-контраст, статика-динамика

14/0,38

2

4




2/2,8

8

16

Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции

14/0,38

4

4




2/2,8

6

17

Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность

14/0,38

4

6







4




Итого

144/4

36

36




12/16,8

72


5.2. Содержание разделов дисциплины.
Введение в содержание дисциплины.
Основные разделы курса, их объем, форма текущего, итогового контроля, примерная тематика творческих проектных работ, форма их представления. Роль и место дисциплины в процессе формирования профессиональной компетентности бакалавра педагогического образования (отрасль: декоративно-прикладное искусство и дизайн).
Раздел 1. Зрительное восприятие формы дизайн-объектов.
Свойства зрительного восприятия.

Свойства зрительного восприятия: последовательность, избирательность, реакция на движение, запоминаемость, целостность восприятия, константность восприятия, соотносительность восприятия формы объектов в пространстве.


Иллюзии, перспектива, тени при восприятии графических объектов.

Зрительные иллюзии при восприятии формы и размеров объекта. Перспективные изменения формы объекта в пространстве. Виды перспективы. Приемы достижения эффекта перспективы в графическом дизайне. Тени, составляющие светотени.


Ассоциативность, образность, выразительность графических средств.

Развитие ассоциативного и образного мышления. Реалистическое искусство. Создание художественного образа, творческие источники вдохновения. Использование графических средств для усиления выразительности создаваемого художественного образа.


Раздел 2. Средства изобразительного языка
Графические средства изобразительного языка.

Графические средства изобразительного языка: точка, линия, пятно, цвет. Основные виды линейно-графических форм. Основные виды тональных графических форм. Линейно-графическая композиция.


Пластические средства изобразительного языка.

Пластические средства изобразительного языка: линейно-пластическая форма. Плоскостная форма. Объёмная форма. Пространственная форма. Фронтально-пространственная композиция. Объёмно-пространственная композиция. Глубинно-пространственная композиция.


Текстура и фактура материалов в формообразовании объектов дизайна.

Текстура и фактура материалов в формообразовании объектов дизайна: определения текстуры, фактуры, рельефа, основные виды фактурных поверхностей, основные виды рельефных форм. Натуральность, декоративность, однородность материалов. Основные виды материалов противоположных композиционных свойств. Основные виды материалов разного сочетания: контрастного, нюансного.


Использование света в раскрытии пластических свойств дизайн-формы.

Естественный и искусственный свет. Естественный свет: солнечное освещение, рассеянный свет, пониженное освещение, особенности светопластической моделировки. Искусственный свет: направленность, геометрический вид, световая искусственная форма, основные приёмы светопластической моделировки внутреннего пространства, основные виды светопластических форм.


Раздел 3. Цветоведение и колористика.
Основные понятия теории цвета.

Спектральный состав диапазона видимого света. Волновая природа света и цвета. Понятие доминирующей длины волны. Излученный и отраженный свет. Цветовые типы поверхностей. Механизмы отражения красного, зеленого и синего компонентов света ахроматическими поверхностями. Процессы отражения, поглощения и пропускания света объектом. Яркостная и цветовая информация. Цвет и окраска.
Особенности восприятия цвета человеком.

Физиологический аспект возникновения зрительного восприятия цвета. Механизм функционирования человеческого глаза. Типы рецепторов, сходство и различие в механизмах их функционирования. Распознавание цветовой информации. Чувствительность колбочек и палочек. Спектральная чувствительность различных видов колбочек. Влияние свойств палочек и колбочек на чувствительность зрения к яркости цвета. Спектральная чувствительность глаза человека. Зависимость спектральной чувствительности глаза от различных условий внешнего освещения (в сумерках; при дневном освещении). Спектральная чувствительность палочек и колбочек. Зависимость ширины диапазона принимаемых наблюдателем или преемником цветов от спектральной чувствительности глаза наблюдателя или приемника. Цветовой и динамический диапазоны цветов в практической деятельности дизайнера. Субъективные факторы возникновения зрительного восприятия цвета человеком. Внешние факторы возникновения зрительного восприятия цвета человеком. Влияние цветовой среды на восприятие цвета человеком. Объективные измерительные системы цветности. Способы реализации измерительных систем цветности в различных пакетах компьютерной графики. Виды контрастов цвета. Классификация контрастов цвета И. Иттена. Характеристика контрастов: светлого и темного; холодного и теплого; дополнительных цветов; цветовых сопоставлений; симультанный; цветового насыщения; контраст цветового распространения (контраст по площади).


Цветовые модели в компьютерной графике.

Основные определения цветовых моделей. Системы соответствия цветов. Цветовые режимы. Реализация цветовых моделей и режимов в компьютерной графике. Классификация цветовых моделей по принципу действия. Принцип действия аддитивной цветовой модели RGB. Аддитивный синтез новых цветов на базе разного процентного соотношения двух первичных цветов красного и зеленого. Практическая реализация RGB – модели. Механизм создания изображения на экране монитора. Недостатки и преимущества RGB-модели. Субтрактивные цветовые модели. Принцип действия субтрактивной цветовой модели CMY. Практические аспекты использования субтрактивной цветовой модели. Процессы поглощения и отражения при освещении бумаги с нанесенным на нее красителем белым светом. Субтрактивный синтез цвета. Использование цветовой модели CMYK в полиграфии. Сходства и различия в механизмах формирования цветов в RGB- и CMY-моделях. Сопоставление цветовых охватов RGB и CMYK моделей. Ограничения CMYK моделей. Перцепционные цветовые модели. Принцип действия перцепционных цветовых моделей. Способ и параметры описания цвета перцепционных цветовых моделей. Цветовой тон: определение и характеристики. Насыщенность: определение и характеристики. Яркость: определение и характеристики. Преимущества и ограничения перцепционных цветовых моделей.


Психофизиологическое воздействие цвета.

Современные колориметрические системы. Цветопсихология. Цвет и характер человека. Цветовой тип поведения (хромотип). Цветовая гармония как один из основных вопросов теории о цвете. Антология развития цветовых концепций. Возникновение системы цветовой классификации. Существующие цветогармонические системы. История символики цвета Древнего Египта. История символики цвета Древнего Востока. История символики цвета Древней Греции. История символики цвета Европы. Цвет и характер человека. Цветовые тесты М. Люшера.


Цветовая композиция в дизайне.

Средства построения цветовой композиции. Линейно-пластическая цветовая композиция. Плоскостная цветовая композиция. Объемная цветовая композиция. Пространственная цветовая композиция. Основные виды цветовых гармонических построений. Гармонические отношения цветов по яркости и насыщенности. Цвета разных родственных отношений. Основные виды цветов, различающиеся композиционно-художественными свойствами. Тождество, полярность в цветовой композиции. Нюансные, контрастные цветовые отношения. Статика и динамика в цветовой композиции. Симметрия, асимметрия в цветовой композиции. Метр, ритм в цветовой композиции. Отношения, пропорции, размер, масштаб в цветовой композиции. Цветовые гаммы, их характеристика. Основные правила составления гармонических цветовых сочетаний. Работа с цветом в рекламе. Цвета и цветовые сочетания в интерьере. Способ цветового пропорционирования в процессе моделирования интерьера. Гармоничные пропорции цвета. Использование приема цветового контраста.


Раздел 4. Композиция в формообразовании

Виды композиции.

Классификация искусств. Понятие композиции в искусстве. Основы композиции. Значение и особенности композиции в дизайне. Фронтально-пространственная композиция. Объемно-пространственная композиция. Глубинно-пространственная композиция. Элементы, средства и приемы формирования композиционных конструкций.
Средства композиционной гармонизации художественной формы: нюанс-контраст, статика-динамика.

Основные виды статичных форм. Основные виды динамичных форм. Построение графических композиций на разном сочетании цветовых элементов: нюансное сочетание, контрастное сочетание. Средства композиционной гармонизации художественной формы: симметрия-асимметрия, метр-ритм, пропорции.

Виды симметричной композиции. Вариации композиций с разными осями симметрии. Установление композиционного равновесия между элементами, имеющими оси симметрии, расположенные в разных координатных направлениях. Основные виды метрических построений. Основные виды ритмических построений. Основные виды отношений и пропорций в композиции.
Принципы композиционно-художественного формообразования: рациональность, тектоничность, структурность, образность, целостность.

Рациональность композиции как принцип логической обоснованности, целесообразности формы. Тектоничность как принцип соответствия формы конструкции. Структурность как принцип композиционной соподчиненности элементов формы. Основные виды структурных отношений элементов композиции. Образность как принцип раскрытия в композиционной форме художественной идеи. Целостность как принцип выявления и установления общего характера дизайн-формы.


5.2. Лабораторный практикум.


п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ



3

Создание эффектов перспективных искажений графических объектов, создание блика, рефлекса, моделирование светотени в среде векторного редактора Inkscape.



4

Имитация художественных техник средствами графического редактора Inkscape. Создание абстрактного образа.



6

Работа с линией как средством выразительности изображения. Манипуляции с контурами объектов: изменение толщины, кривизны, цвета с целью создания заданного художественного образа: опасность, текучесть, пробуждение, уныние, надежность, восторг, радость и др.



8

Создание основных видов светопластических форм графическими средствами векторного редактора Inkscape.



11

Работа с цветовыми моделями RGB, CMYK, HSB. Особенности, достоинства и недостатки.



13

Составление цветовых графических композиций на основе нюансных, контрастных сочетаний цветовых элементов в графическом редакторе Inkscape.



15

Составление графических композиций, основанных на средствах гармонизации статика, динамика в графическом редакторе Inkscape.



16

Составление графических композиций, основанных на средствах гармонизации симметрия, асимметрия, ритм, метр, пропорции в графическом редакторе Inkscape.



4

Построение графической композиции с использованием разных графических средств Inkscape по принципу целостности, структурной соподчиненности с выделением доминанты (композиционного центра).


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Основная литература по дисциплине:

  1. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна [Текст]:учебник для вузов / И. А. Розенсон.-СПб. [и др.]: Питер, 2010. -218 с.

  2. Скачкова, Н. В. Цветоведение и световой дизайн: учебное пособие: рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050502.65 – Технология и предпринимательство; направлению 050100.62 – Педагогическое образование (профиль «Технология») / Н.В. Скачкова, В.Н. Куровский. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2011. – 152 с. : ил.

  3. Шимко, В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование [Текст]: учебное пособие для средних специальных учебных заведений/В. Т. Шимко.-М.: Архитектура-С, 2007.-159, [1] с.

6.2. Дополнительная литература:



  1. Нечанинова, Ю. П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики) [Электронный ресурс] / Ю. П. Немчанинова - Режим доступа: http://admin-smolensk.ru/~websprav/freesoft/freesoft/Inkscape.pdf

  2. Рунге, В. Ф., Манусевич, Ю. П. Эргономика в дизайне среды: учебное пособие для вузов / В. Ф. Рунге, Ю. П. Манусевич.-М. : Архитектура-С, 2005.-327 с.:ил. - 10

  3. Миронов, Д. Ф. Компьютерная графика в дизайне : Учебник для вузов/Д. Ф. Миронов. - СПб.:Питер,2004.-215 с.

  4. Заенчик, В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности [Текст]: предметная среда и дизайн : учебник для вузов / В. М. Заенчик, А. А. Карачев, В. Е. Шмелев. - М. : Академия, 2006.-314, [1] c.:ил. - (Высшее профессиональное образование).

  5. Царев, В. И. Эстетика и дизайн непродовольственных товаров [Текст] : учебное пособие для вузов / В. И. Царев. - М. : Академия, 2004.-217, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование).

  6. Пьяных, Е. Г. Практическая работа в пакете офисных приложений OpenOffice.org [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. Г. Пьяных, Е. В. Ковригина, А. В. Литвинова ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.-Томск:Издательство ТГПУ, 2009.-159 с.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Освоение дисциплины обеспечивается использованием пакета компьютерных программ:

Пакет программ OpenOffice, включающий



    • OpenOffice.org Calc

    • OpenOffice.org Draw

    • OpenOffice.org Impress

    • OpenOffice.org Writer

    • OpenOffice.org Math

Программы:

  • векторной графики Inkscape

  • 3D моделирования Blender

  • растровой графики Gimp.

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).


Персональные компьютеры в среде локальной вычислительной сети и сети Internet.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Изучение дисциплины организовано следующим образом:



  • Лекционные занятия – 2 часа в неделю;

  • Лабораторные работы – 2 часа в неделю;

  • изучение дисциплины заканчивается сдачей экзамена.

7.2. Методические рекомендации для студентов



Изучение дисциплины предполагает проведение 9 лабораторных работ на ЭВМ.


п/п

Наименование лабораторных работ

Методические рекомендации



Создание эффектов перспективных искажений графических объектов, создание блика, рефлекса, моделирование светотени в среде векторного редактора Inkscape.

Студенты выполняют графические построения перспективных искажений, рассмотренные в рамках лекционного материала по заданной теме. Построение осуществляется с использованием графических примитивов и эффектов редактора Inkscape. Приемы манипуляций графическими примитивами и эффектами предварительно демонстрируются преподавателем.



Имитация художественных техник средствами графического редактора Inkscape. Создание абстрактного образа.

Студентам предлагается воспользоваться инструментами кисть, каллиграфическое перо, свободная рука с целью создания изображений, имитирующих разные художественные техники.



Работа с линией как средством выразительности изображения. Манипуляции с контурами объектов: изменение толщины, кривизны, цвета с целью создания заданного художественного образа: опасность, текучесть, пробуждение, уныние, надежность, восторг, радость и др.

Студентам предлагается составление ритмических композиций при помощи точки, линии, а также их сочетаний, изменяя их размер, толщину, цвет, кривизну, создавая заданный художественный образ, используя графические примитивы и средства Inkscape.



Создание основных видов светопластических форм графическими средствами векторного редактора Inkscape.

Используя графические примитивы, кривые Безье, градиентные заливки и другие средства Inkscape, студентам предлагается создать изображения точечных, линейных, плоских, контражурных, объемно- и пространственно-световых форм.



Работа с цветовыми моделями RGB, CMYK, HSB. Особенности, достоинства и недостатки.

Студентам предлагается создать авторские изображения для постера/открытки с использованием цветовых моделей RGB, CMYK, HSB. Вывести изображения на печать, выполнить сравнительный анализ качества цветопередачи.



Составление цветовых графических композиций на основе нюансных, контрастных сочетаний цветовых элементов в графическом редакторе Inkscape.

Студентам предлагается выполнить графическую композицию из геометрических фигур, используя графические примитивы прямоугольник, треугольник, круг, многоугольник, спираль, их вариативные комбинации. В характере форм, цвета, контуров отразить нюансные, контрастные сочетания элементов композиции.



Составление графических композиций, основанных на средствах гармонизации статика, динамика в графическом редакторе Inkscape.

Студентам предлагается для выражения статичной формы на плоскости использовать графические примитивы квадрат, круг, прямоугольник, в пространстве – шар, цилиндр, куб. Для передачи динамической формы предлагается использовать прямоугольники, трапеции, треугольники с соответствующим соотношение размеров, в пространстве – конусы, пирамиды, призмы. Выполнить композиции, в которых динамика или статика может быть задана в горизонтальном или вертикальном направлениях, учитывая, что динамичность требует резкой смены в направлении движения зрительных масс.



Составление графических композиций, основанных на средствах гармонизации симметрия, асимметрия, ритм, метр, пропорции в графическом редакторе Inkscape.

Студенты предлагается выполнять задания на составление графических композиций на симметрию, асимметрию, ритм, пропорции с использованием тех же примитивов, что и на статику-динамику, но с различной организацией метрического и ритмического порядка, а также с использованием разных отношений и пропорций.



Построение графической композиции с использованием разных графических средств Inkscape по принципу целостности, структурной соподчиненности с выделением доминанты (композиционного центра).

Построить графическую композицию с использованием разных графических или пластических форм, их сочетаний и вариаций, отвечающие закономерностям формообразования, структурной соподчиненности элементов с выделение доминанты (композиционного центра).

В конце семестра предусмотрен экзамен.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
8.1. Перечень примерных контрольных вопросов
Раздел 1

  1. Характеристика свойств зрительного восприятия формы дизайн-объектов на плоскости и в пространстве.

  2. Характеристика выразительных возможностей графических средств.

Раздел 2


    1. Характеристика графических средств изобразительного языка в дизайне.

    2. Характеристика пластических средств изобразительного языка в дизайне.

Раздел 3


    1. Основные положения теории цвета.

    2. Биологические и физиологические аспекты восприятия цвета зрительной системой человека.

    3. Характеристика цветовых моделей, используемых в компьютерной графике.

    4. Основные принципы составления цветовой композиции в дизайне.

Раздел 4


      1. Характеристика основных видов композиционных структур в дизайне.

      2. Характеристика средств композиционной гармонизации художественной формы.

      3. Принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне.

8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.



  1. Факторы влияния на зрительную систему человека в процессе зрительного восприятия формы и пространства.

  2. Характеристика формы отражения объективной реальности окружающего мира в сознании отдельного индивидуума.

  3. Характеристика общих свойств зрительного восприятия формы объектов на плоскости и в пространстве.

  4. Охарактеризовать избирательность зрительного восприятия изображения и формы в пространстве.

  5. Приемы и средства в дизайнерской деятельности, используемые для достижения большей выразительности создаваемого образа, для стилизации.

  6. Понятие смыслового центра изображения, информационно важные точки изображения для восприятия зрительной системой человека.

  7. Характеристика и причины возникновения особой реакции зрительного восприятия человека на движение объекта.

  8. Дать обоснование рациональному количеству элементов из множества элементов рассматриваемого изображения, одновременно воспринимаемое и запоминаемое человеком.

  9. Константность как свойство зрительного восприятия формы, типы константности.

  10. Характеристика соотносительности как свойства зрительного восприятия формы в пространстве.

  11. Характеристика графических иллюзий, возникающих при зрительном восприятии формы объекта. Выполнить зарисовки.

  12. Характеристика оптических иллюзий, возникающих при зрительном восприятии формы объекта. Выполнить зарисовки.

  13. Характеристика перспективных искажений формы объектов в пространстве как свойства зрительного восприятия.

  14. Виды перспективных искажений формы объекта в пространстве, их характеристики и различия.

  15. Понятие светотени, характеристика её составляющих.

  16. Факторы проявления пограничного контраста при зрительном восприятии формы и объёма освещенного объекта, имеющего резкие границы поверхностей (например, многоугольника).

  17. Дать характеристику выразительности графических линий и вызываемых эмоциональных ассоциаций.

  18. Дать характеристику выразительности графического пятна и вызываемых эмоциональных ассоциаций.

  19. Ассоциативность и образность как свойство зрительного восприятия формы и объема объекта в пространстве.

  20. Характеристика выразительности графических средств векторных редакторов компьютерной графики (например, Inkscape).



Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 050100 Профессиональное обучение (Отрасль: декоративно-прикладное искусство и дизайн))

Программу составила:



Скачкова Н.В._____ к. п. н., доцент кафедры «Технология и предпринимательство» ТГПУ

        1. Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры «Технология и предпринимательство»


протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.
Зав. кафедрой ____________________ Е. В. Колесникова
Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета технологии и предпринимательства ТГПУ
протокол № _______ от «___» _____________ 2012 г.
Председатель методической комиссии факультета Технологии и предпринимательства ______________ А.С. Федотов
Каталог: images -> faculties -> ftp -> files -> bakalavr profobr dizain
bakalavr profobr dizain -> Рабочая программа учебной дисциплины б в. 03 История и теория дизайна трудоемкость
files -> Сформировать у будущего магистра педагогического образования совокупность знаний и умений, необходимых для проведения научно-исследовательской работы в области технологии и оборудования мебельного производства
files -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 02. Методология научного творчества
files -> Рабочая Программа учебной дисциплины м в. 01 Современные средства оценивания результатов обучения
files -> 1. Цели изучения дисциплины: дать студентам знания физических принципов и основ технологии сушки пиломатериалов и перспектив развития этой области техники
bakalavr profobr dizain -> Рабочая Программа учебной дисциплины б в. 08 Компьютерная графика трудоемкость
files -> Рабочая программа учебной дисциплины м. В. 03 Управленческий учет трудоемкость
files -> Рабочая Программа учебной дисциплины м в. 02 Технология и автоматизация машиностроения трудоемкость
bakalavr profobr dizain -> Практикум по профессии Трудоемкость (в зачетных единицах) -3

  • Б.2.В.02 ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
  • Общая трудоемкость дисциплины