Программа дисциплины по направлению подготовки 38. 04. 02 Менеджмент Владивосток 2016 Рабочая программа дисциплины «Научный стиль речи модуль 1»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины по направлению подготовки 38. 04. 02 Менеджмент Владивосток 2016 Рабочая программа дисциплины «Научный стиль речи модуль 1»

Скачать 299.44 Kb.


Дата09.01.2017
Размер299.44 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 299.44 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА


КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

МОДУЛЬ 1

Рабочая программа дисциплины


по направлению подготовки
38.04.02 Менеджмент

Владивосток 2016


Рабочая программа дисциплины «Научный стиль речи модуль 1» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлениям подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры) и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. N 1367).

Составитель:



Криницкая Марина Юрьевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры русского языка Института иностранных языков, Marina.Krinitskaya@vvsu.ru


Утверждена на заседании кафедры русского языка от 13.05.2016 г., протокол № 13.
Заведующий кафедрой (разработчика) _____________________ Коновалова Ю.О.

«____»_______________2016 г.


Заведующий кафедрой (выпускающей) _____________________

«____»_______________2016 г.



1 Цель и задачи освоения дисциплины
Настоящая программа создана для обучения иностранных магистров в области экономики. Она составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке магистров-специалистов. Дисциплина имеет прикладной характер, ясно показывает связь теоретических положений науки с практикой использования языка.

Цель учебного курса «Научный стиль речи модуль 1» – выработать у студентов-магистрантов навыки исследовательской работы, подготовить их к написанию научно-исследовательских работ, а также к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности. Повышение уровня научной речевой культуры магистрантов является важным компонентом самореализации выпускника в профессиональной сфере и в различных областях общественной жизни.

Задачи учебного курса следующие:


  1. научить понимать, как развивается информация текста, строить его логико-композиционную основу, выработать соответствующую систему коммуникативных умений;

  2. сформировать представление у студентов об особенностях функционирования системы языка в научном дискурсе;

  3. научить давать оценку полученной информации, извлекать новую информацию из текстов, составлять тексты основных учебно-научных, научно-профессиональных жанров, выступать на профессиональные темы;

  4. сформировать систему знаний языковых форм выражения различных типов информации научного текста;

  5. научить использовать систему предметных и языковых знаний для решения задач учебно-профессионального общения.


2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Планируемыми результатами обучения по дисциплине «Научный стиль речи модуль 1», являются знания, умения, владения и / или опыт деятельности, характеризующие этапы / уровни формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы в целом. Перечень компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, приведен в таблице 1.
Таблица 1 – Формируемые компетенции

Название ОПОП

ВО

(сокращенное название)



Компетенции

Название компетенции

Составляющие компетенции

38.04.02 Менеджмент




ПК-4


способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада

Знания:

методов и процедуры работы с многообразными массивами научной информации, с научной

литературой; действующих стандартов и правил подготовки научных рукописей к

опубликованию


Умения:

писать научно-исследовательские работы (реферат, курсовую работу, магистерскую диссертацию, научную статью)

Владения:

навыками грамотного изложения результатов собственных научных исследований и

способностью аргументированно защищать и обосновывать полученные в процессе исследования результаты



3 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Данная учебная дисциплина включена в Блок 1 основной профессиональной образовательной программы 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры) и относится к вариативной части.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и владения в области русского языка, полученные на предыдущем уровне образования (уровне бакалавриата).

Данная дисциплина базируется на освоении таких курсов как «Методология научного исследования», «Деловое общение на иностранном языке модуль 1», «Деловое общение на иностранном языке модуль 2», «Производственная научно-исследовательская практика (НИР)». Освоение учебной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения учебного курса «Научный стиль речи модуль 2», «Производственной научно-исследовательской практики (НИР)», «Производственной преддипломной практики и «Защиты магистерской диссертации».
4. Объем дисциплины
Объем дисциплины «Научный стиль речи модуль 1» в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу с обучающимися (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу по всем формам обучения, приведен в таблице 2.
Таблица 2 – Общая трудоемкость дисциплины


Название ОПОП

Форма обучения

Индекс

Семестр

курс


Трудоемкость

Объем контактной работы (час)

СРС

Форма аттестации

(З.Е.)

Всего

Аудиторная

Внеаудитор

ная


лек

прак

лаб

ПА

КСР

М-МН

ОФО

М.1.В.11

3

4

68

8

24




36




76

Э

Курс «Научный стиль речи модуль 1» изучается в течение 3-го семестра. Трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы. Программой курса предусмотрено проведение лекционных (8 часов) и практических (24 часа) занятий, выполнение тестовых заданий, проведение практикумов по письму и разговорной речи. Особое место в овладении данной дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, как индивидуальной, так и групповой (76 часов).

5 Структура и содержание дисциплины

5.1 Структура дисциплины

Тематический план, отражающий содержание дисциплины (перечень разделов и тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с учебным планом, приведен в таблице 3.


Таблица 3 – Структура дисциплины



Название темы

Вид занятия

Объем час

Кол-во часов в интерактивной и

электронной



форме

СРС

1

2

Язык как средство общения. Понятие о языке как знаковой системе.

Лекционное занятие

2

1

4

Практическое занятие

2

1

4

2

4

Научный стиль речи в системе функциональных стилей русского языка.

Лекционное занятие

2

1

4

Практическое занятие

2

1

4

3

6

Коммуникативные качества научной речи

Лекционное занятие

2

1

4

Практическое занятие

2

1

4

4

8

Понятие языковой нормы

Лекционное занятие

2

1

4

Практическое занятие

2

1

4

5

Чтение научного текста. Составление плана.

Практическое занятие

2

1

6

6

Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: конспект.

Практическое занятие

4

1

8

7

Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: аннотация.

Практическое занятие

2

1

6

8

Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: рецензия

Практическое занятие

2

1

6

9

Реферат как жанр научного стиля.

Практическое занятие

2

1

10

10

Оформление научного аппарата.

Практическое занятие

4

3

8


5.2 Содержание дисциплины
Таблица 4 – Содержание дисциплины

Темы занятий

Вид занятия

Образователь-ные технологии

Форма текущей аттестации

Тема 1. Язык как средство общения. Понятие о языке как знаковой системе.

Язык и речь. Культура научной речи, её задачи и аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Речевая культура человека и ее совершенствование.



Лекционное занятие


Традиционная лекция с презентацией

Собеседование № 1

Тема 1. Язык как средство общения. Понятие о языке как знаковой системе.

Язык и речь. Культура научной речи, её задачи и аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Речевая культура человека и ее совершенствование.



Практическое занятие


Интерактивные формы обучения: подготовка и выступление с презентацией

Индивидуальное творческое задание № 1: выступление с презентацией

Тема 1. Язык как средство общения. Понятие о языке как знаковой системе.

Знать понятия «язык» и «речь»; различать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры научной речи; оценивать свою речевую культуру и других людей.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 2, 3, 5.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 2. Научный стиль речи в системе функциональных стилей русского языка.

Сферы использования и функции научного, официально-делового, публицистического, разговорного стилей, стилевые черты научной речи, языковые признаки научного стиля на уровне лексики, морфологии и синтаксиса; типы терминов, способы образования терминов; типы стилистических ошибок и способы их устранения.



Лекционное занятие


Традиционная лекция с презентацией

Тест № 1

Тема 2. Научный стиль речи в системе функциональных стилей русского языка.

Сферы использования и функции научного, официально-делового, публицистического, разговорного стилей, стилевые черты научной речи, языковые признаки научного стиля на уровне лексики, морфологии и синтаксиса; типы терминов, способы образования терминов; типы стилистических ошибок и способы их устранения.

Работа с научными терминами по профилю диссертационного исследования.


Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Контрольная работа № 1

Тема 2. Научный стиль речи в системе функциональных стилей русского языка.

Уметь различать жанры академического, учебного и научно-популярного подстилей, различать первичные и вторичные тексты; выполнять лингвистический анализ научного текста; устранять стилистические ошибки в научном тексте.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 2, 3, 5.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 3. Коммуникативные качества научной речи: точность, логичность, чистота, доступность, уместность, богатство, правильность; ошибки, связанные с нарушением требований, предъявляемых к научной речи (коммуникативных качеств)

Лекционное занятие


интерактивная лекция-дискуссия

Тест № 1

Тема 3. Коммуникативные качества научной речи: точность, логичность, чистота, доступность, уместность, богатство, правильность; ошибки, связанные с нарушением требований, предъявляемых к научной речи (коммуникативных качеств)

Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Тема 3. Коммуникативные качества научной речи

Уметь называть и характеризовать коммуникативные качества речи; включать в создаваемые тексты тропы и риторические фигуры; создавать связный, логично выстроенный, уместный в данной ситуации текст; учитывать уровень знаний адресата при составлении текста; уметь разнообразить текст за счет использования богатств языка; устранять ошибки, связанные с нарушением требований, предъявляемых к научной речи (коммуникативных качеств).



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 2, 3, 5.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 4. Понятие языковой нормы; этапы изменения нормы; принципы кодификации языковых норм; классификации языковых норм по разным основаниям (по уровням языка, по возрасту, по единственности / неединственности нормативного языкового факта, по территории формирования, по сфере употребления).

Основные содержательные единицы научной речи. Классификация. Дефиниция. Требования к классификациям и дефинициям; виды классификаций и дефиниций; структуру дефиниции.



Лекционное занятие


интерактивная лекция-дискуссия

Контрольная работа № 2

Тема 4. Понятие языковой нормы; этапы изменения нормы; принципы кодификации языковых норм; классификации языковых норм по разным основаниям (по уровням языка, по возрасту, по единственности / неединственности нормативного языкового факта, по территории формирования, по сфере употребления).

Основные содержательные единицы научной речи. Классификация. Дефиниция. Требования к классификациям и дефинициям; виды классификаций и дефиниций; структуру дефиниции.



Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Тема 4. Понятие языковой нормы.

Уметь пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; различать словари по типу представленной в них информации; распознавать в научных текстах нарушения языковых норм и квалифицировать вид нарушения; уметь формировать квалификационные и ситуативные дефиниции и использовать их в тексте.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 2, 5, 6.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 5. Чтение научного текста. Составление плана. План текста (вопросный, назывной, тезисный).

Разновидности чтения, выделяемые в зависимости от цели; типы планов.



Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Контрольная работа № 3

Тема 5. Чтение научного текста. Составление плана. План текста (вопросный, назывной, тезисный).

Уметь читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности, выделять основную и дополнительную информацию, создавать на основе прочитанного текста разные типы планов.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 1.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 6. Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: конспект.

Языковые и композиционные особенности конспекта



Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Контрольная работа № 4

Тема 6. Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: конспект.

Уметь писать конспект лекции, прочитанной статьи и т.д.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 1.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 7. Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: аннотация.

Языковые и композиционные особенности аннотации.



Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Контрольная работа № 5

Тема 7. Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: аннотация.

Уметь составлять аннотацию



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 1.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 8. Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: рецензия

Языковые и композиционные особенности рецензии.



Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Контрольная работа № 6

Тема 8. Чтение научного текста. Вторичные научные тексты: рецензия.

Уметь писать рецензию.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 1.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 9. Реферат как жанр научного стиля.

Виды рефератов: объективный и оценочный, информативный и резюме. Зависимость структуры реферата от его разновидности. Речевые клише, используемые в различных частях реферата. Способы выражения оценки чужой точки зрения в оценочном реферате.



Практическое занятие


Разбор практических ситуаций

Реферат

Тема 9. Реферат как жанр научного стиля.

Виды рефератов: объективный и оценочный, информативный и резюме. Зависимость структуры реферата от его разновидности. Речевые клише, используемые в различных частях реферата. Способы выражения оценки чужой точки зрения в оценочном реферате.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 1, 5, 6.

СРС

СРС

Устный опрос

Тема 10. Оформление научного аппарата.

Правила оформления цитат, ссылок, сносок и списка использованных источников в соответствии с Требованиями к оформлению текстовой части выпускных квалификационных работ, курсовых работ (проектов), рефератов, курсовых работ, отчетов по практикам, лабораторных работ ВГУЭС СК-СТО-ТР-04-1.005-2015.



Практическое занятие

Разбор практических ситуаций

Контрольная работа № 7

Тема 10. Оформление научного аппарата.

Уметь оформлять библиографический список; вводить в текст разные виды цитат и оформлять их, использовать в тексте сноски.



Литература

Основная: 1 – 3.

Дополнительная: 1, 3, 5, 6.

СРС

СРС

Устный опрос


6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Контроль и отчётность по дисциплине «Научный стиль речи модуль 1» осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний и умений студентов.

Аттестация студентов осуществляется в соответствии с Положением о рейтинговой системе ВГУЭС. Текущая аттестация – 40 баллов, промежуточная аттестация – 40 баллов, экзамен – 20 баллов.

В течение учебного семестра учащимся нужно: освоить теоретический материал (10 баллов); успешно выполнить письменные и устные работы (20 баллов); своевременно и успешно выполнить домашние задания (10 баллов); качественно выполнить тесты (20 баллов); присутствовать на практических занятиях (10 баллов).

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Обязательным условием допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных учебной программой видов текущего контроля.

Экзамен проводится в виде итогового тестирования. Электронный (бланковый) тест содержит 30 вопросов.

Критерии оценки по дисциплине «Научный стиль речи модуль 1» для аттестации на экзамене следующие: 61 – 75 баллов – «удовлетворительно»; 76 – 90 баллов – «хорошо»; 91 – 100 баллов – «отлично».

В ходе изучения данной дисциплины предполагается использование комплекса электронных презентаций по курсу, проведение компьютерного (бланкового) тестирования, лабораторных занятий с использованием нетбуков. При обучении используются активные и интерактивные формы, в том числе с применением игровых и неигровых методов.
7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа должна носить непрерывный и систематический характер. Внеаудиторные самостоятельные занятия учащихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания.

Основными задачами самостоятельной работы являются: закрепление и углубление знаний, умений и владений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий; объективное оценивание собственных учебных достижений; формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; подготовка студентов к предстоящим занятиям, экзамену.



Выделяются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

  1. работа с рекомендованными учебниками и учебными пособиями (см. п. 9 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины);

  2. письменное выполнение упражнений и заданий из учебных пособий (определение разных стилей по тексту, выявление основных признаков в тексте (лексических, грамматических, синтаксических), характеризующих тот или иной стиль (см. п. 9 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины);

  3. работа с толковым, семантическим, толково-словообразовательным (толкование лексического значения слов), синтаксическим (синтаксическое значение словоформ) и этимологическим (этимология заимствованных слов) словарями современного русского языка; словарями синонимов, антонимов; стилистическим энциклопедическим словарём (уточнение различных понятий и терминов) (см. п. 9 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины);

  4. подготовка к самостоятельным, контрольным работам и тестам по отдельным разделам учебного курса, а также к практикумам по письму (аннотация, реферат, рецензия и т.д.).

  5. чтение текстов, с которыми предстоит работать во время лекционных и практических занятий.


7.1 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины


  1. Что такое функциональный стиль?

  2. Какие Вы знаете сферы общения? Приведите примеры ситуаций общения в различных сферах коммуникации.

  3. Какие Вы знаете функциональные стили русского литературного языка? В каких сферах общения они используются?

  4. Какие функциональные стили относят к «книжным» стилям речи?

  5. Чем отличается устная и письменная речь? Приведите примеры.

  6. Что такое научный стиль? Опишите несколько ситуаций, в которых Вы используете стиль научной литературы.

  7. Какова основная функция науки?

  8. Какова общая цель научной речи?

  9. Каковы характерные черты научного стиля?

  10. Какие Вы знаете характерные особенности научного стиля? Приведите примеры.

  11. Сколько форм имеет научный стиль? Назовите их.

  12. Какие подстили научного стиля Вы знаете? Назовите жанры текстов, характерные для этих подстилей.

  13. Похожи ли устная форма научного стиля и разговорная речь? Почему?

  14. Какие основные типы дефиниций Вы знаете? Приведите примеры.

  15. В чём проявляется логичность научного текста?

  16. Как строится рассуждение в научном тексте?

  17. Какая информация содержится в ссылках?

  18. Какие вы знаете принципы построения списка использованных источников?

  19. Что такое конспект? Чем конспект отличается от тезисов?

  20. Что такое рубрикация? Каковы правила рубрикации?

  21. Как правильно сокращать слова во время конспектирования? Какие общепринятые сокращения слов вы знаете?

  22. Что такое аннотация? Какова область использования аннотаций?

  23. Из каких частей состоит текст аннотации?

  24. Какие речевые клише могут использоваться в аннотациях?

  25. Что такое реферат? Какова область использования рефератов?

  26. Какие виды рефератов вам известны?

  27. Что вы знаете о структуре реферата?

  28. Какие речевые клише характерны для каждой из частей реферата?

  29. Чем реферат отличается от аннотации? Чем он похож на нее?

  30. В чем заключается разница между рефератом-резюме и рефератом-конспектом?

  31. Какова схема работы над обзорным рефератом?

  32. Какие речевые средства нужно использовать при написании обзорного реферата?

  33. Как выражается оценка в научном стиле речи?

  34. Каковы способы выражения уверенности или неуверенности в научном стиле речи?

  35. Что такое рецензия? Каковы еe функции?

  36. Какова структура рецензии?

  37. Что такое библиографическое описание?

  38. Что такое библиографический список?

  39. Что такое сноска (ссылка)?

  40. Какие виды сносок существуют и как их правильно оформить?

  41. Каковы правила оформления цитат?

Предусматривается также самостоятельная работа под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием. На аудиторных занятиях преподавателю следует дать чёткие инструкции по поводу организации самостоятельной работы студентов на различных этапах, познакомить студентов с рациональными способами организации деятельности. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.


8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В соответствии с требованиями ФГОС ВО для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений планируемым результатам обучения по дисциплине «Научный стиль речи модуль 1» созданы фонды оценочных средств (Приложение 1).
9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Учебно-методическое обеспечение включает в себя: учебные пособия, презентационные материалы, оценочные средства (контрольные вопросы и типовые задания для лабораторных работ и экзамена; тесты).

Методическая база учебных пособий, указанных в списке основной и дополнительной литературы, основана на концепции развития критического мышления студентов. Задания предполагают самостоятельный творческий поиск ответов на вопросы. Включение в пособия заданий на освоение разных письменных и устных жанров научного стиля речи помогает расширить представление студентов о разнообразии русского языка, а также даёт возможность сформировать коммуникативную компетенцию иностранных учащихся в профессиональной и научной сферах общения.


9.1 Основная литература


  1. Авдонина, Л.Н. Письменные работы научного стиля: [учеб. пособие для студентов вузов] / Л. Н. Авдонина, Т. В. Гусева. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. - 72 с.

  2. Культура русской речи: учебник для студентов вузов / [авт.: С. И. Виноградов и др.] ; отв. ред.: Л. К. Граудина, Е. Н. Ширяев ; Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 560 с.

  3. Стилистика и культура русской речи: учебник для студентов вузов / [авт.: Т. Я. Анохина, О. П. Гонтарева, Е. И. Дашевская и др.] ; под ред. Т. Я. Анохиной. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. - 320 с.


9.2 Дополнительная литература


  1. Бердичевский, А. Л. Говорите и пишите стильно!: учебное пособие для иностранных учащихся / А. Л. Бердичевский, Н. Н. Соловьева ; под общ. ред. А. Л. Бердичевского. - М. : Русский язык. Курсы, 2011. - 96 с.

  2. Голуб, И. Б. Русский язык и практическая стилистика: справочник : учеб. пособие для студентов вузов / И. Б. Голуб ; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2014. - 459 с.

  3. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник для студентов педагогических институтов / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта, 2012. – 464 с.

  4. Лысова, Татьяна Викторовна. Культура научной и деловой речи: учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Лысова, Т. В. Попова. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 160 с.

  5. Стилистика и культура русской речи: учебник для студентов вузов / [авт.: Т. Я. Анохина, О. П. Гонтарева, Е. И. Дашевская и др.] ; под ред. Т. Я. Анохиной. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2013. - 320 с.

  6. Стрельчук, Е.Н. Русский язык и культура речи в иностранной аудитории: теория и практика: учеб. Пособие для иностранных студентов-нефилологов / Е.Н. Стрельчук. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 128 с.


9.3 Словари


  1. Гребенева, Ю. Н. Словарь омонимов и омоформ русского языка / Ю. Н. Гребенева. - 2-е изд.,испр. и доп. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 352 с. - (От А до Я).

  2. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. – М.: Флинта, 2007. – 840 с.

  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 27-е изд.,испр. – М.: Оникс : Мир и Образование, 2011. - 1360 с.

  4. Розенталь, Д. Э. Словарь трудностей русского языка. 20000 слов: 20 000 слов / Д. Э. Розенталь. - 10-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2012. - 832 с.

  5. Словарь синонимов, антонимов и омонимов / [сост. Т. В. Зеркальная]. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 272 с.

  6. Современный толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: Норинт, 2001. – 960 с.

  7. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.


10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
10.1 Полнотекстовые базы данных
1. Научная электронная библиотека (НЭБ). Режим доступа [http://www.elibrary.ru].

2. Национальный цифровой ресурс Руконт. Режим доступа [http://www.rucont.ru/].

3. Университетская библиотека он-лайн. Режим доступа [http://www.biblioclub.ru/].

4. Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ). Режим доступа [http://www.uisrussia.msu.ru/is4/main.jsp]

5. Электронная библиотечная система издательства "ИНФРА-М". Режим доступа [http://www.znanium.com].
10.2 Интернет-ресурсы
www.gramota.ru – Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык» содержит нормативные документы по русскому языку, орфографический словарь, толковый словарь, словарь трудностей ударения и произношения, имен собственных. Статьи по разным разделам лингвистики.

www.ruscorpora.ru – Информационно-справочная система «Корпус русского языка», основанная на собрании русских текстов в электронной форме (общим объемом более 500 млн. слов) Корпус предназначен для профессиональных лингвистов, преподавателей языка, школьников и студентов, иностранцев, изучающих русский язык.



www.ru.wikipedia.org – Портал: Русский язык – собрание информационно-аналитических материалов, посвященных вопросам развития и функционирования русского языка.
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
Изучение учебной дисциплины «Научный стиль речи модуль 1» предполагает использование пакета основных программ Microsoft Office (Word, Power Point))
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Занятия по дисциплине «Научный стиль речи модуль 1» проводятся в специализированных учебных аудиториях, оснащённых мультимедийным оборудованием. В учебном процессе используются технические средства (компьютер, проектор, экран) и программное обеспечение для демонстрации слайдов. При проведении лабораторных занятий используется раздаточный материал (тексты заданий, тесты по темам, словари и справочники). В процессе обучения и подготовки к занятиям привлекаются ресурсы электронно-библиотечной системы ВГУЭС.
13. Словарь основных терминов
Аннотация – краткое (объемом от 3 до 8 предложений) изложение содержания книги, статьи, имеющее главной целью информирование потенциального читателя о содержании первоисточника.
Конспект – краткое изложение, запись письменного или устного текста, в которой возможны изменения грамматической структуры предложений первичного текста, а также использование общепринятых сокращений слов и словосочетаний.
Реферат – сокращенный текст статьи, не только передающий содержание первоисточника, но и анализирующий это содержание; обладает ясной логической структурой, обязательно содержит речевые клише.
Рецензия – текст, содержащий критическую оценку художественного или научного произведения, а также спектакля, кинофильма (другими словами, отзыв).
Тезисы – текст, передающий основные положения статьи без изменения (или с минимальными изменениями) грамматической структуры предложений первичного текста; обладает цельностью содержания; почти не содержит речевых клише; логическая структура текста может быть подчеркнута рубрикацией.
Дефиниция - краткое определение какого-либо явления путем перечисления его основных, наиболее существенных признаков, качеств, свойств с целью уточнения границ и сужения содержания понятия, обозначающего это явление.
Литературный язык – высшая форма общенародного (национального) языка, характеризующаяся большей или меньшей обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией и тенденцией к регламентации.
Норма языка – это традиционные, образцовые, принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила употребления языковых средств.
Синонимы – слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающие лексические значения.
Термин - специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, используемая в определенной сфере человеческого общения и частично отличающаяся от других разновидностей по основным параметрам – лексическим, грамматическим, фонетическим.
Язык – это социально обработанная, исторически изменчивая знаковая система, служащая основным средством общения и представленная разными формами существования, каждая из которых имеет по крайней мере одну из двух форм реализации - устную и письменную. Основные функции языка: когнитивная (познавательная), коммуникативная (средство общения), эмоциональная (выражение чувств), кумулятивная (накопление информации).
Каталог: files
files -> Тема конкурсной работы, руководитель (фио, должность)
files -> Рабочая программа по история отечества цикла
files -> Александр Николаевич Островский (1823-1886) Для чтения и изучения. Драма «Гроза». конспект
files -> Рабочая программа учебного курса «Литература» для 5 класса на 2015-2016 учебный год срок реализации: 1 год
files -> Курс «Риторика и стилистика»
files -> «Аристотель об этике»
files -> Реферат Сравнение взглядов на модель государства у Платона и Аристотеля
files -> Методический материал для медсестры процедурного кабинета

  • НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ МОДУЛЬ 1
  • 1 Цель и задачи освоения дисциплины
  • 2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
  • 3 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
  • 5 Структура и содержание дисциплины 5.1 Структура дисциплины
  • 5.2 Содержание дисциплины
  • Литература Основная
  • 6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
  • 7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
  • 7.1 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины
  • 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
  • 9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
  • 9.1 Основная литература
  • 9.2 Дополнительная литература
  • 10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 10.1 Полнотекстовые базы данных
  • 11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
  • 12. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • 13. Словарь основных терминов Аннотация
  • Рецензия
  • Норма языка
  • Термин