Пояснительная записка требования к студентам Магистр должен владеть знаниями по курсу «Информатика»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка требования к студентам Магистр должен владеть знаниями по курсу «Информатика»



Дата19.09.2018
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма





РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    1. Требования к студентам

Магистр должен владеть знаниями по курсу «Информатика», «Математика», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимизации».


    1. Краткая характеристика данной дисциплины, ее особенности

Курс «Теория принятия решений» является составной частью комплекса специальных дисциплин.

В данном курсе изучаются управленческие решения, способы их разработки и реализации. Изучается порядок выбора альтернативных решений с учетом факторов, влияющих на их качество. Рассматриваются особенности выбора решения в условиях неопределенности и риска.


1.3. Цели изучения дисциплины

Целями преподавания дисциплины являются:

• формирование фундаментальных знаний у студентов о принципах применения математических моделей, методов и алгоритмов для выбора эффективных решений при решении различных организационно-технических задач с применением современных средств информатики и вычислительной техники.

• приобретение навыков самостоятельного изучения отдельных тем дисциплины и решения типовых задач;

• приобретение навыков работы в современных интегрированных системах принятия решений;

• усвоение полученных знаний студентами, а также формирование у них мотивации к самообразованию за счет активизации самостоятельной познавательной деятельности.

• сформировать интерес к математическим дисциплинам;

• показать историческую преемственность математических знаний.

Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 080500.68 Бизнес-информатика в качестве специальной дисциплины для магистров первого года обучения.


    1. Учебные задачи дисциплины

Изучение дисциплины способствует формированию у студента общекультурных компетенций ОК-1, 3, 5 и профессиональных компетенций ПК-12.

ОК-1

способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-3

способен принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях

ОК-5

способность к творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям

ПК-12

проводить научные исследования для выработки стратегических решений в области ИКТ


знать:

  • основные понятия теории принятия решений;

  • методологию системного подхода;

  • этапы процесса принятия решений;

  • аксиомы теории полезности;

  • модели и методы линейного программирования;

  • типовые задачи линейного программирования;

  • методы принятия решений в условиях определенности, неопределенности, в условиях риска или конфликта.

уметь:

  • решать задачи принятия решений с помощью математических методов;

  • проводить анализ альтернатив при решении многокритериальных задач оптимизации.


1.5. Формы работы студентов

Лекции, практические задания, тестирование


1.6. Виды контроля

  • текущий (контроль за посещаемостью и активностью, практические задания);

  • промежуточный (опрос, тестирование);

  • итоговый (зачет).


1.7. Методика формирования результирующей оценки: балльно-рейтинговая система

Рабочая программа по курсу разбивается на 3 модуля (блока), представляющих собой завершенные части рабочей программы курса и подлежащие контролю. Система оценки в баллах по каждому тематическому модулю (Приложение 1) доводится до сведения студентов.

Студент в течение семестра должен: написать 3 теста, выполнить 4 практические работы.

Приложение 1



Система оценки в баллах по тематическим модулям по курсу «Теория принятия решений»

Виды работ

Формы контроля

Максимальный балл за вид работы

Сумма баллов по модулям

Общая сумма баллов по 3 модулям

Практические работы

Текущая

10

10-20

40

Посещение лекций, активность

Текущая







15

Тест по лекциям

Промежуточная

15

15

45

Всего










100


1.8. Другие пояснения автора

Обучение людей с ограниченными возможностями здоровья, их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования. Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории.

В рамках изучения курса предоставляются условия для обеспечения процесса обучения людей с ограниченными возможностями. В частности возможности дистанционного обучения через использование ПТК УМКА. Индивидуальные консультации с использованием сети «Интернет».

В процессе обучения будут использоваться информационные, образовательные и компенсационные технологии. Главная задача состоит в том, чтобы в рамках изучения курса люди с ограниченными возможностями смогли раскрыть свой интеллектуальный потенциал в рамках образовательной деятельности, почувствовать себя полноправными членами общества, а также повысить свой уровень жизни.

РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Всего часов (общая трудоемкость в часах)

108

в том числе




Аудиторных занятий

51

Из них лекций

17

семинарских/практических занятий




лабораторных занятий

34

Самостоятельная работа студента (часов)

57

Изучение основной и дополнительной литературы

27

Написание курсовых работ, эссе, рефератов,

0

Выполнение письменных домашних заданий, расчетов, проектов, лабораторных работ

20

Выполнение контрольных работ, тестов

10

Подготовка к зачету

0



Раздел 3. ТематическИЙ план изучения дисциплины


Тема

Содержание

Вид занятий (аудиторные, самостоятельные)

Форма занятий

Количество часов

Форма контроля

1. Введение

Введение. История развития теории принятия решений. Задачи теории принятия решений. Элементы процесса принятия решений и классификация задач. Классификация моделей и методов принятия решений.

аудиторные

Лекция

4




2. Многокритериальные задачи оптимизации

Общие сведения о многокритериальных задачах оптимизации. Математическая модель объекта проектирования. Внутренние, выходные и внешние параметры объекта проектирования. Ограничения. Область работоспособности. Локальные (частные) критерии. Локальные оценки. Критериальное пространство. Постановка задачи многокритериальной оптимизации. Проблемы решения задач многокритериальной оптимизации. Несравнимость решений. Нормализация критериев. Выбор принципа оптимальности. Учёт приоритета критериев. Вычисление оптимума задачи векторной оптимизации. Основные направления методов решения задач векторной оптимизации.

аудиторные

Лекция

6

тест

3. Методы решения задач векторной оптимизации.

3.1. Оптимальность по Парето. Отношение доминирования по Парето. Парето-оптимальность. Аналитические методы построения множества Парето. Компромиссная кривая (фронт Парето). Расчёт компромиссных кривых (4 час.).

Методы сужения парето-оптимальных решений (4 час.).

3.2. Методы замены векторного критерия скалярным критерием. Аддитивный критерий оптимальности. Мультипликативный критерий оптимальности. Метод "идеальной" точки. Проблемы построения обобщённого критерия для векторных задач оптимизации. Сложности в построении обобщённого критерия. Формальное определение обобщённого критерия (4 час.).

Ранжирование частных критериев. Методы определения весовых коэффициентов.

3.3. Методы последовательной оптимизации. Метод главного критерия. Метод последовательных уступок. Лексикографический критерий. Метод равенства частных критериев. (2 час.)

аудиторные

Лекция

7

тест

4. Принятие решений в условиях неопределенности

4.1. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерий Лапласа, критерий Сэвиджа, критерий Гурвица, минимаксный критерий. (3 час.)

4.2. Принятие решений в условиях риска. Критерий ожидаемого значения (прибыли или расходов); комбинация ожидаемого значения и дисперсии, критерий предельного уровня; критерий наиболее вероятного исхода. Экспериментальные данные при принятии решений в условиях риска. Деревья решений. 4 час.)

4.3. Теория игр. Основные понятия и определения. Антагонистические игры. Платежная матрица. Цена игры. Седловая точка. Смешанные стратегии. Приведение матричной игры к задаче линейного программирования.(3 час.)

аудиторные

Лабораторная

10




5. Современные способы и средства принятия решений

Современные способы и средства принятия решений. Человеко-машинные способы принятия решений. Генетические алгоритмы. Марковские модели принятия решений(4 час.)

аудиторные

Лабораторная

4

тест

Лабораторное занятие 1

Построение области работоспособности. Внутренние, выходные и внешние параметры. Ограничения. Построение критериального пространства и допустимой области. Построение парето-оптимальных решений.


аудиторные

Лабораторная работа

4

Конт. раб.

Лабораторное занятие 2

Методы свёртывания частных критериев. Определение весовых коэффициентов формальным способом. Аддитивный критерий. Мультипликативный критерий. (4 час.)

аудиторные

Лабораторная работа

4

Конт. раб.

Лабораторное занятие 3

Методы последовательной оптимизации. Метод главного критерия. Метод последовательных уступок. Методы решения в условиях риска и неопределенности. Критерий Вальда. Критерий Гурвица. Критерий Сэвиджа. Критерий Байеса-Лапласа.

аудиторные

Лабораторная работа

6

Конт. раб.

Лабораторное занятие 4

Деревья решений. Принятие решений в условиях риска с проведением эксперимента. Определение смешанных стратегий. (4 час.).

аудиторные

Лабораторная работа

6

Конт. раб.


Вопросы

  • Основные понятия теории принятия решений. Этапы процесса принятия решений

  • Функция полезности. Свойства функции полезности.

  • Линейные модели оптимизации. Симплекс-метод.

  • Линейные модели оптимизации. Метод ветвей и границ для решения задач теории принятия решений.

  • Нелинейные модели оптимизации.

  • Общие сведения о методе динамического программирования. Функциональное уравнение Беллмана.

  • Принятия решений в условиях риска.

  • Принятия решений в условиях конфликта.

  • Принятие решений в условиях полной неопределенности.

  • Критерий Байеса-Лапласа. Его определение, достоинства, недостатки. Порядок применения.

  • Критерий Сэвиджа. Его определение, достоинства, недостатки. Порядок применения.

  • Критерий Гурвица. Его определение, достоинства, недостатки. Порядок применения.

  • Критерий произведений. Его определение, достоинства, недостатки. Порядок применения.

  • Классические критерии принятия решений.

  • Матричные игры. Игры с нулевой суммой. Игры с седловой точкой.

  • Матричные игры. Игры в смешанных стратегиях.

  • Многокритериальные задачи принятия решений.

  • Матричные игры. Теорема Фон-Неймана

  • Принцип оптимальности Парето

  • Принцип равновесия по Нэшу

  • Методы решения задачи векторной оптимизации. Методы, основанные на свертывании системы показателей эффективности.

  • Методы решения задачи векторной оптимизации. Методы, использующие ограничения на критерии.

  • Методы решения задачи векторной оптимизации. Методы целевого программирования

  • Методы решения задачи векторной оптимизации. Методы, основанные на отыскании компромиссного решения.



РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Базовый учебник

  1. Егоров, В. В. Математические методы принятия решений в экономике. Условия полной определенности : учеб. пособие для студ. вузов. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. (45 экз)

Основная литература

  1. Новиков, А. И. Теория принятия решений и управление рисками в финансовой и налоговой сферах [Электронный ресурс] . - Москва : Дашков и К°, 2013. - 288 с.

  2. Шапкин, А. С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций : учебник для студ. вузов. - 5-е изд. - М. : Дашков и К°, 2012. - 880 с.

Дополнительная литература

  1. Черноруцкий, И. Г. Методы оптимизации и принятия решений : учеб. пособие. - СПб. : Лань, 2001. - 382 с. : ил. - (Учебники для вузов. Специальная лит.). - ISBN 5-8114-0387-9 (12 экз)

  2. Полак Э. Численные методы оптимизации: Единый подход / Пер.с англ.;Под ред.И.А.Вателя. - М. : Мир, 1974. - 376с. (10 экз)

  3. Яблонский, С. В. Введение в дискретную математику : Учеб. пособие для студ. вузов. - 3-е изд. ; стер. - М. : Высш. шк., 2001 ; , 2002. - 384 с. - (Высшая математика). - ISBN 5-06-003951-Х : 85-54. (117 экз).

  4. Волошин, Г. Я.   Методы оптимизации в экономике : учеб. пособие для студ. вузов / МГУС. - М. : Дело и Сервис, 2004. - 320 с. - Сп. лит.: с. 313. (4 экз)

  5. Бирюков, С. И.    Оптимизация. Элементы теории. Численные методы : учеб. пособие [для студ. вузов]. - М. : МЗ-Пресс, 2003. - 246 с. (3 экз)

  6. Ширяев В. И. Исследование операций и численные методы оптимизации. - М.: Комкнига, 2007. - 216 с.

  7. Королёв, В. Ю. Математические основы теории риска : учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Физматлит, 2007. - 544 с.

  8. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение: пер. с англ. под ред. и с добавлением Н. Н. Воробьева - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1974. - 708 с.


Реестры электронных библиотечных ресурсов

  1. Сайт http://umka.volsu.ru/newumka2/

  2. Сайт Intuit.Ru http://www.intuit.ru/



Библиотечные фонды ВолГУ
-электронная библиотечная система ZNANIUM.COM.

Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе на платформе ЭБС ZNANIUM.COM: 3600 (три тысячи шестьсот) пользователей.



-электронная библиотечная система Айбукс.ру/ibooks.ru.

Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Айбукс.ру/ibooks.ru: пароли и логины предоставляются для всех студентов ВолГУ с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.



-электронный научный информационный ресурс зарубежного издательства Springer.

На платформе: http://link.springer.com. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе Springer с любого компьютера, подключенного к локальной сети ВолГУ. Количество ключей не ограничено.



Научно-электронная библиотека eLIBRARY.RU

Интегрированный научно-информационный ресурс по адресам: elibrary.ru и scienceindex.ru. Одновременный доступ к Электронно-библиотечной системе eLIBRARY.RU с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Количество ключей не ограничено.



Электронное издание базы даных Polpred.com

Количество ключей – 10000.



Приложение 1

Использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий




Предусмотрено учебным планом

из них интерактивные методы

Итого интерактивные методы, час

% интерактивных методов

Диску-ссия

Опрос студен-тов

Разбор проблемной ситуации

Работа в малой группе

Компьютерная сумуля-ция

Модуль 1

























1. Введение

4



















-

2. Многокритериальные задачи оптимизации

6

2













2

33,3

3. Методы решения задач векторной оптимизации.

7



















-

всего

17

2













2

11,8

Модуль 2

























4. Принятие решений в условиях неопределенности

10

2













2

20

5. Современные способы и средства принятия решений

4










2




2

50

Лабораторное занятие 1.

Построение области работоспособности. Внутренние, выходные и внешние параметры. Ограничения. Построение критериального пространства и допустимой области. Построение парето-оптимальных решений



4










2




2

50

всего

18

2







4




6

33,3

Модуль 3

























Лабораторное занятие 2

Методы свёртывания частных критериев. Определение весовых коэффициентов формальным способом. Аддитивный критерий. Мультипликативный критерий



4




2










2

50

Лабораторное занятие 3

Методы последовательной оптимизации. Метод главного критерия. Метод последовательных уступок. Методы решения в условиях риска и неопределенности. Критерий Вальда. Критерий Гурвица. Критерий Сэвиджа. Критерий Байеса-Лапласа



6







2







2

33,3

Лабораторное занятие 4

Деревья решений. Принятие решений в условиях риска с проведением эксперимента. Определение смешанных стратегий



6







2







2

33,3

всего

16




2

4







6

33,3

Итого

51

4

2

4

4




14

27,5

Приложение 2




Название документа: Программа учебной дисциплины «Теория принятия решений»

Разработчик ст.преподаватель Солодков С.А. кафедры ФИОУ стр. из Версия 1

Копии с данного оригинала при распечатке недействительны без заверительной надписи