Приступающим к самостоятельной работе по изучению актуальных проблем исторической науки. Учитывая схожесть методики постижения исторических знаний с процессом изучения материала в других гуманитарных отраслях, можно предположить

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Приступающим к самостоятельной работе по изучению актуальных проблем исторической науки. Учитывая схожесть методики постижения исторических знаний с процессом изучения материала в других гуманитарных отраслях, можно предположить

Скачать 164.33 Kb.


Дата09.01.2017
Размер164.33 Kb.

Скачать 164.33 Kb.

Настоящий раздел в первую очередь предназначен студентам, приступающим к самостоятельной работе по изучению актуальных проблем исторической науки.

Учитывая схожесть методики постижения исторических знаний с процессом изучения материала в других гуманитарных отраслях, можно предположить, что работа может быть полезна будущим юристам, политологам, философам, культурологам.



1. КАК ВЕСТИ ЗАПИСИ ПРОЧИТАННОГО

За многие годы существования высших учебных заведений накоплен немалый опыт работы студентов с письменными материалами. Ниже мы приводим, на наш взгляд, наиболее удачные и прошедшие проверку временем методики.


План


План является наиболее лаконичным способом делать записи прочитанного. Обычно используются два его основных варианта- простой и развёрнутый. План состоит прежде всего из перечня вопросов, рассматриваемых в книге или статье. Он позволяет раскрыть логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании читаемой публикации. Составленным планом можно также воспользоваться позднее, чтобы вспомнить прочитанное или отыскать нужное место.

Существуют два основных способа составления плана. Первый – по ходу чтения. Второй – составление после прочтения всего текста, что даёт возможность обобщить проделанную работу. План при этом может получиться более четким и кратким. Читатель может использовать в разных случаях оба способа составления плана, в зависимости от характера изучаемого текста.

Выбор того или иного практического способа работы над планом зависит прежде всего от характера изучаемого произведения. Если оно отличается краткостью, сжатостью изложения, то предпочтителен такой план, который последовательно отражает ход мысли его автора. Условно такой план можно назвать структурным, ибо в его основу кладётся структура произведения. Но бывает и так, что автор, стремясь придать своему произведению наиболее впечатляющий характер, с разных сторон подходит к своей теме, иногда даже повторяясь. В таком случае составитель плана может избежать повторений, собирая вместе различные по аргументации места изучаемого труда. Такой план называется логическим. Наконец, возможно сочетание в одной записи различных её типов, например плана и конспекта. Тогда речь будет идти о плане-конспекте.

Составление плана может показаться простым делом. Но это далеко не так. Трудность состоит в том, что надо выяснить для себя построение изучаемого текста, ход мыслей его автора и затем изложить содержание работы предельно ясно, кратко, лаконично. Форма плана не исключает цитирование отдельных мест, а также обобщение позднейших событий.




Выписки


Следующая форма записей – выписки. Это либо цитаты – дословное воспроизведение в рабочей тетради (или на отдельных листах, карточках) того или иного отрывка изучаемого произведения, содержащего существенные мысли автора, характерных факты, статистические материалы и т.п., либо краткое, близкое к дословному изложению таких мест.

Нет, вероятно, ни одного человека занимающегося по-настоящему самообразованием, которому не приходилось бы пользоваться библиотеками. Библиотечная книга – ценное общественное достояние. Её не следует долго держать у себя, на её страницах нельзя делать какие-либо пометки, даже карандашом. Естественно, что усвоить её содержание, сохранить у себя текст наиболее важных мест книги помогают выписки. Достоинство их состоит в точности воспроизведения авторского текста, удобстве пользования записями при последующей работе, в накоплении обобщений и фактического материала. Они хорошо сочетаются с другими формами записей и входят в них как составной элемент.

Выписки, выделяя из читаемого текста самое главное, самое существенное, помогают глубже его понять. Они дают возможность не только хорошо изучить литературу, но и создать для себя задел, пригодный на будущее. Этот задел полезен для повторения, освежения в памяти прочитанного, для быстрой мобилизации своих знаний, когда приходится в короткий срок вспомнить изученный материал.

В связи с этим можно высказать одну парадоксальную мысль. Выписки, как и другие формы записей, не отнимают у читателей время, а экономят его. Вместо того чтобы бесчисленное количество раз перечитывать одно и тоже для лучшего запоминания, заниматься длительными поисками той или иной цитаты, цифры или факта, можно сразу зафиксировать их в рабочей тетради.

Без выписок трудно обойтись при подготовке доклада, реферата, устного выступления. Они позволяют избежать ошибок и не точностей, так как не посредственно из оригинала воспроизводят оценки, теоретические обобщения, фактические сведения. Вот почему выписки – составная часть тезисов и конспектов.

Надо, однако, помнить, что пи этой форме записей мысль читателя работает мене активно и напряжённо, чем при использовании других форм. Запись порой превращается в своего рода механическую работу: читателю весь текст начинает казаться одинаково важным, он готов полностью переписать произведение. Чтобы этого избежать, целесообразно научиться выписывать из книги только такие места, в которых содержится самое главное, суть вопроса. Конечно, найти главное нелегко. Облегчить этот поиск можно, поставив перед собой вопрос: что утверждает автор?

Хотелось бы также предупредить читателей о том, что выписки иногда могут ориентировать на изучение не произведения в целом, а отдельных его мест, цитат. Такое «изучение» причиняет вред, ибо положения, вырванные из общего контекста, понимаются иной раз совсем не так, как этого хотел автор труда.

Приведённый пример свидетельствует о том, что отдельно взятые, вырванные из общего контекста, лишённые пояснений выдержки могут быть непонятны или поняты неправильно. Чтобы этого не случилось, рекомендуется не заучивать выписанные из текста цитаты, а глубоко разбираться в существе тех или иных положений. Вот почему мы советуем не ограничиваться цитатами, тем более не заимствовать их из вспомогательной литературы, а глубоко изучать первоисточники.



Тезисы


Более сложной и более совершённой формой записей, чем составление плана, выписок, являются тезисы. Это – сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения или подготовляемого выступления. Их особенность – утвердительный характер (по-гречески «тезо» значит «утверждаю»).

Следовательно, читатель, индивидуально работающий с книгой, располагает многими классическими образцами применения тезисной формы, пользуясь которыми может научиться сам составлять тезисы.

Он позволяет понять отличие данного вида записи от текста самого произведения. Сопоставляя их, мы видим, что в тезисах сосредотачивается наиболее важное, выводы и обобщение, в них мало доказательств, иллюстраций и пояснений. Тезисы, конечно, не повторяют дословно текста, но всё же в ряде мест они близки к нему, воспроизводят некоторые характерные выражения автора, важные для уяснения хода его мыслей и понимания идейного содержания произведения.

Аннотации, резюме


При ознакомлении с правилами составления плана, выписок, тезисов мы видели, что эти записи обычно следуют тексту. Но существует ещё одна форма записи, являющаяся кратким обобщением содержания произведения. Это аннотация – очень краткое изложение содержания. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о книге, брошюре, статье и читатель намерен вернуться к изучаемому произведению.

Работа над аннотацией в одном отношении существенно отличается от других форм записей. План, тезисы часто пишутся в ходе чтения. Для того же, чтобы составить аннотацию, надо сперва полностью прочитать и глубоко продумать произведение. При всей своей краткости аннотация может содержать отдельные фрагменты авторского текста, а не только оценку книги, статьи.

К аннотации очень близко резюме – краткая оценка прочитанного произведения. Различие между ними состоит в том, что аннотация кратко характеризует содержание произведения, резюме – его выводы, главные итоги.
Конспект

Ещё одна, наиболее совершенная форма записей – конспект (от лат.conspectus,что означает обзор, изложение).


В правильно составленном конспекте обычно выделено самое основное в изучаемом произведении, сосредоточено внимание на наиболее существенном, в кратких, чётких формулировках обобщены важнейшие теоретические положения.

Составление конспекта требует вдумчивой работы, затраты времени и усилий. Может показаться, что это себя не оправдывает. Но дело обстоит далеко не так. Не говоря уже о знаниях, приобретаемых во время конспектирования, созданный таким путём своего рода фонд записей в полной мере вознаградит читателя за затраченный им труд.

Мы же здесь говорим о конспекте как способе ведения записей в процессе работы с общественно-политической литературой. Опыт свидетельствует, что конспектирование активно способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемых первоисточников, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение чётко их формулировать, ясно излагать своими словами.

Конспект может быть текстуальным или тематическим. Первый посвящен определённому произведению, второй – теме, следовательно, как правило, нескольким произведениям. В текстуальном сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идёт в соответствии с расположением материала в книге. Тематический конспект строится иначе: за его основу берётся не план произведения, а содержание темы, проблемы, изучаемой читателем. Порой то и другое совпадают, тогда текстуальный конспект будет и тематическим.

Остановимся в первую очередь на текстуальном конспекте.

Желательно, хотя и не всегда это возможно, начинать конспектирование после того, как всё произведение прочитано и продумано. Первым шагом здесь является мысленное или письменное составление плана произведения, в соответствии с которым и строится дальнейшая работа.

Конспект включает тезисы, составляющие его основную ткань. Однако в отличии от тезисов он содержит краткую запись не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, вплоть до фактического материала. Тезисы более сжаты и категоричны, чем конспект. Можно сказать, что конспект – это расширенные тезисы, дополнённые рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мыслями и соображениями составителя записи. Наконец, конспект включает и выписки. В него могут войти отдельные места, цитируемые дословно, а также факты, примеры, цифры, таблицы и схемы, взятые из конспектируемой книги.

Работа над конспектом только тогда полноценная и подлинно творческая, когда она не ограниченна рамками текста изучаемого произведения. Очень важно, в частности, попытаться проследить в своей записи дальнейшее развитие содержащихся в источнике положений.

Остановимся теперь на оформлении конспекта. Приступая к его составлению, прежде всего следует указать фамилию автора произведения, полное название работы, место и год её издания. Эти сведения облегчат последующее пользование конспектом. Если конспектируется статья, то указывается, где и когда она была напечатана. Полезно также отмечать страницы изучаемого произведения, чтобы можно было, руководствуясь записями, быстро отыскать в книге нужное место.

Конспект подразделяется на части в соответствии с заранее продуманным планом. Пункты этого плана целесообразно записывать в тексте или на полях конспекта.

Писать конспект рекомендуется чернилами или шариковой ручкой чётко и разборчиво. Карандашная запись не столь долговечна, и читать её менее удобно. Опыт свидетельствует, что небрежная запись с течением времени становиться малопонятной даже для её автора. Существует хорошее правило: конспект, составленный для себя, должен быть по возможности написан так, чтобы его легко прочитал и кто-либо другой.

При конспектировании (так же как и при других видах записей) допускается сокращение слов, но нужно соблюдать здесь известную осторожность, меру. Не вызывают сомнений общеупотребительные сокращения: гектар – га, миллион – млн., год – г. и т.п. В большинстве случаев каждый составитель конспекта вырабатывает и свои правила сокращения. Однако, если они не приведены в систему, их лучше не применять. Случайные сокращения ведут к тому, что спустя некоторое время конспект становится не понятным, неудобочитаемым. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях.

В конспекте можно и даже нужно выделять отдельные места в зависимости от их значимости. Применяются, например различные размеры букв или наклоны их, подчёркивания чернилами, простым и цветным карандашами, замечания на полях. И в этом деле нужна система. Важно установить для себя, в каких случаях какими знаками пользоваться.

В конспекте могут быть диаграммы, схемы, хронологические и иные таблицы, которые придают ему наглядность, способствуют лучшему усвоению изучаемого материала.

Конспект ведётся в тетрадях или на отдельных листках. Записи в тетради легче оформить, они занимают меньше места, их удобно брать с собой на лекцию, занятие семинара и т.д. Рекомендуется оставлять в тетрадях поля для последующей работы над конспектом, для дополнительных записей, замечаниё и пунктов плана. Конспект в тетради имеет, однако, и недостаток: в нём мало места для пополнения новыми материалами, выводами о обобщениями. В этом отношении более удобен конспект на отдельных листках. Из него не трудно извлечь отдельную понадобившуюся запись, его можно быстро пополнить листками с новыми выводами, обобщениями, фактическими данными. При подготовке выступлений, лекций и докладов легко подобрать листки из различных конспектов, свести их вместе. В результате такой работы конспект может стать тематическим.

Конечно, вести конспект на отдельных листках более трудоёмко, чем в тетради. Приходится обзаводится папками для их хранения, при небрежном отношении листы можно перепутать, рассыпать. Возникает так же необходимость на каждом из них писать порядковый номер, название законспектированного произведения. Правда, затрата труда и времени окупается перечисленными преимуществами конспекта на отдельных листках перед конспектом в тетради.

Обратимся теперь к тематическому конспекту. Он может быть составлен и при изучении одного произведения, однако чаще всего – нескольких, посвящённых одной и той же проблеме.

Для написания тематического конспекта одной работы уже при чтении её выявляются основные вопросы проблемы. Бывает, что какая либо тема, проблема рассматривается в нескольких главах или в разных местах книги. В конспекте же весь материал, относящийся к ней, желательно сосредоточить в одном месте.

Тематический конспект из нескольких произведений так же составляется по какой либо проблеме.


Реферат


В системе образования студентов подготовка реферата – один из наиболее сложных видов самостоятельной работы. Затруднения здесь нередко возникают потому, что не все чётко себе представляют специфику реферата, не владеют методикой его написания. Между тем овладение ею необходимо, ибо подготовка реферата способствует всестороннему знакомству с литературой по избранной теме, создаёт возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение на научной основе анализировать явления действительности и делать выводы для своей будущей практической деятельности.

В энциклопедиях и справочниках слово «реферат» (от лат. Refere – докладываю, сообщаю) определяется как краткое изложение в письменной или устной форме содержания книги, статьи или научной работы. Рефератами называют так же доклады или письменные исследования на определённую тему, включающие критический обзор литературных и других источников. Именно это значение обычно подразумевается, когда идёт речь о применении рефератов в системе образования.



Предварительная работа

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Очень важно, чтобы он был сделан сознательно. Обычно тематика рефератов определяется программой учебного курса. Однако слушателем по согласованию с пропагандистом может быть избранна и оригинальная тема, связанная с его повседневной деятельностью.

Итак, литература подобрана. Теперь перед нами задача – изучить её. При этом нужно помнить, что процесс работы с литературными источниками неотрывен от процесса работы над рефератом. Ведь аналитический обзор литературы – неотъемлемая часть, а иногда и костяк реферата.

Изучение книг и статей начинается с внимательного их просмотра, что позволяет определить характер работы с каждым источником.

Если студент имеет представление об избранной теме, то уже на этом этапе работы он может с помощью преподавателя, а ещё лучше самостоятельно наметить первоначальный план реферата, который в дальнейшем, возможно, изменится. Для недостаточно подготовленных студентов составление плана потребует предварительного серьёзного знакомства с литературой по теме реферата.

Полезнее всего изучать источники под углом зрения уже намеченной проблематики. Это экономит время, будит мысль читателя, позволяет составлять реферат в ходе работы с литературой. Результаты её лучше всего фиксировать на отдельных небольших листах бумаги и вкладывать их в конверты, папки с надписями, соответствующими пунктам плана реферата.

Как уже упоминалось, выписки из книг и статей бывают различными в зависимости от характера источника, смысла высказывания, возможностей дальнейшего использования этого материала. Однако цитировать следует только самое необходимое для подтверждения тех или иных положений, выдвигаемых в реферате. Нередко же слушатели включают в него много цитат, не всегда задумываясь, нужны ли они в контексте.

Спорные, с точки зрения читателя, положения авторов монографий и статей также полезно записывать на листах дословно. Последние цитируются в рефератах с дискуссионной целью.

Запись содержания книги или статьи в формулировках их автора ещё не свидетельствует о глубоком усвоении материала. Только тогда, когда мы в состоянии пересказать его своими словами, свободно, без утраты своих идей и положений, материал может считаться изученным. К такому усвоению необходимо стремиться. Каждый из источников может содержать материал по различным проблемам, обозначенным пунктами нашего плана. Соответствующие части записей с указанием на источник распределяем по имеющимся конвертам.

В процессе чтения литературы, естественно, возникают собственные мысли, соображения, приходят на память примеры из жизни; их желательно сразу же записать, ибо позже они могут быть забыты.

Каждый проработанный источник прибавляет что-то новое к имеющимся у нас знаниям – и именно это новое мы стремимся вычленить, усвоить, зафиксировать – или же вносит серьёзную корректировку в сложившуюся у нас систему представлений. Такое активное чтение, усвоение и обработка источников и собственное литературное творчество не могут не привести к некоторым, порой существенным, изменениям в плане реферата. Не нужно бояться дополнить его новыми пунктами или отказаться от того или иного пункта, некоторые частные вопросы объединить в более крупные.

Закончив просмотр, чтение отобранной литературы, первичную обработку и систематизацию содержащегося в ней материала, обратимся к тому, что накопилось в наших конвертах. Здесь не мало различных выписок, цитат, конспектов, собственных замечаний, газетных вырезок. Кажется, материала хватит на несколько рефератов, а ведь написать нужно один, к тому же небольшой. Внимательнейшим образом следует изучить всё, что собранно. Не исключено, что первоначальная группировка материала нас не удовлетворит: разделы окажутся слишком общими или даже выходящими за пределы темы. Это не должно смущать. Ведь никогда весь собранный материал не может войти в работу, но большой объём прочитанных источников создаёт необходимый кругозор, позволяет сознательно очертить грани избранной темы.

На этом этапе целесообразно окончательно продумать и уточнить план реферата. От оригинальности построения, чёткости рубрикации, правильного соотношения частей во многом зависит качество будущей работы. Важно, чтобы каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывали её целиком. При этом может быть несколько композиционных решений: хронологическое (тема рассматривается в исторической последовательности – от этапа к этапу), описательное (тема расчленяется на составные части, элементы, в целом раскрывающие определённое явление) и аналитическое (тема исследуется в её причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах). Очень важно при составлении плана соблюсти единый принцип его деления, следить за тем, что бы каждый пункт был соотнесён с главной темой и не содержал не нужного повторения в других частях реферата.

Важными разделами работы являются введение и заключение. Во введении студент обосновывает актуальность темы, обозначает круг составляющих её проблем и чётко, лаконично определяет задачу своей работы. В заключении делаются краткие выводы, подводятся итоги проведенного исследования.



Составление реферата

Проделанная предварительная работа делает написание реферата не столь трудоемким процессом, каким был предыдущий. Но было бы неправильно ограничить работу только сведением положений, взятых из разных источников, в нечто целое. В таком случае получится тематический конспект, а не реферат. Для многих студентов, особенно младших курсов, не имеющих пока серьёзных навыков самостоятельной работы, он может стать промежуточным звеном в создании реферата, ибо, безусловно, способствует выработке активного, творческого мышления, умения выявить главные проблемы, строить композиционно сложную, завершённую работу на основе имеющихся источников.

В отличие от тематического конспекта реферат требует от студента несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы, умение логически стройно изложить материал, оценить различные точки зрения на исследуемую проблему, выказать о ней собственное мнение.

Весь материал реферата посвящен какой-то одной избранной теме. Иными словами для внутренней структуры реферата характерно наличие единой мысли, которая логично, последовательно и аргументировано развивается разнообразными средствами.

В реферате может быть представлена история вопроса, и тогда важно воспроизвести её последовательно, этап за этапом, не пропуская узловых событий, вскрывая их причины, выявляя взаимосвязи между ними. Необходимо помнить, что не всегда продолжительность события во времени определяет степень его исторической значимости, следовательно, и объём каждой такой части текста нужно соответственно продумать.

В любом реферате исследуются те или иные события, предметы, факты, иными словами, имеются рассуждения его автора. Нужно добиваться их чёткого построения. При доказательстве определённого положения выделяется тезис (его истинность требуется доказать) и приводятся необходимые аргументы: цитаты из авторитетных источников, статистические данные, факты, доказывающие правильность тезиса.

В реферате обязательно имеются определения тех или иных понятий. Они должны быть раскрыты лаконично и точно.

Нужно избегать отрицательных формулировок в определениях (например, атеист – это человек, не верящий в бога), следить за тем, чтобы определение не содержало так называемого «порочного круга» (либерал – это человек с либеральными взглядами).

Если при изучении литературы главной задачей было расчленение материала, выявление центральных идей, положений, то в период написания работы идёт другой процесс – синтез, обобщение положений, примеров, фактов, систематизация того ценного, важного, что студент понял в результате усвоения темы.

Изученный материал в письменном изложении преобразуется, предстаёт в новой литературной форме, иначе группируется, систематизируется. Искусство собственных формулировок, составленных на основе всевозможных выписок, естественно, приходит к студенту, который хорошо усвоил прочитанное, включил новое в общую сумму своих знаний.



Итак, реферат – это самостоятельное произведение студента. Оно должно свидетельствовать о знании опубликованной литературы по данной теме, её основной проблематики, отражать точку зрения автора реферата на эту проблематику, его умение осмысливать явление жизни на основе на основе теоретических знаний и делать практические выводы для своей работы.

В конце работы обязательно должен быть приложен список литературы. По нему преподаватель может определить, с какими публикациями по избранной теме познакомился автор реферата, каков уровень его библиографической культуры.

  • План
  • Выписки
  • Тезисы
  • Аннотации, резюме