Программа по технологии (обслуживающий труд) для 7 класса на 2013-2014 учебный год

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа по технологии (обслуживающий труд) для 7 класса на 2013-2014 учебный год

Скачать 235.41 Kb.


Дата19.08.2017
Размер235.41 Kb.
ТипПрограмма

Скачать 235.41 Kb.

Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд)

для 7 класса на 2013-2014 учебный год


1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология. Программы начального и основного общего образования» М. «Вентана – Граф», 2011 по направлению «Технология. Обслуживающий труд» в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.



Цель обучения технологии:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирование и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства самостоятельно и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технического мышления пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.



Задачи обучения:

  • приобретение знаний о взаимодействии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • овладение способами деятельностей:

- умение действовать автономно: защищать свои права, интересы, проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

- способность работать с разными видами информации: диаграммами, символами, текстами, таблицами, графиками и т.д., критически осмыслить полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;



- умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.;

  • освоение компетенций – коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно-саморазвивающей.


2.Содержание программы


  1. Вводный урок


7 класс (1 ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианта объектов труда. Учебник «Технология» для 7 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.


  1. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов




    1. Швейные материалы


7 класс (2 ч)

Теоретические сведения. Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Нетканые материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств. Выбор материалов и фурнитуры для проектного изделия.

Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон, нетканых материалов. Прокладочные материалы.


    1. Бытовая швейная машина


7 класс (2 ч)

Теоретические сведения. Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликации. Применение приспособлений к швейной машине: обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек.

Практические работы. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов.

Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек.


    1. Конструирование и моделирование.


7 класс (4 ч)

Теоретические сведения. Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. Мерки для изготовления основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Способы моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с помощью мультимедийных программ.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Выкройки швейных изделий из пакетов готовых выкроек, журналов мод, мультимедийных программ.


    1. Раскройные работы


7 класс (2 ч)

Теоретические сведения. Способы раскладки выкроек плечевого изделия на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Состав деятельности по раскрою швейного изделия.

Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

Варианты объектов труда. Ткань, выкройки, клеевой прокладочный материал.


    1. Технология швейных работ


7 класс (8 ч)

Теоретические сведения. Технология выполнения ручных операций: выметывание деталей швейного изделия; высекание среза детали швейного изделия. Технология выполнения машинных операций: растрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание детали. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: дублирование деталей швейного изделия, оттягивание деталей. Технология обработки вытачек, плечевых и боковых швов, срезов подкройной обтачкой, косой бейкой; соединение лифа с юбкой. Типовая последовательность изготовления плечевого изделия (без рукавов и воротника) с проведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.

Практические работы. Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.


    1. Декоративно-прикладное творчество


7 класс (12 ч)

Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Положение крючка в руке. Основные виды петель и приемы их выполнения: начальная и воздушная петли; цепочка из воздушных петель; соединительный столбик; столбик без накида; столбик с одним, двумя, тремя накидами. Условные обозначения петель. Вязание полотна рядами. Основные способы вязания петель. Плотное и ажурное вязание по кругу. Искусство ручного ткачества. Оборудование для ручного ткачества. Правила безопасной работы. Основные приемы ручного ткачества. Технология создания тканого изделия.

Практические работы. Освоение приемов вязания крючком. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком вручную. Выполнение эскиза декоративного изделия. Изготовление декоративного изделия.

Варианты объектов труда. Образцы вязок. Образцы ткачества. Вязанные крючком изделия: салфетка, прихватка, подкладка под горячее, топик. Тканные панно, сумочка, очечник.


  1. Кулинария




    1. Культура питания


7 класс (1 ч)

Теоретические сведения. Понятие «микроорганизмы. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения микроорганизмов в организм человека. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Варианты объектов труда. Кухонная посуда и инвентарь.


    1. Технология приготовления блюд


7 класс (11 ч)

Теоретические сведения. Значение мяса в питании человека. Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. Механическая обработка мяса. Тепловая обработка мяса. Технология приготовления мясных блюд. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу. Кисломолочные продукты, их пищевая ценность и значение для организма человека. Сроки хранения кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из творога. Правила подачи к столу. Посуда и инвентарь для приготовления мучных изделий. Отличительные особенности в рецептуре и способах приготовления пресного, бисквитного, слоеного и песочного теста. Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суфле.

Практические работы. Приготовление блюд из мяса, творога, теста; сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества.

Варианты объектов труда. Блюда из мяса: борщ, жаркое. Блюда из творога: сырники, ленивые вареники. Блюда из теста: печенье, пирог. Сладкие блюда: желе, мусс.


    1. Домашние заготовки


7 класс (2 ч)

Теоретические сведения. Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервирование с сахаром.

Практические работы. Приготовление варенья, джема или цукатов.

Варианты объектов труда. Варенье, цукаты.


    1. Творческое задание


7 класс (4 ч)

Приготовление сладкого стола

Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Расчет количества и состав продуктов. Приготовление сладкого стола. Особенности сервировки сладкого стола. Набор столовых приборов и посуды. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.

Практические работы. Приготовление сладкого стола. Сервировка стола. Оценка качества.

Варианты объектов труда. Меню сладкого стола. Блюда для сладкого стола.


  1. Технология ведения дома




    1. Уход за одеждой и обувью


7 класс (2 ч)

Теоретические сведения. Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Значение символов на ярлыках одежды.

Практические работы. Расшифровка символов, встречающихся на ярлыках одежды из химических волокон.

Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из искусственных и синтетических тканей.


    1. Интерьер жилых помещений


7 класс (2 ч)

Теоретические сведения. Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями. Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры. Понятие «ландшафтный дизайн». Разновидности растений для оформления приусадебного участка. Размещение растений. Уход за растениями, размножение растений.

Практические работы. Пересадка растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.

Варианты объектов труда. Комнатные растения в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.


    1. Ремонтно-отделочные работы


7 класс (2 ч)

Теоретические сведения. Основы технологии оклейки помещений обоями. Виды обоев и обойного клея. Варианты оклейки стен обоями. Основы технологии малярных работ. Виды красок и инструментов. Нанесение рисунков с помощью трафаретов. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки и плиточного клея. Правила безопасного труда.

Практические работы Изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений. Изучение технологии малярных работ. Ознакомление с технологией плиточных работ.

Варианты объектов труда. Обои. Облицовочная плитка.
8. Проектирование и изготовление изделий
7 класс (13 ч)

Теоретические сведения. Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием поделочных материалов. Алгоритм проектной деятельности. Анализ изделий из банка объектов для творческих работ. Требования к готовому изделию.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей – аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: плечевое изделие с цельнокроеным рукавом; плечевое изделие без рукава; изделие вязанное крючком; гобелен; меню и блюда для сладкого стола и др.
3.Требования к уровню подготовки учащихся

Должны знать:

  • о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и.т.п.

  • о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды;

  • общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях;

  • правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током. Пищевых отравлениях;

  • санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила оттаивания мороженого мяса, правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса, посуду и инвентарь для приготовления мясных продуктов;

  • требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;

  • общие сведения о роли кисломолочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисломолочных продуктов, технологию приготовления творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога и технологию их приготовления;

  • способы приготовления пресного теста, раскатки теста, способы защипки краев пельменей и вареников, правила варки их, способы определения готовности;

  • назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технологию приготовления пюре и желе;

  • роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние комнатных растений на микроклимат. Искусство дарить цветы;

  • основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения;

  • виды легкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки, особенности моделирования плечевых изделий;

  • назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых( окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски;

  • экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;

  • единство стиля костюма, прически, косметики и интерьера, правила пользования средствами косметики и снятия масок, выполнение макияжа.


Должны уметь:

  • оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;

  • определять качества мяса, оттаивать мясо, приготавливать полуфабрикаты из мяса, выбивать и формовать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить блюда из мясных полуфабрикатов и мяса, определять их готовность и подавать к столу;

  • приготавливать простоквашу, кефир, творог, блюда из кисломолочных продуктов;

  • приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей и вареников;

  • проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать фруктовые пюре, желе и муссы;

  • выращивать комнатные растения и размещать их;

  • соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;

  • закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обметывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;

  • работать с журналами мод, читать и строить чертеж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья;

  • выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачной, притачивать кулиску;

  • выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричным и ассиметричным полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы рукавов и низы платья;

  • выполнять штопку швейных изделий.

Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- вести экологически здоровый образ жизни;

- использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;

- планировать и оформлять интерьер комнаты;

- проводить уборку квартиры;

- ухаживать за одеждой и обувью;

- соблюдать гигиену;

- выражать уважение и заботу к членам семьи;

- принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.



Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:



  • Практическим: упражнения, практические работы, тренинги;

  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

  • Нестандартным: конкурсы, презентация, творческие проекты

Формы контроля

Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый. Виды контроля: тестирование, зачет, контрольная работа.



4.Способы организации деятельности учащихся

В основе лежат практические занятия, реже - лабораторные, выполнение творческих, проектных работ, рефератов, сообщений, выполнение домашних заданий, контрольное тестирование.



Дифференциация обучения

В работе используется дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении с каждым учеником.



Средства обучения

- технические и электронные средства обучения

- раздаточный и дидактический материал

- таблицы



  1. Примерные нормы оценки практической работы

                                          Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

                                                  Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

 

                    



               Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

 

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.



6. Календарно-тематическое планирование



Разделы, темы

Количество часов




Программа Хохловой М.В., Синица Н.В., Симоненко В.Д

1

Вводный урок

1

2

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

30

2.1.

Швейные материалы

2

2.2.

Бытовая швейная машина

2

2.3.

Конструирование и моделирование

4

2.4.

Раскройные работы

2

2.5.

Технология швейных работ

8

2.6.

Декоративно-прикладное творчество

12

3

Кулинария

18

3.1.

Культура питания

1

3.2.

Технология приготовления блюд

11

3.3.

Домашние заготовки

2

3.4.

Творческое задание

4

4

Черчение и графика

2

5

Технология ведения дома

6

5.1.

Уход за одеждой и обувью

2

5.2.

Интерьер жилых помещений

2

5.3.

Санитарно-технические работы

-

5.4.

Ремонтно-отделочные работы

2

5.5.

Семейная экономика

-

6

Электротехнические работы

-

6.1.

Электротехнические работы

-

7.

Проектирование и изготовление изделий

13




Итого

70

7.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Технология: программы начального и основного общего образования / М. В. Хохлова, П. С. Самородский, Н. В. Синица и др. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 192 с.

Учебник

Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2011.-208с



Учебные пособия

1.Творческий проект по технологии обработки ткани 5-9 класс

2.Бровина Е.В. Швея, портной. Комплект инструкционно-технологических карт

3. В.Д. Симоненко. Основы потребительской культуры



Методическое обеспечение

1. Технология.7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко/авт-составитель О.В.Павлова - Волгоград: Учитель, 2008-281с.

2. Предметные недели в школе 5-11 класс

3. Журнал «Школа и производство»



Литература для учителя

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80с.

  2. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2007.

  3. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.

  4. Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.

  5. Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.

  6. Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.

  7. Литература для учащихся

  8. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007. – 96с.

  9. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007. – 112с.

  10. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: для предприятий общественного питания/Авт.-сост. А.И.Здобнов, В.А.Цыганенко – М.: «ИКТЦ «Лада», 2007. - 680с.

  11. Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.

  12. Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2008. – 120с.

  13. Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007.- 383с.

  14. Интернет-ресурсы.