Программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа по профориентации «Я и мой профессиональный выбор»



страница1/15
Дата09.01.2017
Размер2.1 Mb.
ТипПрограмма


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ПРИНЯТО:

Педагогическим советом



МАОУ СОШ №7 города Тюмени

__________________/С.В. Распопова


«______»_____________ 2013г.






УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ СОШ №7 города Тюмени


___________________/Е.А. Склюева
«______»_______________ 2013г.









СОГЛАСОВАНО:

Председатель Управляющего совета



МАОУ СОШ №7 города Тюмени
_________________/Ю.Е.Юрин
«______»______________ 2013г.




Программа по профориентации

«Я и мой профессиональный выбор»

Автор - составитель: педагогический коллектив

МАОУ СОШ № 7 города Тюмени

Тюмень


2013

Оглавление


Оглавление 2

Пояснительная записка 5

Планируемые результаты реализации программы 9

Критерии и показатели усвоения материала 10

Этапы работы по реализации программы 12

Основные направления программы на каждом возрастном этапе 13

Осуществление профориентации через систему обучения 17

Работа классных руководителей по профориентации учащихся 19

Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся 19

Работа социального педагога по профориентации школьников 20

Работа библиотеки по профориентации 21

Мониторинг качества профориентационной работы 25

Диагностика 26

класс 27


Интеллектуальные особенности 27

Личностные особенности 27

Познавательная мотивация предметная направленность 27

интересы 27

4 класс 27

Развитие мыслительных операций 27

Кеттелл 27

Мотивация (Лусканова) 27

5 класс 27

Социометрическое положение в классе 27

Я и школьные знания 27

6 27


класс 27

Социометрическое положение в классе 27

7 класс 27

Прогрессивные матрицы Равена 27

Кеттелл фактор В 27

Кеттелл 27

Социометрическое положение в классе 27

Я и школьные знания 27

8 класс 27

Социометрическое положение в классе 27

Методика изучения отношения к учебным предметам 27

Тест “Я предпочту” Е.С. Климов, 27

9 класс 27

Прогрессивные матрицы Равена 27

Социометрическое положение в классе 27

Кеттелл 27

Мотивация 27

выявление направленности и развития мотивации учебной деятельности 27

10 класс 27

Социометрическое положение в классе 27

Мотивация 27

выявление направленности и развития мотивации учебной деятельности 27

11 класс 27

Прогрессивные матрицы Равена 27

Кеттелл фактор В 28

Кеттелл 27

Мотивация 27

выявление направленности и развития мотивации учебной деятельности 27

Методика изучения отношения к учебным предметам 80

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые 81

А. Любимые ________________________________________________________ Нелюбимые ______________________________________________________________ 81

86


ОЦЕНКА 88

Анкета для родителей, озабоченных жизненным и профессиональным самоопределением детей, учащихся в 9 классах 108




Пояснительная записка

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна  система школьной профориентации.

Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным и краеведческим, сформировать положительное отношение у школьников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется на 2-х уровнях - общественном и личностном.

1. Основными направлениями

профориентационной работы в школе являются:

-   Профессиональная информация.

-   Профессиональное воспитание.

-   Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы социально – значимой деятельности, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием обучающихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями. Исходя из этого определения, ключ к пониманию понятия "ценностные ориентации" следует искать в системе взаимоотношений между потребностями личности и общественными ценностями.

Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности всегда отражают возможности их удовлетворения, поэтому их роль в ценностных ориентациях личности можно определить следующим образом: потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность в нужном направлении. А реализуются все эти потребности через конкретные объективные ценности.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям.

2. Цели программы


  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.

  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе является формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.

3. Задачи программы



Образовательные задачи:

    1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

    2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

    3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

    4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

      1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

      2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

      3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

      4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития города Тюмени и Тюменской области, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивающие задачи 

    1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

    2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

    3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

    4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

4. Особенности программы

Пропедевтика курса «Профориентация» проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

5. Принципы и подходы, лежащие в основе программы

Программа реализует личностный подход в обучении и воспитании учащихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того, ей присущи практическая направленность и творческий подход, а также принципы доступности и гуманизации.



Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры, представители бизнес – класса города Тюмени, вузы Тюмени, музеи, библиотеки, театры, предприятия, родительская общественность.

Каталог: docs -> news
docs -> Отчет о выполнении 1 этапа Государственного контракта
docs -> Справочник туриста содержание Организация самодеятельного путешествия
docs -> В. В. Карякина г. Химки, фгуп утц
news -> Доклад о наркоситуации в Санкт-Петербурге в 2015 году
news -> Руководитель Россвязи: «Программы, направленные на повышение доступности информационных технологий, более чем востребованы на всей территории страны»
news -> Доклад о наркоситуации
news -> Доклад о наркоситуации в Санкт-Петербурге в 2015 году
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • Оглавление
  • Пояснительная записка