Программа дисциплины опд ф. 01. 1 «риторика» Цели и задачи дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Программа дисциплины опд ф. 01. 1 «риторика» Цели и задачи дисциплины

Скачать 173.52 Kb.


Дата19.08.2017
Размер173.52 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Скачать 173.52 Kb.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Декан ФПСОР

________________Н.В. Жигинас

«_____»_______________2008 г.

Программа дисциплины

опд.ф.01.1 «риторика»

1.Цели и задачи дисциплины



Цель курса – ознакомить студентов с основными представлениями об ораторском искусстве, историей развития и совершенствования русской риторики, повышение уровня практического владения риторическими приемами, изучение ортологических особенностей языка.
Задачи курса: состоят в формировании у студентов основных навыков ораторского искусства: техника подготовки речи, структура речи, произнесение речи, искусство полемики.
2. ТРебования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны продемонстрировать



знания:

  • О сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

  • О специфике общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью;

  • О сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого (педагогико-риторического) идеала как образца педагогического общения.

умения:

  • овладение коммуникативно-речевыми (риторическими) умениями;

  • решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

  • применять полученные знания и сформированные умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многообразных профессиональных задач;

3. объем дисциплины и виды учебной работы




Виды учебной работы

Всего часов

СЕМЕСТР

3


Общая трудоемкость

60

60

Аудиторные занятия

34

34

Лекции

-

-

Практические занятия (ПЗ)

34

34

Семинары (С)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

26

26

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Зачет

4. Содержание дисциплины

4. 1. тематический план


№ п/п

Раздел дисциплины


Лекции

Практические

занятия

или семинары


1

Понятие риторика


-

2

2

Становление и развитие риторики

-

2

3

Общая и частная риторики

-

2

4

Стили речи

-

2

5

Основные средства воздействия на аудиторию

-

4

6

Техника подготовки речи

-

4

7

Основные элементы содержания речи

-

2

8

Виды аргументации

-

2

9

Понятие об ораторском пафосе

-

2

10

Речь монологическая и диалогическая

-

4

11

Особенности произнесения речи

-

4

12

Трудности русской ортологии

-

4

4. 2 содержание разделов дисциплины


Тема1. Понятие риторика.

Определение риторики как \"науки о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта\" (Ж.Дюбуа и др. \"Общая риторика\"). Пятичленное деление риторики: Inventio (нахождение материала), Dispositio (развертывание), Elocutio (выражение), Actio (позы, жесты, мимика), Метопа (память). Логические, психологические и коммуникативные основы ораторской речи.


Тема 2. Тема 2. Становление и развитие риторики

Краткий исторический очерк: школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме (Цицерон, Аристотель, Квинтилиан), русская риторическая школа, этапы развития русской риторики (Макарий Прокопович), риторика Ломоносова, риторика XIX века,


современные представления о риторике.
Тема 3. Общая и частная риторики.

Общая и частная риторики. Функционально-смысловые типы речи. Роды и виды красноречия: социально-политическое, академическое и лекционное, духовное,


судебное. Система PR и речевая коммуникация. СМИ как особый тип общения: дистантность, ретиальность, массовость адресата. Формула Р.Якобсона: контекст сообщение, Адресант—Адресат, контакт, код. Способы привлечения внимания аудитории. Типы аудитории и типы ораторов. Особенности аудитории для СМИ. Понятие о топосе (общем месте), наиболее распространенные топосы.
Тема 4. Стили речи.

Полистилизм как важнейший фактор языка СМИ. Нормализация и вариативность устной речи.


ТЕМА 5. Основные средства воздействия на аудиторию

Три средства воздействия на аудиторию: этос, логос и пафос. Этические качества оратора: понятие о «лингвистике лжи», скольжение смысла, эвфемизмы; размывание смысла, затемнение истинного высказывания, ораторская честность как добросовестность, последовательность, принципиальность, самокритичность, ораторская скромность как уважение к аудитории, знание своих возможностей, ораторская доброжелательность и предусмотрительность.


ТЕМА 6. Техника подготовки речи

Выбор темы и уместность речи. Постановка проблемы. Разные способы убеждения. Особенности поведения оратора в доброжелательной и недоброжелательной аудитории. Понятие об аргументации. Структура довода: топос, схема, редукция.


Техника подготовки речи. План, тезис, конспект. Отбор материала, нахождение ключевых слов, работа с топосами. Основные способы построения речи: нахождение материала, вступление (обычное, внезапное, ораторская предосторожность), основная часть, заключение.

ТЕМА 7. Основные элементы содержания речи

Основные элементы содержания речи: объективность, ясность, образность, целеустремленность, повышение напряжения, повторения, неожиданность, смысловая насыщенность, лаконизм, юмор, ирония, сатира.
ТЕМА 8. Виды аргументации

Виды аргументации. "Гомерический порядок" аргументации. Риторика и логика: единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие. Аргументация, основывающая структуру реального. Апелляция к частному случаю. Аргументация с помощью примера, иллюстрация, образец и антиобразец. Рассуждение при помощи аналогии. Риторические средства выражения: создание и разрушение метафор, повтор и разъяснение, цитирование, повышение напряжения, перекрещивание (хиазм), противопоставление, неожиданность, игра слов, намек, кажущееся противоречие.


ТЕМА 9. Понятие об ораторском пафосе

Понятие об ораторском пафосе. Ораторские страсти в связи с социально-психологическим анализом общества. Система риторических эмоций и русский риторический идеал.
ТЕМА 10. Речь монологическая и диалогическая.

Монолог и диалог в СМИ. Различные формы общения с аудиторией. Роль диалога в обществе. Значение риторики для PR. Критическая риторика. Полемика, основные приемы полемики. Способы опровержения. Доказательство от противного. Пафос в полемике. Дебаты. Искусство публичного спора. Некоторые особенности ведения переговоров: исходные позиции, создание альтернативы предполагаемому соглашению, некоторые распространенные приемы нечестной игры и борьба с ними.


ТЕМА 11. Особенности произнесения речи

Особенности произнесения речи: речь в помещении и на открытом воздухе, кафедра и микрофон, электронные СМИ. Взаимодействие оратора и аудитории: оценка аудитории, особенности обращения, интонация, темп и громкость речи, паузы, психологические особенности большой и маленькой аудитории, диалог с аудиторией.


ТЕМА 12. Трудности русской ортологии

Трудности русской ортологии: основные типы ортологических ошибок, особенности формообразования в русской речи, наиболее типичные орфоэпические ошибки. Синтаксис русской речи: типичные ошибки в предложно-падежных конструкциях, правильность построения предложения в устной речи. Особенности употребления имен собственных: русские и иностранные имена и фамилии, географические названия, аббревиатуры.

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 рекомендуемая литература

а) основная


  1. Введенская, Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов./Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – М.: Издательство «МарТ», 2004. – 510 с.

б) дополнительная

  1. Аристотель. Риторика./Аристотель - М.: Издательство «АРДИС-КОНСАЛТ». 2007. – 240 с.

  2. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи./ Е.Д. Ващенко. – М.: Издательство «Феникс», 2007. 349 с.

  3. Каверин, Б.И. Ораторское искусство./ Б.И. Каверин. - М.: Издательство «ЮНИТИ», 2004. – 254 с.

6.2 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Библиотечный фонд ТГПУ. Электронные презентации.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Специализированная аудитория с мультимедийным комплексом: ноутбук, экран, проектор.


8.Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1 Методические рекомендации преподавателю
Современные требования к профессиональной подготовке специалистов ставят перед высшей школой новые задачи, одной из которых является формирование коммуникативной компетентности будущего специалиста по связям с общественностью.

Коммуникативная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умениями, которые обеспечивают решение задач, составляющих суть той или иной профессиональной деятельности.

Организационными формами изучения дисциплины являются: лекции, практические занятия.

Основой этой концепции может стать риторический подход, ориентированный на поиски, теоретическое осмысление и практическое воплощение оптимальных путей овладения эффективной, успешной, результативной профессиональной речью.

Риторика – это наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает в конечном счете решение социально значимых, жизненно важных задач.

Таким образом, знание общих законов риторики – это общественная потребность, связанная с практической деятельностью человека.

В риторике как области гуманитарного знания разработаны законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования, что позволяет достичь главной цели общения – обеспечение взаимопонимания между людьми, гармонизация отношений коммуникантов.

В связи с этим нельзя не отметить значения, в том числе и дидактического, такого понятия, как риторический идеал. Это “общий образец, идеал речевого поведения, которому нужно следовать”. Риторический идеал соответствует “в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном…, сложившимся исторически в данной культуре” (А. К. Михальская. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996, С. 379).

Категория риторического идеала позволяет рассматривать риторику и риторические знания не только как способ овладения речью, не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания явлений более высокого уровня – системы ценностей определенной культуры, ее общеэстетических и этических идеалов.

Другими словами, риторика в таком ее понимании становится средством познания действительности, ее совершенствования путем гармонизации отношений в процессе общения, а также средством самосовершенствования личности.

Курс риторики должен вызвать у студентов размышления о сути человеческого общения и общения педагогического, о тех нравственных ценностях, которые лежат в основе этого общения, что будет способствовать формированию у них взглядов, идей, суждений, вкусов, имеющих общекультурную ценность (см.: Т. А. Ладыженская. Краткая объяснительная записка к программе “Школьная риторика” // Школьная риторика. Методический комментарий. 5 класс. М., 1996, С. 5).

При этом необходимо принимать во внимание еще одно обстоятельство. Обязательным условием востребованности риторического знания является его прикладной характер.

Теоретические положения риторики всегда направлены на практическое применение, на решение реальных задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Знания, получаемые в курсе риторики во многом (но не во всем) носят так называемый инструментальный характер (знания о способах дятельности), что обеспечивает формирование коммуникативно-речевых умений, коммуникативной компетентности говорящих и пишущих.
Изучение курса завершается сдачей зачета (3 семестр).
8.2 Методические указания студентам по изучению дисциплины

8.2.1 Материалы по организации самостоятельной работы
Одной из форм подготовки образованной, творческой и профессионально мобильной личности является самостоятельная работа студентов. Под самостоятельной работой студентов (СРС) следует понимать все то, что студент должен сам выполнить, проработать, изучить по заданию, а также под руководством и контролем преподавателя. Таким образом, СРС – это такой вид деятельности, наряду с лекциями и семинарскими занятиями, в ходе которой студент, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности.

Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемые без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации. Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно значение: это форма и метод организации обучения, это специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения студентами: это работа обучаемых, которая протекает в процессе обучения без непосредственного участия преподавателя. При организации собственно самостоятельной работы студентов роль преподавателя более пассивна. Она сводится, в лучшем случае, к выбору темы, целеполаганию, указанию учебно-методической литературы и форм представления результатов работы для оценки. Традиционно же при самостоятельной работе определяется тема, предлагается перечень вопросов, список литературы, а студенты распределяют вопросы между собой и готовятся по одному из них для выступления на семинарском занятии.

Цепочка СРС выглядит следующим образом: преподаватель по определяет трехуровневые цели деятельности (репродуктивный, продуктивный и творческий) и конкретные формы работы, выстраивает систему мотивации студентов, обеспечивает их учебно-методическими материалами, устанавливает сроки промежуточных отчетов о проделанной работе, организует деятельность творческих групп, читает вводную лекцию, проводит консультации, контролирует результаты самоконтроля и самокоррекции студентов, оценивает результаты их работы (индивидуальные или групповые).

Контроль СРС может осуществляться при помощи промежуточного и итогового тестирования, написания в аудитории письменных контрольных работ, коллоквиумов, промежуточных зачетов др.

Важными средствами достижения эффективности СРС являются, во-первых, регулярная работа студентов в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных ими знаний.

Конкретными формами самостоятельной работы студентов могут быть:

– подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям;

– реферирование статей, отдельных разделов монографий;

– изучение учебных пособий;

– изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;

– изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;

– выполнение контрольных работ;

– написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;

– аннотирование монографий, или их отдельных глав, статей;

– конспектирование монографий, или их отдельных глав, статей;

– участие студентов в составлении тестов;

– выполнение исследовательских и творческих заданий;

– написание курсовых и дипломной работ;

– составление библиографии и реферирование по заданной теме;

– самостоятельное изучение темы в рамках литературного вечера,

– занятия в архиве, библиографическом отделе библиотеки и др.

В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться следующие формы:

– итоговые семестровые зачеты и экзамены;

– индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;

– проверка рефератов и письменных докладов;

– коллоквиумы;

– проверка письменных отчетов;

– тестирование;

– промежуточные зачеты;

– проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;

– проверка конспектов практических занятий, источников, монографий и статей;
Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы:

1. Определение риторики.

2. Пятичленное деление риторики.

3. Этапы становления риторики.

4. Риторика М.В. Ломоносова

5.Общая и частная риторики.

6. Способы привлечения внимания аудитории.

7. Понятие о топосе.

8. Этические качества оратора.

9. Структура речи.

10.Аргументация, основные виды аргументации.

11.Понятие об ораторском пафосе.

12.Речь монологическая и диалогическая.

13.Основные приемы полемики.


8.2.2 Материалы по реализации контроля

В качестве методической помощи студентам при подготовке к экзамену рекомендуется перечень вопросов для итогового контроля.


Вопросы к зачету:
1. Определение риторики.
2. Пятичленное деление риторики.

3. Логические, психологические и коммуникативные основы ораторской речи.

4. Этапы становления риторики.

5. Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме (Цицерон, Аристотель, Квинтилиан).

6. Русская риторическая школа, этапы развития русской риторики (Макарий Прокопович),.

7. Риторика М.В. Ломоносова

8. Современные представления о риторике.

9. Роды и виды красноречия

10. Система PR и речевая коммуникация.

11. СМИ как особый тип общения.

12. Формула Р.Якобсона.

13. Типы аудитории и типы ораторов.

14. Особенности аудитории для СМИ.

15.Общая и частная риторики.


16. Способы привлечения внимания аудитории.
17. Понятие о топосе.
18. Наиболее распространенные топосы

19. Полистилизм как важнейший фактор языка СМИ.

20. Этические качества оратора.

21. Техника подготовки речи

22. Выбор темы и уместность речи
23. Структура речи.

24. Основные элементы содержания речи


25. Аргументация, основные виды аргументации.

26.Риторика и логика: единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие.

27.Риторические средства выражения
28. Понятие об ораторском пафосе.

29.Система риторических эмоций и русский риторический идеал.


30. Речь монологическая и диалогическая.

31.Монолог и диалог в СМИ.

32.Различные формы общения с аудиторией.

33.Значение риторики для PR.

34.Критическая риторика.

35.Основные приемы полемики.


36. Особенности ведения переговоров.
37. Особенности произнесения речи

38. Трудности русской ортологии.

39.Основные типы ортологических ошибок.

40.Наиболее типичные орфоэпические ошибки.



Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350400 «Связи с общественностью».
Программу составил

Доцент, к.и.н., __________________________________________Топчий Р.А.


Программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры рекламы и связей с общественностью протокол №____ от «___»_______________2008 г.

Зав.кафедрой _______________________________________Булатова Т. А.


Программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФПСОР ТГПУ,

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н. кафедры психологии развития личности____________________________________ Гадельшина Т.Г.


Согласовано:

Декан ФПСОР _____________________________________Жигинас Н.В.
Каталог: oldfiles -> files -> File -> program -> 350400
program -> Программа дисциплины од. Ф. 02 История экономических учений Цели и задачи дисциплины
program -> Практикум по переводу цели и задачи дисциплины Курс «история польской литературы. Практикум по переводу»
program -> Программа дисциплины дпп. Дс. 05 Аддиктивные состояния
program -> Программа дисциплины дпп. Ф. 05 Физическая химия
program -> Программа дисциплины дпп. Ф. 02. 2 Термодинамика и энергетические машины
program -> Программа дисциплины дпп. Ф. 09. История психологии
program -> Программа дисциплины опд. Ф. 02 Основы общей психологии
program -> Программа дисциплины дпп. В. 05. Юридическая психология
350400 -> Программа дисциплины дфд. 02 «Рекламоведение»
350400 -> Программа дисциплины опд. Ф. 05 Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность Цели и задачи дисциплины

  • Раздел дисциплины
  • Понятие риторика