Оглавление 1 о пастернаке 2

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Оглавление 1 о пастернаке 2

Скачать 153.11 Kb.


Дата30.08.2017
Размер153.11 Kb.

Скачать 153.11 Kb.

Оглавление


Оглавление 1

О ПАСТЕРНАКЕ 2

Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия": 2

Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г. 2

2. МУЗЫКА 3

Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»» 3

28 мая 1958 г. 3

3. Живопись и скульптура. 4

Из воспоминаний художника Э.М. Белютина о посещении 4

Н.С. Хрущевым выставки произведений московских художников: 4

4. Развитие художественной литературы 4

5. Образование 5

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИ’Л (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина) М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г. 5

6. Наука 5

7. Образование, наука. Вывод. 6

8. Власть и Церковь 6

9. Власть и Церковь. Вывод. 7

10. Советское общество и Запад 8

Из репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 г. 8

Из Записки отдела культуры ЦК КПСС. 1960 г. 8

11. Советское общество и Запад. Вывод. 9

12. Общий вывод 9

13. Список используемой литературы: 10




1. ВВЕДЕНИЕ
Время оттепели принято датировать 1954-64 годами, она тесно связана с эпохой шестидесятых годов, которым был дан старт в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд. Такие хронологические рамки позволяют выделить особый период в советской истории, период эклектичный (смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении), противоречивый, парадоксальный, но объединенный многими общими тенденциями. В эти годы советская цивилизация преображалась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип "шестидесятника", личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества.

О ПАСТЕРНАКЕ


Из постановления президиума правления СП СССР, бюро оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московского отделения СП РСФСР о Пастернаке 28 октября 1958 г.

...Литературная деятельность Пастернака давно иссякла в эгоцентрическом затворничестве, в самоизоляции от народа и времени. Роман «Доктор Живаго», вокруг которого поднята пропагандистская возня, обнаруживает только непомер­ное самомнение автора при нищете мысли, является воплем перепуганного обы­вателя, обиженного и устрашенного тем, что история не пошла по кривым пу­тям, которые он хотел бы ей предписать.

Идея романа фальшива и ничтожна, вытащена с декадентской свалки.

Б. Пастернак порвал последние связи со своей страной и ее народом, превра­тил свое имя и свою деятельность в политическое оружие в руках реакции. При­суждение Пастернаку Нобелевской премии, по существу, за роман «Доктор Жи­ваго», наспех прикрытое высокопарными фразами о его лирике и прозе, в действительности подчеркивает политическую сторону нечистоплотной игры реак­ционных кругов...



(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995гг.).

Учебное пособие Э.М. Щагина, М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)
Авторство идеи о высылке Пастернака из страны принадлежало самому Хрущеву. Под угрозой высылки из СССР Б.Л. Пастернак обратился в Шведскую Академию: "В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ…".

Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия":


Я пропал, как зверь в загоне. Что же сделал я за пакость,

Где-то люди, воля, свет, Я — убийца и злодей?

А за мною шум погони, Я весь мир заставил плакать

Мне наружу хода нет. Над судьбой страны моей.


Темный лес и берег пруда, Но и так, почти у гроба,

Ели сваленной бревно — Верю я, придет пора —

Путь отрезан отовсюду. Силу подлости и злобы

Будь что будет, всё равно. Одолеет дух добра.


Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.


...Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими, с крестьянами, наделенный богом талан­том незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммуниз­ма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кла­дью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым челове­ком, неисчислимых бюрократических дел.

И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических пороков, которые обрушились на меня, — кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скром­ности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература—этот высший плод нового строя—унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них , можно ждать худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти — невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается под­лость, ложь и клевета, ухожу из жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государ­ством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995гг.).

под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996 с.471-472.)

2. МУЗЫКА


60-е годы принесли с собой новое явление и даже во многом были сформированы им - песни бардов. Барды - поэты, композиторы, музыканты и певцы в одном лице - пели приблизительно то же самое, что комсомольцы, но их песни были искренни, неформально лиричны и отчаянно прославляли свободу.

Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»

28 мая 1958 г.


ЦК КПСС отмечает, что постановление ЦК об опере В.Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло положительную роль в развитии советского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального искусства на основе принципов социалистического реа­лизма,

подчеркивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с лучшими демократическими традициями музыкальной классики и народного творчества. Справедливо были осуждены формалистические тенденции в музы­ке, мнимое «новаторство», уводившее искусство от народа и превращавшее его в достояние узкого круга эстетствующих гурманов. Развитие советской музыки в последующие годы подтвердило правильность и своевременность этих указаний партии.

Вместе с тем, оценки творчества отдельных композиторов, данные в этом постановлении, в ряде случаев были бездоказательными. В опере В.Мурадели «Великая дружба» имелись

недостатки, которые заслуживали деловой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примером формализма в музы­ке. Талантливые композиторы тт. Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в отдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, были огульно названы представителями анти­народного формалистического направления...

...Некоторые неверные оценки в указанном постановлении отражали субъек­тивный подход к отдельным произведениям искусства и творчества со стороны И.В.Сталина...

(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995 гг.).

Учебное пособиеЭ.М. Щагина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.266.)

­

3. Живопись и скульптура.

Из воспоминаний художника Э.М. Белютина о посещении

Н.С. Хрущевым выставки произведений московских художников:


Хрущев три раза обежал довольно большой зал, где были представлены художники нашей группы. Его движения были очень резки. Он то стремительно двигался от одной картины

к другой, то возвращался назад <...> Первый раз взгляд Хру­щева задержался на портрете девушки.

— Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка какая-то! — С каждым словом его голос становился визгливее <...>

— Что это за лица? Вы что, рисовать не умеете? Мой внук и то лучше нарисует <...>

Он побежал дальше, почти не глядя на картины <...>

-Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Пони­маете, это я вам говорю!



4. Развитие художественной литературы


Большое развитие получила художественная литература. Существующая, но значительно ослабшая цензура представляет людям больше свободы в творчестве. Появились литературные и публицистические произведения, обозначившие рождение нового направления в литературе- обновленческого. Завоевывает популярность жанр научной фантастики. Но не все радостно принимают новые веяния. Примером отрицания новых идей является А.Фадеев.

Сняты обвинения с выдающихся деятелей музыкальной культуры-Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева и др. На период «оттепели» приходится расцвет творчества молодых композиторов, бардовской песни, оперных постановок.

В живописи реабилитирован авангард 1920-х годов, появилось новое направление «суровый стиль». Хрущев не одобряет творчество абстракционистов, но запретить их выставки уже не может. Из эмиграции возвращаются скульпторы С.Т.Коненкова, С.Д.Эрьзи ( Нефедова), С.Коненков.

Благодаря «оттепели» советская культура обогатилась яркими произведениями, которые были признаны во всем мире.



5. Образование

Из письма Члена-корреспондента ВАСХНИ’Л (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина) М.Моисеева первому секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и председателю СовМина СССР А.Н.Косыгину о положении сельского хозяйства СССР 1 февраля 1965 г.


...Мы непомерно и без экономической потребности и возможности раздува­ем дело просвещения в стране. Конечно, масштабы просвещения должны расти и в нашей социалистической стране, должны быть значительно выше соответ­ствующих показателей капиталистических стран. Но все же мы перегибаем пал­ку, торопимся и живем в этой области явно не по средствам. Бесспорно, сейчас условия другие, но как не вспомнить слова Ленина, что надо экономить на всем, даже на школах, если речь идет о подъеме экономики.

Разве нужно в данный период жизни нашей страны так раздувать среднее образование, чтобы доярка, скотница, ткачи ха, прядильщица и другие аналогич­ные работники шли на производство не иначе как получив среднее образование? Разве их профессиональные знания были бы хуже, если бы они имели семилет­нее образование? Наоборот, среднее образование создает на сегодня ненужные психологические и моральные трудности для включения юношества в производ­ство. А сколько миллионов людей в связи с этим отвлекается от производитель­ного труда и сколько миллиардов средств мы тратим для того, чтобы гоняться за этими показателями образования?

То же и с высшим образованием. И здесь мы раздуваем его не в меру эконо­мических возможностей и необходимости, и здесь отвлекаются от производительного труда сотни тысяч наиболее жизнедеятельного населения и летят без отдачи миллиарды рублей.

Я не мракобес, не против просвещения, я сам немало отдал сил преподава­нию в высшей школе. Но я экономист, и мне ясно, что мы здесь забегаем вперед, шагаем не в ногу с развитием нашей экономики и, следовательно, в ущерб ей...



(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995гг.).

Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М. Туманит, изд. центр ВЛЛДОС, 1996с.266.)

6. Наука


Несмотря на многочисленные доносы о «неправильных» взглядах ведущих советских ученых, гонения не затронули тех из них, кто был задействован в атом­ном проекте и разработке межконтинентальных бомбардиров­щиков и баллистических ракет — носителей ядерного оружия.

В августе 1945 г. был создан Специальный комитет, в который наря­ду с руководителями ведущих ведомств вошли крупнейшие советские ученые — академики И.В. Курчатов и П.Л. Капица. По­требности атомного проекта удовлетворялись государством в пер­вую очередь. Благодаря этому в 1949 г. в нашей стране было создано ядерное оружие (непосредственно на вооружение дальней авиации оно поступило в 1953).


В США преобладало убеждение, что секрет ядерной бомбы

похитила советская разведка. По опубликованным впоследствии сведениям ста­ло известно, что, хотя полученные ею данные в какой-то мере ускорили ход работ (по примерной оценке, на 1—2 года), все же решающую роль в лишении Соединенных Штатов ядерной монополии сыграли отече­ственные ученые. Показательно, что в 1953 г. сотрудники Института атомной энергии, работавшие под руководством И.В. Курчатова, опередив США, создали водородную бомбу, намного более разру­шительную, чем атомная. В 1954 г. в Советском Союзе вошла в строй первая в мире атомная электростанция (Обнинск).

Искания творческой интеллигенции пользовались нравственной поддержкой высококвалифицированных спе­циалистов в области науки и техники, особенно занятых в военных проектах, которым, как и в сталинские времена, предоставлялась значительная свобода творчества. Это обеспечило успехи советской науки, получившей мировое признание.
В 1956—1964 гг. лауреатами Нобелевской премии стали известные ученые Н.Н. Семенов, П.А. Черенков, ИМ. Франк, И.Е. Тамм, Л Д. Ландау, Н.Г. Басов, A.M. Прохоров. Впечатля­ющими были достижения в «закрытых» научно-иссле­довательских институтах и лабораториях, связанных с оборонными заказами. Эта сфера оставалась приоритетной с точки зрения вложения материальных и интеллектуальных ресурсов.

Значительные средства выделялись на развитие ракетной техники. Под руко­водством академика СП. Королева созда­вались космические корабли «Восток» и «Восход». В 1957 г. был образован круп­нейший научный центр в Новосибирске, возникли десятки «закрытых» научных городков, работавших на военные цели.



7. Образование, наука. Вывод.


Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что образование в период «оттепели» было сильно реформировано. Это было необходимо в связи с быстрым развитием науки и техники. Но реформа образования противоречила развитию экономики на данном этапе.

Короткий период половинчатой хрущевской оттепели немедленно принес плоды во всех сферах интеллектуальной деятельности. В науке это красноречивее всего ознаменовалось запуском в космос первого спутника и первого человека (это случилось под руководством вышедшего из тюрьмы конструктора ракет Сергея Королева).

Наибольшее внимание руководство СССР уделяло развитию науки и образования. Советский Союз получил мировое признание благодаря своим ученым, новым и смелым исследованиям. Важнейшей чертой периода «оттепели» стала научно-техническая революция. Однако достижения науки использовались в основном в военно-технической области.

8. Власть и Церковь


После войны, принесшей неисчислимые страдания и жертвы, усилилась тяга людей к вере. Однако господствующая идеология оставалась атеистической. Признаки новых гонений на религию появились в 1954 году, когда было принято постановление ЦК "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения", в подготовке которого активно участвовали Д.Т. Шепилов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов. В этом документе предлагалось вернуться к довоенным отношениям с Церковью и вновь начать "наступление на религиозные пережитки". Перед принятием Постановления В. Молотов предупреждал Н. Хрущева о том, что оно "поссорит нас с духовенством и верующими, принесет массу ошибок". На что последовал ответ: "Будут ошибки — исправим".
Этот пример очень наглядно указывает на два подхода к проблемам Церкви в руководстве партии — антирелигиозный и государственный (рассматривал Патриархию как своеобразную часть системы). И весь период между сторонниками этих подходов с переменным успехом шла борьба.
Антирелигиозной группировке помогла и старая гвардия "воинствующих безбожников" 30-х годов. Среди них В.Д. Бонч-Бруевич положил начало изданию Институтом истории Академии наук СССР "Научно-атеистической библиотеки" в16 томах.
Наряду с этим процесс либерализации сделал возможным освобождение выживших в тюрьмах и лагерях священнослужителей.

Многие священники стали писать Патриарху Алексию прошения ходатайстве перед властью по поводу их освобождения. С весны 1956 г. ускорился процесс освобождения духовенства, свыше 290 бывших узников совести вновь стали служить в храмах. К 1957 году количество зарегистрированных храмов в СССР составило 13 478 с численностью священства 12 288. Из 70 правящих архиереев половина прошла через тюрьмы, ссылки и лагеря.


Но это благополучие было относительно. Среди окружения Н. Хрущева были влиятельные силы, готовые начать наступление на Церковь. Положение осложнялось еще и тем, что ровную линию в отношениях с Церковью отстаивали ближайшие соратники И. Сталина.
Важнейшей причиной изменения курса стала и экономическая причина, ведь именно с постановлений "О монастырях в СССР" и "О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей" начинается "хрущевская антирелигиозная" кампания. Судите сами. Количество храмов составило 7523, священников 7400, а действующих монастырей на всей необъятной территории Советского Союза осталось 16 (в начале кампании их было 63).

9. Власть и Церковь. Вывод.


Видно, что позитивное отношение государства к Церкви, которое было после ВОВ, в период оттепели сменяется антирелигиозной работой. В СССР рассматривается Патриархия как своеобразная часть системы в государстве.

В результате противоборства антирелигиозного и государственного подходов к проблемам Церкви происходит уничтожение церквей, храмов, монастырей. Эти действия оправдываются установкой партийного руководства на развернутое строительство коммунизма.

Мы считаем, что в период оттепели Советский Союз утратил много религиозных культурных ценностей. Это нанесло большой урон духовной культуре СССР.

10. Советское общество и Запад




Из репортажа писателя Габриэля Гарсиа Маркеса о VI Всемирном фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 г.


...Москва — самая большая деревня в мире — не соответствует привычным человеческим пропорциям. Лишенная зелени, она изнуряет, подавляет. Москов­ские здания—те же самые украинские домишки, увеличенные до титанических размеров...Чувство титанизма, навык массовой организованности, видимо, со­ставляет важную часть психологии советских людей.

В конце концов начинаешь привыкать к этому размаху...



<…>

Другое пре­имущество фестиваля было в том, что в фестивальной суматохе, где невозможен милицейский контроль за каждым, советские люди могли высказываться более свободно...Простота, доброта, искренность людей, ходивших по улицам в рва­ных ботинках, не могли быть следствием фестивального распоряжения. Не раз с обдуманной жестокостью я задавал один и тот же вопрос лишь с целью посмот­реть, каков будет ответ: «Правда, что Сталин был преступником?». Они невозму­тимо отвечали цитатами из доклада Хрущева.

... Их радио имеет только одну программу, а газеты — все они принадлежат государству—настроены лишь на волну «Правды».(Хрестоматия по отечественной истории (1946—1995 гг.)Учебное пособие под редакцией А. Ф. Киселева,Э.М. Щагина. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996с.281.)

Из Записки отдела культуры ЦК КПСС. 1960 г.


«За 9 месяцев этого года в Москве каждый советский фильм в сред­нем посмотрело 357 тысяч зрителей, фильм других стран социалисти­ческого лагеря — 133 тыс. человек, а фильм из капиталистических стран — более полумиллиона человек... Из 2430 тысяч зрителей, посе­тивших киносеансы на крупных киноплощадках города, 2407 тысяч человек смотрели зарубежные фильмы».

Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются международные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль. Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс исполнителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным художественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).



11. Советское общество и Запад. Вывод.


Изучив материалы и документы, мы пришли к выводу, что советских людей очень интересовала жизнь Запада. Этот интерес мог быть удовлетворен после снятия жестких ограничений на западную культуру. При подготовке к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве было предпринято активное изучение иностранных языков советским народом, чтобы общаться с иностранными делегациями. Интерес со стороны Запада был не меньшим. Но различие в политическом строе, длительная изоляция капиталистического и социалистического обществ привели к разному восприятию политических, бытовых и эмоциональных сторон жизни советского народа. Граница, разделяющая два политических лагеря несколько десятилетий была открыта в период хрущевской «оттепели».


12. Общий вывод


Духовная и культурная жизнь общества носила противоречивый характер.

Происходил процесс оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъем науки и образования.

Общий подход власти к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии.

Либерализация многих областей жизни советского народа, наступившая после смерти Сталина, не обошла стороной и его культурную и духовную сферу.

50-е годы отмечены заметным развитием литературы и искусства советского многонационального государства. В декабре 1954 года состоялся II Всесоюзный съезд писателей, в феврале-марте 1957 года работал I Всесоюзный съезд художников, в марте того же года состоялся II Всесоюзный съезд кинематографистов. В литературе и искусстве этого десятилетия на первый план выдвигается тема современности, героики трудовых будней советского народа, тема Великой Отечественной войны. Активно развивалось киноискусство.

При этом следует отметить определенную противоречивость в процессе развития литературы и искусства в период хрущевской "оттепели". С одной стороны, были реабилитированы репрессированные в годы сталинского режима деятели советской культуры, наблюдался расцвет публицистики, значительно расширялись рамки "дозволенного". Все это готовило общественное сознание для будущих крупных перемен. Но с другой стороны, некоторые писатели и деятели искусства за свои острые критические выступления и произведения, не укладывавшиеся в стандарты господствующей системы "социалистического реализма", были обвинены в "очернении социалистической действительности", критиковались официальной пропагандой за "формализм", "абстракционизм" и т.п. Поэтому, несмотря на ряд положительных сдвигов, тоталитарная система по-прежнему продолжала жестко контролировать духовную сферу жизни советского народа.



13. Список используемой литературы:


История государства и народов России XX – начало XXI века: Учебник для 9 класса. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

"История России с древнейших времен до конца XX века" (2001 год), А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова, 797;

Волобуев О., Кулешов С. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989, 284;

"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1955-1959 гг.)" т. 7, М., 1971, 558;



"КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1959-1965 гг.)" т. 8, М., 1972, 566;

http://his.1september.ru/2001./03/1.htm

  • Стихотворение Б. Пастернака "Нобелевская премия"
  • Предсмертное письмо А.А.Фадеева в ЦК КПСС 13 мая 1956 г.
  • Постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца»»
  • 3. Живопись и скульптура.
  • 4. Развитие художественной литературы
  • 7. Образование, наука. Вывод.
  • 8. Власть и Церковь
  • 9. Власть и Церковь. Вывод.
  • 10. Советское общество и Запад
  • Из Записки отдела культуры ЦК КПСС. 1960 г.
  • 11. Советское общество и Запад. Вывод.
  • 13. Список используемой литературы