Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа по биологии для 5-9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования



страница1/4
Дата29.04.2018
Размер0.58 Mb.
ТипРабочая программа


  1   2   3   4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.

В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Демонстрация», «Лабораторные и практические работы».

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Учебное содержание курса биологии включает:

1) «Биология. Введение в биологию. 5 класс». 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;

2) «Биология. Живой организм. 6 класс» 35/70 ч, 1/2 ч в неделю;

3) «Биология. Многообразие живых организмов. Растения, грибы, бактерии. 7 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;

4) «Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс» 70 ч, 2 ч в неделю;

5) «Биология. Человек. 9 класс» 70 ч, 2 ч в неделю.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5—9 классов реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 кл.».

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.

Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.

В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280—350 часов.

Данный курс имеет линейную структуру.

Вариативная часть , формируемая участниками МБОУ Кутуликсакя СОШ , составляет 0,25 часа в курсе биологии «Редкие , исчезающие виды растений и животных Аларского района»- 3 урока.
В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе — растения, грибы, бактерии, 8 класс — животные, 9 класс — человек.

Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса, и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:


— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы,

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы,

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей,

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии,

— определять принадлежность биологических объектов одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека,

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами,

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.



Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:


— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— систематизировать и обобщать разные виды информации;

— составлять план выполнения учебной задачи;

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3мин;

— находить и использовать причинно‑следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения предмета учащиеся 5 классов должны :

знать / понимать

-особенности жизни как формы существования материи,

-фундаментальные понятия биологии,

- о существовании эволюционной теории ,

-основные группы прокариот ,грибов ,растений и животных ,особенности их организации ,многообразие ,а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов ,основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства ,в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека,

уметь


-пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений ,животных ,в т.ч.и человека,

-давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам,

-работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований,

-работать с учебной и научно-популярной литературой ,составлять план ,конспект ,реферат,

-владеть языком предмета,

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомлений учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся ,необходимо учитывать:

-правильность и осознанность изложения содержания ,полноту раскрытия понятий , точность употребления научных терминов,

-степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений,

-самостоятельность ответа,

-речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
ОТМЕТКА " 5" ставится ,если :

-полно раскрыта содержание материала в объеме программы и учебника.,

-четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий ,верно использованы научные термины,

-для доказательства использованы различные умения ,выводы из наблюдений и опытов,

-ответ самостоятельный ,использованы ранее приобретенные знания.
ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-раскрыто основное содержание материала,

-в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины,

- ответ самостоятельный ,

-определения понятий неполные , допущены незначительные нарушения последовательности изложения , небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
ОТМЕТКА " 3 "ставится ,если :

-усвоено основное содержание учебного материала ,но изложено фрагментарно, не всегда последовательно,

-определения понятий недостаточно четкие,

- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении,

-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
ОТМЕТКА " 2 " ставится , если:

-основное содержание учебного материала не раскрыто,

- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя,

-допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.


ОТМЕТКА " 1 " ставится ,если :

- ответ на вопрос не дан.

ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
1.Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать :

-самостоятельность подбора оборудования и объектов,

-последовательность в выполнении работы по закладке опыта,

-логичность и граммотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
ОТМЕТКА "5" ставится , если :

-правильно определена цель опыта ,

-самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов , а также работа по закладке опыта,

-научно грамотно ,логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.


ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно определена цель опыта,

-самостоятельно проведена работа по подбору оборудования , объектов

-при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки,

- в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта,

- в описании наблюдений из опыта допущены неточности , выводы неполные.


ОТМЕТКА " 3 " ставится ,если :

-правильно определена цель опыта,

-подбор оборудования и объектов , а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя,

-допущены неточности и ошибки при закладке опытов, описании наблюдений ,формулировании выводов.

ОТМЕТКА " 2 " ставится ,если:

- не определена самостоятельно цель опыта, не подготовлено нужное оборудование,

-допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
ОТМЕТКА " 1 " ставится , если :

-полное неумение заложить и оформить опыт.

2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать :

-правильность проведения наблюдений по заданию,

-умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.


ОТМЕТКА " 5 " ставится , если:

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта,

-логично, научно ,грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.


ОТМЕТКА " 4 " ставится , если :

-правильно по заданию учителя проведено наблюдение,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта названы второстепенные ,

-допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.


ОТМЕТКА " 3 " ставится , если :

-допущены неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.,

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта выделены лишь некоторые,

-допущены ошибки(1-2) в оформлении наблюдений и выводов.


ОТМЕТКА " 2 " ставится , если :

-допущены ошибки( 3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя,

-неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта ,

-допущены ошибки (3-4 ) в оформлении наблюдений и выводов.


ОТМЕТКА " 1 " ставится , если:

-не владеет умением проводить наблюдение.

Содержание учебного предмета.


п/п

Раздел

Содержание

Кол-во часов.

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение .



Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование,

увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп.

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества,

их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их

роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.



9 часов.

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов .



Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых

организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Охрана живой природы.


11 часов

3

Раздел 3. Среда обитания живых организмов .


Наземно‑воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде

обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.


7 часов

4

Раздел 4. Человек на Земле.

Научные представления о происхождении человека.

Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки.

Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его

причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия,

борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях

природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.



8 часов.


Каталог: uploads -> doc
doc -> Реферат по дисциплине: «Физическая география России и методика обучения с икт» По теме: «Характеристика морей, омывающих Россию на севере
doc -> Кгу «Гимназия №1 г. Темиртау» Учитель истории Чудновец Надежда Андреевна
doc -> Богатство народа в его языке
doc -> «День языков народов Казахстана»
doc -> Программа прикладного курса по истории Казахстана «История Казахстана в лицах»
doc -> Казахстанская
doc -> Внутреннее и внешнее положение казахского
doc -> «Введение. Внутреннее и внешнее положение казахского ханства в первой четверти XVIII века»
doc -> Программа профессионального модуля пм. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
doc -> Саватеев Роман, фнп, 411 гр
  1   2   3   4

  • Предметные результаты обучения
  • Метапредметные результаты обучения
  • Личностные результаты обучения
  • Требования к уровню подготовки учащихся.
  • ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ