Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Стилистика»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Стилистика»



Дата09.01.2017
Размер0.49 Mb.
ТипПояснительная записка




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса «Стилистика» предназначена для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Программа составлена с учетом требований нового Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов (Власенков А.И. , Л.М. Рыбченкова ), Программы элективного курса «Стилистика» для 10-11 классов (авт.-сост. О.А. Мазнева, И.М. Михайлова. – М.: Дрофа,,  2010).

Цель рабочей программы – формирование коммуникативно-компетентной личности, способной решать стилистические задачи разного уровня в условиях сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Основные задачи программы – развивать логические формы мышления учащихся, способствовать усвоению понятий, формировать суждения, формулировать выводы.

Рабочая программа предусматривает выработку навыков стилистического анализа текста, редактирования и написания текстов определенных жанров и стилей, что способствует воспитанию компетентной личности, создает определенные алгоритмы написания сочинений разных жанров и стилей в сознании старшеклассников, что способствует успешной подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Рабочая программа предусматривает такие формы работы как: учебное занятие, практикумы, дискуссии. Большое внимание уделяется аналитической деятельности учащихся, написанию сочинений разных жанров. Программа предполагает обращение к жанрам, наиболее часто используемым в жизни: сочинение, письмо, реферат, деловое резюме, служебное письмо, бытовой диалог и т.п.

Теоретическая основа программы – положение функциональной стилистики, лингвистики текстов, теории композиции, культуры речи.

Основу методики составляет положение о единстве и взаимосвязи содержания и формы текста, использование методов анализа и синтеза, развитие познавательной деятельности, использование проблемно-поисковых, игровых методов обучения, направленных на формирование и раскрытые творческих способностей старшеклассников.

Осуществлять контроль усвоения знаний учащихся помогают репрдуктивные, развивающе-познавательные и творческие задания. Оценка знаний и умений учащихся осуществляется с помощью выполнения контрольных работ по разделам курса, зачетов, написания рефератов, сочинений, самостоятельных работ по редактированию тестов, написания оригинальных текстов различных жанров и стилей.

Организация всего учебного процесса при изучении элективного курса «Стилистика» основана на осознании самостоятельной ценности учащегося и практической необходимости получаемых им знаний для любого рода деятельности (в школе и в дальнейшей жизни). Такая практическая

направленность программ, безусловно, поможет выпускникам при поступлении и дальнейшем обучении в вузах.

Курс «Стилистика» рассчитан на 35 часов в 10 классе и на 34 часа в 11 классе. в том числе для проведения контрольных работ - 8 часов.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся в результате изучения программы должны

  • владеть знаниями по теории стилистики русского языка в объеме, достаточном для осуществления грамотного владения устной и письменной речью;

  • знать основы стилистического анализа текста;

  • уметь работать с первичной и вторичной информацией;

  • уметь создавать тексты, относящиеся к разным функциональным стилям речи;

  • распознавать стилистические ошибки среди всех прочих

Содержание программы

10 класс (34 ч)

Тема 1. Основные понятия стилистики (2 ч).

Стили языка и стили речи. Функциональные стили. Экстралингвистические факторы, влияющие на функционирование стилей. Соотношение понятий: «текст, жанр, подстиль, стиль».

Тема 2. Научный стиль (17 ч).

Стилевые черты научного стиля. Языковые средства научного стиля. Текстовые особенности научного стиля. Особенности подстилей научного стиля: собственно научного, научно-учебного, научно-популярного.

Жанры научного стиля: реферат, тезисы, рецензия, критическая статья, эссе, развернутая аннотация, школьное сочинение.

Устные жанры научного стиля: доклад, дискуссия, устный ответ.

Редактирование научных текстов

Создание текстов научного стиля

Тема 3. Официально-деловой стиль (14 ч)

Стилевые черты официально-делового стиля. Языковые особенности официально-делового стиля. Особенности построения текста официально-делового стиля. Подстили официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский.

Жанры официально-делового стиля: доверенность, заявление, деловое письмо, характеристика, резюме.

Устные жанры официально-делового стиля: деловой телефонный разговор, деловая беседа и др.

Редактирование официально-делового стиля

Создание текстов официально-делового стиля

Повторение.(2 ч

11 класс (34 ч)

Тема 4. Публицистический стиль. (14 ч)

Стилистические особенности публицистического стиля. Языковые средства публицистического стиля. Текстовые особенности публицистического стиля.

Жанры публицистического стиля: информационная заметка, репортаж, статья, очерк, фельетон, эссе.

Реклама как одна из реализаций публицистического стиля.

Устные жанры публицистического стиля: репортаж, диспут, ток-шоу, интервьб и др.

Публичное выступление. Стратегия и структура. Задачи выступающего.

Интервью. Правила ведения интервью.

Диспут, дискуссия. Стратегия ведения диспута и дискуссии.

Редактирование текстов публицистического стиля

Создание текстов публицистического стиля

Тема 5. Разговорная речь (Разговорный стиль) (8 ч)

Стилевые черты разговорной речи. Понятия «Разговорная речь» и «Разговорный стиль». Языковые средства разговорной речи

Текстовые особенности разговорного стиля. Монолог, диалог, полилог.

Устные жанры разговорной речи. Беседа. Комплимент. Разговор. Спор. Рассказ. Стратегия ведения.

Письменные жанры разговорной речи: письмо, записка, дневник.

Редактирование текстов разговорного стиля.

Создание текстов разговорной речи.

Тема 6. Стиль художественной литературы. (10 ч)

Особенности стиля художественной литературы.

Особое место стиля художественной литературы в системе стилей.

Образ автора. Стиль автора. Художественный образ.

Язык художественной литературы.

Тропы и стилистические фигуры.

Композиция литературного произведения.

Жанры художественной литературы.

Лингвистический анализ художественного текста.

Редактирование литературных текстов, созданных старшеклассниками.

Создание литературных текстов малых жанров: буриме, акростих и др.

Понятие художественного перевода. Анализ текстов художественных переводов одного и того же исходного текста.

Повторение.(2ч)



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ -

практикумы, предполагающие

  • стилистический анализ текста

  • редактирование текстов разных стилей

  • различные виды текстовых упражнений, включая тестовые задания

  • создание текстов разных типов и жанров

  • семинарские занятия с презентацией и защитой тематических сообщений

  • устное сообщение учащихся

  • составление таблиц

  • изготовление наглядных пособий

  • участие в работе школьного пресс-центра

  • научного общества учащихся

Методы и приёмы работы с учащимися:


  • беседа по изученному материалу;

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта, опорных таблиц и пр.);

  • составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • решение ситуативных коммуникационных задач, подбор языкового материала;

  • составление памяток, учебных пособий;

  • участие обучающихся в проектной и исследовательской деятельности

Виды деятельности учащихся на занятиях

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; взаиморецензирование;

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;

  • информационная переработка устного и письменного текста, создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

  • составление упражнений самими учащимися;

  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование и др.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Стилистика» в 10 А классе
Учитель: Шиянова Н.Н.



N

п.п.

Содержание



Количество часов

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание




Основные понятия стилистики

2










1

Стили языка и стили речи.




4.09







2

Функциональные стили.




11.09










Научный стиль

17










3,4

Стилевые черты научного стиля




18-25.09







5,6

Языковые средства научного стиля




2-9.10







7,8

Текстовые особенности научного стиля




16-23.10







9,10

Особенности подстилей научного стиля




30.10-13.11







11,12

Жанры научного стиля




20-27.11







13,14

Устные жанры научного стиля




4-11.12







15,16

Редактирование научных текстов




18-25.12







17,18

Контрольная работа по теме «Создание текстов научного стиля»




15-22.01







19

Анализ. Работа над ошибками.




29.01










Официально-деловой стиль

14










20

Стилевые черты официально-делового стиля




5.02







21,22

Языковые особенности официально-делового стиля




12-19.02







23,24

Особенности построения текста официально-делового

стиля





26.02-5.03







25

Подстили официально-делового стиля




12.03







26

Жанры официально-делового стиля




19.03







27,28

Устные жанры официально-делового стиля




2-9.04

























29,30

Редактирование официально-делового стиля




16-23.04







32,32

Контрольная работа по теме «Создание текстов официально-делового стиля»




30.04-7.05







33

Анализ. Работа над ошибками




14.05










Повторение

1










34

Научная дискуссия на тему «Словарь делового человека»




21-28.05







Итого

в том числе контрольных работ



34

8













Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Стилистика» для 11 А класса

Учитель Гурьева М.Е.

N

урока


п.п.

Тема урока



Коли-

чество часов



Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание






Публицистический стиль

14










1

Стилистические особенности публицистического стиля

1

1.09







2

Языковые средства публицистического стиля

1

8







3,4

Текстовые особенности публицистического стиля

2

15,22







5

Жанры публицистического стиля

1

29







6

Реклама как одна из реализаций публицистического стиля

1

6.10







7

Устные жанры публицистического стиля

1

13







8

Публичное выступление

1

20







9

Интервью

1

27







10

Диспут, дискуссия

1

10.11







11

Редактирование текстов публицистического стиля

1

17







12,

13


Контрольная работа по теме «Создание текста публицистического стиля»

2

24,1.12







14

Анализ. Работа над ошибками

1

8










Разговорная речь (Разговорный стиль)

8










15

Стилевые черты разговорной речи

1

15







16

Языковые средства разговорной речи

1

22







17

Текстовые особенности разговорного стиля

1

12.01







18

Устные жанры разговорной речи

1

19







19

Письменные жанры разговорной речи

1

26







20

Редактирование текстов разговорного стиля

1

2.02







21

Контрольная работа по теме «Создание текста разговорной речи»

1

9







22

Анализ. Работа над ошибками

1

16










Стиль художественной литературы

10










23

Особенности стиля художественной литературы

Особое место стиля художественной литературы в системе стилей



1

2.03







24

Образ автора. Стиль автора. Художественный образ

1

16







25

Язык художественной литературы

Тропы и стилистические фигуры



1

6.04







26

Композиция литературного произведения

1

13







27

Жанры художественной литературы

1

20







28

Лингвистический анализ художественного текста

1

27







29

Редактирование литературных текстов, созданных старшеклассниками

1

27







30

Контрольная работа по теме «Создание литературных текстов малых жанров»

1

11.05







31

Анализ. Работа над ошибками

1

18







32

Понятие художественного перевода

1

11










Повторение

2










33,34

Публицистич. диспут «Стилистика и культура речи»

2

18







Итого




34













в том числе контрольных работ

4












Каталог: doc
doc -> Темы реферативных, проектных и исследовательских работ 2014 – 2015 уч г. Предмет история обществознание
doc -> Программа среднего (полного) общего образования «Духовное краеведение Подмосковья»
doc -> Неотложная помощь в амбулаторной стоматологии
doc -> Методический материал для медсестры процедурного кабинета
doc -> Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
doc -> Темы рефератов для врачей слушателей цикла пк* «Кардиология» г. Мурманск с 04. 04. 16г по 30. 04. 16г
doc -> В. И. Вернадского медицинская академия имени с. И. Георгиевского кафедра хирургии №1 Методические разработки
doc -> Гост 9-95 (исо 214-76) межгосударственный стандарт
doc -> Межгосударственный стандарт гост 32-2001

  • Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Стилистика» в 10 А классе Учитель: Шиянова Н.Н
  • Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Стилистика» для 11 А класса Учитель Гурьева М.Е.
  • Публицистический стиль 14
  • Разговорная речь (Разговорный стиль) 8
  • Стиль художественной литературы 10
  • Повторение 2