Рабочая программа «Русский язык»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа «Русский язык»

Скачать 205.04 Kb.


Дата09.01.2017
Размер205.04 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 205.04 Kb.

Рабочая программа

«Русский язык»

10-11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык» 10 – 11 классы составлена на основе авторской программы «Программа для средней (полной) школы (профильный уровень) 10-11 классы», подготовленной А.И. Власенковым, Л.М. Рыбченковой (Из сборника программ общеобразовательных учреждений «Русский язык» 10 – 11 класс, А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.И. Николиной, Москва. «Просвещение», 2011 г.)
Данная рабочая программа содержит изменения по сравнению с авторской программой в следующем:

1. В соответствии с учебным планом общее количество часов уменьшено (10 класс - со 105 до 102, 11 класс – со 105 до 102).

2. Введены часы для итогового и промежуточного контроля:


Класс

Количество проверочных работ

Количество контрольных работ

10 класс

7

5

11 класс

5

6

3. Введены уроки развития речи: 10 класс – 12 ч., 11 класс – 23 ч.


Цели

изучения русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе:



  • расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к родному языку как духовной ценности;

  • расширение лингвистического кругозора, углубление знаний о лингвистике как науке;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать единицы различных языковых уровней;

  • систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации;

  • приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • овладение разными способами информационной переработки текста;

  • существенное расширение круга используемых языковых и речевых средств;

  • приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента;

  • развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения.


Общая характеристика курса

Изучение русского языка в школе на профильном уровне предполагает дальнейшую реализацию метапредметной образовательной функции этой дисциплины. Обучение направлено на развитие и совершенствование речемыслительных, коммуникативных, творческих способностей, которые влияют на качество усвоения старшеклассниками всех других школьных предметов, а в перспективе во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, в том числе и профессиональной, способствуют социальной адаптации личности к изменяющимся условиям современного мира.



Содержание курса русского языка на профильном уровне в средней (полной) школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10-11 классах филологического профиля и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций:


  • коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности как средством продуктивного коммуникативного взаимодействия; целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи; формирование навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

  • языковая и лингвистическая компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

  • культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.


Место предмета в учебном плане

Класс

Кол-во часов в неделю

Общее кол-во часов

10

3

102

11

3

102



Учебно-тематический план


Название раздела

Кол-во часов

Название темы

Кол-во часов

10 класс

Введение в науку о языке

3







Языковая система. Повторение и углубление изученного в основной школе

79













Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка.

1







Фонетика и орфоэпия

10







Лексический уровень языка

15







Морфемный уровень языка

9







Морфологический уровень языка

26







Синтаксический уровень языка

18

Текст и его строение. Основные виды переработки текста

14







Повторение

6







11 класс

Языковая система

30







Функциональная стилистика

66













Понятие о функциональных стилях. Функциональные разновидности русского языка

1







Научный стиль речи

11







Официально-деловой стиль речи

10







Публицистический стиль речи

21







Разговорная речь

10







Язык художественной литературы

13

Повторение

6








Результаты изучения предмета
Предметные результаты:

    1. представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;

    2. осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

    3. владение всеми видами речевой деятельности:

- аудирование и чтение: адекватное понимание устного и письменного высказывания; осознанное использование разных видов чтения; способность извлекать необходимую информацию из различных источников; владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

- говорение и письмо: создание устных и письменных высказываний различных типов и жанров; защита реферата, проекта; применение в практике речевого общения норм современного литературного языка; соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения; осуществление речевого самоконтроля);



    1. освоение основных сведений о лингвистике как науке;

    2. проведение разных видов языкового анализа;

    3. понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц.

Общие умения и навыки:

    1. осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности;

    2. представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры;

    3. представление о речевом идеале;

    4. существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств

    5. владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях (разными видами чтения и аудирования; умениями выступать перед аудиторией с докладом; умениями строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах);

    6. способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки;

    7. готовность к получению профильного высшего образования;

    8. овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях



Содержание курса
10 класс

Введение в науку о языке. - 3 ч.

Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке.

Язык – важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.



Языковая система. Повторение и углубление изученного в основной школе79 ч.

Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка – 1 ч.

Фонетика и орфоэпия – 10 ч.

Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Звонкие и глухие согласные. Взаимовлияние звуков в речевом потоке. Процессы оглушения и озвончения. Гласные звуки. Сильная и слабая позиция звука. Позиционные чередования звуков речи.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Особенности словесного ударения в русском языке. Логическое ударение. Интонационные особенности русской речи. Изобразительные средства фонетики русского языка. Звукопись. Фонетика и орфография.

Проверочная работа № 1 по разделу «Фонетика».

Лексический уровень языка – 15 ч.

Лексическое и грамматическое значения слова. Классификация лексических единиц русского языка. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение слова.



Р.р. Выразительные средства языка, основанные на переносе значения.

Омонимия. Разновидности омонимов. Паронимы. Синонимы: лексические, стилистические, синтаксические. Антонимы.



Р.р. Выразительные средства языка, построенные на синонимии и антонимии. Заимствованные слова. Активный и пассивный словарный запас. Диалектная и специальная лексика. Исторические изменения в словарном составе языка. Историзмы и архаизмы. Неологизмы и окказионализмы. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания. Пословицы и поговорки, крылатые выражения.

Р.р. Обучение лексическому анализу текста.

Р.р. Проверочная работа № 2: лексический анализ теста.

Р.р. Контрольная работа № 1: лексические средства выразительности речи.

Морфемный уровень языка – 9 ч.

Морфема и ее виды. Состав слова, его современная структура. Морфемика и орфография. Правописание гласных после шипящих и Ц. Значение и правописание приставок. Этимология как раздел лингвистики. Система современного русского словообразования. Основные способы словообразования. Морфемный и словообразовательный анализ слова.



Р.р. Словообразовательные средства выразительности речи.

Проверочная работа № 3 по разделу «Морфемика и словообразование».
Морфологический уровень языка – 26 ч.

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний существительных. Суффиксы существительных. Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных. Н и НН в прилагательных. Имя числительное как часть речи. Склонение числительных. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глаголов. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Правописание суффиксов причастий. Наречие как часть речи. Орфограммы наречий. Различение наречий и совпадающих по звучанию частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Частица. Правописание частиц. Различение частиц НЕ и НИ.



Р.р. Морфологические средства выразительности речи.

Контрольная работа № 2: изложение с творческим заданием.

Синтаксический уровень языка – 18 ч.

Классификация синтаксических единиц русского языка. Синтаксические связи, их типы и средства выражения. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого. Виды односоставных предложений. Неполное предложение. Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Сложное предложение с разными видами связи.



Проверочная работа № 4: пунктуационный разбор текста. Прямая и косвенная речь. Цитаты и способы цитирования. Синонимия синтаксических конструкций.

Р.р. Изобразительные средства синтаксиса.

Контрольная работа № 3: диктант с грамматическим заданием.

Текст и его строение. Основные виды переработки текста – 14 ч.

Текст. Признаки текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.



Р.р. Проверочная работа № 5: анализ текстов с точки зрения их типовой принадлежности.

Р.р. Контрольная работа № 4: создание текста-рассуждения на заданную тему.

Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект. Реферат.



Проверочная работа № 6: написание конспекта (реферата). Аннотация. Оценка текста. Рецензия.

Проверочная работа № 7: редактирование текста.

Р.р. Подготовка доклада на предложенную тему и презентации к нему.

Контрольная работа № 5: итоговая.

Повторение – 6 ч.

Фонетика и орфоэпия. Основной принцип русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии. Синтаксис и пунктуация. Лексика. Повторение основных лексических понятий.



Р.р. Повторение основных сведений по культуре речи.
Всего часов – 102

Контрольных работ – 5

Проверочных работ – 7

Уроков развития речи – 12.
11 класс

Языковая система – 30 ч.

Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке.

Язык и его основные функции: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая.

Языки естественные и искусственные.

Русский язык в современном мире. Русский язык в кругу других славянских языков.

Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Сходство и различия в фонетической, лексической, грамматической системах русского и английского языка.

Р.р. Подготовка реферата на предложенную лингвистическую тему.

Культура речи как раздел лингвистики. Литературный язык и его признаки. Речевая культура в бытовом, учебном, научном общении. Речевой этикет. Основные критерии хорошей речи: коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность.

Языковая норма, её основные признаки и функции. Основные виды и варианты норм русского языка. Орфоэпические нормы. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Иноязычные слова в современной речи.



Проверочная работа № 1 «Анализ текста с точки зрения соблюдения лексических норм».

Грамматические нормы. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания.

Трудные случаи орфографии: правописание Н-НН в разных частях речи. Раздельное и слитное написание НЕ. Правописание частиц НИ-НЕ. Правописание наречий и наречных выражений. Правописание сложных слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Контрольная работа № 1 по теме «Основные нормы русского языка»

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Проблемы экологии русского языка. Речевые штампы и канцеляризмы. Жаргонизмы.



Функциональная стилистика – 66 ч.

Понятие о функциональных стилях. Функциональные разновидности русского языка – 1 ч.

Научный стиль речи – 11 ч.

Научный стиль речи: сферы использования, назначение. Основные признаки научного стиля: логичность, точность, отвлечённость и обобщённость, объективность изложения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.



Проверочная работа № 2 «Распознавание текстов научного стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам».

Р.р. Анализ научных текстов с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Учебно-научный, научно-популярный стили речи. Основные жанры научного стиля : доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, конспект. Культура учебно-научного общения (устная и письменная формы)



Р.р. Подготовка к защите реферата на предложенную тему.

Р.р. Защита реферата на предложенную тему

Контрольная работа № 2 « Анализ текста научного стиля»

Официально-деловой стиль речи – 10 ч.

Официально-деловой стиль речи: сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, объявление. Основные жанры официально-делового стиля: деловое письмо, резюме, автобиография.



Проверочная работа № 3 «Распознавание текстов официально-делового стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам».

Р.р. Анализ официально-деловых текстов с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Р.р. Создание официально-деловых текстов (заявление, доверенность, расписка).

Р.р. Создание официально-деловых текстов (деловое письмо, автобиография, резюме).

Контрольная работа № 3 «Анализ текста официально-делового стиля».

Публицистический стиль речи - 21ч.

Публицистический стиль речи: сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля. Лексические морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля.



Проверочная работа № 4 « Распознавание текстов публицистического стиля по их внеязыковым и лингвистическим признакам.»

Основные жанры публицистического стиля: выступление. Основные жанры публицистического стиля: статья. Очерк как жанр публицистического стиля. Путевой очерк.

Портретный очерк. Проблемный очерк. Интервью, репортаж. Культура публичной речи. Публичное выступление. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления.

Р.р. Анализ образцов публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных задач.

Р.р. Выступление перед аудиторией с небольшой информацией или речью.

Р.р. Анализ публицистических текстов разных жанров с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств.

Р.р. Сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.

Контрольная работа № 4 «Анализ текста публицистического стиля»

Р.р. Изложение по тексту публицистического стиля.

Разбор заданий ЕГЭ (часть С) в соответствии с критериями СК1 – СК3: формулировка проблем исходного текста; комментарий к сформулированной проблеме; отражение позиции автора. Разбор заданий ЕГЭ (часть С) в соответствии с критериями СК4 - СК6: аргументация собственного мнения по проблеме; смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; точность и выразительность речи.



Разговорная речь – 10 ч.

Разговорная речь: сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.



Проверочная работа № 5 «Распознавание разговорной речи по её внеязыковым и лингвистическим признакам».

Р.р. Анализ разговорной речи с точки зрения специфики использования в ней различных средств.

Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.



Р.р. Создание бытовых рассказов, историй.

Р.р. Написание дружеского письма.

Р.р. Написание сочинения - зарисовки в разговорном стиле.

Р.р. Наблюдение за разговорной речью взрослых и одноклассников.

Язык художественной литературы – 13 ч.

Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.



Р.р. Выявление отличительных особенностей языка художественной литературы.

Основные изобразительно-выразительные средства языка. Тропы: эпитет, метафора, гипербола Фигуры речи: инверсия, парцелляция, эпифора



Р.р. Анализ фрагментов прозаических и поэтических текстов с точки зрения темы, идеи, использования средств выразительности.

Р.р. Анализ стихотворного текста с точки зрения употребления в нём изобразительно-выразительных средств.

Р.р. Изложение по тексту художественного стиля.

Р.р. Изложение по тексту художественного стиля

Контрольная работа № 5. Анализ прозаического текста художественного стиля.

Разбор заданий ЕГЭ (Средства художественной изобразительности).



Р.р. Сочинение об особенностях стиля писателя.

Повторение – 6 ч.

Грамматические нормы. Разбор заданий ЕГЭ (Задания, связанные с соблюдением орфографических норм).

Орфографические нормы. Правописание производных предлогов и союзов, частиц. Правописание гласных после шипящих и Ц. Разбор заданий ЕГЭ (Задания по орфографии).

Пунктуационные нормы. Разбор заданий ЕГЭ (Задания по пунктуации).



Контрольная работа № 6. Итоговый тест.
Всего уроков - 102

Уроков развития речи - 23

Контрольных работ - 6

Проверочных работ - 5

Учебно-методическое обеспечение

1. Власенков, А. И. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10–11 классы: сборник / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011.



2. Власенков, А. И. Русский язык: грамматика, текст, стили речи : учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение, 2011.
Каталог: pasport -> files
files -> Рассмотрено
files -> Пояснительная записка Курс "История православной культуры земли Смоленской"
files -> Цели и задачи изучения предмета
files -> Элективный курс «Шаг в мир медицины»
files -> Планирование курса по годам обучения и распределение содержания обучения по классам
files -> Образовательная программа основного общего образования мбоу сош №29
files -> Рабочая программа по астрономии Класс 8 Всего часов на учебный год 17 Количество часов в неделю 5
files -> Программа по проектной деятельности в 1 4 классах. Скажи мне я забуду
files -> Программа рассмотрена на заседании
files -> Республика тыва управление образованием чеди-хольского кожууна