Рабочая программа пт пт Специальность 050403 (032800) Культурология

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа пт пт Специальность 050403 (032800) Культурология



страница1/2
Дата12.01.2017
Размер0.82 Mb.
ТипРабочая программа


  1   2

Министерство образования и науки Российской Федерации


ФГБОУ ВПО

«Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»



УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ ВПО

«ИГПИ им. П.П. Ершова»

____________С.П. Шилов

«___»____________ 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
пт


< ДПП.Ф.04 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ>
пт

Специальность 050403 (032800) – Культурология

Заочное обучение (5,6_____________________________________________________________________________________________________________________________)

Ишим 2011



Предисловие


УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

_литературы и культурологии

Протокол № 11 от «8» _июня_ 2011 г.

Зав. кафедрой
___________ _З.Я. Селицкая

роспись И.О.Ф зав. кафедрой


УТВЕРЖДЕНО

На заседании Ученого совета _филологического факультета

Протокол № 9 от «_1_» _июля_ 2011 г.

Председатель Ученого совета _филологического факультета


________ ___Е.В. Воронина____

роспись И.О.Ф председ. Ученого совета


СОГЛАСОВАНО

«_14_» _июня_ 2011 г.


Начальник

отдела ИБО ______ _Л.Б. Гудилова_



роспись И.О.Ф нач. ОИБО

ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с «_1_» _сентября_ 2011 г.
РАЗРАБОТАН __кандидатом филологич. наук, доцентом З.Я. Селицкой___

(наименование структурного подразделения (ий), разработавшего (их) документ или руководитель рабочей группы и ее члены)


РЕЦЕНЗЕНТЫ

__В.М. Полищук, д.ф.н., профессор ___

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)



__В.А. Устинова, к.ф.н., старш. преподаватель

(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)


Периодичность ПЕРЕСМОТРА _1 раз в год__

Содержание
1. Программа дисциплины

1.1. Выписка из ГОС ВПО……………………………………………………………………..4

1.2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины…………………………………..4

1.3. Требования к уровню изучения дисциплины…………………………………………….4

1.4. Требования к организации дисциплины………………………………………………….5

2. Содержание дисциплины………………………………………………………………………..5

2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий…………………………………………….5

2.2. Содержание разделов дисциплины………………………………………………………..7

2.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………………….7

3. Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов…………………………….7

3.1. Организация аудиторной работы студентов…………………………………………….7

3.1.1. Конспекты отдельных лекций………………………………………………………….7

3.1.2. Планы практических занятий и методические рекомендации к ним………………..7

3.1.3. Планы лабораторных занятий и методические рекомендации к ним……………….7

3.2. Организация самостоятельной работы студентов………………………………………10

3.2.1. Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля…………………10

3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………….10

4. Материалы входного, текущего и итогового контроля……………………………………...11

4.1. Материалы входного контроля…………………………………………………………..11

4.2. Материалы текущего контроля…………………………………………………………..12

4.2.1. Примерные темы рефератов……………………………………………………………12

4.2.2. Тестовые задания………………………………………………………………………..12

4.3. Материалы итогового контроля………………………………………………………….13

5. Терминологический минимум………………………………………………………………….14

6. Методические рекомендации преподавателю………………………………………………. 15

1. Программа дисциплины

1.1. Выписка из ГОС ВПО

ДПП.Ф.04 История культурологической мысли

Донаучные представления о культуре. История становления предмета и методов культурологии. Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. Исследование культуры в классической немецкой философии. Развитие представлений о культуре в XIX в. Кризис классической философии культуры и рождение новых направлений культурологических исследований: антропологического, аксиологического, филологического характера. Становление антропологического знания. Методология эволюционизма. Диффузионизм. Структурный функционализм. Стадиальный и цивилизационный подходы. Антропологический и культурный поворот науки XX века. История и культурология (Школа «Анналов»). Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм. Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм.


1.2. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины

Цели дисциплины. Ознакомить слушателей с культурологическими концепциями различных исторических периодов, школ и направлений, имеющих ключевое значение для формирования у студентов осмысленного отношения к миру.

Задачи дисциплины.

1.Формирование у слушателей знаний культурологических теорий и междисциплинарных связей культурологии с науками социально-гуманитарного цикла.



2. Развитие у них умений и навыков анализа научных направлений с культурологических позиций, исходя из понимания специфики культурологии как области знания, системообразующим центром которой является концепция культуры как формы и способа бытия человека в мире.

1.3. Требования к уровню изучения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать: понимать сущность культуры, её место и роль в жизни человека и общества; иметь представление о разнообразии культурологических концепций и междисциплинарных связях культурологии; знать основные положения изученных культурологических теорий; осмысленно воспринимать и уметь интерпретировать культурологический контекст изучаемых теорий и направлений;

уметь: применять те или иные методологии в собственных культурологических исследованиях и в преподавательской деятельности;

владеть навыками культурологического анализа теорий и методологий социально-гуманитарного знания.
1.4. Требования к организации дисциплины


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

4

5

6

Общая трудоемкость













Аудиторные занятия




22

12

8

Лекции




14

6

4

Практические занятия




8

6

4

Самостоятельная работа




120

60

66

Контрольные работы







1

1

Вид итогового контроля




зач

зач

экз



2. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины, виды и объем занятий

Таблица 2





Наименование разделов и тем

Объем в часах по видам

лекций

ПЗ

СРС

1

Донаучные представления о культуре. История становления предмета и методов культурологии Специфика истории культурологической мысли как учебной дисциплины

2

2




2

Культурологическая мысль Древнего мира (Древний Восток).

2







3

Культурологическая мысль Античности.

2







4

Культурологическая мысль Западноевропейского средневековья

2







5

Культурологическая мысль эпохи Возрождения

2







6

Западноевропейская культурологическая мысль эпохи Просвещения. Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико

2







7

Проблемы культуры в западноевропейской философской и общественно-политической мысли XIX века Развитие представлений о культуре в XIX в. Кризис классической философии культуры и рождение новых направлений культурологических исследований: антропологического, аксиологического, филологического характера.

2







8

Проблемы культуры в западноевропейской философской и общественно-политической мысли XX века Становление антропологического знания. Методология эволюционизма. Диффузионизм. Структурный функционализм. Стадиальный и цивилизационный подходы. Антропологический и культурный поворот науки XX века.

2

6




9

Стадиальный и цивилизационный подходы. Антропологический и культурный поворот науки XX века

2

4







История и культурология (Школа «Анналов»). Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм.

2

4







Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм.

2

2







Русская культурология ХХ века

2








2.2. Содержание разделов дисциплины

Донаучные представления о культуре. История становления предмета и методов культурологии Специфика истории культурологической мысли как учебной дисциплины.

Античность – XVIII век – время зарождения культурологического знания в континууме онтологических, теологических и эпистемологических проблем. Зарождение идеи целостности культуры в эпоху Просвещения (Вико, Гердер И.Г.). Появление учения о человеке как уникальном элементе научного познания. Художественная форма культурологических размышлений. Появление научных культурологических дисциплин, современного культурологического знания. Системное мышление как основа новой парадигмы познавательной деятельности. Культура как сложное взаимодействие и целостное единство материальной и духовной, художественной деятельности. Гуманитарный характер дисциплины ИКМ. Объективное познание реальности, ее ценностное осмысление и проектирование идеального состояния культуры. Обращение к истокам осознания культуры как результата и способа деятельности человека, к проблеме взаимодействия человека и культуры.

Культурологическая мысль Древнего мира (Древний Восток). Индийские Веды и «Космические легенды Востока».

Культурологическая мысль Античности. Пайдевтический характер понимания культуры. Идея совпадения будущего и прошлого. Культуросозидающая деятельность античного человека. Проблема естественного и искусственного. «Дидактичность» как проявление традиции учености. Становление учений о первоначалах: Гераклит. О природе; Парменид. О природе; Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Труды пифагорейской школы. Аристотель. Трактат «Метафизика» как основа рациональной концепции культуры.Платон Пир, Федон

Культурологическая мысль Западноевропейского средневековья. Духовно-ценностные ориентиры средневековой культуры. Догмат о боговоплощении, вочеловечевание Бога во Христе. Истина Откровения. Христианская антропология. Культурологические смыслы Библии. Этика любви и благодати. Проблема духовной иерархии в развитии культуры общества и человека (Псевдо-Дионисий). Проблема религиозно-нравственного совершенствования личности (Августин). Два типа средневековой культуры: философская и богословская.

Культурологическая мысль эпохи Возрождения. Антропоцентризм как главная типическая черта эпохи Возрождения. Представление о специфически человеческом как предмете воспроизведения и культивирования. Рождение «культуры» как особой реальности. Эпоха вос-произведения идеала, совмещенного с прошлым. Идея творческого подражания, создание нового. Концепция гуманизма. Живопись, зодчество и наука изобретательства – торжество человеческого достоинства. Прославление человека деяниями и творениями. Академия гуманистов при дворе Л. Медичи. Поэзия как способ освобождения человека. Культ творческой личности. Созидательная активность человека, творчество, самосовершенствование как основа культуры.

Западноевропейская культурологическая мысль эпохи Просвещения. Формирование предмета культурологии в рамках философии Просвещения. Прообраз культурологии в построениях Дж. Вико. Программа культивирования разума. Противоположность «природного» и «цивилизованного». Р.Декарт о негативном воздействии культурных предрассудков, об очищении человеческого разума. Культурологический смысл методологических изысканий философов XVIII века. Педагогическая система Дж. Локка. Теоретики «общественного договора»: Ж.Ж. Руссо, Томас Гоббс, Френсис Бэкон. Дж. Вико и его концепция циклического развития культуры. И.Г. Гердер о культуре как специфическом общественном явлении. Язык и традиции как составляющие культуры. Закон «превращение хаоса в миропорядок» творится культурой. Т. Мор, Т. Кампанелла – идеальные модели построении и развития культуры. И. Кант «Критика чистого разума». Проблема свободы в культуре. Культура как последняя цель природы.

Проблемы культуры в западноевропейской философской и общественно-политической мысли XIX века Развитие представлений о культуре в XIX в. Кризис классической философии культуры и рождение новых направлений культурологических исследований: антропологического, аксиологического, филологического характера.

Возрастание правовых и моральных норм как регуляторов жизни. Проблема отчуждения человека. Поиск смысловых оснований бытия личности. Культура как мир ценностей и смыслов. Позитивизм, неокантианство, «философия жизни» как направления определявшие мировоззрение эпохи. Символическая трактовка культуры В. Гумбольдтом. Язык как система символов. Х. Гадамер, М. Бубер, В. Дильтей об основах герменевтики. В. Дильтей о методе понимания жизненных целей человека; о противопоставлении естественного и гуманитарного знания. В. Дильтей о науках о духе. Ф. Ницше о дионисийском начале в культуре; искусстве мифа; религии, искусстве, науке как способах символизации мира. Идея сверхчеловека в «новой культуре» Ф. Ницше.

Проблемы культуры в западноевропейской философской и общественно-политической мысли XX века Становление антропологического знания. Методология эволюционизма. Диффузионизм. Структурный функционализм. Стадиальный и цивилизационный подходы. Антропологический и культурный поворот науки XX века.

Стадиальный и цивилизационный подходы. Антропологический и культурный поворот науки XX века

История и культурология (Школа «Анналов»). Важнейшие направления современного культурологического знания: неоэволюционизм, функционализм, структурализм.

Современная философия культуры. Постструктурализм и постмодернизм. Проблемы преодоления кризиса культуры в работах О. Шпенглера, Й. Хейзинги, К. Ясперса, А. Швейцера. О. Шпенглер. А. Швейцер об утрате мировоззрения как главной причине кризиса. Нравственность как основа культуры. Концепция единства культуры и идея непрерывности культурного развития в культурологии А. Швейцера. Й. Хейзинга о культуре как феномене. Равновесие ценностей как основа существования культуры. Нарушение равновесия – причина упадка культуры. Искусство как универсальный язык культуры. Критика массового искусства. Игра как культурный идеал и метафизическая ценность культуры. Х. Ортега-и-Гассет как теоретик массовой и элитарной культуры.

Художественное осмысление актуальных проблем развития культуры (Ф. Кафка, Г. Гессе, Т. Манн и др.)

Русская культурология ХХ века. Культура как центральная проблема русской философии и культурологии. Неокантианцы о кризисе культуры как кризисе отношения объекта и субъекта. Марксистский рационализм о культуре. Религиозная метафизика о культуре. И. Ильин, С. Франк о противоречиях русской культуры ХХ века. Н. Бердяев о личностном начале в культуре. Федотов Г.П. о русской культуре. П. Флоренский о символе в культуре, о культовой сущности культуры, о целостности культуры.


2.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Средства обучения включают учебно-справочную литературу, учебные печатные и видеоматериалы по дисциплине, Интернет-ресурсы.



3. Организация аудиторной и самостоятельной работы студентов
3.1. Организация аудиторной работы студентов
3.1.1. Конспекты отдельных лекций

Не предусмотрены


3.1.2. Планы практических занятий и методические рекомендации к ним
Методические рекомендации студентам:

Студентам необходимо подготовить устные ответы по пунктам плана, опираясь на предложенные источники, проработать вопросы для дискуссий, прояснить и записать в рабочую тетрадь значение новых терминов.

В отдельных случаях подготовить рефераты и презентации.


Методические рекомендации преподавателю:

При изучении данной дисциплины необходимо опираться на знания студентов, полученные ими при изучении курсов «История культуры», «Семиотика», «Теория культуры», «Отечественная история».

Желательно, чтобы студенты выполнили все задания к практическим занятиям.

Результатом работы должно стать портфолио студента по проблемам изучаемой дисциплины, материалы которого он сможет использовать в своей профессиональной деятельности.


Практическое занятие №1

Тема: Гуманитарный характер дисциплины «История культурологической мысли»

Вопросы для обсуждения:

1.Специфика гуманитарного знания.

2.Предмет и объект изучения дисциплины «ИКМ»

3..Метод изучения ИКМ в рамках гуманитарных наук


Практическое занятие № 2

Тема: Идея сверхчеловека в «новой культуре» Ф. Ницше

Вопросы для обсуждения:
1.Проблема культуры в «философии жизни» (общая характеристика направления).

2.Основания «новой культура» Ф. Ницше.

3.Новый образ человека и культуры в философии Ф. Ницше.


Практическое занятие № 3 - 4

Тема: Проблемы преодоления кризиса культуры в работах О. Шпенглера, Й. Хейзинги, К. Ясперса, А. Швейцера
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие кризиса в культуре.

  2. Осмысление кризиса культуры в работах О. Шпенглера, Й. Хейзинги, К. Ясперса, А.Швейцера.

  3. Пути преодоления (выхода) кризиса в работах зарубежных мыслителей.


Практическое занятие № 5

Вопросы для обсуждения:
Тема: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества

1.Культурологический характер философской антропологии И.Г. Гердера.

2.Язык и традиции как способы трансляции культуры.

3.Гуманистические основания культуры.


Практическое занятие № 6 -7

Вопросы для обсуждения:
Тема: Х. Ортега-и-Гассет «Восстание масс», «Дегуманизация искусства»

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика массовой культуры индустриального общества.

  2. Специфика массовой культуры в работах Х. Ортега-и – Гассета.

  3. «Массовый человек» и его место в современной европейской культуре.

  4. Элита: сущность, функции и ее роль в культуре.


Практическое занятие № 8 - 9

Тема: И. Ильин, С. Франк о противоречиях русской культуры ХХ века
Вопросы для обсуждения:

1.И. Ильин о характере русской души и сущности русской культуры.

2.С. Франк о специфике русской культуры.

3.Причины кризиса русской культуры и пути выхода в работах И. Ильина и С. Франка.

4.Образ будущей России в работах мыслителей.
Литературу к практическим занятиям смотреть в разделе «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»


      1. Планы лабораторных занятий и методические рекомендации к ним – не предусмотрены


3.2. Организация самостоятельной работы студентов

3.2.1. Содержание, формы и сроки выполнения заданий, виды контроля




Содержание и формы

Сроки

1

Написание рефератов и подготовка к собеседованию по ним

В течение семестра

2

Подготовка презентаций

В течение семестра

3

Подготовка к итоговому контролю

В течение семестра


3.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

Гуревич, П.С. Культурология [Текст]: Учебник / П.С. Гуревич. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогич. агентство «Кафедра–М» , 2007 – 2 экз.

Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры [Текст] / А.П. Садохин. – М.: Высш. шк., 2007 – 2 экз.

Золкин, А.Л. Культурология [Текст] : учеб. для вузов по гуманит.-соц. спец. / А. Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009 – 5 экз.

Грушевицкая, Т.Г. Культурология [Текст] : учеб. для вузов / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 5 экз.
Дополнительная литература

Маркова, А.Н. Культурология. История мировой культуры [Текст] / А.Н. Маркова. - М.: Академия, 2001.

Полищук, В.И. Культурология [Текст]: учеб. пособие / В.И. Полищук. – М.: Академия, 1998.

Федоров, А.А. Введение в теорию и историю культуры [Текст]: Словарь / А.А. Федоров. – М.: Флинта: МПСИ, 2005

Биллингтон, Д. Лики России [Текст] / Д. Биллингтон.- М., 2001.

Борев, Ю.Б.Эстетика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Ю.Б. Бореев. – Ростов н/Д, 2004.

Борзова, Е.П. История мировой культуры [Текст] / Е.П. Борзова. - СПб., 2001.

Гриненко, Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры [Текст] / Г.В. Гриненко. – М., 2005.

Марков, Б.В. Культура повседневности [Текст]: учеб. пособие / Б.В. Марков. – СПб., 2008.

Марченко, Ю.Г. Особенности бытия русской культуры в постсоветский период [Текст] / Ю.Г. Марченко // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.18. Социология и политология. - 2008. - N 4. - С.139-146.

Миллер, В.Ф. Народный эпос и история [Текст] / В.Ф. Миллер. - М.: Высш. шк., 2005. - 390с. - (Классика лит. науки).

Мировая художественная культура [Текст]: В 2 тт. / под. ред. Б.А. Эренгросса. – М., 2005.

Садохин, А.П. Этнология [Текст] / А.П. Садохин. – М., 2006.
Периодические издания

Журнал «Вестник Московского университета. История»

Журнал «Русская литература»

Журнал «Искусство в школе»

Журнал «Искусство. Приложение «1 сентября»

Журнал «Юный художник»


Интернет-ресурсы

www.gramota.ru

feb-web.ru

www.philology.ru

www.gramma.ru

www.ruslang.ru

www.ruscorpora.ru

http: // biblio. de – igpi. edu.ru

http: // ndce.edu.ru

http: // window. edu.ru/




  1. Электронно-библиотечная система elibrary http://elibrary.ru

  2. Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных “East View” ООО «ИВИС» http://www.eastview.com

  3. Электронный справочник «Информио» http://www.informio.ru

Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека онлайн" http://www.biblioclub.

4. Материалы входного, текущего и итогового контроля

4.1. Материалы входного контроля
Ответьте устно на следующие вопросы:

-Когда зародилась культурология как наука?

- Перечислите основополагающие работы по культурологии?

- Обладает ли культурология своей историей?
4.2. Материалы текущего контроля

Тест № 1

  1. Какой из перечисленных терминов связан с учением Платона:

А) гомеомерия; б) апейрон; в) атараксия; г) эйдос; д) апория?


  1. Назовите философа, утверждавшего, что природа любит прятаться.

  2. Учение какого философа было направлено на преодоление страхов человека: страха перед небесными явлениями, перед богами и перед смертью?

  3. Назовите философа, который выдвинул тезис «Все во всем», суть которого заключалась в том, что в любом месте космоса содержатся гомеомерий всех видов:

А) Фалес; б) Парменид; в) Анаксагор; г) Аристотель.

  1. В учении какого из предложенных философов душа бессмертна и состоит из разумной и вожделеющей частей:

А) Анаксагора; б) Платона; в) Аристотеля; г) Демокрита?
Тест № 2

  1. Античный мыслитель, считающий, что «гарантия добродетельной жизни заключается в уклонении от крайностей, в выборе золотой середины. Выбирать золотую середину помогает человеку рассудительность. Высшая форма жизни и деятельности – умозрительная, созерцательная. Занятие философией – это высшее счастье. Созерцательная жизнь – высшая форма жизни, возможная для человеческой природы».

  • Пифагор

  • Анаксагор

  • Сократ

  • Аристотель




  1. В диалоге Платона «Пир», речь идет о том, что рождение является долей бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу; что любовь - это стремление к вечному обладанию благом; что наряду с благом человек желает и бессмертия. Поэтому любовь - это ____________

  • стремление и к бессмертию

  • проявление чувств

  • смерть




  1. В своем лирическом стихотворном произведении ___________описывает что мир несовершенен, природа существует сама по себе, в мире ничто прямо не приспособлено к человеку; человек — часть мира, а не его цель и хозяин, он целиком подчинен законам природы и не может их превзойти.

  • Тит Лукреций Кар

  • Пифагор

  • Эпиктет




  1. Образ жизни данной философской школы вытекал их представлений о космосе как упорядоченном и симметричном мире




  • Эпикурейской

  • Платоновской

  • Пифагорейской

  1. Демокрит рассматривал человека как «животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и ______________»:




  • интеллект

  • умственную гибкость

  • волю

  1. Соотнесите имена мыслителей и названия их работ

  • Платон

  • Аристотель

  • Тит Лукреций Кар

  • Марк Аврелий




  1. Федр

  2. Политика

  3. О природе вещей

  4. Нравственные письма к Луцилию

  5. Размышления



4.2.1.Примерные темы рефератов

Не предусмотрены.


4.2.2. Тестовые задания


  1. Аксиологический подход к культуре означает: культура – это:

    • Мир ценностей,

    • Мир человека,

    • Мир разума,

    • Мир символов.

  2. В основе формирования этнических и национальных культур лежит…

    • Общность религиозных представлений,

    • Совместное проживание людей на определенной территории,

    • Единство языка,

    • Единство происхождения.

  3. Способность легко уживаться с другими этносами в условиях социальных систем обеспечивает такая особенность российской ментальности, как…

    • Индивидуализм,

    • Коллективизм,

    • Ориентация на личный успех,

    • Духовность.

  4. 1. Управленческая работа, идеология.

2. Специализированная система образования, домашнее воспитание, обычаи,

Относятся к сфере:



    • Культуры межпоколенной трансляции социального опыта -2

    • Политической культуры - 1

  1. Направлением прикладной культурологии не является…

    • Разработка культурной политики,

    • Обеспечение реализации культурных программ,

    • Исследование исторических процессов взаимоотношения

человека и культуры,

  • Диагностика культурных процессов.

  1. Французский ученый, возвестивший возвращение человека в лоно природы:

    • Ж.-Ж. Руссо,

    • П. Гольбах,

    • К. Леви-Стросс,

    • А. Камю.

7. В процессе становления человека как био-социо-культурного существа

важнейшее значение имело такое изменение его физиологии, как…



    • исчезновение когтей,

    • исчезновение волосяного покрова,

    • формирование асимметрии человеческого мозга,

    • изменение формы челюстей в результате перехода на мясную пищу.

  1. Оценочной функцией культурологии является:

    • Воспроизведение культурной системы изнутри,

    • Встраивание культуры в историю,

    • Сведение к понятному,

    • Сопоставление объектов явлений в контексте.

  1. В современном мире наблюдается процесс этнизации противоположный по смыслу глобализации культуры

    • ассимиляции,

    • интеграции,

    • этнизации,

    • разделение сфер влияния.

  1. В рамках процесса модернизации культурные ценности того или иного народа необходимо рассматривать, как…

    • Консервацию традиций,

    • Выражение культурной адаптации людей,

    • Основу для социокультурного творчества,

    • Образцовые художественные методы.

  1. Формирование глобальной культуры произошло в …

    • Римскую эпоху,

    • Эпоху средневековья,

    • Эпоху эллинизма,

    • В конце ХХ века.

  1. Смысл жизни человека разгадать загадку жизни, выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий – этот постулат лежит в основе Индийской культуры

    • Мусульманской,

    • Индийской,

    • Западноевропейской,

    • Античной.

  1. Результаты философского интереса к проблемам культуры фиксирует:

    • культурная антропология,

    • социология культуры,

    • философия культуры,

    • Культурология.

  1. Соотнесение человеком себя с определенным коллективом, ощущение себя его неотъемлемой частью – это …

    • Культурное устроение,

    • Культурная самоидентификация,

    • Коллективизм,

    • Психологическая адаптация.

  1. Фундаментальная Культурология исследует…

    • технологии управления культурными процессами,

    • процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе общих ценностей,

    • проблемы прогнозирования социокультурных процессов,

    • проблемы управленческого регулирования.

16. Состояние растворения цивилизации в культуре характерно для…

    • первобытного состояния человека,

    • индустриальной цивилизации,

    • традиционной культуры,

    • постиндустриального общества.

  1. Термин «Культурология» для обозначения особой дисциплины, изучающей культуру как «самостоятельную упорядочность феноменов», – предложил использовать…

    • отечественный исследователь 1980-х годов Ю. Лотман,

    • автор книги «Первобытная культура» Э. Тайлор,

    • лауреат Нобелевской премии В. Освальд в начале ХХ в.,

    • американский антрополог Л. Уайт в 1960 г.

  1. Функцией культуры, определяющая изменение человеком окружающей среды в соответствии со своими потребностями, приспособление ее к собственным нуждам является…

    • Адаптивная,

    • Коммуникативная,

    • Познавательная,

    • Социализации личности.

  1. В структуру культурологии не входят…

    • История искусств и эстетика,

    • История культурологических учений и прикладная культурология,

    • Историческая культурология и культурная антропология,

    • Культурная антропология и социология культуры.

  1. Для терминов «культурология» и «социология культуры» справедливо утверждение…

  • Культурология и социология культуры – две различные научные дисциплины, имеющие собственный предмет исследования;

  • Культурология является частью социологии культуры, анализирующей культуру в контексте социальных процессов;

  • Культурология и социология культуры изучают цивилизационные процессы;

  • Социология культуры опирается на понимание культуры и культурных процессов, выработанное в культурологии.

  1. Дескриптивной функцией культурологии является…

    • Определение перспектив развития культурных процессов,

    • Сведение к понятному,

    • Описание основных культурных объектов,

    • Сравнение различных объектов культуры.

  2. Фундаментом культурной компетентности личности не является…

    • Владение языками, кодами культуры,

    • Освоение национального культурного наследия,

    • Знание семиотики культур,

    • Владение современными компьютерными технологиями.

  3. Стремление человека к высшим духовным ценностям, к слиянию с духовным абсолютом, признание внешнего мира иллюзией, преклонение перед духовным авторитетом брахманов характерны для - Индийской локальной культуры.

    • Индийской,

    • Русской,

    • Китайской,

    • Японской.

  4. 1.Специализированная система образования, домашнее воспитание, обычаи, традиции, нравы

2. Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика

Относятся к сфере …



    • Культуры межпоколенной трансляции социального опыта -2

    • Научной культуры - 1

  1. Современное государство при выработке социальной политики в первую очередь должна учитывать…

    • Использование ноу-хау в добывающих отраслях промышленности;

    • Использование новых политических технологий при формировании Государственной Думы;

    • Накопленные веками принципы солидарности людей;

    • Изменение климатических условий на земле

  2. Постмодернизм как направление современной культуры и культурологии сформировался в…

    • конце XIX в.,

    • 70-80е гг. ХХ в.,

    • начале ХХ в.,

    • начале XXI в.

  3. Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства – это …

    • Самоидентификация,

    • Инкультурация,

    • Социализация,

    • Воспитание.

  4. Культура, базирующаяся на письменной традиции, профессиональной литературе, искусстве, открытая для внешних влияний, но сохраняющая при этом этническую самобытность, называется…

    • Национальной,

    • Массовой,

    • Потребительской,

    • Популярной.

  5. Формирование взглядов западников происходило на основе идей…

    • Возрождения,

    • Античности,

    • Православия,

    • Просвещения.

  6. На ранних стадиях культурогенез определяла (о)

    • Биологическая программа, характерная для предков человека,

    • Стремление человека к творчеству,

    • Воля первобытного коллектива,

    • Необходимость приспособления к меняющимся условиям существования.

31. Для человека западной культуры не характерно…

  • Признание свободы как одной из высших ценностей,

  • Стремление познать и преобразовать окружающий мир,

  • Подчинение своих интересов интересам общины,

  • Стремление к самореализации в реальной жизни.

  1. Культура, ориентированная на почитание природы, ее изучение, изображение в искусстве – …

    • Антропоцентристская,

    • Натурцентристская,

    • Теоцентристская,

    • Космоцентристская.

  2. К функциям морали не относится…

    • мотивационная,

    • конструктивная,

    • рекреативная

    • координационная.

  3. Определение культурологии как научной дисциплины не включает понятие…

  • Науки, исследующей способы удовлетворения и потребностей человека, принятые в данном обществе,

  • Науки о способах межпоколенной трансляции опыта,

  • Науки о процессах формирования социально значимых знаний в человеческих коллективах,

  • Науки о социальных процессах, происходящих в человеческих сообществах.

  1. Правила, в соответствии с которыми люди строят своё поведение и деятельность, определяются…

    • Нормами,

    • Ритуалами,

    • Законами,

    • Знаниями.

  2. Принцип семейно-государственного соподчинения, когда личное не соизмеримо с общим, лежит в основе Западноевропейской культуры

    • Китайской,

    • Мусульманской,

    • Индийской,

    • Западноевропейской.

  3. 1. Спорт, физкультура, массовый спортивный туризм.

2. Система организованного досуга, клубов, домов отдыха, сон, алкоголизм

Относятся к сфере:



  • культуры физического развития - 1

  • культуры отдыха, психической рекреации и реабилитации человека - 2

  1. Преобладающей формой современных социальных отношений является …

  • Формирование общепланетарного культурно-информационного поля,

  • Развитие мультикультуральности,

  • Разработка технологий мягких социальных взаимодействий,

  • Развитие процессов стихийной локализации исторических традиций.

  1. Фактор, вынуждающий сегодня говорить о необходимости создания экологической этики – это …

  • Упрощение духовной жизни,

  • Экологический кризис,

  • Усложнение общественных отношений,

  • Диктат культурных норм.

  1. Культурная антропология исследует:

  • Изменение культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации,

  • Процессы адаптации человека к окружающей культурной среде,

  • Политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ,

  • Развитие теоретических представлений о культуре.

  1. Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для элитарной культуры

  • Элитарной,

  • Массовой,

  • Народной,

  • Этнической.

  1. Культура ­­­­­­­­­этническая – это родоплеменная, преимущественно сельскохозяйственная культурная система

  • Национальная,

  • Этническая,

  • Популярная,

  • Коммерческая.

  1. По мнению славянофилов «святая Русь»…

  • Противостоит инертному Востоку,

  • Идет европейским путем,

  • Противостоит «гнилому Западу»,

  • Близка к Востоку.

  1. Сложноструктурированная целостность, включающая в себя мировоззрение, мировосприятие и мироощущение – …

  • Культурная система,

  • Менталитет,

  • Идеология,

  • Картина мира.

45. На формирование асимметрии головного мозга у предков человека не оказало влияния …

  • Освобождение передних конечностей,

  • Исчезновение когтей,

  • Формирование различий между левой и правой рукой,

  • Установление функциональных различий между передними и задними конечностями.

  1. Ренессанс. Реформации, Просвещение способствовали формированию культуры….

  • Первобытного общества,

  • Постиндустриального типа,

  • Раннегородских цивилизаций,

  • Новой эпохи.

  1. Признанными художественными методами постмодернизма являются…

  • Отрицание иронии,

  • Замкнутые концептуальные построения,

  • Отрицание коллажа,

  • Компиляция и цитирование культурных образцов.

  1. Культурологию нельзя назвать наукой о…

  • Ценностных основаниях социальной консолидацией людей,

  • Методах воспроизводства общества как социально устойчивой и культурно специфичной общности,

  • Психическом аспекте человеческой деятельности,

  • Процессах формирования социальной солидарности.

  1. Исследователь, полагавший, что «прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях»…

  • О. Шпенглер,

  • Н. Данилевский,

  • Э. Тайлор,

  • А. Тойнби.

  1. Функцией культуры, определяющей единство социальных общностей на основе общих взглядов, убеждений, ценностей является …

  • Приспособление личности к окружающей среде,

  • Межпоколенной трансляции опыта,

  • Интегративная,

  • Познавательная.

  1. В условиях глобализации возникает угроза массовой инволюции, что означает…

  • Немедленное удовлетворение любых социальных потребностей личности,

  • Полное равенство людей,

  • Забвение собственных интересов ради интересов общества,

  • Развоплощение человеческой личности.

  1. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития – это …

  • Социосфера,

  • Ноосфера,

  • Техносфера,

  • Биосфера.

  1. Проблемы демократизации общества, изменения культурных потребностей и целей человека в условиях урбанизации исследует:

  • Социология культуры,

  • Социология,

  • Культурная антропология,

  • Культурология,

  • Философия культуры.

  1. Найдите правильное соответствие уровня культуры и его определения

  1. Трансляционный

  2. Обыденный

    • Обмен культурной информацией: сфера образования, средства массовой коммуникации и т.д. - 1

    • Нравы, обычаи, мировоззрение, домашнее хозяйство -2

  1. Возможности неограниченного накопления и обработки информации, знакомство с любыми культурными традициями стало возможным в условиях культуры…

  • Раннегородских цивилизаций,

  • Новой эпохи,

  • Первобытного общества,

  • Постиндустриального типа.

  1. Генеральное направление в развитии науки о культуре в XXI в. связано с …

  • Повышением эффективности адаптивной функции,

  • Повышением эффективности ее прогностической функции,

  • Повышением эффективности функции социализации,

  • Повышением эффективности интегративной функции.

  1. Инновация – это…

  • Совокупность смыслов, заключенных в любом предмете культуры,

  • Нормативный образец,

  • Появление и распространение ранее не имевшейся черты,

  • Процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления.

  1. Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения – это массовая культура

  • Народная,

  • Элитарная,

  • Массовая,

  • Этническая.

  1. Особенностью западного типа культуры является …

  • Самоизоляция человека от внешнего мира,

  • Подавление индивидуального «Я»,

  • Внешняя активность человека, стремление к преобразованию окружающего мира,

  • Страсть к самоанализу и самоуглубленность.

  1. Максимально возможный уровень обобщения культурных процессов достижим в

  • Культурной антропологии,

  • Социологии культуры,

  • Культурологии.

  • Философия культуры.

  1. Сегодня многие ученые говорят о «культурном апокалипсисе» XXI в., основной причиной которого называют…

  • массовую деградацию человеческого генофонда в условиях экологических бедствий,

  • утрату людьми системного характера своих ценностных ориентаций в результате возрастания социальных и информационных нагрузок на психику,

  • ухудшение системы образования, медицинского обслуживания,

  • исчерпанность «просвещенческой» картины мира.

  1. Зачатки религиозных представлений появились…

  • У неандертальцев,

  • С возникновением человека современного вида,

  • С началом антропогенеза,

  • В первых мировых цивилизациях (Древний Египет, Древняя Месопотамия).

  1. Понятие, характеризующее систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей и пр., – это

  • Ощущение,

  • Идеология,

  • Картина мира,

  • Культурная система.

  1. Культурная эпоха, в которую природа превратилась в простой объект человеческого знания, – это …

  • Возрождение,

  • Античность,

  • Архаика,

  • Средневековье.

  1. Прогностической функцией культурологии является:

  • Воспроизведение культурной системы изнутри,

  • Сравнение различных объектов культуры,

  • Сведение к понятному,

  • Определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов.

  1. Культурология как наука не изучает генетически - хронологический аспект человеческой деятельности

  • Ценностно-смысловой,

  • Нормативно-регулятивный,

  • Знаково-коммуникативный,

  • Генетически-хронологический.

  1. В сферу интересов философии культуры не входят …

  • Общие законы существования культуры,

  • Формы трансляции культурного наследия,

  • Наиболее общие законы и связи культуры,

  • Частные и специфические формы культурной деятельности.

  1. В основе древних культур лежали религиозные догматы. Укажите, догмат какой религии изложен в следующем отрывке: «Знайте, что жизнь в здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям при дожде, которое собой пленяют земледельца, потом увядают, после того видишь их потемневшими, напоследок делаются сухими стеблями. Жизнь в здешнем мире есть только обманчивое наслаждение».

  • Ислам,

  • Христианство,

  • Буддизм,

  • Синтоизм.

  1. Укажите последовательность процедур культурного процесса:

А) отбор наиболее эффективных способов осуществления деятельности

Б) осмысление людьми возникающих в определенных обстоятельствах интересов и потребностей

В) практическое применение технологий и получение результата

Г) создание технологий, удовлетворения интересов и потребностей



  • Г-Б-В.А

  • В-А-Б-Г

  • А-Б-В-Г

  • Б-Г-В-А

  1. Представление об изначальном совершенстве и гармонии мира, когда смыслом жизни становится поддержание правильных отношений с космосом, характерно для Индийской культуры

  • Индийской,

  • Западноевропейской,

  • Мусульманской,

  • Китайской.

  1. Ситуация включения культуры в цивилизацию, как составной ее части характерна для …

  • Индустриальной цивилизации,

  • Традиционной культуры,

  • Первобытного состояния человека,

  • Постиндустриального общества,

  1. Постмодерн как современная культурная ситуация…

  • Ищет пути к преодолению разрыва между элитарной и массовой культурой,

  • Противопоставляет традиции и новаторство,

  • Ведет к возрастанию роли системного начала,

  • Способствует независимости масс-медиа.

  1. Теоретические исследования природы человека и его сущности проводятся в рамках философской -антропологии

  • Физической,

  • Философской,

  • Социальной,

  • Прикладной.

  1. Феноменология культуры – это…

  • Сущность и внутренние определяющие основания культуры,

  • Проблемы генезиса, динамики, типологии культуры,

  • Описание и систематизация отдельных культурных форм,

  • Проблемы культурных кодов и коммуникаций.

  1. Разновидность культуры, возникшая на основе кровного родства, вытесненной общностью территории, обычаев, нравов, – это этническая культура

  • Этническая,

  • Массовая,

  • Потребительская,

  • Национальная.

  1. Направление культурологии, изучающее языки культуры …

  • Прикладная культурология,

  • История культурологических учений,

  • Социология культуры,

  • Семиотика.

  1. Понятие, определяющее свойство объекта удовлетворять какую-либо потребность человека, – это…

  • Норма,

  • Ценность,

  • Возможность,

  • Смысл.

  1. Сторонники идей евразийства…

  • Выступали против европоцентризма,

  • Считали европейскую культуру образцом для подражания,

  • Полагали, что западная цивилизация поддерживает духовную жизнь людей,

  • Отстаивали превосходство восточной культуры.

  1. Нарративной функцией культурологии является:

  • Сравнение различных объектов культуры,

  • Сведение к понятному,

  • Определение перспектив развития культурных процессов,

  • Встраивание культуры в историю.

  1. Отчуждение человека от природы привело к возникновению…

  • Персонификации природы,

  • Тотемизма,

  • Анимизма,

  • Технизированного мира.

  1. Основная цель культурной политики – это…

  • Развитие плюрализма в культуре,

  • Развитие процессов управляемой локализации исторических традиций,

  • Формирование образов социальной престижности,

  • Управление и манипулирование людьми.

83. Рассмотрение культуры как совокупности высших духовных ценностей, лучших творений человека характерно для аксиологического определения

  • Адаптационного,

  • Семиотического,

  • Аксиологического,

  • Антропологического.

84. Особенностью истории восточного мира не является…

  • Преемственность традиций и обычаев,

  • Отсутствие радикальных революционных взрывов,

  • Прочное положение религии как фундамента культуры,

  • Наличие революций.

85. Прикладная культурология решает задачи…

  • Изучения и формирования принципов и технологий управления культурными процессами,

  • Описания и интерпретации культурных событий,

  • Анализа семантики культурных объектов,

  • Познания объективных закономерностей развития культурных явлений.

86. Запишите в хронологической последовательности существовавшие в истории формы этнических общностей

  • Род, племя, народность, нация,

  • Нация, род, народность, племя,

  • Племя, народность, нация, род,

  • Народность, племя, род, нация.

87. Чертой современной глобальной культуры является…

  • Национализм,

  • Прагматизм,

  • Духовность,

  • Религиозность.

88. Рационализм, европоцентризм, убыстрение прогресса – характерные черты культуры…

  • Новой эпохи,

  • Раннегородских цивилизаций,

  • Первобытного общества,

  • Постиндустриального типа.

89. В условиях глобализации для культурологии актуальным вопросом направления исследования становятся…

  • Исчезновение явлений, не вписывающихся в систему стандартов,

  • Увеличение диспропорций в экономическом развитии стран,

  • Международный характер политических кризисов,

  • Разнообразные «культурные тексты», аккумулирующие исторический опыт коллективной жизни людей.

90. Идеи культурологии манифестировал яркий представитель отечественной науки ХХ в. – …

  • С.Л. Франк,

  • Д.С. Лихачев,

  • И.А. Ильин,

  • В.И. Вернадский.

      1. Направление, использующее в объяснении социокультурных процессов такие понятия, как «естественный отбор», «борьба за существование», – это …

  • Социальная антропология,

  • Социальная культурология,

  • Социал-дарвинизм,

  • Социологизм.

92. В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как последователь…

  • Романтизма,

  • Классицизма,

  • Импрессионизма,

  • Авангардизма.

      1. В современных условиях приоритетное внимание в области межнациональных отношений следует уделить…

  • Выработке принципов и норм социальной солидарности и культурной идентичности неконфронтационного типа,

  • Выработке представлений об особом типе технически эрудированной личности,

  • Разработке технологий функционирования многопартийной системы,

  • Внедрению модели жесткого администрирования на всех уровнях общественной системы.

94. Культуру как способ взаимодействия со средой, как деятельность человека, рассматривают при ______________определении

  • Ценностном,

  • Адаптационном,

  • Идеационном,

  • Информационном.

95. В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме…

  • Закона,

  • Предписания,

  • Мифа,

  • Традиции.

  1. К числу причин, обусловивших различие восточного и западного типа культур, не относятся…

  • Наличие у европейцев «авантюрного» гена,

  • Особенности взаимодействие с соседними культурами,

  • Природные условия,

  • Типы хозяйства.

97. К методам, направленным на объяснение культурных объектов и явлений не относится моделирование с применением математических систем метод.

  • Типологизации,

  • Моделирования с применением математических систем,

  • Социологический,

  • Структурно-функциональный.

98. 1) Юриспруденция, система охраны общественного порядка, общественное мнение

2) Повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика



Относятся к сфере

  • Научной культуры - 2

  • Правовой культуры - 1

  1. Российская ментальность рассматривает труд, как…

  • Способ обогащения,

  • Способ самоутверждения,

  • Возможность обеспечить существование своей семьи,

  • Обязанность перед обществом и государством.

  1. Предпосылкой процесса глобализации является …

  • Отказ от технического прогресса,

  • Приоритет семейных и национальных ценностей,

  • Этническая замкнутость,

  • Создание наднациональных институтов.


Каталог: files
files -> Тема конкурсной работы, руководитель (фио, должность)
files -> Рабочая программа по история отечества цикла
files -> Александр Николаевич Островский (1823-1886) Для чтения и изучения. Драма «Гроза». конспект
files -> Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса на 2015-2016 учебный год срок реализации: 1 год
files -> Курс «Риторика и стилистика»
files -> «Аристотель об этике»
files -> Реферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
files -> Методический материал для медсестры процедурного кабинета
  1   2