Обучающихся по программам высшего образования в Тувгу смк п 197 система менеджмента качества рабочая программа дисциплины

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Обучающихся по программам высшего образования в Тувгу смк п 197 система менеджмента качества рабочая программа дисциплины



Дата18.08.2017
Размер2.28 Mb.
ТипПрограмма





Тувинский государственный университет

Положение о выпускной квалификационной работе студентов,

обучающихся по программам высшего образования в ТувГУ

СМК - П - 197






система менеджмента качества
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.2


«История и философия науки»
по направлениям подготовки

05.06.01 Науки о Земле, 06.06.01 Биологические науки, 08.06.01 Техника и технологии строительства, 35.06.01 Сельское хозяйство,36.06.01 Ветеринария и зоотехния, 37.06.01 Психологические науки, 38.06.01 Экономика, 40.06.01 Юриспруденция, 44.06.01 Образование и педагогические науки, 45.06.01 Языкознание и литературоведение, 46.06.01 Исторические науки и археология, 49.06.01 Физическая культура и спорт,

51.06.01 Культурология
Версия 1.0
Дата введения: 10.09.2016г
ПРИНЯТО
на заседании кафедры философии

Протокол № 1 от 08.09.2016 г.


Кызыл, 2016




Содержание


1 Пояснительная записка 3

2 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине/модулю 3

3 Место дисциплины/модуля в структуре ООП 5

4 Объем дисциплины / модуля в зачетных единицах и академических часах 5

5 Содержание дисциплины / модуля, структурированное по темам / разделам 6

7. Основная, дополнительная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 27



5.1 Основная литература 27

5.2 Дополнительная литература 27

5.3 Справочная литература и периодические издания 27

2. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.-сост.Е.Ф.Губский,Г.В.Кораблева,В.А.Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 576 с. 28

5.4 Интернет-ресурсы 28

9 Образовательные и информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине /модулю 29

6 Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине 30

Подготовил ________________ _________________ 34

Предварительная экспертиза проведена «____»_____________20__ г. 34

13. Лист регистрации изменений 35




  1. Пояснительная записка



Наименование дисциплины (модуля)

Программа учебной дисциплины/ модуля Б.1.Б2 устанавливает минимальные требования к результатам обучения аспиранта и определяет содержание и виды учебных занятий, форм и средств отчетности и контроля.

Программа разработана в соответствии с:

- ФГОС ВО, утвержденный Министерством образовании и науки РФ от №1426 4 декабря 2015 года.

- Образовательными программами по направлениям подготовки

05.06.01 Науки о Земле, 06.06.01 Биологические науки, 08.06.01 Техника и технологии строительства, 35.06.01 Сельское хозяйство,36.06.01 Ветеринария и зоотехния, 37.06.01 Психологические науки, 38.06.01 Экономика, 40.06.01 Юриспруденция, 44.06.01 Образование и педагогические науки, 45.06.01 Языкознание и литературоведение, 46.06.01 Исторические науки и археология, 49.06.01 Физическая культура и спорт,

51.06.01 Культурология

- Учебными планами университета по направлению подготовки аспирантуры по направлениям подготовки



05.06.01 Науки о Земле, 06.06.01 Биологические науки, 08.06.01 Техника и технологии строительства, 35.06.01 Сельское хозяйство,36.06.01 Ветеринария и зоотехния, 37.06.01 Психологические науки, 38.06.01 Экономика, 40.06.01 Юриспруденция, 44.06.01 Образование и педагогические науки, 45.06.01 Языкознание и литературоведение, 46.06.01 Исторические науки и археология, 49.06.01 Физическая культура и спорт,

51.06.01 Культурология
Целями освоения дисциплины являются ознакомление аспирантов с содержанием основных методов современной науки, принципами формирования научных гипотез и критериями выбора теорий, формирование понимания сущности научного познания и соотношения науки с другими областями культуры, подготовка к восприятию материала различных наук для использования в научно-исследовательской деятельности в области фундаментальной и прикладной науки.

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине/модулю

В результате освоения дисциплины/ модуля у студента формируются следующие компетенции:




Компетенция

Уровень освоения

Знания

Умения

Навыки

УК-1* – способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

базовый

Знать: основные этапы развития науки; иметь представление о важнейших направлениях и концепциях философии науки; особенности современной науки; структуру научного знания, функции научного исследования


Уметь: по ключевым понятиям, категориям определять суть концепции философии науки, принадлежность ее автору, направлению; работать с источниками, составлять конспекты и аннотированные обзоры литературы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делать обоснованные выводы; ориентироваться в основных проблемах современной философии науки; выявлять теоретически ценные идеи, мысли, подходы.

Владеть: навыком применения принципов, методов, категорий, подходов, научного исследования для оценки и понимания природных явлений, социальных и культурных событий, самопознания и самосознания

УК-2** Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки

базовый

Знать предмет философии науки; основные аспекты бытия науки; знать, что такое методология науки; особенности научного и вненаучного познания.

Уметь самостоятельно анализировать философско-методологические проблемы науки; вычленять методологический уровень рассмотрения научной дисциплины; различать гипотезу и теорию; оценивать роль познавательной веры, интуиции, неявного знания.

Владеть новыми методами исследования в своей профессиональной деятельности; введения дискуссии по философским проблемам научного знания, изложения собственной позиции.


УК -1 *05.06.01 Науки о Земле, 06.06.01 Биологические науки, 51.06.01 Культурология



УК-2 ** 06.06.01 Биологические науки, 08.06.01 Техника и технологии строительства, 35.06.01 Сельское хозяйство,36.06.01 Ветеринария и зоотехния, 37.06.01 Психологические науки, 38.06.01 Экономика, 40.06.01 Юриспруденция, 44.06.01 Образование и педагогические науки, 45.06.01 Языкознание и литературоведение, 46.06.01 Исторические науки и археология, 49.06.01 Физическая культура и спорт,

51.06.01 Культурология


  1. Место дисциплины/модуля в структуре ООП

3.1. Настоящая дисциплина/модуль относится к базовой части

3.2. Дисциплина/модуль создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин/модулей учебного плана: Методология подготовки и представления диссертационной работы

  1. Объем дисциплины / модуля в зачетных единицах и академических часах

Распределение часов дисциплины по видам занятий и по семестрам



Курс –

1 курс

Семестры

I-II

Всего учебных часов трудоемкости

288 (4ЗЕТ + 1 ЗЕТ экзамен)

Всего аудиторных часов,

144 ч

в том числе лекции

72 ч

практических занятий

72ч

Самостоятельная работа студентов

144 ч

Распределение аудиторных часов по семестрам




I семестр

2 ч. в неделю (2 ЗЕТ)




72 ч = 18 лк + 18 лб + 36 СРС

II семестр

2ч. в неделю(2+1 ЗЕТ)

Формы контроля:




I семестр

зачет

II семестр

кандидатский экзамен


  1. Содержание дисциплины / модуля, структурированное по темам / разделам



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/ МОДУЛЯ



Перечень разделов и тем учебного материала

Всего часов

Контактные часы

Самостоятельная работа

Краткое содержание темы (основные понятия)

Виды и формы

самостоятельной

работы

Форма контроля текущей успеваемости

Лекции

Лабораторные работы

Практические занятия

Контроль самостоятельной работы




__1___ семестр

1

Тема 1. Предмет философии науки




144



18

4





18

4




36

10

Место науки в современной цивилизации. Три грани науки: наука как знание, наука как вид деятельности и наука как социальный институт. Философский анализ науки, его цели и задачи. Место философии науки в системе философского знания. Логико-эпистемологический и социокультурный подход к анализу научного знания. Роль исходных философских установок в формировании образа науки. Становление и основные этапы развития философии науки как самостоятельной дисциплины. Классики философии и методологии науки, их основные работы. Современные периодические издания по философии науки. Философия науки и науковедческие дисциплины, их взаимодействие. Философия техники и ее основные проблемы и задачи. Философия техники и философия науки.



Подготовка реферата

Дискуссия

Тема 2. Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции




4




4




8

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организация науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук

Подготовка реферата

Дискуссия

Тема 3. Философия науки в свете различных философских традиций мышления





8




8




12

Позитивистская философия науки. Наука сама себе философия. Гносеологические основания философии позитивизма: тезис феноменализма и тезис дескриптивизма. Методологический принцип эмпиризма. Идея логического атомизма и доктрина верифицируемости как критерия познавательного значения суждений. Гипотетико- дедуктивная модель и концепция подтверждения. Программа построения единого языка науки. Эволюция идей позитивизма от О. Конта до М. Шлика. Анализ языка науки как средство решения основных проблем науки в аналитической философии. Постпозитивистская философия науки. Изменения проблематики философии науки в постпозитивизме: проблема роста знания, проблема демаркации, проблема научной рациональности, проблема научной революции, исторический подход к построению философии науки. Гносеологические основания постпозитивистской философии науки: фаллибилизм и гипотетизм, критический реализм, эволюционный подход к пониманию развития знания. Эволюция постпозитивизма от строгого методологизма К. Поппера до эпистемологического и методологического анархизма П. Фейерабенда. Влияние постпозитивистской традиции мышления в современной философии науки. Концепция научного знания в феноменологии. Стратегия построения философии как «строгой науки». Понятие «феномен». Возвращение к античному пониманию теории как сопричастности движению смыслов. Феноменология как онтология и метод. Понятие «жизненного мира». Наука как европейское явление. Наука и философия. Проблема классификации наук в феноменологии. Феноменолого-герменевтическая традиция о сущности науки. Понятие «эпоха» и историческая размерность знания. Этапы развития науки. Новое время как «время картины мира», классическая наука как построение конструктов мира рациональным субъектом. Проблемы постклассической науки. Методологическая доктрина структурализма. Представление о структурах как алгоритмах мышления и идея существования универсального кода культуры. Наука и другие формы культуры. Представление культуры как текста. Критика базовых допущений структурализма в постструктурализме. Понятие «дискурс». Стратегии восстановления научного дискурса: «археология знания» М. Фуко, «логика смысла» Ж.Делеза. Постмодерн и идея условности любого образа в культуре. Модерн как стратегия разрушения образов, постмодерн как ироничное переосмысление образов


Подготовка реферата

Дискуссия

4. Наука в культуре современной цивилизации





2




2




6

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Подготовка реферата

Дискуссия

2 семестр

5. Современная наука как социальный институт. Нормы и ценности научного сообщества




4




2




6

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука в социокультурных системах. Социальные функции науки. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки

Подготовка реферата

Дискуссия

6. Природа научного знания. Идеалы и критерии научности знания





4




4




10

Природа научного знания и его основные характеристики: научное знание как продукт рациональной деятельности, доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка. Универсальность научного знания и ее границы. Особенности предмета, средств и методов науки. Цели науки и внешние и внутренние стимулы ее развития. Гносеологическая обусловленность различных представлений о природе научного знания и его критериях. Рационализм и математический идеал научного знания, его роль в истории научного мышления. Методология дедуктивизма и ее подход определению критерия научности знания Становление опытных наук и кризис математического идеала научности. Эмпиризм и физический идеал научного знания. Индуктивизм как методологическая и логическая форма реконструкции этого идеала. Индуктивная выводимость как критерий научности знания. Проблема обоснования, индукции и кризис индуктивного идеала научности знания Верифицируемость как критерий научности знания. Гносеологические основания принципа верифицируемости и его основные идеи. Парадоксы принципа верифицируемости и границы его применимости. Критика принципа верифицируемости в современной философии науки. Фальсификационистский критерий демаркации научного знания К. Поппера и его гносеологические основания. Определение фальсифицируемости научных теорий, роль рискованных предсказаний, установление научного статуса теорий. Врожденная и приобретенная нефальсифицируемость теорий. Правила научного метода позволяющие сохранять фальсифицируемость знания. Принцип фальсифицируемости и реальная практика науки. Парадигмальная модель научности знания Т. Куна и ее гносеологические основания. Понятие парадигмы и ее место в научном познании. Роль научного сообщества в определении научного статуса теории. Достоинства и издержки парадигмального понимания научности.

Подготовка реферата

Дискуссия

7. Структура научного знания и его основные элементы




4




4




6

Уровни и этапы научного знания: основания для их выделения. Эмпирический уровень исследования, его особенности, задачи и функции науки. Мера автономии в существовании эмпирического знания и его связь с теоретическими предпосылками. Теоретический уровень научного исследования, его специфика, задачи и функции. Теоретическое исследование как процесс вычленения нового мысленного содержания знания, не сводимого к эмпирическому знанию. Соотношение чувственного и рационального коррелятов в эмпирическом и теоретическом исследовании, Метатеоретический или парадигмальный уровень знания, его природа, специфика и регулятивные функции в познании. Исследовательская программа И. Лакатоса и парадигма Т. Куна как примеры выделения метатеоретического знания. Картина мира и стиль мышления как элементы метатеоретического уровня мышления. Парадигмальный уровень знания как итог и предпосылка эмпирического и теоретического исследования. Научная проблема как элемент научного знания и исходная форма его систематизации. Проблема, вопрос, задача. Гносеологическая характеристика проблемы и ее место в познавательном цикле. Научная проблема и условия ее разрешимости. Типология научных проблем. Понятие научного факта. Достоверность фактуального знания: научный факт и протокол наблюдения. Структура факта: перцептивная, лингвистическая и материально- практическая компоненты научного факта. Типология фактов. Способы получения и систематизации фактов, функции фактуального знания в научном исследовании: роль фактуального знания в выдвижении подтверждении и опровержении теоретических гипотез. Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Гносеологическое содержание закона науки. Логические характеристики суждений, в которых формулируются законы науки. Проблема природы необходимости, выражаемой в законе: психологическая, логическая и физическая необходимость. Способы получения и обоснования законов, функции законов в познании. Типы и виды научных законов: эмпирические и теоретические, динамические и статистические законы, причинные и непричинные законы. Научная теория как высшая форма систематизации знания. Общая характеристика научной теории. Типология научных теорий. Теоретическая модель как элемент внутренней организации теории. Опосредованный характер теоретического знания: теория и система идеальных объектов. Способы построения и развертывания теории, роль парадигмального знания в теоретичен исследовании Математизация теоретического знания и проблема интерпретации математического аппарата теории. Семантическая и эмпирическая интерпретация значения теоретических терминов. Методологические регулятивы построения и отбора теоретических гипотез: проверяемость, непротиворечивость, простота. Принцип соответствия и дополнительности и их роль в оценке теоретического знания. Проблема соизмеримости старых и новых теорий. Различные концепции природы теоретического знания. Феноменалистическая, инструменталистская, конвенционалистская и реалистическая концепции природы теоретического знания. Наивный и критический реализм. Основные познавательные функции науки. Научное описание и его общая характеристика. Виды описания. Требования к языку описания. Понятие смысла и значения языковых выражений. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности, проблема интерпретации результатов описания. Место описания в структуре познания: критика дескриптивизма. Научное объяснение как основная познавательная функция науки. Дедуктивно - номологическая модель объяснения, ее структура и основные компоненты. Условия адекватности объяснения. Вероятностно-индуктивная модель и ее особенности. Объяснение факта и объяснение закона. Объяснение и понимание. Соотношение этих понятий и место понимания в методологии. Традиционная и психологическая трактовка понимания. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Методологические принципы научной интерпретации.

Подготовка реферата

Дискуссия

8. Методология научного исследования





4




4




6

Цели и задачи методологического анализа научного исследования. Теория и метод. Формы существования методологического знания. Система идеалов и норм научного исследования как схема метода научной деятельности. Логические и эпистемологические основания методологического знания. Современные методологические доктрины и их философские основания. Феноменализм и эмпиризм как философское основание методологии позитивизма. Фаллибилизм и гипотетизм как основание методологической концепции критического рационализма Поппера. Конвенционалисткие предпосылки методологических идей И. Лакатоса и Т. Куна. Методология эпистемологического анархизма П. Фейерабенда. Рациональные приемы научного исследования: абстрагирование и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, анализ и синтез и их место в научном исследовании. Эмпирические методы научного познания. Наблюдение как метод эмпирического познания. Специфика наблюдения в науке. Структура, типы и виды наблюдения. Избирательность научного наблюдения и его обусловленность системой наличного знания. Обработка результатов наблюдения и формирования фактуального базиса науки. Интерсубъективность результатов наблюдения и способы их проверки. Эксперимент как основной метод научного исследования. Наблюдение и эксперимент: их сходство и различие. Структура научного эксперимента. Цели и задачи экспериментальной деятельности. Типы и виды эксперимента. Последовательность этапов в проведении эксперимента. Роль и функции теоретического знания в подготовке проведении и интерпретации результатов эксперимента. Воспроизводимость результатов эксперимента. Функции эксперимента в научном познании. Статистические методы обработки результатов эксперимента. Особенности эксперимента в общественных науках. Мысленный эксперимент, его сущность, сфера применения и познавательный статус. Эвристические возможности мысленного эксперимента. Теоретические методы научного исследования. Абстрагирование и идеализация как исходные приемы в построении теоретического знания. Гипотеза как основной метод построения и развития научного знания. Общая характеристика гипотетико-дедуктивного метода. Типы и виды гипотез. Основные стадии процесса построения и развития научной гипотезы. Место индукции, дедукции и аналогии в процессе построения гипотез. Роль интуиции в процессе выдвижения гипотез. Методы проверки и обоснования гипотезы: подтверждение и опровержение научных гипотез. Условия серьезности гипотезы, роль парадигмальных оснований в построении и отборе гипотез на статус объясняющей теории. Метод математической гипотезы, его сущность и сфера применимости. Основные приемы построения математических гипотез и проблема их содержательной интерпретации. Эвристическая роль математики в опытных науках.

Подготовка реферата

Дискуссия

9. Проблема роста научного знания. Современные концепции развития науки




2




4




8

Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные представители. Гносеологические основания этой концепции. Кумулятивизм о соотношении эволюционных и революционных изменений в науке: трактовка научных революций в кумулятивизме. Концепция роста научного знания К. Поппера. Гносеологические и методологические основания попперовской концепции. Рост знания как условие сохранения эмпирического характера науки. Теория трех миров как философское обоснование концепции Поппера. Рольпонятия истины в трактовке прогресса научного знания Поппером. Автономия в развитии знания и ее пределы. Попперовская схема роста знания. Роль биологических аналогий в трактовке роста знания. Соотношение эволюционных и революционных изменения в модели Поппера. Критическая оценка попперовской модели роста в современной литературе. Концепция развития знания И. Лакатоса. Методологические основания его модели: методология исследовательских программ и ее сущность. Роль истории науки в оценке методологических стратегий. История науки и ее рациональная реконструкция. Борьба программ как стимул в развитии научного знания. Сравнительный анализ концепции Поппера и Лакатоса. Критическая оценка концепции Лакатоса и ее место в современной философии науки. Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна. Нормальные и экстраординарные периоды в развитии науки. Т. Кун о природе нормальной науки: характер изменения знания в нормальной науке. Кризис нормальной науки и его симптомы: аналогия с политической жизнью. Научная революция как смена парадигм. Проблема соизмеримости знания в ходе революционных изменений. Трактовка Куном характера революционных изменений в науке: Проблема научного прогресса в концепции Куна. Место и роль концепции куна в современной философии науки. Рост и развитие научного знания в свете основных идей эволюционной эпистемологии. Базисные идеи эволюционной эпистемологии: понимание жизни как когногенеза (К. Лоренц), онтогенетическая эволюция ментальных структур (Ж. Пиаже). Эволюционный подход к пониманию развития знания К. Поппера и С. Тулмина. Эволюционная модель развития знания Д. Кэмбелла.

Подготовка реферата

Дискуссия

.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине



Примерные виды и формы самостоятельной работы:
-написание реферата;


  1. Значение истории философии для человеческой культуры и для самой философии

  2. Значение истории науки для конкретной научной деятельности и истории философии для профессионального творческого философствования

  3. Разделение истории философии на исторические этапы.

  4. Регионально-культурные образования.

  5. Философские направления и школы

  6. Античная философия, ее специфика

  7. Первые греческие мудрецы. Преднаучное и предфилософское знание в их синтезе

  8. Эволюция понятия первоначала в ранней античной философии: ионийские философы. Гераклит, элейцы, атомисты, Эмпедокл, Парменид, Зенон

  9. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии.

  10. Пифагорейский союз

  11. Сократ, его жизнь, мученическая смерть, идеи его устного учения. Влияние Сократа на человеческую мысль

  12. Диалогическая форма сочинений Платона и платоновская диалектика

  13. Платоновское учение об идеях: мифологические и философские элементы. Мир идей, мир вещей, мир чисел

  14. Аристотель, его жизнь и сочинения. Энциклопедический ум Аристотеля

  15. Синтезирование различных областей знания. Теоретическая и практическая философия

  16. Этика и социальная философия Аристотеля

  17. Эпикур и эпикуреизм: единство физики и этики

  18. Патристика как философия раннего Средневековья.

  19. Разделение на раннюю, зрелую и позднюю патристику

  20. Аврелий Августин и его «Исповедь»: многовековое влияние на теологию,философию, культуру в целом. Августинизм в средневековой философии (Дунс Скот)

  21. Борьба реализма и номинализма в средневековой философии

  22. Влияние Фомы Аквинского на религиозно-философскую мысль

  23. Специфические особенности философии нового времени по сравнению с философией предшествующих и последующих периодов

  24. Р.Декарт: единство науки и философии

  25. Философия Спинозы как единство гносеологии, антропологии и этики

  26. Отражение эпохи войн и революций в социальной философии Т.Гоббса. Учение о «естественном состоянии человеческого рода» и возникновении государства, собственности в философии Гоббса и Дж. Локка

  27. Философы XVII в. о роли общественного договора, о правах человека, разделении властей и веротерпимости

  28. Г.В. Лейбниц: путь от механицизма к динамической картине мира. Лейбниц как ученый и философ

  29. Историческая роль философии Просвещения

  30. Немецкая классическая философия как (относительно) единое философско- культурное образование. Особенности немецкой классической мысли

  31. Докритический период в развитии философии И.Канта: основные произведения и идеи

  32. «Критика чистого разума» – великое философское произведение И.Канта

  33. Учение И.Г.Фихте о человеке. Деятельная сущность человека. Свобода и равенство – главные социальные ценности

  34. Вклад Ф.В.Шеллинга в диалектическое понимание природы. Философия естествознания Шеллинга

  35. Философская система зрелого Гегеля, ее основные разделы и их внутреннее подразделение

  36. . К.Маркс как идеолог, политик, экономист и роль философии в обосновании идеологии марксизма

  37. Специфические особенности русской философии и ее роль в развитии российской и мировой культуры

  38. Роль М.В.Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Философские идеи Ломоносова

  39. Размежевание славянофилов и западников и его отражение в философских дискуссиях

  40. Специфика философского учения В.С.Соловьева о Всеединстве

  41. Критика «отвлеченных начал» и обоснование цельного знания в философии В.С.Соловьева

  42. Философское учение Н.А.Бердяева. Философия Бердяева в контексте западных философских учений XX в. (философия жизни, феноменология, экзистенциализм, персонализм)

  43. Философия жизни, новая онтология, новый мистицизм С.Франка. Учение об идеальном бытии

  44. . Специфика интуитивизма Н.О. Лосского

  45. Позитивизм в философии 42. «Философия жизни» и ее формы

  46. Влияние А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше на развитие философии XIX – XX в.

  47. Неокантианские школы и их критическая ревизия философии И.Канта

  48. Феноменологическая философия Э.Гуссерля и его последователей. Причина ее усиливающегося влияния

  49. Экзистенциалистская философия в XX в.

  50. Драма жизни и философия М.Хайдеггера. «Бытие и время» и основные проблемыонтологии XX – XXI вв.


Требования к реферату по истории и философии науки

Аспирант на базе самостоятельно изученного историко-научного материала представляет реферат по истории соответствующей отрасли наук. Реферат должен показать знание источников по истории и философии науки, выявить степень философской культуры аспирантов, их умение применять полученное знание для постановки и решения исследовательских задач, связанных с изучением той или иной области природы и культуры. Общий объем реферата – не более 25–30 страниц печатного текста. Формат страницы – А4. Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта – 14. Междустрочный интервал – 1,5. Стиль оформления: Normal. На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие содержание работы, заключение. В конце реферата приводится список использованной литературы с точным указанием авторов, названия, места и года ее издания. Титульный лист реферата оформляется по образцу (Приложение № 1). Реферат необходимо сдать за месяц до начала промежуточной аттестации. Проверка реферата осуществляется преподавателем, который предоставляет рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено» / «не зачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче экзамена


Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине



  1. Объект и предмет философии науки.

  2. Общество как организационная форма деятельности.

  3. Наука в культуре современной цивилизации.

  4. Пространство и время в социальной реальности.

5. Становление науки, ее первые исторические формы.

6.Сциентизм и антистиентизм в ситуации кризиса современной цивилизации.



  1. Этика науки.

  2. Научные революции в истории цивилизации.

  3. Философия техники.

  4. Концепции социального познания: М. Вебер, В. Винлельбанд, В. Дильтей, Г. Риккерт.

  5. Научная рациональность, основные типы.

  6. П. Гассенди: сенсуалистическая гносеология.

  7. Основные концепции истины в науке, степень их обоснованности

  8. Научная картина мира.

  9. Неклассический тип науки.

  10. Отечественная философия науки

  11. Ф. Бэкон: теория индукции.

  12. Синергетическая концепция социального познания.

  13. Основные направления зарубежной философии науки.

  14. Б. Паскаль: методология науки.

  15. Теория цивилизаций.

  16. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  17. Общественное сознание.

  18. Наука в европейском средневековье.

  19. Классический тип науки.

  20. Генезис естествознания в 16- 17 веках.

  21. Проблема сложности в научном познании.

  22. Концептуальные модели диалектики, их роль в научном познании.

  23. Форма и содержание.

  24. Р. Декарт: рационалистический метод.

  25. Биология: современные концептуальные направления.

  26. Т. Гоббс: номиналистическо-эмпирическая гносеология

  27. Свобода и необходимость.

  28. Г.В. Лейбниц: рационалистическая гносеология.

  29. Необходимость и случайность.

  30. Д. Локк: эмпирическая гносеология.

  31. Возможность и действительность.

  32. И. Кант: агностицизм в концепции познания.

  33. Синергетическая концепция социального познания.

  34. Г.В. Ф. Гегель: эпистемология.

  35. Объект и субъект социально-гуманитарного познания.

  36. Т. Кун: концепция относительной стабильности и научных революций в динамике науке.

  37. Человек и Вселенная: космологические модели.

  38. Эпистемология Т. Фейерабенда.

  39. Логический позитивизм в философии науки

  40. Концепция универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева.

  41. Сущность и явление.

  42. Теория общественных экономических формаций.

  43. Пространство и время в научном познании.

  44. Концепция научного познания К. Поппера.

  45. Принцип системности в научном познании.

  46. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

  47. Диалектика как логика и методология научного познания.

  48. Постнеклассический тип науки.



7. Основная, дополнительная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»




    1. Основная литература


  1. Введение в историю и философию науки [Текст] : учебное пособие для ВПО / С. А. Лебедев [и др.] ; ред. С. А. Лебедев. - М. : Академический Проект, 2007. - 384 с.

  2.   Философия науки. Общий курс [Текст] : учебное пособие для ВПО / под ред. С. А. Лебедева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический Проект, 2010. - 731 с.

  3.   Философия науки.Общие проблемы [Текст] : учебник для послевузовского проф. образования / Степин Вячеслав Семенович. - М. : ГАРДАРИКИ, 2006. - 384 с.

  4.  Философия науки в вопросах и ответах [Текст] : учеб.пособие для аспирантов / В.П.Кохановский,Т.Г.Лешкевич,Т.П.Матяш,Т.Б.Фатхи. - 3-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 352 с. 

  5.   История и философия науки [Текст] [Текст] = Учеб.пособие для студ. вузов / Э.В.Островский. - М. : Юнити-Дана, 2007. - 160 с. 

  6. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов / ред. А. С. Мамзин. - СПб. : ПИТЕР, 2008. - 304 с. :
    1. Дополнительная литература


  1. Сознание [Текст] : (учебно-методическое пособие) / В. Р. Фельдман. - Кызыл : РИО ТывГУ, 2004. - 43 с. - (ТывГУ). 

  2.  История русской философии [Текст] / В. В. Зеньковский. - Харьков : ФОЛИО ; М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 896 с.

  3.  Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом [Текст] / Пер. с англ. Е.Николаенко. - М. : ОГИ, 2003. – 288



с.

4. История западной философии [Текст] / Бертран Рассел. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 992 с. 

 5. Философия науки. Основные концепции и проблемы [Текст] : учебное пособие / С. И. Гришунин. - 2-е изд., испр. - М. : КД "Либроком", 2009. - 224 с.



    1. Справочная литература и периодические издания


  1. Орус-тыва кыска философтуг словарь [Текст] = Краткий русско-тувинский философский словарь / М. М. Гаврилова, М. Ш. Артаев ; ред. М. С. Хомушку. - Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 1996. - 64 с.
  2. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.-сост.Е.Ф.Губский,Г.В.Кораблева,В.А.Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

    1. Интернет-ресурсы



Электронные источники

Научная электронная библиотека www.e-library.ru

Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека онлайн" http://www.biblioclub.ru

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Схема подготовки реферата:
1. Ознакомление с предложенными темами рефератов, согласование с руководителем и выбор темы.

2. Подбор в библиотеках соответствующей литературы для реферирования.
3. Пользуясь закладками, отметить существенные места или сделать выписки.
4. Составить план реферата.
5. Используя рекомендации по тематическому конспектированию и составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме.
6. Прочитать текст и отредактировать его.
7. Проверить правильность оформления реферата.
8. После подготовки реферата следует написать текст выступления (если предстоит защита реферата), продумать ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.
Методические указания к написанию реферата

Согласно словарю иностранных слов реферат (от лат. геfегге — докладывать, сообщать) представляет собой:

• краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.;

• доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Прежде всего, нужно помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.

Ниже отмечены ключевые моменты, которые необходимо учитывать при работе над рефератами.

Структура реферата

Первоначально необходимо составить развернутый план реферата, в котором определяется его структура и основное содержание по разделам:

• введение;

• основная часть, самостоятельно структурируемая учеником по главам, разделам, параграфам, пунктам и т.д.;

• заключение;

• список источников (должен оформляться в соответствии с ГОСТом);

• приложения (в случае необходимости).

Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1 -2 страниц.

Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Кроме того, весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-3 страниц.

Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Iпtегпет, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких-либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.

Процедура защиты реферата

Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы и показать насколько значима тема реферата. После доклада члены комиссии задают вопросы.

Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.

6. Оценка реферата

Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать

следующие компоненты работы:

• содержательную часть (неординарность темы, глубину постановки проблемы, структуру работы, актуальность и т.п.);

• оформление (соответствие стандарту оформления, эстетику иллюстративного материала и т.п.);

• представление на процедуре защиты (как ученик держится, насколько свободно ориентируется в тексте реферата, как отвечает на вопросы и т.п.).




  1. Образовательные и информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине /модулю


Преподавание ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Проблемное обучение – стимулирование аспирантов к самостоятельному приобретению знаний;

Информационные технологии – использование электронных образовательных ресурсов для подготовки к лекциям.


  1. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Материально-техническое обеспечение дисциплины/ модуля включает в себя


В лекциях используются мультимедийные презентации, которые выносятся на большой экран. Также имеются библиотечный фонд, компьютерная техника. Работа в аудитории осуществляется в соответствии с семестровыми рабочими учебными планами, графиками учебного процесса, расписанием аудиторных занятий

11. Иные сведения и материалы

Перечень контрольных вопросов для сдачи кандидатского минимума по философским проблемам отрасли науки


1. Предмет и основные концепции современной философии науки

2. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры

3. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки

4. Трансценденталистская концепция соотношения философии и частных наук, ее сущность и основные этапы

5. Стратегическая роль философии и ее место в методологии науки

6. Роль науки в современном образовании и формировании личности

7. Прогностическая роль философского знания

8. Философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии

9. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

10. Особенности древневосточной преднауки и науки

11. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки

12. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах

13. Западная и восточная средневековая наука

14. Пантеизм в философской традиции средневекового буддизма

15. Становление опытной науки в новоевропейской культуре

16. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт

17. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре

18. «Третий позитивизм» о природе науки. Верифицируемость и фальсифицируемость как критерии научного знания и демаркации науки

19. Особенности развития науки в ХХ-ХХI вв.

20. Модели и методы исследования науки

21. Роль эмпирического знания в развитии науки

22. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение

23. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта

24. Методология теоретического познания

25. Теория как форма научного знания. Структура и функции теории. Типы теорий. Аксиоматизация и формализация теории

26. Формирование гипотезы, ее назначение в науке. Критическая проверка гипотезы: гипотетико-дедуктивный метод в науке

27. Понятие гипотезы в истории развития научного знания

28. Математизация теоретического знания

29. Виды интерпретации математического аппарата теории

30. Основания науки. Структура оснований

31. Идеалы и нормы научного исследования

32. Экспертная деятельность в науке и ее функции.

33. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира

34. Современная научная картина мира и ее связь с конкретными науками

35. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания

36. Философские основания и принципы теории относительности

37. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории

38. Фальсификация как критерий демаркации научного и метафизического знания. «Логика и рост научного знания» Карла Поппера

39. Новые подходы к постпозитивизму в философии «исследовательских программ» Имре Лакатоса

40. Проблема истины: плюрализм, методологический анархизм в работе Пола Фейерабенда «Объяснение, редукция и эмпиризм». Научная истина как социокультурный феномен

41. Проблемы философии и методологии науки в работе С. Тулмина «Человеческое понимание»

42. Понятие научной революции. Виды научных революций. «Структура научных революций» Томаса Куна

43. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций

44. Проблемы преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигматизм 45. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций

46. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов

47. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний

48. Глобальные революции и типы научной рациональности

49. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности

50. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука

51. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации

52. Современные процессы дифференциации и интеграции наук

53. Роль синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах и новые стратегии научного поиска

54. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов

55. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира

56. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Интерпретация – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания

57. Этические проблемы науки

58. Размывание основ научной этики. Новые этические проблемы науки в XXI веке. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях

59. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки

60. Сущность основных механизмов этического регулирования биомедицинских исследований

61. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования

62. Роль художественного образа в формировании эстетического идеала человека. Антропологизация и деантропологизация в подходе к человеку
63. Человек в фокусе культуры и образования

64. Освоение космоса и перспективы выживания человечества

65. Методологические проблемы социальной экологии

66. Экологическая этика и ее философские основания

67. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере

68. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации

69. Сциентизм и антисциентизм как мировоззренческие позиции оценки роли науки в развитии общества

70. Наука и паранаука

71. Научная рациональность и проблема диалога культур

72. Интерналистская и экстерналистская модели развития научного знания. Их основания и возможность

73. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки

74. Наука и религия

75. Буддизм и наука

76. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов

77. Различные подходы к определению социального института науки

78. Научный консенсус, его роль и функции в процессе научного познания

79. Научные школы. Подготовка научных кадров. Проблема сохранения научной культуры 80. Школы в науке, их роль в организации и динамике научного знания

81. Правила научной дискуссии. Свобода критики, недопустимость авторитаризма и догматизма в науке 82. Компьютеризация науки и ее социальные последствия

83. Рост, динамика, специализация и интеграция современного научного знания. Новые формы организации науки

84. Наука и экономика

85. Философия науки и парадигма устойчивого развития

86. Социальные функции науки. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки

87. Стратегия и тактика научного сообщества в отношениях с общественными движениями 88. Современная государственная научно- техническая политика. Функции государства в управлении научно-техническим прогрессом


12. Приложения
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет»


«______________________________________________________________________________________________»

(Тема реферата)

Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки

_____________________________________________________

_____________________________________________________

(Шифр и название специальности аспиранта или экстерна)



Подготовил ________________ _________________


(аспирант или соискатель) (Фамилия, и., о.)

Предварительная экспертиза проведена «____»_____________20__ г.


___________________ ___________________

(Подпись научного руководителя (Фамилия, и., о.)

или специалиста по отрасли науки)

Окончательная проверка реферата проведена «___»__________200__ г.


Оценка ______________ __________________ _______________

(зачтено, не зачтено) (Подпись проверяющего) (Фамилия И.О.)



Кызыл 20______г.


13. Лист регистрации изменений





Номер измене­ния

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата введения изменения

заменен­ных

новых

аннулиро­ванных







































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Версия: 2.0




Стр. из Стр. из




Каталог: upload -> Aspirantura -> Psihologia
Psihologia -> Кафедра философии
Aspirantura -> Кафедра философии
Aspirantura -> Рабочая программа по истории и философии науки
Aspirantura -> Рабочая программа по педагогике и психологии высшей школы
Aspirantura -> Литература Аютии (1350-1767) 10. 01. 03 литература народов стран зарубежья
Psihologia -> Ооп направления подготовки 06. 06. 01. Биологические науки, профиль Экология
Aspirantura -> Правила приема кандидатского экзамена по иностранному языку
Aspirantura -> Рабочая программа по истории и философии науки
Psihologia -> Ооп направления подготовки 06. 06. 01. Биологические науки, профиль Экология

  • Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине/модулю
  • Место дисциплины/модуля в структуре ООП
  • Объем дисциплины / модуля в зачетных единицах и академических часах
  • Содержание дисциплины / модуля, структурированное по темам / разделам
  • 7. Основная, дополнительная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
  • Дополнительная литература
  • Справочная литература и периодические издания
  • Философский энциклопедический словарь [Текст] / Ред.-сост.Е.Ф.Губский,Г.В.Кораблева,В.А.Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 576 с.
  • Образовательные и информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса по дисциплине /модулю
  • Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине
  • Подготовил ________________ _________________
  • 13. Лист регистрации изменений