Рабочая программа по дисциплине Общая и социальная психология для студентов специальности 050905- социальная работа

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по дисциплине Общая и социальная психология для студентов специальности 050905- социальная работа



страница1/6
Дата19.08.2017
Размер1.21 Mb.
ТипРабочая программа


  1   2   3   4   5   6
Ф СО ПГУ 7.18.1/01

Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра психологии и педагогики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Общая и социальная психология

Павлодар

Ф СО ПГУ 7.01.1/05

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Кафедра психологии и педагогики


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Общая и социальная психология

для студентов специальности 050905- Социальная работа

Павлодар

Ф СО ПГУ 7.18.1/08


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

___________ Пфейфер Н.Э.

«___» _____________2007г.

Составитель: доцент, к.п.н. ____________ Гущина Л.Ю.
Кафедра психологии и педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Общая и социальная психология

для студентов специальности 050905- Социальная работа

Рабочая программа разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта специальности и типовой программы Общая и социальная психология, утверждена от 11.05.2005. № 289, МОН РК.
Рекомендована на заседании кафедры от «___»__________2007г.

Протокол № ______.


Заведующий кафедрой ________________ Кертаева К.М.

Одобрена методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства «___»___________2007г. Протокол № ____


Председатель МС ___________________ Семенова М.В.

СОГЛАСОВАНО

Декан факультета ______________ Сарбалаев Ж.Т. «__»_________2007г.



ОДОБРЕНО ОПиМО

Начальник ОПиМО ___________ Головерина Л.Т. «__»__________2007г.



Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: вооружить студентов знанием теоретических основ современной психологии; формировать профессионально-значимые качества будущих социальных работников в процессе обучения психологии.

Задачи дисциплины:

- познакомить студентов с основными положениями современной общей и социальной психологии;

- вооружить студентов системой знаний о категориях, методах общей психологии; закономерностях психического развития;

- обеспечить усвоение основных понятий, предусмотренных программой к изучению, раскрыть ведущие идеи курса;

- способствовать расширению психолого-педагогического и научного кругозора студентов;

- развивать профессиональную коммуникацию и педагогические способности будущих педагогов;

- обучить студентов приемам и способам самостоятельной деятельности;

- научить выделять в психологических фактах и закономерностях проявления общефилософских законов, устанавливать межпредметные связи.

Студент должен знать: основные положения общей и социальной психологии, основанной на диалектико-материалистическом учении о психике, содействуя формированию научного мировоззрения.

Студент должен уметь: разбираться в социально-психологических феноменах в развитии личности и общества, использовать полученные знания на практике.
Пререквизиты: философия, анатомия и физиология, педагогика, социология, психология развития, психодиагностика.

Содержание дисциплины
Ф СО ПГУ 7.18.1/14


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекц.

Практ.

СРСП

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1 Введение в общую психологию

Предмет психологии, ее задачи и методы



1

0,5

1

2

2

Краткий исторический очерк развития психологии

1

0,5

1

2

3

Развитие психики человека и животных

1

0,5

1

2

4

Развитие сознания человека

1

0,5

1

2

5

Раздел 2. Психология деятельности и познавательных процессов

Психологическая характеристика деятельности



1

0,5

1

2

6

Ощущения и восприятие

2

1

0,5

4

7

Внимание

1

0,5

0,5

2

8

Память

1

0,5

0,5

4

9

Мышление

1

0,5

1

2

10

Речь

1

0,5

0,5

2

11

Воображение и представление

1

0,5

0,5

4

12

Эмоции и чувства

1

0,5

1

2

13

Воля

1

0,5

1

2

14

Раздел 3. Психология личности

Психологическая характеристика личности



1

0,5

1

2

15

Темперамент

1

0,5

0,5

4

16

Характер

1

0,5

1

2

17

Способности

1

0,5

1

2

18

Раздел 4. Социальная психология как наука

Предмет и объект социальной психологии



1

1

1

2

19

Методологические основы социальной психологии

1

0,5

1

2

20

Общение как основа и источник формирования социальной психики

1

0,5

1

2

21

Психология малых групп

2

0,5

0,5

5,5

22

Социально-психологические особенности больших общностей и групповая психодинамика

1

0,5

1

2

23

Психология взаимоотношений и сплочения групп

1

0,5

1

2

24

Конфликты в группах, их профилактика и разрешение

1

0,5

1

2

25

Психология стихийного поведения

1

0,5

0,5

2

26

Общественные движения

1

0,5

0,5

2

27

Гендерные группы

1

0,5

0,5

2

28

Психосоциальная патология

1

0,5

0,5

2

ИТОГО:

30

15

22,5

67,5

Ф СО ПГУ 7.18.1/14




ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

п/п

Наименование тем

Количество часов

Лекц.

Практ.

СРСП

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Раздел 1 Введение в общую психологию

Предмет психологии, ее задачи и методы



0,5




1

4

2

Краткий исторический очерк развития психологии




1




4

3

Развитие психики человека и животных

0,5







4

4

Развитие сознания человека

0,5







4

5

Раздел 2. Психология деятельности и познавательных процессов

Психологическая характеристика деятельности



0,5




1

4

6

Ощущения и восприятие

0,5







4

7

Внимание

0,5







4

8

Память

0,5







4

9

Мышление

0,5







4

10

Речь




1




4

11

Воображение и представление




1




4

12

Эмоции и чувства




1




4

13

Воля




1




4

14

Раздел 3. Психология личности

Психологическая характеристика личности



0,5




1

4

15

Темперамент




1

1

4

16

Характер




1

1

4

17

Способности

0,5




1

4

18

Раздел 4. Социальная психология как наука

Предмет и объект социальной психологии



0,5




1

4

19

Методологические основы социальной психологии

0,5




0,5

4

20

Общение как основа и источник формирования социальной психики

0,5




0,5

4

21

Психология малых групп

0,5




0,5

4

22

Социально-психологические особенности больших общностей и групповая психодинамика

0,5




0,5

3

23

Психология взаимоотношений и сплочения групп

0,5




0,5

3

24

Конфликты в группах, их профилактика и разрешение

0,5




0,5

3

25

Психология стихийного поведения

0,5




0,5

3

26

Общественные движения

0,5




0,5

3

27

Гендерные группы

0,5







3

28

Психосоциальная патология




1

1

3

ИТОГО:

10

8

12

105


Содержание лекционных занятий
Раздел 1. Введение в общую психологию

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

Значение психологических знаний для обучения и воспитания. Психологические аспекты образования. Принципиальная невозможность решения проблем обучения и воспитания детей без участия психологов. Необходимость знания педагогом общей психологии: происхождения, функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Значение возрастной психологии для педагогики. Роль дифференциальной психологии, психофизиологии, генетической психологии для обучения и воспитания личности. Использование данных медицинской психологии, патопсихологии и социальной психологии. Проблема профессиональной психологической подготовленности учителя и воспитателя. Вклад психологии труда, психотерапии и психокоррекции в решение проблем образования.

Определение психологии как науки. Примеры явлений, которые, изучает современная психология. Доступность и трудность их научного познания. Изменение и расширение предмета психологии с древнейших времен до наших дней, ее пополнение теориями и методами других наук. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии, жизненная роль соответствующих явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Поведение и деятельность как предмет психологии. Основные общие и частные (абстрактные и конкретные) понятия, с помощью которых описываются изучаемые в психологии явления.

Основные отросли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук.

Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. Опрос, эксперимент и психологические тесты. Связь методов психологии с методами других наук. Моделирование в психологии. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике.
Тема 2. Краткий исторический очерк развития психологии

Возникновение психологических знаний. Древность интереса к психологическим знаниям. Понимание души как первопричины движения и тепла. Анимизм как исторически первое учение о душе. Проблема взаимосвязи тела и души. Материалистическое понимание души. Достижения в развитии психологии, связанные с материализмом и идеализмом. Состояние психологической науки накануне эпохи Возрождения.

Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIXв. Успехи механики и ее влияние на Другие науки, Проникновение механических идей в науку о душе: Учение Р.Декарта о рефлексе. Дуализм Души и тела, его трактовка в работах Б.Спинозы. Эмпиризм и сенсуализм. Переход к пониманию психологии как науки о внутреннем опыте. Возникновение интроспекции как основного метода психических исследований. Ассоциативная психология и ее развитие. Открытия в области анатомии и физиологии центральной нервной системы. Книга И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», ее значение для дальнейшего развития отечественной психологии.

Преобразование психологических знаний с середины 19 в. До второй половины 20 в. Успехи медицины и психиатрической практики, углубленное понимание законов работы мозга человека. Появление теории эволюции Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Превращение психологии в самостоятельную науку. Становление экспериментальной психологии В. Вунда, психофизиологии и психофизики. Появление тестов и психологии индивидуальных различий. Состояние и основные направления психологических исследований в предкризисный период. Причины и суть кризиса психологии, возникшего на рубеже 19-20 вв. становление новых направлений в науке о поведении человека и его психологии: бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Краткая характеристика каждого из этих направлений, их современное состояние. «Понимающая» психология как реакция на трудности поиска научного объяснения сложных психологических явлений. Когнитивная психология. Необихевиоризм и неофрейдизм. Генетическая психология Ж. Пиаже. Новейшие тенденции в развитии психологических знаний.

Становление и современное состояние психологии в нашей стране. Развитие отечественной психологической мысли. Борьба материализма и идеализма в психологии до Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Основные направления научных исследований советских психологов в 20-е годы. Учение И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, К.Н. Корнилова, М.Я. Басова. Возникновение новых научных школ С.Л. Рубинштейна, Л.С.Выготского, Б.Г. Ананьева и др. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития психологии. Развитие психологической мысли в Казахстане.


Каталог: arm -> upload -> umk
umk -> Программа дисциплины для студентов по дисциплине «Историческое краеведение»
umk -> Программа обучения по дисциплине (Syllabus) Профессиональный русский язык для студентов специальности 5В050900
umk -> Программа обучения по дисциплине ( Syllabus )
umk -> Методические указания к реферату по дисциплине «Введение в специальность» для студентов специальности бакалавриат 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»
umk -> Программа дисциплины (Syllabus) eekf 5202 Этическое и эстетическое в казахской философии Павлодар, 2013г
umk -> Программа дисциплины (Syllabus) dsik древняя и средневековая история Казахстана Павлодар
umk -> Рабочая программа по дисциплине Словообразование современного русского языка для студентов специальности 5В020500 Филология
umk -> Программа дисциплины (Syllabus) ik 1101 История Казахстана Павлодар, 2013 г
umk -> Программа обучения по дисциплине (Syllabus) Этнопсихология для студентов специальности
umk -> Программа обучения по дисциплине (Syllabus) История тюркских народов для студентов специальности 050114
  1   2   3   4   5   6

  • УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Общая и социальная психология для студентов специальности 050905- Социальная работа Павлодар Ф СО ПГУ 7.18.1/08 УТВЕРЖДАЮ
  • СОГЛАСОВАНО
  • Задачи дисциплины
  • Студент должен уметь
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ № п/п Наименование тем
  • Содержание лекционных занятий Раздел 1. Введение в общую психологию Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
  • Определение психологии как науки.
  • Основные отросли психологии.
  • Методы исследования в психологии.
  • Тема 2. Краткий исторический очерк развития психологии Возникновение психологических знаний.
  • Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX в.
  • Преобразование психологических знаний с середины 19 в. До второй половины 20 в.
  • Становление и современное состояние психологии в нашей стране.