Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. 62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. 62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература

Скачать 390.29 Kb.


страница1/3
Дата19.08.2017
Размер390.29 Kb.
ТипПрограмма

Скачать 390.29 Kb.

  1   2   3
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б3.Б.15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература (2 курс, 3 семестр)
2. Автор программы: канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии Иванова Л.Л.
4. Цели освоения дисциплины

Цель курса – выявить и охарактеризовать специфику литературного процесса в России в первые десятилетия 19 столетия.

Задачи курса – показать становление нового литературного направления (романтизм) в контексте творческого соперничества с классицизмом и сентиментализмом; дать характеристику литературному направлению романтизм; объяснить своеобразие ведущих романтических жанров; охарактеризовать творчество К. Батюшкова, В. Жуковского, И. Крылова, А. Бестужева-Марлинского, К. Рылеева, А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя, М. Лермонтова, В. Белинского; дать общую характеристику поэзии пушкинского круга (П. Вяземский, А. Дельвиг, Н. Языков и т.д.), романтической прозе (Н. Полевой, Ф. Булгарин, А. Одоевский, Н. Павлов и т.д.); показать своеобразие литературы романтизма; показать постепенное вызревание реалистической направленности в творчестве крупнейших представителей данного периода; объяснить какие обстоятельства общественной жизни, литературного процесса способствуют утверждению принципов реализма в русской литературе в 30-40-е годы.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Программа «История русской литературы: часть 2» написана в соответствии с уровнем требований, предъявляемых к вузовскому курсу истории литературы. В ней сочетается общая характеристика литературного процесса на уровне историко-культурного и философского обобщения и анализ творчества ряда отдельных писателей, в творчестве которых отразились основные черты эпохи. В программе учитывается новейший литературоведческий материал. Она написана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и рассчитана на подготовку студентов факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций по направлению 032700.62 Филология, профиль «Отечественная филология: русский язык и литература». В связи с этим в программе излагается ряд лекционных тем, дается система вопросов для подготовки практических занятий, для самостоятельного овладения содержанием курса. В программе нашли отражение и методическое обеспечение курса, система контрольных вопросов и заданий. Место курса в общей системе подготовки специалиста обусловлено принципом преемственности. Курс «История русской литературы: часть 2» является начальным звеном в изучении студентами-филологами необыкновенно богатого талантами, гениальными художественными прозрениями, чрезвычайно широкого по охвату философских, социальных проблем, по объему художественного материала столетия в истории русской литературы.


6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОК-9: способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ПК-1: способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

ПК-5: способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные этапы литературного развития в России в первой трети 19 века, этапы творческого развития, основные темы в творчестве крупнейших русских писателей первой половины 19 столетия, какие значительнейшие литературные объединения существовали в этот период в России, какое значение в успехах литературы имела журналистика, специфические признаки романтизма как литературного направления, своеобразия реализма А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.

2) Уметь: охарактеризовать объективные причины появления романтизма, назвать его отличительные черты; показать, как романтический метод реализуется в художественных произведениях первых десятилетий 19 века русских писателей; объяснить реалистическую основу произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, написанных на втором этапе творческого развития; назвать основные мотивы творчества крупнейших писателей начала 19 столетия; проанализировать художественные произведения в единстве формы и содержания и определить идейно-тематическое содержание.

3) Владеть: навыком работы с критической литературой, навыком анализа художественного текста, навыком выразительного чтения.

7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___9___ зачетных единиц


(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

_____324______ часа.




№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ



Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*




1.

032700 Филология

Профиль Отечественная филология: русский язык и литература, очная форма обучения



2

3

162/4,5

60

12

20

40

-

102

-




8. Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Часов на СРС

1.

Общая характеристика русской литературы 1 половины 19 века. Поэты предпушкинской и пушкинской поры.

14/-

4

10




18
















2.

Творчество А.С. Пушкина как вершина русской литературы 19 в.

16/4

6

10




18
















3.

Творчество М.Ю. Лермонтова. Романтические и реалистические тенденции. Лирика. Проза. Драматургия.

12/4

2

10




18
















4.

Творческий метод Н.В. Гоголя. Романтизм Гоголя. Реалистические тенденции. Драматургия, ее новаторство. «Мертвые души» как вершина творчества.

12/4

6

6




30
















5.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» как пролог к русской литературе 19 века.

6/-

2

4




18

















9. Содержание разделов дисциплины

Общая характеристика литературы первой трети 19 века. Связь литературной жизни с событиями войны 1812 года, движения декабризма и его поражением в 1825 году. Периодизация. Литературные объединения начала века. Деятельность «Беседы» и «Арзамаса». Характеристика романтизма как литературного направления/

Литературное творчество В.А. Жуковского.

Творческий путь К.Н. Батюшкова.

Литературное творчество декабристов. Поэзия, проза.

Творчество К.Ф. Рылеева.

Басенное творчество И.А. Крылова.

Жизнь и творчество А.С. Грибоедова. Статья В.Белинского «Горе от ума» сочинение А. Грибоедова. И.А. Гончаров о комедии Грибоедова.

Жизненный путь А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

Романтическая поэма, ее жанровые особенности, ее место в творчестве А.С. Пушкина. Трагедия «Борис Годунов» - свидетельство исторического мышления поэта.

История создания романа «Евгений Онегин». Жанровое своеобразие произведения. Сюжетно-композиционные особенности. Образы главных героев. Калейдоскопичность в изображении разных сторон и национальной жизни, и душевной жизни отдельных людей. 8-ая и 9-ая статья из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Белинского.

Пушкинская проза. Цикл «Повестей Белкина» - предощущение литературы нового качества. Философское, социальное, литературное содержание цикла. «Капитанская дочка» - стремление к осмыслению объективных законов исторического развития.

Творческий путь М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта. Основные поэмы и драмы Лермонтова – романтика. «Песня про купца Калашникова» - образец реалистической поэмы в творчестве Лермонтова. В.Белинский «Стихотворения Лермонтова».

Проза М.Ю. Лермонтова («Вадим», «Княгиня Лиговская»). Идейно-тематическое богатство романа «Герой нашего времени». В.Белинский о романе «Герой нашего времени».

Творческий путь Н.В. Гоголя. Проблема творческого метода в циклах «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В. Белинский о раннем творчестве Гоголя.

Комедия «Ревизор», ее социальное и субстанциальное содержание. Значение «Развязки «Ревизора» в понимании идейного содержания комедии. «Женитьба», «Игроки». Их место в творчестве Гоголя.

Петербургские повести как новый этап в творческом развитии писателя. В.Белинский о раннем творчестве Гоголя.

Замысел и воплощение: поэма «Мертвые души». Художественно-выразительные средства в обрисовке образов помещиков и чиновничества. Композиция первого тома поэмы. Образ Чичикова, история деградации человека.



Проблема второго тома «Мертвых душ». Идейное содержание сохранившихся глав второго тома. Место «Выбранных мест» в раскрытии авторского взгляда. В.Белинский о поэме. «Письмо к Гоголю».
10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы.

1.

Творчество К. Языкова, Е. Баратынского, Н. Батюшкова

Подготовка к практическим занятиям

10

Собеседование

2.

Поэты-декабристы

Подготовка к практическим занятиям. Проведение коллоквиума «Становление жанра исторического романа»

6

Собеседование

3.

К. Рылеев «Войнаровский», Е. Баратынский «Эдда», В. Жуковский «Ундина», А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

Подготовка к практическим занятиям. Коллоквиум по теме «От романтизма к реализму» - 4 занятия

4

Доклады и рефераты

4.

Драматургия А.С. Пушкина





10

Форум. Обсуждение


5.

Драматургия М. Ю. Лермонтова




10

Форум. Обсуждение


6.

Драматургия Н.В. Гоголя





10

Сочинение. Рецензия. ИАФО


7.

В.Г. Белинский о русской литературе 1 половины 19 века





6

Конспектирование


8.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»




4

Заучивание наизусть



11. Образовательные технологии
Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

2.

Драматургия А.С. Пушкина. Обсуждение на форуме ДО. Кейс-метод. Просмотр спектаклей.

3.

Драматургия М.Ю. Лермонтова. Обсуждение на форуме театральных версий пьесы «Маскарад».

4.

Просмотр спектаклей и написание рецензии на «Ревизора», «Женитьбу», «Ингроки». По выбору студентов.


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.
ЭЛЕГИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 в.

(НА ПРИМЕРАХ ЭЛЕГИЙ В.А. ЖУКОВСКОГО)




  1. Тематика и основные мотивы элегий В.А. Жуковского.

1. «Теон и Эсхин» - программное произведение.

2. Тема природы и тема смерти в элегиях «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка».



3. Элегия Жуковского - размышление о жизни человека. Какие мотивы в связи с этим включают указанные элегии? Какие идейно-эстетические задачи выполняют зарисовки природы? Какое содержание несут картины осени и вечера? образы прошлого и воспоминания? Выделить эти образы в элегиях.


  1. Особенности элегического стиля В.А. Жуковского:

  1. Эмоционально-лирический принцип изображения природы («пейзаж души»).

  2. Уныло-созерцательная, кроткая личность лирического героя, отражающаяся в лексическом и образном строе (преобладание светлых, мягких тонов; умиротворяющих образов; зыбкость, неопределенность их)- показать на примерах из элегий.

Для самостоятельной работы: В.А. Жуковский «Ундина». Художественный замысел и воплощение. Романтизм, его принципы и поэтика.

Вопрос для коллективного обсуждения: В чем национальное своеобразие поэзии В.А. Жуковского?
ЛИТЕРАТУРА:


  1. Б.П. Городецкий. Русские лирики. – Л., 1974. – С.38 -68.

  2. И.М. Семенко. Жизнь и поэзия Жуковского. - М.

  3. Г.А. Гуковский. Пушкин и русские романтики. – М., 1995. – С. 33-73.

  4. Ю.В.Манн. Поэтика русского романтизма. - М., 1975; либо Ю.В. Манн. Динамика русского романтизма. – М., 1995.

  5. Е.А. Маймин. О русском романтизме. - М., 1975 (глава о Жуковском).

  6. Проблемы русского романтизма. - Ярославль, 1966 (из статьи М.М. Уманской). - С.3-7, 13-14.

  7. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л., 1974 (глава «Школа гармонической точности»). В сокращенном виде идеи книги вошли: вступительная статья к книге «Поэты 1820-1830-х гг.» - Л., 1972. - т.1. (С. 5-17).

  8. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. - М., 1969. - С. 64-90-100.

  9. Русский романтизм. - Л., 1978 (К.Н. Григорьян. Ультра-романтический род поэзии).

  10. К истории русского романтизма. - М., 1973 (статья об элегии).

  11. Б.М.Эйхенбаум. О поэзии. - Л., 1969 (гл. о Жуковском).

  12. В.А. Жуковский и русская культура. – Л., 1987.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЗМА ДЕКАБРИСТОВ.


  1. Историческая тематика в думах К.Ф. Рылеева. Раскрыть на примерах дум «Рогнеда», «Волынский», «Дмитрий Донской», «Иван Сусанин».

  2. Условность историзма в эстетической системе декабристов. Проследить на примерах из названных дум особенности характера героев, взятых из различных исторических эпох. Насколько соответствует исторической эпохе проблематика речей героя, особенности его мышления, психологии, манеры речи, особенности поведения. Определить степень соответствия созданного характера историческому прототипу. С этой целью сопоставить образ Волынского, созданный в думе, и особенности личности исторического Волынского и думу «Рогнеда» с рассказом об этой героини из «повести временных лет».

Для самостоятельной работы: Жанр высокой поэмы в творчестве декабристов. К.Ф. Рылеев. «Войнаровский».

а) проследите по тексту, как раскрывается характер героя. проведите связь в построении образа с общеромантической поэмой. байронические черты в герое. национальное своеобразие его. проследите за особенностями речи героя.

б) дайте анализ сюжета с позиции романтической эстетики.

в) определите специфические романтические черты жанрово-композиционной системы «Войнаровского» и ее своеобразные признаки.


ЛИТЕРАТУРА:


  1. Е.А. Маймин. О русском романтизме. - М., 1975.

  2. Поэты-декабристы. - Л., 1960 (вступит. статья И.М. Семенко. Поэтическое наследие декабристов)

  3. История русской литературы в 10-и томах. - М. -Л., 1960. - Т. 6.

  4. Б. Мейлах. Литературно-эстетическая программа декабристов // его же. Вопросы литературы и эстетики. - Л., 1958.

  5. Литературное наследие декабристов. - Л., 1975.

  6. Русский романтизм. - Л., 1978. (статья Гуляева. О природе декабристского романтизма) - С. 37-58.

  7. А.В. Архипова Литературное дело декабристов. – Л., 1987. – С. 73-79.

  8. В.И. Сахаров. Под сенью дружных муз. – М., 1984.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
ЖАНР РОМАНТИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА (А.С. ПУШКИН «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК», К.Ф. РЫЛЕЕВ «ВОЙНАРОВСКИЙ»).


  1. Главный герой романтической поэмы:

поэтизация свободолюбивой личности; соединение свободолюбивых устремлений с разочарованностью, унынием. Сопоставить в этом плане Пленника и Войнаровского. В чем своеобразие героя Рылеева?

2. Художественная структура романтической поэмы, лиро-эпической по своим особенностям:

а) Тяготение к моногеройности в «Кавказском пленнике» и разрушение этого принципа в «Войнаровском»;

б) Лирическая манера повествования. Пушкинско-байроническая система воплощения главного героя. определите «Войнаровского» с этих позиций.

в) Идейно-художественная роль посвящения и эпилога. как это представлено в «Войнаровском»?

г) «Вершинность», фрагментарность композиции. Как этот принцип выдерживается в «Войнаровском»?



Для самостоятельного изучения: Ср. с поэмой Е. Баратынского «Эдда» (доклад студента)

Вопрос для коллективного обсуждения: Определите черты романтизма в поэмах различных авторов первой половины 19 века.
ЛИТЕРАТУРА:

См. литературу к практическому занятию № 2.

Ю.В. Манн. Динамика русского романтизма. – М., 1995. – С. 31-53.

Н.Н. Скатов. Пушкин. – Л., 1991. – С. 120-133.

С.Д. Селиванова. Над пушкинскими рукописями. – М., 1980. – С. 32-125.


Каталог: files -> kafrus -> metod
metod -> Литература XX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
metod -> Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование
metod -> Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
metod -> Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 7 Литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
metod -> Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 15 Устное народное творчество для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое образование, профили Русский язык. Литература
metod -> Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. А. Лукова. М., Наука, 1999 г
metod -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 8 История русского языка: историческая грамматика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 032700. 62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература
metod -> Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 6 История русского языка: история русского литературного языка для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
metod -> Литература для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
metod -> Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050300. 62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература
  1   2   3

  • 4. Цели освоения дисциплины
  • 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
  • 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-9
  • Владеть
  • 8. Содержание дисциплины
  • 9. Содержание разделов дисциплины
  • 10. Темы для самостоятельного изучения
  • 11. Образовательные технологии Интерактивные формы занятий
  • 12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.
  • Для самостоятельной работы
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.
  • Для самостоятельного изучения