Программа «Художественно эстетическое воспитание лицеистов»

Главная страница
Контакты

    Главная страница


Программа «Художественно эстетическое воспитание лицеистов»

Скачать 102,95 Kb.


Дата 29.09.2018
Размер 102,95 Kb.
Тип Программа

Скачать 102,95 Kb.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1»

Приложение 11

Подпрограмма

«Художественно – эстетическое воспитание лицеистов»

(2004-2010гг.)

Подпрограмма «Художественно – эстетическое воспитание лицеистов» как одно из направлений воспитательной системы лицея разработана в соответствии с образовательными программами лицея, а также программой «Сохранение и развитие отечественной культуры и искусства» (2004 год).

Культурологическая среда лицея формируется средствами предметов художественно-эстетического цикла, интеграцией их в учебно – воспитательный процесс через диалог культур и взаимодействие с учреждениями культуры города Оренбурга.

Культурологическая среда лицея вырабатывает у учащихся новое чувство меняющегося мира, в котором научные образы соединяются с художественным видением, формирует у учащихся опыт и способ постижения и обретения культуры, необходимой для созидательной жизни.

Программа определяет содержание и основные пути развития системы художественно – музыкального воспитания лицеистов и направлена на формирование эстетической культуры детей как важнейшей ценности, одной из основ духовно – нравственного воспитания.

Цель программы: совершенствование системы эстетического воспитания в лицее, обеспечивающей формирование творческой личности, воспитание нравственных качеств средствами художественно – музыкального творчества, умение видеть культуру в себе и себя в мире культуры.

Задачи:


    определить оптимальность содержания эстетического образования и воспитания до 2010 года в рамках целевых подпрограмм лицея;

    определить формы, методы реализации социального запроса творческой траектории учащихся;

    обеспечить интеграцию культурной среды лицея с культурной средой общества;

    решить проблему ресурсного обеспечения выполнения программы;

а) через повышение квалификации кадров методического объединения учителей эстетического цикла;

б) использование новых педагогических технологий (индивидуализация образования, интеграция).

Этапы реализации программы:

1. Аналитический этап (2004 – 2005гг)

    изучение условий формирования и развития ключевых компетентностей лицеиста;

    определение долгосрочных эффектов обучения, ожидаемых от учащихся в конце каждого этапа обучения (при тесном взаимодействии представителей всех уровней образовательного учреждения);

    создание целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетентностей, определяющих современное качество содержания музыкально – эстетического образования;

    корректировка программы художественно – эстетического развития лицеистов;

    проблемный анализ состояния художественно– эстетического образования в лицее.


2. Этап реализации (2006 –2008гг.)

    внедрение скорректированной программы эстетического развития;

    мониторинговое исследование проблемы «Формирование эстетической культуры учащихся и педагогов лицея»;

    корректировка содержания эстетического цикла по результатам мониторинговых исследований;

    анализ всех направлений деятельности педагогического коллектива;

    разработка целей и задач на предстоящий этап деятельности.


3. Рефлексивный этап (2009-2010гг.)

    Обобщение результатов реализации программы;

    разработка методических рекомендаций по совершенствованию работы МО;

    обобщение опыта работы лицея по совершенствованию эстетического воспитания;

    создание банка данных социального запроса по проектированию индивидуально – творческой траектории учащихся.

Ожидаемые результаты.

    Создание культуротворческой среды лицея, обеспечивающей эмоциональный климат, личностную значимость творческой деятельности лицеиста как основных социальных компетенций, средствами художественно – музыкального образования, интегрированного в учебно – воспитательную систему лицея;

    достижение высокого уровня культуры педагогического коллектива, владеющего инновационными технологиями педагогического сопровождения участников творческих объединений;

    высокая результативность деятельности детских творческих коллективов, личностных достижений учащихся;

    наличие системы сотрудничества эстетической среды лицея с социумом.

Анализ первого этапа.

Эстетическое направление является частью образовательной системы лицея, координируя и организуя музыкальную деятельность по сохранению, возрождению и популяризации народных традиций, праздников, обрядов, пропаганде лучших образцов классической и современной музыки. Вся деятельность направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей.



Основные задачи эстетического направления в лицее решались в ходе реализации программы, основной целью которой было создание системы по формированию ключевых компетентностей лицеиста средствами художественно – музыкального творчества. В настоящее время такая система сложилась.
  1. Выработаны приоритетные направления художественно – эстетического образования лицеиста (непрерывность эстетического образования).
  2. Реализуется задача обогащения содержания образования за счет интеграции учебно – воспитательной урочной и внеурочной форм работы: разработка и апробация интегрированных спецкурсов, межпредметные связи, деятельность клуба и кружков, обучение игре на музыкальных инструментах.
  3. Сформированы индивидуальные маршруты учащихся, показывающие степень их вовлеченности в художественно – эстетическую среду лицея.
  4. Скоординирована деятельность учреждений культуры в интересах гармоничного воспитания лицеистов:

- филармонии, театров, концертных и хоровых коллективов;

- Института искусств им. Л. и М. Растроповичей);

- образовательных учреждений (ССУ, педколледжи, лицеи, гимназии, школы, ДШИ, ДМШ);

- центров городского и областного творчества;

- библиотек.

Учителя музыки принимают активное участие в музыкальной жизни лицея: отчетных концертах, совместных творческих мероприятиях с учителями литературы, иностранных языков, начальных классов, классными руководителями, руководителями кружков и клубов.

Коллектив стремится к созданию атмосферы сотрудничества между детьми, родителями и учителями лицея при проведении интегрированных уроков, праздников, смотров, фестивалей.

Учащиеся лицея ежегодно принимают участие в окружных и городских смотрах, где занимают призовые места.

Выводы, определяющие перспективный прогноз развития музыкального воспитания:

- музыкально – эстетическое обучение доказало свою жизнеспособность в удовлетворении эстетических и досуговых потребностей учащихся;

- созданы условия для реализации личностного подхода в формировании эстетических компетентностей лицеиста, а также уважения к культуре и религии других народов средствами музыки.

Проблемно-содержательный анализ деятельности.

В Концепции развития МОУ «Лицей №1» культурологическая среда лицея определена как система, обеспечивающая деятельность, ориентированную на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей общества. Содержательная доминанта деятельности представлена в подпрограмме созданием условий для творческого развития личности, адаптации к условиям социально – экономических перемен, приобщения к культурным и духовным ценностям на основе свободного выбора различных видов деятельности.

Мотивационные условия, определяющие идею развития, способствуют выделению комплекса проблем, основанием которых является развивающаяся личность. Характерная для данного этапа развития проблема - обеспечение потребностей личности в жизненном самоопределении, включение ее в альтернативную систему деятельности и отношений в условиях многополярного образовательного пространства.

Образовательные программы по музыке строятся на принципах интеграции, дифференциации, дополнительной функциональности, адаптивности, что направлено на воспитание духовности, формирования нравственной культуры – эстетического отношения к миру, через диалог культур.

Содержание образовательного процесса эстетического развития раскрывается путем реализации образовательных программ по следующим направлениям деятельности: хоровое, вокальное, изобразительное творчество, инструментальное и оркестровое музицирование, культурологическая деятельность.

Вся деятельность строится на признании уникальности и неповторимости каждого ребенка, уважении его достоинства, доверия к нему, принятии его личностных целей, запросов, интересов, создании условий максимального развития для его творческой деятельности, сохранении и укреплении духовно – нравственного, а также физического и нравственного здоровья.

Организация образовательно – воспитательного процесса.

В практике педагогического коллектива сформировался многоступенчатый опыт организации самоопределения обучающихся.

1 ступень (досуговая) – отдых и развлечения (осенний бал, новый год, праздник наших мам и др.), конкурсы, экскурсии;

2 ступень (репродуктивная) – учащийся осваивает конкретную продуктивную деятельность (оркестр, игра на музыкальных инструментах, гитарная песня, умение подбирать по слуху, хоровое пение и др.).

3 ступень (креативная) - творческая и учебно – исследовательская деятельность в форме рефератов, инструментальная импровизация, сочинение произведений, участие в конкурсах и фестивалях.

Программные мероприятия

1 ступень (досуговая)

  1. «День, полный событий» - презентация лицея - 1,11
  2. Чтоб лицеистом быть, так надобно уменье» - 10,11
  3. «Осенний бал» - 1,2
  4. Образ матери в творчестве русских композиторов - 3-6
  5. Моя Россия (фестиваль народов России) – 6-8
  6. «Новый год! Закружился хоровод!» - 1-11
  7. «Рыцарский турнир» – 1-4
  8. «Песни – спутники солдата» - 1-11
  9. «Масленица» - 1-11
  10. «Природа просыпается» - 2-4
  11. Музыкально-литературный журнал «Великой Победе слава!» - 1-11

2 ступень (репродуктивная)
  1. Клуб любителей музыки – 1-7
  2. «Музыкальный салон» - презентации 1-7
  3. Спецкурс «Оренбуржье мое» (краеведении) 6-7
  4. Спецкурс «Шарль Перро» - 5
  5. Римский – Корсаков и Островский «Снегурочка» - 7
  6. «Музыка французских композиторов» - 9.
  7. Вечера инструментальной музыки. «Легко ли быть музыкальным исполнителем?» - 1-9
  8. «Интонации народов Оренбуржья» (музыкальный фольклор с 19 века) - 6-7
  9. Заседание музыкального салона « В гостях у литературных героев» - 1-7
  10. Заседание клуба: «Композиторы Оренбужья фронту» (с последующим выходом на интегрированные мероприятия) - 6-7
  11. Сквозная программа «Новое из старого» - 5-11

3 ступень (креативная)
  1. Олимпиада «Знатоки музыки» (классная, лицейская, городская) - 5-8
  2. Класс хорового пения. Мастерская «Джазовый стиль» - 5-11
  3. «Новогодний серпантин» - конкурсы вокалистов и инструменталистов - 1-11
  4. Музыкальная гостиная «Дебют» для начинающих - 1-4
  5. Музыкальный салон: круглый стол участников на тему « Я в культуре, культура во мне» - 1-7
  6. Фестиваль патриотической песни « Любовь и Родина едины» - 1-11.

На каждой ступени самореализации обучающихся формируются следующие компетенции учащихся:

- опыт эмоционально – ценностных отношений (творческое сотрудничество детей и взрослых);

- опыт практической деятельности (исполнительское мастерство);

- опыт творческой деятельности (участие лицеиста в художественно – эстетических мероприятиях).

План реализации основных направлений программы

«Развитие художественно-эстетического воспитания лицеистов»




Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Обновление содержания эстетического образования и воспитания, корректировка интегрированных спецкурсов, деятельности клубов (включающих участие родителей, общественных организаций), совместная деятельность лицея и культурных центров

2008г

Администрация, научно – методический совет, представители общественных организаций

2.

Изучение и внедрение в практику новых подходов к оценке качества содержания музыкально- эстетического образования

2007-2008гг.

Зам. директора по НМР, научно – методическая работа учителей

3.

Создание банка данных социального запроса индивидуально- творческой траектории учащихся

2008-2009гг.

Администрация, РК, МО учителей музыки, психологическое сопровождение учащихся

4.

Мониторинг эффективности сотрудничества лицея и организаций культуры г. Оренбурга

2008-2009гг

Зам. директора по УВР, НМР, научно – методический совет лицея, органы государственно – общественного управления

5.

Проведение Дней открытого отчета перед родителями общественными организациями, учреждениями культуры

ежегодно

МО учителей

6.

Анализ проблемы «Обогащение образования через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, учебно–исследовательскую деятельность учащихся». Корректировка учебных программ, планов воспитательной работы

2009г.

Зам. директора по УВР, ВР, НМР

МО учителей музыки

Научно – методический совет лицея


7.

День предмета «Формирование культуротворческой среды лицея» (отбор опыта, новых направлений, содержания)

ежегодно

Зам. директора по УВР, ВР, НМР

МО учителей музыки

Научно – методический совет лицея


8.

Открытый отчет: «Роль предметов эстетического цикла в формировании культуротворческой среды лицея».

2010г.

Зам. директора по УВР, ВР, НМР

МО учителей музыки

Научно – методический совет лицея


Механизм оценки реализации программы:

-анализ промежуточных и итоговых контрольных срезов;

-устойчивость положительных результатов участия в конкурсах, фестивалях, концертных, игровых программах, олимпиадах;

-адаптивность творческого опыта учителей в новых условиях и перспективность его развития.