Программа электива Основы клинической лабораторной диагностики учебной дисциплины Медицинская биофизика

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа электива Основы клинической лабораторной диагностики учебной дисциплины Медицинская биофизика



страница1/5
Дата12.01.2017
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа


  1   2   3   4   5
Рабочая программа электива Основы клинической лабораторной диагностики учебной дисциплины Медицинская биофизика

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:




  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) медицинская биофизика, утвержденный Министерством образования и науки РФ «____» ___________________ 2010г.

2) Учебный план по специальности клиническая лабораторная диагностика одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «РГМУ Росздрава» от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры медицинская биофизика

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

Заведующий кафедрой медицинской биофизики

_________________________ ______________________

подпись ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым советом медико-биологического факультета от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Председатель Ученого совета медико-биологического факультета факультета

_______________________________ _______________________________________

подпись ФИО
Разработчики:

Зав. кафедрой медицинской биофизики профессор Осипов А.Н.

_____________________________________________ __________________________________

подпись ФИО


Зав. уч. частью кафедры медицинской биофизики доцент Корепанова Е.А.

_____________________________________________ __________________________________

подпись ФИО
Профессор кафедры медицинской биофизики профессор Долгов В.В.

_____________________________________________ __________________________________

подпись ФИО
Доцент кафедры медицинской биофизики Ракова Н.Г

_____________________________________________ __________________________________

подпись ФИО


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


    1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВА

Целями освоения учебной дисциплины клиническая лабораторная диагностика являются: освоение принципов и навыков рационального использования лабораторных алгоритмов при различных формах патологии, применения высокотехнологичного оборудования в лабораторной медицине, подготовка выпускника к выполнению профессиональной деятельности в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических и научных учреждений.

Примечание: цели освоения учебной дисциплины (или модуля) соответствуют общим целям ООП Университета.
2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА

2.2.1. Учебная дисциплина клиническая лабораторная диагностика относится к профессиональному учебному циклу медицинская биофизика. Изучается в 10 и 11 семестрах.


2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Знания: студент должен знать структуру и свойства основных биомолекул, пути и регуляцию метаболизма

Умения: студент должен использовать методы и теоретические основы биохимии, морфологии, гистологии и цитологии, микробиологии, клинической иммунологии и медицинской генетики для оценки состояния организма.

Навыки: студент должен владеть биофизическими методами исследования биологических объектов, быть способен проводить аналитическую работу с библиографическими, справочными, информационными источниками, готов к логическому и аргументированному анализу.
2.2.3. Знания, умения и компетенции студента, полученные в результате освоения клинической лабораторной диагностики, являются основой для проведения аналитических исследований в клинико-диагностических лабораториях учреждений здравоохранения и эффективного использования лабораторных исследований при проведении научных работ.

2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ:

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:



а) общекультурных (ОК):

  • использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдения правил врачебной этики, сохранения врачебной тайны, соблюдения законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

б) профессиональных (ПК):

  • способен и готов провести аналитическую работу в клинико-диагностических лабораториях на амбулаторно-поликлиническом этапе лечения больного; использовать алгоритм диагностики детских заболеваний; интерпретировать результаты биохимических, лабораторных и инструментальных методов исследования; составлять родословную, выполнять и читать результаты цитогенетического исследования, составлять заключение о результатах медико-генетического консультирования; (ПК-3);

  • способен и готов интерпретировать результаты оценки иммунного статуса человеческого организма, обосновать проведение клинико-иммунологического обследования больного, оценивать эффективность иммунокоррегирующей терапии (ПК-8);

  • способен и готов формулировать лабораторное заключение с учетом законов течения патологии по системам органов и организма в целом; использовать данные биофизических, биохимических, иммунологических, медико-генетических, инструментальных и инструментальных методов исследования в диагностике и динамике лечения патологии; анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий (ПК-9);

  • способен и готов разрабатывать и внедрять в практическое здравоохранение новые диагностические методы исследования, новые методы восстановительной медицины, в том числе, основанные и на высоких технологиях, включая нанобиотехнологии (ПК-30);

В результате изучения клинической лабораторной диагностики студент должен:

  • Знать:

  • клинико-диагностическое значение лабораторных показателей

  • полный технологический процесс лабораторного исследования: преаналитический, аналитический и постаналитический этапы выполнения анализа

  • принципы стандартизации и обеспечения качества лабораторных исследований

  • стандарты проведения лабораторных исследований и современные возможности лабораторных технологий

  • правила метрологического контроля диагностического оборудования и технологии повышения эффективности использования возможностей лаборатории

  • потребности службы клинической лабораторной диагностики по внедрению новых диагностических технологий в медицину и здравоохранение

  • основы контроля качества клинических лабораторных исследований


Уметь:

  • использовать теоретические и методические подходы к изучению природы и механизмов развития патологических процессов;

  • воспроизводить современные биофизические, биохимические, морфологические, гематологические, молекулярно-биологические, иммунологические, генетические методы исследования и разрабатывать новые методические походы для решения задач медико-биологических исследований;

  • интерпретировать результаты лабораторных исследований; применять на практике основные аналитические, препаративные, нанобиотехнологии.

  • выполнять традиционные методы оценки патологического процесса и применять новые высокотехнологические подходы в области лабораторной медицины

  • правильно выбирать и использовать технологии исследования для улучшения диагноза при наиболее распространенных патологиях

  • проводить мероприятия по обеспечению качества клинических лабораторных исследований


Владеть:

  • навыками работы с дозаторной техникой

  • навыками интерпретации результатов лабораторных исследований, оценки специфичности и чувствительности диагностических методов

  • навыками выполнение мануальных и автоматизированных методик по оценке количественного и качественного состава биологических жидкостей человека

  • навыками работы с измерительной аппаратурой : фотометром, полуавтоматическими биохимическими, иммуноферментным и гемоанализаторами



3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

10

11

Аудиторные занятия (всего)

192

72

120

В том числе:










Лекции (Л)

36

12

24

Практические занятия (ПЗ)

90

32

58

Лабораторные работы (ЛР)

66

24

42

Самостоятельная работа (всего)

96

30

66

В том числе:










Работа с текстом нормативных документов, регламентирующих деятельность службы клинической лабораторной диагностики

12

6

6

Работа с источниками информации, разработка алгоритмов диагностики, таблиц, слайдов, презентаций

36

8

28

Участие в конференциях и научно-исследовательской работе теоретических и клинических кафедр.

12

6

6

Рефераты (написание и защита)

36

10

26

Вид промежуточной аттестации зачет




зачет




Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

288

102

186

8

3

5

В приложении к диплому итоговая оценка по учебной дисциплине (модулю), изучаемая в течение нескольких семестров, указывается (выделите выбранный вариант):

А) средняя оценка за все семестры изучения учебной дисциплины _____

Б) оценка за семестр № _____



3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА
3.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины клиническая лабораторная диагностика

п/п

Наименование раздела дисциплины базовой части ФГОС

Содержание раздела



Организация лабораторной службы

Клиническая лабораторная диагностика, ее разделы, история и перспективы развития. Виды и структура лабораторий. Требования к кадровому составу. Технологический процесс лабораторного исследования. Преаналитический этап проведения анализа: правила получение биоматериала для биохимического, иммунологического, генетического, бактериоскопического, бактериологического исследований. Требования к подготовке пациента, взятию, хранению, транспортировке биологического материала. Оценка аналитической надежности теста: правильность, воспроизводимость, специфичность и чувствительность методов. Факторы, влияющие на результат анализа.

Контроль качества лабораторных исследований и основы статистической обработки результатов. Метрология, калибровочные и контрольные материалы. Источники вне- и внутрилабораторных погрешностей. Стандартизация исследований в лаборатории. Использование лабораторных информационных систем в организации диагностического процесса и менеджмента качества исследований.

Характеристика физико-химических принципов методов и аппаратуры клинико-диагностических лабораторий. Аналитическая спектроскопия в ультрафиолетовой и видимой областях спектра. Фотометры и спектрофотометры. Турбидиметрия, и нефелометрия, флуоресценция. Электрофорез. Современные виды носителей, используемые для электрофореза. Сатурационный заместительный анализ: радиоизотопные, иммуноферментные, иммунохимические варианты анализа. Возможности ИФА в диагностике инфекционных, гормональных, метаболических, аутоиммунных, аллергических и других видов заболеваний. Молекулярно-биологические методы лабораторных исследований

Актуальность автоматизации лабораторных исследований. Возможности и преимущества автоматизации в клинической химии с использованием компьютеризированных анализаторов. Классификация биохимических автоанализаторов. Отличия систем открытого и закрытого типа. Анализаторы «сухой химии».





Биохимические исследования в клинической лабораторной диагностике

Биохимические исследования при заболеваниях печени. Нарушение целостности гепатоцита: синдром цитолиза, повышенной проницаемости, гиперферментемия. Экскреторно-билиарный синдром: соотношение активности ферментов и фракций билирубина. Воспалительный синдром: общий белок сыворотки крови и белковые фракции, типы протеинограмм. Энзимодиагностика заболеваний печени. Алгоритм дифференциальной диагностики желтух. Клинико-диагностическое значение общего билирубина, прямого и непрямого билирубина, уробилиногена и стеркобилиногена в крови, моче, кале. Лабораторный мониторинг желтухи новорождённых.

Биохимическая диагностика заболеваний поджелудочной железы. Оценка экскреторной функции поджелудочной железы. Активность ферментов в дуоденальном соке. Панкреатиты, диагностическое значение определения активности α-амилазы, липазы, трипсина, α1-протеиназного ингибитора. Диагностические критерии сахарного диабета I и II типов. Гипергликемия и глюкозурия. Эффективный контроль гипергликемии: определение гликозилированного гемоглобина, фруктозамина. показатели липидного спектра. Оценка осложнений сахарного диабета.

Лабораторная диагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Диагностическое значение определения содержания холестерола и его фракций в составе липопротеинов крови. Инфаркт миокарда. Основные метаболические нарушения при остром инфаркте миокарда. Кардиоспецифические белки. Энзимодиагностика инфаркта миокарда.

Лабораторная диагностика заболеваний почек. Физиологические и патологические компоненты мочи, методы их определения. Клинико-диагностическое значение мочевины, креатинина и мочевой кислоты. Микроальбуминурия и протеинурия.

Биохимическая диагностика при острых экзогенных и хронических отравлениях: специфические изменения показателей крови, маркеры поражения печени, почек. Диагностика нарушений обмена железа при кровопотерях, гнойных и септических заболеваниях, беременности, талассемии, желтухе новорожденных, злокачественных заболеваниях.

Диагностика нарушений водно-электролитного и минерального обмена. Механизмы развития отеков при недостаточности сердечно-сосудистой системы и болезнях почек. Гипер- и гипокалиемия, клинические проявления. Кальций, гипер- и гипокальциемия у детей и взрослых. Гипер- и гипофосфатемия у детей и взрослых. Методы определения показателей минерального обмена. Маркеры метаболизма костной ткани и остеопороза.

Кислотно-щелочной баланс организма и его нарушения. Клинико-диагностическое значение показателей кислотно-основного равновесия крови. Формы нарушения кислотно-щелочного состояния. Лабораторная диагностика критических состояний.

Лабораторная диагностика заболеваний эндокринной системы.





Общеклинические и цитологические методы исследования

Подготовка к лабораторным исследованиям. Приготовление препаратов из крови, мочи, мокроты, кала, ликвора, выпотных жидкостей, и др. Роль и место общеклинических исследований в алгоритмах диагностики различных нозологических форм.

Общеклинические исследования биологических жидкостей при заболеваниях бронхо-легочной, мочевыделительной, пищеварительной системы, центральной нервной системы.

Цитологическая диагностика заболеваний щитовидной железы: клинико-диагностическое значение цитологических показателей.

Цитологическая диагностика заболеваний в гинекологии: морфологические классификации заболеваний шейки и тела матки, цитограмма, микрофлора влагалища, доброкачественные изменения эпителия, предраковые заболевания и злокачественные опухоли шейки и тела матки.

Возможности и ограничения цитологической диагностики молочной железы, обработка материала для цитологического исследования. Клеточные элементы при доброкачественных и злокачественных поражениях молочной железы, «опухолевые маркеры» в диагностике рака молочной железы.




Гематологические исследования.

Строение и функции системы крови, схема и основы регуляции кроветворения, кинетика, морфологические, цито-, биохимические и функциональные особенности клеток крови. Методы исследования системы крови: морфологические, цитохимические, молекулярно–генетические. Их специфичность, чувствительность, диагностическая значимость. Методы, используемые в гематологических анализаторах и проточныхъ цитометрах

Изменение гематологических показателей при реактивных и воспалительных состояниях. Алгоритм диагностики заболеваний связанных с изменением количества и свойств эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов. Клинико-диагностическое значение исследова­ния гемограмм и миелограмм при анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и онкологических заболеваниях системы крови.





Свертывание крови. Методы оценки системы гемостаза

Методы исследования тромбоцитарно-сосудистого гемостаза, типы тромбоэластограмм и агрегатограмм. Контроль за дезагрегантной терапией.

Методы исследования коагуляционного гемостаза, Показатели внешнего, внутреннего пути и стадий свертывания. Методы определения факторов свертывания и дифференциальная диагностика гемофилий.

Маркеры тромбоза, ДВС синдрома, антифосфолипидного синдрома. Гемостаз при мезенхимальных дисплазиях.

Методы исследования антикоагулянтного звена гемостаза и фибринолиза. Критерий активации фибринолиза.





Особенности иммунного статуса при различных иммунопатологических состояниях

Лабораторная оценка гуморального и клеточного иммунитета, медиаторы воспаления и апоптоза. Иммунный статус при иммунодефицитных состояниях, аутоиммунных и онкологических заболеваниях. Специфическая аллергодиагностика. Оценка эффективности иммунокоррегирующей терапии



Алгоритмы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний.

Методы лабораторной диагностики урогенитальных инфекций: цитологический, культуральный, иммунологический. Методы молекулярной биологии. Иммуноферментный анализ и реакция иммунофлуоресценции.

Лабораторная диагностика острых вирусных и хронических гепатитов. Клинико-лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции. Прогнозирование прогрессии ВИЧ-инфекции и лабораторный контроль эффективности лечения.

Специфические исследования: сифилис, боррелиоз, гонорея, туберкулез, хеликобактерная, микоплазменная, уреаплазменная, хламидийная инфекция.

Диагностика грибковых заболеваний: аспергиллез, кандидоз.

Диагностика паразитарных инфекций: протозойные инфекции, гельминтозы




Молекулярно-генетическая диагностика

Использование ДНК-диагностики при гемохроматозе, наследственной тромбофилии, семейной гиперхолестеринемии, кистозном фиброзе, гипертрофической кардиомиопатии.

Профили генетических маркеров риска основных сердечно-сосудистых, неврологических заболеваний, тромбоза, остеопороза. Генетические маркеры нарушений метаболизма лекарств, детоксикации ксенобиотиков и развития онкозаболеваний. Онкомаркеры.



Каталог: tutorial
tutorial -> Моя провинция центр Вселенной: развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах
tutorial -> Методические рекомендации для практических (семинарских) занятий
tutorial -> А. А. Юнаковская введение в славянскую филологию рекомендуемая литература
tutorial -> Рефератов по курсу «Эффективность информационных технологий»
tutorial -> Назрань Издательство ООО «Пилигрим» 2010 б бк 81. 2 Ру
tutorial -> Рефератов по курсу «Эффективность информационных технологий»
tutorial -> Программа по специальности Клиническая лабораторная диагностика учебной дисциплины Медицинская биохимия
tutorial -> Трудности немецкого языка
  1   2   3   4   5

  • 2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВА Целями освоения учебной дисциплины клиническая лабораторная диагностика
  • 2.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ООП УНИВЕРСИТЕТА
  • Знания
  • 2.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ
  • В результате изучения клинической лабораторной диагностики студент должен: Знать
  • 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
  • Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
  • Самостоятельная работа (всего)
  • Общая трудоемкость часы зачетные единицы
  • 3.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КЛИНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА 3.2.1. Содержание разделов учебной дисциплины клиническая лабораторная диагностика