Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история и современные проблемы декоративно-прикладного искусства

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история и современные проблемы декоративно-прикладного искусства



страница1/3
Дата10.05.2017
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа


  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Красноярский государственный художественный институт

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор

по учебной – методической и воспитательной работе

___________________________/Ф.И.О./
____ _____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Код и наименование направления подготовки

(бакалавра, магистра или специалиста)

(указывается профиль или специализация)

072600 (54.03.02) «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы»



Квалификация (степень) выпускника

в соответствии с ФГОС: бакалавр, магистр, специалист ___бакалавр
Факультет ______________ДПИ

(наименование факультета, где осуществляется обучение

по направлению, специальности)

Форма обучения: очная, заочная ___очная________
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
Составители рабочей программы

____доцент, к.иск. _Ломанова Т.М. ____________

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры _________________________________

(дата и номер протокола)

__________________________ «Художественная керамика»

(наименование кафедры)

Зав. кафедрой________ профессор Окрух И.Г.


Красноярск 2014г.

1.Цель освоения дисциплины «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства»
Программа лекционного курса «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства» рассчитана на два семестра для студентов 1 курса квалификации «Бакалавр» кафедры керамики Красноярского государственного художественного института.

Цель и задачи дисциплины сформулированы в соответствии с общими требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов 54.03.02(072600), квалификация бакалавр.

Целью изучения дисциплины является изучение истории отечественного и зарубежного декоративно-прикладного искусства. Необходимо раскрыть специфику декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до настоящего времени. Познакомить с разнообразием материалов, приемов декорирования, использования изделий декоративно-прикладного искусства у разных народов, начиная с первобытного искусства

Учебная дисциплина «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства» предназначена для реализации основной образовательной программы по направлению 54.03.02(072600) «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», реализуемому в Красноярском государственном художественном институте и нацелена на получение бакалавром общекультурных и профессиональных компетенций. Данная дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин.

Цель преподавания дисциплины «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства»: позволить приобрести бакалавру декоративно-прикладного искусства такие компетенции в области декоративно-прикладного искусства, которые он мог бы успешно реализовать в своей профессиональной и социальной деятельности.

Ведущим принципом построения программы является: формирование у студентов через систему теоретических занятий (лекционный курс) представлений о роли декоративно-прикладного искусства в освоении культурного пространства эпох, о связи  в декоративно-прикладном искусстве духовной и материальной форм культуры.

  Система контроля предполагает зачёт по окончанию первого семестра и экзамен по окончанию курса.


Задачи изучения дисциплины:


  1. выявление разнообразных традиций, стилевых направлений декоративно-прикладного искусства у разных народов;

  2. изучение языка декоративно-прикладного искусства, особенностей материалов, их свойств;

  3. анализ влияния внешних детерминант (идеологические социальные, политические, экономические явления и события эпох) на стилевую эволюцию декоративно-прикладного искусства;

  4. анализ взаимодействия художественных культур

  5. знакомство с народными художественными промыслами России

  6. анализ творчества ведущих мастеров в области декоративно-прикладного искусства


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства» входит в вариативную часть общепрофессионального цикла дисциплин направления «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»», профиль «Художественная керамика».

Данная дисциплина обусловлена необходимостью профессионального обучения, так как способствует общехудожественному развитию личности, ориентирует в направлениях, стилях, материалах декоративно-прикладного искусства, в истории его появления и развития, а также помогает определить место декоративно-прикладного искусства в системе искусств.

Данная теоретическая дисциплина опирается на такие дисциплины, как история изобразительного искусства, история орнамента, тесно взаимосвязана с дисциплинами живопись, рисунок, композиция, скульптура и пластическое моделирование, технология и конструирование, проектирование, проектирование, материаловедение.


3. Профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства» позволяет бакалавру направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» приобрести следующие виды компетенций:




Общекультурные (ОК)
ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее

достижения

ОК-2 – уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и

письменную речь

ОК-3 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе


ОК-10 – быть способным анализировать социально значимые проблемы и

процессы
профессиональные компетенции (ПК)


ПК-5 – быть способным планировать и организовывать учебно-

воспитательный процесс на основе системного подхода


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • Основные виды и материалы декоративно-прикладного искусства

  • Технологию изготовления предметов декоративно-прикладного искусства

  • Терминологию декоративно-прикладного искусства

  • Основные художественные промыслы России

  • Приемы орнаментики разных видов декоративно-прикладного искусства


уметь

  • Сделать анализ памятников декоративно-прикладного искусства

  • Определять стилистические особенности, характерные разным эпохам, школам в создании декоративно-прикладного искусства

  • Выявлять традиции народного декоративно-прикладного искусства

  • Раскрыть аутентичность народных художественных промыслов


владеть:

  • Пониманием места декоративно-прикладного искусства в системе искусств

  • Способностью к обобщению, глубине осмысления, пониманием значения декоративно-прикладного искусства для художника

  • Информацией о современном состоянии декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов


4.Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, или 144 часа, из них 68 аудиторных, 76 самостоятельной работы.
Структура дисциплины


Виды учебной работы

Всего (часов)

Семестры

Общая трудоемкость

144







3

4










Аудиторные занятия:

68







30

38










лекции

68






















практические занятия (ПЗ)

-







-

-










семинарские занятия(С)

-







-

-










другие виды аудиторных

-







-

-










Самостоятельная работа

76







30

46










промежуточный контроль

(просмотры)



























консультации

























Виды итогового контроля (зачет, экзамен)












Экз












2 курс 3-й семестр




Наименование раздела

всего

Аудиторная работа

Сам.

работа


лекции

ПЗ

СЗ

1

ДПИ Древнего мира

28

14

-

-

14

2

ДПИ Средних веков

32

16

-

-

16

Итого за третий семестр

60

30







30

2 курс 4-й семестр





Наименование раздела

всего

Аудиторная работа

Сам.

работа


лекции

ПЗ

СЗ

1

ДПИ эпохи Возрождения, XVII и XVIII веков

40

18

-

-

22

2

ДПИ XIX –XXI веков

44

20

-

-

24

Итого за четвертый семестр

84

38







46

Отчётность

экзамен














Итого за два семестра: 144 68 76
Содержание дисциплины

3 семестр


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



1.

Введение. Декоративно-прикладное искусство Древнего мира

1. Цель и задачи курса. Определение понятия «декоративно-прикладное искусство». Знакомство с основными материалами ДПИ, их свойствами, основными видами, областями применения.

2. ДПИ первобытного периода и традиционных культур. Синкретичность палеолитического искусства. ДПИ: мелкая пластика, украшения. Палеолитические «Венеры». Основные материалы: камень, кость, глина. Каменный век на территории России и сопредельных государств. Декоративно-прикладное искусство верхнего палеолита. Археология Сибири. Огромное значение открытия стоянок Мальта, Буреть на Ангаре. «Венеры» сибирского верхнего палеолита, одетые «венеры». Зооморфные изображения Мальты, Бурети.

3. ДПИ Древнего Египта. Сложение основных форм и приемов в ДПИ Древнего Египта. Канон и художественное творчество. Высокий уровень художественных ремесел. Художественная обработка камня. Рельефы. Каменные сосуды.

Стекло. Технологические особенности. Ювелирное искусство Древнего Египта. Различные техники обработки металлов (бронза, золото). Ювелирное искусство времени Эхнатона. Предметы из гробницы Тутанхамона.

4. ДПИ Эгейского мира и Древней Греции.

Мировое значение античной культуры, общая характеристика Эгейского прикладного искусства.

Глиняная и бронзовая мелкая пластика.

Изделия из слоновой кости. Каменные резные сосуды. Искусство Кикладских островов. Мраморные «идолы» Киклада.

Золотые изделия Микенских гробниц.

Основные этапы развития древнегреческого ДПИ.

Керамика (обзор). Терракотовые статуэтки Танагры и Мирин. Обработка камня. Античные геммы: камеи, инталии. Особенности древнегреческого ювелирного искусства. Украшения из серебра, золота, электра. Хрисоэлефантинная техника. Металл: бронзовые сосуды, зеркала, доспехи.

5. ДПИ Древнего Рима. Влияние древнегреческой культуры на формирование культуры Древнего Рима. Высокий уровень развития декоративно-прикладного искусства в Древнем Риме.

Каменные декоративные вазы. Дальнейшее развитие искусства резных каменных изделий – гемм (камеи, инталии).

Мозаика. Стеклоделие, высокий уровень развития. Освоение техники дутья. «Полихромный стиль», техника гравирования по стеклу, двухслойное стекло, золоченое стекло. Развитие стеклоделия в римских провинциях.

Ювелирное искусство. Пластика, посуда из драгоценных металлов. Металл. Литье, ковка из бронзы. Сосуды, светильники, статуэтки.


2.

ДПИ Средних веков Византии Западной Европы, России, стран Азии

1. ДПИ Византии. Периодизация византийского искусства. Византийское стекло. Расцвет мозаичного искусства Византии. Византийское ювелирное искусство. Перегородчатая эмаль. Украшения из золота и серебра. Разнообразие технических приемов в обработке драг. металлов. Художественная обработка кости и дерева. Диптихи. Текстиль Византии

2. ДПИ Западной Европы Средних веков. Европа в V-VIII веках, в период «великого переселения народов». Декоративно-прикладное искусство «варварских» народов – ведущий вид искусства этого периода. «Полихромный стиль» в изделиях из металла. Средневековое стекло. Основные центры стеклоделия: Венеция, Франция, Германия. Трактат Теофила. История развития витража. Характеристика основных памятников. Витражи соборов в Кельне, Эрфурте, Аугсбурге, Шартре, собор Парижской Богоматери. Романское искусство металлопластики. Решетки, двери, купель, светильники. Средневековое ювелирное искусство. Золотая и серебряная церковная утварь: ларцы, реликварии, потиры, дарохранительницы. Лиможские выемчатые эмали. Художественная обработка бронзы и железа. Литье, ковка. Решетки, порталы, скульптура, малая пластика. Изделия из дерева и кости.

3. ДПИ Древней и Средневековой Руси.

Многовековая история русского декоративно-прикладного искусства. ДПИ евразийских степей скифской эпохи. Признаки общности – «скифская триада». Особенности пластики «звериного стиля». ДПИ древних славян. Керамика (обзор). Изделия из бронзы: фибулы, заколки. Выемчатая эмаль. Приемы обработки металла: ковка, литье, чеканка, тиснение, зернь, скань. Дружинные курганы. Оружие, украшения из кургана Черная Могила. Турий рог. ДПИ Русского государства Х-XVII веков. Киевская Русь – первое феодальное государство восточных славян. Стеклоделие. Бытовые изделия, украшения, предметы культового назначения из металла. Ювелирное искусство. Использование скани, зерни. Перегородчатые эмали Киева.

ДПИ Владимиро-Суздальского княжества. Блестящий расцвет русской каменной резьбы на территории Владимиро-Суздальского княжества. Каменный декор храмов: Дмитриевский собор Владимира, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сочетание религиозных сюжетов с образами языческой мифологии.

ДПИ Новгорода. Дерево. Приемы обработки, особенности. Типология форм изделий из дерева.

Ювелирные изделия, Виды: массовые (украшения, сосуды) и высокохудожественные( церковная утварь – потиры, сионы, кратиры, чеканные серебряные оклады.

Декоративно-прикладное искусство Руси XIV-XV веков. Москва – центр общерусской национальной культуры. Художественная обработка дерева. Предметы быта, церковная утварь декор зданий, судов, предметов интерьера. Ювелирное искусство. Развитие художественной обработки цветных металлов: скань, зернь, литье, басма, чеканка, чернь. Лицевое шитье. Культовые шитые изделия: пелены, плащаницы, покровы, воздухи. Декоративно-прикладное искусство России XVI-XVII веков. Монументально-декоративная резьба по дереву. Резные иконостасы, царские врата, моленные места. Усиление элементов барокко в резных иконостасах второй половины XVII века (ложа церкви Покрова в Филях). Роспись по дереву (посуда, бытовые изделия, мебель, церковная утварь). Каменный резной декор архитектурных сооружений. Резьба в декоре «нарышкинского стиля». Элементы барокко в каменной резьбе второй половины XVII века. XVII век – период яркого расцвета русского ювелирного искусства. Русские эмали. Расписные эмали (плави) Сольвычегодска. Набойка. Древнейший вид украшения тканей. Золото-серебряное кружево.

4. ДПИ средневекового Востока. Образование Арабского халифата. Сложение новых форм и декора под влиянием ислама, основные черты декоративного искусства мусульманских стран.

Резьба по камню, стукко, ганчу. Текстиль. Высокий уровень производства тканей.

Художественное стеклоделие. Выдувное стекло Сирии и Египта. Сосуды паломников, лампады. Национальное своеобразие иранского ювелирного искусства. Чеканка, гравировка, филигрань. Художественные изделия из серебра периода Аббасидов. Перегородчатая эмаль. Высокие художественные достоинства турецкого холодного оружия. Резьба по дереву и слоновой кости. ДПИ испано-мавританского стиля

5. ДПИ Китая. Многообразие и высокий уровень развития художественных ремесел. Символика в декоративном искусстве Китая. Образцы китайских ювелирных изделий из стекла.

Китайская резьба по полудрагоценному и драгоценному камню. Изделия из нефрита. Каменная мелкая пластика. Ювелирное дело. Изделия из золота и серебра: украшения, короны, вазы, кубки и др. Высокий уровень художественной обработки бронзы. Многообразие форм бронзовых сосудов. Ритуальные чаши, маски «Тао-те». Различные виды орнаментики бронзовых изделий. Китайские резные лаки. Изделия из кости.

6. ДПИ Японии. Характерные черты японской культуры. Керамика. Японское художественное стекло. Ювелирное дело. Предметы из сокровищницы Сёсоин. Изделия из ажурного серебра. Бронзовые изделия. Дотаку. Зеркала. Буддийская культовая утварь периодов Асука и Нара. «Пламенеющий» стиль. Искусство цубы. Бронзовая анималистическая пластика. Техника производства лаковых изделий. Нэцке.

7. ДПИ Индии. Достижения индийского искусства в области декоративной скульптуры. Типы колонн индийских храмов. Барельефы. Сюжеты изображений. Ювелирное искусство Индии, ожерелья и браслеты из золота и жемчуга. Насечка, чеканка, филигрань, инкрустация, перегородчатая техника. Широкое использование полудрагоценных и драгоценных камней. Художественная обработка бронзы. Текстиль. Ткачество. Декорирование тканей: вышивка, набойка, роспись. Ковры. Изделия из дерева и слоновой кости.

8. ДПИ доколумбовой Америки. Цивилизации Древней Америки: ольмеки, ацтеки, сапотеки, чиму, наска, инки. Культура Майя, ее влияние на соседние культуры. Художественная обработка камня. Архитектурный декор. Мотивы рельефных изображений. Ацтеки. Изделия из полудрагоценных камней. Техника бирюзовой мозаики. Каменные сосуды. Настенная декоративная живопись. Ювелирное дело.

ДПИ Южной Америки. Обработка золота и серебра: холодная ковка, чеканка, штамповка на деревянной основе, резьба, гравирование, плавка. Археологические памятники ювелирного искусства Перу, Колумбии, Мексики. Произведения металлопластики из простых металлов. Древнеамериканские изделия из дерева. Текстиль.



Каталог: images -> stories -> docs -> programs -> keramika
programs -> Рабочая программа 3 курс Дисциплина: Археология Сибири Специальность: 070903 Скульптура Факультет: Академический
programs -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины : техника профессиональнои безопасности 4 курс
programs -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины : История дизайна, науки и техники
programs -> Рабочая программа дисциплина : История и современные проблемы искусства интерьера Специальность: 070603 Искусство интерьера
programs -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины : Интернет технологии Код и наименование направления подготовки
keramika -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история художественной керамики код и наименование направления подготовки
keramika -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история орнамента код и наименование направления подготовки
keramika -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история материальной культуры код и наименование направления подготовки
  1   2   3

  • Красноярский государственный художественный институт
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Код и наименование направления подготовки
  • (бакалавра, магистра или специалиста)
  • Квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС: бакалавр, магистр, специалист
  • Форма обучения: очная, заочная
  • Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
  • Красноярск 2014г. 1.Цель освоения дисциплины «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства»
  • Задачи изучения дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
  • 3. Профессиональные к омпетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4.Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, или 144 часа, из них 68 аудиторных, 76 самостоятельной работы. Структура дисциплины
  • Общая трудоемкость 144
  • Аудиторные занятия: 68
  • Виды итогового контроля (зачет, экзамен)
  • Итого за два семестра: 144 68 76 Содержание дисциплины 3 семестр