Программа дисциплины по дисциплине б. 20 «Специальная педагогика»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины по дисциплине б. 20 «Специальная педагогика»



страница1/3
Дата06.09.2018
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма дисциплины


  1   2   3
Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по дисциплине Б1. Б.20 «Специальная педагогика»

для направления подготовки 49.03.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», профиль «Физическая реабилитация»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Форма обучения очная



Уфа 2015

I Организационно-методический раздел
1.1 Цель и задачи дисциплины
Способствовать:

формированию педагогической компетентности студентов факультета «Адаптивная физическая культура»



Задачи курса

  1. Овладение системой научных знаний и умений, необходимых специалисту в области адаптивной физической культуры.

  2. Формирование у будущего специалиста научного мировоззрения профессионально-педагогической направленности, содействие развитию педагогического мышления.

  3. Привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально-творческого восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности.

  4. Ознакомление с инновационными подходами в области обучения и воспитания детей и подростков, имеющих отклонения в развитии.


1.2 Место дисциплины в структуре ООП

Данный курс относится к базовой части учебного плана. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения, утв. Министерства образования Российской Федерации от 12.03.2015 г., №203 для направления подготовки 49.03.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», профиль «Физическая реабилитация». Данный курс изучается на 3 курсе 6 семестра очной и заочной форм обучения

Овладение знаниями по данной дисциплине имеет общеобразовательное значение, а также поможет лучше понимать поведение детей с отклонениями в развитии, использовать средства и методы воспитания и обучения детей данной категории. Для этого необходимо: активно участвовать в обсуждениях педагогических явлений на групповых занятиях, систематически готовиться к семинарским занятиям. При подготовке к экзамену необходимо использовать лекционный материал, учебники и учебные пособия, а также различные психолого-педагогические словари.

Подготовка предполагает так же изучение не только основной, но и дополнительной литературы. Особое внимание следует уделить выполнению практикума и тестовых заданий с целью использования знаний, умений и навыков в своей практической деятельности.

Рабочая программа разработана с учетом требования к подготовке специальности в области адаптивной физической культуры.
1.3. Перечень формируемых компетенций

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-11);

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

знанием морфофункциональных, социально-психологических особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных нозологических форм, возрастных и гендерных групп (ОПК-4);

умением планировать содержание занятий и других форм использования физических упражнений с учетом возраста, пола, нозологических форм заболеваний занимающихся, санитарно-гигиенических основ образовательной деятельности, климатических, национальных, религиозных особенностей (ОПК-5);

готовностью применять в профессиональной деятельности современные средства, методы, приемы, технические средства для осуществления когнитивного и двигательного (моторного) обучения и оценивать состояние занимающихся (ОПК-6);

умением формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способы самообразования в сфере адаптивной физической культуры (ОПК-7);

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

педагогическая деятельность:

умением обучать лиц с отклонениями в состоянии здоровья специальным знаниям и способам их рационального применения при воздействии на телесность в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры (ПК-1);

воспитательная деятельность:

знанием основных причин и условий возникновения негативного социального поведения (наркомании, алкоголизма, табакокурения, компьютерной, экранной, игровой зависимостей), способов и приемов воспитания у лиц с отклонениями в состоянии здоровья активного отрицательного отношения к этим явлениям (ПК-5);

умением проводить профилактическую работу по недопущению негативных социальных явлений в жизни лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-6);

развивающая деятельность:

знанием закономерностей развития физических и психических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья, кризисы, обусловленные их физическим и психическим созреванием и функционированием, сенситивные периоды развития тех или иных функций (ПК-8);



умением способствовать развитию психических и физических качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развертывания их функций, этиологии и патогенеза заболеваний (ПК-9).

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен знать:

  • объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики;

  • основные понятия и термины специальной педагогики, такие как: специальное образование, недостаток, физический недостаток, психический недостаток, сложный недостаток, тяжелый недостаток, реабилитация, реадаптация;

  • сущность недостатков в развитии и отклонений в поведений детей и подростков, причины и условия их возникновения;

  • -основы дидактики специальной педагогики (принципы, технологии, методы, формы и средства);

  • цели, задачи и основные направления деятельности специальных коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

Студент должен уметь:

  • анализировать ситуацию и ставить педагогические задачи;

  • проектировать варианты решения и выбирать оптимальные для данных условий;

  • осуществлять планы решения задач на практике, которые включают организацию взаимодействия, регулирование и корректирование педагогического процесса;

  • анализировать результаты решения. Студент должен приобрести навыки решения педагогических задач, логического мышления в работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии.


1.5 Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий: Взаимодействие преподавателя и студентов по дисциплине «Специальная педагогика» при изучении материала осуществляется как в пассивной форме, когда преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия (лекции – аудиторная работа, опросы, самостоятельная работа и тесты), так и в активной (интерактивной) форме, когда студенты являются не пассивными слушателями, а активными участниками (семинарские занятия, дискуссии, деловые и ролевые игры, беседы, диалог, интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения, которых студенты изучают материал). Безусловно, пассивная форма работы со студентами является относительно легкой подготовкой к занятию со стороны преподавателя и дает возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия, в свою очередь, активные и интерактивные формы учебной работы повышают качество освоения дисциплины.

Разделы

Тема

Формы интерактивных занятий

Количество часов

1 Раздел. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.

Система специального образования в России и за рубежом

Метол проектов

2




Возрастные особенности детей с отклонениями в развитии ребенка

Учебная дискуссия

2




Тифлопедагогика как область специальной педагогики

Эвристическая беседа («Сократический диалог»)

2




Обучение детей с нарушениями слуха

Учебная дискуссия

2




Нарушение умственного развития

Учебная дискуссия

2




Аутизм как проблема специальной педагогики

Круглый стол

2




Дети с нарушениями речи

Эвристическая беседа («Сократический диалог»)

2




Нарушения опорно-двигательного аппарата

Метод проектов

2




Развитие и образование детей со сложными нарушениями в развитии

Учебная дискуссия

2

2 Раздел. Педагогические системы специального образования

Психотерапевтические методы коррекции

Имитационные игры

2




Коррекция сексуальных ненормальностей

Метод проектов

2




Педагоги исключительных детей.

Круглый стол

2




Политика государства в области социальной защиты детей с отклонениями в развитии

Учебная дискуссия

2




Игры и упражнения с детьми, имеющими отклонения в развитии

Ролевые и имитационные игры

2




Нарушение умственного развития

Метод проектов

2




Логопедия как область специальной педагогики

Эвристическая беседа («Сократический диалог»)

2




Сурдопедагогика как область специальной педагогики

Эвристическая беседа («Сократический диалог»)

2




Тифлопедагогика как область специальной педагогики

Эвристическая беседа («Сократический диалог»)

2

Всего

36



II Содержание дисциплины

2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам (в часах)







6 сем

Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕ/ часы) 3ЗЕ

108

108

Аудиторные занятия, всего

46

46

в т.ч. лекции (Л)

18

18

практические занятия (ПЗ)

28

28

семинары (С) лабораторные работы (ЛР)







другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работы студента (СРС)

62

62

в т.ч. подготовка к экзамену

3

3

Вид итогового контроля (экзамен)

зачет

зачет

Каталог: assets -> files -> Obrazovanie -> Rabochye%20programm -> 49.03.02
49.03.02 -> Рабочая программа дисциплины история
Rabochye%20programm -> Рабочая программа дисциплины дв. 1 Речевая культура делового общения
Rabochye%20programm -> Рабочая программа дисциплины дв3 История сервиса
Rabochye%20programm -> Рабочая учебная программа дисциплины человек и его потребности по направлению (специальности) 100400. 62
Rabochye%20programm -> Рабочая учебная программа дисциплины история России по направлению
49.03.02 -> Рабочая учебная программа дисциплины в. Дв. 11 Фитнес технологии в реабилитации по направлению подготовки 49. 03. 02
49.03.02 -> Рабочая учебная программа дисциплины в. Дв. 12 Рефлекторно-сегментарный массаж по направлению подготовки 49. 03. 02
49.03.02 -> Рабочая учебная программа дисциплины
49.03.02 -> Рабочая учебная программа дисциплины в. Дв. 10 Линейный массаж по направлению подготовки 49. 03. 02
  1   2   3

  • Уфа 2015 I Организационно-методический раздел 1.1 Цель и задачи дисциплины
  • Задачи курса
  • 1.2 Место дисциплины в структуре ООП
  • 1.3. Перечень формируемых компетенций
  • 1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
  • 1.5 Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий
  • II Содержание дисциплины 2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы для студентов очной формы обучения