Пояснительная записка в настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка в настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно



Дата18.08.2017
Размер0.99 Mb.
ТипПояснительная записка





УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

Пояснительная записка



В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно.

Так, в курсе химии, изучаемом в школе, предусмотрено лишь краткое знакомство с одной из важнейших тем - особенностями окислительно-восстановительных объектов и процессов. Поэтому учащиеся не понимают, как можно применить полученные в курсе химии знания в области окислительно-восстановительных реакций.

Между тем знания учащихся по этому разделу химии необхо­димы для успешной сдачи вступительных экзаменов в ведущие ву­зы. Кроме того, окислительно-восстановительные реакции (ОВР) чрезвычайно распространены. С ними связаны природные процес­сы обмена веществ, брожения, круговорота веществ в природе. Эти реакции можно наблюдать при сгорании топлива, в процессах коррозии металлов, при электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и многие другие ценные хи­мические вещества. Окислительно-восстановительные реакции ле­жат в основе преобразования химической энергии в гальванических и топливных элементах. Для того чтобы заинтересовать учащихся данной темой, приблизить ее к жизни, а также связать изучаемый материал с биологическими и физическими знаниями, необходимо показывать, где это уместно, значение ОВР в живой природе. На­пример, два важнейших присущих живому веществу процесса, кото­рые протекают в биосфере и обеспечивают ее стабильное динамиче­ское состояние - фотосинтез и дыхание, - представляют собой взаимодополняющие окислительно-восстановительные процессы.



В школьном курсе химии понятие «окислительно-восстанови­тельные реакции» формируется на нескольких уровнях. Первое знакомство с понятием «окисление» происходит в 8 классе, в теме «Кислород. Оксиды. Горение», а с понятием «восстановление» - в теме «Водород. Кислоты. Соли». В этом же классе после изучения тем «Периодический закон» и «Химическая связь» формирование понятия окислительно-восстановительных реакций осуществляется на достаточно высоком уровне с помощью электронной теории. В 9 классе это понятие закрепляется в течение всего курса, а в 10-м формируются представления об окислительно-восстановительных процессах с участием органических веществ. В 11 классе обобща­ются знания учащихся по данной теме.

Однако ОВР изучают в обязательном курсе химии недостаточ­но полно: не рассматривается их классификация, составление урав­нений методом электронно-ионного баланса, количественные ха­рактеристики окислительно-восстановительных процессов; мало внимания уделяется влиянию среды на характер протекания этих реакций, окислительно-восстановительным свойствам соединений серы, марганца, хрома, пероксида водорода. Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, но зачастую ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности. И, конеч­но, особенно недостаточно дается материал для учащихся, прояв­ляющих повышенный интерес к изучению данной науки и предпо­лагающих связать свою будущую профессию с химией, биологией, медициной, строительством, сельским хозяйством и т. д.

В связи с вышеизложенным и разработан данный элективный (по выбору учащихся) курс химии, предназначенный для учащихся 10-11 классов, изучающих или уже изучивших систематический курс органической химии и владеющих достаточными знаниями о строении и свойствах органических веществ. Этот курс направлен на ликвидацию указанных выше пробелов в подготовке выпускни­ков, выработку у школьников навыка составления ОВР и поиска ответов на сложные вопросы общей, неорганической и органиче­ской химии.

Программа рассчитана на 34 часа, причем занятия могут прово­диться в разновозрастной группе обучающихся.
Цели курса:

• закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся о сущности окислительно-восстановительных процессов, их роли в природе и практическом значении; о важнейших окислителях и восстановителях, о влиянии среды на характер протекания ОВР;



  • знать классификацию ОВР, количественные характеристики данных процессов, структуру гальванического элемента;

  • научить составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса (метод полуреакций), развить навыки использования метода электронного баланса для решения различ­ных типов задач повышенного уровня сложности, в которых идет речь об ОВР;

  • создать условия для формирования и развития у обучающих­ся интеллектуальных и практических умений, творческих способ­ностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Для успешной реализации данного элективного курса необхо­димо, чтобы учащиеся владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых расчетных, расчетно-экспериментальных и экспериментальных химических задач.

Формы и методы обучения

Элективный курс «Мир окислительно-восстановительных ре­акций» - это целевой функциональный узел знаний, в котором тео­ретический и практический материал различных тем по неоргани­ческой и органической химии объединен в единую целостную сис­тему. Каждое занятие данной системы имеет целевой план действий, банк информации, методическое руководство по дости­жению дидактических целей.



Данный курс можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уров­ню самостоятельности.

Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой и, дидактической целью. На каждом занятии выделяются важнейшие научные понятия, теоретические положения, законо­мерности и т. д. Объем учебного материала подобран оптимально, учащиеся не должны быть перегружены.



На первом занятии предусмотрен актуализирующий контроль, входное тестирование, диагностирующий анализ и предваритель­ная оценка способностей учащихся. Тестовые задания предполагают актуализацию тех опорных знаний, которые необходимы для усвоения содержания данного занятия.

Одной из форм обучения является лекция, построенная с уче­том возрастных особенностей учащихся. Главная задача лекции -вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль, а не свести все к сообщению готовых научных истин, которые следует понять и запомнить. Данный элективный курс предусматривает также лекционно-семинарскую и практическую формы работы по темам, перечисленным в программе. Не менее важной является и проверка усвоения теоретических понятий. Переход к следующему, более сложному, этапу усвоения знаний ученик определяет с по­мощью учителя уже после усвоения 70 % (по объему) знаний, по­нятий, умений, так как этот этап полностью посвящен самостоя­тельной учебной деятельности.



Каждое занятие включает контроль усвоения и выполнения за­даний. В данной программе используются следующие формы кон­троля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. Са­моконтроль осуществляется учеником; он сравнивает полученные результаты с эталоном (карточкой-ответом) и сам оценивает уро­вень своих знаний. Взаимный контроль возможен, когда ученик уже проверил и исправил свои ошибки, после этого он может про­верить задание партнера. Контроль учителя осуществляется посто­янно. Обязателен входной и выходной контроль, формы которого могут быть разными. Для оперативного контроля усвоения учебно­го материала предусматривается опрос у доски и текущий пись­менный контроль - так называемые «летучки», или сигнальные проверочные работы. Уровень усвоения разделов курса будет уста­навливаться с помощью итоговых контрольных работ, задания ко­торых после проверки обсуждаются на семинаре.

После каждого занятия учащимся предлагаются домашние за­дания, которые включают несколько (обычно не более 5) вопросов или расчетных задач.



В проведении занятий предусматривается использовать как учебные пособия для школы, так и дополнительные источники (см. литературу), а также дидактические разработки учителя. Все уча­щиеся обеспечиваются справочными данными, необходимыми для решения задач и ответов на вопросы: распечатками таблиц термо­динамических величин, значений стандартных потенциалов окис­лительно-восстановительных пар, растворимости неорганических веществ, констант кислотности и произведений растворимости, взятыми из достаточно надежных источников.

Программа курса

Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Теория ОВР (повторение и обобщение ранее изученно­го в обязательном курсе химии материала) (1 ч).

Важнейшие восстановители и окислители (1 ч).

Алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (1 ч).

Классификация окислительно-восстановительных реакций (1ч).

Использование метода электронного баланса для реакций:

  • межмолекулярного окисления-восстановления;

  • внутримолекулярного окисления-восстановления;

  • диспропорционирования;

  • сопропорционирования (2 ч).

ОВР с несколькими окислителями или восстановителями (1 ч).

Окислительно-восстановительные свойства соединений воды и пероксида водорода (1 ч).

Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их со­единений (1ч).

Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и
соединений серы (1 ч).

Окислительные свойства соединений азота и азотной кисло­ты (1 ч).

Восстановительные свойства металлов (1 ч).

Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические реакции в гальванических элементах. Гальванические элементы, применяемые в жизни (1 ч).

Коррозия металлов как окислительно-восстановительный про­цесс (2 ч).

Получение металлов как окислительно-восстановительный процесс (1 ч).

Электролиз расплавов и растворов электролитов как окисли­тельно-восстановительный процесс. Упражнения. Применение электролиза (2 ч).

Электролиз. Задачи различных типов и уровней сложности. (1ч).

Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома в различных средах (1ч).

Окислительно-восстановительные свойства соединений мар­ганца в различных средах (1 ч).

Решение экспериментальных задач с использованием ОВР не­органических веществ (1ч).

Задачи различных типов и уровней сложности на протекание ОВР с участием неорганических веществ (2 ч).

ОВР с участием органических веществ (решение задач и вы­полнение упражнений):

  • алкенов,

  • алкинов,

  • аренов,

  • спиртов,

  • альдегидов и кетонов,

  • карбоновых кислот,

  • углеводов (4 ч). Использование метода полуреакций для составления уравнений

ОВР с участием органических веществ (2 ч).

Решение экспериментальных задач с использованием ОВР ор­ганических веществ (1 ч).

Окислительно-восстановительные процессы в эюивой природе (2 ч).

Итоговое занятие (1ч).

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Сидорская, Э. А. О методе полуреакций // Химия в школе. - 1993, №5.

  2. Говорова, В. А. Из опыта изучения окислителыю-восстановитель-ных реакций // Химия в школе. - 1994, № 6.

  3. Шелковина, Н. Нестандартные учебные задания // Химия в школе. -1994,№11,12.

  4. Сборник конкурсных задач по химии с решениями / под ред. М. А. Во-лодиной. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

  5. Кузьменко, Н. Е., Еремин, В. В., Попков, В. А. Начала химии. Со-временный курс для поступающих в вузы. В 2 т. - М.: 1-я федеративная книготорговая компания, 1997 - Т. 1, с. 251-295.

  6. Кузьменко, Н. Е., Еремин, В. В. 2400 задач по химии для школьни-ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999. - с. 121-150.

  7. Кушнарев, А. Л. Задачи по химии для старшеклассников и абитури-ентов. - М.: Школа-Пресс, 1999. -160 с.

  8. Лунева, В. П. 06 использовании ионно-электронного метода // Хи­мия в школе. - 1994, № 1. - С. 8-13.

  9. Пилипенко, А. Г. и др. Справочник по элементарной химии. - Киев: Наукова думка, 1980. - С. 169-234:




  1. Сидорская, Э. А. О методе полуреакций // Химия в школе. - 1993, №6.-С. 10

  1. Хомченко, Г. П. Химия для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1993.

  1. Шустов, С. Б., Шустова, Л. В. Окислительно-восстановительные процессы в живой природе // Химия в школе. - 1995, № 2. - С. 37-40.

  2. Савинкина, Е. В., Логинова, Т. П. Химия для школ и классюв гума-нитарного профиля. Практикум. 10 класс. - М.: АСТ-Пресс, 2001.

  3. Назаров, Д. Электрон и химические процессы*. Химия. - Л., Наука, 1987.

  4. Липатников, В. Е., Скоробогатова, В. А. Лабораторные работы по неорганической и органической химии. - М.: Высшая школа, 1981.

  5. Прокшиц, В. Н. Пероксид водорода. с. 21. О направлеиии окисли-тельно-восстановительных реакций. с. 3 // Основные вопросы теории и практики изучения химии в школьном курсе. - Волгоград: Перемена, 1998.

  6. Прокшиц, В. Н. О взаимодействии металлов с кислотами. - Волго­град: Перемена, 2000. - с. 12.

  7. Завьялова, Г. Е. Металлы в биологически активных соединениях.

  8. Завьялова, Г. Е. Металлы жизни // Основные вопросы теории и практики изучения химии в школьном курсе. - Волгоград: Перемена, 1999.



Тематический план



  1. п/п

    Тема, вид учебного занятия

    Планируемые результаты (что должен знать и уметь ученик)

    Методы обучения

    Характер, формы

    познавательной

    деятельности

    учащихся


    Эксперимент,

    практическая

    деятельность

    учащихся


    Формы

    и виды


    контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    Знакомство с целями и задача­ми курса, его структурой. Тео­рия ОВР (повто­рение и обобще­ние, системати­зация ранее по­лученных зна­ний). Само­стоятельная работа с после­дующей провер­кой

    Знать:

    основные положения теории ОВР; понятия «окислитель», «восста­новитель», окисление и восста­новление как процессы, связанные с переходом электронов; «степень окисления», «окислительно-восста­новительные реакции». Уметь:

    определять степень окисления (СО) в сложных неорганических и органических веществах по молекулярным структурным формулам

    Урок-диалог

    Репродуктив­ный, фронталь­ная беседа, уп­ражнения по определению степеней окис­ления по поло­жению в пе­риодической системе (ПС) Д. И. Менде­леева

    Демонстрация опыта:

    «Взаимодействие металла средней активности (цинка, железа) с раствора­ми солей менее ак­тивных металлов» или др. опыта из курса заниматель­ной химии

    Тестиро­вание

    2

    Важнейшие окислители и восстановители. Урок проверки знаний, умений, навыков и менения их на практике при-

    Знать:

    важнейшие восстановители и окислители; их роль в ОВР в раз­личных условиях; понятия о низшей, промежуточной и выс­шей степенях окисления. Уметь:

    составлять шкалу СО, определять по ней роль соединения в ОВР; ориентироваться по положению элемента в ПС, определяя его роль;

    составлять уравнения ОВР, рас­ставлять коэффициенты методом электронного баланса

    Лекция с

    элементами

    беседы


    Репродуктив­ный; фрон­тальная беседа

    Демонстрация опытов:

    1. Восстановитель­ные свойства актив­ных металлов - на­трия, лития, каль­ция, магния - в реакциях взаимодейст­вия с водой, кисло­тами, кислородом воздуха.

    2. Окислительные свойства кислорода (горение простых веществ в атмосфе­ре воздуха и чистого кислорода)

    Состав­ление шкалы важней­ших сте­пеней

    окисле­ния эле­ментов IV-VII групп ПС

    3

    Алгоритм со­ставления урав­нений ОВР ме­тодом электрон­ного баланса. Урок проверки знаний, умений, навыков и приме­нения их на прак­тике в нестан­дартных условиях

    Знать:

    алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного ба­ланса. Уметь:



    работать по аналогии, с исполь­зованием карточек-заданий, кар­точек-ответов

    Тренинг. Поэтапное формирова­ние умений

    Применение знаний в анало­гичной ситуа­ции и выпол­нение упражне­ний по алго­ритму с после­дующей про­веркой




    Самосто­ятельная сигналь­ная ра­бота с провер­кой у доски и по кар­точкам-ответам

    4

    Классификация окисли-тельно-восстанови-тель­ных реакций.

    Знать:

    терминологию различных типов

    ОВР;


    Лекция с

    элементами

    беседы


    Частично поис­ковый; парная, индивидуаль­ная

    Демонстрация

    опытов:

    1. Разложение перманганата калия.

    Самостоятельная работа с последующей провер­кой






  2. Урок изучения и первичного ус­воения знаний

    Уметь:

    определять признаки, положен­ные в основу классификации ОВР, и различать реакции меж­молекулярные, внутримолеку­лярные, дисмутации







    2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой




    5-6

    Использование метода элек­тронного баланса для ОВР различ­ных типов Урок проверки знаний, умений, навыков и при­менения их на практике в нестандарт-ных условиях

    Знать:

    классификацию ОВР по реаген­там и продуктам реакций: меж­молекулярные, внутримолекуляр­ные, диспропорционирования, сопропорционирования. Уметь:



    определять восстановитель и окислитель в ОВР различных типов


    Семинар-практикум. Тренинг

    Частично поис­ковый; парная, индивидуаль­ная, групповая

    Набор am орн ы е опыты:

    1. Получение водо­рода и восстановле­ние им оксида меди
    (+2).

    2. Взаимодействие металлов различной активности с рас-­
    творами кислот

    Самосто­ятельная работа с после­дующей провер­кой

    7

    ОВР с несколь­кими окислите­лями и восстано­вителями. Урок изучения и первичного ус­воения знаний,

    проверки знаний, умений, приме­нения их на прак­тике в нестан­дартных условиях

    Знать:

    алгоритм составления уравнений ОВР с несколькими окислителя­ми и восстановителями. Уметь:



    определять восстановители и окислители в ОВР различных

    Тренинг

    Частично поис­ковый; парная, индивидуаль­ная

    Решение расчетных задач по уравнениям окислительно-восстановительных реакций различных типов и уровней сложности

    Самосто­ятельная работа с после­дующей провер­кой

    типов, определять суммарное количество электронов




    -

    8

    Окислительно-восстановитель­ные свойства воды и пе-роксида водоро­да

    Урок изучения и первичного ус­воения знаний

    Знать:

    окислительно-восстановительные возможности водорода и кисло­рода в изучаемых веществах; направление ОВР участием Н20 и Н202. Уметь:

    определять восстановители и окислители в ОВР различных типов, определять суммарное количество электронов

    Урок-практикум с элементами беседы

    Репродуктив­ный, фронталь­ная беседа

    Демонстрация опыта:

    «Разложение рас­твора Н202 при на­гревании и действии катализаторов (Мп02, фермента каталазы - кровь, сырое мясо

    Про­блемная демон­страция; самостоя- тельная сигналь- ; ная ра­бота с провер­кой у доски

    9

    Окислительно-восстановитель­ные свойства галогенов и их соединений. Урок изучения и первичного ус­воения и провер­ки знаний в не­стандартных условиях

    Знать:

    получение и свойства Cl, Br2,12, НС1, хлоридов с точки зрения ОВР; краткие сведения о кисло­родсодержащих соединениях хлора (от +1 до +7); направление ОВР участием этих веществ. Уметь:

    определять роль галогенов как восстановителей и как окислите­лей в ОВР различных типов



    Урок-практикум с элементами беседы

    Частично поис­ковый; парная, индивидуаль­ная, групповая

    Демонстрация опытов:

    1. «Как обесцветить радугу?»

    2. Вытеснение йода хлором.

    3. Горение в хлоре сурьмы.

    4. Каталитическое взаимодействие йо­да с активными металлами.

    5. Разложение хло­рата калия.

    6. Изучение свойств хлорной воды

    Про­блемная демон­страция. Самосто­ятельная сигналь­ная ра­бота с провер­кой у доски



  3. 10

    Окислительно-восстановитель­ные превраще­ния соединений серы.

    Урок изучения и первичного ус­воения знаний и проверки знаний в нестандарт­ных условиях

    Знать:

    окислительно-восстановительные возможности серы, сероводорода, серной кислоты;

    направление ОВР с участием этих веществ. Уметь: прогнозировать и определять роль серы и ее соединений как восстановителей и как окислите­лей в ОВР различных типов



    Урок-практикум с элементами беседы

    Частично поис­ковый; парная, индивидуаль­ная, групповая

    Лабораторный опыт:

    «Окислительные свойства разбавлен­ной серной кислоты». Демонстрация опытов:

    1. Горение серы в кислороде.

    2. Окислительные свойства концен­трированной серной кислоты (взаимо­действие с металлами различной ак­тивности)

    Про­блемная демон­страция. Иссле­дова­тельская практи­ческая работа




    11

    Окислительно-восстановитель­ные превращения соединений азота.

    Урок изучения и первичного ус­воения знаний и проверки знаний в нестандарт­ных условиях

    Знать:

    окислительно-восстановительные возможности азота, аммиака, азотной кислоты, нитратов; направление ОВР с участием этих веществ. Уметь:

    прогнозировать и определять роль азота и его соединений как восстановителей и как окислите­лей в ОВР различных типов

    Урок-практикум с элементами беседы

    Частично поис­ковый; парная, индивидуаль­ная, групповая

    Демонстрация опытов:

    1. Горение аммиака в кислороде.

    2. Окислительные свойства концентрированной и раз­бавленной азотной
    кислоты (взаимо­действие с металла­
    ми различной ак­тивности).

    3. Разложение нит­ратов

    Про­блемная демон­страция. Самостоятельная сигналь­ная ра­бота с провер­кой у доски

    12

    Восстановитель­ные свойства металлов. Урок изучения и первичного ус­воения знаний и проверки знаний в нестандарт­ных условиях

    Знать:

    общие химические свойства ме­таллов; восстановительные свой­ства металлов в различных сре­дах, с различными окислителями, в различных условиях. Уметь:



    пользоваться рядом активности ме­таллов в определении их восстанови-тельной активности; состав­лять уравнения реакций, отра­жающие общие свойства метал­лов

    Семинар-практикум. Тренинг

    Применение знаний в анало­гичной ситуа­ции и выпол­нение

    упражнений по алгоритму с последующей проверкой

    Лабораторные опыты:

    1. Взаимодействие цинка, железа, алю­миния, магния, меди с растворами кислот и щелочей.

    2. Взаимодействие железа и цинка с растворами солей: сульфатом или хло­ридом меди (+2)

    Иссле­дова­тельская практи­ческая работа. Тестиро­вание


    13

    Электрохимиче­ский ряд напря­жений металлов. Химические ре­акции в гальва­нических эле­ментах.

    Гальванические элементы, при­меняемые в жиз­ни.

    Урок изучения и первичного ус­воения знаний

    Знать:

    количественные характеристики ОВР: стандартные окислительно-восстановительные потенциалы, скачок потенциала; гальваниче­ский элемент; практическое при­менение ряда напряжений метал­лов. Уметь:

    Использовать ряд напряжений металлов при прогнозировании результатов реакций между ме­таллами и различными окислите­лями


    Лекция с

    элементами

    беседы


    Репродуктив­ный; парная, индивидуаль­ная

    Демонстрация опытов:

    1. Взаимодействие металлов с растворами солей меди, свинца, серебра,
    натрия и кальция.

    2. Демонстрация прибора для измерения электродных потенциалов

    Про­блемная демон­страция. Иссле­дова­тельская работа



  4. 14-15

    Коррозия метал­лов как окисли­тельно-восстано­вительный про­цесс. Урок изучения и увоения первичного знаний

    Знать:

    сущность процессов, протекаю­щих при коррозии в различных средах; виды коррозии; корро­зийные свойства металлов на ос­новании их положения в ПС; способы защиты от коррозии. Уметъ:

    пользоваться ПС в определении

    коррозионных свойств металлов;

    составлять схемы и уравнения

    коррозийных процессов


    Лекция с

    элементами

    беседы


    Частично поис­ковый; парная

    Демонстрация

    опытов:

    1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой без и в присутствии медной проволоки.

    2. Взаимодействие цинка с соляной кислотой в присутствии раствора мед-ного купороса

    Самосто­ятельная сигналь­ная ра­бота с проверкой у доски

    16

    Получение ме-таллов как окислительно-восстанови-тельный процесс. Урок изучения и первичного ус-воения знаний и проверки знаний в нестандарт-ных условиях

    Знатъ:

    общие способы получения метал­лов; окислительные своиства катионов металлов с различными восстановителями. Уметъ:

    пользоваться рядом активности металлов в определении окисли-тельной активности катионов металлов; составлять уравнения реакций, отражающие общие способы получения металлов


    Лекция с

    элементами

    беседы


    Репродуктивный, фронтальная беседа; парная, индивидуальная




    Самостоятельная работа с последующей проверкой

    17-18

    Электролиз расплавов и растворов электролитов как окислительно- восстанови-тельный процесс.

    Установоч-ный урок

    Знатъ:

    сущность электролиза как окислительно-восстано-вительного процесса; правила разрядки на Уметъ:

    составлять схемы и уравнения электролиза растворов и расплавов солей и щелочей электродах воды, катионов и анионов.

    Лекция с

    элементами

    беседы


    Репродуктивный, фронтальная беседа; парная, индивидуальная

    Демонстрация оныта

    «Электролиз растворов хлорида магния и сульфата меди (+2) в электролизе»

    Самостоятельная работа с последующей проверкой

    19

    Задачи различных типов и уровней сложности.

    Электролиз. Урок-тренинг



    Знатъ:

    основные приемы решения расчетных задач различных типов с использованием уравнений электролиза.

    Уметъ:

    использовать основные физические величины, единицы их измерения, законы Фарадея


    Тренинг

    Применение знаний в аналогичной ситуа­ции и выпол-нение упражнений по алгоритму с последующей про-веркой




    Приме­нение знаний в аналогичной ситуации и выполнение упражнений по алгоритму с последующей проверкой



  5. 20

    Окислитель-но-восстано-вительные своиства

    соединений хрома в различных средах.

    Урок изучения и первичного усвоения знаний и проверки знаний в нестандарт-ных условиях

    Знатъ:

    зависимость окислительно-



    восстановительных возможностей хрома от степени окисления (низшая, промежуточная, высшая) в различных соединениях. Уметь:

    прогнозировать роль элемента как окислителя или восстановителя, а также продукты окисли-тельно-восстановительного процесса



    Лекция с

    элементами

    беседы


    Частично поис-

    ковый;


    парная

    Демонстрация опытов:

    1. Получение хромата.

    2. Окислительные
    свойства дихромата.

    3. Перевод хроматов
    в дихроматы

    Самостоятельная работа с

    последуюшей проверкой



    21

    Окислительно-восстанови-тельные свойства соединений мар­ганца в различ­ных средах. Урок изучения и первичного усвоения знаний и проверки знаний в нестандарт-ных условиях

    Знатъ:

    зависимость окислительно-восстанови-тельных возможностей

    марганца от степени окисления (низшая, промежуточная, высшая) в различных соединениях.



    Уметь:

    прогнозировать роль элемента как окислителя или восстановителя, а также продукты окислительно-восстановительного процесса



    Лекция с

    элементами

    беседы


    Частично поис-

    ковый;


    парная

    Демонстрация опыта

    «Окисление сульфита натрия раствором перманганата калия в разных средах»

    Самостоятельная

    работа с последуюшей

    проверкой

    22

    Решение эксперимен-тальных задач с использова-нием ОВР

    неорганических веществ.

    Урок практической проверки

    знаний,умений

    навыков

    Знатъ:

    основные приемы выполнения и решения экспериментальных задач по ОВР



    Уметь:

    правильно составлять план реше­ния; осуществлять подбор химических реактивов и оборудования; давать полное объяснение и делать выводы

    Практиче-ская работа

    Применение теоретических знаний на практике. Частично поисковый; парная, индивидуальная

    По плану практической работы

    Исследовательская работа

    23-24

    Задачи различ­ных типов и уровней сложности на протекание ОВР с уча-стием

    неорганических веществ. Урок-тренинг

    Знатъ:

    основные приемы решения расчетных задач различных типов с использованием уравнений электролиза.



    Уметь:

    использовать основные физические величины, единицы их измерения, грамотно записанные и

    составленные уравнения ОВР



    Тренинг

    Применение знаний в аналогичной ситуации и выпол-нение упражнений по алгоритму с последующей про-веркой




    Приме­нение знаний в аналогичной ситуации и выполнение упражнений по алгоритму с последующей проверкой



  6. 25-28

    ОВР с участием органических веществ различ­ных классов (решение задач и упражнений). Урок изучения и первичного у-воения знаний и проверки знаний в нестандарт-ных услоеиях

    Знать:

    окислительно-восстановительные свойства углеводородов (алканов, алкенов, алкинов, аренов и их производных), различных классов кислородсодер-жащих соединений.

    Уметь:

    использовать шкалу степеней окисления углерода, прогнозировать процессы окисления и вос-становления; использовать структурные формулы для определения степени окисления углерода



    Лекция с

    элементами

    беседы


    Репродуктив-ный, фронталь­ная беседа; парная, инди­видуальная, фронтальная

    Демонстрация опытов:

    1. Окисление этилена водным раствором перманганта калия.

    2. Окисление этанола хромовой смесью.

    3. Окисление муравьиной кислоты(альдегидов) оксидом серебра (+1).

    4. Окисление угле­водородов.

    5. Восстановление альдегидов до ОП спиртов.

    6. Горение этилена, ацетилена, бензола в воздухе.

    7. Окисление бензо­ла и толуола раствором перманганата калия в различных средах

    Проблемная демон­страция. Самостоятельная сигнальная работа с проверкой у доски

    29-30

    Составление уравнений ОВР методом полуреакций, или ионно-электронным методом. Урок изучения и первичного у-воения знаний

    Знать:

    сущность метода полуреакций; основные этапы составления ОВР ионно-электронным методом. Уметь:



    выражать сущность окислительно-восстано-вительных реакций, протекающих в растворах, ионно-электронным методом


    Лекцион-но-семинар-ское занятие

    Репродуктив-ный, фронталь­ная беседа; парная, индивидуальная, фронтальная




    Приме­нение знаний в аналогичной ситуации и выполнение уп­раж­нений по алгоритму с последующей проверкой



31

Решение эксперимен-тальных

задач с использова-нием ОВР

неорганических веществ.

Урок прак-тическои проверки знаний, уме-ний, навыков

Знать:

основные приемы выполнения и решения экспериментальных за­дач по ОВР.



Уметь:

правильно составлять план реше­ния; осуществлять подбор химических реактивов и оборудования; давать полное объяснение и делать выводы

Практиче-ская работа

Применение теоретических знаний на практике. Частично поис-ковый; парная, индивидуальная

По плану практической работы

Исследовательская работа

32-33

Окислительо-восстанови-тльные процессы в живой при-роде. Урок изучения и первичиого усвоения знаний




Учебная конферн-ция

Частично поис-ковый; парная, индивидуальная,

групповая



Защита рефератов

Тестирование

34

Итоговое занятие







Фронтальная беседа







Каталог: upload -> images -> files
files -> Реферат спорт-альтернатива пагубным привычкам ученица мбоу сош №12 г. Казани 11 «Б» класса Гилязова А. О
files -> К рабочей программе по предмету история на 2014-2015 год для 5 класса Количество часов
files -> Основная образовательная программа основного общего образования мбоу «Бишевская средняя общеобразовательная»
files -> Программа по русскому языку для VII класса создана на основе нормативных документов
files -> Правила оформления документов содержание основные понятия делопроизводства 2 общие нормы и правила оформления документов 8
files -> Реферат должен быть оформлен соответствующим образом
files -> Образовательная программа профессиональной подготовки по профессии 050144 «Помощник воспитателя» (350часов)

  • УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ
  • Формы и методы обучения
  • Программа курса
  • Тематический план