Рабочая программа междисциплинарного курса «музыкальная литература зарубежных стран» По специальности 073002 «теория музыки»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа междисциплинарного курса «музыкальная литература зарубежных стран» По специальности 073002 «теория музыки»



страница1/6
Дата19.08.2017
Размер1.02 Mb.
ТипРабочая программа


  1   2   3   4   5   6


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСИ

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение СПО

«Колледж искусств» управления культуры администрации Магаданской области
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

По специальности 073002 «теория музыки»

(II курс 3-4 семестры)
Квалификация выпускника:

преподаватель, организатор музыкально-просветительской деятельности


«ТЕОРИЯ МУЗЫКИ»

ОД 02.04; ОП 01; УП 01

Год обучения: 2

3-4 семестры

Обязательная учебная

нагрузка - 324 часа

из них:216 м/гр

самост. работа студентов:108 часов
по УП: К.02

Год обучения: 2

3-4 семестры

Обязательная учебная

нагрузка: 33 инд. часа

Рабочая программа междисциплинарного курса по специальности 073002 «Теория музыки» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.06.2010г. № 725

Организация разработчик: ОГБОУ СПО «Колледж искусств» управления культуры администрации Магаданской области

Разработчик: преподаватель отделения теории музыки А.В. Белая


Рецензент: преподаватель отделения теории музыки Н.К. Озерова


Рассмотрена

на заседании ПЦК

музыкального отделения

Протокол № ____ от ____________

Председатель цикловой комиссии

________________ И.Н. Николаева




Утверждаю:

Заместитель директора по учебной работе

_______________________ Л.И. Пичугова

«____»_________________ 20____ г.






Магадан 2012
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная программа междисциплинарного курса «Музыкальная литература зарубежных стран» по специальности 073002 «Теория музыки» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по данной специальности, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учетом вида образовательного учреждения, образовательных потребностей обучающихся. Учебная программа включают в себя учебный план, учебную программу дисциплины.

Целью разработки учебной программы является методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по данной специальности.

1.2. НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Учебная программа по дисциплине «Музыкальная литература зарубежных стран» междисциплинарного курса ОД.02.04, ОП.01 и УП.01 является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 073002 «Теория музыки».

Предмет «Музыкальная литература зарубежных стран» в средних профессиональных учебных заведениях занимает важное место в цикле специальных дисциплин, является составной частью профессиональной подготовки и эстетического воспитания учащихся. Курс музыкальной литературы ориентирован на изучение музыкально-исторического процесса в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих специалистов. Эта дисциплина способствуют формированию музыкального вкуса студентов, учит пониманию музыкальных явлений в контексте художественной эпохи, исторического процесса и в неразрывной связи с другими видами искусств, значительно обогащает слуховой опыт студентов, расширяет и углубляет их представления в области музыкального пласта мировой культуры.

1.3. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет «Музыкальная литература зарубежных стран» изучается на протяжении 1, 2, 3 и 4 семестров. Данная учебная рабочая программа дисциплины «Музыкальная литература зарубежных стран» по специальности 073002 «Теория музыки» составлена на 3 и 4 семестры.

Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 324 часа, включая:


  • обязательная аудиторная учебная нагрузка студента – 216 часов,

  • самостоятельная работа студента (СРС) – 108 часов.

Код разделов учебного плана

Всего часов

Аудиторная учебная нагрузка (кол-во час.)

Самостоятельная работа студентов (кол-во час.)

ОД. 02.04

162

108

54

ОП. 01

108

72

36

УП. 01

54

36

18




324

216

108

Помимо аудиторных часов на каждого обучающегося студента приходится 33 индивидуальных часа (УП: К. 02).

В соответствии с количеством учебных недель, зафиксированных в учебном плане, учебная нагрузка по семестрам II курса распределяется следующим образом:



Семестры

3 семестр

4 семестр

Кол-во учебных недель

16 недель

20 недель

Кол-во аудиторных часов

96

120

Кол-во часов по СРС

48

60

Кол-во индивидуальных часов

16

17

1.4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая учебная программа построена по монографическому принципу в соответствии с программой курса музыкальной литературы зарубежных стран 3 и 4 семестров. Данная программа исходит:



  • из Программы, утвержденной Управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР в 1988 г., г. Москва, сост. Р. И. Барановская, А. С. Кушнир;

  • из Программы, утвержденной Министерством культуры Российской Федерации, научно-методическим центром по художественному образованию в 2004 г., Москва, сост. И. А. Писаревская, М. В. Медведева;

  • из Примерной программы общепрофессиональной дисциплины «ОД.02.04; ОП.01 Музыкальная литература» по специальности 073002 «Теория музыки», ФГБОУ СПО «Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского», г. Москва, 2011 г., сост. О. Б. Хвоина, Е. Д. Кузнецова

Курс включает 36 тем и делится два раздела: «зарубежная музыка XIX века» (раздел начинается с монографической темы «Ф.Шопен») и «зарубежная музыка XX века». Тематика курса состоит из обзорных тем и монографических тем, включающие изучение жизненного и творческого пути композитора и списка его произведений.

Первый раздел содержит 17 тем (монографические - № 1, 3-7, 9-10, 12-14, 16-17; обзорные - № 2, 8, 11, 15), начинается с изучения монографической темы «Ф. Шопен» и завершается изучением творчества французских композиторов К. Дебюсси и М. Равеля.

Второй раздел содержит 19 тем (монографические - № 19-33, 35-36; обзорные - № 18, 34) и посвящен изучению западноевропейской музыки XX века.


    1. 1.5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения курса является формирование:

  • музыкально-гуманитарной базы,

  • создание широкого профессионального кругозора в объеме, необходимом для последующих форм профессиональной деятельности:

  • педагогической (учебно-методическое обеспечение учебного процесса в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО);

  • организационной, музыкально-просветительской и репетиционно-концертной в творческом коллективе;

  • корреспондентской деятельности в средствах массовой информации сферы музыкальной культуры;

  • овладение профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

В результате освоения данной дисциплины у выпускников формируются следующие компетенции:

  • общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Использовать умения и знания профильных дисциплин федерального компонента среднего (полного) общего образования в профессиональной деятельности.


  • профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских музыкальных школах, других образовательных учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО.

ПК 1.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 1.3. Использовать базовые знания и навыки по организации и анализу учебного процесса, по методике подготовки и проведения урока в классе музыкально-теоретических дисциплин.

ПК 1.4. Осваивать учебно-педагогический репертуар.

ПК 1.5. Применять классические и современные методы преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

ПК 1.6. Использовать индивидуальные методы и приёмы работы в классе музыкально-теоретических дисциплин с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 1.7. Планировать развитие профессиональных навыков у обучающихся.

ПК 1.8. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и обосновывать собственные приёмы и методы преподавания.

ПК 2.2. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 2.4. Разрабатывать лекционно-концертные программы с учётом специфики восприятия различных возрастных групп слушателей.

ПК 2.5. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

ПК 2.6. Осуществлять лекционно-концертную работу в условиях концертной аудитории и студии звукозаписи.

ПК 2.8. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе работы над концертными программами.

ПК 3.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в музыкально-корреспондентской деятельности.



    1. 1.6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью курса является:

  • формирование музыкально-гуманитарной базы для всей дальнейшей профессиональной деятельности,

  • создание широкого профессионального кругозора через изучение этапов истории развития музыкальной культуры, творческих биографий и наследия крупнейших зарубежных композиторов,

  • всестороннее (в том числе слуховое) освоение определенного перечня музыкальных произведений.

Задачами курса являются:

  • ознакомление с основными историческими периодами развития музыкальной культуры, направлениями, стилями и жанрами, особенностями национальных традиций, фольклорными истоками музыки;

  • изучение творческих биографий и творческого наследия крупнейших зарубежных композиторов;

  • историко-теоретическое и слуховое усвоение определенного перечня музыкальных произведений зарубежной музыки XIX – XX веков;

  • формирование навыка характеристики музыкального произведения в единстве образного содержания, формы и выразительных средств в их смысловом взаимодействии и историко-стилистической определенности;

  • накопление знания конкретных музыкальных произведений.

    1. 1.7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения курса обучающийся должен:

уметь:

  • работать с литературным источником и нотным материалом;

  • в письменной или устной форме излагать свои мысли о музыке, жизни и творчестве композиторов или делать общий исторический обзор, разбирать конкретное музыкальное произведение;

  • ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений, стилей, жанров;

  • применять основные музыкальные термины и определения из смежных музыкальных дисциплин при анализе (разборе) музыкальных произведений;

  • выполнять историко-теоретический анализ музыкального произведения;

  • характеризовать выразительные средства в контексте содержания музыкального произведения;

  • анализировать незнакомое музыкальное произведение по следующим параметрам: стилевые особенности, жанровые черты, особенности формообразования, фактурные, метроритмические, ладовые особенности;

  • выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

  • работать со звукозаписывающей аппаратурой;

  • определять на слух изученные произведения;

знать:

  • основные исторические периоды развития зарубежной музыки, основные направления, стили и жанры;

  • особенности национальных традиций и композиторских школ, фольклорные истоки музыки;

  • особенности взаимодействия музыкального искусства с другими областями культурной деятельности человека (литература, история, философия, живопись, религия и т.д.);

  • творческие биографии, характеристики творческого наследия крупнейших зарубежных композиторов;

  • теоретические основы в контексте музыкального произведения: элементы музыкального языка, принципы формообразования; основы гармонического развития, выразительные и формообразующие возможности гармонии;

  • программный минимум произведений симфонического, оперного, камерно-вокального, камерно-инструментального и других жанров музыкального искусства (слуховые представления и нотный текст).

Иметь практический опыт:

  • подготовки устных и письменных сообщений, докладов;

  • участия в семинарах и выступления на студенческой конференции по предмету.

1.8. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Методы, направленные на теоретическую подготовку:

  • лекция;

  • семинар;

  • самостоятельная работа студентов;

  • индивидуальные занятия;

  • различные межсеместровые формы контроля теоретических знаний.

Методы, направленные на практическую подготовку:

  • курсовая работа, реферат.

1.9. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Типы лекций:

  • вводная;

  • мотивационная (способствует проявлению интереса к осваиваемой дисциплине);

  • подготовительная (готовит студента к более сложному материалу);

  • интегрирующая (дает общий теоретический анализ предшествующего материала);

  • установочная (направляет студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы),

  • междисциплинарная.

Основными активными формами обучения профессиональным компетенциям являются:

  • семинар

Основу данного метода обучения составляет диалогическая форма – дискуссии, разбор конкретных ситуаций, обсуждения результатов студенческих работ (докладов, сообщений).

  • самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа представляет собой обязательную часть основной образовательной программы (выражаемую в часах), выполняемую студентом вне аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат самостоятельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, аудио и видео материалами.

  • реферат, курсовая работа

Написание реферата является одной из форм практической самостоятельной работы студента. Согласно учебному плану выполнение реферата или курсовой работы предусмотрено в 4 семестре.

1.10. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ

Основной формой контроля является проверка и оценка знаний учащихся. Оценка качества освоения дисциплины включает:



  • текущий контроль успеваемости;

  • промежуточную аттестацию.

Формы и методы текущего контроля:

  • Внутриурочные методы контроля:

  • устный фронтальный опрос по историко-теоретическому материалу небольшого объема;

  • письменные тесты по историко-теоретическому материалу небольшого объема; тесты могут быть основаны на системе различных заданий (напр., исправление ошибок в биографии и списке сочинений композитора; задания с краткими ответами; задания на сопоставление фактов, дат, фамилий и т.д.);

  • игра (пение) музыкальных фрагментов по нотам и наизусть согласно заданному списку произведений;

  • проверка конспектов по дополнительной литературе;

  • система музыкальных викторин (викторины – «пятиминутки» из повторения музыкального материала небольшого объема; проведение несколько раз в семестр викторин с большим объемом музыкальных произведений)

  • Внутрисеместровые формы контроля по историко-теоретическому и музыкальному материалу крупного раздела курса:

  • семинар;

  • контрольный урок.

Согласно учебному плану определены сроки проведения внутрисеместровых форм контроля:

  • семинары предусмотрены в течение семестров по историко-теоретическому материалу большого объема, который охватывает крупные монографические темы (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Вагнер, Дж. Верди, французский музыкальный импрессионизм);

  • контрольный урок предусмотрен в конце 4 семестра по разделу «Зарубежная музыка XX века»;

  • экзамены проводятся по завершении 3 и 4 семестров.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III семестр



Тема

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные часы

СРС

1

Ф. Шопен

38

25

13

2

Музыкальная культура Франции 1-й половины XIX века.

Дж. Мейербер



4

3

1

3

Г. Берлиоз

9

6

3

4

Ф. Лист

32

21

11

5

Р. Вагнер

34

23

11

6

И. Брамс

18

12

6




Подготовка к экзамену

9

6

3

Всего часов

144

96

48




IV семестр



Тема

Максимальная учебная нагрузка

Аудиторные часы

СРС

7

Дж. Верди

21

14

7

8

Французская музыкальная культура 2-й половины XIX века

1,5

1

0,5

9

Ш. Гуно

5

3

2

10

Ж. Бизе

11

7

4

11

Молодые национальные школы во 2-й половине XIX века

1,5

1

0,5

12

Б. Сметана

5

3

2

13

А. Дворжак

5

3

2

14

Э. Григ

16

10

6

15

Французский импрессионизм в живописи и музыке

2

1

1

16

К. Дебюсси

16

10

6

17

М. Равель

16

10

6

18

Развитие западноевропейской музыкальной культуры

на рубеже XIX – XX веков и в 1-й половине XX века



3

2


1


19

Дж. Пуччини

4

3

1

20

Г. Малер

4

3

1

21

А. Шенберг

5

3

2

22

А. Берг

4

3

1

23

А. Веберн

4

3

1

24

Р. Штраус

4

3

1

25

П. Хиндемит

5

3

2

26

К. Орф

3

2

1

27

А. Онеггер

4

3

1

28

Ф. Пуленк

4

3

1

29

Д. Мийо

1,5

1

0,5

30

Б. Бриттен

4

3

1

31

Б. Барток

4

3

1

32

Дж. Гершвин

4

3

1

33

В. Лобос

1,5

1

0,5

34

Развитие западноевропейской музыки

во 2-й половине XX века



3

2

1

35

О. Мессиан

3

2

1

36

К. Пендерецкий

3

2

1




Контрольный урок по разделу «Зарубежная музыка XX века»

3

3







Подготовка к экзамену

9

6

3

Всего часов

180

120

60


2.2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


  1   2   3   4   5   6

  • По специальности 073002 «теория музыки» ( II курс 3-4 семестры)
  • Магадан 2012 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • 1.2. НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
  • 1.3. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  • 1.4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
  • 1.5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ, ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
  • 1.6. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью курса является
  • Задачами курса являются
  • 1.7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения курса обучающийся должен: уметь
  • Иметь практический опыт
  • 1.8. ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • 1.9. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
  • 1.10. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ
  • 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА И ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III семестр