Ный учебно-исследовательский труд. Исследовательская работа предусматривает изучение обучающимися

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Ный учебно-исследовательский труд. Исследовательская работа предусматривает изучение обучающимися



страница1/2
Дата15.08.2017
Размер0.51 Mb.
ТипИсследовательская работа


  1   2


Принято

на заседании педагогического совета
протокол от 28.08.2014 №11
Председатель С.Н. Лопатина

Утверждено

приказом от 29.08.2014 №242
директор МБОУ Гуляй-Борисовской
СОШ С.Н.Лопатина


Положение

о правилах оформления и порядке и защиты реферата в ходе промежуточной аттестации обучающихся 5-8,10 классов
муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

Гуляй-Борисовской средней общеобразовательной
школы Зерноградского района


1. Общие положения
1.1. Реферат представляет собой заключительный самостоятельный учебно-исследовательский труд. Исследовательская работа предусматривает изучение обучающимися методологии исследовательской работы, систему закрепления знаний и навыков самостоятельного проведения этапов исследования.

1.2. Написание реферата призвано способствовать закреплению знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения, их использованию в исследовательской и практической работе. Написание реферата имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков обучающихся.

1.3. Реферат должен демонстрировать умение автора исследовать выбранную проблему, формулировать и аргументировано обосновывать выдвигаемые положения и тезисы, делать обобщающие выводы и заключения, обосновывать практические рекомендации.

1.4. К написанию реферата допускаются обучающие­ся, успевающие на «отлично» по данному предмету, на протяжении всего курса изучения предмета.
2. Подготовительная работа
2.1. Реферат выполняются обучающимися под руководством преподавателей, при этом процесс выполнения реферата включает несколько стадий:


  1. Выбор темы и ее изучение.

  2. Выявление литературы по теме и ее изучение в контексте решаемой проблемы.

  3. Составление развернутого плана.

2.2. Наличие плана облегчает выполнение практической части и написание текста работы. План исследования содержит общую характеристику предмета исследования, а также основные задачи, стоящие перед обучающимся. Он должен отражать очередность и логическую последовательность намеченных работ, а также наиболее существенные моменты каждого этапа исследования.

2.3. Выполнение самостоятельного теоретического исследования.

Используя различные методы исследования, необходимо провести самостоятельную работу и получить результаты, которые будут анализироваться и интерпретироваться в реферате.

Написание первоначального варианта текста работы. Первый (черновой) вариант реферата обсуждается и согласуется с учителем и редактируется по его замечаниям.

Первые три этапа являются подготовительными, успешность их выполнения оказывает существенное влияние на качество реферата. Все этапы работы отражаются в структуре реферата, так как выполнение каждой операции предполагает результат, который и фиксируется в конкретной части - во введении, разделе по истории проблемы, теоретической разработке.

2.4. Выбор темы

Выбор темы для исследования имеет исключительное значение. При выборе целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как изученность темы, предыдущие исследования обучающегося по этой теме, опыт выступления на научно-практических конференциях с научными сообщениями и т.п.

Темы рефератов должны посвящаться актуальным вопросам теории и практики и соответствовать объему теоретических знаний и практических навыков, полученных по всем дисциплинам учебной программы.

Примерная тематика рефератов разработана учителями школы и рекомендуется обучающимся, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Перечень тем, предлагаемых вниманию обучающихся, не является исчерпывающим. Каждый может заявить тему по своему усмотрению, представив соответствующее обоснование необходимости и целесообразности ее разработки. Тема реферата должна отвечать содержанию заявленного предмета. Для каждого обучающегося назначается научный руководитель (учитель-предметник). План реферата обучающийся согласовывает со своим научным руководителем (учителем), который оказывает научную и методическую помощь на протяжении всего периода работы.



2.5. Отбор и изучение литературы по теме исследования

После определения темы исследования, необходимо провести ее структурно-семантический анализ (выделяются ключевые слова, отражающие сущность темы, рассматривается их смысловое содержание). Для этого используются различные справочные (энциклопедии, словари, справочники), учебные, периодические издания, монографические работы. В результате необходимо четко представлять перечень понятий, терминов, раскрывающих тему, фамилии ведущих ученых и специалистов, занимающихся данной проблемой. Имеющиеся списки литературы в справочных изданиях или какие-либо ссылки на документы в источниках необходимо фиксировать. В итоге намечаются основные контуры темы, круг вопросов, делается предварительный набросок плана.

Изучение литературы целесообразно начинать с работы со справочными изданиями, в процессе которой выясняются содержательные границы темы, выдающиеся деятели, внесшие вклад в разработку проблемы и т.д.

Для определения структуры темы, ее разделов, частей следует обращаться и к учебным изданиям. К данным изданиям относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, практические руководства, практические пособия, учебно-методические пособия, учебные программы, практикумы.

Кроме того, для более тщательного изучения темы обязательна работа с периодическими изданиями и монографиями (научно или научно-популярными изданиями, содержащими полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы).

Работу с литературой целесообразно проводить в два этапа:



  • беглый просмотр содержания книги (название книги, автор, название издательства, выпускные данные, аннотация, предисловие и оглавление, и общее представление о содержании);

  • более детальное изучение научной публикации с конспектированием основных моментов.

Таким образом, результатом проведенной работы должен стать отбор наиболее важной и интересной информации по теме исследования, а также предварительный анализ изученного материала.

3.Общая характеристика реферата.

3.1 Реферат и его структура



Реферат - это индивидуальная итоговая письменная работа обучающегося, носящая исследовательский характер.

В реферате обучающийся должен показать:

- прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

- умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и формулировать предложения;

- навыки проведения анализа и расчетов, владения современной вычислительной техникой;

Структура реферата

Как правило, выделяют следующие составные части:

  1. титульный лист;

2) содержание;

  1. введение;

  2. основная часть

  3. заключение

  4. список использованных источников

  5. приложения.

  6. обозначения и сокращения

3.2 Требования к содержанию структурных элементов

3.2.1 Обозначения и сокращения.

Структурный элемент «Обозначения и сокращения» содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в данной работе. «Обозначения и сокращения» размещаются в конце реферата, после приложений.

3.2.2 Введение



Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема (возможно и гипотеза ее решения), определяется цель работы и основные задачи, подлежащие решению, указывается объект и предмет исследования, используемые методы, изученность проблемы или степень разработанности. Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения.

Проблема исследования формулируется в теме реферата. Обучающийся должен ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Тема должна отражать движение от достигнутого к новому. Тема - это отражение проблемы в ее характерных чертах. Точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование ее актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: почему проблему нужно изучать в настоящее время? Степень разработанности проблемы – содержит результаты изучения документов по теме исследования, в форме краткого обзора и оценки вклада различных ученых и специалистов, занимающихся данной проблемой.

Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать обучающийся.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования. Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать: выявить, разработать, проверить, провести анализ, определить, раскрыть, обобщить, охарактеризовать, обосновать, уточнить, осуществить, систематизировать и т.д.

Объект исследования - это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представле­ние о том, как изучается объект, какие новые отношения, свой­ства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Практическая значимость выбранной темы проявляется во внедрении основных результатов исследования в практику, апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, их использование в учебном процессе и т.д.

Апробация реферата может осуществляться в форме публикаций, выступлений на различных конференциях, заседаниях по теме исследования, написании проектов и т. д..

Таблица 1 – Основные элементы введения

Тема

Особенности реализации экономических интересов в социально-культурной сфере российского общества.

Объект

Социально-культурная сфера российской экономики.

Предмет

Экономические интересы в социально-культурной сфере экономики России в условиях становления новых экономических отношений.

Цель

Раскрытие особенностей реализации экономических интересов в социально-культурной сфере российской экономики.

Задачи

- раскрыть сущность экономических интересов в социокультурной сфере;

- рассмотреть структуру экономических интересов в данной сфере;

- определить основные проблемы взаимодействия индивидуума с социокультурной средой в условиях экономической трансформации общества.

Методы исследования

Структурно-функциональный анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, экономико-статистический метод.

Научная новизна

Выявлены ключевые проблемы взаимодействия индивидуума с социокультурной средой в условиях экономической трансформации общества.

Практическая значимость

Содержащиеся в работе положения могут быть использованы при реформировании социально-культурного сектора Российской Федерации.

3.2.3 Основная часть

Основная часть реферата, как правило, содержит три главы, подразделяемые на параграфы.



Первая глава носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих разработок.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом не ограничиваются констатацией фактов, а выявляются тенденции развития, вскрываются недостатки и причины, их обусловившие, намечаются пути их возможного устранения.

Третья глава является проектной, В ней разрабатываются конкретные предложения и рекомендации. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-й главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт.

Между главами должна быть логическая связь и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

3.2.4 Заключение



В заключении логично, последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, эффективности разработок. При создании заключения следует анализировать поставленные задачи исследования: что решено, каким методом или способом, какие результаты получены, возможности использования в дальнейшем.

Заключение включает четыре части: результаты, выводы, преимущества предложенного варианта решения, рекомендации. Для их описания можно использовать следующие словесные клише.

Результаты:

Из полученных результатов видно, что ...

Главным результатом проведенного анализа следует считать ...

Полученные результаты ... позволяют утверждать, что ...

Выводы:

Итак, можно сделать вывод, что ...

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о ...

В заключение отметим, что ...

Таким образом, можно сделать вывод ...

Преимущества предложенного варианта решения:

Этот способ имеет то преимущество, что ...

Следовательно, преимущества состоят в ...

Рекомендации:

Система может быть рекомендована для ...

Этот метод может быть рекомендован для ...

... может найти применение для...

3.2.5 Приложение



В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, инструкции, заполненные таблицы, методики и т.д.

Объем реферата составляет 20-27 страниц печатного текста.


4. Требования к стилю написания и оформления реферата

4.1 Работа над текстом реферата.

Работа над рефератом начинается с общей оценки ее содержания и построения. Следует посмотреть, насколько логично и последовательно изложен материал, достаточно ли аргументированы отдельные положения, выделены ли основные мысли, удалось ли отчетливо показать, что нового несет в себе работа. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения.

Текст работы должен отличаться логичностью, смысловой законченностью, целостностью и связностью. Серьезное внимание следует уделять языку и стилю. Языковая и стилистическая культура работы позволяет судить об общей культуре ее автора.

Любой текст в обязательном порядке делится на части. Такой прием называют рубрикацией текста. Рубрикация текста работы представляет деление текста на составные части. Рубрикация отражает логику научного исследования и поэтому предполагает четкое подразделение реферата на отдельные логически соподчиненные части.

Заголовки глав и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. В заголовок не рекомендуется включать слова, отражающие общие понятия или не вносящие ясность в смысл заголовка. Не следует включать в заголовок слова, являющиеся терминами узкоспециального или местного характера. Нельзя включать в заголовок сокращенные слова и аббревиатуры.

Рубрикация текста, как правило, сочетается с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения его составных частей. В настоящее время в научных и технических текстах применяется чисто числовая система нумерации, в соответствии с которой номера самых крупных частей произведения (первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) - из двух цифр, третья ступень деления - из трех цифр и т.д. Использование этой системы нумерации позволяет не употреблять слова «раздел», «глава», «параграф» и т.д.

Рефераты являются результатом исследовательской работы, поэтому целесообразно использовать научный стиль русского языка. Сфера научного общения отличается тем, что в ней преследуются цели наиболее точного, логичного, однозначного выражения мысли. Мысль здесь строго аргументирована, ход логических рассуждений особо акцентируется.

В тексте используют авторское «мы», употребляющееся для «скромности» и ради объективности изложения.

Для научной речи характерно использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания. Такая черта научной речи, как точность, выражается в употреблении терминологии, однозначных слов.

Значительно облегчит описание содержания работы использование специальных функционально-синтаксических средств связи («дежурных» фраз, словесных клише), наиболее подходящих для конкретного смысла изложения:




последовательность развития мысли –

например, вначале, во-первых, значит, итак, прежде всего и т.п.;

одновременность

в то же время, вместе с тем, одновременно;

противоречивость

однако, между тем, в то время как, тем не менее, но, в противном случае, в противоположность, в противоречие с, другой, иначе, по-другому;

сравнение

аналогичный, идентичный, наибольший, наилучший, наименьший, по сравнению с ..., точно так, подобным образом;

причинно-следственные отношения

следовательно, поэтому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;

дополнение и уточнение

в дополнение как, в остальном, к тому же, кроме того, больше всего, в большинстве случа­ев, в ситуации, в том числе, в узком

смысле слова, в частности, при (во время);

необходимость

следует, необходимо, нужно, надо;

обобщение, вывод

в общих чертах, в основном, все это, таким образом в результате, значит, как видно, наконец, по результатам, следовательно, так что, таким образом, тем самым;

переход от одной мысли к другой

прежде чем перейти ..., обратимся к...; все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог; следует сказать...;

переход к изложенному выше

вышеописанный, вышеприведенный, полученный, предложенный, предшествующий, приведенный, разработанный, указанный, упомянутый;

акцентирование

важно отметить, тем не менее, однако, но;

перефразирование

другими словами, иными словами, иначе говоря.

Используют следующие виды сокращений.:

  • буквенные аббревиатуры. Составляются из первых букв полных наименований (например, МВФ)

  • сложносокращенные слова (например, госсектор).


4.2 Требования к оформлению текста реферата

Оформление текста работы является заключительным этапом в процессе его выполнения. Соблюдение грамматических и стилистических норм русского языка - главное требование к тексту работы. Особое внимание следует обратить на ясность выражения мыслей и четкость формулировок, точность определений, разнообразие употребляемой лексики, правильное использование специальных понятий и слов. С ее завершением необходимо тщательно выверить текст, точность цифр, используемых цитат, устранить опечатки.

Работа представляется в печатной форме. Печать производится на одной стороне листа белой стандартной односортной бумаги формата А4 (210Ч297 мм) через полтора межстрочных интервала. Размер шрифта - 14 (как правило, шрифт Times New Roman), печать четкая, средней плотности. Иллюстрации и таблицы можно при необходимости печатать с помощью компьютерной техники (и в цвете) на листах формата А4. Фотографии, рисунки, таблицы выполненные в формате меньше чем А4, необходимо наклеивать на листы белой бумаги формата А4.



Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составляет 1,5 см. Отбивку заголовков следует делать через интервалы и выделять полужирным шрифтом. Подчеркивать и переносить слова в заголовке не допускается.

Текст на иностранных языках может быть целиком напечатан или вписан от руки чернилами, тушью или пастой черного цвета (смешивание частично напечатанных букв (цифр) и написанных от руки не допускается). Плотность вписанного текста должна быть максимально приближена к плотности основного изображения. Перед и после тире оставляют по одному пробелу, для отличия его от дефиса. Фамилии, названия учреждений, название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала или в переводе с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.



Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страниц проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер на нем не ставят. Если иллюстрации и таблицы располагают на отдельных листах, то они также включаются в общую нумерацию страниц.

Титульный лист - первая страница, которая содержит основные сведения о работе и ее авторе. Форма титульного листа представлена в приложении 1

На второй странице размещается пояснительная записка, которая выполняет функцию оборота титульного листа (приложение 2).

В приложении 3 приведен пример оформления содержания.

Структурный элемент «Обозначения и сокращения» содержит перечень обозначений и сокращений, который должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, термины, справа - их детальную расшифровку.

Например:

МВФ – Международный валютный фонд;

ТНК – транснациональная корпорация.

Основной текст делят на главы, разделы и подразделы. Заголовки глав и структурных элементов печатают симметрично тексту прописными буквами, не подчеркивая, без точки в конце. Заголовки разделов и подразделов печатают строчными буквами, кроме первой прописной, также симметрично тексту без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя межстрочными интервалами. Главы, разделы начинаются с новой страницы.

Главы, разделы и подразделы следует нумеровать арабскими цифрами без точки. Номер располагают слева от названия и отделяют от него одним пробелом. Нумерацию разделов и подразделов целесообразно строить по индексационной схеме с цифровыми многоступенчатыми номерами.



Например: Номер подраздела «1.1.2» означает первая глава, первый раздел, второй подраздел.

Номера рисунков, таблиц, формул могут быть сквозными по всему тексту или прикрепленными к соответствующей главе.



Таблицы и рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается, или на следующей странице. Название таблицы (рисунка) должно отражать содержание, быть точным, кратким. Название таблицы (рисунка) следует помещать над таблицей (под рисунком) слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире; точку в конце заголовка не ставят.

Например: Таблица 1 - Основные характеристики открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации.

Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. При переносе части таблицы нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не подводят. Заголовок таблицы, слово «Таблица» и ее порядковый номер указывается один раз над первой частью таблицы, а над последующими частями пишется слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При этом повторяется боковик и головка, при размещении рядом - только головка.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Текст в таблице допускается печатать через один межстрочный интервал.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, знаков, математических и химических символов не допускается. Если данные в какой либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Следует избегать вертикальной графы «Порядковый номер». При необходимости нумерации показателей, параметров или других данных порядковые номера проставляются в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием.

На все таблицы и рисунки в тексте должны быть ссылки. При ссылке на таблицу следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. На иллюстрации делаются ссылки либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рисунок 1)», либо в виде оборота типа: «... как это видно из рисунка 1».

В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.



Реферат подшивается в папку или переплетается. Готовой реферат обучающийся направляет учителю (научному руководителю). На подготовку письменной рецензии отводится срок от трех до пяти дней, которая затем вкладываются в реферат.

4.2.1 Правила оформления формул.

Формулы следует вписывать разборчиво. Прописные и строчные буквы, надстрочные и подстрочные индексы в формулах должны обозначаться четко. Рекомендуются следующие размеры знаков для формул: прописные буквы и цифры – 7-8 мм, строчные – 4 мм, показатели степени и индексы – 2-3мм.



Уравнения (формулы) выделяют из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы оставляют не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+). минус (–) , умножения (Ч), деления (ч), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Формулы следует нумеровать арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке (нумерация может быть сквозной по всему тексту или прикрепленной к соответствующей главе). Например:

(1)

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например: ... в формуле (5). Допускается выполнение формул рукописным способом черными чернилами.

4.2.3 Правила написания числительных

Однозначные количественные числительные пишутся словами, например: три основных элемента.

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац.

Количественные имена числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах. Например: до пятидесяти копеек, к семистам рублям и т.д. При записи арабскими цифрами количественные числительные не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: на 10 страницах.

Порядковые числительные пишутся словами, например: седьмой, тридцать девятый и т.д. Исключение составляют случаи, когда написание порядкового номера обусловлено традицией (например, 20-е годы). Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (3 и 4-го элементов), Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому они относятся (в табл. 3, на рис. 4). При записи римскими цифрами для обозначения порядковых номеров столетий, кварталов падежные окончания не пишутся, например: XIX век.

4.2.4 Правила цитирования

Для представления важной информации по теме работы, для подтверждения собственных выводов ссылкой на авторитетный источник в рефератах используют цитаты. Цитата - точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

Используемая цитата должна удовлетворять следующим требованиям:



  1. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажения мысли автора. Какой-либо пропуск обозначается многоточием.

  2. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно производиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

  3. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

  4. Отрывки из критической литературы цитируются только тогда, когда они авторитетно подтверждают или авторитетно дополняют высказанное мнение.

Примеры оформления цитат:

1. Слова автора предваряют цитату:

Как писал в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит: «Государственный деятель, который попытался бы давать частным лицам указания, как они должны употреблять капиталы, обременил бы себя совершенно излишней заботой» [27, с. 87]



2. Слова автора разрывают цитату:

«…обычным средством для увеличения нашего богатства и денег является внешняя торговля – утверждает Томас Мен – При этом мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них» [15,с. 155].

Если в состав цитаты необходимо внести пояснения, без которых взятая вне контекста цитата непонятна, то это пояснение помещается в квадратные [ ] скобки.

4.3.Правила оформления библиографического списка (списка литературы)

Обязательной составной реферата является список литературы, использованной при их создании. Он показывает степень разработанности проблемы и степень ее изученности.

Библиографический список состоит из совокупности библиографических записей, включающих описания использованных или цитированных произведений печати и других документов. Такой список помещается за текстом, связан с конкретными местами текста при помощи так называемых отсылок и обычно имеет простую структуру. Список включает библиографические описания документов, составленные на основе их анализа.

Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики и идентификации документа.

Примеры библиографического описания различных источников

1 Книги

1.1 Однотомные издания

ЮрьевВ.М. Транзитарное хозяйство России: детерминизм экономических интересов / В.М.Юрьев. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 336с. – ISBN 5-279-01865-1

Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

1.2 Многотомные издания

Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. Т. 2. Пер. с англ. / Алан Маршалл. – М.: Прогресс, Универс, 1993. – 310 с.

2 Законодательные материалы

Конституция Рос­сийской Федерации. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с -ISBN 5-94462-025-0.

3 Периодические издания

Абалкин Л.И. Истоки экономического роста / Леонид Абалкин // Экономист. - 2001. - №12. - С. 3-5.

4 Неопубликованные документы (диссертации, авторефераты)

Сипягин О.В. Динамика экономических интересов в условиях многообразия форм собственности: дис. к.э.н. / Олег Сипягин – Саратов, 2000. – 170 с.

Ульянов Г.В. Трансформация отношений и прав собственности экономических организаций: содержание, взаимосвязь, тенденции: автореферат дис. на соискание уч. степени д.э.н. / Геннадий Ульянов – Тамбов,2002. – 44 с.

5 Электронные ресурсы

Симонян Р. Приватизация по-прибалтийски и по-российски. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rusref.nm.ru/indexzexp.htm

Список помещается в конце работы, после заключения. Литературу в списке объединяют в следующие группы: законы и нормативные акты, монографии, периодические издания, неопубликованные документы (диссертации, авторефераты), иностранные издания. Каждая группа нумеруется римскими цифрами, при этом сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами без точки в пределах каждой группы, располагаются в алфавитном порядке и печатаются с абзацного отступа.

Например:

I Законы и нормативные акты

1 Бюджетный кодекс Российской Федерацииот 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Российская газета.- 1998. – 12 августа.

Описания произведений авторов-однофамильцев располагаются обычно в алфавите их инициалов, например:

Свиридов А.К.

Свиридов Л.А.

Свиридов Л.С. и т.д.

Работы одного и того же автора помещаются в алфавите их названий или в хронологии их издания.

Примерное количество источников в списке литературы для реферата — 7-15.

4.4 Оформление ссылок и примечаний

В рефератах встречаются ссылки внутри текста на различные рисунки, страницы, формулы, таблицы, иллюстрации и библиографические ссылки. В этом случае применяют различные сокращения: с. - страница; разд.— раздел; п. - пункт; табл. - таблица; рис. - рисунок; прил. - приложение и др. Ссылки размещают в строке текста или в скобках.

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений (библиографическое описание) о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте издании, произведении печати либо другом документе (его части или группе произведений), необходимых для поиска и идентификации этого произведения печати (документа). Библиографические ссылки в работе оформляются в соответствии с Приложением 2 ГОСТа 7.1-84.

Библиографические ссылки позволяют определять источниковедческую базу исследования, показывать связь новой публикации с предшествующими, создавать представление о научных позициях автора, проверять достоверность приводимых данных, раскрывать приоритет и научную ценность полученных результатов, оберегать авторские права и интересы, бороться с плагиатом.

Ссылка в тексте реферата оформляется путем указания в квадратных скобках группы и порядкового номера цитируемого источника из библиографического списка литературы, например, [I, 9]. Если дается цитата, то принято дополнительно указывать и номер страницы: [IV, 7, с.100]. При ссылке на несколько работ из библиографического списка, если они расположены по порядку, то указывается номер начальной и последней работы через дефис: [III, 3-8]. Если они расположены не по порядку, то используется запятая. [I,3,8,9,27].

Применение внутритекстовых и особенно подстрочных ссылок на источники в курсовых и дипломных работах не рекомендуется.

Библиографические ссылки можно ввести в текст, используя стандартные обороты речи - маркеры. При этом выделяют пять основных видов ссылок:

1. Ссылки, содержащие определение понятия, трактовку термина.

В соответствии с определением, приведенным в [III,15,с. 6] под ... будем понимать...

В словаре ... [II,2] термин «...» определяется как...

Понятие …в современной экономической науке трактуется как... [II,1; 3-6].

2. Нейтральные ссылки, ссылки упоминания

Проблеме... посвящены работы [II, 17-21].

Данный метод ... нашел отражение в работах [II,3,с. 56-78; V,14, с. 21-34].

3. Ссылки-сопоставления.

Известны исследования по ... как отечественных [II,16-25], так и зарубежных ученых [V,2-9].

4. Ссылки-опровержения, отражающие точку зрения автора

Вряд ли можно согласиться с тезисом А.П. Ершова о том, что «...» [III,27, с. 18].

Утверждение авторов статьи [III, 29] о том, что..., является весьма спорным. Предложенный в монографии [II, 14] способ решения проблемы ... страдает рядом недостатков ...

5. Ссылки-соглашения, одобрения, отражающие точку зрения автора

С нашей точки зрения, наиболее удачный подход предложен в работах [7-9].

Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях [III, 54-56] «…».

В некоторых случаях в работах приводятся сведения из других изданий. Если автору работы не удается уточнить цитату по первоисточнику, то такие ссылки, воспроизведенные из других изданий, приводят с указанием источника заимствования, например: «Цит. по:», «Приводится по:». Далее дают библиографическое описание документа. Такая ссылка оформляется как подстрочная.

Заимствование какой-либо информации из различных документов требует обязательной ссылки на этот источник.

Примечания в тексте служат для уточнения данных, приводимых в работе: например, пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации и т.п.

Примечания могут размещаться непосредственно после текста, к которому они относятся. Слово «Примечание» печатают с прописной буквы с абзацного отступа в разрядку, не подчеркивая; после слова «Примечание» ставят точку.

В подстрочных примечаниях (в конце страницы) слово «Примечание» не приводится. Текст примечания отделяется от основного текста сплошной чертой. Примечания также связываются с основным текстом при помощи знаков сноски (порядковый номер, «звездочка»), приводимых на месте верхнего правого индекса. Примечания выполняют несколько функций. Они указывают источник цитаты; отсылают к дополнительным источникам; указывают параллельные места в работе и в других работах, В примечаниях подтверждаются мысли из основного текста. В этом случае приводятся цитаты, дополнительные аргументы, которые нежелательно вставлять в сам текст, чтобы не нарушать ход рассуждений. Примечания используют и для перевода тех слов, которые в тексте приводятся на иностранном языке или, наоборот: в сноске приводят термин на языке оригинала.

  1   2

  • Положение о правилах оформления и порядке и защиты реферата в ходе промежуточной аттестации обучающихся 5-8,10 классов
  • 2. Подготовительная работа
  • 3.Общая характеристика реферата.
  • «Обозначения и сокращения»
  • Степень разработанности проблемы
  • 3.2.3 Основная часть
  • 4. Требования к стилю написания и оформления реферата
  • Главы, разделы начина
  • Однозначные количественные числительные
  • Библиографическое описание
  • Примеры библиографического описания различных источников
  • Библиографическая ссылка