Программа учебной дисциплины в. Дв. 5(2) психология влияния

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа учебной дисциплины в. Дв. 5(2) психология влияния

Скачать 246.17 Kb.


Дата19.08.2017
Размер246.17 Kb.
ТипПрограмма

Скачать 246.17 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»

(ФГБОУ ВПО «АГАО»)

Психологический факультет

Кафедра теоретической и прикладной психологии



ПРИНЯТО

Ученым советом


факультета психологии

Протокол № 6

от «28» июня 2013 г.



УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор

______________Т.М. Булгакова

«29» июня 2013 г.








ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ДВ.5(2) ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ

Направление подготовки 030300.62 Психология


Профиль подготовки -
Степень выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная

Составитель:

к.психол.н., доцент кафедры теоретической и прикладной психологии

_________________ Е.М. Трофимова

Бийск 2013

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300.62 Психология (утвержден 21 декабря 2009 г., номер государственной регистрации 759) и учебного плана по направлению подготовки 030300.62 Психология, утвержденного Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГАО», протокол № 8 от 10.05.2011.

Распределение по семестрам


Номер семест-ра


Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма промежуточной аттестации

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоя-тельная работа

Всего

Из них

Лекции

Лабор.

Практ.

КРС

8

108

(3 з.е.)


56

24

-

30

2

52

-

зачет

Программа обсуждена на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии


Протокол № 7 от «24» июня 2013 г.
Заведующий кафедрой _____________________ Гусева Т.А.

1. Цель и задачи дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса: обучение студентов психологическому анализу социальных явлений, связанных с влиянием на другого.

Задачи курса:

  1. Изучить социальные механизмы, связанные с влиянием на другого в различных ситуациях.

  2. Сформировать навыки психологического анализа социальных явлений, социального взаимодействия в ситуациях влияния на другого.


2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Психология влияния» Б.3.3.5 (2) относится к профессиональному циклу и входит в состав курсов по выбору студентов.

Областью [-ями] профессиональной деятельности бакалавров, на которую [-ые] ориентирует дисциплина «Психология влияния», является образование и социальная сфера.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение;

– воспитание;

– развитие;

– просвещение;

– образовательные системы.

Профильной [-ыми] для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий;

– осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры].

Для освоения дисциплины «Психология влияния» обучающиеся используют знания, умения, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения «Общая психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология».
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК-7 - обладает способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

ОК-8 - обладает способностью и готовностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них

ПК-10 – обладает способностью и готовностью к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности

ПК-19 - обладает способностью и готовностью к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать

– основные теоретические подходы, связанные с влиянием на другого;

– основные механизмы влияния на другого.

Уметь

– выделять механизмы в реальных ситуациях влияния;

– использовать механизмы влияния на субъекта взаимодействия.

Владеть

– навыками влияния на другого;

– навыками анализа ситуаций влияния.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

56

8

В том числе:







Лекции (Л)

24




Практические занятия (ПЗ)

30




КСР

2




Самостоятельная работа (всего)

52

8

В том числе:







Аннотирование

20




Домашние практические задания

32




Вид промежуточной аттестации: зачет







Общая трудоемкость часы

зачетные единицы




108

8

3




5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание разделов дисциплины


п/п


Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

ЛЕКЦИИ

1

Психология влияния в когнитивной парадигме.

Подход Р. Чалдини. Нейролингвистическое программирование.

2

Психология влияния и трансактный анализ.

Классический подход Э. Берна. Эклектический подход М.Е. Литвака.

3

Психология влияния и бихевиоризм.

Психология влияния и классический бихевиоризм Б. Скиннера и социально-когнитивный подход А. Бандуры.

4

Разработка проблем психологии влияния при исследовании компетентности в общении.

Техника постановки вопросов. Техника нейтрализации замечаний.

Техника аргументации.



5

Невербальное влияние на другого.

Использование невербальных средств в ситуациях влияния на другого.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1

Психология влияния в когнитивной парадигме.

Подход Р. Чалдини.

Нейролингвистическое программирование.



2

Психология влияния и трансактный анализ.

Классический подход Э. Берна.

Эклектический подход М.Е. Литвака.



3

Психология влияния и бихевиоризм.

Психология влияния и классический бихевиоризм Б. Скиннера и социально-когнитивный подход А. Бандуры.

4

Разработка проблем психологии влияния при исследовании компетентности в общении.

Техника постановки вопросов.

Техника нейтрализации замечаний.

Техника аргументации.


5

Невербальное влияние на другого.

Использование невербальных средств в ситуациях влияния на другого.


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.


СРС

Интерактивные ф. (час.)

Всего

1

Психология влияния в когнитивной парадигме.

4

4

10

лекция проблемного характера (2ч.);

проектная деятельность (2ч.)



18

2

Психология влияния и трансактный анализ.

4

6

12

лекция проблемного характера (2ч.);

семинар-дискуссия (2ч.)



22

3

Психология влияния и бихевиоризм.

8

8

12

лекция проблемного характера (4ч.);

работа в малых группах (4ч.)



28

4

Разработка проблем психологии влияния при исследовании компетентности в общении.

4

8

10

лекция проблемного характера (2ч.);

работа в малых группах (2ч.)

семинар-дискуссия (2ч.)


22

5

Невербальное влияние на другого.

4

4

8

работа в малых группах (2ч.)

16




ВСЕГО:

24

30

52




108




В том числе в интерактивной форме

10

14











6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Панасюк, А.Ю.Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия [Текст] / А.Ю. Панасюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 208 с.

  2. Харламова, Татьяна Михайловна. Психология влияния [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т. М. Харламова. - 3-е изд., стер. - Электрон. текстовые дан. - М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2011. - 112 с.

  3. Чалдини, Р Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся [Текст]/ Р. Чалдини. – СПБ.: Питер, 2008. – 288 с.

Дополнительная литература

  1. Дилтс, Р. Фокусы языка : изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс ; науч. ред. М. Гринфельд ; пер. с англ. А. Анистратенко. - СПб. : Питер, 2002. - 320 с. :

  2. Пиз, А. Язык телодвижений : как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пиз ; пер. с англ Т. Новикова. - М. : ЭКСМО, 2004.


базы данных,

информационно-справочные и поисковые системы
1. Вопросы психологии

http://www.voppsy.ru



2. Психология.ру

http://www.psychology.ru.



3. Психологический журнал

http://hsychol.ras.ru/08.shtml



4. Психологический словарь

http://psi.webzone.ru.



5. Российское психологическое общество

http://www.rpo/rsu.ru


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

п/п

Наименование

Кол-во

Форма использования

Аудитория 203

1.

Видеопроектор, интерактивная доска, персональный компьютер

1

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 209

2.

Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор)

1

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов

3.

Персональные компьютеры

10

Доступ к образовательным ресурсам во время самостоятельной работы студентов, контроль знаний студентов (тестирование), организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 212

4.

LED Телевизор, персональный компьютер

1

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 213

5.

LED Телевизор, персональный компьютер

1

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам

Аудитория 214

6.

Видеопроектор, персональный компьютер

1

Демонстрация материалов лекционных и практических занятий, учебных и научных видеоматериалов, организация дистанционной формы обучения, доступ к образовательным ресурсам



10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

10.1. Методические рекомендации
по организации изучения дисциплины для преподавателей

Обучение на бакалавриате предполагает меньшее количество аудиторных занятий, в связи с чем в процессе освоения дисциплины особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Преподаватель на лекционных занятиях уделяет внимание обзорному освещению материала, при этом следует более подробно останавливаться на сложных вопросах. При чтении лекций возможно опираться на электронный вариант читаемых нами лекции. Возможно также предоставить студентам самостоятельную работу над лекциями в аудитории с использованием мультимедийного оборудования, параллельно комментировать некоторые наиболее важные положения и отвечать на вопросы студентов. Интересным представляется форма лекции-диалога, то есть вы читаете собственную лекцию на тему, обозначенную в программе, при этом дискутируете со студентами. При проведении лекционных занятий преподавателю рекомендуется использовать активные формы работы со студентами – постановку проблемных вопросов, элементы дискуссии, вопросы, направленные на актуализацию полученных ранее знаний, метод аннотации на лекцию.

На практических занятиях рекомендуется также придерживаться учебной программы. В планы практических занятий необходимо включать различные задания, направленные на формирование общекультурных и специальных компетенций.

Преподаватель обязан ознакомить студентов с предъявляемыми требованиями на первом занятии, придерживаться заявленных требований, своевременно оценивать работу студентов.

На зачете отношение к студентам максимально доброжелательное, однако в случае неудовлетворительных знаний лучше всего дать студенту возможность более тщательной подготовки. При трудностях с практическим анализом текста можно ориентировать студента в плане методов анализа. Можно также обратить внимание на ключевую особенность текста, которая осталась незамеченной.

10.2. Методические рекомендации
по организации изучения дисциплины для студентов


1. Методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:



  1. формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации;

  2. выработка навыков восприятия и анализа оригинальных сочинений;

  3. развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию обоснованной собственной позиции по тому или иному вопросу;

  4. развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем современного естествознания.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы первоисточников по темам. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к представленной аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» и «против» какого-либо тезиса. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной психологической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с использованием письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов используется метод «малых групп»: студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. При этом учебное занятие проводится в форме «диспута» или «конференции».

На лекционных занятиях рекомендуется активно слушать, конспектировать лекции, делать пометы на полях, задавать вопросы и активно отвечать на поставленные вопросы. При подготовке к лекции необходимо освежить в памяти содержание предыдущих лекций, подготовить вопросы. После лекции также следует прочитать свой конспект, если возникают вопросы, то можно с ними обратиться к преподавателю и/или ознакомиться с вариантами изложения данной темы в учебниках и учебных пособиях, научной литературе по курсу.

При подготовке к практическим занятиям рекомендуется внимательно ознакомиться с планом практического занятия, ответить на заданные вопросы. Ответ должен быть полным и аргументированным. Рекомендуется прочитать лекцию по теме, ознакомиться с изложением материала в учебнике и научной литературе, сделать для себя необходимые выписки. Встречающуюся терминологию необходимо истолковать с опорой на словари и справочники, учебную и научную литературу. Приветствуется использование интернет-ресурсов. Необходимо указывать источник цитирования, автора. Для интернет-ресурсов – адрес (URL). При подготовке развернутого ответа рекомендуется составить план, включить в него цитаты, основные мысли, свои собственные наблюдения, оценки, интерпретацию. При работе с текстом, рекомендованным для анализа, в первую очередь, необходимо его прочитать минимум 2-3 раза, попытаться понять его содержание.

При выполнении творческих работ с предлагаемым текстом следует сначала несколько раз прочитать его, проанализировать, найти своеобразие, определить параметры необходимых исправлений. Редактировать текст следует так, чтобы максимально сохранить авторский стиль, проблематику. При трансформации текста, напротив, следует проявить собственную индивидуальность.

При работе с интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, выходные данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций и т.д. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ зачастую не выдерживает никакой критики, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это еще и огромная библиотека, где вы можете найти много текстов, посвященных рассмотрению изучаемого материала. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

При подготовке к зачету рационально используйте время. Сначала ознакомьтесь с материалами курса в целом, поскольку только исходя из целого, можно понять части. Читайте учебники и научную литературу. Обращайтесь к справочной литературе. При подготовке ответа на вопрос сначала составьте план. Помните, что ваш ответ – это текст, который должен быть построен с учетом всех требований, предъявляемых к научному тексту. Не старайтесь всё выучить наизусть – это невозможно. Старайтесь понять суть, излагайте ее собственными словами. Иллюстрируйте теоретические положения собственными наблюдениями.



2. Методические рекомендации для студентов по другим видам работы

Значительную часть учебного времени составляют лекционные и практические занятия. Это коллективные виды работы, поэтому работать надо с учетом интересов коллектива. Будьте вежливы, не выкрикивайте с места, прерывая ответы товарищей или речь лектора. Старайтесь дослушать мысль до конца, оценить ее, а уже после высказать собственное мнение или дополнение. Давайте высказываться другим. Ваше высказывание должно быть полным, построенным в соответствии с нормами русского литературного языка. Старайтесь отвечать именно на тот вопрос, который задан.

На занятиях вам раздают специально подготовленный (раздаточный) материал. Обращайтесь с ним аккуратно, не делайте на нем пометок.


Оценочные средства для текущего контроля

и промежуточной аттестации

Вопросы к зачету


  1. Механизмы влияния в когнитивном подходе Р. Чалдини. Защита от использования данных механизмов другими.

  2. Базовые принципы НЛП: опора на опыт, переживание состояние аптайма, расширение карт мира, разделение поведения и человека.

  3. Рефрейминг, типы рефрейминга.

  4. Понятие роли в классическом подходе Э. Берна. Основные роли в трансактном анализе (родитель – взрослый – ребенок) и их характеристики.

  5. Понятие трансакций и типы трансакций.

  6. Понятие манипуляции, типы манипуляций.

  7. Подход М.Е. Литвака. Понятие амортизации, ее виды.

  8. Механизмы психологического вампиризма. Типы психологических вампиров и защита от них.

  9. Любовь как влияние на другого.

  10. Понятие подкрепления в классическом бихевиоризме. Положительные и отрицательные подкрепления. Основные требования к подкреплению.

  11. Особые случаи подкрепления: «большой куш», вариативное подкрепление, самоподкрепление.

  12. Использование подкрепления для избавления от нежелательного поведения.

  13. Вопрос как средство влияния на другого. Основные типы вопросов (закрытые, открытые, риторические, переломные, на обдумывание) и правила их использования.

  14. Замечание как стимул к дальнейшему выступлению. Методы нейтрализации замечаний.

  15. Аргументация как средство влияния на позицию другого. 12 риторических и 12 спекулятивных методов аргументирования.

  16. Понятие невербального поведения, его значимость. Структура невербального поведения: просодика, экстралингвистика, кинесика, такесика, праксимика.

  17. Использование невербального поведения в ситуациях влияния на другого.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

  1. Психология влияния в когнитивной парадигме.

Тема 1. Подход Р. Чалдини.

Механизмы влияния в когнитивном подходе Р. Чалдини: наличие стереотипов, правило контраста, правило социального обмена, методики «отказ – затем – отступление», стремление к последовательности действий, принцип социального доказательства, положительное отношение к другому, авторитет другого, осознание дефицита чего-либо. Защита от использования данных механизмов другими.



Литература:

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.


Тема 2. Нейролингвистическое программирование

Базовые принципы НЛП: опора на опыт, переживание состояние аптайма, расширение карт мира, разделение поведения и человека. Понятие «фрейма», виды фрейма. Рефрейминг, типы рефрейминга: изменение размеров фрейма, рефрейминг контекста, рефрейминг содержания, «вторая позиция».

Приемы группировки (разделение, объединение и боковые смещения) при изменении фрейма.

Литература:

Дилтс Р. Фокусы языка. СПб., 2001.




  1. Психология влияния и трансактный анализ.

Тема 3. Классический подход Э. Берна.

Понятие роли. Основные роли в трансактном анализе (родитель – взрослый – ребенок) и их характеристики.

Типы трансакций:


  • Взаимодополняющие (пристройка сбоку, сверху и снизу);

  • Без взаимодополнения (с учетом адресата, без учета адресата, пересекающиеся);

  • Скрытые.

Понятие манипуляции, типы манипуляций (психологически и житейски выгодные).
Литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов – на – Дону, 2000.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Психология влияния / сост. А.В. Морозов. СПб., 2001.

Шейнов В.П. Скрытое управление человеком М., 2001.
Тема 4. Эклектический подход М.Е. Литвака.

Понятие амортизации, ее виды. Механизмы психологического вампиризма. Типы психологических вампиров и защита от них.

Любовь как влияние на другого.

Литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.

Литвак М.Е. Психологический вампиризм. Ростов – на – Дону, 2000.

Шейнов В.П. Скрытое управление человеком М., 2001.


III. Психология влияния и бихевиоризм.

Тема 5. Психология влияния и классический бихевиоризм Б. Скиннера и социально-когнитивный подход А. Бандуры.

Понятие подкрепления в бихевиоризме. Положительные и отрицательные подкрепления. Основные требования к подкреплению: время, величина, постоянство, единство требований.

Особые случаи: «большой куш», вариативное подкрепление, самоподкрепление.

Использование подкрепления для избавления от нежелательного поведения: методы физического устранения, наказание, отрицательное подкрепление, выработка несовместимого поведения, связь поведения с определенным стимулом, выработка отсутствия нежелательного поведения, смена мотивации.



Литература:

Прайор К. Не рычите на собаку. М., 1995.

Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. М., 1992.
IY. Разработка проблем психологии влияния при исследовании компетентности в общении.

Тема 6. Техника постановки вопросов

Вопрос как средство влияния на другого. Основные типы вопросов (закрытые, открытые, риторические, переломные, на обдумывание) и правила их использования.



Литература:

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

Войскуновский А. Я говорю, мы говорим…М., 1982.

Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. М., 1993.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.,1989.

Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.


Тема 7. Техника нейтрализации замечаний

Замечание как стимул к дальнейшему выступлению. Методы нейтрализации замечаний (ссылка на авторитет, «бумеранг», «сжатие», одобрение плюс уничтожение, перефразирование, условное согласие, «эластичная оборона», сравнение, порос, «да…но…», предупреждение, отсрочка.



Литература:

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. М., 1995.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.,1989.

Психология влияния / сост. А.В. Морозов. СПб., 2001.

Фомин Ю.А. Психология делового общения. М., 2000.

Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.


Тема 8. Техника аргументации.

Аргументация как средство влияния на позицию другого. 12 риторических и 12 спекулятивных методов аргументирования.



Литература:

Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.

Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, решения конфликтов. М., 1995.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.,1989.

Психология влияния / сост. А.В. Морозов. СПб., 2001.

Фомин Ю.А. Психология делового общения. М., 2000.

Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.



V. Невербальное влияние на другого.

Тема 9. Использование невербальных средств в ситуациях влияния на другого

Понятие невербального поведения, его значимость. Структура невербального поведения: просодика, экстралингвистика, кинесика, такесика, праксимика.

Использование невербального поведения в ситуациях влияния на другого.

Литература:

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр. М., 1993.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Р-н-Дону, 1986.

Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.,1989.

Пиз А. Язык телодвижений. Кострома, 1992.



Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ –52 ч.
Практические задания – 32 ч.

  • Используйте и опишите один из механизмов влияния в ситуации влияния (например, переубеждения) на другого, используя подход Р.Чалдини – 4 часа.

  • Используйте рефрейминг для изменения своих или чужих установок. Опишите свой опыт – 4 часа.

  • Приведите пример длительного использования манипуляций. Наметьте общие тактики поведения, связанного с противодействием такому манипулированию – 8 часа.

  • Напишите список положительных и отрицательных подкреплений, использованных вами в течении дня при общении с близким человеком – 4 часа.

  • Проанализируйте модели, которые социум предоставляет дошкольника (младшим школьникам, подросткам, и т.д.). Укажите, на формирование каких характеристик индивида направлены данные модели – 4 часа.

  • Потренируйтесь в использовании методов нейтрализации замечаний в различных ситуациях общения. Опишите свой опыт – 4 часа.

  • Проследите за использованием вами и другими людьми невербальных средств в ситуациях воздействия. Проанализируйте и опишите свой опыт – 4 часа.


Аннотирование - 20 ч.

I.

  • Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

  • Дилтс Р. Фокусы языка. СПб., 2001.

II.

  • Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

  • Леви В. Искусство быть другим. СПб., 1993.

  • Шейнов В.П. Скрытое управление человеком М., 2001.

III.

  • Прайор К. Не рычите на собаку. М., 1995.

  • Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. М., 1992.

IY.

  • Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974.

  • Фомин Ю.А. Психология делового общения. М., 2000.

Y.

  • Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов – на – Дону, 1986.

  • Пиз А. Язык телодвижения. Кострома, 1992.



Разработчик (и): Трофимова Евгения Михайловна
Программа одобрена на заседании кафедры теоретической и прикладной психологии от __ сентября 2011__ года, протокол № __2___.
Каталог: file -> doc
doc -> Общие положения Исполнительного комитета Альметьевского муниципального Района
doc -> Кафедра теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло
doc -> Программа учебной дисциплины
doc -> Правила оформления рукописи реферативной работы
doc -> Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 072500. 62 Дизайн (утвержден 22 декабря 2000 г. №780) и учебного плана по направлению подготовки 072500. 62 Дизайн
doc -> Программа учебной дисциплины
doc -> Омс гоувпо
doc -> Всеукраїнська громадська
doc -> Администрация города томска департамент образования