Программа дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной перспективе»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины «Русская литература XVIII-XIX вв в кросс культурной перспективе»

Скачать 468.45 Kb.


страница1/4
Дата19.08.2017
Размер468.45 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 468.45 Kb.

  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет филологии


Программа дисциплины

«Русская литература XVIII-XIX вв. в кросс - культурной перспективе»



для направления 45.04.01. «Филология»



Магистерская программа

«Компаративистика: русская литература в кросс - культурной перспективе».

Авторы программы:
Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент, avdovin@hse.ru

Немзер Андрей Семенович, к.ф.н., профессор, nemzeras@gmail.com

Кучерская Майя Александровна, PhD, профессор,  mayakuch@gmail.com

Бодрова Алина Сергеевна, к.ф.н., ст. преподаватель abodrova@hse.ru

Одобрена на рабочем совещании

профессорско-преподавательского

состава направления «Филология»

факультета филологии НИУ ВШЭ

Председатель А.Л. Осповат
Рекомендована секцией УМС по лингвистике,

филологии и журналистике НИУ ВШЭ

Председатель К.М. Поливанов
Утверждена УС факультета филологии

Ученый секретарь [Е.А. Никишина]


Москва, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 45.04.01. «Филология», изучающих дисциплину «Русская литература XVIII-XIX веков в кросс - культурной перспективе».


Программа разработана в соответствии с:

  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 032700.68 «Филология»

  • Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ-ВШЭ по направлению подготовки 45.04.01. «Филология»

  • « учебным планом по направлению подготовки 032700.68 «Филология», утвержденным в 2012 г.


2 Цели освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Русская литература XVIII-XIX веков в кросс-культурной перспективе» являются:
    усвоение студентами знания об основных «волнах» европейских влияний на русскую литературу и культуру в конце XVIII – первой половине XIX в.
    формирование у студентов умений и практических навыков полифокусного сопоставительного анализа феноменов русской литературы в проекции на их западноевропейский и, шире, мировой контекст.

  • развитие у студентов критического мышления и способности рефлексировать над различными научными методами, подходами и понятийным аппаратом разных сфер гуманитарного знания.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать

    • Общие принципы и методы современной теории кросс-культурных связей между литературами

    • Периодизацию «западных влияний» на русскую литературу

    • Основные черты и специфику кросс-культурных контактов между Россией и Западом в разные исторические периоды

  • Уметь

    • Анализировать тексты русской литературы 18-19 века в их соотношении с европейскими образцами и претекстами

    • видеть в переводах иноязычных текстов на русский язык черты как экспортирующей, так и реципиирующей культуры и литературы




  • Иметь навыки (приобрести опыт)

    • нахождения европейских источников к «русским» текстам, идеям, жанрам

    • свободного ориентирования в транснациональных идеях и трендах XVIII - XIX вв.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен организовать многостороннюю (в том числе

межкультурную) коммуникацию и управлять ею




СК-М7

Ориентируется в различных методах компаративных исследований, осознает и обосновывает их сильные и слабые стороны, понимает специфику современных подходов к транскультурным взаимодействиям и межкультурной коммуникации

Интерактивные лекции

Дискуссии на

семинарских

занятиях


Способен вести профессиональную, в том числе научно-

исследовательскую деятельность в международной среде




СК-М8

Понимает специфику инокультурных научных традиций. Владеет основными методиками, терминологией и научным языком наиболее востребованных в англоязычной науке парадигм (теория трансферов, transnational history), свободно применяет разные современные подходы в компаративистике при анализе русско-европейских литературных связей, помещает исследуемый объект в кросс-культурный контекст, порождает непротиворечивые концепции в рамках одного из актуальных современных направлений в филологии

Подготовка

самостоятельных заданий

Написание реферата и эссе


Способен, используя методы филологических наук, провести полный анализ письменного источника в историко-лингвистическом, историко-литературном, социокультурном и других контекстах

ПК2

Осознает принципиальный междисциплинарный характер компаративных исследований, умеет соотносить литературный ряд со смежными социологическими, политическими и идеологическими институтами

Интерактивные лекции

Доклады


и дискуссии на семинарах

4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к вариативной части (дисциплина по выбору) цикла дисциплин программы.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:


  • Знание основных фактов из истории русской литературы, полученных в рамках бакалаврского этапа

  • Способность к развитию критического и аналитического мышления, сформированная на бакалаврском этапе.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:



  • Филология в системе современного гуманитарного знания

  • История русской литературы

  • Научно-исследовательский семинар.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Актуальные проблемы компаративистики

  • Научно-исследовательский семинар

  • Научно-исследовательская практика.


5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела/темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа




1 год




Лекции

Семинары







Раздел 1

54

10

18

26

1

Современные теории взаимодействия культур и литератур

8

2




4

2

«Волны» западных влияний в России на рубеже XVIII-XIX вв.: краткий обзор

6

2




4

3

Судьба «сентиментализма» и «предромантизма» на русской почве

12




4

2

4

Идеи немецких и французских романтиков на русской почве

8

2

6

4

5

Между Байроном и Скоттом: два лика «романтизма» в России

8

2

4

2

6

Рецепция немецкой философии в России

6

2




4

7

Утопический социализм и рецепция романов Жорж Санд в России

12




4

2




Раздел 2

48

10

14

24

1

Рыцарский роман в России


14

2

2

10

2

Английский готический роман и русская проза

18

4

4

10

3


Женский вопрос в 1860-е годы

16

2

4

10

44

Диккенс в России

12

2

2

8





Раздел 3


50


10


14


26

1

Русская драматургия XIX в.: вопрос о специфике заимствований и роли традиций в театре.

18

2

6

10

2

Английская проза викторианской эпохи и Россия: рецепция (хронология, формы); типологическая сопоставимость с русской прозой и вопрос о возможном влиянии английского романа на русских авторов

12

2

2

8

3

Русская журналистика XVIII – XIX вв.: европейские традиции и национальная специфика. Жанры эссе, очерка, фельетона

16

4

2

10

4

Рецепция русской литературы XIX в. в европейской культуре XIX в.

14

2

2

10






















2 год
















Раздел 1 (4)

56

12

12

32

1

Проблема поэмы в литературе 1810-х гг. и эксперимент В. А. Жуковского «Тленность»

10

2

2

6

2

«Мцыри» М. Ю. Лермонтова и эволюция русской «байронической» поэмы

10

2

2

6

3

Лирическая поэма и национальная мифология: «Тишина» Н. А. Некрасова.

10

2

2

6

4

Лирическая исповедь и/или коллаж европейских романтических мотивов – «Venezia la bella» А. А. Григорьева.

10

2

2

6

5

Ироническая версия «байронической» поэмы в постромантическую эпоху – «Портрет» А. К. Толстого.

8

2

2

4

6

От романтизма – к символизму: «Три свидания» В. С. Соловьева.

8

2

2

4




Раздел 2 (5)

52

10

10

32

1

Ситуации «русский за границей / иностранец в России»

12

2

2

8

2

Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама»

10

2

2

6

3

Рассказ Л. Н. Толстого «Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн»

10

2

2

6

4

Повесть И. С. Тургенева «Ася»

10

2

2

6

5

Повесть Н. С. Лескова «Железная воля»

10

2

2

6




Итого: 1 год

2 год

152

108

30

22

46

22

76

64


6 Формы контроля знаний студентов
1 год


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **







1

2

3

4




Текущий

(неделя модуля)



Контрольная работа

*

5

неделя












письменная работа

30 минут





Эссе







*

6

неделя






3-4 тыс. слов




Реферат




*

5

неделя









8-10 тыс. знаков

Промежу­точный


Экзамен

*










Включает один теоретический вопрос и практическое задание по анализу текста

Время подготовки – 30 минут






Экзамен








*




Включает одно практическое задание по разбору текста (текстов), выполняемое студентами дистанционно





Каталог: data -> 2015
2015 -> Программа дисциплины Парапсихологическая феноменология: психологический анализ
2015 -> Программа дисциплины Факультатив на английском языке  для направления 46. 03. 01 «История» подготовки бакалавров
2015 -> Программа дисциплины «международное контрактное право»
2015 -> Семинар «Эмпирические корпоративные финансы»
2015 -> Образовательная программа «Мировая экономика»
2015 -> Программа учебной дисциплины Управление данными для направления 38. 03. 05 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
2015 -> 1. Область применения и нормативные ссылки
2015 -> Программа дисциплины Теория и методология современной психологии для направления 37. 04. 01 Психология для магистерских программ
  1   2   3   4

  • Программа дисциплины «Русская литература XVIII - XIX вв. в кросс - культурной перспективе»
  • Область применения и нормативные ссылки
  • 2 Цели освоения дисциплины
  • 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  • 4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
  • 5 Тематический план учебной дисциплины
  • Раздел 1 54 10 18
  • Раздел 2 48 10 14
  • Раздел 3 50 10 14
  • Раздел 1 ( 4 ) 56 12 12
  • Раздел 2 ( 5 ) 52 10 10
  • Итого: 1 год 2 год 152 108 30 22