Понятие и Правовая основа миграции. 1 Положение с правами и свободами мигрантов

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Понятие и Правовая основа миграции. 1 Положение с правами и свободами мигрантов



страница1/4
Дата17.03.2017
Размер1.01 Mb.
ТипГлава


  1   2   3   4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Понятие и Правовая основа миграции.

1.1 Положение с правами и свободами мигрантов

1.2 Гражданство и национальная идентичность

1.3 Беженцы и мигранты Основы формирования концепции миграционной безопасности


Глава 2. Анализ миграционных процессов в Республике Казахстан

2.1 Оценка демографической ситуации в Республике Казахстан

2.2 Анализ миграционных процессов в Республике Казахстан

2.3 Исторический анализ особенностей правового регулирования режима беженцев в Республике Казахстан.


Глава 3. основные направления Миграционной политики Республики Казахстан

3.1 Прогнозная оценка миграции населения

3.2 Миграционная политика Республики Казахстан

3.3 Зарубежный опыт регулирование внешней трудовой миграции


Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение макроэкономической стабилизации в среднесрочной перспективе и в дальнейшем экономического роста Республики Казахстан взаимообусловлено с ожидаемым развитием демографических процессов, а также миграционных процессов так как миграция населения является важнейшим и неотъемлемым звеном демографического развития нашей республики.

Безусловное включение вопросов миграции и народонаселения в экономические стратегии будет содействовать ускорению темпов устойчивого развития и повышению качества жизни людей. Общеизвестно, что человеческие ресурсы составляют самое ценное достояние страны и основной субъект ее социально-экономического развития.

Нынешний этап демографического перехода в республике характеризуется проявлением новых тенденций и миграции населения, обострением демографической ситуации, наличием сложнейших проблем, требующих незамедлительного реагирования.

В сложившейся ситуации необходимо определение основных целей демографической и миграционной политики и их разработка в контексте с социально-экономическим развитием Республики Казахстан на долгосрочную перспективу. Осуществление национальной программы народонаселения является практической реализацией права Республики Казахстан как суверенного государства, согласно ее законам и в соответствии с международными нормами в области прав человека.

Многонациональное население Республики Казахстан представлено свыше ста национальностей. Под воздействием интенсивных демографических процессов, и особенно миграция населения в структуре населения происходят заметные сдвиги. Они, в свою очередь, оказывают влияние на динамику и национальный состав населения, что также требует изучения происходящих процессов, определении основных тенденций и прогнозной оценки. Это немаловажно для поддержания гражданского согласия и стабильности в межнациональных отношениях. С этой целью необходима разработка и внедрение на практике концепции демографической политики как составной части социально-экономической политики Республики Казахстан и программы развития народонаселения, в которой должны быть четко сформулированы основные цели и механизм реализации. А концепция развития народонаселения должна быть тесно взаимосвязана с концепцией миграционной политики, предусматривающей реализацию права каждого гражданина на свободу выбора места проживания и работы, а также выезда, с концепцией полной продуктивной занятости.

В этой связи формирование экономики открытого типа в Казахстане отмена монополии государства на проведение внешнеэкономических операций, тенденция к интегрированию в мировое сообщество ставят в ряд первоочередных задач изучение процессов миграции, самого ее феномена применительно к нашей стране, а также разработку отечественного законодательства по вопросам миграции, так как процессы внешней миграции населения и трудовых ресурсов Казахстана (особенно это касается высококвалифицированных специалистов) не могут не беспокоить государство.

На постсоветском пространстве в последнее время сложилась уникальная ситуация, когда внутренняя миграция в рамках бывшего СССР превратилась во внешнюю, требующая разработки активной миграционной политики. Для нас это совершенно новое явление, хотя в остальном мире оно известно, и мировое сообщество уже наработало определенные механизмы регулирования миграционных потоков.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование миграционного поведения нетитульного или так называемого русскоязычного населения в новых независимых государствах имеет целью прежде всего получение достоверных данных, которые внесли бы свой вклад в поиск ответов на остающиеся до сих пор спорными или неясными вопросы. Один из таких вопросов, важный не только с научной, но и с политической точки зрения - о причинах и характере современной межгосударственной миграции населения. Многие государства постсоветского пространства выражают недовольство, а часто и прямой протест против рассмотрения Казахстаном миграции с их территорий как вынужденной и наделения иммигрантов статусом беженца или вынужденного переселенца. Спектр мнений простирается от точки зрения, что "население дает очень яркие тому примеры", и согласуется с позицией официальных кругов большинства стран оттока – (в качестве примера) до признания, что 3 млн. мигрантов, прибывших в Россию (1989-1996 гг.) выехали из своих стран в основном по политическим мотивам и, в качестве беженцев и вынужденных переселенцев "скитаются бомжами по России". Есть также промежуточные мнения: "бесспорно вынужденная - это миграция тех, кто силой или прямыми угрозами были изгнаны со своих земель, из своих домов, или чьи места проживания стали ареной военных действий"1. В последние пять лет был издан ряд авторских и коллективных монографий, включая фундаментальные разработки, подготовленные в рамках программы "Проблемы миграции и гражданства в постсоветском пространстве". Следует назвать работы Лебедева Н.М.. Тищкова В.А.. Бушкова В.И., Микульского Д.В., Кожокина Е.М., Дурдыева М.А. Кадырова Ш.П. Большинство этих исследователей -политологи-регионалисты, которые основное внимание в своих работах сосредоточили на позиционных особенностях регионов: они раскрывают ресурсно-трудовую базу государств Содружества, акцентируют основное внимание на базовой модели политического развития региона и его трудовой модификации, изучают перспективы межгосударственной интеграции. Однако вопросы международной и межгосударственной миграции, интеграционного потенциала, политические факторы вынужденной миграции они практически не затрагивают.

Проблемам миграции русскоязычного населения из ближнего зарубежья посвящены труды С.Панарина, Ж.Зойончовской, Л.Рыбаковского, Г.Витковской, Г.Пядухова, Л.Максакова, В.Переведенцева и др. Следует выделить работу Панарина "Центральная Азия: интеграционный потенциал и перспективы миграции", в которой особое внимание уделено политическим особенностям пространства перемещений. Автор отмечает: "Когда пространство перемещения неделимо, мы имеем дело с внутригосударственной миграцией, когда оно рассечено границами - с межгосударственной..."2 Далее он исследует возможные сценарии политического слияния/деления пространства миграционных перемещений и соответствующие изменения объема и природы будущей миграции на примере Центрально-азиатского региона. Выбор автором этого региона обусловлен возможностью "...во-первых, сосредоточить внимание на Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Таджикистане и Туркмении, где создается общая картина межгосударственной миграции в пределах бывшего Союза... Во-вторых, Центрально-азиатский регион представляет собой относительно цельную историко-культурную провинцию с вековыми традициями культурного синкретизма и межэтнической кооперации... В-третьих, сосредоточение на Центрально-азиатском регионе полезно потому, что здесь можно прощупать альтернативный вариант интеграции - блоковый или региональный..."3.

Проблемы международной миграции не могли не стать предметом дипломных исследований. В работах В.С.Айрапетова, О.Г.Бурсовой, С.В.Михайлова, Т.В.Шлычковой рассматриваются различные исторические, этнические, социальные аспекты миграционных потоков и деятельности. О политической и социальной остроте проблемы международной миграции свидетельствует и тот факт, что данная тематика получила отражение в учебных программах и курсах ряда вузов. Так, учебное пособие Ю.Е.Булатецкого и В.П.Мошняги "Миграционные процессы и миграционная политика" стало одной из первых обобщающих работ, характеризующих быстро развивающиеся миграционные процессы и основные направления государственной политики в отношении миграции государственных служб по их регулированию

Несмотря на существование значительного количества работ, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к миграционным процессам как в международном, так и в региональном плане, попытка прямой постановки и разработки проблемы анализа зарубежного опыта и проблем Казахстана еще не предпринималась. В определенной мере такую ситуацию, как представляется, можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, сложностями формирования общей методологии исследования международной миграции как феномена международно-политической реальности и как объекта управления. Во-вторых, основная часть международных миграционных процессов происходит на региональном уровне, но имеет место рост и межрегиональной миграции, особенно в направлении более развитых регионов. В-третьих, значительную часть международных миграций составляют не только добровольные мигранты, но и усиливается тенденция увеличения числа перемещенных лиц и беженцев из государств постсоветского пространства в Казахстан. В силу сказанного, исследование проблемы миграции населения в западных странах и адаптации международного опыта в Казахстане представляется весьма актуальной как с точки зрения осуществления концептуализации имеющегося теоретического знания в этой области, так и с точки зрения расширения возможностей Казахстана для приема миграционных потоков из постсоветских государств. В качестве объекта дипломного исследования выступает внешние миграционные процессы населения как феномен политической и социальной реальности, рассматриваемая с точки зрения выявления зарубежного опыта управления ими. Предметом исследования являются миграционные потоки населения Центральной Азии за пределы региона. Миграция этой части населения вследствие огромных масштабов, психологической и социальной болезненности для переселенцев, серьезных экономических и социально-политических последствий для принимающих и отдающих стран, а также для отношений между ними определила цель дипломного исследования. Она состоит в формулировании и обосновании методологических основ управления международными миграционными потоками. Достижение этой цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются: изучение иммиграционной политики стран Европейского Союза в условиях формирования "Единой Европы"; обобщение опыта стран импортеров и экспортеров рабочей силы; исследование процесса международного сотрудничества Казахстана по вопросам эмиграции трудовых ресурсов; анализ путей сотрудничества со специализированными международными организациями и в особенности с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев; реализация активного подхода к разработке проблемы управления миграционным процессом в Центрально-азиатском регионе, состоящем в анализе содержания процесса управления миграционным потоком, структуры и характера взаимодействия основных элементов механизма управления миграцией, а также в формировании и обосновании методов иммиграции и эмиграции в международных отношениях.

Гипотеза исследования. На базе проведенного автором анализа современной внешней миграционной политики государств, их международно-правовых норм представляется возможным в известной степени сформулировать основные условия достижения относительной политической стабильности в переходный период, признать приоритет норм международного права над национальным законодательством в области миграционной политики. Сущность авторской концепции заключается в том, что сочетание ориентации на универсальные ценности демократии с отечественным традиционализмом помогут решить главные проблемы иммиграции и эмиграции, которые при разумном управлении окажут положительное воздействие на внутриэкономическое и демографическое развитие Казахстана.

Методологическими основами исследования являются принципы сравнительно-исторического, типологического, системного, структурно-функционального анализа и обобщения. Необходимо исходить из того, что миграционная политика, лежащая в основе политического развития, характера и направлений политических изменений в переходном обществе, служит также основой для разработки международно-правовых норм цивилизованного механизма организации и обслуживания миграции населения. При решении поставленных в дипломной работе задач постоянно учитывались два фактора, которые также можно отнести к вопросам методологии: Казахстан - страна со специфическими этнополитическими условиями, и в то же время неотъемлемая - практически на всех этапах новой истории - часть мирового сообщества, задействованная в миграционном процессе.

Эмпирическая база исследования представлена материалами ООН Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенцией ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Итоговым документом Венской встречи 1986 г. представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе; двусторонними соглашениями между странами, принимающими и направляющими рабочую силу: законодательными актами, официальными документами стран СНГ. В настоящее время с учетом важности регулирования потоков внешней миграции имеются опубликованные своды документов по исследуемой проблематике.

Результаты исследования, полученные автором, и их научная новизна заключаются в том, что данная работа представляет собой политическое исследование основ внешней миграции населения, на основе обобщения современной миграционной политики западных государств и сравнения этого опыта с реалиями миграционного процесса в Центрально-азиатском регионе. Автором дипломной работы: выявлены новые факторы, обуславливающие внешние миграционные потоки: обобщена иммиграционная политика стран Европейского Союза в условиях формирования "Единой Европы": раскрыт опыт стран-импортеров и экспортеров рабочей силы и обосновано положение о необходимости его адаптации к условиям Казахстана: доказано, что проблемы миграции населения из стран ближнего зарубежья необходимо рассматривать прежде всего через призму достижения политической стабильности. С учетом этого положения крайне необходима разработка и реализация отечественного законодательства по вопросам миграции; сделан вывод, что приоритетным в политических модернизационных процессах должно быть решение вопроса миграции населения из новых независимых государств; обосновано, что Центральная Азия представляет собой регион с чрезвычайно напряженной социально-экономической ситуацией, а это требует от Казахстана гибкой политики, исключающей резкое отторжение бывших республик. Ухудшение отношений с Центральной Азией может грозить долговременной нестабильностью в тылу юго-восточных границ Казахстан.

Работа представляет практический интерес для внешнеполитических организаций и учреждений Содружества Независимых Государств. Содержащиеся в исследовании основные положения и выводы могут также послужить материалом для дальнейшего исследования миграции населения из стран ближнего зарубежья; найти применение при разработке лекций, специальных курсов, методических рекомендаций в помощь преподавателям и слушателям по таким предметам, как политология, история и теория международных отношений, политическая социология, геополитика и конфликтология.

В данной работе мы будем опираться на последнее понимание внешней миграции, поскольку именно оно дает возможность максимальной конкретизации поставленных задач. Характеризуя научные подходы к изучению внешней миграции, следует отметить, что миграция населения является одним из немногих общественных явлений, которое выступает объектом очень большого числа наук и анализ которого уже изначально предполагает комплексность изучения. Обратимся лишь к некоторым подходам к исследованию миграционных процессов, которые определяются спецификой конкретных научных областей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что миграция выступает как комплексное явление, охватывающее самые различные аспекты, связанные с перемещениями населения. Поскольку системы показателей миграции населения очень разнородны, анализ развития миграционных процессов может проводиться с разных точек зрения в зависимости от задач, поставленных перед исследованием. Это определяет выбор круга необходимой информации, системы показателей, степень детальности анализа.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.


ГЛАВА 1. Понятие и Правовая основа миграции
Миграция населения (от лат. migratio - переселение), перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время. Термин "миграция населения" синонимичен термину "механическое движение населения". Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики.

Миграция населения оказывает весьма значительное влияние на демографическую структуру населения. Из-за неодинаковости масштабов и интенсивности различают немедленное и долговременное воздействие миграции на состав (по полу и возрасту и др.) и динамику населения в местах выхода и вселения мигрантов. Долговременное влияние связано с ролью миграции в воспроизводстве населения. Миграция населения является частью территориальных перемещений. Один из основных критериев идентификации миграции населения - пересечение административных границ территорий (государства, области, города и т.д.). На этой основе выделяют прежде всего внешнюю миграцию и внутреннюю миграцию. Внешняя миграция включает эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение (добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве случаев с изменением гражданства. Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.

К внутренней миграции населения относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения. Различают миграцию сельского населения (перемещение населения на постоянное место жительства из сельской местности в города и из одних сельских населенных пунктов в другие) и миграцию городского населения (перемещение населения на постоянное место жительства в пределах конкретной территории из одного городского поселения в другое (межгородная миграция) и из городских в сельские поселения). Решающее значение имеет миграция населения "село-город", но с развитием урбанизации повышается роль миграции населения "город-город". Выделяют миграцию населения в пределах крупных территориальных единиц и между ними. Но этому признаку миграции делятся на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.

В соответствии с временным критерием выделяют постоянную, или безвозвратную миграцию (например, безвозвратный характер обычно имеет межконтинентальная миграция, миграция сельского населения в города) и возвратную миграцию, которая включает временную миграцию на учебу, на определенные сроки в отдаленные районы и т.д. Нередко в понятие миграции населения входят также сезонная миграция - (сезонное) временное перемещение мигрантов в связи с экономическими или социокультурными причинами) и маятниковая миграция (регулярные перемещения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно; регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учебы).

Важное значение имеет классификация миграции населения по причинам, основными среди которых - экономические и социальные (перемещения в поисках работы, получения образования, в связи с замужеством или женитьбой и т.п.). Немалую роль играют также политические, национальные, религиозные, военные, экологические и другие причины. Следствием возросшего влияния последних стало значительное увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев (жертв вынужденной миграции, т.е. перемещения людей, связанный с постоянным или временным изменением места жительства по независящим от них причинам).

По способу реализации миграции населения делится на организованную, осуществляемую при участии государства или общественных органов и с их помощью, и неорганизованную (индивидуальную, самодеятельную), которая осуществляется силами и средствами самих мигрантов. В зависимости от того, предпринимаются перемещения людей по собственному желанию или вопреки такому, миграция населения делится на добровольную и принудительную. В мире накоплен большой опыт организации миграции населения. В историческом развитии международной миграции существенную роль играли различные эмиграционные агентства и бюро, специальные правительственные организации по иммиграции и эмиграции рабочей силы и т.д.

При изучении миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие "учебная миграция" подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования. Существуют также классификации мигрантов, например, по числу участии в миграции: первичные, вторичные, многократные.

Теория миграционного процесса рассматривает миграцию населения как трехстадийный процесс:

- исходная стадия

- процесс формирования территориальной подвижности населения;

- основная

- собственно перемещение;

- завершающая

- приживаемость мигрантов на новом месте.

На основе этой концепции можно формулировать специфические задачи для каждой из стадий миграционного процесса, в той или иной мере конкретизирующие проблему совершенствования территориального перераспределения населения. Степень реализации миграционной подвижности проявляется на второй стадии в собственно переселении. Совокупность переселений, совершающихся в определенное время в одном направлении, составляет миграционный поток. Зная масштабы ежегодных миграций и среднюю продолжительность одного переселения (от начала практической реализации решения о переселении до момента вселения и трудоустройства на новом месте), можно оценить число миграций, происходящих в тот или иной период года.

1.1 Положение с правами и свободами мигрантов
Миграционные процессы формируются под влиянием и воздействием многих факторов, обстоятельств, ситуаций. Это демографическое развитие страны, личные и семейные обстоятельства граждан, материальный и культурный уровень жизни населения, социально-политическая ситуация в стране, экономическая конъюнктура, положение на рынке труда, общественная безопасность, деятельность крупных транснациональных корпораций и многое другое. Различаются критерии, по которым автор квалифицирует отдельные виды и формы миграции: в зависимости от продолжительности - временная, долгосрочная или постоянная миграция: в зависимости от географических факторов - региональная, приграничная, маятниковая, транзитная: в зависимости от административно-правового регулирования - добровольная, легальная, нелегальная, высылка, департация, переселение. реэмиграция.


  1   2   3   4