Рабочая программа по предмету беседы об изобразительном искусстве для учащихся 1-4 классов

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по предмету беседы об изобразительном искусстве для учащихся 1-4 классов

Скачать 261.83 Kb.


Дата19.08.2017
Размер261.83 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 261.83 Kb.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Приводинская детская школа искусств № 32»


Принято протоколом

педсовета

№_________________

от ____________2013 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД

«Ппиводинская ДШИ № 32»

______________Новинская И.В.



Учебная рабочая программа

по предмету
БЕСЕДЫ

ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Для учащихся 1-4 классов (по 5-летнему обучению),

4-7 классов (по 7-летнему обучению)

по ОП «Изобразительное искусство»

Возраст учащихся 9-17 (7-17 )

Составитель:

Орлова Елена Владимировна-

преподаватель Приводинской ДШИ №32
п. Приводино

2013г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для занятий в 1-4 классе ДШИ по ОП «Изобразительное искусство».

Программа составлена на основе типовой программы «История изобразительного искусства» (сост.Ю.Н.Протопопов,1986г).


Занятия историей искусства способствует выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественное произведение.

Данная программа имеет цель: постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства.



Задачи программы заключаются в следующем:

  • образовательные: познакомить учащихся с произведениями искусства, научить анализировать произведения искусства;

  • развивающие: целенаправленное развитие творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности, развитие навыков художественного восприятия;

  • воспитательные: формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.

В связи с поставленной целью и задачами необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу. Давая представление о развитии искусства, необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло. Особо следует формировать у учащихся понимание общественного значения произведений , объективную и самостоятельную оценку, связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.

Срок реализации программы – 4 года.

Программа включает основные разделы из истории западноевропейского и русского искусства. Кроме того, в 1 классе достаточное количество часов выделено для подробного знакомства с видами и жанрами искусства. Учащиеся знакомятся с искусством Древнего Китая, Японии, Африки в 1 классе; во 2 классе – с искусством Индии. В данный курс не входит раздел по истории изобразительного искусства советского периода в связи с ограниченным количеством часов, а также необходимостью подробнее ознакомиться с другими наиболее важными темами.

В результате изучения курса ученик должен знать основные термины и понятия, этапы развития искусства, иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества, иметь понятие о синтезе искусств, знать о значении каждого периода в истории развития искусства, усвоить начала анализа отдельных произведений искусства, творчества художника и творческих направлений.

Программа предназначена для учащихся от 9 до 17 лет.

Программа рассчитана на 1 час занятий в неделю. Принцип организации занятий – групповые занятия. Количество детей в группе – 4-10 человек. Форма организации учебного процесса – урок. Используются различные методы обучения: наглядный (наблюдение, демонстрация репродукций), словесный (рассказ, беседа, объяснение),

Виды занятий могут быть разнообразными: рассказ, беседа, диспут и др.

Формы работы учеников на уроке: работа с текстом, анализ произведений, сочинение, выполнение заданий на классификацию произведений и т.д.

Теоретический материал усваивается лучше, если закрепить его на практике. Поэтому по многим темам предусмотрены небольшие практические задания ( например, выполнение эскиза древнегреческой вазы, лепка камеи из соленого теста, зарисовки архитектурных сооружений и т.д.)

В процессе работы учитель осуществляет текущий и тематический контроль. Контроль можно проводить в виде опроса, письменных самостоятельных работ и рефератов, викторин, игровых заданий и др. В конце каждой четверти (октябрь, декабрь, март, май) проводятся контрольные уроки. В конце курса обучения проводится собеседование по вопросам, утвержденным преподавателями отделения. В каждый билет входит теоретический вопрос , практические задания на узнавание картин и классификацию репродукций по видам и жанрам.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В тетради ученики записывают основные сведения, делают зарисовки, составляют схемы, заполняют таблицы. Проверка ведения тетрадей осуществляется 1 раз в четверть.

По каждой теме, которую изучают учащиеся, оформляется стенд, где помещаются иллюстрации, репродукции, лучшие работы учеников (сочинения, рисунки и т.д.).


Тематический план.

1 класс.


1.

Введение. Виды и жанры искусства



2.

Искусство первобытного общества



3.

Искусство Африки



4.

Искусство Китая



5.

Искусство Японии



6.

Искусство Древнего Египта



7.

Искусство Древней Греции



8.

Повторение, контр. уроки






Всего

33ч

2 класс.


1.

Повторение



2.

Искусство Востока



3.

Искусство Древнего Рима



4.

Искусство Византии



5.

Романское и готическое искусство



6.

Искусство эпохи Возрождения

10ч

7.

Северное Возрождение



8.

Европейское искусство 17-18 вв



9

Повторение, контр. уроки






Всего

33

3 класс.


1.

Повторение



2.

Французское искусство



3.

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси 11-12вв.



4.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 века.



5.

Искусство Новгорода 11-15 вв.



6.

Искусство Москвы 14-17 вв.



7.

Архитектура нач.18 века.



8.

Скульптура и живопись нач.18 века.



9.

Архитектура 2 пол.18 века.



10

Скульптура и живопись 2 пол.18 века



11

Повторение, контр. уроки.






Всего

33ч

4 класс.


1

Повторение



2

Архитектура и скульптура 1-ой пол.19 века.



3

Живопись 1-ой половины 19 века



4

Жанровая живопись 2-ой половины 19 века.



5

Творчество И.Репина



6

Пейзажная живопись 19 века



7

Повторение, конт.уроки



8

Историческая живопись 19 века



9

Русское искусство конца 19 века-начала 20 века.



10

Повторение, конт .уроки, собеседование.



11

Беседы об искусстве 20 века.






Всего

34


1 класс
Тема 1 . Введение. Виды и жанры искусства.

Беседа. Что такое искусство. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры искусства. Книги об искусстве.

Закрепление - практическая работа – классификация репродукций по видам и жанрам искусства.

Виды искусства. Архитектура.

Беседа. Исторический обзор развития архитектуры. Зарисовка в тетради.



Виды искусства. Скульптура.

Беседа. Жанры скульптуры. Практическая работа по репродукциям.



Виды искусства. Графика.

Беседа. Виды гравюр. Практическая работа- выполнение гравюры на картоне.

Виды искусства. Живопись.

Живопись станковая и монументальная. Различные техники: фреска, мозаика, витраж. Работа по репродукциям. Просмотр слайдов.



Жанры живописи. Натюрморт и пейзаж. Зарисовки в тетради.

Жанры живописи. Портрет и бытовой жанр.

Практическая работа по репродукциям.



Закрепление. Работа по репродукциям.
Тема 2. Искусство первобытного мира.

Лекция. Просмотр слайдов, иллюстраций. Открытие и изучение памятников первобытного искусства. Росписи пещеры Ласко (Франция). Яркость и выразительность образов животных.

Этапы формирования искусства. Зарождение живописи, скульптуры. «Палеолитические Венеры». Первые архитектурные постройки.

Практическая работа: «наскальные росписи» на тонированной бумаге.
Тема 3. Искусство Африки

Лекция. Наскальные росписи (Тиссилин-Аджер, Тибести и др.). Эволюция наскальных изображений. Скульптура культур Нок и Ифе. Черты традиционной африканской скульптуры.

Маска – как ритуальный предмет.

Практическая работа : выполнить эскиз маски.

Материалы: бумага, карандаш.


Тема 4 . Искусство Китая

Беседа и просмотр иллюстраций.

Мифологический этап развития представлений о природе. Учения даосизма и конфуцианства. Строительства Великой Китайской Стены.

«Золотой век» расцвета культуры. Традиционный китайский пейзаж.


Тема 5. Искусство Японии

Беседа и просмотр иллюстраций (фотографии, гравюры, веера и т.д.).Чтение стихов.

Представления древних японцев о мире. Традиционная японская архитектура. Традиционная японская живопись, ее основные черты. Народные промыслы. Праздники, традиции японцев.

Творчество художника Кацусика Хокусая.



Практическая работа: выполнение мотива акварелью в 1 цвет по мотивам японских стихов.

Материалы: бумага, акварель, кисти.


Тема 6. Искусство Древнего Египта

Лекция. Географические и исторические условия, в которых развивалось древнеегипетское искусство. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусств. Особый изобразительный язык.

Архитектура Древнего Египта. Эволюция типов гробниц: мастаба, ступенч. пирамида, скальная гробница (пир. Джосера, пирамиды в Гизе).Основные принципы композиции египетских храмов. Храмы в Луксоре и Карнаке, храм царицы Хатшепсут.

Развитие египетского скульптурного портрета: Большой сфинкс, Рахотеп и Нофрет, статуя писца, портреты царицы Нефертити и фараона Эхнатона. Канон в египетской скульптуре.

Беседа по иллюстрациям. Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение, масштаб фигур.

Практическая работа: выполнение небольшой композиции по древнеегипетским канонам на заданную тему.

Материалы: бумага, карандаш.

Живопись на остраконах. Сочетание рельефа и живописи.

Практическая работа: выполнение плитки из соленого теста с рельефом и росписью.

Урок – закрепление. Тест.




Тема 7. Искусство Древней Греции

Лекция. Этапы развития искусства Древней Греции. Эгейская культура (Троя, о.Крит, г.Микены).

Беседа, просмотр иллюстраций. Мифология Древней Греции.

Практическое задание: зарисовать и подписать олимпийских богов.

Архитектура Древней Греции. Сложение и эволюция ордера как эстетический конструктивной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ансамбль Афинского акрополя, как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Скульптура периода архаики и ранней классики: «курос» и «кора».

Искусство высокой классики. Создание гармоничного прекрасного образа свободного человека: Мирон- «Дискобол», Поликлет- «Дорифор».Соединение гуманистического идеала с совершенной пластической формой: Фидий-ансамбль Афинского акрополя.

Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре.

Эллинизм. Возрождение монументального героического искусства: «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: «Венера Милосская».



Письменная работа: описание скульптуры.

Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжет.



Практическая работа: выполнить эскиз вазы на альбомном листе

Глиптика. Просмотр слайдов.



Практическая работа: выполнение камеи из соленого теста.

Составление схемы по искусству Древней Греции. Повторение.

Контрольный урок. Работа по карточкам.
По окончании 1 года обучения ученики должны:


  • знать виды и жанры изобразительного искусства;

  • иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества;

  • запомнить основные этапы развития искусства древнего мира;

  • усвоить понятие «канон»;

  • знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре;

  • знать черты, характерные для древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.


2 класс.
Тема 1 . Повторение

Основные этапы развития искусства древнего мира. Понятия «канон» и «ордер». Типы ордера. Черты, характерные для древнеегипетской и древнегреческой скульптуры.


Тема 2 Искусство Востока.

Искусство мусульманского Востока. Запрет на изображение живых существ, вследствие чего развитие получили архитектура, книж миниатюра, декоративно-прикладное искусство.

Искусство Индии. Возникновение буддизма.

Основные этапы развития искусства Индии. Храмовые пещерные комплексы .Тадж-Махал –жемчужина индийской архитектуры. Индийская миниатюра.

Сходство и различие в искусстве стран с мусульманской и буддисткой религией.
Тема 3. Искусство Древнего Рима.

Лекция. Искусство этрусков. Архитектура, скульптура, живопись. Влияние искусства этрусков на древнеримское.



Практическая работа-составление схемы.

Архитектура. Вклад римлян в архитектуру и разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме (форумы, базилики, термы, акведуки, амфитеатры и т.д.).

Развитие художественных традиций Древней Греции в древнеримской монументальной живописи (росписи и мозаики в Помпеях). Фаюмские портреты.

Эволюция древнеримского скульптурного портрета, его реалистичность, психологизм (скульптурные портреты предков, статуя Августа, конная статуя Марка Аврелия, портрет Каракаллы и др.).

Значение искусства Древнего Рима.

Повторение. Письменная работа по вопросам.


Тема 4. Искусство Византии

Лекция. Архитектура Византии. Сложение типа крестово-купольного храма. Значение интерьера в архитектуре Византии. Храм св.Софии (конструкция, интерьер).

Мозаичные ансамбли Равенны. Сила эмоционального воздействия монументального искусства Византии. Инонопись. Канон- как отражение незыблемости христианской идеи. Период иконоборчества. Расцвет и упадок искусства Византии.

Практическая работа - зарисовки с икон.

Письменная работа по репродукциям икон.


Тема 5. Романское и готическое искусство

Лекция. Распад Римской империи

Средневековое искусство- искусство эпохи феодальной формации. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе.

Ведущая роль архитектура в синтезе искусств средневековья.

Романский стиль. Строительство замков, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов. Фрески.

Готика. Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витражи и др.). Конструктивные особенности готических соборов. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи.

Собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Шартре,

Страсбурге, капелла Сент.Шапель, Кельнский собор, скульптура из собора в Наумбурге.

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика романского и готического искусства». Работа по таблице.

Практическая работа - зарисовки соборов.

Письменная работа - «Экскурсия по собору» (на выбор).

Практическая работа-определение по картинкам романских и готических соборов.
Тема 6. Искусство Эпохи Возрождения

Основные черты эпохи Возрождения. Формирование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения. Периодизация искусства Возрождения.

Высокий авторитет искусства и художника в эпоху Возрождения. Создание гуманистического идеала. Теоретические и практические изыскания художников.

Изучение античного наследия, перспективы, анатомии.

Античные мифы и библейские сюжеты - основные темы в искусстве Возрождения. Письменная работа.

Раннее Возрождение. Реалистическая реформа Джотто и ее распространение в итальянской живописи треченто. Росписи, капеллы дель Арена в Падуе. Воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объема.

Новаторство в понимании объема и пространства в архитектуре: творчество Брунеллески.

Новаторская сущность творчества Донателло: «Давид» и «Кондотьер Гаттамелата».Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.


Творчество Мазаччо. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы. Фрески капеллы Бранкаччи.

Утонченность, хрупкость образов Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение. Творческий путь Леонардо да Винчи. Характерные черты: философское осмысление жизни, создание обогащенного типа человеческой красоты: Мадонна Бенуа, Мадонна Литта. Философская глубина и композиционное решение темы «Тайной вечери».Глубина портретов Леонардо: «Автопортрет», «Джоконда». Значение творчества Леонардо.

Письменная работа по репродукциям.

Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Станцы Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, портрета и монументальной живописи.

Творчество Микеланджело как наиболее яркое выражение идеалов Высокого Возрождения. Высокий гражданский пафос :«Давид», «Рабы», «Пьета»,ансамбль капеллы Медичи. Роспись Сикстинской капеллы. Архитектурные работы Микелеанжело. Значение его творчества.

Урок-семинар.

Сравнительная характеристика флорентийской и венецианской школ живописи.

Творчество Тициана. Блистательный колорит Тициана, передача радости и гармонии бытия. Тема страдания и гибели героя в позднем творчестве

Тициана как следствие общего кризиса Возрождения.

Джорджоне. Загадочность композиций художника.

Маньеризм. Возрождение идеалов эпохи Возрождения.

Контрольная работа по теме «Итальянское Возрождение».
Тема 7 . Северное Возрождение.

Особенности развития искусства эпохи Возрождения в Северной Европе. Связь со средневековыми традициями, влияние итальянского искусства.

Реалистическая реформа Яна ван Эйка. Роль искусства Питера Брейгеля в формировании демократической и социальной направленности крестьянского жанра и национального пейзажа. Иносказательность творчества П.Брейгеля.

Альбрехт Дюрер- один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецкого реализма.

Творчество Эль Греко. Трагический характер его образов.

Письменная работа по репродукциям: сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством Северного Возрождения: темы, сюжеты, изобразительная система.
Тема 8. Западноевропейское искусство 17-18вв.

Сложность формирования искусства 17в.Связь искусства и науки. Развитие национальных художественных школ. Сложное взаимодействие различных художественных течений (академизм, барокко, классицизм) в процессе формирования стилистического единства искусства 17в.

Искусство барокко – как реализация новых представлений о безграничности, постоянной изменчивости мира и его драматической сложности.

Творчество Диего Веласкеса- вершина исполнительской реалистической живописи. Композиционное и колористическое мастерство Веласкеса: «Завтрак», «Менины», «Пряхи». Историческая живопись: «Сдача Бреды».Портреты. Письменная работа.

Реалистическая основа и огромная жизнеутверждающая сила творчества П.П.Рубенса.

Творчество Рембрандта ван Рейна. Духовная значимость и философская глубина искусства Рембрандта. Роль света как средства усиления эмоциональной выразительности. Глубина психологической характеристики в портретах: « Ночной дозор», «Возвращение блудного сына». Высокое мастерство исполнения и глубина содержания в офортах Рембрандта.

Классицизм в искусстве Франции 17в. Возвышенность, нравственная чистота искусства Н.Пуссена.

Острая реалистическая наблюдательность, передача психологической сложности и тонкости чувств в произведениях А.Ватто.

Реакционной характер испанского абсолютизма.

Отражение героической борьбы и трагической судьбы испанского народа в творчестве Ф.Гойи. Цветовая и световая напряженность полотен Гойи. Реалистическая сущность и фантастическая форма серии офортов «Каприччос».


Тема 9 . Повторение, контрольный уроки.
По окончании 2 класса учащиеся должны:

  • знать характерные черты скульптуры Древнего Рима;

  • уметь различать памятники романские и готические;

  • иметь понятие о синтезе искусств;

  • знать основные произведения великих мастеров эпохи Возрождения;

  • понимать значение искусства эпохи Возрождения для дальнейшего развития искусства;

  • знать основные черты искусства барокко и классицизма.



3класс
Тема 1. Повторение
Тема 2. Французское искусство 19 века

Основные черты прогрессивного революционного романтизма. Его роль в развитии европейского искусства 19в. Борьба романтизма и классицизма. Э.Делакруа- глава прогрессивного романтизма.

Возникновение критического реализма во Франции. Становление реалистического пейзажа. Поэтическое видение природы в творчестве К. Коро. Проблема пленэра и барбизонская школа.

Создание новой живописной системы в западноевропейском искусстве 19в. Борьба с салонным и академическим искусством.

Значение творчества Э.Мане в развитии реалистических тенденций во французском искусстве.

К.Моне- вождь импрессионизма. Разработка пленэра и техники импрессионизма: «Бульвар Капуцинок в Париже». Серия картин: «Руанский собор».

Заостренность характеров и композиционное мастерство Э.Дега : «Голубые танцовщицы» и др.

Значение и обаяние образов О.Ренуара. Решение импрессионистами живописно-колористических проблем.

Творчество О. Родена. Реалистическая основа его творчества и влияние импрессионизма.

Влияние импрессионизма на развитие искусства других стран.



Практическая работа: выполнить небольшую работу в технике «пуантель».

Письменная работа по репродукциям.

Постимпрессионисты- предтечи современного западноевропейского искусства. Творчество П. Сезанна. Подчеркнутая эмоциональность, выразительность, экспрессивность живописи В. ван Гога. Обобщенно-декоративное понимание цвета Гогеном.

Практическая работа по репродукциям.

Тема 3. Искусство древних славян.

Искусство Киевской Руси 11-12 вв.

Многообразие и богатство художественного наследия Древней Руси. Культовые сооружения. Предметы быта, украшения.

Образование и расцвет Киевского государства. Деревянное зодчество Древней Руси. Киевская София- символ могущества и величия Киевского государства. Архитектурная композиция, мозаики и фрески. «Владимирская богоматерь»- ее история, одухотворенная человечность, мастерство исполнения.

Практическая работа: зарисовки в тетради.
Тема 4. Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 в.

Феодальная раздробленность Древней Руси 12 в. Сложение местных художественных школ. Своеобразие Владимиро-Суздальской художественной школы.

Гармоничная связь русской архитектуры с пейзажем. Церковь Покрова на Нерли. Успенский и Дмитриевский собор во Владимире.

Иконопись 12 в.


Тема 4. Искусство Новгорода 11-15 вв.
Лаконизм, суровая простота и богатырская мощь сооружений Новгорода 12 в. Новгородский Кремль. Развитие типа небольшого четырехстолпного храма. Церковь Спаса на Нередице.

Росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения. Внутренняя экспрессия и драматическая напряженность образов Ф. Грека. Своеобразие новгородской школы иконописи.



Практическая работа: зарисовки церквей.

Письменная работа.


Тема 6. Искусство Москвы 14-17 вв.

Рост самосознания русского народа, идеи создания централизованного государства.

Московский Кремль. Новый тип храма. Соборы Кремля.

Практическая работа: составление экскурсии по Кремлю.

Значение творчества А. Рублева для древнерусской живописи. Одухотворенность и философская глубина его творчества. Иконостас Благовещенского собора. Совершенство композиции и цветового строя

«Троицы».

Творчество Дионисия. Фрески Ферапонтова монастыря.

Завершение образования единого централизованного государства. Возникновение книгопечатания и оживление культурной жизни.

Создание шатровых храмов. Церковь Вознесения в Коломенском.

Собор Василия Блаженного : его план, композиция , декоративное решение.

Возрастающее значение светского начала в искусстве 17 в. Барочные тенденции в русской архитектуре конца 17 в. Новый характер изображения в иконах 17 в.



Практическая работа: «Русская архитектура».
Тема 7. Архитектура начала 18 в.

Экономический и политический расцвет России. Историческое значение реформ Петра 1.

Нарышкинское барокко- переходный период в русской архитектуре. Цельность архитектурного облика Петербурга. Творчество Ф. Б. Растрелли- расцвет русского барокко. Екатерининский дворец в Царском селе. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге.

Практическая работа: зарисовки в тетради.
Тема 8. Скульптура и живопись нач. 18 в.

Развитие реалистического портрета в русской скульптуре и живописи 18 в.

Творчество А. Матвеева, И. Никитина, А. Антропова. Типичность портрета, перерастающая в социальную характеристику.
Тема 9. Архитектура второй половины 18 в.
Образование Петербургской Академии художеств. Формирование в архитектуре стиля русского классицизма. Творчество крупнейших архитекторов России 18 в.: В. Баженов, М. Казаков.

Декоративно-прикладное искусство: роспись интерьеров, мебель, фарфор, шпалеры.



Практическая работа: зарисовки в тетради.
Тема 10. Скульптура и живопись второй половины 18 в.

Памятник Петру 1 Э. Фальконе, раскрывающий не только образ Петра, но и смысл его деятельности, его роли в исторической судьбе России.

Острота и объективность социальных характеристик образов Ф. Шубина: портреты М. Ломоносова, А. Голицына, Павла 1.

Становление классицизма в русской живописи. Понятия «академическая живопись» и «академизм». Система обучения в старой Академии художеств.

Развитие реалистического портрета в русской живописи 18 в.: творчество Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского.

Становление бытового жанра и пейзажа.

Зависимое положение крепостных художников и их роль в развитии русского искусства.
Тема 11. Повторение.
По окончании 3 класса учащиеся должны:


  • научиться чувствовать в пейзаже состояние световоздушной среды, настроение, переходное состояние природы, выделяя элементы формы, которые использует художник для их передачи;

  • знать этапы развития древнерусского искусства;

  • знать о коренных изменениях, происшедших в искусстве России 18 века.


4 класс.

Тема 1. Повторение.
Тема 2. Архитектура и скульптура 1-ой половины 19 в.

Общенародный патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г. Восстание декабристов.

Архитектура начала 19 в.: В. Воронихин, А. Захаров, Т. де Томон, К. Росси.

Расцвет скульптуры зрелого классицизма.



Практическая работа: зарисовки архитектуры.
Тема 3. Живопись 1-ой половины 19 в.

Классические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи 1-ой пол. 19 в. Новые черты в живописи. Интерес к жизни народа.

О. Кипренский. Черты романтизма в творчестве художника.

В. Тропинин- мастер камерных, интимных портретов: «Кружевница», «Портрет Пушкина», «Портрет сына» и др.



Письменная работа: сравнительная характеристика портретов Кипренского и Тропинина.

Жанровая живопись А. Венецианова. Образы русских крестьян и русской природы: «Гумно», «Весна. На пашне», «Захарка». Венециановская школа.

Академические традиции и черты романтизма в творчестве К. Брюллова.

Историческая и портретная живопись. Сочинение по картине «Последний день Помпеи».

Творчество А. Иванова. Работа над картиной «Явление Христа народу».

Творчество П. Федотова. Сатирическое изображение различных слоев общества в бытовых картинах: «Свежий кавалер», «Сватовство майора»,

«Анкор, еще анкор!».

Практическая работа по репродукциям.
Тема 4. Жанровая живопись 2-ой половины 19 в.

Общественное движение в России 60-х-70-х гг. Протест против академического искусства : «бунт 14». Возникновение Товарищества передвижных художественных выставок.

Творчество одного из основоположников критического реализма В. Перова.

Обличение духовенства. Изображение тяжелейшей доли русского народа.

Портреты В. Перова.

И. Крамской- организатор, теоретик и идейный вождь передвижников. Портреты передовых деятелей русской литературы: Толстого, Некрасова.

Тематическая картина «Христос в пустыне».

Письменная работа по репродукциям.
Тема 5. Творчество И. Репина.

Этапы творческого пути. Отражение тяжелой жизни народа: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии». Революционные и исторические картины. Яркость образов, социальная значимость, особенности композиционного решения.


Тема 6. Пейзажная живопись 19 в.

Обращение художников к русскому национальному пейзажу. Раскрытие в образах природы настроений и переживаний человека.

Романтизм произведений И. Айвазовского. Особенности пейзажей А. Саврасова. Лиризм и тонкие нюансы настроения в пейзажах Ф. Васильева. Колористические решения пейзажей А. Куинджи.

Творчество И. Левитана- вершина развития русского национального пейзажа. Передача настроений и чувств человека, обобщающий образ Родины. Композиция и колорит произведений Левитана.


Тема 7. Повторение, контрольные уроки.
Тема 8. Историческая живопись 19 в.

В. Суриков- великий русский исторический живописец. Новое понимание исторического процесса. Раскрытие активного участия народа в исторических событиях- основная идея исторических полотен Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове».

Композиционное и колористическое мастерство художника.

Былинно-сказочный характер образов В.М. Васнецова: «Аленушка», «Богатыри». Обращение к эпосу и истории.



Письменная работа по репродукциям.
Тема 9. Русское искусство конца 19- начала 20 вв.

Рост революционного сознания народных масс.

Творчество В. Серова- великого русского портретиста. Колористическое мастерство, новаторство живописных приемов, острота психологических характеристик.

Импрессионистические тенденции в творчестве К. Коровина.

Творчество М. Врубеля. Живописное мастерство, повышенная эмоциональность образов. Фантастические образы: «Царевна-Лебедь», «Пан», «Демон». Эскизы росписей Владимирского собора в Киеве.

Объединение художников «Мир искусства». Обращение к истории русского искусства. Театральные работы и графика.

Работы скульпторов Голубкиной, Коненкова, Антокольского.
Тема 10. Повторение. Собеседование.
Тема 11. Беседы о русском искусстве 20 века.

Сложный и противоречивый характер искусства 20 в. Распространение и быстрая смена различных течений.

Фовисты и группа «Мост». Красочность, оптимизм, декоративность творчества А. Матисса.

П. Пикассо. Гуманизм его работ и обличение сущности фашизма.

Творчество и жизнь великого архитектора А. Гауди.

По окончании 4 года обучения ученики должны:



  • знать основные общественные проблемы, которые были в центре внимания русского искусства 19 века;

  • понимать значение русского реалистического искусства;

  • знать некоторые группировки и объединения художников начала 20 века;

  • иметь начальные навыки анализа творческих направлений и творчества отдельных художников.


Список литературы.

  1. Газета «Искусство».

  2. Древний Египет и Греция. Детская энциклопедия.- М, Терра, 1997.

  3. Журнал «Юный художник».

  4. История искусств: Учебное пособие для учащихся художественных школ и училищ / Авторы-составители А. Воротников, О. Горшковоз, О. Еркина.- Мн.: Современный литератор, 1999 г.

  5. Любимов Л. Искусство Древнего мира.- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002г.

  6. Любимов Л. Искусство Западной Европы: Сред. Века. Возрождение в Италии.- 2 изд-е,- М.: Просвещение, 1982 г.

  7. Лескова И. Мировая художественная культура: Конспекты уроков.-Волгоград.: Учитель, 2002 г.

  8. Мифы: Энциклопедия.- М.:ООО «Росмэн-издат», 2001 г.

  9. Самин Д.К. 100 великих памятников. М.,: Вече, 2001 г.

  10. Этюды об изобразительном искусстве.: Кн. для учащихся./ М. Алпатов, М. Алленов и др.; Сост. Н.И. Платонова, В.Ф. Тарасов- 2 изд.- М. : Просвещение, Владос, 1999 г.

  11. Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М., Педагогика, 1983 г.