Программа по мировой художественной культуре (мхк) 10 класс

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа по мировой художественной культуре (мхк) 10 класс

Скачать 164.38 Kb.


Дата18.08.2017
Размер164.38 Kb.
ТипПрограмма

Скачать 164.38 Kb.

Рабочая программа по мировой художественной культуре (МХК) 10 класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой «Мировая художественная культура», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Используется учебный комплект автора Г.И.Даниловой.



Цели и задачи обучения: приоритетными целями и задачами изучения МХК являются:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.



Организация учебно-воспитательного процесса: Методический аппарат учебника представлен следую­щими разделами: «Вопросы и задания», «Творческая мас­терская», «Советуем послушать и посмотреть», «Темы ре­фератов, докладов или сообщений», «Книги для допол­нительного чтения».

Важной составляющей методического аппарата явля­ется система вопросов и заданий к теме, позволяющая за­крепить и обобщить изученный материал. Вопросы и за­дания на закрепление имеют двухуровневую структуру. Предназначенные для профильного изучения и маркиро­ванные специальным знаком, они отличаются повы­шенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала. Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характе­ра, здесь представлены задания для проблемного осмыс­ления изученной темы, требующие соотнесения художе­ственных фактов с культурно-исторической эпохой. Сре­ди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного ав­тора или творческого объединения нескольких художни­ков. Немало вопросов, связанных с пониманием роли иместа художника-творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, спе­цифики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культур­но-исторических эпох, стилей и направлений. Специаль­ную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовлен­ных учащихся предлагаются специальные задания, пред­полагающие дискуссионное обсуждение проблемы.

Раздел «Творческая мастерская» призван реализовать проектную, поисково-исследовательскую, индивидуаль­ную, групповую и консультативную деятельность уча­щихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

К наиболее приоритетным относятся концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая и краеведческая деятельность учащихся. Защита творче­ских проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.

В имеющемся «Приложении» к учебникам приводятся примерные рекомендации по организации творческой работы учащихся. Среди них такие, как:«Что можно рас­сказать о произведении архитектуры», «Как анализиро­вать произведение живописи», «Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры», «Как можно охарактеризовать произведение музыки», «Как написать сочинение-эссе», «Как сделать рецензию на театральный спектакль (оперу, балет, кинофильм)», «Как подготовить­ся к семинару или диспуту», «Как подготовить школьный вечер», «Как оформить выставку или стенд», «Как напи­сать реферат, доклад или сообщение».

Раздел «Советуем послушать и посмотреть» предоставит учащимся необходимую информацию при отборе наиболее значимых произведениях искусства, которые жела­тельно послушать или посмотреть.

Раздел «Темы рефератов, докладов или сообщений» предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический раздел курса со­держит перечни тем различного уровня сложности. Уча­щимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и ху­дожественными предпочтениями.

Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историче­ском контексте. Следует подчеркнуть, что темы повы­шенного уровня сложности на самом деле формируют не­кую планку требований к усвоению материала, мобилизу­ют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.

Распределение материала в соответствии с жанром ра­боты (доклад, сообщение, реферат, эссе, отзыв, сочине­ние, рецензия) осуществляется учителем по согласова­нию с учащимися. Выполнению этой задачи способствует раздел «Книги для дополнительного чтения», являющийся обязательной частью каждой из монографических тем учебников. Приводимые в них ресурсы Интернета позво­лят учащимся более оперативно выполнить и решить по­ставленные перед ними задачи.

Структура программы:

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 10 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков доXVIIв. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное — выработать устойчивые представле­ния о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса по­зволит учащимся выявить и осознать причины вы­движения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в ис­кусстве настоящего времени. Исторический путь изуче­ния курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

Особое внимание уделяется знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и националь­ной) художественной культуры как с уникальным и само­бытным явлением, имеющим непреходящее мировое зна­чение. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национально-региональный ком­понент. При этом учитывается специфика развития реги­ональных культур, определенная особенностями наци­онального состава населения, сложившимися культурны­ми традициями и религиозными представлениями. Эта особенность построения курса МХК продиктована спе­цификой искусства, обладающего универсальным язы­ком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способству­ет пониманию друг друга, воспитывает взаимное уваже­ние с помощью вечных, непреходящих ценностей миро­вой культуры.

Количество часов в неделю – 1 час, в год – 35 часов.



Содержание программы:

I. Древние цивилизации. (6 часов).

1. Первые художники Земли.

2.Архитектура страны фараонов.

3. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

4. Художественная культура Древней Передней Азии.

5. Искусство доколумбовой Америки.

II. Культура античности. (4 часа).

6. Золотой век Афин.

7. Архитектура Древнего Рима.

8. Театральное и музыкальное искусство античности.

III. Средние века. (10 часов).

10. Мир византийской культуры.

11. Архитектурный облик Древней Руси.

12. Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

13. Архитектура западноевропейского Средневековья.

14.Изобразительное искусство Средних веков.

15. Театральное искусство и музыка Средних веков.

IV.Культура Востока. (6 часов)

16. Индия – «страна чудес».

17. Художественная культура Китая.

18. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

19. Художественная культура ислама.

V. Возрождение. (9 часов)

20. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

21. Золотой век Возрождения.

22. Возрождение в Венеции.

23. Северное Возрождение.

24. Музыка и театр эпохи Возрождения.


Календарно - тематическое планирование

уроков по МХК 10 класс.





Наименование темы

Кол-во часов

Дом. зада-

ние


дата

1

Введение.

1










Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций.










2

Искусство первобытного человека. Первые художники земли. Древнейшие сооружения человечества.

1

Гл.1




3

Художественная культура Древней Передней Азии. Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.

1

Гл.2







Художественная культура Древнего Египта.










4

Архитектура Древнего Египта. Пирамиды – «жилища вечности фараонов» .Скальные храмы и гробницы.

1

Гл.3




5-6

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия.

2

Гл4




7-8

Художественная культура Мезоамерики. Художественная культура классического периода. Художественная культура ацтеков.

2

Гл.5







Художественная культура античности.










9

Эгейское искусство. Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.

1

Гл.6







Художественная культура Древней Греции.










10-11

Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики. Афинский Акрополь. Архитектура Эллинизма. Пергамский алтарь.

2

Гл.7




12

Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма.

1

Гл.8







Художественная культура Древнего Рима.










13

Архитектурные достижения Древнего Рима. Архитектура периода Римской республики. Шедевры архитектуры периода Римской империи.

1

Гл.9




14

Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Фресковые мозаичные композиции.

1

Гл.10




15

Театр и музыка Античности. Трагики и комедиографы греческого тетра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности..

1

Гл.11




16

Мир византийской культуры. Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальная культура.

1

Гл.12




17

Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры. Архитектура готики.

1

Гл.13




18

Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура Романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража.

1

Гл.14




19-20

Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.

2

Гл.15







Художественная культура средневековой Руси.










21

Художественная культура Киевской Руси. Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство.

1

Гл.16




22

Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Искусство Московского княжества.

1

Гл.17




23

Искусство единого Российского государства. Искусство периода образования государства. Искусство периода утверждения государственности. Искусство России на пороге Нового времени.

1

Гл.18




24

Театр и музыка. Возникновение профессионального театра. Музыкальная культура.

1

Гл.19







Художественная культура средневекового Востока.










25

Художественная культура Индии. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство. Музыка и театр.

1

Гл.20




26

Художественная культура Китая .Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.

1

Гл21




27

Искусство Страны восходящего солнца. Шедевры архитектуры. Садово-парковое искусство. Изобразительное искусство.

1

Гл.22




28

Художественная культура исламских стран. Шедевры архитектуры. Особенности изобразительного искусства.

1

Гл.23







Художественная культура Возрождения.










29-30

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто-«лучший в мире живописец». Живопись раннего Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло.

2

Гл.24




31

Архитектура итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.

1

Гл.25




32

Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль –«первый среди великих».

1

Гл.26




33

Мастера венецианской Живописи. Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.

1

Гл.27




34-35

Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире фантосмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.

2

Гл.28




36

Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура .Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира.

1

Гл.29




Требования к уровню подготовки учащихся:

К концу учебного года учащиеся должны:



  • освоить знания о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и нацио­нальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстети­ческих нормах на примере наиболее значимых произве­дений; о специфике языка разных видов искусства;

  • овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

  • использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,

  • осознанного формирования соб­ственной культурной среды.

К программе прилагается развернутое календарно-тематическое планирование.

Использованная литература:

  1. Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008

  2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009

  3. ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003

  4. Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2003

  5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003

  6. Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003

Каталог: uploads
uploads -> Рабочая программа учебного курса
uploads -> Темы рефератов «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе
uploads -> Проектно-исследовательская работа
uploads -> Перечень рефератов по специальности фармация
uploads -> Реферат и аннотация общие требования
uploads -> Автоматизированные системы управления и приборы автоматики
uploads -> Биологические науки 6 Ботаника 6
uploads -> В тендерной заявке должно быть только одно предложение на каждую требуемую спецификацию компьютерного оборудования и программного обеспечения