Методическое пособие для учителей биологии к курсу «Биологическое краеведение. Оренбургская область»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методическое пособие для учителей биологии к курсу «Биологическое краеведение. Оренбургская область»



страница1/6
Дата19.08.2017
Размер1.07 Mb.
ТипМетодическое пособие


  1   2   3   4   5   6
Рабочая образовательная программа

курса «Биологическое краеведение. Оренбургская область»

(авт. Мишакова, В.Н., Квасникова, Л.А.)
Рабочая образовательная программа составлена к курсу «Биологическое краеведение. Оренбургская область». Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) в 6 (или 5, или 7) классе.

Для реализации данной программы для учителей биологии и учащихся разработаны следующие учебно-методические материалы:




  1. Мишакова, В.Н., Квасникова, Л.А. и др. Биологическое краеведение. Оренбургская область: учебное пособие / В.Н. Мишакова, Л.А. Квасникова, З.Н. Рябинина, А.В. Давыгора. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2014. – 69 с.

  2. Мишакова В.Н., Квасникова Л.А. Рабочая тетрадь для учащихся к учебному пособию «Биологическое краеведение. Оренбургская область».

2. Мишакова В.Н., Коркина Н.Е., Квасникова Л.А. Поурочное планирование: методическое пособие для учителей биологии к курсу «Биологическое краеведение. Оренбургская область».

3. Компакт-диск «Презентации к урокам по курсу «Биологическое краеведение. Оренбургская область», фрагменты учебных фильмов и пособий по методам организации краеведческих исследований / сост. В.Н. Мишакова, Н.Е. Коркина, Л.А. Квасникова.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа разработана в связи с внедрением регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных организаций Оренбургской области (приказ министерства образования Оренбургской области от 19.07.2013 № 01-21/1061) в соответствии с положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе – требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования обучающихся, выработки у них коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.

Рабочая образовательная программа «Биологическое краеведение. Оренбургская область» содержит в себе краеведческий материал для учащихся 6 класса (или 5, или 7) класса. Общий объём курса – 34 часа, 1 час в неделю. Данная программа носит интегрированный характер, объединяет биологию, географию, экологию.

Цели биолого-краеведческого образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, личностном, метапредметном и предметном.

Глобальными целями биолого-краеведческого образования являются:


  • социализация – общность как носителей норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром родной живой природы;

  • приобщение к экологической культуре взаимоотношений между живыми организмами и окружающей средой на популяционном, биогеоценотическом уровнях как системе ценностей, накопленных обществом в процессе развития биологических
    сообществ.


Помимо этого, биолого-краеведческое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей – формирование ценностного отношения к живой природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

  • формирование культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Концептуальной основой данного курса являются идеи:

  • преемственности биологического и экологического образования;

  • интеграции учебных предметов (экологии, биологии, географии);

  • соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников;

  • личностной ориентации содержания образования;

  • деятельностного характера образования и направленности содержания на развитие универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач по сохранению природы Оренбургской области.

ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс «Биологическое краеведение. Оренбургская область» изучается на ступени основного общего образования и направлен на формирование у обучающихся экологической культуры, развитие умений и навыков сохранения природных богатств, уважительное отношение ко всему живому, воспитание чувства любви к малой Родине.

Отбор краеведческого материала проведен с учетом экологического и культурологического подходов. В связи с этим, учащиеся должны освоить содержание, которое имеет наибольшее значение для сохранения окружающей среды.



«Биологическое краеведение. Оренбургская область» как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний краеведческой направленности;

  • овладение научным подходом к решению учебно-познавательных, учебно-практических биологических задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать учебные задания, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять знания, полученные экспериментальным путем, и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к
    окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития Оренбургской области.

МЕСТО КУРСА


В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Курс «Биологическое краеведение. Оренбургская область» разработан в соответствии с региональным базисным учебным планом для учащихся 6 класса. Возможно преподавание курса в 5 или в 7 классе за счет часов школьного компонента. Общее число учебных часов за 1 год обучения – 35 (1 час в неделю).

Содержание курса является одним из компонентов краеведения в основной школе и представляет собой биологическое звено в системе краеведческого образования.


ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ КУРСА

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие метапредметные связи целесообразны на всех этапах обучения биологии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА:



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате освоения курса учащиеся получат представление о многообразии живых организмов фауны и флоры Оренбургской области, геологической истории, особенностях гидрогеологии и почвообразования, о памятниках природы, источниках загрязнения окружающей среды; мероприятиях, направленных на снижение влияния окружающей среды на здоровье человека.
Личностные результаты:

  • личностные действия учебно-познавательной мотивации;

  • нравственно-этическое оценивание природы родного края;

  • формирование личного позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в экосистеме.


Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  1. Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели.

  1. Универсальные логические действия:

  • использование элементов системного подхода в объяснении сложных природных явлений;

  • анализ растительных и животных объектов региона с целью их изучения;

  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений при изучении растительных и животных объектов региона;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. Действия по постановке и решению проблем:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельный выбор способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками в процессе создания проектов и исследовательских работ;

  • сотрудничество в поиске и сборе информации при изучении природы родного края;

  • умение выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – учитель – родитель).


Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • планирование своих природоохранных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

  • вносение коррективов в действия в случае расхождения результатов при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач краеведческой направленности с поставленной целью;

  • использование в работе простейших приборов и инструментов при выполнении практических и исследовательских работ;

  • оценивание своей деятельности по критериям и параметрам совместно с учителем.


Предметные результаты:

Базовый уровень

Учащиеся должны знать:



  • определения основных экологических понятий по краеведению;

  • типы взаимодействий организмов;

  • разнообразие биотических связей, количественные оценки взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

  • законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

  • отношения организмов в популяциях;

  • строение и функционирование степных и лесостепных экосистем Оренбургской области;

  • саморазвитие экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

  • биологическое разнообразие как важнейшее условие устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

  • биосфера как глобальная экосистема (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

  • место человека в экосистеме родного края (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

  • динамика отношений системы «природа – общество»;

  • современные проблемы охраны природы Оренбургской области (аспекты, принципы и правила, правовые основы охраны природы);

  • современное состояние, использование и охрана растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга Оренбургской области, ее значение в охране редких и исчезающих видов растений);

  • рациональное использование и охрана животных (прямое и косвенное воздействия человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничьих, промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги Оренбургской области в охране редких и исчезающих видов животных).


Повышенный уровень

Учащиеся должны уметь:



  • решать биологические и экологические задачи краеведческой направленности;

  • использовать количественные показатели при обсуждении экологических вопросов;

  • объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

  • строить графики экологических зависимостей;

  • применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

  • определять уровень загрязнения почвы, воздуха и воды;

  • устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

  • объяснять значение устойчивого развития природы и человечества;

  • прогнозировать перспективы устойчивого развития природы и человечества;

  • проявлять устойчивый интерес к пониманию и разрешению региональных экологических проблем;

  • проявлять активность в организации и проведении экологических акций;

  • уметь вести диалог и находить компромиссное решение не с точки зрения силы одной из противоборствующих сторон, а с позиции возможности устойчивого развития биосферы и сохранения жизни на Земле во всех ее проявлениях;

  • представлять результаты работы в виде сообщений, докладов, рефератов, исследовательских работ и презентаций;

  • узнавать и определять растения и животных родного края, проводить простейшие исследования и правильно действовать в конкретной ситуации;

  • соблюдать правила охраны окружающей среды.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение – 1 ч.

Краеведение – наука о местности, в которой мы живем. Основные направления краеведческой работы. Науки, связанные с краеведением: география, биология, геология, история, метеорология. Предмет биологического краеведения.



*Практическая работа с картографическим материалом, видеоматериалом, фотографиями природы родного края.
I. Геологическая история и природные памятники Оренбургской области – 2 ч.

Географическое положение, климат и почвы Оренбургской области.

Особенности степного почвообразования и основные типы почв. Характеристика почв области. Красота и величие Оренбургских степей и пойменных лесов. Памятники природы.

*Экскурсия. Изучение местных экосистем: лес (лесополоса), степь (луг, поляна), водоем (река, пруд, озеро).
II. Изучение природы. Методы изучения родного края – 3 ч.

Основные методы исследования природы. Метод полевых наблюдений. Литературный метод. Сравнение. Описание. Измерение. Метод полевого сбора. Картографический метод. Статистический метод. Визуальный метод. Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами. Фотографирование и киносъемка. Поиск информации о родном крае в краеведческой литературе и Internet. Фенология. Основные понятия и термины фенологии. Феносигналы. Фенологические наблюдения. Понятие о биоиндикации. Организмы – индикаторы загрязнения окружающей среды.



*Экскурсия. Природа родного края и методы ее исследования.
III. Флора родного края – 9 ч.

Разнообразие растений. Общая информация о флоре. Зональность. Ярусность. Растительность лесостепной, степной и полупустынной зон. Пойменная растительность. Водные растения. Связь строения растений со средой обитания. Водоросли, мхи, папоротникообразные. Голосеменные, покрытосеменные.

Природные достопримечательности растительного мира Оренбуржья. Значение и роль растений в природе. Изучение флоры родного города или поселка. Наиболее важные и интересные растительные объекты и сообщества окрестностей населенного пункта.

Сезонные изменения в жизни растений. Фенологические наблюдения.

Дикорастущие, ядовитые, лекарственные и пищевые растения Оренбургской области. Редкие и исчезающие виды. Охрана растительного мира.

*Практические работы:

1. Изучение дикорастущих, ядовитых, лекарственных трав края по гербарным экземплярам.

2. Правила сбора, хранения, заготовки растений.

3. Приготовление травяных и лекарственных чаев, настоев.

4. Составление рефератов, сообщений, докладов о растениях своего района и области.

*Экскурсия. Изучение флоры своего города или поселка. Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
IV. Грибы и лишайники – 3 ч.

Биологическое разнообразие грибов, правила сбора грибов.

Лишайники, их многообразие. Лишайники – биоиндикаторы чистого воздуха. Практическое значение грибов и лишайников.

*Экскурсия. Растения. Грибы и лишайники местного биотопа.
V. Фауна родного края – 9 ч.

Общая характеристика фауны Оренбургской области. Особенности животного мира Оренбуржья. Животные лесостепной, степной и полупустынной зон. Водные животные. Связь строения животных с природной средой и образом жизни.

Основные группы животных: беспозвоночные (моллюски, насекомые, ракообразные, паукообразные); позвоночные (рыбы, земноводные, рептилии, птицы, млекопитающие). Природные достопримечательности животного мира Оренбуржья.

Сезонные изменения в жизни животных. Фенонаблюдения за животными. Промысловые животные области. Охраняемые животные нашего края (животные, занесенные в Красную книгу, редкие и исчезающие виды). Опасные животные (клещи, насекомые, змеи, земноводные). Правила поведения в природе (меры предосторожности и первая доврачебная помощь).



* Практические работы:

1. Изучение следов жизнедеятельности животных края.

2. Практическая работа со школьными определителями растений и животных.

3. Составление списков местных животных и растений.

*Экскурсия. Животные родного края.

*Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных своего района.

*Наблюдения за птицами.


VI. Охрана природы родного края – 2 ч.

Защита животных, растений, природных комплексов. Защита малых рек и родников. Система охраны природы (законодательство, государственные и общественные организации по охране природы, Красная книга, охраняемые территории). Организации, занимающиеся охраной природы. Экологическая пресса области. Мероприятия по охране природы. Очистка сточных вод. Леса и лесное хозяйство области. Регуляция охоты. Виды охраняемых территорий: заповедники, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, национальные парки и др. Охраняемые территории Оренбургской области. Степной заповедник «Оренбургский».

*Составление Красной книги своего района.


Каталог: Text
Text -> Девиантное поведение: понятия, разновидности, механизм возникновения
Text -> Хроническая артериальная недостаточность
Text -> «Приобщение обучающихся к этнокультурному образованию в современных условиях»
Text -> Регулирование работы газовых скважин на завершающей стадии разработки залежей по результатам экспериментальных исследований газожидкостных потоков в вертикальных трубах
Text -> Совершенствование гидродинамического моделирования промысловых газосборных сетей, транспортирующих газожидкостные смеси
Text -> Вопросы к экзамену кандидатского минимума «История и философия науки»
Text -> Программа дисциплины «основы культуры химического языка и терминологии»
Text -> Программа по биологии для учащихся старших классов в условиях дополнительного образования
Text -> Лекция №4 для студентов 3 курса стоматологического факультета
Text -> Древний иран
  1   2   3   4   5   6

  • Метапредметные результаты