Программа дисциплины «Теория и история исторического знания»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины «Теория и история исторического знания»

Скачать 184.91 Kb.


Дата13.01.2017
Размер184.91 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 184.91 Kb.



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет истории
Программа дисциплины «Теория и история исторического знания»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Румянцева М.Ф. , канд. ист. наук, доцент. mf-r@yandex.ru

Одобрена на заседании кафедры социальной истории «___»____________ 20 г


Зав. кафедрой д-р ист. наук, проф., член-корр. РАН П.Ю. Уваров
Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель Е.Б. Смилянская

УС факультета истории «___»_____________20 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра.

Программа разработана в соответствии с:


  • Стандартом НИУ ВШЭ

  • Образовательной программой направления 030600.62 История подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 030600.62 История, утвержденным в 2012 г.
  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Теория и история исторического знания» являются

– овладение методами науковедческого и социокультурного анализа исторического познания;

– выработка понимания парадигмального характера истории исторического знания;

– освоение теоретических основ исторического познания.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные парадигмы исторического знания;

  • Уметь применять теоретические знания в практике исторического исследования

  • Иметь навыки науковедческого и социокультурного анализа исторического знания

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Способен интерпретировать/оценивать исторические исследования с точки зрения их парадигмальной принадлежности

Семинары, реферат

Способен применять профессиональные знания и умения на практике.

СК-Б2

Способен применять теоретические знания в различных социальных практиках

Лекции, семинар

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

СК-Б7

Способен применять теоретические знания в практике историографического исследования

Реферат

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК-Б3

Формулирует цели исторического познания, способен конкретизировать задачи исторического познания применительно к разным социальным практикам

Лекции, семинар



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин 2 «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • философия,

  • источниковедение и информационные ресурсы истории

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знать основные эпистемологические парадигмы;

  • понимать природу исторического источника и его роль в историческом познании;

  • владеть языком (терминологией) исторической науки.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • история и социология гуманитарного знания



  1. Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Введение

1

1










2

1.1. Основные понятия и терминология

1.2. Подходы к изучению истории исторического знания



1

1










3

1.3. Источниковедческие проблемы истории исторического знания

2

2










4

1.4. Историческое время и историческое пространство

2

2










5

2.1. Историописание Античности

2.2. Историописание Средневековья



14

2







12

6

2.3. Становление исторической науки и теории истории в XVII – XVIII вв.

16

4







12

7

2.4. Историческая наука в XIX веке

42

8

6




28

8

2.5. Историческая наука рубежа XIX – XX вв.

42

8

6




28

9

2.6. Историческая наука в XX веке

46

12

6




28

10

2.7. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.

42

8

6




28




Итого

180

48

24




108


  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля




Параметры **

3

4













Реферат

10




письменно. до 20 тыс. зн.

Реферат




10

письменно. до 20 тыс. зн.

Итоговый

Экзамен







*

Письменный экзамен 90 мин.

Срок проверки – 2 дня.




    1. Критерии оценки знаний, навыков




Реферат 1. Студент должен продемонстрировать способность применять теоретические знания в практике историографического исследования

Реферат 2. Студент должен продемонстрировать способность интерпретировать/оценивать исторические исследования с точки зрения их парадигмальной принадлежности

Оценка выставляется по 10-ти балльной шкале.


    1. Порядок формирования оценок по дисциплине
      (подробные методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине приведены в приложении)


Семинар. Работа студента в семинаре оценивается исходя из следующих критериев: степень знакомства с рекомендованными источниками и литературой; умение провести их историографический анализ, в том числе умение эксплицировать социокультцрный контекст и парадигмальную принадлежность изучаемых работ. Дополнительно оценивается активность участия в дискуссиях.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.



Самостоятельная работа. Поскольку смысл самостоятельной работы – подготовка к семинару, она оценивается в ходе семинарских занятий по приведенным выше критериям.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.



Реферат. Оценивается исходя из критериев оценки письменной научной работы: выбор темы и постановка проблемы, обоснование актуальности, формирование источниковой и историографической базы исследования, полнота раскрытия темы и логичность построения, владение навыками академического письма и оформления письменной научной работы.
О промежуточная 1 = 0,2*Ореферат +0,2*Оауд +0,2*Осамост.

Поскольку итогового контроля по итогам 3-го модуля РУП не предусмотрено:



Отекущая 1 этапа = О промежуточная 1

О промежуточная 2= 0,2*Ореферат +0,2*Оауд +0,2*Осамост.



Орезульт = 0,6*(Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2) + 0,4*Оэкз
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – в пользу студента.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

  1. Содержание дисциплины


Раздел представляется в удобной форме (список, таблица). Изложение строится по разделам и темам. Содержание темы может распределяться по лекционным и практическим занятиям.

Введение

Предмет, объект, задачи дисциплины «Теория и история исторического знания». Соотношение с иными социальными и гуманитарными науками. Основные пути, методы и предполагаемый результат освоения.


Раздел 1. Теория исторического знания

1.1. Основные понятия и терминология

Соотношение понятий: историческое знание, историческая наука, историописание; теория исторического процесса и теория исторического знания. Историческая наука и социально ориентированное историописание.



1.2. Подходы к изучению истории исторического знания

Науковедческий и историко-культурный подходы к изучению истории исторического знания. История исторического знания с точки зрения смены типов рациональности. – Историографическое исследование: объект, предмет, цель, задачи, структура.



1.3. Источниковедческие проблемы истории исторического знания

Определение понятия «исторический источник» как парадигмальный маркер исторического знания. – Источниковедение историографии как субдисциплина: источники и методы изучения.



1.4. Историческое время и историческое пространство

Проблема исторического времени. – Локализация исторического процесса в пространстве. Взаимосвязь исторического пространства и исторического времени. Подходы Г.В.Ф. Гегеля, Э. Гуссерля и К. Ясперса; Ю.М. Лотмана, П. Хаттона и П. Нора к проблеме локализации исторического процесса.


Раздел 2. История исторического знания

2.1. Историописание Античности

Прагматизм и назидательность античных историков. Геродот, Тацит, Плутарх. Произведение Лукиана «Как писать историю». Трактат «О злокозненности Геродота».



2.2. Историописание Средневековья

Хроники и летописи. Биографии. Культура средневековых библиотек. –Средневековая концепция исторического времени. – Рецепция античной историографии в эпоху Возрождения («Рассуждения по поводу первых десяти книг Тита Ливия» Н. Макиавелли и др.).



2.3. Становление исторической науки и теории истории в XVIIXVIII вв.

Нравоучительная (прагматическая) история. Болингброк, Мабли. – Философия истории Вольтера. – Новые представления об историческом времени и историческом процессе (И.Г. Гердер, И.Ф. Шиллер, И. Кант). – Понятие исторического сочинения в культуре XVII – XVIII вв. Историописание в России (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.И. Новиков).



2.4. Историческая наука в XIX веке

Философия истории (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс). Представления позитивизма о цели исторического познания. Историография позитивизма. Социологический поворот в исторической науке. – Роль исторической науки в процессе формирования наций. Monumenta Germaniae Historica. Историцирующие историки (Ф.К. Савиньи, Л. фон Ранке). Французская романтическая историография 1820-1849-х гг. (Ф. Гизо и др.). Историописание в России (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев). – Развитие метода исторического исследования. Скептическая школа. И.Г. Дройзен. Э. Фримен.



2.5. Историческая наука рубежа XIXXX вв.

Рефлексия метода исторического исследования (Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос). – Психологический поворот в исторической науке. – Методологический кризис рубежа XIX – XX вв. Пути его преодоления: Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), русская версия неокантианства (А.С. Лаппо-Данилевский, В.М. Хвостов, И.И. Лапшин). – Российская историография. В.О. Ключевский. П.Н. Милюков. – Соотношение национально-государственного нарратива и локального )местного) историописания. – Выделение предметной области истории исторической науки как маркер перехода к неклассическому типу рациональности в исторической науке.



2.6. Историческая наука в XX веке

Кризис линейных / стадиальных моделей историописания. Цивилизационные модели исторического процесса: О. Шпенглер – А. Тойнби, Э. Гуссерль – К. Ясперс). – Трансформация структуры исторического знания, формирование направлений исторической науки (экономическая история, социальная история и др.). – Изменения соотношения глобальной и локальной истории. Историческое краеведение как социокультурный феномен. – Марксистская историография в СССР. Школа М.Н. покровского. – Антропологический поворот в исторической науке. Школа «Анналов». Новая историческая наука. Нарастание междисциплинарности. Новые направления и предметные поля исторического знания (история ментальностей, история повседневности) – Лингвистический поворот. Аналитическая история (А. Данто, Х. Уайт).



2.7. Историческая наука на рубеже XXXXI вв.

Кризис исторического нарратива в ситуации постмодерна. Микроистория. – Культурный поворот. Становление и развитие новых направлений и предметных полей. Гендерная история. Новая социальная история. – Выход из методологического кризиса рубежа веков. Преодоление постмодернистской раздробленности исторического знания. Пространственный поворот. Новая локальная история. – Интеллектуальная история. История идей. Истрия понятий.



  1. Образовательные технологии


При проведении семинарских занятий возможно использование презентаций в формате Power Point.

Часть семинаров проходит в форме деловых игр, анализа кейсов.



    1. Методические рекомендации преподавателю

    2. Методические указания студентам

  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Примерная тематика рефератов


Тематика рефератов выбирается студентом самостоятельно в зависимости от его научных интересов / темы курсовой работы или работы в НИС.

Реферат 1. Представляет собой историографический анализ либо одной работы по теме курсовой.


Реферат 2. Представляет собой репрезентативное историографическое исследование литературы по теме курсовой, при написании которого студент должен продемонстрировать умение систематизировать историографические источники и эксплицировать их парадигмальную принадлежность.
    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену

1. История исторического знания в системе социальных и гуманитарных наук.

2. Предмет и объект истории исторического знания.

3. Соотношение понятий: историческое знание, историческая наука, историописание; теория исторического процесса и теория исторического знания.

4. Историческая наука и социально ориентированное историописание.

5. Науковедческий и историко-культурный подходы к изучению истории исторического знания.

6. История исторического знания с точки зрения смены типов рациональности.

7. Историографическое исследование: объект, предмет, цель, задачи, структура.

8. Понятия «исторический источник» как парадигмальный маркер исторического знания. 9. Источниковедение историографии как субдисциплина исторической науки.

10. Историческое время: основные подходы к определению понятия.

11. Локализация исторического процесса во времени и в пространстве.

12. Основные черты историописания периода Античности.

13. Основные жанры историописания периода Средневековья.

14. Нравоучительная (прагматическая) история. Болингброк, Мабли.

15. Представления об историческом времени и историческом процессе в немецкой классической философии.

16. Историописание в России XVIII в. (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, И.Н. Болтин, Н.И. Новиков).

17. Теория исторического процесса Г.В.Ф. Гегеля.

18. Исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

19. Историография позитивизма: становление, основные характеристики.

20. Историцирующие историки в Германии (Ф.К. Савиньи, Л. фон Ранке).

21. Французская романтическая историография 1820-1849-х гг.

22. Историописание в России XIX в. (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев).

23. Рефлексия метода исторического исследования в XIX веке.

24. Рефлексия метода исторического исследования на рубеже XIX–XX вв. (Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос).

25. Проблема метода наук о культуре в неокантианстве: Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и русская версия неокантианства (А.С. Лаппо-Данилевский, В.М. Хвостов, И.И. Лапшин).

26. Российская историография рубежа XIX–XX вв. (В.О. Ключевский. П.Н. Милюков).

27. Становление истории исторического знания как субдисциплины исторической науки.

28. Кризис линейных / стадиальных моделей историописания. Цивилизационные модели исторического процесса: О. Шпенглер – А. Тойнби, Э. Гуссерль – К. Ясперс).

29. Антропологический поворот в исторической науке.

30. Школа «Анналов». Новая историческая наука.

31. Лингвистический поворот. Аналитическая история (А. Данто, Х. Уайт).

32. Основные черты исторического знания периода постмодерна.

33. Кризис исторического нарратива в ситуации постмодерна. Микроистория.

34. Культурный поворот в исторической науке.

35. Пространственный поворот. Новая локальная история как предметное поле в современном историческом знании.

36. Интеллектуальная история, история идей, история понятий с в структуре современного исторического знания.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова И.Ю. История исторического знания. М. : Дрофа, 2004. 288 с.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания : учеб. пособ. / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. – СПб. : «Алетейя. Историческая книга», 2007. – 523 с.



    1. Основная литература


Источники:

Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков / Франк Анкерсмит. – М. : Идея-Пресс, 2003. – 360 с.

Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб., 1908. – 293 с.

Бернгейм Э. Философия истории, ее история и задачи. СПб., 1910.

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1986. 154 с.

Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977. С. 3-82.

Данто А. Аналитическая философия истории. М., 2002. 289 с.

Дройзен И.Г. Историка: лекции об энциклопедии и методологии истории / Иоганн Густав Дройзен. – СПб. : «Владимир Даль», 2004. – 583 с.

Ланглуа Ш.-В., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1898. 275 с.

Риккерт Г. Философия истории / Г. Риккерт // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре : пер. с нем. – М. : Республика, 1998. С. 130-204. – (Мыслители XX века).

Сеньобос Ш. Исторический метод в применении к социальным наукам. М., 1902.

Уайт Х. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002. – 527 с.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991. 629 с.

Фриман Э. Методы изучения истории / Э. Фриман. М., 1893. (Репринт: Фриман Э. Методы изучения истории. Пер. с англ. / Э. Фриман. – Изд. 2-е. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 197 с.)



Литература:

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX–XXI вв.: социальные теории и историографическая практика / Л.П. Репина. – М. : Кругъ, 2011. – 560 с. – (Образы истории).

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история / Л.П. Репина. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : URSS, 2009. – 320 с.

Рубинштейн Н.Л. Русская историография. СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.. – 938 с.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. Конструирование прошлого : в 2 т. / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. – СПб.: Наука, 2003.

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного / И.М. Савельева, А.В. Полетаев. – М. : «Языки русской культуры», 1997. – Гл. 1. § 4 : История в пространстве социальных наук. – С. 97-135.



    1. Дополнительная литература


Источники:

Анкерсмит Ф. Возвышенный исторический опыт / Франклин Рудольф Анкерсмит. – М. : Издательство «Европа», 2007. – 612 с.

Дильтей В. Описательная психология / Вильгельм Дильтей. М. : Издательство «Русский книжник», 1924. (Репринт: СПб. : Издательсов «Алетейя», 1996).

Литература:

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984. 342 с.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987. 348 с.

Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии / Поль Вен. – М. : Научный мир, 2003. – 393 с.

Вжосек В. Культура и историческая истина / Войцех Вжосек. – М. : Кругъ, 2012. – 336 с.

Гуревич А.Я. Историк конца ХХ века в поисках метода. М., 2001. 413 с.

Иггерс Г. Глобальная история современной историографии / Г. Иггерс, Э. Ван (при участии Суприи Мукерджи). – М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. – 432 с.

Коллингвуд Р. Дж. Идея истории: Автобиография. М., 1980. 488 с.

Кроче Б. Теория и история историографии. М., 1998. 191 с.

Лубский А.В. Альтернативные модели исторического исследования / А.В. Лубский. – М. : Издательство «Социально-гуманитарный знания», 2005. – 351 с.

Мегилл А. Историческая эпистемология / Мегилл Аллан. – М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. – 480 с.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX века : курс лекций / Б.Г. Могильницкий. – Томск : Изд-во Том. Ун-та, 2001-2008:

Вып. I : Кризис историзма. – Томск, 2001. – 206 с.

Вып. II : Становление «новой исторической науки». – Томск, 2003. – 178 с.

Вып. III : Историографическая революция. – Томск, 2008. – 554 с.

Трельч Э. Историзм и его проблемы : пер. с нем.. М., 1994. – 719 с.

Хаттон П. История как искусство памяти: пер. с англ. СПб., 2003. – 423 с.

Периодические издания и электронные ресурсы:

http://www.historyandtheory.org/journal.html




Каталог: data -> 2013
2013 -> Семинара Исследовательский семинар-3: «Афинская полития»
2013 -> Программа дисциплины «Телекоммуникационные технологии»
2013 -> Пояснительная записка оформляется на листах бумаги стандартного формата А4 (210х297). Текст размещается на одной стороне листа
2013 -> «Оценка стоимости компании»
2013 -> Кафедра Финансовых рынков и финансового менеджмента
2013 -> Программа дисциплины Антиковедение  для направления 030600. 62 История подготовки бакалавров
2013 -> Программа дисциплины Современные проблемы школьного исторического образования 
2013 -> Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни»
2013 -> 5 Алёшин А. И. Несколько тезисов к теме конференции 7
2013 -> Программа дисциплины «Социология риска»

  • Область применения и нормативные ссылки
  • Цели освоения дисциплины
  • Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • Тематический план учебной дисциплины
  • Формы контроля знаний студентов
  • Критерии оценки знаний, навыков
  • Порядок формирования оценок по дисциплине (подробные методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине приведены в приложении)
  • Образовательные технологии
  • Методические рекомендации преподавателю
  • Примерная тематика рефератов
  • Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
  • Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • Дополнительная литература