Рабочая программа дисциплины «Теория и методология истории» Направление подготовки кадров высшей квалификации

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа дисциплины «Теория и методология истории» Направление подготовки кадров высшей квалификации

Скачать 320.32 Kb.


Дата13.01.2017
Размер320.32 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 320.32 Kb.

УТВЕРЖДАЮ

Директор


Федерального государственного бюджетного

учреждения науки Института российской истории Российской академии наук

________________Ю.А. ПЕТРОВ

« » _________ 2014 г.


Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России)

Федеральное государственное бюджетное

учреждение науки

ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

(ИРИ РАН)


Рабочая программа дисциплины

«Теория и методология истории»
Направление подготовки кадров высшей квалификации

46.06.01 Исторические науки и археология

Специальности:

07.00.02 – Отечественная история

07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Форма обучения:

очная, заочная


М., 2014

Рабочая программа дисциплины «Теория и методология истории» предназначена для аспирантов, обучающихся по специальностям 07.00.02. – Отечественная история и 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования по направлению подготовки кадров высшей квалификации 46.06.01 «Исторические науки и археология».

Рабочая программа разработана научным сотрудником центра «Историческая наука России», кандидатом исторических наук В.В. Тихоновым.

Рабочая программа принята ученым советом ИРИ РАН, протокол № 9 от 18.12.2014 г.



1. Цели и задачи дисциплины:

Теория и методология истории является важным компонентом подготовки специалистов по направлению «История». Задачей курса является ознакомление аспирантов с основными теоретическими проблемами истории как научной дисциплины и новыми направлениями в научно-исторических исследованиях.

В последние десятилетия все очевиднее становится усложнение процесса производства научных знаний в области истории, внедрение новых исследовательских практик и технологий, трансформация предмета исторической науки. В этой связи актуальным становится осмысление методологических аспектов научно-исторического исследования.

Основной целью данного курса является ознакомление аспирантов с основными онтологическими и гносеологическими проблемами исторического познания, а также обучение применять данные знания в процессе научно-исследовательской работы.

Сформулированный целевой ориентир предполагает решение комплекса следующих задач обучения аспирантов:

- ознакомить аспирантов с основными теоретико-методологическими проблемами исторической науки;

- проанализировать социальные функции исторического познания;

- осветить и проанализировать важнейшие концепции исторического процесса;

- выработать комплексное видение теоретико-методологических проблем в конкретно-историческом исследовании;

- дать представление и привить навыки применения принципов и методов исторического исследования;

- сформировать системное представление об основных теоретико-методологических направлениях и течениях в современной исторической науке;

- выработать навык соотнесения эмпирического и теоретического уровней исторического знания.



Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: обретение навыков использования основных положений и методов исторической науки при решении профессиональных задач.

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:

- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);

- способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);

- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);

готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранных языках (УК-4);

- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личного развития (УК-5).



Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

- способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

- готовностью организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки (ОПК-2);
- готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-3).

Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью использовать в исследованиях базовые знания в области отечественной истории историографии, источниковедения и методов исторического исследования;

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место и роль в историческом процессе человека;

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по российской истории;

- способностью к критическому восприятию различных исторических концепций;

- способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории;

- способностью к работе в архивах, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах;

-способностью к составлению рефератов, обзоров, аннотаций, библиографии по тематике проводимых исследований;

в педагогической деятельности:

-умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса отечественной истории в общеобразовательном учреждении;

в культурно-просветительской деятельности:

- способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры;

в экспертно-аналитической деятельности:

- способностью к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория и методология истории» является обязательной составляющей и относится к обязательным дисциплинам программы обучения аспирантов по специальности 07.00.02 «Отечественная история» и 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования».

В результате освоения дисциплины аспирант должен

знать:

основные теоретико-методологические течения, направления и модели;

содержание концепций исторического процесса;

основные принципы и методы конкретно-исторического исследования;



уметь:

выявить и осмыслить теоретическую проблему в историческом исследовании;

соотносить эмпирический и теоретический уровень научно-исторического знания;

адаптировать современные теоретико-методологические концепции к решению конкретной научно-исторической проблемы;

применять широкий спектр принципов и методов научного исследования;

владеть:

знаниями о новейших теоретико-методологических направлениях и течениях;

методологией научно-исторического исследования;

методикой научно-исторического исследования.




3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы.



Вид учебной работы


Всего часов

Год обучения

1

2

3





Аудиторные занятия (всего)

18

10

8







В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

9

5

4







Практические занятия (ПЗ)

9













Семинары (С)

-

5

4

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа (всего)

90













В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Контрольные работы
















Реферат

90

45

45







Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
















Общая трудоемкость, час

Зачетные единицы



108













3














4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы (блоки) дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела (блока) дисциплины

Лекции

Семинары.

Всего

очное

заочное

очное

заочное

очное

заочное

1.

Теория и методология истории в системе исторических дисциплин

1

2

0

0

1

3

2.

Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе

1

1

0

2

1

3

3.

История в системе научных дисциплин. История как наука

1

0

2

0

3

0

4.

Социальные функции истории

1

0

2

0

3

0

5

Динамика исторического развития

1

0

0

0

1

0

6

Детерминизм в истории

1

0

0

0

1

0

7

Принципы исторического познания

1

0

2

0

3

0

8

Методы исторического исследования

1

0

2

2

3

0

9

Современные направления в исторической науке

1

2

1

0

2

4




Итого

9

5

9

4

18

10



4.2. Содержание разделов (блоков) дисциплины

№ п/п

Наименование раздела (блока) дисциплины

Содержание раздела (блока) по темам

Вид текущей аттестации по разделу (блоку)

1.

Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.

1.1. Методология и методика истории: проблема соотношения. Взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования.

1.2. Структурные компоненты методологии истории. Историческая гносеология и онтология. Теоретические вопросы истории.



Доклады, рефераты.

2.

Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.

2.1. Проблемы теории и методологии истории в исторической науке XIX в.

2.2. Проблемы теории и методологии истории в исторической науке XX в.

2.3. Современное состояние изучения теоретико-методологических проблем истории


Доклады, рефераты.

3.

История в системе научных дисциплин. История как наука.

3.1. Предмет исторической науки. Понятия предмет и объект, их соотношение. Представление о парадигме истории.

3.2. Место истории в системе наук об обществе. История и естественные науки.

3.3. Проблема объективности исторического познания.


Доклады, рефераты.

4.

Социальные функции истории.

4.1. Значение человеческого опыта в обществе. История и современность. Историческая память.

4.2. Социальные функции исторической науки.



Доклады, рефераты.

5

Динамика исторического развития.

5.1. Линейное представление о развитии истории.

5.2. Циклическое представление о развитии общества.



Доклады, рефераты.

6

Детерминизм в истории.

6.1. Проблема детерминизма в исторической науке.

6.2. Типы детерминизма






7

Принципы исторического познания.

7.1. Принципы исторического познания.

7.2. Реализация принципов исторического познания в конкретно-историческом исследовании






8

Методы исторического исследования.

8.1. Место и роль методов в историческом познании.

8.2. Обще-логические методы познания.

8.3. Использование общенаучных методов

8.4. Специальные исторические методы.






9

Современные направления в исторической науке.

9.1. Основные тенденции развития современной мировой историографии.

9.2. Антропологический поворот в исторических исследованиях.

9.3. «Новая культурная история»

9.4. Синергетика и развитие современной исторической науки.



Доклады, рефераты.


5. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

– наличие доступного для аспирантов выхода в Интернет;



– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий
6. Примерная тематика докладов и рефератов:
1.Понятие «история»: многозначность и смысловое разнообразие трактовок.

  1. История как наука о человеке и ее методологические основания.

  2. История и литература. История и искусство. История и психология. Проблемы методологического взаимодействия.

  3. Границы и возможности исторического познания: Дискуссии и точки зрения.

  4. Предмет исследования историка. Особенности исторического способа исследования.

  5. Выбор темы исследования и способы ее обоснования.

  6. Процесс работы историка и его стадии.

  7. Историк, источник и исторический факт.

  8. Обоснование новизны исследования и критерии ее оценки.

  9. Обоснование значимости научных результатов и критерии ее оценки.

  10. Проблемы интерпретации и герменевтики и их влияние на методологию истории.

  11. Проблема терминологии исторического произведения.

  12. Представление о парадигме истории. Процесс смены парадигм.

  13. История как инструмент политики.

  14. Научное сообщество и проблема знания о человеке.

  15. Научное сообщество и историк-профессионал.

  16. Критерии профессионализма историка.

  17. Соотношение понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории.

  18. Теория исторического знания и теория исторического процесса: соотношение понятий.

  19. Историческая теория: Понятие и содержание.

  20. Представление о социологических и исторических законах. Философы и историки в поиске особых «законов истории».

  21. Существование исторической закономерности и исторической случайности: мнения «за» и «против».

  22. Понятие метода исторического исследования.

  23. Роль философско-гносеологических обобщений в работе историка.

  24. История и источниковедение: характер междисциплинарных связей.

  25. Термин «философия истории»: истоки появления и суть толкования в XVIII, XIX и XX веках.

  26. Способы различения точного знания. Гипотезы и предположения.

  27. Принципы построения теории исторического процесса в номотетике и идиографии.

  28. Сущностные дискуссии по философии истории на протяжении XVIII – XX вв.

  29. Поиски смысла истории как главная проблема научной мысли Нового и Новейшего времени.

  30. Процесс зарождения методологии истории в трудах греко-римских историков.

  31. Попытка сформулировать философию истории в богословском духе в эпоху Средневековья.

  32. Вклад в теорию и методологию истории представителей европейского рационализма.

  33. Философско-историческая парадигма эпохи Просвещения. Европейские просветители.

  34. Своеобразие русской историософской мысли XVIII века. Идеи Просвещения и идеология абсолютизма.

  35. Иммануил Кант и его интерпретация истории.

  36. «Философия истории» Гегеля: методология и теория истории.

  37. Исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

  38. Теория общественно-экономических формаций К.Маркса и Ф.Энгельса.

  39. Судьба марксистской исторической теории в XX веке.

  40. Социологи Р.Арон и К.Поппер как критики марксистской теории и методологии истории.

  41. Теория истории в позитивизме.

  42. Огюст Конт и его историософские взгляды.

  43. Английский позитивизм Г.Спенсера.

  44. Позитивизм и появление науки источниковедение.

  45. Вильгельм Дильтей как создатель исторической герменевтики.

  46. Вклад А.С.Лаппо-Данилевского в теорию исторического знания.

  47. А.С.Лаппо-Данилевский и его «Методология истории».

  48. Немецкий философ Ф.Шеллинг об интуиции как главном методе исторического познания.

  49. Пессимистическая философия истории Артура Шопенгауэра.

  50. Смысл истории в интерпретации немецкого философа Ф.Ницше.

  51. П.Я.Чаадаев и его «Философические письма».

  52. Полемика славянофилов и западников. Оригинальность философии истории А.С.Хомякова, И.В.Киреевского и А.И.Герцена.

  53. Теория культурно-исторических типов в книге Н.Я.Данилевского «Россия и Европа».

  54. Историософские искания видных историков России С.М.Соловьева и В.О.Ключевского.

  55. Русская философия всеединства и теория исторического процесса В.С.Соловьева.

  56. Евразийская концепция российской истории и ее философско-историческое значение.

  57. Смысл истории и судьба России в сочинениях Н.А.Бердяева.

  58. Фрейдистский подход к теории исторического процесса. Культурологическая концепция З.Фрейда.

  59. Идеи французской исторической школы «Анналов» и их влияние на развитие методологии истории.

  60. О.Шпенглер об истории как самопознании культуры.

  61. Культурологическая концепция А.Тойнби.

  62. «Смысл и назначение истории». К.Ясперс и его понимание сущности истории.


7. Список вопросов к зачету:

  1. Значение методологии истории для исторической науки

  2. Соотношение методологии истории и методики исторического исследования

  3. Основные вопросы методологии истории

  4. История и философское знание

  5. Методологические труды немецких историков XIX в.

  6. Методология в трудах русских дореволюционных историков

  7. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.

  8. Советские историки о теоретических проблемах истории

  9. История в системе наук

  10. Проблема научного статуса истории

  11. Междисциплинарная сущность истории

  12. Историческая память

  13. Социальные функции истории

  14. Объект и предмет исторической науки

  15. Структура исторической науки

  16. Специфика научно-исторического знания

  17. Философия истории в XVI-XVIII вв.

  18. Философия истории Гегеля

  19. Представление об исторической эволюции в марксизме

  20. Цивилизационные концепции исторического развития

  21. Теория прогресса

  22. Противоречия прогресса

  23. Нелинейные концепции истории

  24. Альтернативность в истории

  25. Проблема детерминизма в истории

  26. Экономический детерминизм

  27. Географический детерминизм

  28. Психологический детерминизм

  29. Многофакторный подход

  30. Проблема соотношения факторов исторического развития

  31. Представления об истинности исторического знания

  32. Критерии истинности в исторической науке

  33. Постмодернистский вызов и историческая наука

  34. Исторический факт

  35. Язык историка

  36. Концепция «идеальных типов» М. Вебера

  37. Принцип историзма

  38. Принцип объективности

  39. Принцип системности

  40. Принцип партийности

  41. Ценностный подход в исторической науке

  42. Общефилософские методы и их применение в исторической науке

  43. Специально-исторические методы

  44. Количественные методы в историческом исследовании

  45. Основные тенденции развития современной исторической науки

  46. «Новая социальная история»

  47. Антропологический поворот в науке

  48. Гендерная история

  49. Устная история

  50. Интеллектуальная история


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина «Теория и методология истории» предполагает проведение 18 часов аудиторных занятий, в том числе для аспирантов, обучающихся по очной форме 9 часов приходится на лекции и 9 часов – на семинарские занятия (всего 108 часов или 3 зач. единицы).

Лекционные занятия ориентированы прежде всего на формирование у аспирантов представлений о теоретико-методологических проблемах современной исторической науки. Обучающиеся знакомятся с местом теории и методологии среди исторических дисциплин, получают представление о развитии теоретико-методологического знания на протяжении XIX – XXI вв. Особый акцент делается на выявление, анализ и практическую апробацию принципов и методов исторического исследования. Слушатели курса знакомятся с основными направлениями современной исторической науки и учатся применять их идеи в конкретно-историческом исследовании.

В качестве форм текущего контроля, наряду с индивидуальным консультированием, рекомендуется предоставление аспирантам заданий в формате реферата.

Курс завершается зачетом. На зачете аспиранты должны давать развёрнутые ответы на проблемные вопросы, демонстрируя способность к выявлению и осмыслению теоретико-методологических проблем современной исторической науки.



Тематический план лекционного курса

  1. Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.

  2. Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.

  3. История в системе научных дисциплин. История как наука.

  4. Социальное значение истории

  5. Динамика исторического развития

  6. Детерминизм в истории.

  7. Принципы исторического познания.

  8. Методы исторического исследования.

  9. Современные направления в исторической науке.


Содержание разделов дисциплины.

Теория и методология истории в системе исторических дисциплин. Методология и методика истории: проблема соотношения. Взаимосвязь между теорией и методами исторического исследования. Структурные компоненты методологии истории. Историческая гносеология и онтология. Теоретические вопросы истории. Соотношение теоретического и конкретно-исторического познания. Значение методологии в историческом знании. Задачи методологии. Соотношение и смысл понятий теория истории, методология истории, эпистемология истории, философия истории. Историческая теория: понятие и содержание. Сотрудничество историков и философов в решении философско-методологических проблем исторического знания. История и философское знание. Философия истории. Метаистория.

Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе. Исторические предпосылки появления исследований проблем онтологии и гносеологии истории. Труды по методологии И.Г. Дройзена. «Введение в изучение истории» Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса. Методологические исследования Н.И. Кареева. А.С. Лаппо-Данилевский и его «Методология истории». Лекционные курсы по методологии истории М.М. Хвостова. Методологические искания советских историков. Книга И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования». «Апология истории» М. Блока. Современное состояние изучения теоретико-методологических проблем истории

История в системе научных дисциплин. История как наука. Предмет исторической науки. Понятия предмет и объект, их соотношение. Представление о парадигме истории. Наука как парадигма, принятая научным сообществом. Смена парадигм. Достижение согласия парадигм, целей и средств научной деятельности. Возникающий по разным причинам поворот в сторону объективизации научных знаний и его последствия. «Общее согласие» как критерий научности существующих теорий. Нормы и ценности, составляющие этику науки. Ответственность историков за оценку достижений науки. Дифференциация исторического знания. Место истории в системе наук об обществе. История и естественные науки. Неокантианское понимание места истории среди гуманитарных наук. Особенности исторической науки. Качественная незавершенность исторического процесса. Динамизм истории. Специфика получения научно-исторического знания. Постмодернистский вызов историческому познанию. Лингвистический поворот. Современные историки о лингвистическом повороте. Критерии научности и история.

Проблема объективности исторического познания. Представления об истинности исторического познания в историографии. Позитивисты об объективном познании. Постмодернистский вызов и историческая наука. Объект и субъект в изучении истории. Гуманитарное и естественнонаучное познание: проблема соотношения. Критерии истинности в науке. Проблема критерия истинности в историческом познании. Историографическая традиция и инвариантность истории. Объективность познания и личностные особенности исследователя. Исторический факт и историческая интерпретация. Трактовки категории «исторический факт» в научной литературе. Факт как основа исторического исследования. Проверка достоверности исторического факта. Научно-исторический факт и его отличие от исторического факта. Исторический источник и его интерпретации. Экспериментальные методики в историческом познании. Проблема исторического релятивизма и его преодоления. Реконструкция истории и ее конструирование.



Социальное значение истории. Значение человеческого опыта в обществе. История и современность. Историческая память. Проблемы функционирования исторической памяти в обществе. Пресечение исторической памяти и ее последствия для социума. Социальные функции исторической науки. Представление о значении истории в разные эпохи. Научно-познавательная функция истории. Воспитательная функция. Политико-идеологическая функция. Функция эскейпизма. История как основа самопознания общества и индивида. Историческая наука и ее влияние на общественное развитие. Проблема независимости исторической науки от общества. Предвидение будущего.

Динамика исторического развития. Линейное представление о развитии истории. Его слабые стороны. Циклическое представление о развитии общества. Проблема факторов исторического развития. Альтернативность и безальтернативность в истории. Свобода воли человека в истории. Теория прогресса. Противоречивость прогресса. Особенности прогресса в различных областях человеческой деятельности. Современный мир и идея прогресса. Теория регресса. Проблема цели и смысла истории. Концепции, отвергающие смысл в истории. Проблема «конца истории» и современная мировая система.

Детерминизм в истории. Проблема детерминизма в исторической науке. Концепция идеальных движущих сил. Представления Блаженного Августина. Дж. Вико о развитии общества. Представления об историческом детерминизме в немецкой классической философии. Гегель о мировой истории. Неогегельянство (Дж. Коллингвуд и Б. Кроче). Материальные факторы в истории. Историки о материальном факторе. Детерминизм в понимании К. Маркса. Экономический детерминизм. Экономический детерминизм и свобода личности. Географический детерминизм. Философы-просветители о географическом детерминизме. А. Тоинби о влиянии природы на развитие цивилизации. Концепции русских космистов. Л.Н. Гумилев. Психологический детерминизм. Психологический детерминизм в историографии. Плюсы и минусы психологического детерминизма в объяснении развития общества. Демографический детерминизм. Демография и развитие общества. Монокаузальность и ее недостаточность для объяснения истории. Многофакторный подход и его преимущества. Соотношение различных факторов.

Принципы исторического познания. Понятие принципа в науковедении. Принцип историзма. Развитие представлений о принципе историзма в исторической мысли. Немецкий историзм. Марксистский историзм. Значение принципа историзма для исторической науки. Принцип системности. Системность как основа исторического исследования. Принцип объективности. Л. Ранке о принципе объективности. Проблема объективности в исторической науке. Факторы успешного применения принципа объективности: источниковая база, заинтересованность общества в получении объективного знания, контроль со стороны коллег. Принцип партийности. Применение принципа партийности в исторической науке. Недостатки и достоинства принципа партийности. Использование принципа в современных историографических условиях. Ценностный подход в истории. Проблема ценности в развитии общества. Неокантианская трактовка ценности. Функционирование категории «ценность» в историографической практике. Ценностный подход и сохранение культурно-исторического наследия.

Методы исторического исследования. Место и роль методов в историческом познании. Изучение методов исторического познания в специальной литературе. Философские методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д. Значение философских методов для исторической науки. Логические методы: аналогия, сравнение, обобщение и моделирование. Применение логических методов в работе историка. Использование общенаучных методов: классификация и типологизация, идеализация, метод моделирования в науке. Специфика применения общенаучных методов в исторической науке.

Специальные исторические методы. Критерии выделения специально-исторических методов. Метод компаративистики. Историко-генетический метод. Историко-сравнительный метод. Историко-типологический. Метод диахронического анализа. Ретроспективный метод. Метод перспективного анализа. Историко-генетический метод. Количественные методы в историческом исследования. История развития количественных методов в отечественной историографии. Метод кластерного анализа. Клиометрия в истории. Метод терминологического анализа. Использование в исторической науке методов других дисциплин. Современное развитие методов исторического исследования.



Современные направления в исторической науке. Основные тенденции развития современной мировой историографии. Соотношение микро- и макроисторического исследования. Антропологический поворот в исторических исследованиях. Историческая антропология. «Новая социальная история» и перспективы ее развития. «Культурная история». История повседневности. Генезис истории повседневности. Развитие истории повседневности в отечественной историографии. Гендерная история. Категория «гендер» и его значение для исторической науки. Эволюция гендерной истории за рубежом. Отечественные исследования в рамках гендерной истории. Демографическая и экологическая история как отражение современных потребностей общества. Концепция «серийной истории». Интеллектуальная история. Изучение «истории идей». Перспективы развития интеллектуальной истории. Синергетика и развитие современной исторической науки. Новые тенденции в эволюции мировой исторической науки. Устная история.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература:

  1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А.История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов. М., 2008.

  2. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М., 2002.


Дополнительная литература:

  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

  2. Барг М.А. Эпохи и идеи. М., 1987.

  3. Блок М. Апология истории или ремесло историка. 2-е изд. М., 1986.

  4. Вебер М. Избранные произведения. 2-е изд. М., 2006.

  5. Гулыга А.В. Искусство истории. М., 1980.

  6. Гуревич А.Я. История – нескончаемый спор. М., 2005.

  7. Кареев Н.И. Историология (теория исторического процесса). М., 2010.

  8. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. М., 2003.

  9. Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1997.

  10. Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 2004.

  11. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. М., 2010.

  12. Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной истории. М., 2008.

  13. Методологические проблемы истории / под ред. В.Н. Сидорцова. Учебное пособие. Минск, 2006.

  14. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию науки. М., 1989.

  15. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 1998; 2-е изд: 2009.

  16. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX – XXI в. М., 2011.

  17. Румянцева М.Ф. Теория истории: Учебное пособие. М., 2002.

  18. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: В поисках утраченного. М., 1997.

  19. Селунская Н.Б. Проблемы методологии истории. Учебное пособие. М., 2003.

  20. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие. М., 2007.

  21. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.


10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины
а) материально-техническое обеспечение

– наличие доступного для студента выхода в Интернет;



– наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных занятий
б) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Gbooks: книги по истории, археологии, географии, этнографии, филологии, лингвистике, филологии, философии, изданные преимущественно до 1917 года. Режим доступа: http://gbooks.archeologia.ru/, свободный.

  2. Библиотека Гумер – гуманитарные науки. Режим доступа: http://www.gumer.info/, свободный.

  3. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/, свободный.

  4. Информационно-справочный портал Library.ru. Режим доступа: http://www.library.ru/, свободный.

  5. Научная электронная библиотека eLibrary.ru. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp, свободный.

  6. Содержания журналов и сборников. Режим доступа: http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/index.htm, свободный.

  7. Университетская библиотека онлайн. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru /, свободный

  8. Хронос: всемирная история в интернете. Режим доступа: http://www.hrono.ru/, свободный.

  9. Электронная библиотека Руниверс. Режим доступа: http://www.runivers.ru, свободный.




  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
  • «Теория и методология истории» Направление подготовки кадров высшей квалификации 46.06.01 Исторические науки и археология
  • 1. Цели и задачи дисциплины
  • Требования к результатам освоения дисциплины
  • Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями
  • Выпускник, освоивший программу аспирантуры, должен обладать следующими профессиональными компетенциями
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
  • Аудиторные занятия (всего)
  • Самостоятельная работа (всего)
  • 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы (блоки) дисциплин и виды занятий
  • 4.2. Содержание разделов (блоков) дисциплины
  • 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 6. Примерная тематика докладов и рефератов
  • 7. Список вопросов к зачету
  • 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • Тематический план лекционного курса
  • Содержание разделов дисциплины. Теория и методология истории в системе исторических дисциплин.
  • Изучение теоретико-методологических проблем истории в научной литературе.
  • История в системе научных дисциплин. История как наука.
  • Социальное значение истории.
  • Динамика исторического развития
  • Принципы исторического познания.
  • Методы исторического исследования
  • Современные направления в исторической науке.
  • 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 10. Материально-техническое и программное обеспечение