Программа специальной дисциплины «Эпидемиология»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа специальной дисциплины «Эпидемиология»



страница1/7
Дата19.08.2017
Размер1.29 Mb.
ТипПрограмма


  1   2   3   4   5   6   7
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра эпидемиологии и инфекционных болезней

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по научной и

клинической работе

профессор Н.П. Сетко

________________________

«____»_____________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
специальной дисциплины «Эпидемиология»

основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

по научной специальности 14.02.02 «Эпидемиология»

Присуждаемая учёная степень

кандидат медицинских наук

Форма обучения

заочная

Оренбург, 20__



1

Содержание

Цели и задачи освоения дисциплины



3

2

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

3

3

Объем дисциплины и виды учебной работы

11

4

Структура и содержание программы

11

5

Структура и содержание дисциплины

41

6

Структура и содержание разделов по видам учебной работы

41

7

Самостоятельная внеаудиторная работа

50

8

Учебно-методическое и информационное обеспечение

50

9

Материально-техническое обеспечение дисциплины раздела

54

10

Лист регистрации внесения изменений

56

11

Лист согласования

57



































































































1 Цель и задачи освоения дисциплины
Цель – приобретение полного объема систематизированных теоретических знаний и профессиональных навыков в области эпидемиологии, необходимых для самостоятельной работы в качестве преподавателя ВУЗа, сотрудника научно-исследовательского учреждения (института, лаборатории) медицинского профиля, врача-исследователя.
Задачи:

  • глубокое освоение всех разделов деятельности врача-эпидемиолога;

  • овладение методами и организацией медицинских научных исследований, проведения научных исследовании с соблюдением принципов медицинской этики, результатом которых должно стать законченная научная работа, оформленная в виде кандидатской диссертации;

  • освоение и внедрение современных медицинских и организационных технологий в эпидемиологическую практику;

  • овладение основными знаниями, умениями и навыками педагога высшей школы, которые позволят ему работать в должности преподавателя медицинского ВУЗа.



2 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

Раздел 1. Общая эпидемиология

Тема 1. «Эпидемиологический подход в изучении патологии человека»



  • предметную область эпидемиологии;

  • эпидемиологические аспекты номенклатуры и классификации болезней;

  • причинность в эпидемиологии.

Тема 2. «Эпидемиологические исследования»

  • алгоритм эпидемиологической диагностики;

  • основные принципы эпидемиологической диагностики, оперативного, ретроспективного эпидемиологического анализа инфекционных и паразитарных заболеваний,

  • виды эпидемиологических исследований и их предназначение;

  • дизайн и основы организации эпидемиологических исследований;

  • описательные и аналитические эпидемиологические исследования, экспериментальные эпидемиологические исследования, их предназначение и особенности организации;

  • правовые и этические аспекты проведения эпидемиологических исследований.

Тема 3. «Эпидемиология – основа доказательной медицины»

  • систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических мероприятий;

  • современные базы данных, источники и требования к научно-обоснованной информации;

  • принципы составления систематических обзоров и проведения метаанализа.

Тема 4. «Учение об эпидемическом процессе»



  • теории и концепции эпидемического процесса;

  • закономерности эпидемического процесса, влияние на его интенсивность природных, социально-экономических условий, урбанизации;

  • проявления эпидемического процесса.

Тема 5. «Содержание и организация противоэпидемической деятельности»

  • профилактические и противоэпидемические мероприятия;

  • основные принципы системы профилактики, меры борьбы и пути ликвидации инфекционных болезней;

  • методы оценки полноты, качества и эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;

  • организацию противоэпидемической работы;

  • основы, принципы эпидемиологического надзора при различных группах инфекций;

  • основы законодательств о здравоохранении, основные директивные документы (приказы, инструкции, методические указания) по противоэпидемическому обеспечению населения;

  • основы законодательных актов и положений, регламентирующих работу заинтересованных министерств (комитетов, ведомств) по профилактике инфекционных заболеваний.

Раздел 2. Частная эпидемиология

Тема 1. «Эпидемиология антропонозов»



  • теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения за антропонозами с фекально-оральным и аэрозольным механизмами передачи, ВИЧ-инфекцией и парентеральными вирусными гепатитами и инфекциями, передающимися преимущественно половым путем; болезнями с трансмиссивным механизмом передачи;

  • эпидемиологию указанных антропонозов;

  • методы эпидемиологического обследования очагов;

  • основные принципы и методику планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий при антропонозах;

  • нормативные, правовые и законодательные документы в области эпидемиологии и профилактики антропонозов с фекально-оральным и аэрозольным механизмами передачи, ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитов и инфекций, передающихся преимущественно половым путем, трансмиссивных инфекций.

Тема 2. «Эпидемиология зоонозов»

  • теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения и особенности при зоонозах;

  • эпидемиологию зоонозов,

  • противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций;

  • методы эпизоотолого-эпидемиологического обследования очага зоонозной инфекции;

  • основные принципы и методику планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий при зоонозах;

  • нормативные, правовые и законодательные документы в области эпидемиологии и профилактики зоонозов.

Тема 3. «Эпидемиология сапронозов»

  • теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения при сапронозах;

  • методы эпидемиологического обследования очага сапронозов;

  • основные принципы и методику планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий при сапронозах;

  • цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытовой среды, в лечебно-профилактических организациях, на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли, на производственных объектах, в учреждениях для детей и подростков;

  • нормативные, правовые и законодательные документы в области эпидемиологии и профилактики сапронозов.

Тема 4. «Эпидемиология паразитарных болезней»

  • теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и его обеспечения при паразитарных болезнях;

  • эпидемиологию паразитарных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий;

  • методы эпидемиологического обследования очага паразитарных заболеваний; основные принципы и методику планирования профилактических и противоэпидемических мероприятий при паразитарных заболеваниях;

  • нормативные, правовые и законодательные документы в области эпидемиологии профилактики паразитарных заболеваний.

Тема 5. «Эпидемиология внутрибольничных инфекций»

  • эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций, инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;

  • содержание и организацию эпидемиологического надзора за ВБИ, особенности эпидемиологического надзора в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля.

Тема 6. «Санитарная охрана территории Российской Федерации»

  • общую схему принятия решений для оценки и уведомления о событиях, которые могут представлять чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения;

  • основные санитарно-эпидемиологические требования в пунктах пропуска через государственную границу РФ;

  • задачи органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений и учреждений Роспотребнадзора РФ по предупреждению распространения инфекционных болезней.

Тема 7. «Противоэпидемические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время»

  • предметную область военной эпидемиологии (эпидемиологии чрезвычайных ситуаций);

  • принципы организации санитарно-противоэпидемической разведки;

  • принципы организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

  • принципы противобактериологической защиты войск;

  • особенности эпидемиологии важнейших инфекционных заболеваний и меры борьбы с ними, возбудители которых могут быть использованы в качестве биологического оружия.

Уметь:

Раздел 1. Общая эпидемиология:

Тема 1. «Эпидемиологический подход в изучении патологии человека»



  • собирать, статистически и логически обрабатывать информацию с целью оценки состояния здоровья и заболеваемости населения и факторов, их определяющих;

  • проводить оценку эпидемиологической, социальной и экономической значимости болезней.

Тема 2. «Эпидемиологические исследования»

  • осуществлять эпидемиологическую диагностику, выявлять причины (факторы риска) возникновения и распространения болезни (заболеваемости);

  • проводить статистическую обработку полученных в эпидемиологических исследованиях результатов;

  • проводить оценку потенциальной эффективности и безопасности профилактических средств и мероприятий, диагностических и скрининговых тестов.

Тема 3. «Эпидемиология – основа доказательной медицины»

  • использовать систему доказательств и принципы доказательности в принятии обоснованных решений по проведению профилактических мероприятий;

  • работать с различными источниками информации, в том числе электронными;

  • анализировать научные статьи и систематические обзоры на предмет их научной обоснованности; составлять систематические обзоры и проводить метаанализ.

Тема 4. «Учение об эпидемическом процессе»

  • использовать знания о возможных проявлениях эпидемического процесса инфекционных заболеваний при обосновании и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Тема 5. «Содержание и организация противоэпидемической деятельности»

  • проводить оценку рангового значения отдельных классов, нозологических групп болезней по показателям заболеваемости, временной нетрудоспособности, смертности и т. д.;

  • проводить ретроспективный анализ уровня, структуры, динамики заболеваемости;

  • проводить оперативный анализ эпидемиологической обстановки;

  • прогнозировать заболеваемость населения и отдельных его групп; формулировать и оценивать гипотезы о причинно-следственных связях заболеваемости с факторами риска;

  • проводить обследование эпидемически значимых объектов;

  • проводить обследование очагов с одним и множественным случаями; оценивать качество и эффективность противоэпидемических мероприятий;

  • обосновывать необходимость проведения основных мероприятий по профилактике наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных заболеваний;

  • обосновывать и составлять проекты планов первичных мероприятий по локализации и ликвидации очагов единичными и множественными случаями заболеваний, используя соответствующие нормативные документы;

  • оформлять учетно-отчетную и другую эпидемиологическую документацию.

Раздел 2. Частная эпидемиология

Тема 1. «Эпидемиология антропонозов»



  • обосновывать необходимость проведения основных мероприятий по профилактике антропонозов с фекально-оральным и аэрозольным механизмами передачи, ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитов, инфекций, передающихся преимущественно половым путем, инфекций с трансмиссивным механизмом передачи;

  • обосновывать и составлять проекты планов мероприятий по локализации и ликвидации очагов антропонозов;

  • использовать компьютерные медико-технологические системы в эпидемиологии и профилактике антропонозов;

  • самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой по антропонозам с фекально-оральным и аэрозольным механизмами передачи, ВИЧ-инфекции и парентеральным вирусным гепатитам и инфекциям, передающимся преимущественно половым путем.

Тема 2. «Эпидемиология зоонозов»

  • обосновывать необходимость проведения основных мероприятий по профилактике зоонозов;

  • обосновывать и составлять планы мероприятий по локализации и ликвидации очагов зоонозной инфекции;

  • использовать компьютерные медико-технологические системы в эпидемиологии и профилактике зоонозов;

  • применять нормативные правовые акты Российской Федерации для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности; самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой по зоонозам.

Тема 3. «Эпидемиология сапронозов»

  • обосновывать необходимость проведения основных мероприятий по профилактике сапронозов;

  • обосновывать и составлять планы мероприятий по локализации и ликвидации очагов сапронозов;

  • использовать компьютерные медико-технологические системы в эпидемиологии и профилактике сапронозов;

  • применять нормативные правовые акты Российской Федерации для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности;

  • самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой по сапронозам.

Тема 4. «Эпидемиология паразитарных болезней»

    • обосновывать необходимость проведения основных мероприятий по профилактике паразитарных заболеваний;

    • обосновывать и составлять планы мероприятий по локализации и ликвидации очагов паразитарных заболеваний;

    • использовать компьютерные медико-технологические системы в эпидемиологии и профилактике паразитарных заболеваний;

    • применять нормативные правовые акты Российской Федерации для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в своей профессиональной деятельности;

    • самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой по паразитарным заболеваниям.

Тема 5. «Эпидемиология внутрибольничных инфекций»

  • обосновывать и составлять планы мероприятий по локализации и ликвидации очагов внутрибольничных инфекций;

  • использовать компьютерные медико-технологические системы в эпидемиологии и профилактике ВБИ, применять нормативные правовые акты Российской Федерации для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по вопросам профилактики внутрибольничных инфекций;

  • обосновывать необходимость проведения основных мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи;

  • самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой.

Тема 6. «Санитарная охрана территории Российской Федерации»

  • планировать мероприятия по санитарно-эпидемиологической охране территории от заноса и распространения возбудителей карантинных и других инфекционных болезней;

  • применять в профессиональной деятельности нормативные документы, регламентирующие мероприятия по профилактике и борьбе с карантинными и другими особо опасными инфекциями.

Тема 7. «Противоэпидемические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время»

  • проводить профилактические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях;

  • организовать санитарно-противоэпидемическую разведку; организовать противобактериологическую защиту войск.

Владеть:

Раздел 1. Общая эпидемиология

Тема 1. «Эпидемиологический подход в изучении патологии человека»



  • методами статистической обработки информации с целью оценки состояния здоровья и заболеваемости населения и факторов, их определяющих.

Тема 2. «Эпидемиологические исследования»

  • описательно-оценочными и аналитическими приемами эпидемиологической диагностики;

  • умением формулировать и оценивать гипотезы о причинно-следственных связях заболеваемости с факторами риска, оценки и доказательства этих гипотез.

Тема 3. «Эпидемиология – основа доказательной медицины»



Тема 4. «Учение об эпидемическом процессе»

  • умением анализировать проявления эпидемического процесса и выявлять условия, определяющие их существование.

Тема 5. «Содержание и организация противоэпидемической деятельности»

  • навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности;

  • методикой сбора социально-гигиенической информации;

  • информации о состоянии здоровья населения; методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;

  • способами проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа эпидемиологической обстановки;

  • умением выявлять по результатам оперативного анализа предпосылки и предвестники осложнения эпидемической ситуации;

  • методами прогнозирования заболеваемости населения и отдельных его групп; алгоритмом обследования эпидемически значимых объектов, очагов с единичным и множественным случаями заболеваний;

  • методами оценки качества и эффективности противоэпидемических мероприятий.

Раздел 2. Частная эпидемиология

Тема 1. «Эпидемиология антропонозов»



  • навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией по антропонозам с фекально-оральным и аэрозольным механизмами передачи, ВИЧ-инфекцией и парентеральными вирусными гепатитами и инфекциями, передающимися преимущественно половым путем;

  • методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов антропонозов;

  • алгоритмом эпидемиологического надзора за антропонозами; методиками оценки эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий в очагах антропонозов.

Тема 2. «Эпидемиология зоонозов»

  • навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией по профилактике зоонозных инфекций;

  • методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;

  • методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов зоонозных инфекций;

  • алгоритмом эпизоотолого-эпидемиологического надзора за зооонозами;

  • методикой оценки эффективности проводимых профилактических (санитарно-противоэпидемических) мероприятий в очагах зооонозов.

Тема 3. «Эпидемиология сапронозов»

  • навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией по профилактике сапронозов;

  • методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровья населения;

  • методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов сапронозов;

  • алгоритмом эпидемиологического надзора за сапронозами;

  • методиками оценки эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий в очагах сапронозов.

Тема 4. «Эпидемиология паразитарных болезней»

  • навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией по профилактике паразитарных заболеваний;

  • методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;

  • методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов паразитарных заболеваний;

  • алгоритмом эпидемиологического надзора за паразитарными заболеваниями; оценкой эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий в очагах паразитарных заболеваний.

Тема 5. «Эпидемиология внутрибольничных инфекций»

  • навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в области профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП);

  • методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах риска в ЛПО; методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости ИСМП и эпидемиологического обследования очагов ИСМП;

  • алгоритмом эпидемиологического надзора за ИСМП в стационарах различного профиля; оценкой эффективности проведенных мероприятий по ликвидации ИСМП в ЛПО;

  • методами эпидемиологической диагностики внутрибольничных инфекций.

Тема 6. «Санитарная охрана территории Российской Федерации»

  • методикой организации первичные противоэпидемические мероприятия в случае выявления больного (трупа), подозрительного на заболевания инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

  • алгоритмом эпидемиологического надзора за инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Тема 7. «Противоэпидемические мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время»

  • навыками профилактических и противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

  • приемами организации санитарно-противоэпидемической разведки;

  • действиями противобактериологической защиты войск.

Каталог: files -> ObrDeiatelnost -> Podgotovka-kadrov-vysshej-kvalifikatsii -> Aspirantura -> epidemiologiya -> Zaochno
Aspirantura -> Рабочая программа дисциплины «история и философия науки»
Aspirantura -> Программа факультативной дисциплины «Аллергология и иммунология»
Aspirantura -> Рабочая программа факультативной дисциплинЫ «гигиенические основы здорового образа жизни»
Aspirantura -> Рабочая программа факультативной дисциплины
Aspirantura -> Рабочая программа дисциплины по выбору аспиранта «Экономика, менеджмент, маркетинг в здравоохранении»
Aspirantura -> Дисциплины
Aspirantura -> Программа дисциплины по выбору «Поликлиническая педиатрия»
Zaochno -> Программа научно-исследовательской работы
Aspirantura -> Программа дисциплины по выбору «Поликлиническая педиатрия»
  1   2   3   4   5   6   7

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА специальной дисциплины «Эпидемиология»
  • 1 Цель и задачи освоения дисциплины Цель
  • 2 Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины аспирант должен: Знать: Раздел 1. Общая эпидемиология
  • Раздел 2. Частная эпидемиология
  • Уметь: Раздел 1. Общая эпидемиология
  • Владеть: Раздел 1. Общая эпидемиология