Образовательная программа агрокласса «Введение в агробизнес»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Образовательная программа агрокласса «Введение в агробизнес»

Скачать 247.1 Kb.


Дата26.05.2018
Размер247.1 Kb.
ТипОбразовательная программа

Скачать 247.1 Kb.

Образовательная программа

агрокласса

«Введение в агробизнес»

р.п.Любытино


СОДЕРЖАНИЕ


1.

Пояснительная записка




1.1.

Характеристика программы




1.2.

Цель и задачи программы




1.3.

Планируемые результаты освоения программы





















2.

Учебный план




3.

Содержание программы




4.

Учебно-тематический план




5.

Примерный перечень предприятий АПК и производственной базы предпринимателей, на территории которых планируется проведение экскурсий для учащихся агрокласса







Литература






1. Пояснительная записка
1.1. Характеристика программы
Актуальность программы

Одной из приоритетных задач современного образования является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подготовки, направленной на индивидуализацию и социализацию обучения. Один из важнейших компонентов этого соответствия - готовность к профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию

Школа и социум несут большую ответственность перед своими воспитанниками за их будущее. В новых социально – экономических условиях дети из поселковой школы должны не только получать первые навыки работы на земле, но и учиться эффективно хозяйствовать на ней; они должны уметь оценивать результаты своего труда как морально, так и материально. Важнейшей задачей такой школы является формирование «сельскохозяйственной грамотности», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству, который позволит им реализовать себя как будущего хозяина земли. Каждый выпускник школы поселка должен стать всесторонне грамотным землепользователем как минимум в масштабах личного подсобного хозяйства.

В этих условиях введение профильного аграрного обучения и предпрофильной подготовки в школе становятся особенно актуальными и являются компонентом новой образовательной среды, которая создает условия для самоопределения, самореализации школьников, обеспечивает возможность осуществления профессиональных проб, готовит к самостоятельному сознательному выбору профиля профессионального обучения.

Агропромышленный комплекс сегодня становится всё более привлекательным сектором развития малого и среднего бизнеса в России. Все чаще, используя современные управленческие знания и опыт, молодые люди начинают строить свою карьеру и бизнес в сфере сельского хозяйства. Именно поэтому ключевыми направлениями работы профильных аграрных классов является изучение обучающимися основ ведения малого бизнеса и предпринимательства в агропромышленном секторе. Участвуя в дискуссиях, организационно-деятельностных играх, экскурсиях, создавая электронные презентации, исследовательские работы, проекты, бизнес-планы, учащиеся агроклассов знакомятся с основами экономики, менеджмента, права, экологии и сельского хозяйства.

Создание агроклассов – это форма работы с учащимися школ, объединяющая усилия педагогов и производственников, высших и средних учебных заведений, центров труда и занятости населения.


Направленность программы

Программа «Введение в агробизнес» адресована учащимся 9 – го класса, проявляющим интерес к специальностям сельскохозяйственного профиля.

Программа предполагает вовлечение детей в предпринимательскую деятельность в агропромышленном секторе Любытинского муниципального района.

Программа «Введение в агробизнес» позволяет школьникам познакомиться с лучшим мировым опытом ведения агробизнеса, с аграрным законодательством и основами рационального природопользования в рамках производства конкурентно способных экологически безопасных технологий и продуктов питания. В рамках курса школьники изучают основы маркетинга и организации предпринимательской деятельности в разных организационно-правовых формах, особенности функционирования малых форм хозяйствования и современных агротехнологий.

Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает учащимся использовать теоретические знания для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает их основное содержание в биологическом, экономическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся к поступлению в средние и высшие учебные заведения аграрного профиля.

Программа «Введение в агробизнес» предусматривает проведение учебно-теоретических занятий, профориентационных мероприятий, организацию экскурсий, подготовку и защиту исследовательских работ, проектов, бизнес-планов в общем объеме - 68 часов в год:

- учебно-теоретические занятия (18 часов в год)

- экскурсии, мастер-классы успешных предпринимателей (24 часа в год)

- практические занятия, самостоятельную работу учащихся, подготовку исследовательских работ, проектов (26 часов в год)

Экскурсии для учащихся агрокласса в рамках образовательных стандартов организуются в предприятия агропромышленного сектора разных видов собственности. В рамках ФГОС основного общего образоваания важной частью программы является исследовательская деятельность. Она включает обучение основным методам исследований, работу с литературными источниками, формирует навыки публичной защиты работы.

Важную часть исследовательской работы составляют основные положения методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, которые учитывают современные запросы сельского хозяйства.

Введение в программу блока исследовательской деятельности учащихся дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося и является фундаментом для самоопределения личности и профильной подготовки.


1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание ориентационной мотивационной основы для осознанного выбора профессии сельскохозяйственного профиля, формирование у учащихся основ предпринимательской деятельности.
Задачи программы:


  • Формирование системы знаний учащихся, включающих знания основ растениеводства и животноводства, современных технологий сельскохозяйственного производства, видов оборудования и сельхозмашин и др.;

  • Формирование основных понятий экономики, основ бизнес-планирования, современных форм ведения агробизнеса, механизмов франчайзинга и др.;

  • Изучение правовых и экономических основ предпринимательства в сельском хозяйстве;

  • Формирование профессиональной компетентности учащихся через знакомство с профессиями аграрного направления;

  • Подготовка учащихся к грамотному ведению личного хозяйства и организации фермерского семейного хозяйства;

  • Формирование учебно-исследовательской компетентности (освоение основного инструментария для проведения исследования, методики проведения опытов и экспериментов с сельскохозяйственными растениями и животными, средств исследования, форм и методов его проведения, грамотного представления результатов);

  • Развитие общеучебных умений и навыков учащихся: умения работать с учебной, научно-популярной и справочной литературой, интернет-ресурсами, систематизировать материал, делать выводы;

  • Развитие самостоятельности и творчества при решении практических задач;

  • Развитие потребности в профессиональном самоопределении, предпринимательской деятельности



1.3. Планируемые результаты освоения программы

При успешной реализации программы формируется «сельскохозяйственная грамотность», т.е. вооружение учащихся тем минимальным объемом знаний и умений по сельскому хозяйству



Ожидаемые результаты:

  • Увеличение доли выпускников, трудоустроившихся в АПК;

  • Рост укомплектованности сельскохозяйственных предприятий высококвалифицированными кадрами;


2. Учебный план программы
«Введение в агробизнес»




Название тем

Теория

Практика

Экскур-сии

Всего

I

Введение в программу

2

2

2

6

II

Понятие, сущность и особенности аграрного производства

2

2

2

6

III

Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства

2

2

4

8

IV

Мировой и российский опыт организации аграрных производств, производства с/х продукции и применения технологий в сельском хозяйстве

2

3

1

6

V

Агроэкология

2

2

4

8

VI

Современная сельскохозяйственная техника и оборудование

2

2

4

8

VII

Правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в АПК

2

5

3

10

VII

Экономика АПК и основы бизнес-планирования

2

2

4

8

IX

Индивидуальный проект

2

4

2

8




ИТОГО

18

24

26

68



3. Содержание программы

I. Введение в программу

(теория 2 часа, практическая часть – 2 часа, экскурсия - 2 часа)
Обзор рынка труда по сельскохозяйственному направлению. Обзор учебных заведений Новгородской области и России, готовящих кадры для различных отраслей сельского хозяйства, правила приема, рекомендации. Мотивация учащихся в выборе сельскохозяйственных профессий.

Практическая часть.

1. Вводная диагностика. Тестирование учащихся по биологии и основам сельского хозяйства.

2. Вводная диагностика. Тестирование учащихся по выбору профессии, профессиональной диагностики склонностей и интересов учащихся.

Экскурсия.

Комитет сельского хозяйства Администрации Любытинского муниципального района.
II. Понятие, сущность и особенности аграрного производства

(теория – 2 часа, практика – 2 часа, экскурсии – 2 часа)


Исторические аспекты сельскохозяйственного уклада. Особенности природообустройства в различных климатических условиях и социальных укладах жизни. Цели и задачи агробизнеса. Составляющие аграрного бизнеса. Политические предпосылки успешного ведения сельскохозяйственных отраслей. Условия создания различных типов хозяйств в зависимости от наличия фермерских ресурсов: земельных, трудовых, почвенно-климатических, водных и пр., конъюнктуры рынка. Специализации хозяйств. Особенности организации предпринимательской деятельности.

Практическая часть.

1. Семинар «Перспективы развития агропромышленного сектора в Любытинском районе», встреча с руководителями с/х предприятий.



2. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами по теме.

Экскурсия.

ООО «Октагон»
III. Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства

(теория – 2 часа, практика – 2 часа, экскурсии – 4 часа)


Круговороты веществ и потоки энергии как общебиотическая основа сельского хозяйства. Почвенные ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Водные ресурсы. Биологические ресурсы. Понятия: природоемкость. ресурсоемкость, экологоемкость производства. Ресурсные циклы; их классификация и особенности функционирования. Характер цикла почвенно-климатических ресурсов и сельскохозяйственного сырья.
Практическая часть.

  1. Практическая работа «Определение типа почв по образцам методом формирования шарика или жгутика, по сыпучести и цвету».

2. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами по теме.

Экскурсия.

Агрофирма «Государь»
IV. Мировой и российский опыт организации аграрных производств, производства с/х продукции и применения технологий в сельском хозяйстве (по отраслям) (теория – 2 часа, практика – 3 часа, экскурсия-1 час)

Основы растениеводства, животноводства. Производство сельскохозяйственной продукции. Ресурсосберегающие технологии в растениеводстве и животноводстве. Опыт передовых стран в сельскохозяйственных отраслевых производствах. Политическая, экономическая, экологическая и социальная составляющая успеха.



Практическая часть.

  1. Семинар «Опыт организации аграрного производства в Новгородской области».

2.Практическая работа «Определение вредных насекомых, болезней растений, сорняков».

3.Практическая работа «Виды кормов. Органолептическая оценка качества образцов кормов (зеленые, зерновые, сено, солома, силос, корнеклубнеплоды)»



Экскурсия.

КФХ Иванова В.Н.
V. Агроэкология (теория – 2 часа, практика – 2 часа, экскурсии – 4 часа)

Агроэкосистемы. Биопродуктивность агроэкосистем. Роль отдельных компонентов в агросистемах (культивируемые растения, насекомые, фитопатогенные грибы, сорные растения). Экологические аспекты интенсификации земледелия (севообороты, селекция, применение удобрений, мелиорация земель, пестициды).

Проблемы производства экологически безопас­ной сельскохозяйственной продукции, применения современных технологий их производства и переработки.

О состоянии рынка экологического агропроизводства. Основные источники загрязнения в агросфере. Основные виды токсикантов, содержащихся в пищевых продуктах: тяжелые металлы (Hg, Cd, Fe, Pb, As, Cu, Zn); остаточные количества пестицидов; нитраты, нитриты; радиоактивные элементы; диоксины; микотоксины; полихлорированные бифенилы. Лекарственные средства (антибиотики, гормональные и сульфаниламидные препараты); регуляторы роста, используемые в сельском хозяйстве; препараты, применяемые для улучшения качества и сохранности первичной продукции и как добавки к пищевым продуктам и т.д.



Источники загрязнения, формы нахождения в сельскохозяйственной продукции и почве. Основные факторы, влияющие на поведение токсикантов в системе «почва-растение-животное-человек». Влияние токсикантов на биохимический состав растений. Действие токсикантов на человека и теплокровных животных.

Практическая часть.

  1. Семинар «Проблема охраны земельных ресурсов в Новгородской области».

  2. Практическая работа «Определение различных видов минеральных удобрений, с помощью изучаемых в школе простейших химических реакций, по внешнему виду».

Экскурсия.

Комитет сельского хозяйства Администрации Любытинского муниципального района
VI. Современная сельскохозяйственная техника и оборудование (теория – 2 часа, практика – 2 часа, экскурсии – 4 часа)

Формирование технической инфраструктуры АПК. Технологии и виды оборудования, применяемые в агропроизводстве. Их назначение и современные тенденции модернизации.



Практическая часть.

1. Семинар-практикум «Механизация АПК Новгородской области.

2. Семинар «Потребность в сельскохозяйственной технике малых предприятий АПК Любытинского района».

Экскурсия.

Агрофирма «Государь»
VII. Правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в агропро­мышленном комплексе (теория – 2 часа, практика –5часов, экскурсии – 3 часа)

Правовые нормы природопользования в системе агропро­мышленного комплекса. Особенности организации различных форм агробизнеса.

Системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации. Основные законодательные документы, регулирующие хозяйственную деятельность АПК. Правовые аспекты оформления статуса индивидуального предпринимателя. Порядок проведения и документального оформления эколого-экономического аудита, стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции.

Практическая часть.

1. Контрольное тестирование по изученным темам.

2. Исследовательский блок:



-Правовые аспекты оформления статуса ИП

    1. - Практическая работа «Возможности применения компьютерных технологий в исследованиях. Программы Word, Excel, Power point и др.».

    2. - Индивидуальная работа «Разработка компьютерной презентации».

3. Самостоятельная работа с интернет – ресурсами.

Экскурсия.

КФХ Иванова В.Н.


VIII. Экономика АПК и основы бизнес-планирования. (теория – 2 часа, практика – 2 часа, экскурсии – 4 часа)

Понятие и структура агробизнеса, проблемы его развития и регулирования. Современные формы ведения агробизнеса. Российский и мировой опыт. Особенности функционирования агропредприятий. Процесс планирования агробизнеса. Особенности функционирования малых форм хозяйствования.

Основы бизнес-планирования. Аутсорсинг в АПК. Формы менеджерских решений. Механизмы франчайзинга, понятие франшизы. Опыт зарубежных стран по использованию мер поддержки предпринимательства в аграрной сфере. Обоснования бизнес-проектов. Экономические механизмы повышения доходности предприятий в аграрном производстве.

Практическая часть

1. Практикум «Рентабельность сельскохозяйственного производства – решение заданий».

2. Практическая работа «Проведение маркетингового исследования рынка».

Экскурсия.

ИП Устинова Ю.В. база «Любытино-Хутор»
IX. Индивидуальный проект (теория – 2 часа, практика – 4 часа, экскурсии – 2 часа)
Понятие о проектной деятельности. Работа с литературными источниками. Общее представление о проектной работе. Порядок подготовки, организации и проведения работы. Характеристика отдельных литературных источников. Журнальная статья. Рецензия. Аннотация. Реферат. Учебное и методическое пособие. Справочная литература. Сборник научных статей. Библиографический поиск. Каталог. Виды каталогов. Поиск литературы по обычному и электронному каталогам.

Понятие об актуальности выбранной темы. Постановка проблемы. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование цели. Определение задач. Теоретическая и практическая новизна и значимость исследования. Содержание теоретической части исследования. Содержание практической части исследования. Содержание заключительной части исследования. Формулирование выводов.



Практическая часть

1. Самостоятельная работа по подготовке проектов. Консультации с руководителями.



2.Экскурсии на с/х производства по направлениям проектов.


4. Учебно-тематический план практической части программы




Наименование тем

Часы

I

Введение в программу

2

1.

Вводная диагностика. Тестирование учащихся по биологии и основам сельского хозяйства.

1

2.

Вводная диагностика. Тестирование учащихся по выбору профессии, профессиональной диагностики склонностей и интересов учащихся.

1

II

Понятие, сущность и особенности аграрного производства

2

1.

Семинар «Перспективы развития агропромышленного сектора в Любытинском районе»

1

2.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами по теме

1

III

Природно-ресурсный потенциал сельскохозяйственного производства

2

1.

Практическая работа «Определение типа почв по образцам методом формирования шарика или жгутика, по сыпучести и цвету».

1

2

Самостоятельная работа с интернет-ресурсами

1

IV

Мировой и российский опыт организации аграрных производств, производства с/х продукции и применения технологий в сельском хозяйстве

3

1.

Семинар «Опыт организации аграрного производства в Новгородской области».

1

2.

Практическая работа «Определение вредных насекомых, болезней растений, сорняков».

1

3.

Практическая работа «Виды кормов. Органолептическая оценка качества образцов кормов (зеленые, зерновые, сено, солома, силос, корнеклубнеплоды)».

1

V

Агроэкология

2

1.

Семинар «Проблема охраны земельных ресурсов в Новгородской области».

1

2.

Практическая работа «Определение различных видов минеральных удобрений по внешнему виду с помощью изучаемых в школе простейших химических реакций».

1

VI

Современная сельскохозяйственная техника и оборудование

2

1.

Семинар-практикум «Механизация АПК Новгородской области»

1

2.

Семинар «Потребность в сельскохозяйственной технике малых предприятий АПК Любытинского района»

1

VII

Правовые основы организации малого бизнеса и предпринимательства в АПК

5

1.

Контрольное тестирование по изученным темам.

1

2.

Исследовательский блок:




-правовые аспекты оформления статуса ИП

1

- Практическая работа «Возможности применения компьютерных технологий в исследованиях. Программы Word, Excel, Power point и др.».

1

- Индивидуальная работа «Разработка компьютерной презентации»


1

3.

Самостоятельная работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами по теме проектной работы

1

VIII

Экономика АПК и основы бизнес-планирования

2

1.

Практикум «Рентабельность сельскохозяйственного производства – решение заданий».

1

2.

Практическая работа «Проведение маркетингового исследования рынка».

1

IX

Индивидуальный проект

4

1.

Самостоятельная работа по подготовке исследовательских работ, проектов, их представление и защита

4




Итого часов на практическую часть

24 часа


5. Примерный перечень предприятий АПК и производственной базы предпринимателей, на территории которых планируется проведение экскурсий для учащихся профильных аграрных классов


МОАУ «Любытинская средняя школа»

ООО «Октагон»

Агрофирма «Государь»



КФХ Иванова В.Н.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Программа элективного курса по истории для учащихся 9-х классов
DswMedia -> А. Н. Тихонов, директор Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций
DswMedia -> Программа для подтверждения квалификации медсестер
DswMedia -> Алкоголизм и преступление это два явления общественной жизни
DswMedia -> Российская федерация московская область
DswMedia -> Как писать реферат
DswMedia -> Как я провела осенние каникулы