Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история художественной керамики код и наименование направления подготовки

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история художественной керамики код и наименование направления подготовки

Скачать 333.12 Kb.


Дата18.08.2017
Размер333.12 Kb.
ТипРабочая программа

Скачать 333.12 Kb.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Красноярский государственный художественный институт

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор

по учебной – методической и воспитательной работе

___________________________/Ф.И.О./
____ _____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

Код и наименование направления подготовки

(бакалавра, магистра или специалиста)

(указывается профиль или специализация)

072600 (54.03.02) «Декоративно- прикладное искусство и народные промыслы»


Квалификация (степень) выпускника

в соответствии с ФГОС: бакалавр, магистр, специалист ___бакалавр
Факультет ______________ДПИ

(наименование факультета, где осуществляется обучение

по направлению, специальности)

Форма обучения: очная, заочная ___очная________
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО
Составители рабочей программы
____доцент, к.иск. _Ломанова Т.М. ____________

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)


Рабочая программа утверждена на заседании кафедры _________________________________

(дата и номер протокола)

__________________________Керамика

(наименование кафедры)

Зав. кафедрой________

Красноярск 2014г.

1.Цель и задачи освоения дисциплины «История художественной керамики»
Программа лекционного курса «История художественной керамики» рассчитана на два семестра для студентов 3 курса квалификации «Бакалавр» кафедры керамики Красноярского государственного художественного института.

Цель и задачи дисциплины сформулированы в соответствии с общими требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов 54.03.02(072600), квалификация бакалавр.

Целью преподавания дисциплины является изучение истории отечественной и зарубежной художественной керамики. Необходимо раскрыть специфику зарождения и развития художественной керамики от эпохи неолита до XXI века. Познакомить с разнообразием технологий, приемов декорирования, символикой, функциональным назначением керамических изделий разных народов, начиная с первобытного искусства.

Цель преподавания дисциплины «История художественной керамики» – позволить приобрести бакалавру декоративно-прикладного искусства такие компетенции в области истории художественной керамики, которые он мог бы успешно реализовать в своей профессиональной и социальной деятельности. Углубление и расширение теоретической и практической подготовки студентов специальности декоративно-прикладного искусства, освоение теоретических и практических знаний и умений для использования в собственной творческой практике художника-керамиста.

Учебная дисциплина «История художественной керамики» предназначена для реализации основной образовательной программы по направлению 54.03.02(072600) «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», реализуемому в Красноярском государственном художественном институте и нацелена на получение бакалавром общекультурных и профессиональных компетенций. Данная дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин.

  Система контроля предполагает зачёт по окончанию первого семестра и экзамен по окончанию курса.


Задачи изучения дисциплины:

  1. Формирование понимания специфики образного языка декоративно-прикладного искусства в целом и художественной керамики в частности;

  2. Ознакомление с историей художественной керамики от первобытных времен до современного художественного процесса;

  3. Знакомство с технологиями, приемами декора, принципами орнаментики, символикой разных народов, разных эпох;

  4. Различение народного и профессионального компонентов в создании художественной керамики, индивидуального мастерства и промышленного производства;

  5. Моделирование форм и методов приобщения студентов к художественной культуре разных народов через художественною керамику;

  6. Включение инноваций в содержание, методику и организацию учебного процесса освоения курса;


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «История художественной керамики» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин направления «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»», профиль «Художественная керамика».

Данная дисциплина обусловлена необходимостью профессионального обучения, так как способствует общехудожественному развитию личности, ориентирует в направлениях, стилях, материалах декоративно-прикладного искусства, в истории его появления и развития, а также помогает определить место декоративно-прикладного искусства в системе искусств.

Данная теоретическая дисциплина опирается на такие дисциплины, как история изобразительного искусства, история орнамента, тесно взаимосвязана с дисциплинами живопись, рисунок, композиция, скульптура и пластическое моделирование, технология и конструирование, проектирование, проектирование, материаловедение.

Дисциплина «История художественной керамики» является одной из существенных составляющих обучения будущих художников декоративно-прикладного искусства по специальности «художественная керамика». В отличие от общих курсов истории изобразительного искусства программа данной дисциплины направлена на изучение собственной специфики художественной керамики во временном и пространственном контексте; на уяснение сложных процессов взаимодействия и взаимообусловленности утилитарных и прикладных функций керамики с высокими образно-эстетическими качествами лучших произведений мирового искусства в данной области.

Содержание программы основывается на требованиях Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности Декоративно-прикладное искусство квалификация художник декоративно-прикладного искусства (художественная керамика). В связи с большим объемом материала содержание лекционного курса строится на четырех основных методических принципах:



  1. Освоение специфики языка керамического искусства, общих

закономерностей восприятия формы и сложения художественной

образности;



  1. Общие характеристики отдельных периодов развития

художественной керамики, выявление специфики сложения

национальных школ, раскрытие стилистических особенностей;



  1. Более подробное изучение наиболее важных, репрезентативных

явлений и событий в истории художественной керамики;

  1. Философско-искусствоведческий анализ наиболее значимых

памятников художественной керамики, изучение монографических

тем.
3. Профессиональные компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства» позволяет бакалавру направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» приобрести следующие виды компетенций:

Общекультурные (ОК)
ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее

достижения

ОК-2 – уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и

письменную речь

ОК-3 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе


ОК-10 – быть способным анализировать социально значимые проблемы и

процессы
профессиональные компетенции (ПК)

ПК-5 – быть способным планировать и организовывать учебно-

воспитательный процесс на основе системного подхода


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • Технологические этапы в развитии художественной керамики;

  • Технологии изготовления предметов художественной керамики разных народов и эпох;

  • Разнообразие приемов орнаментации керамических изделий в разных регионах, у разных народов;

  • Терминологию художественной керамики.


уметь

  • Сделать художественный анализ наиболее значимых керамических изделий;

  • Определять стилистические особенности, характерные разным эпохам, школам в создании изделий художественной керамики;

  • Выявлять традиции народной керамики;

  • Определить технологические особенности производства разнообразных керамических изделий.


владеть:

  • Пониманием огромной роли художественной керамики в декоративно-прикладном искусстве и в системе искусств в целом;

  • Способностью к обобщению, глубине осмысления, пониманием значения истории художественной керамики для художника-керамиста

  • Информацией о современных художественных и технологических возможностях и направлениях керамики


4.Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 180 часов, из них 68 аудиторных, 112 самостоятельной работы.
Структура дисциплины


Виды учебной работы

Всего (часов)

Семестры

Общая трудоемкость

180













5

6




Аудиторные занятия:

68













30

38




лекции

68













30

38




практические занятия (ПЗ)

-













-

-




семинарские занятия(С)

-













-

-




другие виды аудиторных

-













-

-




Самостоятельная работа

112













52

60




промежуточный контроль

(просмотры)



























консультации

























Виды итогового контроля (зачет, экзамен)
















Зач.

Экз





3 курс 5-й семестр





Наименование раздела

всего

Аудиторная работа

Сам.

работа


лекции

ПЗ

СЗ

1

Введение. Появление керамики. Керамика Древнего мира

44

14

-

-

30

2

Керамика Средних веков

38

16

-

-

22




консультация
















Отчётность

Зачет














Итого за пятый семестр

82

30







52



3 курс 6-й семестр





Наименование раздела

всего

Аудиторная работа

Сам.

работа


лекции

ПЗ

СЗ

1

Керамика с эпохи Возрождения до XIX века

52

22

-

-

30

2

Керамика ХХ-XXI веков

46

16

-

-

30




консультация
















Отчётность

экзамен














Итого за шестой семестр

98

38







60

Итого за два семестра: 180 68 112
Содержание дисциплины

5 семестр


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



1.

Введение. Керамика и фарфор Древнего мира и Средних веков


  1. Введение. Керамика – первый искусственный

материал, используемый человеком. Распространенность керамических материалов и их роль в истории человеческих цивилизаций Основные технологические этапы в развитии керамики (появление керамики, создание гончарного круга, появление глазурей, создание фарфора).

  1. Керамика неолита. Основные способы изготовления глиняных сосудов. Орнаментация (роспись и рельефы), первые техники лощения и глазуровки. Керамика культур Триполья. Основные типы сосудов и малой пластики. Семантическое начало в видах изделий, формах, росписи в Трипольской керамике.

  2. Керамика Древнего Египта и Месопотамии. Древнеегипетские фаянсы. Особенности теста и глазури египетских фаянсов, способы производства. Керамическая плитка Месопотамии, Древнего Ирана.

Глазурованный кирпич Вавилона. Ворота богини Иштар.

  1. Керамика Эгейского мира. Значение археологических раскопок Шлимана и Эванса. Лепные сосуды раннеминойского периода. Памятники среднеминойского периода. Вазовая роспись стиля Камарес. Вазы Морского стиля. Позднеминойская керамика Дворцового стиля. Мелкая глиняная пластика (богини со змеями). Микенская керамика.

  2. Керамика Древней Греции. Основные этапы

развития древнегреческой керамики. Технология производства. Типы и формы керамических изделий. Стили вазописи: протогеометрический, геометрический, ориентализирующий, чернофигурный, двусторонняя вазопись (амфоры-билингвы), краснофигурный, белофонные вазы, стиль гнафия. Основные центры и ведущие мастера. Терракоты Танагры. Новые черты в керамике эпохи эллинизма.

6. Керамика этрусков и Древнего Рима.

Самобытность этрусской керамики.

Погребальные урны культуры Вилланова,

терракотовые саркофаги. Разнообразие форм и

технологий керамики: импасто, черное

буккеро. Промышленный характер

керамического производства в Древнем Риме.

Рельефные и фигурные сосуды, краснолаковые

изделия.

7. Керамическое искусство доколумбовой

Америки. Общие особенности культуры

народов Месоамерики и Южной Америки.

Майя, ацтеки, государства Перу, инки –

основные периоды развития. Техники

исполнения – ручная лепка, формовка,

аппликация. Особенности росписи, основные

сюжеты, колористические характеристики.

Основные виды изделий (культовые и

бытовые сосуды, статуэтки, музыкальные

инструменты и др.).


  1. Керамика и фарфор древнего и средневекового

Китая. Керамика неолитических культур

Яншао и Луншань. Глиняная скульптура VII-

IX вв. Комплекс гробниц императора Цинь

Шихуана, терракотовое войско.

Возникновение фарфора. Селадоны. Танский и

Сунский периоды. Фарфор Минского периода

(интенсивность цвета, рельеф под глазурь),

Цинский период (преобладание

декоративности, усложненность

орнаментики). Зеленое, розовое и черное

семейства. Современный китайский фарфор.


  1. Керамика и фарфор Кореи, Японии.

Средневековая культура Кореи.

Фарфоровидные селадоны XI-XIII веков.

Техника сайгам. Белый фарфор или «белый

Коре» (пэк Коре).

Особенности искусства Японии. Керамика

эпохи неолита, специфика культуры Дзёмон,

уникальность ритуальных сосудов, фигурки

догу. Погребальная керамика культуры Яёй и

Кофун, керамические скульптуры «ханива».

Чайная церемония, искусство раку. История

фарфора Японии, стиль Арита-Имари и

Кутани.


10. Керамика арабских стран средневековья.

Создание Арабского Халифата (VII-VII) века.

Изразец в архитектуре средневекового

Востока. Памятники Тимуридов в Герате,

Самарканде и Бухаре. Создание люстра.

Керамическая посуда исламских стран.

Эпиграфический декор сосудов. Керамика

Мавританского халифата, Ирана, Турции.

11. Керамика древних славян и Киевской Руси.

Первые памятники VI-VIII веков. Основные

виды керамических изделий. Особенности

изготовления и орнаментики.

Появление поливной керамики (X-XI века),

технология, орнаментация.

12. Керамика Руси XIV-XVII веков. Изразцы в

архитектуре церквей. Чернолощеная керамика

послемонгольского периода. Появление

цветных глазурей в XVII веке. Изразец в

архитектуре русского средневековья.

Муравленые и ценинные изразцы.

Керамические иконы XVI века.

Формирование специфических русских форм

орнамента. Мастера Степан Иванов (Полубес),

Игнатий Максимов и др. Русские изразцовые

печи.




6 семестр


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)



1.

Керамика с эпохи Возрождения до XIX века.

Керамика ХХ-XXI веков



  1. Керамика Возрождения. Расцвет производства

майолики в эпоху Возрождения в Италии. Центры (Урбино, Губбио, Кастель-Дуранте, Пезаро, Форли, Дерута, Каффаджоло, Фаэнца, Феррара). Типы изделий, особенности росписи, орнаментация. Мастерская семьи дела Роббиа во Флоренции, характеристика изделий. Фарфор Медичи. Керамика Франции эпохи Возрождения. «Сельские глины» Б.Палисси. Фаянсы Сен-Поршера. Керамические производства в Невере, Руане, XVI – XVII веков. Керамика Германии эпохи Возрождения. Производство посуды из каменной массы.

2. Керамика европейских стран XVII века.

Основные черты стиля барокко в

произведениях художественной керамики.

Английская керамика. Голландское влияние на

гончарное искусство Англии XVII века.

Голландская керамика. Производство фаянса.

Полихромная и подглазурная роспись

кобальтом. Воздействие на голландскую

керамику китайского фарфора. Два рода

фаянсовых изделий – изразцы и посуда.

Производство фаянсовой посуды в мастерских

Дельфта. Расцвет дельфтского фаянса. Типы

фаянсовых изделий.



  1. Керамика и фарфор Европы XVIII века.

Керамика Англии XVIII века. Джозайя

Веджвуд, яшмовая керамика, техника

многослойной резьбы. Изобретение фарфора

(1710 год) в Мейсене И.Ф.Бёттгером. Первая в

Европе фарфоровая мануфактура Мейсен.

Особенности производства периода Бётгера

периода Херольда и Кендлера, период

Марколини Изделия XIX века.



  1. Фарфоровые мануфактуры Европы XVIII века. История французского фарфора. Севр. Мягкий фарфор. Классицизм фарфоровых изделий скульптора Фальконе. Фабрика в Лиможе. История английского фарфора. Историзм и эклектика в европейской художественной керамике. Венская императорская фарфоровая мануфактура (1718).

5. Создание русского фарфора в XVIII веке.

Первый русский керамический завод Афанасия

Гребенщикова (1727), связь с народными

традициями Гжели. Исследования

Д.И.Виноградова по открытию русского

фарфора. Основание Императорского

фарфорового завода в Петербурге (1744).

Продукция Екатерининского периода. Серия

«народы России».

6. Фарфоровые заводы России XIX века.

Фарфоровый завод Гарднера. Фарфоровый

завод Н.Б.Юсупова, организация живописного

производства и школы. Фарфоровый завод

А.М. Миклашевского, ориентация на

западноевропейские мастерские, цикл

карикатур. Высокое качество фарфора завода

братьев Корниловых, применение впервые в

России переводных картинок. Фарфоровый

завод А.Г.Попова - народные типы в мелкой

пластике, техника гризайли. Фарфоровые

заводы Кузнецовых – дешевая и

высокохудожественная продукция.

Императорский фарфоровый завод. Кризисные

явления второй половины XIX века.

Реорганизация завода в 1890-е гг., расцвет

производства в начале XX века, влияние

модерна.

7. Керамика России конца XIX-начала ХХ веков.

Керамические мастерские в Абрамцево и

Талашкине. Сплав национальной традиции и

модерна. Майолика Михаила Врубеля,

особенности технологии, основные темы

керамической скульптуры, новый этап развития

изразца. Творчество А.Головина, В.Васнецова,

Е. Поленовой, В.Серова, С.Малютина в области

художественной керамики. Значение стиля

модерн для развития нового понимания задач

художественной керамики. Первые выставки

ДПИ в России.


  1. Фарфор и керамика в СССР в первой половине

ХХ века. Керамика 20-х годов. Тенденции

конструктивизма. Советский «агитационный

фарфор». Творчество С.В.Чехонина.

Н.Я.Данько, А.В.Щекотихиной-Потоцкой.

Новая символика росписей. Два периода в



развитии агитфарфора. Проекты массовой

посуды. Поиски в области новой советской

тематики.


  1. Фарфор и керамика в СССР во второй половине ХХ века. Фарфор и керамика начала 50-х годов. Соотношение народных традиций и профессионального творчества. Сложение основных художественных школ (московская, ленинградская и прибалтийская керамика). Народные традиции и сложение профессиональных художественных школ в керамике союзных республик. Ведущие керамические и фарфоровые заводы страны. Всесоюзные и международные выставки, биеннале, симпозиумы по художественной керамике. Многообразие направлений и персоналий.

10. Художественные керамические промыслы России и их исторические корни. Сохранение народных художественных промыслов и перспективы их развития. Гжель. Характеристика Гжели как крупнейшего гончарного района. Вятская (Дымковская) игрушка — одно из уникальных явлений народного искусства. Художественный язык вятской игрушки. Расписная глиняная игрушка Каргополья. Сюжеты и образы, связь с жизнью северных крестьян. Абашевская игрушка: анималистика абашевской игрушки. История и художественные особенности филимоновского промысла. Керамика Скопино. Роль братьев Оводовых (Сироткиных). Особенности скопинских глин и глазурей. Способы украшения сосудов лепным и рельефным орнаментом. Изделия современного скопинского промысла.

11. Современная отечественная керамика. Основные тенденции. Многообразие художественных проявлений керамики, искания в области пластики, колорита, эмоциональной выразительности. Проблема формы и декора, проблема содержания, основные темы и образы, проблемы традиции и новаторства. Керамика в современном архитектурном пространстве. Развитие садово-парковой керамики. Влияние дизайна на развитие художественной керамики. Синтез керамики с другими материалами, использование новых технологий. Красноярская школа керамики. Ведущие художники-керамисты Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска.




5. Образовательные технологии.
При преподавании теоретической дисциплины «История художественной керамики» традиционная образовательная технология чтения лекционного курса – последовательное изложение материала в дисциплинарной логике, осуществляемое преимущественно вербальными средствами (монолог преподавателя) сопровождается показом большого количества слайдов, иллюстрирующих текст преподавателя.
6. Самостоятельная работа студентов


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)



1.

Введение. Керамика и фарфор Древнего мира и Средних веков


1.Работа в библиотеке.

Знакомство с литературой по

содержанию дисциплины

2. Подготовка и написание конспекта «Основные технологические этапы в развитии керамики»

3. Подготовка презентации «Основные способы изготовления и орнаментации глиняных сосудов».

4. Подготовка сообщения на тему «Семантическое начало в видах изделий, формах, росписи в Трипольской керамике».

5. Подготовка презентации на тему «Типы, формы и назначение керамических изделий в Древней Греции».

6. Подготовка и написание конспекта «Китайский средневековый фарфор»

7. Подготовка презентации «Розовое, зеленое, черное семейства китайского фарфора»

8. Подготовка презентации «Чайная церемония. Искусство раку».

9. Выбор темы и подготовка к

написанию реферата

10. Написание реферата

11. Коллективное обсуждение

рефератов


4

6


4

4

4


6

4


4

4


8

4


2.

Керамика с эпохи Возрождения до XIX века.

Керамика ХХ-XXI веков



  1. Подготовка и написание конспекта «Центры развития итальянской майолики в эпоху Возрождения».

2. Подготовка презентации «Дельфтский фаянс»

3. Подготовка презентации

Изобретения Джозайя Веджвуда.

4. Подготовка и написание конспекта «Изобретение фарфора. Периоды мейсенского фарфора»

5. Подготовка презентации «Создание русского фарфора в XVIII веке. Деятельность

Д.И.Виноградова.

6. Подготовка сообщений

«Фарфоровые заводы России

XIX века».

7. Подготовка и написание конспекта « Императорский фарфоровый завод. XIX-XXI века»

8. Подготовка презентации «Майолика М.А.Врубеля».

9. Подготовка презентации «Современная отечественная керамика. Мастера. Основные тенденции».

10. Выбор темы и подготовка к

написанию реферата

11. Написание реферата

12. Коллективное обсуждение

рефератов


6

4
4


6

4


6

6


4
4

4
8


4

Программой предусматривается самостоятельная работа студентов, которая способствует более глубокому погружению в научно-исследовательскую деятельность по изучению истории художественной керамики. Самостоятельная работа включает в себя: самостоятельное знакомство с теорией в библиотеке, поиски материалов для подготовки конспектов, сообщений, презентаций, подготовка реферата и коллективное обсуждение рефератов.


Вопросы к зачету «История художественной керамики»

5 семестр 3 курс обучения


  1. Глина как первый искусственный материал человечества. Основные области применения от палеолита до наших дней.

  2. Основные технологические открытия керамики. Виды – керамика, терракота, фаянс, фарфор, майолика, каменная масса, стекло.

  3. Возникновение керамики в эпоху неолита. Основные виды изделий. Способы декорирования.

  4. Трипольская культура как яркий образец культуры неолита на европейской территории.

  5. Керамика Древнего Египта. Формы и типы сосудов. Особенности росписи

  6. Древнеегипетские фаянсы. Способ производства. Виды изделий.

  7. Керамика Древнего Двуречья.

  8. Применения глазурованного кирпича в архитектуре Вавилона.

  9. Керамика Эгейского мира. Основные виды вазописи (стиль «камарес», «морской», «дворцовый»)

  10. Вазопись Древней Греции – стили: протогеометрический, геометрический, ковровый, чернофигурный, краснофигурный, строгий, роскошный. Полихромная роспись белых сосудов.

  11. Основные типы древнегреческих сосудов по функциональному применению и по форме.

  12. Архитектурная терракота этрусков. Погребальные терракотовые урны и саркофаги этрусков.

  13. Художественная керамика этрусков (красное и черное буккеро, влияние греческих образцов).

  14. Керамические изделия народов Доколумбовой Америки (майя, ацтеки, инка).

  15. Древнейшие образцы керамики Китая (сосуды типа Луншань и Яншао.) Гробница императора Цинь Шихуана,

  16. Особенности китайского фарфорового производства. Танский, Сунский, Минский фарфор, «зеленое», «розовое», «черное» семейство.

  17. Искусство Древней Японии. Керамика Дземон, статуэтки ханива, технология мастеров Суэмура.

  18. Керамика «раку»

  19. Керамическое искусство Кореи.

  20. Возникновение керамики на территории Древней Руси. Типы сосудов. Основные приемы декорирования древнерусских керамических сосудов.

  21. Послемонгольский период развития древнерусской керамики

  22. Русские изразцы – возникновение и развитие производства. Использование в архитектуре (интерьер, экстерьер), печной изразец. Декорирование, орнаментика



Вопросы к экзамену «История художественной керамики»

6 семестр 3 курс обучения


  1. Майолика Возрождения. Школы, особенности.

  2. «Сельские глины» Б.Палисси

  3. Английская керамика XVII-XVIII веков. «Костяной фарфор». Заводы в Челси, Бау, Вустере, Дербе. Ведждвуд

  4. Голландская керамика XVII века. Дельфтские фаянсы

  5. Основание Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Основные периоды развития и особенности производства. Многообразие тематики.

  6. Севрская королевская мануфактура. Цветные фоны. Производство бисквитной скульптуры.

  7. История возникновения русского фарфора (Гребенщиков, Виноградов).

  8. Императорский фарфоровый завод второй половины XVII – начала XX века.

  9. Изделия российских фарфоровых заводов второй половины XVII – начала XX века.

  10. Организация керамической мастерской в Абрамцево. Врубель – керамист.

  11. Особенности развития искусства художественной керамики в России после революции 1917 года. Агитационный фарфор.

  12. Художественные керамические промыслы в России. История возникновения и специфика игрушечных художественных промыслов.

  13. Сложение национальных школ керамики в СССР в 60-70-е годы (Украина, Латвия, Эстония, Литва, Армения, Азербайджан, Грузия, Белоруссия, республики Средней Азии).

  14. Специфика московской и ленинградской школ художественной керамики. Основные имена художников.

  15. Актуальные проблемы современного состояния искусства художественной керамики: сохранение и развитие народных традиций, использование новых технологий, совмещение различных материалов, новые взаимоотношения с пространством и социумом, процессы коммерциализации и др.

  16. Гжель от XVIII века до сегодняшнего дня. Гжельская майолика, полуфаянс, фарфор с подглазурной росписью кобальтом. Формы изделий, приемы декорировки.

  17. Керамика Скопино. Братья Оводовы. Особенности глазурования изделий. Квасники и кумганы, скульптурные сосуды, подсвечники и скульптура.

  18. Русская глиняная игрушка: Абашево, Филимоново, Каргополь

 7.Компетентностно-ориентированные оценочные средства


5 семестр


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1

Введение. Керамика и фарфор Древнего мира и Средних веков


Промежуточная аттестация, проверка конспектов, презентаций, сообщений



6 семестр


№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1

Керамика с эпохи Возрождения до XIX века.

Керамика ХХ-XXI веков



Промежуточная аттестация, проверка конспектов, презентаций, сообщений

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие написание реферата.


Элементами фонда оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся является описание показателей и критериев оценивания компетенций.

Семестровый зачет может проводиться в форме тестирования, а также в форме коллективного или индивидуального собеседования.

Итоговой формой контроля является годовой экзамен в конце 4 семестра. Он проводится в форме ответов на два вопроса по выбранному студентом экзаменационному билету.
Оценка выполненного задания производится по следующим критериям:

Оценка «Отлично» выставляется при:



  • Полном всеобъемлющем ответе на каждый из двух вопросов;

  • Глубоком аналитическом разборе темы;

  • Умении мыслить, строить логические связи, делать серьезные умозаключения.

Оценка «Хорошо» выставляется при:

  • Полном ответе на один из вопросов и в большей мере ответе на второй вопрос;

  • Частичном знании ответов на поставленные вопросы, но при этом преподавателем учитывается умение студента рассуждать, логически мыслить, делать правильные выводы;

Оценка «Удовлетворительно» выставляется при:

  • Полном незнании одного вопроса и неуверенном ответе на второй;

  • Неумении видеть внутренние связи, рассуждать, делать выводы.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется при:

  • Полном незнании двух вопросов;

  • Полном неумении рассуждать, мыслить, делать логические умозаключения.


8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература

Основная литература


    1. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Геометрика, архаика: учеб. пособие. – СПб., 2007 (Новая история искусства)

    2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика: учеб. пособие. – СПб., 2007 (Новая история искусства)

    3. Беловинский Л. История русской материальной культуры: Учебное пособие. – М., 2003

    4. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. – Прага, 1984

    5. Варава Л. Декоративно-прикладное искусство: современная энциклопедия. – Ростов н/Д: Феникс 2007

    6. Вейс Г. История культуры народов мира: Обычаи и нравы. Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. [в 12-ти томах]. – М., 2005

    7. Гинтер С.М.Керамика от мегалита до фарфора: учеб. пособие. – Красноярск: КГХИ, 2007

    8. Древнерусская культура (Электронный ресурс). – М., 2004

    9. Малолетков В.А. Основные этапы развития российской керамики последней трети ХХ века. М., 2006

    10. Молотова В. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие. – М, 2007

    11. Новицкий А.П. История русского искусства: Современная версия/ А.П.Новицкий, В.А.Никольский. – М, 2007

    12. Палагута И.В. Искусство Древней Европы: эпоха ранних земледельцев: учеб. пособие. – СПб., СПбГУП, 2007

    13. Семенов В. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век: учеб. пособие. – СПб., 2008. (Новая история

    14. Соловьев Н. Русская культура с древнейших времен до наших дней. – М., 2004

    15. Стекло и глина. – М, 2006

    16. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учеб.пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009

    17. Холмянский Л. Материальная культура Древнего мира [Египет. Греция. Рим]: Учебное пособие. – М., 1999


Дополнительная литература


      1. Антиквариат: Энциклопедия мирового искусства. – М.: Белый город, 2002

2. Астраханцева Л.И. Гжельская майолика ХХ века. –

СПб.:Аврора, 2006

3. Археология СССР: Древняя Русь. Город, замок, село. – М.,

1985


  1. Археология СССР: Палеолит СССР. – М., 1984

5. Белое золото: классика и современность китайского фарфора.

– СПб.: Славия, 2007

6. Бирюкова Н. Прикладное искусство Франции XVII-XVIII

веков: Развитие и стиль. – СПб, 2002

7. Большая история искусства: в 16-ти т.: пер. с ит.- М.: Слово,

2009.


8. Борисова Е. Русский неоклассицизм. – М., 2002

  1. Бренд Б. Искусство Ислама. – М., Фаир, 2008

  2. Вдовиченко И.И.Античные расписные вазы из крымских музеев. – Симферополь, 2003

  3. Веймарн Б.В. Классическое искусство стран Ислама. – М.: Искусство, 2002

  4. Восточные коллекции: 22 слайд-шоу (Электронный ресурс). – М., 2005

  5. Галич М. История Доколумбовых цивилизаций. – М.: Мысль, 1990

  6. Грицак Е. История вещей от древности до наших дней. – М., 2003

  7. Датский фарфор в России, 1880-1917. – СПб., 2006

  8. Дебен-Франкфор К. Древний Китай. – М., Аст6Астрель, 2002 (Открытия. Археология)

  9. Декоративно-прикладное искусство: Иркутск. ХХ век.

Иркутск, 2003

  1. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300

лет: иллюстрированная энциклопедия в 2-х т. Т. 1-2 –

СПб.:Гос. Эрмитаж, 2004-2006



  1. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей:

Учебное пособие. – М., 2008

  1. Дулевский фарфор/ сост. С.В.Горожанинова, Е.В.Куценко. –

Мелихово, 2006

  1. Народное искусство. – СПб, 2007

  2. Василенко В.М. Избранные труды о народном творчестве Х-

ХХ веков.

  1. Иванов С. 1000 лет озарений: История вещей. – М., 2002

  2. Императорский фарфоровый завод, 1744-1904/ под ред. В.В.Знаменова. – СПб., 2008

  3. Искусство Древнего Египта (электронный ресурс). – М., 2004

  4. История русского искусства. Под ред. Грабаря И.Э. Т.1-12 М., 1953-1964

  5. Искусство Японии [Электронный ресурс] . М.: ДиректМедиа, 2004

  6. Классическое искусство стран ислама. – М, 2002

  7. Кравцова М.Е. История искусства Китая: учеб. пособие. – СПб.: Лань, 2004

  8. Краски Китая. Народный костюм и ремесла. – СПб., 2007

  9. Кубе А.Н. История фаянса [Электронный ресурс]: подготовл. По печатному изд. – Красноярск, 2009

  10. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 2004

  11. Маккэлэм Г. Декоративные орнаменты и мотивы. – М., 2008

  12. Малая история искусств: Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. – М., 1973

  13. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М.: Изобраз. Искусство, 1976

  14. Мастера бронзового века. – М,6Бук Хаус, 2005

  15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. – М., 1987-1988.

  16. Моран А. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. – М, 1992

  17. Наварро П.М. Декорирование керамики: история, основные техники, изделия. – М., 2005

  18. Носович Т.Н. Государственный фарфоровый завод, 1904-1944/ Т.Н.Носович, И.П.Попова. – СПб., 2005

  19. Перед нашествием. – М.: Бук Хаус, 2005. (Сокровища Ойкумены: Истории мировой культуры)

  20. Петрова Н.С. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В.Ломоносова, 1944-2004: Кн. 1-2. – СПб, 2006

  21. Российский историко-бытовой словарь. – М., 1999

  22. Русское декоративное искусство. Т.1-3. – М., 1962-1965

  23. Русь: История и художественная культура X-XVII веков/ Лихачев Д.С. и др. _ М, 2003

  24. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М, 1987.

  25. Самецкая Э.Б. Советский агитационный фарфор: справочник-определитель. – М., 2004

  26. Семенова М. Мы – славяне! – СПб, 2007

  27. Советское декоративное искусство. 1917-1945. Очерки истории. М., 1984

  28. Советское декоративное искусство. 1945-1975. Очерки истории. М., 1989

  29. Стирлен А. Искусство Ислама. – М., 2003

  30. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989

  31. Терещенко а. История культуры русского народа. М., 2008

  32. ТрощинскаяА. Русский фарфор эпохи классицизма. – М, 2007

  33. У истоков цивилизации. – М.: Бук Хаус, 2005

  34. Фарфор Вербилок /сост. С.В.Горожанина. – М.: Мелихово, 2006

  35. Фарфор в России XVIII-XIX веков: Завод Гарднера. – СПб.: ГРМ, 2003

  36. Фарфор частных заводов Петербурга /сост. Е.Иванова, И.Попова. – СПб.: ГРМ, 2008

  37. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. –1976

  38. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. СПб.: Искусство России, 2008

  39. Хильер Б. Искусство Ар деко. – М.: Искусство, 2005

  40. Худяков Ю.С. Древние тюрки на Енисее. – Новосибирск, 2004

  41. Цивилизации Древнего Востока [Электронный ресурс]. – М.: ДиректМедиа, 2005

  42. Элементы дизайна: Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. – М,: Магма, 2004 [Мебель, керамика, стекло, ткани]


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория для теоретических занятий по освоению дисциплины «История художественной» укомплектована: столы –27 шт., экран для показа слайдов, компьютер, проектор с дистанционным управлением, затемнение, классная доска.



Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине «История художественной керамики», студенты имеют возможность индивидуального доступа к ЭБС.
Каталог: images -> stories -> docs -> programs -> keramika
programs -> Рабочая программа 3 курс Дисциплина: Археология Сибири Специальность: 070903 Скульптура Факультет: Академический
programs -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины : техника профессиональнои безопасности 4 курс
keramika -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история и современные проблемы декоративно-прикладного искусства
programs -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины : История дизайна, науки и техники
programs -> Рабочая программа дисциплина : История и современные проблемы искусства интерьера Специальность: 070603 Искусство интерьера
keramika -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история орнамента код и наименование направления подготовки
keramika -> Рабочая программа дисциплины наименование дисциплины история материальной культуры код и наименование направления подготовки

  • Красноярский государственный художественный институт
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Наименование дисциплины ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ Код и наименование направления подготовки
  • (бакалавра, магистра или специалиста)
  • Квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС: бакалавр, магистр, специалист
  • Форма обучения: очная, заочная
  • Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
  • Красноярск 2014г. 1.Цель и задачи освоения дисциплины «История художественной керамики»
  • Задачи изучения дисциплины
  • 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)
  • 3. Профессиональные к омпетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4.Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц или 180 часов, из них 68 аудиторных, 112 самостоятельной работы. Структура дисциплины
  • Общая трудоемкость 180
  • Аудиторные занятия: 68
  • Виды итогового контроля (зачет, экзамен)
  • Итого за два семестра: 180 68 112 Содержание дисциплины 5 семестр
  • Н.Я.Данько, А.В.Щекотихиной-Потоцкой.
  • 5. Образовательные технологии.
  • 6. Самостоятельная работа студентов
  • Вопросы к зачету «История художественной керамики» 5 семестр 3 курс обучения
  • Вопросы к экзамену «История художественной керамики» 6 семестр 3 курс обучения
  • 7.Компетентностно-ориентированные оценочные средства 5 семестр
  • 8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Рекомендуемая литература Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины