Программа обучения созданию текстов в курсе средней школы

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа обучения созданию текстов в курсе средней школы

Скачать 276.56 Kb.


Дата09.01.2017
Размер276.56 Kb.
ТипПрограмма

Скачать 276.56 Kb.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ТЕКСТОВ

В КУРСЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ


(на примере 5 и 6 классов)

Автор: Родин Игорь Олегович,

учитель русского языка и литературы


НОУ «Международная школа», г. Москва

Предварительные замечания


Данная программа разработана на основе книги автора данной работы Родина И. О. «Сочинения 5-6 классы», выпущенной издательством «Астрель» в 2003 году и неоднократно после этого переиздававшейся. В 2011 г. книга выходила в издательстве «Феникс». В 2014 году издательством «Директ-медиа» при поддержке «Университетской библиотеки» было выпущено новое издание книги.


Целью настоящего курса является создание единой, внутренне обусловленной системы обучения школьников построению текстов, в т. ч. написанию сочинения.

Предмет настоящего курса лежит вне области русского языка как школьного предмета, а также вне области литературы как школьного предмета. Это объясняется тем, что изучение русского языка заканчивается на стадии предложения. Стилистика изучается в небольшом объеме и в большинстве программ не затрагивает внутреннюю структуру текста, законы его построения. Литература изучает художественное произведение в целом, в лучшем случае включая в свой курс лишь художественные изобразительные средства (тропы), а также вопросы индивидуального стиля писателя. Все, что касается структуры текстов, законов их построения, как правило, дается весьма отрывочно, и не представляет собой единой системы с четко сформулированными задачами, а также внятно прописанными методами по их достижению. Другими словами, обучение работе с текстами не имеет в школьной практике своего собственного курса, неоправданно включаясь в уроки развития речи.

Примечательно, что означенные навыки имеют универсальный характер и необходимы не только на уроках литературы (для написания сочинения), но и для других предметов (физика, биология, история и т. д.), поскольку в курсе этих предметов также предусмотрена подготовка докладов, рефератов и проч., которые строятся по аналогичным схемам.

Ниже предлагается курс обучения созданию текстов. При этом выводятся универсальные законы и правила построения текстов, которые не ограничиваются школьным курсом (т. е. написанием сочинения), а имеют свое продолжение в работах более высокого уровня, с созданием которых учащимся придется столкнуться после окончания школы (курсовая, дипломная работа, написание рефератов, автобиографии, художественных произведений и т. д.).


Цели и задачи курса

Главная цель – дать понимание общих законов создания текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ разного уровня.

Содержание курса
Содержание курса строится от простого к сложному. Предлагаемая структура обучения обеспечивает поэтапный переход от решения простых задач к их более широкому охвату. Каждый из последующих этапов базируется на багаже, заложенном на предшествующем этапе, и логически из него вытекает. В силу этого обучение по означенной системе невозможно начинать с середины или не с начального этапа. Курс может быть сжат во времени (вместо предлагаемых 7 лет – 3 или 4 года), но не сокращен за счет каких-либо этапов.
Разделение письменных работ по типам предлагается следующее:
5-6 классы — учащиеся знакомятся с двумя разновидностями письменной работы: сочинение-описание и сочинение-повествование. Основное различие этих двух видов работ состоит в том, что сочинение-описание воспроизводит ситуацию, присутствующую в настоящем времени, а сочинение-повествование — ситуацию, которая имела место в прошлом или будет иметь место в будущем (гипотетическая ситуация, предлагаемая школьникам в качестве темы, напр., «Один день в XXIII веке»). Основная задача на этом этапе — научить различать эти два типа сочинений, дать первое представление о композиции, дать возможность приобрести первый опыт написания сочинения.
7 класс — на основе материала, изученного в 5 и 6 классах, познакомить с новыми типами письменных работ: отзыв и сочинение-рассказ. При этом «отзыв» базируется на том, что изучалось в предыдущих классах о сочинении-описании, а «сочинение-рассказ» — на том, что было изучено о «сочинении-повествовании». Основные задачи для «отзыва»: а) перейти от работы с «наблюдениями» к работе с конкретным художественным произведением, б) внести в работу больший объективизм по сравнению с сочинением-описанием, в) научиться видеть возможность существования нескольких точек зрения на произведение. Основные задачи для сочинения-рассказа: а) научиться не только описывать, но и моделировать ситуацию, б) получить представление о том, что такое фабула и интрига.
8 класс — на этом этапе из «отзыва» вырастает рецензия, а из сочинения-рассказа — сочинение-имитация. Рецензия по сравнению с отзывом отличается еще большей объективностью и соответствующим жанру стилем. В соответствии с этим основными задачами в отношении этого вида работ будет: а) дать представление о строгом научном стиле, б) привить навыки работы с источниками, в) предоставить сведения о правилах цитирования. Сочинение-имитация отличается от сочинения-рассказа тем, что в нем присутствует понятие жанра, т. е. сочинение имеет не только сюжетную основу, но еще и жанровую составляющую. В соответствии с этим выстраиваются задачи: а) дать представление о жанровом разнообразии (во многом эта задача сопрягается с задачей изучения курса литературы) и особенностях отдельных жанров, б) научить строить разножанровые произведения (сочинения) на одну и ту же тему.

На этом же этапе формируются навыки написания доклада и реферата, а также сочинения-ассоциации. При этом доклад и реферат базируются на том, что было изучено о рецензии, а сочинение-ассоциация — на знаниях, полученных о сочинении-имитации. Доклад и реферат — произведения научного стиля, различающиеся функциональным назначением: доклад — для устного представления, реферат — письменная работа со своими специфическими требованиями. В соответствии с этим к концу года должны выработаться навыки грамотного конспектирования источников, умение строить на их основе обобщения. Здесь же происходит знакомство с тем, что такое научный аппарат (список использованной литературы, библиография, сноска, примечания и т. д.). Сочинение-ассоциация знакомит с новым типом выстраивания взаимосвязей в тексте — ассоциативным (наряду с логическим), дает необходимый инструментарий для написания работ по лирическим произведениям.


9-11 классы — на этом этапе в курсе литературы начинается систематическое изучение предмета, т. е. истории литературы. В этой связи ученики должны выработать навыки написания сочинений на различные темы по тем или иным художественным произведениям. Основные разновидности сочинений здесь — сочинение на заданную тему и сочинение на свободную тему. При этом сочинение на заданную тему строится на том багаже знаний, который был получен в предыдущем классе о докладе и реферате. Сочинение на свободную тему строится на том, что изучается о сочинении на заданную тему, но вместе с тем оно вбирает в себя и то, что изучалось в 8 классе о сочинении-ассоциации (в особенности когда сочинение пишется о лирических произведениях). В сочинении на свободную тему как бы встречаются две линии. Первая: сочинение-описание — отзыв — рецензия — доклад/реферат — сочинение на заданную тему — сочинение на свободную тему. Вторая: сочинение-повествование — сочинение-рассказ — сочинение-имитация — сочинение-ассоциация — сочинение на свободную тему.


Программа обучения

за 5 класс


1.
Написание любой письменной работы должно начинаться со следующего:

1. Четко сформулировать для себя вопрос, содержащийся в теме. Формулировка вопроса является руководством к тому, как в дальнейшем будет отбираться материал, а также строиться сама письменная работа. По теме сочинения нужно уметь определять: а) вид сочинения (сочинение-описание или сочинение-повествование); б) материал, на котором будут строиться рассуждения; в) соотношение частей сочинения.

2. Записать для себя тему сочинения в виде вопросительного предложения. Составить план сочинения в соответствии с его типом.


Пример

В качестве примера приведем три темы: «В окно повеяло весною…», «За что я люблю весну?», «Ветка цветущей сирени».

Вопрос, содержащийся во всех трех темах, звучит одинаково – «Почему мне нравится весна?». Все три темы — это темы сочинения-описания. Однако различные формулировки темы предполагают расстановку акцентов в сочинении на разные его части.
Тема 1: «В окно повеяло весною…»

а) вид сочинения — описание;

б) основным материалом являются наблюдения, которые должны занимать в композиции самый большой объем;

в) следующим за наблюдениями по объему являются ощущения;

г) авторитетное мнение и собственное мнение;

д) самое маленькое по объему – вводное предложение.


Тема 2: «За что я люблю весну?»

а) вид сочинения – описание;

б) основным материалом является собственное мнение, которое должно занимать в композиции самый большой объем (вместе с соответствующими доказательствами, которыми являются ощущения);

в) следующим за ощущениями по объему являются наблюдения (подкрепляющие собой ощущения);

г) авторитетное мнение;

д) самое маленькое по объему – вводное предложение.


Тема 3: «Ветка цветущей сирени»

а) вид сочинения – описание;

б) основным материалом являются ощущения, которые должны занимать в композиции самый большой объем;

в) следующим за ощущениями по объему являются наблюдения;

г) вводная часть;

д) авторитетное и собственное мнение при подобной формулировке занимают минимальный объем.



2.



Сочинение-описание
Содержание раздела:
Описание времени года
1 блок тем (простое описание)
а) «Наступила осень золотая…»

б) «Идет волшебница-зима…»

в) «В окно повеяло весною…»

г) «Ах, лето красное…»


2 блок тем (описание по ощущению)
а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?


3 блок тем (описание по части целого)
а) «Кисти ярко-красные вянущих рябин»

б) Первый снег

в) Ветка цветущей сирени

г) Голубые незабудки


Описание картины
1 блок тем (простое описание)
а) И. Остроухов «Золотая осень»

б) И. Грабарь «Февральская лазурь»

в) И. Левитан «Март»

г) И. Левитан «Весна – большая вода»


2 блок тем (описание по части целого)

а) В. Поленов «Заросший пруд»

б) А. Саврасов «Грачи прилетели»

в) И. Левитан «Вечерний звон»

г) И. Шишкин «Рожь»
Описание внешности и характера человека
1 блок тем (простое описание)
а) Моя мама

б) Мой дедушка

в) Мой брат

г) Моя соседка по парте


2 блок тем (описание по ощущению)

а) Мой любимый учитель

б) Мой герой

в) Мой самый близкий друг

г) С кем я хотел бы подружиться
3 блок тем (описание по части целого)
а) Бабушкины очки

б) Мамина шаль

в) Дедушкина (капитанская) трубка

г) Папин бумажник


Описание животного
а) Мое домашнее животное.

б) Кошка – мой ласковый друг.

в) Мое любимое животное.

г) Собака – друг человека.



Описание занятия

а) Мое увлечение

б) Мой любимый школьный предмет

в) Мои внешкольные занятия

г) Моя любимая игра

3.

Описание времени года



1 блок тем (простое описание)
а) «Наступила осень золотая…»

б) «Идет волшебница-зима…»

в) «В окно повеяло весною…»

г) «Ах, лето красное…»


2 блок тем (описание по ощущению)
а) За что я люблю осень?

б) За что я люблю зиму?

в) За что я люблю весну?

г) Почему мне нравится лето?


3 блок тем (описание по части целого)
а) «Кисти ярко-красные вянущих рябин»

б) Первый снег

в) Ветка цветущей сирени

г) Голубые незабудки


Три блока тем различаются акцентом, который делается на каком-либо пункте плана. В первом блоке тем делается акцент на «наблюдении». Такой тип можно назвать «простым описанием». Для этого типа характерно, что наиболее разработанной и объемной должна быть именно часть «наблюдение».

Во втором блоке тем делается акцент на «ощущении». Такой тип можно назвать «описанием по ощущению». Соответственно, наиболее разработанной и объемной частью будет «ощущение».

В третьем блоке сгруппированы темы, в которых делается акцент на части общей картины. Предполагается, что по этой части нужно восстановить всю картину. Такой тип можно назвать «описанием по части целого». При этом необходимо обосновать переход от этой части к целому. Переход может быть обоснован как при помощи описания, так и при помощи ощущения. Если при помощи описания, то, после того, как он опишет заявленный в теме предмет, ученик переходит к описанию общей картины и дальнейшее повествование строит по той же схеме, что и сочинения первого блока (простое описание). Если переход обосновывается при помощи ощущения (ученик, глядя на заявленную в теме часть, что-то вспоминает или чувствует), то модель строится так же, как во втором блоке тем. Таким образом, коренное отличие третьего блока тем от двух предыдущих заключается в необходимости обосновать выбор той или иной модели (в приводимых ниже сочинениях первое и второе переходят к описанию — «Кисти ярко-красные вянущих рябин», «Первый снег»; а третье и четвертое, соответственно, переходят к ощущению – «Ветка цветущей сирени», «Голубые незабудки»).
Как работать над сочинением – описанием времени года

(общий план работы)
1. Наблюдения: Внимательно посмотри на улицу. Если сочинение задано на дом, по дороге из школы обрати внимание на характерные приметы данного времени года. Возможно, тебе удастся подметить какие-то особенности природы, которые можно наблюдать именно в вашей местности.

2. Ощущения: Попытайся понять, какие эмоции у тебя вызывает это время года. Постарайся отразить то, что тебе нравится в нем, а также то, что не нравится (т. е. рассмотреть явление природы с разных сторон).

3. Авторитетное мнение: Вспомни известные тебе стихотворения, рассказы писателей, посвященные этому времени года (одного произведения достаточно), либо отношение кого-то из известных людей к этому времени года. Желательно выбрать писателя, либо известную личность, чье мнение совпадает с твоим (высказываемым после авторитетного мнения). Если в сочинении будут приводиться строчки из стихотворения (желательно это сделать, но не более 1-2 строк), следует написать их заранее на черновике и вспомнить их точное звучание, а еще лучше — проверить по книге (или спросить у учителя).

4. Собственное мнение: Соглашаясь с «авторитетным мнением», выскажи собственное отношение к описываемому времени года.

5. Составление плана с ключевыми словами:
а) Вводное предложение.

Вводное предложение нужно для того, чтобы начать повествование. Это предложение своим содержанием вводит нас в курс дела: передает информацию о времени, о месте или обстоятельствах дальнейшего повествования. Например: Наступила весна (время). Мы идем по весеннему лесу (место). Выпал первый снег (обстоятельство).


б) Записываем результаты наблюдений. Наблюдения фиксируют то, что мы видим вокруг. Когда мы наблюдаем, мы не описываем своих чувств и отношения к тому, что мы видим. В этой части мы можем использовать (уделить этому особое внимание) художественные изобразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д.

Например: Молодая листва сияет на солнце (лето). Блестящий лед сковал реки и озера (зима). Деревья оделись в разноцветные уборы (осень). Низкое небо нахмурилось (осень). Снег повис на ветвях, словно клочки ваты(зима). По дорогам весело журчат ручейки (весна).


в) Описываем наши ощущения, возникающие при наблюдении за картиной природы (временем года). В отличие от предыдущего пункта, здесь мы делаем упор на собственные чувства (не рассуждения!). Например: Холодно. Неуютно. Тоскливо. Вокруг удивительно красиво. Пейзаж наводит на грустные мысли. При виде молодых листочков радость наполняет душу. Величественная картина пробуждения природы приводит зрителя в восторг.
г) В этой и следующей частях мы высказываем мысли, основывающиеся на наблюдениях и ощущениях (два предыдущих пункта). Здесь мы приводим мнение известного писателя, поэта, ученого или другого авторитетного лица по теме нашего сочинения.

Например: Многие поэты восхищались осенью. Вот как писал о ней А. С. Пушкин:


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!

Или



С весной многие поэты связывали свои надежды. А. Н. Плещеев так писал о весне:
Как будто счастье впереди,

И унесла зима заботы!
д) Здесь мы высказываем свою собственную мысль (отношение, мнение) по теме нашего сочинения, эта мысль должна соотноситься с авторитетным мнением из предыдущего пункта. Например:
Восхищение поэта мне близко и понятно. Картина зимней природы всегда поражала мое воображение.
Или:
Я полностью разделяю восторг писателя. Очарование весенней природы всегда находит отклик в моей душе.
е) Заключение. Одно или два предложения, подводящие итог всему сказанному в сочинении.
Например:

Часто зимой люди грустят. Но я каждый год с нетерпением жду наступления холодов, потому что вновь и вновь хочу любоваться великолепным зимним пейзажем.
Или:

Каждый год я с нетерпением жду весны, чтобы вновь и вновь любоваться пробуждением природы.
!!! Каждому пункту плана должен соответствовать один абзац (законченный по смыслу отрывок текста, написанный с красной строки).
6. Планирование времени, отведенного на написание сочинения
Из 45 минут урока:

5 минут — пп. 1, 2 (наблюдения, ощущения)

5 минут — пп. 3, 4 (авторитетное и собственное мнение), эти пункты следует сформулировать письменно, цитату — уточнить

10 минут — составление плана с ключевыми словами на черновике

10 минут — написание текста на черновике

10 минут — переписывание текста на чистовик

5 минут — проверка орфографии и правильности оформления текста


4.



Описание картины
1 блок тем (простое описание)
а) И. Остроухов «Золотая осень»

б) И. Грабарь «Февральская лазурь»

в) И. Левитан «Март»

г) И. Левитан «Весна – большая вода»


2 блок тем (описание по части целого)

а) В. Поленов «Заросший пруд»

б) А. Саврасов «Грачи прилетели»

в) И. Левитан «Вечерний звон»

г) И. Шишкин «Рожь»
Общий план работы над сочинением — описанием картины практически не отличается от плана работы при описании времени года. В части «наблюдение» текст строится с помощью таких ключевых фраз, как «на переднем плане», «на втором плане», «на заднем плане», поскольку интерьер и детали окружающего ландшафта также играют важную роль при изображении картины природы или портрета человека. Через эти детали передается общее настроение (яркое летнее солнце, стоячая вода, склоненные ветви).

В части «ощущение» упор делается не на собственные чувства, а на то, что хотел выразить своим произведением художник и насколько ему это удалось. «Авторитетным мнением» при описании картины служит история о том, где это полотно находится (музей, галерея). В части «мнение» надо обозначить собственную позицию, совпадающую или не совпадающую с авторитетным мнением (или мнением художника).

В этом разделе предлагается 2 блока тем (описание пейзажа). Разница между ними состоит в том, что в 1 блоке уже в названии картины заявлено изображенное время года, а при описании картин 2 блока надо определить время года по детали (аналогично 3 блоку тем в разделе описание времени года, т. е. «описание целого по его части»). Для тем 1 блока главной частью будет наблюдение, для тем 2 блока — «ощущение».


5.

Описание внешности и характера человека



1 блок тем:
а) Моя мама

б) Мой дедушка

в) Мой брат

г) Моя соседка по парте


2 блок тем:
а) Мой любимый учитель

б) Мой герой

в) Мой самый близкий друг

г) С кем я хотел бы подружиться


3 блок тем:
а) Бабушкины очки

б) Мамина шаль

в) Дедушкина (капитанская) трубка

г) Папин бумажник


В 1 блоке даны темы, в которых акцент делается на описании внешности человека, его привычек и т. д., т. е. главной (и самой объемной) частью в такого рода сочинении будет «наблюдение». Сочинение строится аналогично 1 блоку раздела «Описание природы».

Во 2 блоке приводятся темы, в которых акцент ставится на описании внутренних качеств человека. Темы формулируются таким образом, что главной частью будет «ощущение». Сочинение строится аналогично 2 блоку раздела «Описание природы»

В третьем блоке сгруппированы темы сочинений, раскрытие которых предусматривает описание «целого по его части». При этом необходимо обосновать переход от этой части к целому. Сочинение строится аналогично 3 блоку раздела «Описание природы». Главной частью такого сочинения может быть как «наблюдение», так и «ощущение».
Как работать над сочинением – описанием внешности человека (общий план работы)
Описание человека (наблюдение) обычно состоит из:

а) описания внешности;

б) описания характерных особенностей человека, его индивидуальных черт (походка, речь, мимика);

в) описания привычек.


Авторитетным мнением для сочинений этого раздела является отношение окружающих к тем, кого описывают (коллег по работе, соседей, товарищей, родных и т. д.).

6.
Описание животного


а) Мое домашнее животное.

б) Кошка – мой ласковый друг.

в) Мое любимое животное.

г) Собака – друг человека.


В целом описание животного аналогично построению сочинения из предыдущего раздела: Описание внешности и характера человека.

Примечание: сочинения по животным могут быть написаны как о конкретном домашнем животном (темы А и Б), так и о животном, которым автор сочинения не обладает, но которое ему очень нравится (темы В и Г).
7.

Описание занятия

а) Мое увлечение

б) Мой любимый школьный предмет

в) Мои внешкольные занятия

г) Моя любимая игра

В целом описание занятия аналогично построению сочинения из предыдущих разделов: Описание животного или Описание внешности и характера человека.




Программа обучения

за 6 класс



Сочинение-повествование
1.
Основная особенность сочинения-повествования, по которой его можно отличить от сочинения-описания состоит в том, что сочинение-описание воспроизводит ситуацию, присутствующую в настоящем времени, а сочинение-повествование — ситуацию, которая имела место в прошлом или будет иметь место в будущем (напр., гипотетическая ситуация, предлагаемая школьникам в качестве темы, напр., «Один день в XXIII веке»).
Сочинение-повествование отличается от сочинения-описания тем, что в нем присутствует сюжет. Сюжет — это некая последовательность событий, связанных одним замыслом. Замыслом в данном случае будет та мысль (идея), которую автор хотел передать своим рассказом. Это своего рода вывод, следующий из описываемых событий.
Для сочинения-повествования будут важны: а) четкое формулирование идеи, т. е. мысли, которая образует сюжет, б) отбор событий, наиболее важных для донесения до читателя идеи, в) занимательность изложения (неожиданные повороты в повествовании, драматические или смешные эпизоды).
В соответствии с этим, работа над сочинением-описанием распадается на следующие этапы:

1. Восстановление в памяти последовательности событий, заявленных в теме.



  1. Формулирование идеи (главной мысли).

  2. Отбор событийного материала в соответствии с идеей и выстраивание сюжета (композиции).

  3. Составление подробного плана.

  4. Написание сочинения.

  5. Проверка.

Выстраивание сюжета производится в соответствии с законами композиции. Любое действие состоит из: завязки, развития действия, кульминации, развязки. Более подробное изучение законов композиции происходит в старших классах.


Для учащихся 5-6 классов достаточно знать:

Вступление — часть, которая вводит читателя в курс дела и в которой обычно говорится о месте, времени или обстоятельствах события, о котором пойдет дальше речь (напр., «Это случилось в деревне», «Это было два года назад» или «Это произошло во время сильного дождя»).

Завязка — часть, в которой действие начинается.

Развитие действия — часть, в которой события развиваются и появляются новые подробности.

Кульминация — часть, в которой действие достигает наивысшего развития (напряжения).

Развязка — действие приходит к своему завершению.

Заключение — записываем свою главную мысль (идею), которую сформулировали ранее.
Например:

Работа над сочинением «Как я заблудился».
1. Восстановление в памяти последовательности событий, заявленных в теме.

Прошлым летом отдыхал у бабушки — пошли в лес за грибами — красивый пейзаж — напал на грибное место — увлекся сбором — проблуждал три часа — вышел к месту, где друзья устроили привал, — пришел домой, еле дотащив грибы.

2. Формулирование идеи (главной мысли).



Сохранять присутствие духа в любой ситуации: несмотря на то, что долго блуждал по лесу, не бросил тяжелый рюкзак и корзину с грибами, в результате собрал больше всех грибов.


  1. Отбор событийного материала в соответствии с идеей и выстраивание сюжета (композиции).

Тот материал, который приведен нами в пункте 1, вполне строен логически и соответствует нашей идее. Поэтому вполне можно писать сочинение уже по тому, что у нас есть (это будет вариант № 1).

Композиция для варианта № 1:

Вступление — прошлым летом отдыхал у бабушки

Завязка пошли в лес за грибами — красивый пейзаж

Развитие действия напал на грибное место — увлекся сбором

Кульминация проблуждал три часа

Развязка вышел к месту, где друзья устроили привал, — пришел домой, еле дотащив грибы

Заключениезаписываем свою главную мысль (идею), которую сформулировали ранее
Тем не менее возможен и вариант, при котором мы введем в сюжет (для его оживления) некоторые дополнительные элементы — неожиданные повороты, смешные моменты. Моменты эти можно выдумать, т. е. прибегнуть к тому, что называется художественным вымыслом (т. е. вымысел с художественной целью, чтобы произведение стало интереснее). Например, добавим, что когда я вышел из леса, приятели, устроившиеся на привал, уже успели съесть весь обед, ничего мне не оставив. Злой и голодный, я возвращался домой, но грибы не бросал. Смысл данного вставного эпизода состоит в том, что он усиливает (до смешного) мое упорство в желании дотащить грибы до дома (три часа блуждал — не бросил, теперь тем более не брошу). В соответствии с этим композиция данного варианта (Варианта № 2) будет выглядеть так:
Вступление — прошлым летом отдыхал у бабушки

Завязка пошли в лес за грибами — красивый пейзаж — напал на грибное место

Развитие действия увлекся сбором — проблуждал три часа

Кульминация вышел к месту, где друзья устроили привал, узнал, что остался без обеда

Развязказлой и голодный, тащил грибы, но не бросил до самого дома

Заключениезаписываем свою главную мысль (идею), которую сформулировали ранее
Как видим, наш эпизод «вклинился» в то место, которое занимают кульминация и развязка.
Тем не менее, можно еще больше усилить впечатление от нашего рассказа, «присочинив» неожиданный поворот событий (Вариант № 3): например, что на обратном пути, когда я отказывался бросить непосильную ношу (из-за чего шел очень медленно), ребята рассердились на меня и ушли вперед. Оставшись один, я кое-как добрался до дороги, где остановил попутную машину и добрался до дома быстрее них. Когда они, изрядно устав, наконец пришли домой, я встречал их на пороге, а из окна распространялся аромат жареной картошки с грибами. Подобный поворот сюжета нужен для того, чтобы сделать его развитие неожиданным и интересным. Такие сюжетные ходы — неожиданные повороты и вставные эпизоды, усиливающие впечатление, — составляют интригу художественного произведения.

В соответствии с этим композиция данного варианта (Варианта № 3) будет выглядеть так:
Вступление — прошлым летом отдыхал у бабушки

Завязка пошли в лес за грибами — красивый пейзаж — напал на грибное место

Развитие действия увлекся сбором — проблуждал три часа — вышел к месту, где друзья устроили привал, — узнал, что остался без обеда

Кульминация злой и голодный, тащил грибы — ребята злятся, что я не бросаю корзину, уходят вперед

Развязка я ловлю попутную машину, добираюсь до дома — встречаю ребят, вижу их удивление

Заключениезаписываем свою главную мысль (идею), которую сформулировали ранее. Применительно к этому варианту здесь можно добавить, что упорство всегда вознаграждается (удалось оказаться дома раньше всех, хотя оставался далеко позади).
Как видим, наш эпизод снова «вклинился» в то место, которое занимают кульминация и развязка.
Все три варианта различаются степенью сложности. Вариант № 1 самый простой. Вариант № 2 — более сложный. Самый же сложный — Вариант № 3.
2.

Содержание раздела
1. Событие
Случай

а) Как я заблудился

б) Как я испугался (ужа, ежа, лягушки, привидения)

в) Как я ходил в музей

г) Как я встречал рассвет
Один день

а) Памятный день в школе

б) Самый радостный день в моей жизни

в) Самый интересный день в моей жизни

г) Самый необычный день в моей жизни
Праздник

а) Первое сентября

б) Мой день рождения

в) День рождения моего друга (подруги)

г) Мамин день (8 марта)
2. Период времени (перечень событий за несколько дней)
а) Как я провел лето

б) Как я провел зимние каникулы

в) Как я провел выходные

г) Как я провел праздники (8 марта, 1 мая и пр.)



3. Прогнозы (будущее время)

а) Когда я закончу школу…

б) Когда наступит праздник…

в) «Когда мне стукнет 200 лет…»

г) Один день в ХХIII веке

Рассказ о событии по предмету (части целого)

а) Раковина из Средиземного моря (воспоминание о море)

б) Алебастровый жук-скарабей (воспоминание о Египте)

в) Моя первая картина

г) Гаечный ключ от моего велосипеда (случай на даче)

3.
Первый блок тем был рассмотрен более или менее подробно выше на примере сочинения «Как я заблудился».

Соответственно, перейдем теперь ко второму блоку тем.
2 блок тем (Один день)
а) Памятный день в школе

б) Самый радостный день в моей жизни

в) Самый интересный день в моей жизни

г) Самый необычный день в моей жизни


Для этого блока тем характерно то, что речь идет не о каком-то конкретном эпизоде или случае, а о более протяженном промежутке времени. Соответственно, это тема более широкая. Поэтому в первую очередь мы должны сами определить событие, которое будем описывать (день). Важно помнить, что не следует скрупулезно перечислять абсолютно все события, произошедшие за день (встал, умылся, оделся, позавтракал яичницей и т. п.). Следует писать только о тех событиях, которые имеют отношение к теме нашего сочинения, то есть о тех событиях, благодаря которым нам этот день запомнился.
4.
2. Период времени (перечень событий за несколько дней)
а) Как я провел лето

б) Как я провел зимние каникулы

в) Как я провел выходные

г) Как я провел праздники (8 марта, 1 мая и пр.)


Данный блок тем представляет собой описание событий за несколько дней, недель, месяцев, т. е. за большой промежуток времени. Отличие от предыдущих блоков состоит в том, что данная тема еще более широкая. Когда мы ограничены описанием одного дня, то мы вполне можем отразить в своем сочинении большую часть событий за день, уделив особое внимание наиболее запомнившимся или значительным. При описании событий за большой промежуток времени в силу того, что событий было много, следует уделить особое внимание:

1. Масштабу описываемых событий.

Тема у нас формулируется, напр., «Как я провел лето», поэтому надо все время помнить, что мы должны ответить на вопрос, содержащийся в этой теме. Следовательно, нам придется описывать события в более общем виде (чем при описании дня или праздника). Если мы будем подробно описывать каждое событие (напр., рыбалку), то либо объем нашего сочинения вырастет до размеров толстого тома (чтобы вместить в себя все летние события), либо сочинение окажется не по теме. Например, мы подробнейшим образом описали рыбалку, а всем остальным событиям уделили лишь 3 предложения. В этом случае наше сочинение должно называться не «Как я провел лето», а «Как я летом рыбачил». В этом случае вам вполне справедливо укажут на то, что сочинение написано не по теме.

2. Отбору материала.

Следует упомянуть о том, что случилось за лето (поездках, отдыхе, экскурсиях и др.), подробнее следует остановиться на 1 или 2 эпизодах (напр., поездка в горы, на отдых в Турцию, в деревню к бабушке и т. п.). Основной вашей мыслью будет: «Я очень хорошо и интересно провел лето». Далее вы конкретизируете: как именно я провел лето. После этого вы приводите 1 или 2 примера, отвечающих на вопрос, почему для вас лето было интересным.
5.

3. Прогнозы (будущее время)

а) Когда я закончу школу…

б) Когда наступит праздник…

в) «Когда мне стукнет 200 лет…»

г) Один день в ХХIII веке
Данный блок тем характеризуется тем, что описываемые события относятся к будущему времени, т. е. следует описать предполагаемую ситуацию. В соответствии с этим, основное внимание следует уделить:

1. Максимально конкретизировать тему, т. е. сформулировать для себя вопрос, содержащийся в ней. Например: тема «Когда я закончу школу…» может быть конкретизирована следующими способами: «Кем я буду по профессии, когда закончу школу?», «Куда я пойду учиться, когда закончу школу?», «Как изменится жизнь к тому времени, когда я закончу школу?». Все эти формулировки, несмотря на свое различие, верны и соответствуют нашей теме — «Когда я закончу школу…».

2. Смоделировать (придумать) ситуацию, отвечающую сформулированному нами вопросу и выстроить ее части в соответствии с законами композиции.
6.


Рассказ о событии по предмету (части целого)

а) Раковина из Средиземного моря (воспоминание о море)

б) Алебастровый жук-скарабей (воспоминание о Египте)

в) Моя первая картина

г) Гаечный ключ от моего велосипеда (случай на даче)
Данный блок тем во многом похож на сочинение-описание (по части целого). Принцип тот же: какой-либо предмет вызывает в памяти определенные события. Однако в отличие от сочинения-описания «вспоминаем» мы не человека (которому этот предмет принадлежит), не картину и не время года, а событие, случай.
7.
Все указанные разновидности сочинений вполне могут быть написаны на уроках по развитию речи в 5-6 классах. Однако для полноценного донесения информации до учащихся и выработки соответствующих навыков этого, к сожалению, недостаточно. Необходимо в рамках двух предметов – Русского языка и Литературы (в силу того, что создание текстов занимает промежуточное место) выделить время для полноценного изучения названного предмета. По существу, речь идет о создании в рамках школьного курса новой дисциплины – «Создание текстов», которая будет занимать промежуточное положение между Русским языком и Литературой, заменив собой не уроки развития речи (в большинстве программ прописанные крайне невнятно как с точки зрения содержания, так и своего места среди других дисциплин).

В настоящее время по книге «Сочинения 5-6 классы» занимается целый ряд педагогов, что подтверждается перепиской данных педагогов с издательством «Астрель». О реальном количестве тех, кто пользуется книгой, можно судить по тому, что за прошедшие 12 лет после выхода первого издания книги было выпущено и реализовано порядка 50 тыс. экземпляров.



В настоящее время дисциплина «Создание текстов» реализована автором данной работы в следующих книгах:


  1. Родин И. О. «Сочинения 5-6 классы», изд-во «Астрель» 2003-2013 гг., изд-во «Феникс» 2011, Изд-во «Директ-медиа», 2014

  2. Родин И. О. «Создание текстов, 7-8 классы», «Феникс» 2011

  3. Родин И. О. «Как составить сочинение по готовым образцам. Русская литература первой половины XIX века», Москва, «Астрель» 2004

  4. Родин И. О. «Как составить сочинение по готовым образцам. Русская литература второй половины XIX века», Москва, «Астрель» 2004

  5. Родин И. О. «Как составить сочинение по готовым образцам. Русская литература XX века», Москва, «Астрель» 2006

  6. Родин И. О. «Сочинения по лирическим произведениям», Москва, «Астрель» 2005; «Директ медиа» 2014

  7. Родин И. О. «Сочинения. Анализ эпизода художественного произведения», Москва, «Астрель» 2006; «Директ медиа» 2014






  • Предварительные замечания
  • Цели и задачи курса
  • Программа обучения за 5 класс
  • Программа обучения за 6 класс
  • 3. Прогнозы (будущее время)
  • Рассказ о событии по предмету (части целого)