Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке тема года «Содержание и форма в музыке»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке тема года «Содержание и форма в музыке»



страница1/4
Дата19.08.2017
Размер0.66 Mb.
ТипРабочая программа


  1   2   3   4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 5-8 кл., учебного плана МБОУ «СОШ № 6» НМР РТ на 2014-2015 учебный год.

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплек­та: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2009), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, мето­дические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

Рабочая программа - нормативно-управленческий документ, характеризующий систему ор­ганизации образовательной деятельности педагога.

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потреб­ностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образо­вания на основе государственного образовательного стандарта.



Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образо­вания в 7 классе федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса актуализирует проблему, связанную с взаимодей­ствием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»), подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) не­разрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.В первой части программы учебника для 7 класса рассматриваются следующие вопросы: Что такое музыкальное содержание?


  • Что представляет собой музыкальный образ?

  • Как музыкальные жанры влияют на содержание произведения?

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».

  • Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух- и трехчастные формы, рондо, вариации?

  • Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции?

  • Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и в крупных музыкальных жан­рах - опере, симфонии?

Структура документа.

Рабочая программа по музыке для 7 класса включает следующие разделы:



    1. Титульный лист (название программы).

    2. Пояснительная записка.

    3. Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 7 класса.

    4. Список литературы.

    5. Учебно-тематический план.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наибо­лее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образова­тельного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с уче­том особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Изучение учебного предмета «Музыка» в 7 классе направлено на расширение опыта эмоцио­нально-ценностного отношения школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально- творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в предыду­щие годы обучения в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, развитие

музыкального мышления, формирование представления о музыке как о виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.



Целью уроков музыки в 7 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического фор­мирования личности.

Задачи музыкального образования:



  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого чело­века;

  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музы­кальных переживаниях;

  • способствовать развитию интереса к музыке;

  • способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к верши­нам музыкального искусства;

  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных про­изведений.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольк­лор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных компози­торов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направле­ны на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнитель­ской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое инто­нирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т. д.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо испол­нительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полю­бившихся музыкальных произведений), в самостоятельной индивидуальной и коллективной ис­следовательской (проектной) деятельности и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.



Для реализации программного содержания используются:

    1. Науменко, Т. И. Музыка. 7 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. И. Нау- менко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2009.

    2. Науменко, Т. И. Музыка. Дневник музыкальных размышлений. 7 класс [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2010.

    3. Музыка. 7 класс [Текст] : нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя : учеб.-метод, пособие / сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М.: Дрофа, 2006. - 248 с.: ноты.

4. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD / Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - М. : Дрофа, 2009.-2 электрон, опт. диска (CD-Rom).

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям феде­рального компонента государственного стандарта среднего общего образования, поэтому в про­грамму не внесено изменений.

Количество часов в год - 35.

Учебно-тематический план

раздела

урока

Содержание (темы уроков)

Кол-во часов

1

2

3

4

Тема года: «Содержание и форма в музыке»




1

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

I

Содержание в музыке

3




2

Музыку трудно объяснить словами

1




3-4

Что такое музыкальное содержание

2

II

Каким бывает музыкальное содержание

5




5

Музыка, которую необходимо объяснять словами

1




6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1




7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова

1




8

Когда музыка не нуждается в словах

1




9

Содержание в музыке

1

III

Музыкальный образ

3




10

Лирические образы в музыке

1




11

Драматические образы в музыке

1




12

Эпические образы в музыке

1

IV

О чем рассказывает музыкальный жанр

4




13

«Память жанра»

1




14

Такие разные песни

1




15

Такие разные танцы

1




16

Такие разные марши

1

V

Что такое музыкальная форма

3




17

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

1




18

Художественная форма – это ставшее зримым содержание

1




19

От целого к деталям

1

VI

Музыкальная композиция

8




20

Какой бывает музыкальная композиция

1




21

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период)

1




22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

1




23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

1




24-25

Многомерность образа в форме рондо







26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

1




27

Музыкальная композиция

1

VII

Музыкальная драматургия

8




28

Музыка в развитии

1




29

Музыкальный порыв

1




30-31

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

2




32-33

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»

2




34

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

1




35

Содержание и форма в музыке (заключительный урок)

1


Средства обучения:

  1. Печатные пособия:

  • Комплект портретов композиторов.

    1. Информационно-коммуникационные средства:

  • «Антология русской симфонической музыки» (8 CD).

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (8 CD).

  • «Большая энциклопедия России. Искусство России» (CD).

  • Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» (CD).

  1. Технические средства обучения: - компьютер,

  • музыкальный центр.

4. Учебно-практическое оборудование:

  • музыкальный инструмент,


Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса заключаются:

  • в понимании главных особенностей содержания и формы в музыке, осознании их органиче­ского взаимодействия;

  • в умении определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежно­стью к лирике, драме, эпосу и отразить это понимание в размышлениях о музыке;

  • в умении находить связь между жизненными явлениями и их художественным воплощени­ем в образах музыкальных произведений;

  • в умении находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными на уроках;

  • в изучении новых терминов и понятий - прелюдия, оратория, романтизм, фуга, серенада;

  • в осмыслении характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии;

  • в понимании художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации);

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности.

Литература

Методические пособия для учителя:

    1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст] / Э. Б. Абдуллин. - М.: Изда­тельский центр «Академия», 2004.

    2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

    3. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.

    4. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.

    5. Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст] : методическое пособие для учителей / Н. Гриша- нович. - Минск: Юнипресс, 2006.

    6. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

    7. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.

    8. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.

    9. Клёнов, А. Там, где музыка живёт [Текст] / А. Клёнов. - М.: Педагогика, 1985.

    10. Могилевская, С. У лиры семь струн [Текст] : научно-художественная литература / С. Мо- гилевская ; худож. Н. Мищенко. - М.: Детская литература, 1981.

  1. Музыка. 7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.

  2. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности [Текст] : теория и практика / Г. М. Цы- пин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  3. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Л. В. Школяр. - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2001.

Дополнительная литература для учащихся:

    1. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Ми­нина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.

    2. Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

    3. Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Му­зыка, 1972.

    4. Прохорова, И. А. Советская музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Му­зыка, 1972.

    5. Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. - М.: КРОН-Пресс, 1998.

    6. Саминг, Д.-К. 100 великих композиторов [Текст] / Д.-К. Саминг. - М.: Вече, 1999.

    7. Финкелыитейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкелынтейн. - СПб.: Компози­тор, 1997.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

      1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki

      2. Житие преподобного Романа Сладкопевца [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rostl/842.html

      3. Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

      4. Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/ contents.nsf/enc_music

      5. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru

      6. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con- tents. nsf/ dic_mus ic

      7. Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.



Каталог: upload -> images -> files
files -> Реферат спорт-альтернатива пагубным привычкам ученица мбоу сош №12 г. Казани 11 «Б» класса Гилязова А. О
files -> К рабочей программе по предмету история на 2014-2015 год для 5 класса Количество часов
files -> Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Бишевская средняя общеобразовательная»
files -> Программа по русскому языку для VII класса создана на основе нормативных документов
files -> Правила оформления документов содержание основные понятия делопроизводства 2 общие нормы и правила оформления документов 8
files -> Реферат должен быть оформлен соответствующим образом
files -> Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии 050144 «Помощник воспитателя» (350часов)
  1   2   3   4

  • Место предмета в базисном учебном плане.
  • 35 часов в год (1 час в неделю).
  • Целью уроков музыки в 7 классе
  • Задачи музыкального образования
  • Для реализации программного содержания используются
  • Учебно-тематический план
  • Содержание (темы уроков)
  • Тема года: «Содержание и форма в музыке»